УДК 346 DOI: 10.22394/2074-7306-2020-1-4-169-174
СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: ПОДХОДЫ К ФОРМАЛИЗАЦИИ
Шапсугова кандидат юридических наук, доцент
Мариетта Старший научный сотрудник сектора предпринимательского и
Дамировна корпоративного права Института государства и права РАН e-mail: [email protected]
Аннотация
Актуальные проблемы правового регулирования семейного предпринимательства, возникающие на стыке семейного и гражданского, семейного и предпринимательского права актуализируют законодательную повестку в данной сфере. Легализация семейного предпринимательства может осуществляться как по пути придания ей особой правосубъектной формы, так и по пути создания специального правового режима осуществления предпринимательской деятельности членами семьи.
В статье анализируются оба способа формализации предпринимательских отношений с участием членов семьи. В первом случае в исторической ретроспективе рассмотрен опыт регулирования семейных предприятий по закону РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», крестьянских (фермерских) хозяйств, зарубежный опыт. В контексте правового режима семейного предприятия проанализирован законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятия "семейное предприятие".
Ключевые слова: семейное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство, малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, гражданин как субъект предпринимательского права, семья
Семью можно рассматривать как форму индивидуальной жизнедеятельности человека [1, с. 3].
Первые известные семейные династии российских предпринимателей начали складываться в едином московском государстве при царе Иване Грозном. В XV веке начинается формирование династии Строгановых, Никитниковых, Шориных, Све-тешниковых, Веневитиновых. К началу XVIII относится зарождение купеческих династий Морозовых, Рябушинских, Прохоровых, Горбуновых, Скворцовых, Демидовых [2, с. 10-22; 3, с. 11-12].
В наше время семейное предпринимательство рассматривается как обладающая признаками инициативы, самостоятельная, осуществляемая систематически, под собственный риск и имущественную ответственность деятельность членов семьи в любой организационно-правовой форме, установленной законодательством, осуществляемую в целях получения прибыли, для удовлетворения социально-экономических, имущественных потребностей и интересов семьи. [4, с. 12-13]. Значимость семейного предпринимательства в решении социальных проблем выражается в его функциях. Семейное предпринимательство оказывает значительное влияние на демократизацию рыночных отношений. Немаловажна его роль и в формировании «среднего класса», который формируется через повышение предпринимательской активности граждан. Развитие семейного предпринимательства коррелирует с ростом самозанятости, способствует снижению социальной напряженности. В рамках семейного предприятия происходит вовлечение несовершеннолетних в трудовую деятельность и популяризация предпринимательства в среде молодежи, осу-
ществляется создание новых рабочих мест, в том числе для инвалидов, пенсионеров. Таким образом семейное предпринимательство способствует прогрессу и в сфере социального предпринимательства [5, с. 8].
В сфере семейного предпринимательства проявляется тенденция формирования устойчивых межотраслевых связей между семейными, корпоративными и предпринимательскими отношениями, а также организационных и трудовых взаимосвязей между членами семьи, приоритетными среди которых являются семейные [6; 7, с. 409-424].
Как одну из форм семейного бизнеса можно рассматривать семейное предприятие.
Создание семейных предприятий предусматривалось Законом РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (далее - закон о предприятиях) [8]. Согласно данному закону семейные предприятия представляли собой организационно-правовую форму индивидуального частного предприятия, принадлежащего членам семьи на праве общей долевой собственности, если иное не предусматривалось договором между ними (ч.1 ст. 8). Имущество предприятия формировалось из имущества и доходов семьи, либо приобретения семьей государственного или муниципального предприятия, ответственность собственников предприятия регламентировалась его уставом.
По схожей модели устроено предпринимательство супругов в Республике Казахстан. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан оно является формой совместного предпринимательства, осуществляемой на базе совместной собственности. Семейное предпринимательство также образуется на основе совместной собственности крестьянского хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище.
В современном российском праве закреплена правосубъектная форма семейного бизнеса - крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Одним из признаков такого хозяйства является родство и (или свойство) его членов. Имущество фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с данным законом, принадлежит его членам на праве совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Развитие семейного предпринимательства является одним из приоритетов государственной политики, гармонизации публичных и частных начал в данной сфере [10, с. 26-41].
Так, развитие семейного торгового бизнеса признано основным направлением развития потребительского рынка [11].
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р предусматривает решение задачи по развитию экономической самостоятельности семьи и созданию условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции, в том числе развитие предпринимательства и обучение членов семьи основам семейного предпринимательства и ведения бизнеса.
Учитывая высокую общественную значимость семейного предпринимательства, неудивительно, что понятие и признаки семейного предприятия уже длительное время вырабатываются наукой, в первую очередь экономической.
Предлагается легальность семейно-родственной связи участников семейного предприятия прослеживается в степени родства с главой семьи и его супругом (супругой) [4, с. 16]. Полагаем такой взляд узким, поскольку не всегда глава семьи явля-
ется главой семьи (бенефициаром семейного бизнеса). Им может быть и не старший член семьи.
Кроме того, в качестве признака семейного бизнеса предлагается рассматривать личное трудовое участие членов семьи. В таком случае критерием, свидетельствующим о таком участии может стать среднесписочная численность лиц, объединенных семейно-родственными связями: среди работников субъекта малого и микропредпринимательства - не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда - не менее 30%, а родство определяется не по руководителю предприятия, а по главенству в семье [4,с.16].
Учитывая стратегическую важность семейного предпринимательства для формирования среднего класса, а также в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. N Пр-1204 и поручением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2019 г. N СА-П13-5683 Минэкономиразвития был подготовлен Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятия "семейное предприятие" [12].
Разработчикам законопроекта развитие семейного предприятия видится не по пути создания новых организационно-правовых форма, но по пути придания особого статуса существующим предприятиям. Само включение норм о семейных предприятиях в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [13]1 (далее- закон о развитии малого и среднего предпринимательства) означает их отнесение к э той категории субъектов предпринимательства.
Предполагается, что с принятием законопроекта будет создана правовая база для оказания мер поддержки семейным предприятиям.
Законопроект предлагается закрепить за семейным предприятием статус субъекта малого и среднего предпринимательства (по аналогии с субъектами социального предпринимательства), обладающего следующими признаками:
1. Его участники - члены одной семьи владеют суммарно более, чем пятьюдесятью процентами долей (голосующих акций) и один из членов семьи является единоличным исполнительным органом такого юридического лица, либо председателем совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества или хотя бы на одного из членов семьи возложено ведение дел хозяйственного товарищества,
2. не менее пятидесяти процентов членов производственного кооператива, потребительского кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства относятся к членам одной семьи,
3. не менее пятидесяти процентов работников индивидуального предпринимателя, которые работают у него по основному месту работы, относятся к членам его семьи.
К членам семьи разработчики проекта закона отнесли супругов, их родителей, детей, братьев, сестер, внуков, а также дедушек и бабушек каждого из супругов, братьев и сестер родителей каждого из супругов, усыновителей, усыновленных.
По сравнению с перечнем членов семьи в жилищном и семейном праве перечень дополнен братьями и сестрами родителей каждого из супругов, в то же время, в него не вошли, например, мачеха и отчим, фактические воспитатели. Таким образом, логика формирования перечня членов семьи в законопроекте неочевидна.
Авторы законопроекта использовали также количественный критерий - пятидесятипроцентный рубеж. Однако не количественный показатель участия имеет
1 Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 4006
значение, а фигуры конечных бенефициаров, которые не всегда являются участниками, акционерами общества.
Вопрос о целесообразности выделения семейного бизнеса в особую правосубъектную организационно-правовую форму остается открытым. Полагаем, предлагаемый законопроектом формат специального правового режима предпочтительнее. Вместе с тем, и для его выделения необходимо глубокое и тщательное обоснование.
Сам по себе закрепляемый законом признак родства не всегда достаточен для критерия семейственности. Прежде всего, семейный бизнес характеризуется наличием общего семейного интереса в нем.
Таким образом, специфическими признаками семейного предприятия являются, на наш взгляд: родственная связь (и приравненные к ней связи усыновителей и усыновленных), наличие общего семейного интереса. В качестве факультативного признака можно выделить общую собственность конечных бенефициаров.
Литература:
1. Гладковская Е.И. Семейный интерес в имущественных правоотношениях супругов: дис....канд.юрид.наук. 0 Краснодар, 2007. - 202 с.
2. Волков Л.А. Семейное предпринимательство в России: преемственность и специфика управления - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 356 с.
3. Шнуровозова Т.В. Семейный бизнес по-русски - М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», - 208 с.
4. Баркова Л.А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи: дисс.канд.юрид.наук. - Тверь, 2014. -189 с.
5. Назарова Т.Ю. Семейное предпринимательство в Российской Федерации: направления развития: дис.канд.экон.наук. - Тамбов, 2008 - 149с.
6. Левушкин А.Н. Семейное супружеское предпринимательство и продажа бизнеса супругов по законодательству Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 4. / [Электронный ресурс] режим доступа СПС «Консультант плюс» (дата обращения 30.10.2020).
7. Летова Н.В. Тенденции развития имущественных отношений супругов в современных условиях. В кн.: Юридическая судьба бизнеса при расторжении брака и наследовании. Москва, 2020. С. 409-424.
8. Законом РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (далее - закон о предприятиях) // Ведомости СНД и ВС РФ, 27.12.1990, № 30, ст. 418.
9. Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 24 ст. 2249.
10. Занковский С.С. Публичные и частные начала в правовом регулировании экономики. В сб.: Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. Академический правовой университет при Институте государства и права РАН; МЗ Пресс. Москва, 2002.
11. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р <Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года> (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года") // Собрание законодательства РФ", 13.06.2016, N 24, ст. 3549.
12. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятия "семейное предприятие". [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=27A804ACB09C3AA6200AD4D9BC3C DD60&base=PRJ&n=191071&dst=100030&cacheid=AE10053521A7168C2F5BEB08CCECF 768&mode=chgreview&req=doc#043249805651703366 (дата обращения 12.10.2020).
13. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 4006.
Shapsugova M. D., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Senior Researcher of the Sector of Business and Corporate Law, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected]
FAMILY ENTERPRISE: APPROACHES TO FORMALIZATION
Abstract
Actual problems of legal regulation of family entrepreneurship, arising at the junction of family and civil, family and business law, actualize the legislative agenda in this area. Legalizing family entrepreneurship can be carried out both along the way of giving it a unique legal personality form and creating a special legal regime for carrying out entrepreneurial activities by family members.
The article analyzes both methods of formalizing business relations with the participation of family members. In the first case, in a historical retrospective, the experience of regulating family enterprises according to the law of the RSFSR dated 25.12.1990 N 445-1 "On enterprises and entrepreneurial activity," peasant (farmer) households, the foreign experience is considered. In the context of the legal regime of a family business, the draft law "On Amendments to the Federal Law" On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation "in terms of consolidating the concept of'family business "was analyzed. Key words: family enterprise, peasant (farm) economy, small and medium business, small and medium business, citizen as a subject of business law, family.
References
1. Gladkovskaja E.I. Semejnyj interes v imushhestvennyh pravootnoshenijah su-prugov: dis_.kand.jurid.nauk. Krasnodar, 2007. - 202 s.
2. Volkov L.A. Semejnoe predprinimatel'stvo v Rossii: preemstvennost' i specifi-ka upravlenija - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2019. - 356 s.
3. Shnurovozova T.V. Semejnyj biznes po-russki - M.: Izd.-torg.korporacija «Dashkov i K», - 208 s.
4. Barkova L.A. Semejnoe predprinimatel'stvo v mehanizme pravovogo obespechenija garmonizacii interesov sem'i: diss_kand.jurid.nauk. - Tver', 2014. - 189 s.
5. Nazarova T.Ju. Semejnoe predprinimatel'stvo v Rossijskoj Federacii: naprav-lenija razvitija: dis.kand.jekon.nauk. - Tambov, 2008 - 149s.
6. Levushkin A.N. Semejnoe supruzheskoe predprinimatel'stvo i prodazha biznesa suprugov po zakonodatel'stvu Rossijskoj Federacii // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2018. N 4. / [Jelektronnyj resurs] rezhim dostupa SPS «Konsul'tant pljus» (data obrashhenija 30.10.2020).
7. Letova N.V. Tendencii razvitija imushhestvennyh otnoshenij suprugov v sov-remennyh uslovijah. V kn.: Juridicheskaja sud'ba biznesa pri rastorzhenii braka i nasledo-vanii. Moskva, 2020. S. 409-424.
8. Zakonom RSFSR ot 25.12.1990 № 445-1 «0 predprijatijah i predprini-matel'skoj dejatel'nosti» (dalee - zakon o predprijatijah) // Vedomosti SND i VS RF, 27.12.1990, № 30, st. 418.
9. Federal'nym zakonom ot 11 ijunja 2003 g. N 74-FZ "O krest'janskom (fermer-skom) hozjajstve" // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 16 ijunja 2003 g. N 24 st. 2249.
10. Zankovskij S.S. Publichnye i chastnye nachala v pravovom regulirovanii jekonomiki. V sb.: Predprinimatel'skoe pravo v XXI veke: preemstvennost' i razvitie. Akad-emicheskij pravovoj universitet pri Institute gosudarstva i prava RAN; MZ Press. Moskva, 2002.
11. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 02.06.2016 N 1083-r <Ob utverzhdenii Strategii razvitija malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda> (vmeste s "Planom meroprijatij ("dorozhnoj kartoj") po realizacii Strategii razvitija malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda") // Sobranie zakonodatel'stva RF", 13.06.2016, N 24, st. 3549.
12. Proekt federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii" v chasti zakreplenija ponjatija "semejnoe predprijatie". [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=27A804ACB09C3AA6200AD4D9BC3C DD60&base=PRJ&n=191071&dst=100030&cacheid=AE10053521A7168C2F5BEB08CCECF 768&mode=chgreview&req=doc#043249805651703366 (data obrashhenija 12.10.2020).
13. Federal'nyj zakon ot 24 ijulja 2007 g. N 209-FZ "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii" // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 ijulja 2007 g. N 31 st. 4006.