Научная статья на тему 'Семейное образование как социальное явление'

Семейное образование как социальное явление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
социальное явление / социальная группа / родительские сообщества / семейное образование / альтернативное образование / формы получения образования / social phenomenon / social group / parent communities / homeschooling / alternative education / forms of education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кириченко Е.Б.

С каждым годом в нашей стране увеличивается количество обучающихся, которые получают образование на семейной форме. Постепенно в каждом регионе нашей страны происходит формирование определенной социальной группы людей, объединенных между собой общей целью – получение детьми общего образования, и, соответственно, осуществляющих взаимодействие между собой на разных уровнях. В статье представлена попытка рассмотреть семейное образование как социальное явление, характеризующее социальное взаимодействия людей, связанное с решением педагогических задач. Выявлены черты данной социальной группы родителей: социально благополучный портрет семей, субъектная позиция родителей в организации образования; инициирование и создание родительских сообществ, которые активно взаимодействуют между собой, обмениваясь педагогическим опытом; альтернативный подход к организации и построению процесса обучения и воспитания. Сущность семейного образования заключается в том, что семейная среда признается самой благоприятной основой для формирования целостной и гармонично развитой личности, разделение процессов обучения в школе и воспитания в семье неблагоприятно отражается на общем развития ребенка, особенно в дошкольном и раннем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кириченко Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family education as a social phenomenon

Every year in our country, the number of students who receive education in the family form is increasing. Gradually, in each region of our country, a certain social group of people is being formed, united by a common goal – to receive a general education for children, and, accordingly, interacting with each other at different levels. The article presents an attempt to consider homeschooling as a social phenomenon that characterizes the social interaction of people associated with the solution of pedagogical tasks. The features of this social group of parents are revealed: a socially prosperous portrait of families, the subjective position of parents in the organization of education; the initiation and creation of parent communities that actively interact with each other, exchanging pedagogical experience; an alternative approach to the organization and construction of the learning and upbringing process. The essence of homeschooling lies in the fact that the family environment is recognized as the most favorable basis for the formation of a holistic and harmoniously developed personality, the separation of the processes of schooling and upbringing in the family adversely affects the overall development of the child, especially in preschool and early school age.

Текст научной работы на тему «Семейное образование как социальное явление»

Кириченко Е.Б.

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий, руководитель научной лаборатории семейного образования научного центра Российской академии образования Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» г. Ярославль.

Семейное образование как социальное явление*

Аннотация. С каждым годом в нашей стране увеличивается количество обучающихся, которые получают образование на семейной форме. Постепенно в каждом регионе нашей страны происходит формирование определенной социальной группы людей, объединенных между собой общей целью - получение детьми общего образования, и, соответственно, осуществляющих взаимодействие между собой на разных уровнях.

В статье представлена попытка рассмотреть семейное образование как социальное явление, характеризующее социальное взаимодействия людей, связанное с решением педагогических задач. Выявлены черты данной социальной группы родителей: социально благополучный портрет семей, субъектная позиция родителей в организации образования; инициирование и создание родительских сообществ, которые активно взаимодействуют между собой, обмениваясь педагогическим опытом; альтернативный подход к организации и построению процесса обучения и воспитания.

сущность семейного образования заключается в том, что семейная среда признается самой благоприятной основой для формирования целостной и гармонично развитой личности, разделение процессов обучения в школе и воспитания в семье неблагоприятно отражается на общем развития ребенка, особенно в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Ключевые слова: социальное явление, социальная группа, родительские сообщества, семейное образование, альтернативное образование, формы получения образования.

Kirichenko Y.B.

Assistant professor, Ph.D. of Pedagogical Sciences. Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky.

Family education as a social phenomenon

Abstract. Every year in our country, the number of students who receive education in the family form is increasing. Gradually, in each region of our country, a certain social group of people is being formed, united by a common goal - to receive a general education for children, and, accordingly, interacting with each other at different levels.

The article presents an attempt to consider homeschooling as a social phenomenon that

* © Кириченко Е.Б., 2023.

Семейное образование как социальное явление

characterizes the social interaction of people associated with the solution of pedagogical tasks. The features of this social group of parents are revealed: a socially prosperous portrait of families, the subjective position of parents in the organization of education; the initiation and creation of parent communities that actively interact with each other, exchanging pedagogical experience; an alternative approach to the organization and construction of the learning and upbringing process.

The essence of homeschooling lies in the fact that the family environment is recognized as the most favorable basis for the formation of a holistic and harmoniously developed personality, the separation of the processes of schooling and upbringing in the family adversely affects the overall development of the child, especially in preschool and early school age.

Key words: social phenomenon, social group, parent communities, homeschooling, alternative education, forms of education.

С каждым годом в нашей стране увеличивается число семей, выбирающих для обучения своих детей альтернативные формы обучения, среди которых самой распространенной является семейное образование. В нашей стране выбор формы получения образования является законным правом родителей. Так, согласно статьям 3 и 44 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основным принципом государственной политики в сфере образования является свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека..., включая предоставление права выбора родителям форм получения образования и форм обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7, ч. 1, ст. 3 федерального закона «об образовании в РФ») [1].

семейное образование как исконная форма обучения в России известна давно, более того, семейное образование в нашей стране, также как и во всем мире, становится все более популярной формой. В настоящее время наблюдается интерес научного сообщества к изучению данного явления. Это подтверждают исследования, проведенные за последний период научными коллективами МГУ [2], ВШЭ [3], МГПУ [4],

ДВФУ [5] и др. В работах О. Ю. Шереметьевой (2014), А.Н. Якуниной (2015) и К.А. Любицкой (2020) обозначена распространенность семейного образования как в России, так и за рубежом, описываются его особенности как альтернативной формы получения общего образования, также анализируются проблемы вовлеченности родителей в формирование образовательного пространства своих детей, практики обучения детей, причины выбора семейного образования и др.

Обзор многочисленных исследований показывает, что за последние несколько лет наметился научный поиск в определении сущности самого понятия «семейное образование», отмечается возросший интерес ученых к практикам семейного образования и изучению мотивов родителей, которые выбирают для своих детей эту форму. В нашей статье представлена попытка рассмотреть семейное образование как социальный феномен.

М.П. Антуфьева на основе анализа нормативных и научно-исследовательских источников, связанных с семейным образованием в России, выделила различные аспекты этого понятия: 1) как форма получения образования (Закон об образовании в РФ); 2) как педагогическая помощь

взрослого (И.А. Стародубцева); 3) как освоение образовательных программ (А.Н. Якунина); 4) как целенаправленный процесс получения образования в семье в соответствии с государственными образовательными стандартами (О.Ю. Солопанова и Д.Б. Бережнова); 5) как организация родителями деятельности ребенка (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08). Важнейшими аспектами, характеризующими семейное образование, согласно рассмотренным определениям, являются: организация процесса родителями; возможность его осуществления как родителями, так и другими взрослыми людьми; соответствие государственным стандартам и общеобразовательным программам; ответственность родителей за образование ребенка, возлагаемая на образовательные организации при выборе других форм и способов обучения [6]. На наш взгляд, обозначенные выше трактовки отражают нормативно-правовые и организационно-педагогические аспекты данного понятия, поэтому мы предлагаем рассмотреть семейное образование в более широком контексте как социальное явление.

Понимая социальное явление как «явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к сообществам, через социальные организации, институты» [7, с. 12], мы можем посмотреть на семейное образование не только как на форму получения образования, но и увидеть, что за данным понятием стоит определенная социальная группа людей, связанная общей целью - получением общего образования, а

также совместной деятельностью по ее достижению. В целом, можно определить семейное образование как социальное явление, характеризующее социальное взаимодействие людей, связанное с решением педагогических задач. Предметное поле, вокруг которого выстраиваются социальные связи и отношения людей, - это вопросы по организации процессов образования, обучения и воспитания. Данный феномен проявляется в разнообразных системах взаимодействия на разных уровнях: родитель-ребенок, родитель -родитель, родитель - социальная группа, родитель - школа и проч.

Многие родители, обучающие своих детей на семейном образовании, рассматривают педагогическое взаимодействие с ребенком как особую ценность в современных условиях, когда в процессе обучения происходит развитие всех характеристик взаимодействия между родителем и ребенком: взаимопонимания, взаимопознания, взаимоотношения и др. Это, в свою очередь, укрепляет внутреннее единство семьи, способствует развитию доверия и согласия его членов, обогащает и насыщает образовательное пространство семьи.

Ценность семейной среды в образовании имеет свои исторические предпосылки. Так, с эпохи Древней Руси и до начала XX в. оно являлось самой распространенной формой обучения. «Домашнее учение» - так называлось это понятие в нормативно-правовой документации тех времен - ориентировалось на лучшие традиции национальной культуры и образцы, сформировавшиеся в аристократической среде. На практике качество и способы реализации семейного образования были очень разнообразны из-за их сословной обусловленности. Развиваясь, этот тип обучения орга-

нично воспринимал черты разных исторических периодов [8]. Главной задачей приглашенных учителей было научить ребенка трудиться и быть достаточно выносливым, поэтому значительное внимание в ходе обучения уделяли физическому развитию детей. «но не столько для того, чтобы укрепить детское здоровье, сколько чтобы приучить терпению переносить трудности» [9, с. 70]. Исторически закрепилось признание того, что семейная среда является самой благоприятной основой для формирования целостной и гармонично развитой личности, разделение процессов обучения в школе и воспитания в семье неблагоприятно отражается на общем развития ребенка, особенно в дошкольном и раннем школьном возрасте. Так, К.Д. Ушин-ский писал: «У нас более чем где-нибудь распространено домашнее первоначальное обучение и дай бог, чтобы оно распространялось и улучшалось. Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей по крайней мере до 8-летнего и до 10-летнего возраста более на месте в семье, чем в общественной школе, и что самая школа для малолетних детей тогда только хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа на семью, чем на школу» [10, с. 22]. семья закладывает основы для естественного развития познавательной активности, внутренней мотивации, инициативы и активности во взаимодействии с окружающими людьми и средой. Целью семейного образования на протяжении всей его истории являлось формирование самостоятельной зрелой личности, способной трудиться и преодолевать жизненные трудности. В этом заключается его сущность.

Исторически сложилась и приоритетная роль родителей в выборе для своих детей форм и способов получения образования. Понимая его ценность и придавая особое значение статусу образованного человека в обществе, родители стремились дать своим детям качественное образование. Практиковалось приглашение учителей в семью, в их качестве могли быть люди образованные — священники, студенты, гувернеры и наставники. В наши дни эта традиция проявилась в статье 44 Закона об образовании, в которой указано, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, право на выбор формы получения образования» [1].

Несмотря на то, что данная норма закона существует более 30 лет, рост количества обучающихся на семейной форме образования наблюдается за последние десять лет. Если в 2007 году было зарегистрировано 3940 человек, то в 2016 г. их численность увеличилась вдвое - 8452 человек, на конец 2022 года по разным оценкам эта цифра уже составляет около 64 тыс. человек [11].

В каждом крупном городе родители, выбирающие для своих детей семейное образование, вступают во взаимодействие друг с другом. Сначала такое общение возникает посредством цифровой коммуникации в различных форматах, а затем уже непосредственно в контактной группе на очных встречах, форумах, конференциях. Таким образом, происходит стихийное объединение людей в социальную группу. Под социальной группой понимается объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными ин-

ститутами. Данная социальная группа называет себя по - разному: родители хоумскулеров, «Сошники», «семейни-ки» и др.

Научная лаборатория семейного образования научного центра Российской академии образования на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского с сентября 2022 года занимается вопросами педагогического сопровождения семейного образования в г. Ярославле и области. В ее задачи входит не только проведение исследований по изучению данного феномена, но организация встреч с родителями, проведение научных мероприятий: конференций, круглых столов, проблемных семинаров, родительских гостиных и др. На базе лаборатории проводятся регулярные встречи с родителями по обмену опытом, оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки, проведению с детьми воспитательных событий. В ходе такого взаимодействия можно лучше выявить образовательные запросы родителей, познакомиться с их жизненной ситуацией, понять причины перехода на семейное образование, познакомиться с наиболее распространенными среди родителей практиками обучения детей вне школы.

На основе теоретического анализа, проведения анкетирования и интервью среди родителей нами были выявлены особенности социальной группы родителей, обучающих своих детей на семейном образовании. Представим их краткую характеристику.

Социально благополучный портрет семей. Подавляющее большинство родителей - лица с высшим образованием (84,2%), среднеспециальное образование имеют 7,3% семейников, при этом педагогическое образование имеет только треть респондентов. Родители, обучающие своих детей в фор-

ме семейного образования, как правило, состоят в зарегистрированном браке (81,9%). Количество детей в семьях: 58,6% имеют двух-трех несовершеннолетних детей, а 10,6% - четырех и более, однодетность встречается среди трети опрошенных (30,5%) [2, с. 12].

Субъектная позиция родителей в организации образовательной деятельности своих детей, которая выражается в проявлении активности не только в организации учебной деятельности, но и во включенности в вопросы, касающиеся целей, содержания, педагогических средств обучения. Родители как главные субъекты образования включаются в процессы целеполагания и планирования образовательной деятельности, проектирования индивидуального образовательного маршрута и организации его сопровождения, определения содержания и организационных форм обучения, интеграции общего и дополнительного образования и проч. Родитель, по сути, становится и менеджером образования, и тьютором, и учителем. Отметим, что согласно закону родители несут ответственность за освоение образовательных программ детьми.

Создание и деятельность родительских сообществ. Под родительскими сообществами мы понимаем объединений людей, организующих обучение детей непосредственно на семейной форме образования. инициирование и создание родительских сообществ происходит стихийно и неформально. В авангарде это движения выступают активные и инициативные родители, столкнувшиеся с организацией обучения на семейной форме. В таких сообществах состоят не только родители хоумскулеров, но и руководители семейных школ и семейных клас-

сов, правозащитники, общественные деятели, представители системы образования и, конечно, дети. В процессе совместной деятельности между ними складываются определенные социальные отношения — многообразные устойчивые взаимосвязи и взаимодействия, которые содействуют укреплению и сохранению социальных связей как внутри данной социальной группы, так и с другими подобными сообществами, находящимися в разных регионах нашей страны.

Деятельность родительских сообществ осуществляется по нескользким направлениям, обозначим главные из них: информирование и просвещение, обмен опытом, консультирование по многочисленным вопросам семейное образование, презентация семейных сообществ и онлайн-сервисов, реклама образовательных услуг и др. В основном, в родительские сообщества объединяются люди для решения общих проблем, которых за последнее время накопилось немало. Приведем примеры проблем, обозначенных родителями при проведении круглых столов в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Педагогическое сопровождение семейного образования», проходившей в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского в 2022 и 2023 годах [12].

Выявленные проблемы обозначены на разных уровнях. на уровне образовательных организаций: отсутствие необходимого правового механизма и единообразного подхода к нормативному регулированию отношений между школой и родителями при переходе на альтернативные формы образования; неготовность учителей к педагогическому сопровождению индивидуальной образовательной деятельности об-

учающихся и др. На уровне родителей: взаимодействие со школой в период оформления документов и во время прохождения аттестации, мотивация и самоорганизация детей, проектирование индивидуальной образовательной деятельности, составление индивидуального учебного плана, знание основ ФГОС и др.

Мы видим, что многообразие проблем требует консолидации усилий в их решении не только родителей хо-умскулеров, но и представителей государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций и проч. Проблемы семейного образования требует комплексного подхода к их решению, нужна разработанная система педагогического сопровождения семейного образования.

Альтернативный подход к организации образования. Подходы к организации и построению процесса обучения и воспитания отражают образовательные запросы родителей на уровне целевого, содержательного и операционно-деятельностного компонентов структуры организации. Анализ практик семейного образования дает представление об использовании разнообразных подходов к проектированию содержания и форм организации семейного образования.

среди наиболее распространенных моделей организации семейного образования выделяются следующие: обучение детей родителями; самообразование; привлечение к обучению репетиторов; семейные классы; альтернативные школы; семейные нешколы; онлайн-школы и др. Каждая перечисленная модель имееет свою специфику, у каждой модели есть свои преимущества и недостатки, но главным, что объединяет все организационные формы, является индивидуальный подход

к ребенку. Используемые на семейном образовании педагогические средства учитывают индивидуальные особенности детей, способствуют их целостному развитию, интегрируют учебную и воспитательную деятельность.

Таким образом, семейное образование можно рассматривать как социальное явление, характеризующее социальное взаимодействие людей, направленное на решение педагогических задач. Родители как полноправные субъекты образования организуют образовательную деятельность своих детей. Мы пришли к выводу, что за последнее десятилетие в стране образовалась социальная группа людей, объединенная общими целями и совместной деятельностью, которые активно взаимодействуют между собой в родительских сообществах, находящихся в разных субъектах страны. Данную группу отличает социально благополучный портрет семей, субъектная позиция родителей, деятельность по разным направлениям родительских сообществ, а также альтернативный подход к организации образовательной деятельности, который отражает образовательные запросы родителей к образованию.

References

[1] Russian Federation. Laws. On education in the Russian Federation: Federal Law № 283-FZ: adopted by the State Duma on December 21, 2012 // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (09.18.2023).

[2] Zhuikova K.V., Lyalikova S.V., Karpova V.M. Family-home education as a model of education of the future: Analytical report on sociological research / edited by. ed. A.I. Antonov. - M.: MAKS Press, 2018. 145 p.

[3] Distance mode as a challenge for school education: newsletter / T.A. Mertsalova, N.A. Senina; National research University "Higher School of Economics". - M.: National Research University Higher School of Economics, 2022. 44 p. (Monitoring the Economics of Education; № 6 (23)).

[4] Study of obtaining school education in a secondary school of family education in a big city / Mos-

cow City University MSPU, Research Institute of Urbanism and Peace. education; among the authors: S.N. Vachkova, E.Yu. Petryaeva, I.A. Klimov, M.N. Fedorovskaya, I.A. Yashin [and others]; edited by S.N. Vachkova, E.Yu. Pet-ryaeva; experts: A.I. Savenkov, R.V. Komarov, V.B. Salakhova [and others]. - Moscow: Green Print, 2022. 68 p.

[5] Silakova O.V., Eremeeva O.V. Family education as an alternative to school education: advantages and disadvantages // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2022. № 11. P. 160-165. // URL: https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.24.

[6] Antufieva M.P. The concept of "Family education" in Russia and the USA: a comparative analysis // World of Science, Culture, Education 2019. № 5 (78). P. 164-165.

[7] Konishevsky D.V. Sociology in faces and terms: a

textbook for students of the specialty "Sociology" / D.V. Konishevsky, S.A. Vetrov. - M.: Berlin: Direct-Media, 2017. 93 p. // URL: https://volun-tary.ru/termin/javlenie-socialnoe.html

[8] Belousov K.Yu., Yashina M.N. Development of family education in Russia // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016. № 1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-semey-nogo-obrazovaniya-v-rossii (11.05.2022)

[9] Kolosova E.M. Home education in the middle of

the 19th century // Universum: Bulletin of Herzen University. 2010. № 7. P. 68-71.

[10] Ushinsky K.D. Native word in 2 hours. Part 1 / K. D. Ushinsky. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. P. 22-23.

[11] Guidelines on the federal statistical observation form № OO-1 "Guidelines for organizations carrying out educational activities in educational program primary, basic, secondary general education" at the beginning of the 2022/23 academic year // URL: https://docs.edu .gov.ru/document/ 70ecc3b178e0b8397d234697c42e0ad8/

[12] Kirichenko E.B. Family education in the Yaroslavl region: experience in studying the problems of the state // Anthropological didactics and education. 2022. Vol. 5. № 5. P. 51-69.

Список литературы

[1] Российская Федерация. Законы. Об образова-

нии в Российской федерации: Федеральный закон № 283-ФЗ : принят Госдумой 21 декабря 2012 года // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения:18.09.2023).

[2] Жуйкова К.В., Ляликова С.В., Карпова В.М. Семейно-домашнее обучение как модель образования будущего: Аналитический отчет по результатам социологического исследования /под общ. ред. А.И. Антонова. - М.: МАКС Пресс, 2018. 145 c.

[3] Дистанционный режим как вызов для школь-

ного образования: информационный бюлле-

тень / Т. А. Мерцалова, Н. А. Сенина; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. 44 с. (Мониторинг экономики образования; № 6 (23)).

[4] Исследование получения школьного образования в форме семейного образования в большом городе / Московский городской университет МГПУ, НИИ урбанистики и гло-бал. образования; среди авт.: С.Н. Вачкова, Е.Ю. Петряева, И.А. Климов, М.Н. Федоровская, И.А. Яшина [и др.]; под ред. С.Н. Вачковой, Е.Ю. Петряевой; эксперты: А.И. савенков, Р.В. Комаров, В.Б. Салахова [и др.]. - Москва: Грин Принт, 2022. 68 с.

[5] Силакова О.В., Еремеева О.В. Семейное образование как альтернатива школьному образованию: достоинства и недостатки // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 160-165. // URL: https://doi. org/10.24158/spp.2022.11.24.

[6] Антуфьева М. П. Понятие «Семейное образо-

вание» в России и США: сопоставительный анализ// Мир науки, культуры, образования 2019. № 5 (78). С. 164-165.

[7] Конишевский Д. В. Социология в лицах и тер-

минах: учебное пособие для студентов специальности «Социология»/ Д.В.Конишевский, С.А.Ветров. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017. 93 с. // URL: https://voluntary.ru/termin/ javlenie-socialnoe.html

[8] Белоусов К.Ю., яшина М.Н. Развитие семейного образования в России // общество: социология, психология, педагогика. 2016. №1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-semeynogo-obrazovaniya-v-rossii (Дата обращения: 05.11.2022)

[9] Колосова Е.М. Домашнее образование в середине XIX века // Universum: Вестник Герце-новского университета. 2010. № 7. С. 68-71.

[10] Ушинский К.Д. Родное слово в 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. С. 22-23.

[11] Сведения по форме федерального статистического наблюдения № оо-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2022/23 учебного года // URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/70ecc3b178e0b8397 d234697c42e0ad8/

[12] Кириченко Е.Б. Семейное образование в Ярославской области: опыт исследования состояния проблемы // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5. № 5. С. 51-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.