Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / РОДИТЕЛИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова Елена Викторовна

В статье наличие у родителей педагогической культуры рассматривается как одно из важных условий воспитания личности. Прослеживается развитие идеи воспитания в семье от работы Я.А. Коменского «Материнская школа» до федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Называются объективные трудности в процессе формирования педагогической культуры родителей: экономические и социальные изменения, которые привели к огромной загруженности женщин в производственной сфере; неподготовленность супругов к выполнению родительской функции; недостаточная компетентность педагогов в выстраивании межсубъектного взаимодействия с родителями; неготовность администрации образовательных учреждений проводить систематическую работу по формированию педагогической культуры родителей и др. Автор осуществляет анализ содержания понятия «педагогическая культура родителей», сравнивая разные точки зрения. Рассматривает структуру педагогической культуры родителей, выделяя в ней аксиологический, информационно-содержательный, операционально-деятельностный компоненты. Характеризует типы отношений между родителями и детьми. В заключении утверждается необходимость поиска новых форм и методов формирования педагогической культуры родителей, новых подходов к осуществлению коммуникации в системе учитель - родитель (в том числе с помощью IT-технологий), стремления обеих сторон к успешному взаимодействию, позволяющему эффективно решать проблемы обучения и воспитания современных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулешова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS: GENESIS AND THE MODERN ASPECTS

The article discusses parents’ pedagogical competence as a significant component of personal development. It observes the way ideas of family education developed stemming from “Maternal School” by Ya.A. Komenskiy and being presented in the federal law “On Education in the Russian Federation”. |It gives the list of difficulties parents face as their pedagogical awareness is built: economical and social changes that forced women to work harder; being immature for becoming a parent; insufficient qualification of educators in building subject-based interaction with parents; school managers are not ready to raise pedagogical awareness of parents on a regular basis, etc. The author analyses different interpretations of the concept “parental pedagogical competence”. She dwells upon the structure of the phenomenon and highlights the axiological, information-and-content and operation-and-activity components. She also gives the characteristics of parent-child relationships. In the conclusion the article claims that new forms and methods of parental pedagogical competence development should be designed, there should be modern approaches to teacher-parent communication (IT may be of help in this case), both teachers and parents must be eager to collaborate efficiently in order to solve educational problems of modern schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ»

УДК 37.018.26

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS: GENESIS AND THE MODERN ASPECTS

© 2022

Е.В. Кулешова E.V. Kuleshova

В статье наличие у родителей педагогической культуры рассматривается как одно из важных условий воспитания личности. Прослеживается развитие идеи воспитания в семье от работы Я.А. Коменского «Материнская школа» до федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Называются объективные трудности в процессе формирования педагогической культуры родителей: экономические и социальные изменения, которые привели к огромной загруженности женщин в производственной сфере; неподготовленность супругов к выполнению родительской функции; недостаточная компетентность педагогов в выстраивании межсубъектного взаимодействия с родителями; неготовность администрации образовательных учреждений проводить систематическую работу по формированию педагогической культуры родителей и др. Автор осуществляет анализ содержания понятия «педагогическая культура родителей», сравнивая разные точки зрения. Рассматривает структуру педагогической культуры родителей, выделяя в ней аксиологический, информационно-содержательный, операционально-деятельностный компоненты. Характеризует типы отношений между родителями и детьми. В заключении утверждается необходимость поиска новых форм и методов формирования педагогической культуры родителей, новых подходов к осуществлению коммуникации в системе учитель - родитель (в том числе с помощью IT-технологий), стремления обеих сторон к успешному взаимодействию, позволяющему эффективно решать проблемы обучения и воспитания современных школьников.

Ключевые слова: педагогическая культура; педагогическое просвещение; родители; семейное воспитание; взаимодействие; рефлексия.

The article discusses parents' pedagogical competence as a significant component of personal development. It observes the way ideas of family education developed stemming from "Maternal School" by Ya.A. Komenskiy and being presented in the federal law "On Education in the Russian Federation". |It gives the list of difficulties parents face as their pedagogical awareness is built: economical and social changes that forced women to work harder; being immature for becoming a parent; insufficient qualification of educators in building subject-based interaction with parents; school managers are not ready to raise pedagogical awareness of parents on a regular basis, etc. The author analyses different interpretations of the concept "parental pedagogical competence". She dwells upon the structure of the phenomenon and highlights the axiological, information-and-content and operation-and-activity components. She also gives the characteristics of parent-child relationships. In the conclusion the article claims that new forms and methods of parental pedagogical competence development should be designed, there should be modern approaches to teacher-parent communication (IT may be of help in this case), both teachers and parents must be eager to collaborate efficiently in order to solve educational problems of modern schoolchildren.

Keywords: pedagogical competence; pedagogical awareness; parents; family education; interaction; reflection.

Воспитание - это сложный, многофакторный процесс, основа которого восходит прежде всего к семье. Именно семья, являясь первым социальным институтом в жизни ребенка, формирует в нем чувства любви, защищенности, общности интересов. В семье ребенок учится доброте, уважению, заботе о других ее членах, получает свой самый первый, а потому самый важный опыт человеческого взаимодействия.

Но по сей день продолжает оставаться актуальной мысль, что сначала мы становимся родителями, а уже потом учимся ими быть. Исключение составляют только те супружеские пары, которые проходят школу приемных родителей, готовясь к процедуре усыновления. Все остальные либо строят воспитательный процесс в семье по образу и подобию родительской семьи, либо - если детский опыт был неудачным - идут «от

противного», применяя совершенно противоположные методы и приемы.

Традиционно считается, что каждый родитель желает своему ребенку только добра, любит его, дорожит им. Однако часто родительская любовь, явленная в виде гиперопеки, вредит ребенку, лишает его права выбора, тормозит развитие механизмов самоидентификации, а впоследствии усложняет процесс сепарации от родителей их уже взрослых детей. Другая крайность в воспитании детей - гипоопека, то есть недостаточная забота, эмоциональная холодность, отстраненность родителей от детей, ведущая к различным проблемам психоэмоционального характера.

И это лишь малая часть ошибок семейного воспитания, избежать которых -или хотя бы уменьшить вред от них - было бы можно, если бы в образовательных учреждениях была реализована система формирования педагогической культуры родителей.

Объективные трудности в процессе формирования педагогической культуры родителей вызваны такими факторами, как экономические и социальные изменения в обществе, которые привели к огромной загруженности женщин в производственной сфере; психологическая неподготовленность супругов к выполнению родительской функции; недостаточная компетентность педагогов в выстраивании межсубъектного взаимодействия; неготовность администрации образовательных учреждений проводить систематическую работу по формированию педагогической культуры родителей, связанная прежде всего с загруженностью учителей и родителей; продолжающиеся в обществе дискуссии о том, должна ли школа воспитывать или же ограничиваться лишь образовательными функциями, и др.

Рассмотрим, каким образом решалась проблема формирования педагогической культуры родителей в истории педагогики.

Первым к вопросам педагогического просвещения родителей обращается Я.А. Коменский в работе «Материнская

школа», в которой он разрабатывает план воспитания ребенка матерью. Главной задачей воспитания в материнской школе, по мнению педагога, является нравственное воспитание ребенка, а также подготовка его к труду [1, с. 19].

Необходимость и важность воспитания в семье (в первую очередь материнского), утверждал И.Г. Песталоцци [2].

Идея важности семейного воспитания и его значения для развития личности ребенка нашла отражение в педагогическом наследии К.Д. Ушинского [3] и П.Ф. Лес-гафта [4].

Известный российский критик и публицист конца XIX века Н.В. Шелгунов в произведении «Письма о воспитании» утверждал: «Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь» [цит. по: 5, с. 52].

В советское время разработка проблемы формирования педагогической культуры родителей получила новый импульс.

Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский в речи 3 ноября 1918 года поднял проблему важности педагогической культуры: «Культурное государство может быть таковым только постольку, поскольку оно является глубоко педагогическим. Для того чтобы построить такую общественную систему, в которой все части соответствовали бы общему целому, в которой доминировала бы гармония, для этого нужно, чтобы все вновь вступающие в жизнь граждане сразу же подготовлялись стать соответственными элементами этого целого...» [6, с. 5].

На необходимость создания кружков, курсов, которые будут направлены на просвещение родителей в плане семейного воспитания, обращал внимание известный советский педагог П.П. Блонский [7, с. 300].

Н.К. Крупская тоже подчеркивала важность педагогического просвещения родителей, призывая осуществлять педагогическую пропаганду в форме индивидуальных бесед

и советов на каждом предприятии, в каждом населенном пункте [цит. по: 8, с. 46].

Следует заметить, что молодое советское правительство главную роль в процессе формирования личности закрепляло за образовательными учреждениями. Однако признавалась и роль семьи в воспитании ребенка, утверждалась идея единства общественного и семейного воспитания.

В конце 1950-х годов появился термин «педагогическая культура», который ввел в научный обиход академик АПН СССР, основатель этнопедагогики Г.Н. Волков. Под педагогической культурой он понимал среду материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей - колыбель и колыбельные песни, игрушки и игровые песни, методы приучения и совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни [9].

Происходившие в 1960-1970 годы изменения в общественной жизни страны вновь актуализировали проблему семейного воспитания. В.А. Сухомлинский в работе «Сердце отдаю детям» формулирует признаки педагогической культуры: «С каждым годом у меня все больше крепло убеждение: одна из определяющих черт педагогической культуры - это чувство привязанности к детям» [10, с. 10]; «Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка...» [10, с. 91].

В Конституции СССР 1977 года в главе 7 «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР» появилась статья 66: «Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь» [11].

В современной образовательной парадигме роль семейного воспитания еще больше усилилась. Это нашло отражения в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 44 которого сказано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся

имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [12].

Обратимся к содержанию понятия «педагогическая культура родителей».

Т.А. Куликова, автор учебника «Семейная педагогика и домашнее воспитание», вслед за Г.Н. Волковым рассматривает педагогическую культуру как «компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей» [13, с. 170].

В.Я. Титаренко видит в педагогической культуре «совокупность специфических механизмов и средств, использование которых делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными требованиями [14]. Исследователь включает в педагогическую культуру родителей такие качества, как чуткость, педагогический такт, требовательность и справедливость.

Согласно И.В. Гребенникову, «педагогическая культура родителей - совокупность уровней педагогической подготовленности и развития определенных качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющихся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей» [15]. По его мнению, родителям крайне важно быть чуткими, справедливыми и вдумчивыми.

Е.В. Бондаревская, называя педагогическую культуру частью всей культуры человека, отмечает ее социализирующую функцию. Она указывает, что в педагогической культуре «запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколения и социализации» [16, с. 11].

А.Т. Кокоева понимает педагогическую культуру родителей как «интегратив-ное образование, представляющее единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности родителей, направленных на творческую реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье» [17, с. 54].

Психолог Т.В. Лодкина, занимающаяся семейным воспитанием, вводит понятие «психо-педагогическая культура семьи», под которым ею понимается «процессуальная целостность, которая проявляется в семейном укладе и выражается в степени зрелости родителей как воспитателей» [8, с. 52]. Исследователь анализирует педагогическую культуру семьи через семейный уклад, атмосферу, которая царит в семье.

Рассмотрим структуру педагогической культуры родителей.

Е.В. Бондаревская выделяет в ней следующие компоненты: педагогические знания и опыт воспитательной деятельности, личностные качества родителей, уровень их образованности, а также традиции семьи и характер взаимодействия родителей со школой и с учителями [16, с. 39]

А.Т. Кокоева включает в структуру педагогической культуры родителей три компонента: аксиологический, информационно-содержательный, операционально-деятельностный [17, с. 55].

В аксиологическом компоненте можно выделить тип родительского отношения к ребенку и способность родителя к саморегулированию и рефлексии своего поведения. Тип родительского отношения к ребенку зависит от эмоциональной чувствительности к нему (сензитивности), которая может быть неполной или, в некоторых случаях, вовсе отсутствовать.

Для подтверждения важности информационного компонента педагогической культуры родителей приведем высказывание классика педагогической мысли К.Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее

и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания» [18, с. 11].

Современные родители, по нашему мнению, должны обладать хотя бы минимальными знаниями по педагогике, психологии и медицине.

В частности, возрастная психология позволит родителям понять, что такое кризисы развития личности, в каком возрасте они наблюдаются, что такое ведущая деятельность, а также «Я-концепции» личности. Безусловно важны знания индивидуальных особенностей своего ребенка. Это подразумевает объективное принятие слабых и сильных сторон ребенка, что позволяет привести требования родителей в соответствие его реальным возможностям и сформировать у него объективную самооценку.

Из области педагогики необходимы знания о методах и приемах семейного воспитания, значении семейных традиций в становлении личности ребенка, влиянии взаимоотношений в семье на его психическое здоровье и благополучие и т.д.

Главное в информационном компоненте педагогической культуры родителей - способность к самообразованию, понимание важности научных знаний и их практическая востребованность.

На психолого-педагогических знаниях базируется операционально-деятельностный компонент педагогической культуры родителей.

В отечественной науке принято выделять три типа взаимоотношений между ребенком и родителем: попустительский, демократический и авторитарный. Для попустительского типа характерна ситуации, при которой ребенок предоставлен сам себе, родители отстраняются от его воспитания. Авторитарный и демократический типы взаи-

моотношений являются антиподами. Первый из них строится на безапелляционности, подчинении, агрессии, жестокости, завышенных требованиях, предъявляемых родителем, который в подавляющем числе случаев сам рос в такой же системе воспитания. Демократический тип предполагает сотрудничество, развитую культуру эмоций, взаимопомощь, уважение и принятие ребенка со всеми его особенностями.

От выбранного типа взаимоотношений в семье зависит все: атмосфера, царящая в доме, отношения между супругами, отношениями между родителями и ребенком, отношения между детьми. Выбранный стиль задает качественные характеристики методов воспитания, определяя, например, возможность, частоту и суровость наказания. В авторитарной семье наказывать будут чаще и суровее. В демократической, даже если и будут наказывать, постараются не озлобить ребенка и не унизить его достоинства: здесь не трудно представить ситуацию, когда мать или отец скажет: «Если ты так (не) поступишь, то это сильно меня обидит/огорчит». При этом нельзя лишать ребенка родительской любви, несмотря на то, что существует наказание в виде натянутых отношений между ребенком и родителем.

Применяя поощрение как метод семейного воспитания, нельзя не соблюдать меру поощрения за те или иные успехи. Если поощрение и тем более вознаграждение будет предоставляться буквально ни за что, то будет существовать риск ребенка избаловать. Это может привести к таким последствиям, как эгоцентризм, эгоизм, несамостоятельность и т.д.

Таким образом, главное в операцио-нально-деятельностном компоненте педагогической культуры родителей - сбалансированность, чувство меры.

Важной составляющей педагогической культуры родителей являются умения осуществлять рефлексию, анализировать

педагогические ситуации, объективно оценивать поступки ребенка, чтобы избежать позиции всеобъемлющей и безоговорочной правоты собственного чада как по отношению к учителю, так и к его одноклассникам.

Родитель должен уметь быть терпеливым, уметь понимать своего ребенка, управлять своими эмоциями, контролировать собственное психическое состояние. В этом ему помогут знания педагогики и психологии.

Важной частью педагогической культуры родителей являются умения заинтересовывать и вдохновлять ребенка, стимулировать у него положительные эмоции, побуждать его к правильному моральному выбору.

Особое место в формировании педагогической культуры родителей занимают прикладные умения, такие как рисование, пение, хореография, техническое конструирование, занятия спортом, туризм и т.д. Увлеченность родителей этими видами деятельности, совместные занятия, где родитель сможет показать пример, научить, передать ребенку свой опыт, поделиться знаниями и умениями - все это служит формированию традиций, укреплению семьи, продуктивному диалогу в системе «взрослый - ребенок».

Таким образом, можно утверждать, что рассмотренная нами проблема педагогической культуры родителей остается актуальной в современном образовании. Полагаем, что ее решение требует поиска новых форм и методов, новых подходов к осуществлению коммуникации в системе «учитель - родитель» (в том числе с помощью ГГ-технологий), а самое главное, - потребности обеих названных сторон во взаимодействии, поскольку от того, насколько оно будет продуктивно, во многом зависит успех обучения и воспитания сегодняшних школьников.

* * *

1. Коменский Я.А. Материнская школа. М. : Учпедгиз, 1947. 104 с.

2. Песталоцци И.Г. Книга для матерей. М. : Карапуз, 2009. 251 с.

3. Ушинский К.Д. Воспитание человека. М. : Карапуз, 2000. 255 с.

4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М. : Либроком, 2010. 215 с.

5. Теория дошкольной педагогики : учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Л.Н. Литвина. 2-е изд, дораб. М. : Просвещение, 1989. 352 с.

6. Луначарский А.В. О социальном воспитании : речь, произнесенная 3 ноября 1918 г. в Петрограде. Пб. : Изд-во Комиссариата народного просвещения Союза коммун Северной области, 1918. 14 с. URL: https://lunacharsky.newgod.su/lib/o-vospitanii-i-obrazovanii/o-socialnom-vospitanii/ (дата обращения: 18.06. 2022).

7. Блонский П.П. Семейное дошкольное воспитание // Семейное воспитание : хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. М. : Академия, 2001. С. 300-304.

8. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2009. 208 с.

9. Волков Г.Н. Этнопедагогика : учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М. : Академия, 1999. 168 с.

10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т. 1. Сердце отдаю детям. М. : Педагогика, 1979. 558 с.

11. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm#3 (дата обращения: 18.06.2022).

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022). URL: https://www. legalacts.ru/dok/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-4/statja-44/ (дата обращения: 18.06.2022).

13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2000. 232 с.

14. Титаренко В.Я. Семья как фактор нравственного воспитания : автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. Л., 1967. 21 с.

15. Гребенников И.В. Педагогическую культуру - каждой семье: (О комплексном подходе к пропаганде педагогических знаний среди родителей. М : Знание, 1978. 41 с.

16. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 37-43.

17. Кокоева А.Т. Формирование педагогической культуры родителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. 22 с.

18. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 8. М. : Педагогика, 1950. 774 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.