Формирование педагогической культуры семьи и её значение в формировании личности ребёнка
Т.Е. Быковская1, О.А. Бадер2
'^Московский государственный областной университет
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А
Moscow State Regional University
Radio str., 10А, Moscow 105005 Russia
'e-mail: [email protected]
Ключевые слова: педагогическая культура, компоненты педагогической культуры родителей, критерии и показатели сформированности педагогической культуры родителей, инновации в образовании. Key words: pedagogical culture, components of the pedagogical culture of parents, criteria and indicators of pedagogical culture of parents, innovations in education. Резюме: В данной статье рассматривается понятие «педагогическая культура семьи», раскрывается роль педагога в ее формировании у родителей ребенка, приводятся критерии и показатели формирования педагогической культуры родителей.
Abstract: In this article, the concept of «the pedagogical culture of the family» is considered, the role of the teacher in its formation in the child's parents is disclosed, the criteria and indicators of the formation of the pedagogical culture of parents are given.
[Bykovskaya T.E.1, Bader O.A.2 Formation of the pedagogical culture of the family and its importance in the formation of the child's personality]
Родительство очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Им больно видеть, если их ребенок страдает от какого-то недуга, не такой, как все. Если человек не знает, что делать, а ему указывают на ошибки и промахи, то научиться он вряд ли сумеет, а вот усилить социальное сиротство своих детей и внуков - сможет. Родителей тоже нужно формировать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последние имеют специфику (необходимо знание медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических основ помощи своей семье и своему ребенку).
Условия семейного воспитания в значительной степени предопределяют развитие и жизненный путь ребенка. Эффективность подготовки ребенка к жизни зависит от
осознания родителями смысла воспитательно-образовательной деятельности.
Рассматривая особенности педагогической деятельности, Г.М. Коджаспирова отмечает, что она (педагогическая деятельность) выступает как мета-деятельность, т.е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью (Евдокимова, Додокина, Кудрявцева, 2008: 6). Таким образом, в определенном смысле деятельность родителей, направленная на воспитание и образование собственных детей, является управленческой. Эффективно управлять процессами формирования личности возможно только обладая определенной педагогической культурой.
Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
В трудах таких видных отечественных и зарубежных педагогов как Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк,
A.Н .Острогорский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо,
B.А. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др., ставятся вопросы о культуре семейных отношений; о главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; о влиянии семейного уклада на развитие и формирование личности ребенка; о роли просвещения и самообразования родителей в области семейного воспитания.
Педагогическая культура семьи складывалась на протяжении долгой истории человечества и служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня их педагогической культуры зависит успешность и результативность семейного воспитания.
Исследователь в области семейной педагогики Т.А. Куликова выделяет следующие компоненты педагогической культуры родителей: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение,
школа, учреждение дополнительного образования) (Куликова, 1999: 170).
По мнению И.В. Гребенникова, педагогическая культура родителей - это «совокупность подготовленности и определенных свойств и качеств матерей и отцов, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющихся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию» (Демидов, Третьяков, 2016: 33). Ученый рассматривает педагогическую культуру во взаимосвязи с проблемами семейного воспитания как специфическую особенность родителей, реализуемую ими в воспитательной деятельности, прослеживает зависимость между уровнем педагогической культуры и результативностью воспитательного процесса.
На наш взгляд, педагогическая культура - это осознание родителями смысла воспитательно-образовательной
деятельности, ее целей, адекватного оценивания ее хода, конечного и промежуточного результатов, своевременности конкретных действий (Быковская, 2011: 128). Современное педагогическое мировоззрение родителей включает в себя интегрированные научные представления о сущностных особенностях человека, природе ребенка, его развитии и воспитании; ориентировано на гуманистические ценности; реализуется в самостоятельной, творческой, личностно-ориентированной деятельности.
В работах зарубежных специалистов Д. Добсона, Р. и Дж. Байярд, Э. Ле Шан, Н. Пезишкиана, В. Сатир, Б. Спока, М. Раттера, Э. Фрома, Ю. Хамяляйнен и других определяются следующие воспитательные функции родителей: влияние на развитие ребенка внутренней атмосферы, образа жизни семьи; зависимость методов воспитания от целей и устремлений родителей; формы передачи знаний родителями детям; позитивная семейная терапия.
При анализе процесса воспитания ребенка в семье исследователь неизбежно сталкивается с необходимостью изучения причин и факторов, позитивно или негативно влияющих на реализацию воспитательной функции. Учитывая тот факт, что в семье воспитываются и взрослые, и дети,
необходимо признать наиболее важным ее влияние именно на подрастающее поколение и выделить следующие аспекты воспитательной функции семьи:
• познавательные, связанные с передачей ребенку родителями и ближайшими членами семьи знаний об окружающем мире;
• опекунские, обеспечивающие всем членам семьи опеку и оказание услуг в различных жизненных ситуациях;
• социализации детей и подростков, имеющей целью передачу членам семьи основных норм и принципов поведения, принятых в данном обществе, а также обычаев и традиций, сформировавшихся в процессе исторического развития народа;
• подготовки к творческой жизни и будущей профессии;
• стимулирования развития интересов, увлечений и способностей детей;
• организации для ребенка воспитательных ситуаций в семье и вне ее;
• удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка в безопасности, любви и признании.
Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка. На первый взгляд эта проблема решается легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать «трудного» ребенка. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания лежат гораздо глубже - в родительских мотивах:
• желание иметь в своем распоряжении объект для манипулирования;
• бессознательная потребность перенести на ребенка унижение, которому подверглись когда-то сами;
• страх и неприятие каких-то проявлений в собственных детях, поэтому это слишком напоминает самого родителя, причем не с лучшей стороны; потребность найти выход для подавленных чувств и т. д.
Взаимодействуя с семьей, педагог обязан понимать, что зачастую именно семья является источником нервно-психического напряжения, психотравмирующих переживаний ребенка и его родителей. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис
отмечают, что семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения личности несколькими способами:
1. Создавая для индивида ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения (алкоголизм, наркомания одного из родителей, муж держит жену и детей в постоянном страхе, избивает их и пр.).
2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них чувств, для удовлетворения существенных потребностей: чувства, несовместимые с представлениями члена семьи о его роли (вмешательство свекрови во взаимоотношения невестки с мужем и детьми и пр.); чувства фрустрации, раздражения, агрессии; чувства и потребности, удовлетворение которых индивид связывает именно с семьей (во взаимопонимании, сочувствии и пр.).
3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у индивида. Семья может участвовать в создании внутреннего конфликта индивида прежде всего тем, что ставит его перед противоречивыми требованиями и возлагает на него ответственность за их выполнение (жена обвиняющая мужа в нежелании помочь ребенку в учебе и одновременно остро критикующая любую его попытку помочь и пр.
Результаты социологических опросов, которые свидетельствуют, что около 55% родителей совершенно не знают основ семейной педагогики, 35 % - знакомы с некоторыми методами и принципами воспитания, и только 10 % родителей имеют ясное представление о своих обязанностях, умеют использовать различные педагогические методы воспитательного воздействия на детей.
Увеличение количества детей с трудностями в обучении и поведении, нарушениями в личностно-эмоциональной сфере, дезадаптацией в образовательном пространстве, другими негативными особенностями развития определяет необходимость поиска способов предупреждения и помощи в преодолении данных трудностей в рамках семейного взаимодействия.
Конечно, педагог не должен корректировать семейные
отношения, это вне пределов его компетенции. Нельзя допускать, чтобы педагог беспардонно вмешивался в семью, раскрывая ее тайны, становясь наблюдателем ее интимного мира, появляясь в качестве судьи и оценщика тонкого сложнейшего социально-психологического феномена. Однако в его компетенции помочь родителям и ребенку частично снять нервно-психическое напряжение:
• не способствовать возникновению у них чувства ущербности и неполноценности, уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение, требовать улучшения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить); избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой адрес, основной акцент перенести на положительную оценочную деятельность;
• избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;
• открывать путь ребенку и его родителям к их собственному «Я», усиливая личностное начало посредством оказания помощи в осознании уникальности и неповторимости каждого путем совместного поиска и открытия нереализованных еще личностных возможностей и ценностей;
• актуализировать, стимулировать стремление для наилучшего изучения друг друга с различных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного, общественно-гражданского, интеллектуального, нравственного, трудового и т.д.
Педагог тактично предъявляет необходимые требования к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования их педагогических взглядов, но без перекладывания на них своих обязанностей. Родители могут в чем-то ошибаться, иногда пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям, а педагог из соображения сотрудничества и создания благоприятных условий для воспитательно-образовательного процесса должен развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло
педагогической безграмотности по отношению к их ребенку (Эйдемиллер, Юстицкис, 2008).
На формирование педагогической культуры родителей влияют следующие условия:
• подготовленность родителей к воспитанию детей (педагогические знания;
• умение применять их на практике;
• умение педагогически целесообразно организовывать жизнь детей и свою собственную;
• умение педагогически грамотно анализировать поступки детей);
• отношение к воспитанию детей (систематичность и активность деятельности по воспитанию детей;
• проявление интереса к воспитанию и знания о
нем;
• связь с педагогами, инициатива в оказании помощи учителю, классному руководителю и школе).
• Современная семья не в состоянии сама справиться со многими проблемами в воспитании и образовании ребенка и нуждается в помощи. Назначение работы педагога, психолога, социального работника с родителями в том, чтобы содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни желаемой, достойной для человека. Для того чтобы успешно формировать педагогическую культуру родителей, необходимо четко выделить ее критерии и показатели (Быковская, 2011: 60).
Таблица 1
Показатели педагогической культуры родителей
Критерии педагогической культуры Уровни педагогической культуры Показатели педагогической культуры
Осознание родителями целей и задач воспитания Высокий уровень Родители осознают главную цель воспитания, правильно выбирают направление и выстраивают содержание своей воспитательной работы.
Средний уровень Родители имеют поверхностные представления о целях и направлениях воспитательной работы.
Низкий уровень Родители не имеют представления о целях и задачах воспитания, направлениях воспитательной работы.
Использование методов семейного воспитания Высокий уровень В семье используются разнообразные методы воспитания, преимущественно позитивные.
Средний уровень В семье используются разнообразные методы воспитания, но без разумного их сочетания.
Низкий уровень Выбор методов воспитания ограничен. Предпочтение отдается авторитарным методам воздействия (приказ, указание, требование, наказание).
Способность родителей к сотрудничеству с детьми Высокий уровень Предъявляемые требования носят разумный и систематический характер.
Средний уровень Требования к ребенку носят разумный, но не систематический характер.
Низкий уровень Содержательный аспект предъявляемых требований ограничен семейно - бытовыми отношениями.
Взаимодействие родителей с педагогическим коллективом образовательного учреждения Высокий уровень Родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, советуются с педагогами по вопросам воспитания, охотно выполняют их рекомендации.
Средний уровень Родители периодически поддерживают связь с учебным заведением, однако редко советуются с педагогами по вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации.
Низкий уровень Родители контактируют с педагогами только по прямой инициативе последних, игнорируют советы и рекомендации педагогов по вопросам воспитания детей.
Повышая свою педагогическую культуру, родители яснее осознают процесс развития ребенка, становления его личности, а, следовательно, могут оказать существенную помощь своим детям в их дальнейшей адаптации к социальной среде. Отсюда следует, что эффективность воспитательного процесса в семье напрямую зависит от уровня их педагогической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
Быковская Т.Е. 2011. Образование и рефлексивная культура современных родителей как условие повышения воспитательного потенциала семьи. - Учёные записки РГСУ. № 8: 182-187. Демидов А.А., Третьяков А.Л. 2016. Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи: некоторые подходы к процессу формирования правовой культуры личности. - Управленческое консультирование. № 5: 164-172. Гребенников И.В. 1990. Педагогическая культура. С. 33. - Семейное
воспитание: краткий словарь. М.: Политиздат. 319 с. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. 2008. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез. 144 с. Куликова Т.А. 1999. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия. 170 с.
Москвина А.С. 2011. Развивающие возможности искусства в адаптации детей
к обучению в начальной школе. - Наука и школа. № 6: 94-96. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. 2008. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер. 672 с.
Получена / Received: 17.09.2018 Принята/Accepted: 01.10.2018