Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СЕМЬЯ / РЕБЕНОК / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PRIMARY SCHOOL / EDUCATIONAL INSTITUTION / FAMILY / CHILD / EDUCATION / PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина Татьяна Григорьевна, Прокопьева Мария Михайловна, Карпова Евдокия Дмитриевна

Современные преобразования, происходящие в системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Повышение педагогической грамотности родителей рассматривается как профессиональная задача педагогов. Одним из главных недостатков по данной проблеме является некомпетентность педагогов по данному вопросу, и недостаточная выявленность эффективных психолого-педагогических условий формирования педагогической культуры родителей в современной школе. Характерной особенностью современной ситуации является увеличение количества неполных, конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями. Это, в свою очередь, выражается в формализации и обеднении контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что зачастую провоцирует ребенка к формированию неадекватной самооценки, проявлению неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлению девиантного поведения. Решение этой проблемы важно для государства, т.к. семья - это ячейка общества и от уровня педагогической культуры родителей зависит становление ребенка как личности, как опоры крепкого государства. Повышение уровня педагогической культуры родителей важно и для самой семьи, тогда дети будут гармонично развиваться, а родители успешно управлять процессом воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корякина Татьяна Григорьевна, Прокопьева Мария Михайловна, Карпова Евдокия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF FAMILY AND ELEMENTARY SCHOOL IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS

Modern transformations taking place in the educational system, its democratization, variability, innovative programs, necessitated the search for solutions to the problems of interaction between the educational institution and the family, the creation of conditions for improving the pedagogical culture of parents. Improving the pedagogical literacy of parents is seen as a professional task for educators. One of the main shortcomings on this issue is the incompetence of teachers on this issue, and the insufficient identification of effective psychological and pedagogical conditions for the formation of the pedagogical culture of parents in a modern school. A characteristic feature of the current situation is an increase in the number of single-parent, conflicting families, and the parents' public employment, together with the low level of their psychological and pedagogical culture, significantly affect the changing nature of the relationship between children and parents. This, in turn, is expressed in the formalization and impoverishment of the parents ’contacts with the child, the disappearance of joint forms of activity, the growing deficit of warmth and attentive attitude towards each other, which often provokes the child to form inadequate self-esteem, manifest self-confidence, develop negative forms of self-affirmation in society, as well as in extreme cases, it is expressed in delays in mental and speech development, manifestation of deviant behavior. The solution to this problem is important for the state, because the family is a unit of society and the formation of the child as an individual, as the pillar of a strong state, depends on the level of pedagogical culture of parents. Raising the pedagogical culture of parents is important for the family itself, then the children will develop harmoniously, and the parents will successfully manage the upbringing process.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ»

УДК 37.061

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0028

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

© 2020

SPIN: 5952-0558

AuthorlD: 639325

Корякина Татьяна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра возрастной и педагогической психологии

SPIN: 5952-1206-7448

AuthorlD: 415328

Прокопьева Мария Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра возрастной и педагогической психологии Карпова Евдокия Дмитриевна, магистрант 2 курса, кафедра возрастной и педагогической психологии Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Педагогический институт (677000, Россия, Якутск, проспект Ленина 2, e-mail: evdokiya.karpova.96@mail.ru)

Аннотация. Современные преобразования, происходящие в системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Повышение педагогической грамотности родителей рассматривается как профессиональная задача педагогов. Одним из главных недостатков по данной проблеме является некомпетентность педагогов по данному вопросу, и недостаточная выявленность эффективных психолого-педагогических условий формирования педагогической культуры родителей в современной школе. Характерной особенностью современной ситуации является увеличение количества неполных, конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями. Это, в свою очередь, выражается в формализации и обеднении контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что зачастую провоцирует ребенка к формированию неадекватной самооценки, проявлению неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлению девиантного поведения. Решение этой проблемы важно для государства, т.к. семья - это ячейка общества и от уровня педагогической культуры родителей зависит становление ребенка как личности, как опоры крепкого государства. Повышение уровня педагогической культуры родителей важно и для самой семьи, тогда дети будут гармонично развиваться, а родители успешно управлять процессом воспитания.

Ключевые слова: начальная школа, образовательное учреждение, семья, ребенок, воспитание, педагогическая культура.

THE INTERACTION OF FAMILY AND ELEMENTARY SCHOOL IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS

© 2020

Koryakina Tatyana Grigoryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of age and pedagogical psychology Prokopyeva Maria Mikhailovna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department of age and pedagogical psychology Karpova Evdokiya Dmitrievna, 2nd year master's student, Department of age and pedagogical psychology North-Eastern Federal University. M. K. Ammosova, Pedagogical Institute (677000, Russia, Yakutsk, Lenin Avenue 2, e-mail: evdokiya.karpova.96@mail.ru)

Abstract. Modern transformations taking place in the educational system, its democratization, variability, innovative programs, necessitated the search for solutions to the problems of interaction between the educational institution and the family, the creation of conditions for improving the pedagogical culture of parents. Improving the pedagogical literacy of parents is seen as a professional task for educators. One of the main shortcomings on this issue is the incompetence of teachers on this issue, and the insufficient identification of effective psychological and pedagogical conditions for the formation of the pedagogical culture of parents in a modern school. A characteristic feature of the current situation is an increase in the number of single-parent, conflicting families, and the parents' public employment, together with the low level of their psychological and pedagogical culture, significantly affect the changing nature of the relationship between children and parents. This, in turn, is expressed in the formalization and impoverishment of the parents 'contacts with the child, the disappearance of joint forms of activity, the growing deficit of warmth and attentive attitude towards each other, which often provokes the child to form inadequate self-esteem, manifest self-confidence, develop negative forms of self-affirmation in society, as well as in extreme cases, it is expressed in delays in mental and speech development, manifestation of deviant behavior. The solution to this problem is important for the state, because the family is a unit of society and the formation of the child as an individual, as the pillar of a strong state, depends on the level of pedagogical culture of parents. Raising the pedagogical culture of parents is important for the family itself, then the children will develop harmoniously, and the parents will successfully manage the upbringing process.

Keywords: primary school, educational institution, family, child, education, pedagogical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время педагогическая культура в нашей стране является одной из структурных частей общей культуры, отражающей накопленные множеством поколений духовные и материальные ценности, а также

некоторые определенные способы и методы педагогической деятельности. С помощью этих методов и способов старшим поколением младшему передаются знания, которые человечество приобрело за тысячелетия своего развития в процессе смены поколений, а также в процессе социализации каждой отдельно взятой личности. В сфере образования постоянно происходит процесс ее

Корякина Татьяна Григорьевна, Прокопьева Мария Михайловна, Карпова Евдокия Дмитриевна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ...

модернизации, динамика которой позволяет отразить ее демократизацию, а также увеличение вариативности методов обучения и взаимодействия людей в образовательном процессе. Однако более детальный анализ динамики также обнажил определенный спектр проблем, которые выражены в проблемах взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Корень данной проблемы лежит в низком уровне педагогической культуры родителей, следовательно необходимо направить усилия на стимулирование формирования педагогической культуры родителей [1, с. 15].

Формирование педагогической культуры родителей можно назвать одной из основных задач педагогов в образовательных учреждениях на сегодняшний день [2, с. 20]. И здесь всплывает еще одна довольно большая по своим масштабам проблема, которая заключается в низком уровне подготовки как семьи, так и педагогов, которые не в состоянии решить проблемы с взаимодействием, а также формированием должного уровня педагогической культуры. Семья является основным источником знания среди подрастающего поколения - первой общественной ступенью в жизни общества, так как именно в ней происходят процессы формирования личности, отношения к окружающему миру, осознания сознания и чувств человека [3, с. 52]. В семье человек получает первичный опыт контакта с социумом и окружающим миров, приобретая необходимые навыки и умения общения, что делает семью самым важным в процессе воспитания и обучения человека [4, с. 17].

Естественно, что кроме семьи в обществе сформировались множество других форм получения знаний -другие общественные ступени, среди которых довольно важной является образовательное учреждение в виде начальной школы, где ребенок часто впервые оказывается в той среде, где ему необходимо действовать самостоятельно, оценивать ситуацию, получать опыт. Именно в начальной школе дети учатся раскрывать себя, еще сильнее формируются как личность, приобретают полезные навыки и умения, а также вырабатывают отношение к обществу и окружающему миру. Именно поэтому так важно сформировать высокий уровень педагогической культуры уже на начальном уровне обучения ребенка, так как в начальной школе начинается первое взаимодействие семьи и образовательного учреждение, которое в дальнейшем становится «фундаментом» для дальнейшего развития ребенка [5, с. 32].

МЕТОДОЛОГИЯ

В предоставленной работе рассматривается вопрос формирования педагогической культуры опекунов при содействии семьи и исходной школы [6, с. 10]. Семья как тип взаимодействия владеет определенной специфичностью, которая имеет место быть в ее индивидуальности в каждом отдельно взятом случае. Как раз в следствие этого образовательное учреждение, а в частности педагогический состав обязан выработать конкретные меры, которые стали бы максимально универсальными [7, с. 41].

Методами исследования в данной работе использовались как общие, так и частные методы исследования: изучение теоретической информации по теме исследования, сравнение и анализ, опытно-экспериментальную работу, анкетирование, интервью, изучение периодической печати и других средств массовой информации, экспресс-опросы, обсуждение на родительских собраниях. Основным видом исследования стало анкетирование, так как письменная форма более точно позволяет определить различия позиций участников.

Процесс формирования культуры (педагогической) позволяет создать благоприятную среду в обучении и воспитании детей [8, с. 21]. Довольно серьезной в настоящее время является проблема недостатка профессиональных компетенций среди преподавательского состава начальной школы [9. С. 14]. Часто учителя не могут наладить нужный уровень коммуницирования с семья-

ми, а также не в состоянии создать нужный настрой у родителей детей, что приводит к общему ухудшению уровня образования и педагогической культуры родителей. Следовательно необходимо делать упор также и на профессиональные компетенции учителей начальной школы, так как это грамотная и правильная организация взаимодействия начальной школы и родителей позволяет создать предпосылки для гармоничного развития личности ребенка, проявлять должное внимание к его проблемам, помочь ему в социализации, а также получении необходимого спектра знаний об окружающем мире [10, с 8]

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проблемы организации взаимодействия учебного заведения в лице начальной школы и семьи учащегося можно описать как большой спектр задач, требующих комплексного и постепенного решения, результатом которого должно стать развитие и формирование высоких показателей культуры у родителей (педагогической). Процессы решения этой проблемы, это лишь небольшая часть от общего уровня культуры (педагогической), т. к. от нее зависит сама личность ребенка, его мировоззрение и так далее [11, с. 17]. Несомненно, обучение и развитие школьника и процессы формирования личности - это прямая обязанность его родителей.

Среди основных факторов, влияющих на культуру (педагогическую) выделяют: особое, индивидуальное, отношение педсостава к каждой отдельно взятой семье; постройка всех необходимых условий для успешного коммуницирования между педсоставом и семьями [12, с. 14].

Для успешного формирования высокого уровня педагогической культуры родителей педагогу необходимо максимально индивидуально подходить к каждой семье при этом грамотно организуя и массовую работу, четко придерживать, действовать последовательно и системно, а также внимательно относиться к воспитанию и обучению ребенка. При работе с семьями стоит иметь в виду, что существуют определенные негативные тенденции общественного развития, которые проявляются в снижении уровня жизни, нежелательном поведении родителей на фоне социально-экономических потрясений, безнравственностью, ухудшением здоровья нации, духовным кризисом, утратой семейных ценностей и т. д [13, с. 4].

Для обоснования актуальности проблемы формирования педагогической культуры родителей, а также для получения более точных данных о ее масштабах была проведена опытно-экспериментальная работа по реализации программы формирования педагогической культуры родителей младших школьников на основе взаимодействия семьи и школы проводилась на базе МОБУ СОШ № 13 г. Якутска.

Среди методов исследования можно выделить: анкетирование, интервью, изучение периодической печати и других средств массовой информации, экспресс-опросы, обсуждение на родительских собраниях. Основным видом исследования стало анкетирование, так как письменная форма более точно позволяет определить различия позиций участников [14, с. 12]. Цель программы: повысить уровень педагогической культуры молодых родителей. То есть применить комплекс педагогических мер, направленных на поддержку и помощь семье в обеспечении полноценного развития личности ребенка на основе взаимодействия семьи и школы. Этапы сопровождения:

1. Первый этап получил название - диагностический. Его целью является налаживание взаимопонимания между родителями и детьми для более лучшего обучения и воспитания последних.

2. Второй этап получил название - подготовительный. Его целью является формирование определенной программы действий для определения основных методик при работе с семьями.

3. Третий этап получил название - информационный. Семьи получили сведения о самой возможности участия в программе.

4. Четвертый этап получил название - основной. Этап включается в себя, непосредственно реализацию программы.

5. Пятый, заключительный, этап получил название -аналитический. Его целью является изучение и анализ полученных сведений [15, с. 21].

Непосредственно работа (опытно-экспериментальная) проводится в течении 3 основных этапов: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап.

Немаловажным будет осветить список основных показателей культуры (педагогической): уровень образования; обладание базовыми психолого-педагогическими знаниями; методы воспитания [16, с. 24].

В этапе под названием констатирующий приняло участие тридцать один родитель.

1. Была проведена специальная диагностика, где на собрании родителями были заполнены 3 анкеты: «характеристика семьи», «родительское отношение» (В. В. Столин, А. Я. Варга), «культура (педагогическая) в семьях» (О. Л. Зверева).

Обработка данных позволила сделать ряд выводов: чуть более половины (54%) ячеек общества являются неполными, соответственно полных семей чуть меньше половины от общего количества. Примерно одинаковое количество семей (14 и 12 соответственно) воспитывают от 1 до 2 детей и лишь 5 трех и более.

Большая часть опрошенных нуждается в помощи специалистов при воспитании (51%), треть опрошенных лишь иногда готовы обращаться за помощью (39%), остальные не нуждаются в помощи.

Анализ результатов позволяет сделать следующий вывод: родители детей имеют средний уровень образованности и относительно высокую потребность в помощи специалистов. Наиболее важной проблемой является непонимание взрослых и школьников [17, с. 28].

Родительское отношение можно назвать основной характеристикой педпотенциала. Для продолжения исследования и опытно-экспериментальной работы произведен выбор теста-опросника, который был разработан Столиным В. и Варга Я.

После анализа опроса был получен результат, который предполагает, что высокий уровень педкультуры предполагает хорошие показатели при ответе на вопросы по шкалам: принятие, а о низкой, соответственно, невысокие показатели при ответе на вопрос по шкалам: отвержение, гиперсоциализация и симбиоз. Опрос был заполнен 31 родителем.

Итак, результаты опроса получились следующими:

- показатели выше среднего (около 85-95%) «отвержение», в которой высшие показатели характеризуют отношения родителей к школьникам как к неприспособленным был зафиксирован у трети опрашиваемых. Средние показатели по шкале «отвержение» был зафиксирован у половины опрашиваемых;

- по шкале социальной нежелательности, характеризующей интерес родителей к деятельности школьника, а также довольно высокие оценки интеллектуальных и творческих способностей, высокие показатели были получены 13,3% опрашиваемых (по шкале такими родителями были получены преимущественно высокие показатели (более 80%)), средний уровень заинтересованности родителями делами своих детей был выявлен у половины опрашиваемых (они набрали около, преимущественно, 45%). Довольно низкий уровень был выявлен у трети опрашиваемых (около 30% опрошенных);

- шкала «симбиоз» в данном случае выражает дистанцию между родителем и ребенком. Довольно высокие показатели получили 30,6% от всех опрошенных родителей;

- шкала гиперсоциализации, которая отображает степень контролирования ребенка. Высокие показатели по

данной шкале есть у 30,6% родителей.

Завершение диагностического этапа исследования было ознаменовано прохождением родителями анкеты, составленной О. Л. Зверевой, состоящей из четырех вопросов, связанных с темой исследования и отражающих отношение родителей к разнообразным методам и способам воспитания. Анкета также была направлена на выявление предпочтений родителей детей в их воспитании [18, с. 21].

25% Словесная

^ 40% похвала

Подарки

35% J Ласка

Рисунок 1 - Распределение родителей по предпочитаемому методу воспитания

Первый вопрос в анкете звучал следующим образом: «На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребёнка?». Ответы получились такими:

- 16% - СМИ;

- 9% - специализированная литература;

- 41% - жизненный опыт;

- 7% - специализированные лекции;

- 24% - рекомендации специалистов.

Следующий вопрос был таким: «С какими трудностями, в основном, Вы сталкиваетесь при воспитании детей». Ответы на вопрос:

- 39% - непослушание;

- 15% - отсутствие поддержки других членов семьи;

- 11% - недостаток знаний;

- 30% - неусидчивость и невнимательность со стороны ребенка.

Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.

Рисунок 2 - Распределение родителей по предпочтительному методу наказания

Предпоследний (третий) вопрос звучал следующим образом: «Какие методы при воспитании ребенка Вы используете?». Ответы на него получились довольно разнообразными и выглядели следующим образом:

- В процессе воспитания 8 обследуемых семей используют методику поощрения;

- в 11 семьях применяются наказания и/или требования;

- 6 семей применяют методику запрещения;

- еще в шести семьях применяют методику приучения.

В качестве поощрения часто применяется похвала (словесная) - более трети родителей, дарятся подарки -треть родителей, применяются ласки - четверть родителей (см. рис. 1).

В качестве наказаний часто применяется угроза (словесная) - треть родителей, физическое воздействие - четверть родителей, уменьшение количества развлечений - менее четверти родителей, обида - менее четверти родителей.

Корякина Татьяна Григорьевна, Прокопьева Мария Михайловна, Карпова Евдокия Дмитриевна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ...

Заключительный вопрос в анкете: «Что Вы делаете, чтобы улучшить процесс воспитания?». Ответы:

- Около четверти семей предпочитают консультироваться со специалистами;

- Менее четверти склоняются к тому, что необходимо освободить женщин от бытовых хлопот, чтобы те больше времени проводили со своими детьми;

- Около 15% опрошенных предлагают увеличить тираж периодической печати на педагогическую тематику;

- Четверть опрошенных хотят создать специальные пункты консультаций.

Итак, данные получились такими:

- многие семьи недостаточно времени уделяют процессу воспитания;

- некоторая часть семей не считает воспитание проблемой [19, с. 24]. Результаты проведенного исследования см. на рисунке 3.

Педагогическая культура молодых родителей Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

Основной целью проводимых мероприятий является проведение информационной работы с семьями о программе, а также о результатах ее проведения. Участие приняли 32 родителя для которых проведено специальное собрание, где они получили информацию о программе, а также о ее дальнейших результатах. Также на собрании были обсуждены дальнейшие планы и общие вопросы.

Итак, общим итогом реализуемой программы среди родителей был получен ряд результатов: более чем на 10% был снижен уровень отвержения, на 15% увеличился уровень принятия, родители стали больше интересоваться деятельностью детей (15%), многие родители отметили сокращение дистанции при общении с детьми (17%), а также уровень авторитаризма в процессе воспитания уменьшился на десять процентов. Проведение аналитического этапа позволило увеличить культуру (педагогическую) в среднем на 13%, а низкий уровень культуры (педагогической) сократить на 6%.

Ориентировочная продолжительность собраний -60-80 минут несколько раз в неделю.

Результатом реализации программы должны стать новые методы, способы общения и поведения, а также преодоление родителями неэффективных при гармоничном воспитании детей личных установок и особенностей поведения.

Рисунок 3 - Распределение родителей по уровню педагогической культуры

Проведение диагностического этапа предоставило довольно много информации, после анализа которой стало понятно, что менее четверти родителей обладают низким показателем педагогической культуры.

Средний уровень педагогической культуры у родителей является преобладающим (около половины родителей). Высокий уровень показали около трети родителей. Однако немаловажным является и то, что несмотря на уровень педагогической культуры большинство родителей все же обращается к специализированной литературе, специалистам и т. д. при воспитании детей.

Итак, после изучения результатов диагностического этапа была выработана рекомендация, суть которой заключается в усилении сотрудничества и взаимодействия родителей с учебным заведением, а в частности с ее персоналом (учителями, социальными педагогами и т. д.). Несомненно, вся деятельность родителей и школы должна быть направлена в единое русло - воспитание сбалансированной и развитой личности в ребенке.

Исходя из результатов диагностического этапа в ходе исследования и проведения опытно-экспериментальной работы была разработана специальная программа, целью которой является повышение педагогической культуры родителей и преподавательского состава учебного заведения. В рамках этой программы необходимо было разработать определенный порядок действий, которые включали бы в себя формы и методы, решающие проблемы (выявленные во время констатирующего этапа).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации задуманного необходимо обучить семьи (включая родителей и детей) основным эффективным способам коммуницирования друг с другом путем организации различных мероприятий, встреч, конференций и так далее.

Разрабатываемая программа ориентирована, по большей части, на получение семьей нового опыта общения и формирования крепких внутрисемейных связей, которые в долгосрочной перспективе должны привести к повышению уровня педагогической культуры.

Для наиболее эффективной реализации программы был проведен информационный этап [20, с. 40].

60

40

20

I. II II

Низкий Средний Выскоий

■ До проведения эксперимента

■ После проведения эксперимента

Рисунок 4 - Результаты опытно-экспериментальной работы

Для наиболее эффективной реализации программы был проведен информационный этап. [20, с. 40]. Основной целью проводимых мероприятий является подача информации семьям обо всех возможностях участия в программе, а также о результатах ее проведения. Приняло участие 32 человека, которые присутствовали на специальном собрании, где им рассказали о программе и ее дальнейших результатах. Также на собрании были обсуждены дальнейшие планы и общие вопросы.

Итак, общим итогом реализуемой программы среди родителей был получен ряд результатов: более чем на 10% был снижен уровень отвержения, на 15% увеличился уровень принятия, родители стали больше интересоваться деятельностью детей (15%), многие родители отметили сокращение дистанции при общении с детьми (17%), а также уровень авторитаризма при воспитании и обучении школьников уменьшился чуть менее чем на 10%. Проведенный этап (аналитический) позволил увеличить культуру (педагогическую) на тринадцать процентов (средний показатель), а низкий уровень культуры сократился до 16% (с 22%).

ВЫВОДЫ

В заключение можно сказать, что в исследовании было детально рассмотрено взаимодействие семьи и образовательного учреждения в лице начальной школы в вопросе формирования педагогической культуры родителей. В современном мире довольно актуальным остается вопрос формирования педагогической культуры родителей. Среди основных проблем формирования педагогической культуры родителей можно выделить:

0

низкие профессиональные компетенции педагогов; низкий уровень знания родителями основ педагогики.

Закономерным является то, что развитие ребенка, его воспитание и получение необходимых знаний об окружающем мире в качественном отношении напрямую зависит от грамотной организации взаимодействия школы и семьи.

В рамках исследования также была проведена опытно-экспериментальная работа. Результаты позволяют говорить об эффективности проведенной работы. Следовательно, разработанные и апробированные методы и формы работы с родителями по повышению их педагогической культуры могут быть рекомендованы персоналу учебного заведения (учителям, социальным педагогам и т. д.).

В ходе наблюдения за процессом общения в семьях между родителями и их детьми заметна положительная динамика: сократилась дистанция между старшим и подрастающим поколениями, взрослые начали сменять наказания на диалог, приучать детей. Также следует отметить, что довольно серьезно выросла потребность родителей в совместном времяпровождении, что говорит об увеличении ответственности родителей за воспитание детей. Родители начали чаще обращаться к специализированной литературе, помощи специалистов в вопросах воспитания.

Таким образом, формирование педагогической культуры родителей тесно связано с взаимодействием семьи и образовательного учреждения в лице педагогического состава. Именно эти два субъекта играют определяющую роль в воспитании и развитии ребенка, влияют на формирование его как личности, получение им знаний и корректируют нежелательные типы поведения в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акутина С. П., Акутина А. Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы по воспитанию детей в современной России //Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы II международной научно-практической конференции 20—21 января 2013 года. — Прага, 2013.

2. Аникина И., Базина Т., Ахапкина А. Воспитательное пространство: социокультурная среда и традиции семьи // Народное образование. — 2015. — № 7. — С. 48

3. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики /А.С. Белкин. - М: Академия, 2016. - 192 с.

4. Бессонова, В.Г. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс /В.Г. Бессонова //Журнал Начальная школа. — 2016. №8.

5. Бихметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида /Е.Ю. Бихметов / Социологические исследования. — М.: - 2017. - 160 с.

6. Бондаревская, Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика: научно теоретический журнал Российской академии образования — 2012 - №7 — С. 13

7. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для вузов / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2017. - 528 с.

8. Кожурова, О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты / О.Ю. Кожурова // Народное образование. - 2016. - №6. — 280 с.

9. Креславская, Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся / Т.А. Креславская // Журнал Начальная школа. — 2017. - № 2.

10. Кургина, Н.И. Дифференцированный подход в начальном обучении /Н.И. Курыгина //Начальная школа. — 2016.- № 10.

11. Кучмаева, О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи / под ред. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова O.JI. // Педагогика. - 2018. - №13. - 238 с.

12. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. — М.: учебное пособие, 2016. — 396 с.

13. Прокопьева М. М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи: на материале Республики Саха (Якутия) — Москва: тема диссертации и автореферата, 2007 — 427 с.

14. Кокоева А. Т. Формирование педагогической культуры родителей: Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2003 1 70 с.

15. Сухарь, Е. Ошибки семейного воспитания / Е. Сухарь // Воспитание школьника, 2015. - №3. - 120 с.

16. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. -Москва: Политическая литература, 1982 — 270 с.

17. Прокопьева М. М. Система самоорганизации семьи. — Якутск: Изд-во СВФУ, 2018. — 332 с.

18. Тишина, Е.В. Как организовать работу с родителями / Е.В. Тишина //Журнал Начальная школа. — 2015. - № 4.

19. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт пе-

дагогической антропологии / К.Д. Ушинский. - Фаир - Пресс, 2004, -532 с.

20. Фребель, Ф. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. / Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Статья поступила в редакцию 24.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.