Научная статья на тему 'Семейное насилие: причины и последствия'

Семейное насилие: причины и последствия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное насилие: причины и последствия»

DOI 10.24412^-37257-2024-1-70-74

Котова Е.В.

Семейное насилие: причины и последствия

ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России», Химки, Россия

По данным Всемирной организации здравоохранения, на Земле 40 миллионов детей ежегодно становятся жертвами самых разных форм насилия. Развернутые исследования в разных странах мира показали: только 10 % взрослых, проявлявших жестокое отношение к детям, могут быть признаны психически нездоровыми людьми. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2000 детей кончают жизнь самоубийством [1]. Результаты опроса, проведенного Институтом изучения детства, семьи и воспитания, показали, что насилие в семье может иметь различные формы: от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто. Отвечая на вопрос: «За что бьют детей в знакомых вам семьях?», респонденты назвали следующие причины: за провинности — 26 %; срывая раздражение — 29 %; когда в доме беда — 20 %; когда не могут справиться с ними другим способом — 19 %; потому что их не любят — 5 %; это делают психически неуравновешенные — 14 %; это делают пьяницы, алкоголики — 29 %. Каждый год более 50 тыс. российских детей убегают из дома, спасаясь от побоев. От общего количества убитых на почве семейно-бытовых отношений 38 % составляют неспособные защититься — дети, инвалиды, женщины. Опрос школьников в Краснодарском крае (10 000 опрошенных) показал, что почти половина детей сталкивается со случаями насилия в семье, в том числе и сексуального. Это далеко не полная картина, но достаточно примеров, чтобы стало ясно: масштабы родительской жестокости ужасающие. По данным социологических исследований, в Тульской области более 16 % школьников испытывают унижения и со стороны учителей. С сентября 2008 года на базе Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы функционирует сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия». За время работы службы ее специалисты, оказывая психологическую помощь, в том числе кризисную, приняли более 450 000 звонков-обращений. В 2023 году специалистами сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» ФКЦ была оказана адресная помощь 38 971 абоненту общероссийского Детского телефона доверия. Все эти данные говорят о высокой актуальности проблемы на протяжении десятков лет.

По определению психологов, жестокое обращение с детьми — это не только физическое, сексуальное, эмоциональное (психологическое) насилие, то есть определенные действия; это также и бездействие, а точнее, отсутствие родительской заботы. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушений, пинков, заключения в запер-

том помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми и колюще-режущими предметами. Жестокость по отношению к детям проявляют самые разные взрослые, но более 85 % всех случаев приходится на родителей. При этом почти четверть случаев относится к насилиям физическим, 6 % — эмоциональным, столько же — медицинская запущенность (родителям безразлично здоровье ребенка), 12 % приходится на сексуальное насилие. И более половины (53 %) всех случаев жестокого обращения с детьми — отсутствие родительской заботы. Девять из десяти жестоких родителей — нормотипичные субъекты, пережившие в собственном детстве психологическую травматизацию. В специальной литературе определений насилия более полутора десятков. Насилие — это действия против кого-то, несущие вред физическому или психическому здоровью и имеющие цель установить над ним власть и контроль. С чего начинается жестокость? Как правило, со слов, вот некоторые примеры. «Идиот! Ничего не можешь сделать по-человечески!», «Заткнись, урод!», «Придурок, ты даже выслушать меня не можешь нормально», «Пошел отсюда! Не могу больше на тебя смотреть», «От тебя одни неприятности», «И зачем только ты такой на свет родился?!» — каждое из таких обращений является оскорблением. С его помощью взрослый сводит счеты с ребенком. Может быть, и не с ним, а с кем-то другим, но в этом случае более, чем в каком-либо ином, проявляется родительская жестокость. Потому что несправедливость всегда жестока.

Жестокость родителей «живет» в мелочах, в пустяках. Если задуматься, то мы, люди современные, недалеко ушли от тех, кто пятьсот лет назад заставлял детей читать на ночь стишок про добрую мать, наказывающую розгой. Мы все еще в глубине души видим ребенка своей собственностью. Как раз поэтому и оговариваемся: смотря какие потребности. Заботиться о ребенке — это не только кормить-одевать, но еще и постоянно размышлять о том, что он чувствует, о чем думает, что любит и что нет.

Как отмечает С.В. Ильина, опыт жертвы насилия оказывается многомерным и мультимодальным: дети страдают в семье, как правило, от нескольких сопутствующих друг другу насильственных действий [2]. Английский исследователь П. Дейл полагает, что в основе любой формы семейного насилия, в том числе сексуального, лежит насилие эмоциональное (депривация, отвержение), которое он называет «особенно коварным», «причиняющим значительный ущерб развитию личности». Российский психолог Е.Т. Соколова считает, что эмоциональное или психологическое насилие над ребенком в семье в неменьшей степени, чем физическое или сексуальное, создает ситуацию, «непригодную для жизни ребенка» [3]. Такие феномены, как неадекватные родительские установки, желание «переломить», «усовершенствовать» ребенка, эмоциональная депривация и симбиоз, психологическое манипулирование, унижения и угрозы, заставляют его жертвовать своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителей. «Ребенок, живущий в обстановке насилия, испытывает непреодолимые проблемы. Он пытается сохранить веру в людей, которым нельзя доверять, стремится к безопасности, когда опасность неизбежна. Ему приходится контролировать ситуацию и сохранять силу духа то-

гда, когда он беспомощен». Это высказывание выдающегося исследователя и врача Д. Германа рисует точную картину того, что чувствует ребенок в тисках взрослой жестокости. Теперь вспомним, что для нормального развития ребенка окружающий мир должен быть для него совершенно определенным и предсказуемым. Жестокое обращение родителей разрушает устойчивость мира: неожиданные вспышки гнева, сиюминутное раздражение, обман и предательство мешают ребенку сохранить душу в равновесии. Ребенок теряет самого себя. Он сам становится жестоким и бесчувственным.

«В конце концов я перестала чувствовать физическую боль, — пишет девочка, пережившая насилие, — у меня не было никаких эмоций. У нас в доме были обои с нарисованными птицами. Чтобы не чувствовать боли, я представляла, что я — одна из них: вот я птичка, и до меня никто не может дотронуться. Мне совсем не больно, ведь я всего только рисунок». Нет ничего удивительного в том, что дети, живущие в обстановке жестокости, попадая в иное окружение, повторяют те образцы, к которым уже привыкли. Мать Миши рассказывает: «Отец сильно пил, а, напившись, бросался на меня, брата и мать. Бил чем попало, я не выдержала и в 15 лет ушла из дома. Жила у тетки, а как подросла, пошла работать. Потом встретила Геннадия, родился Мишка. Но Гена тоже скоро начал пить и бить меня — как отец». Вспоминая сына, она становилась раздраженной, в глазах вспыхивала ярость.

В целом, если ситуация давления становится хронической, ребенок терпит такие формы насилия, как абьюз, инцест, избиения, то формируется особая личностная структура, характеризующаяся диффузной самоидентичностью, полизависимым когнитивным стилем, привязанностью самооценки к оценкам других людей; приостанавливается или уходит в мощный регресс психическое развитие. Последствия семейного насилия детерминируют весь жизненный путь человека, и в ряде случаев требуется перманентная психотерапия и психокоррекция.

Избиение детей и сексуальное насилие рассматривается в контексте следующих статей Уголовного кодекса РФ: 117, 120, 131, 135 и целого ряда других. Под статьи Уголовного кодекса РФ подпадают лишь действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья — убийства, телесные повреждения, истязания. Психологическое, экономическое насилие, физическое насилие средней/малой степени тяжести часто остается безнаказанным. Самая распространенная форма в семьях — это психологическое насилие. Статистики на этот счет нет, невозможно учесть все случаи, когда родители оскорбляют и унижают детей, но нет сомнений, это — массовый вид насилия. Как раз потому, что внешне невинный и безнаказанный. Родители ругаются, отец орет на мать, мать бьется в истерике, оскорбляя отца, — ребенка вроде бы все это не касается. На самом-то деле он рядом, все видит и слышит, хотя далеко не все понимает. И родители тоже не понимают, к каким результатам могут привести регулярные семейные скандалы. Часто внешне нормальную семью раздирают изнутри непрерывные ссоры. И так бывает, что вдруг, ни с того, ни с сего, он (или она) будто взрывается. Крики, оскорбления, размахивание руками и битье посуды. А потом сразу — тишина, «ну прости, погорячился, характер такой», поцелуи и ласки. Проходит несколько дней (или часов), и все

повторяется. Специалисты говорят: семейные конфликты, сопровождающиеся насилием, имеют цикличность, то есть закономерно повторяются. Не станем углубляться в причины скандалов, скажем только, что у обоих супругов могут возникнуть какие-то недовольства (не обязательно связанные с семьей). Такое недовольство копится, достигает точки нестерпимости и — разрядка. Облегчил, что называется, человек душу. С облегчением приходит раскаяние, с ним то, что психологи в шутку определяют как «медовый месяц»: демонстративная заботливость, подарки, обещания, что больше такое не повторится. Но все повторяется, это — цикл. Потом промежутки между «взрывами» постепенно сокращаются, и так до тех пор, пока жизнь в семье не станет совсем невыносимой. Остановить насильника никто не может — закона, чтобы наказать хама, нет, потому как вроде бы и не преступление, а просто «нервы». Ну что тут поделаешь, если характер у человека такой взрывной. Таким уж уродился. А на самом деле истерический (или просто распущенный) супруг не дает себе труда подумать, чем может обернуться для ребенка его «взрывной характер». В семьях, где в отношениях домочадцев распространены разные формы насилия (не обязательно физическое), у детей формируется «нормативный стереотип агрессивного поведения». Это — необычная детская озлобленность, возникающая из чувства бессилия и привычки к грубостям. Такого рода стереотип позднее приводит к тому, что ребенок сам становится склонен к насильственным действиям по отношению к окружающим людям. Причина в том, что нормы общественных отношений ребенок осваивает в семье, и если в ней царит насилие, то он воспринимает это как обычное, естественное проявление. Это не грубость, не издевательства, это — нормальная жизнь, так только может и должно быть. Скажем, дети из семей, где все друг на друга кричат, обращений нормальным, спокойным тоном будто не слышат. Они не реагируют ни на просьбы, ни на требования, если не слышат крика. Детей, в чьих семьях ненормальные отношения, видно сразу: они несдержанны, «неуправляемы», они агрессивны. Но у этого явления есть и другая сторона. Ребенок из такой семьи может и не стать насильником, зато, как подтверждает судебная статистика, легко становится жертвой. Привычка к насилию в семье снижает способность ребенка воспринимать поведение незнакомых людей как агрессивное, и если ребенок из нормальной семьи при первых признаках насилия испугается, убежит, позовет на помощь, то тот, у кого сформировался «стереотип агрессивного поведения», попросту ничего не поймет. Кто-то может возразить, что не может ребенок считать насилие (над матерью, бабушкой, над собой) нормой, это противоестественно, ведь он же видит другие отношения на примере соседей, в детском саду. Он может сравнить и понять, что можно жить иначе: в доброте и сочувствии. Не стоит обольщаться: чтобы сравнить и увидеть разницу, нужно уметь сравнивать. Маленькие дети этого не умеют, их этому учат. Как и всему прочему. «Взрывной» отец учит сына привычке к насилию как нормативному поведению, истеричная мать «готовит» из дочери будущую жертву или субъекта абь-юзивных отношений.

Психологическое насилие имеет крайне разнообразные и тяжелые последствия. Родители не всегда представляют пагубность этих последствий.

Детские неврозы, энурезы, стойкие головные боли, ухудшение памяти, снижение иммунитета — вот неполный список результатов родительских действий.

Несовершеннолетние дети — незащищенная и уязвимая социальная группа. По вине взрослых они становятся жертвами физического, сексуального, психологического насилия. Последствия насилия и его влияние на психофизическое развитие затрагивает все последующие этапы взросления ребенка и требует своевременной психотерапевтической помощи.

Список литературы

1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. № 4(228). С. 78.

2. Ирикина А.А. Роль семьи в формировании девиантного поведения у подростков // Наукосфера. 2023. № 2-1. С. 139-144.

3. Шабанова Т.Л. К проблеме влияния психологического насилия над ребенком в семье на его эмоциональное развитие // Нижегородский психологический альманах. 2020. № 2. С. 115-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.