х т личность
у и преступность
т УДК 159.96+371.78 Виктимология 1(11) / 2017, с. 7-15
Утков П.Ю.
ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья посвящена актуальной проблеме - вопросам психологической помощи в разрешении проблемы виктимного поведения младших школьников. Виктимность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды региона от угроз, вызванных воздействием жизнедеятельности и потребностей окружающих субъекта людей.
Ключевые слова: виктимология, младшие школьники, психологическая помощь, безопасность личности.
Роль психолога в работе с младшими школьниками определена не только в определении анамнеза жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам, но и в разрешении проблемы виктимности путём грамотно спланированной деятельности по катамнезу.
Психологи различают пять видов насилия над детьми: физическое, сексуальное, психическое, моральную жестокость и буллинг. Остановимся на них:
а) Физическое насилие или истязание.
Физическое насилие — это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание в данное время. Повреждения могут вызвать серьезные нарушения здоровья, которые требуют медицинской помощи, или отставание в развитии, или смерть ребенка. Часто при избиении происходит тяжелая физическая травма, т. е. создание риска смерти или повреждения, вызвавшие тяжелое постоянное обезображивание, или продолжительную потерю или ухудшение функции части тела или органа. Психолог должен обра-
тить на это особое внимание.
В современной системе воспитания в некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания: подзатыльники, шлепки, удары ремнем и т. д. Необходимо отметить то, что физическое насилие — это действительно физические нападения или истязания. Поэтому если телесные наказания приводят к серьезному нарушению здоровья, развития, их следует расценивать как физическое насилие. Довольно распрастраненным является вопрос о том, что «преступлений не существует, но это положение опровергается всей перспективой развития вик-тимологической науки» [15, с. 18].
Хотелось бы оговориться о понятии жертва». По своей сути «каждый пострадавший может занять позицию «жертвы» [9, с. 12].
Необходимо выделить «внешние признаки физического насилия:
— синяки в форме отпечатков пальцев, следов от ремня;
— ожоги от сигарет, погружения в горячую воду;
— укусы взрослого или ребенка;
— насильственная травма костей;
— поврежденная уздечка (кусочки кожи, соединяющие десну с губой), зубов и т. д.
— черепно-мозговая травма;
— задержка физического развития, т. е. отставание в весе и росте» [3, с. 49].
б) Сексуальное насилие и развращение
Американский врач С. Кемп определил сексуальное насилие над детьми как «вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей» [14, с. 21].
Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Отметим, что развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Внешние признаки сексуального насилия:
— повреждение генитальной, анальной или оральной областей;
— следы спермы на одежде или теле;
— заболевания, передающиеся половым путем, повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
— беременность;
— психосоматические расстройства.
Развращением является: мануальный, оральный, генитальный контап с половыми органами ребенка, ласка эрогенных зон; введение предметов во влагалище, анус; сексуальная эксплуатация ребенка; эксгибиционизм; вуаеризм; взаимная или обоюдная мастурбация; сексуальные домогательства; демонстрация эротических материалов.
Имеется и характеристика лиц — типичных насильников. Характеристика лиц—насильников: не являются душевнобольными или отсталыми в умственном плане людьми; не принадлежащие к какой-либо определенной социальной группе и не имеющие одинаковых привычек; они различаются по возрасту, социальному положению, мотивам; лишь незначительное количество из них страдают педофилией (т. е. имеют постоянный сексуальный интерес к детям); большинство из них гетеросексуалы; в большин-
стве случаев насильники - мужчины (но и женщины могут сделать то же самое); используют свой авторитет и шарм, принуждение и угрозы для того, чтобы добиться согласия и содействия ребенка; в большинстве знакомы со своими жертвами.
Риск совращения и развращения неодинаков для всех детей. Он больше для внушаемых и неустойчивых детей, воспитывающихся в условиях недостатка заботы, эмоциональной депривации; не-вротичных или характерологически акцентуированных детей, которые затевают сексуально окрашенные игры со взрослыми, а потом наблюдают за произведенным впечатлением; побуждаемых примером уже соблазненных сверстников; любопытных, не наученных правильному поведению со взрослыми и чужими людьми.
Чаще всего насилие в отношении детей совершают «молодые люди с напряженным сексуальным влечением и трудностями установления контактов, из-за чего они не могут наладить сексуальные отношения со сверстниками, либо люди, не уверенные в своей сексуальной состоятельности, а потому не решающиеся на обычную половую жизнь» [13, с. 71].
в) Психическое или эмоциональное насилие.
Психическое насилие — это постоянное словесное воздействие на личность ребенка, в результате которого у него формируются патологические черты характера или появляются психоневротические заболевания; умышленный вред, нанесенный в результате воздействия на эмоциональное или поведенческое развитие ребенка и повлекший за собой постоянные или усугубленные болезни и отторжения.
Методы психологического давления, игнорирование, жестокая ирония, постоянное или периодическое словесное оскорбление, угрозы без применения физического воздействия со стороны родителей, опекунов, публичная брань, унижение его человеческого достоинства, изоляция от членов семьи, обвинения в сумасшествии — все эти методы применяют в основном женщины-матери, и они в обыденной жизни более популярны, чем истязание. Такие приемы состоят в изменении привычного для ребенка стиля отношений родителей к нему. И результат
подобных инсинуаций — это повышенный уровень детской тревожности, устойчивые детские страхи, нарушения внутрисемейных отношений.
Дети, испытывающие жестокое отношение со стороны взрослых, как правило, выпадают из процесса социализации. У них также нарушаются механизмы адаптации. Такие несовершеннолетние начинают унижать других, эксплуатировать окружающий социум.
Дети, растущие в психологически нездоровой, напряженной обстановке, нередко стремятся изолироваться от общества, испытывают, куда большие трудности в образовательном учреждении по сравнению со своими сверстниками. Они плохо контролируют свое поведение и эмоции, у них преобладает неадекватная самооценка.
Таких детей в большей степени ожидают трудности психологического характера по достижению юношеского и зрелого статуса. Они чаще становятся наркоманами, акоголиками, насильниками, самоубийцами.
Нам кажется важным выделение внешних признаков, характеризующих детей — жертв психического насилия: задержка физического и умственного развития; нервный тик или тремор; энурез: язва желудка, псориаз, нейродермит; устойчивые аллергические патологии.
г) Моральная жестокость.
Моральная жестокость рассматривается нами в трех тесно взаимосвязанных сферах. Во-первых, это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, социально-бытовых условий, необходимых для успешной социализации, таких как медицинское обслуживание, включая отказ от госпитализации или лечения, одежда, питание, жилищные условия и т. д., и т. п. Во-вторых, вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя или наркотиков, в занятия проституцией или порнографией, в совершение правонарушений. В-третьих, отсутствие должного внимания, в результате чего ребенок становится жертвой несчастного случая. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить моральную жестокость со стороны взрослых:
— постоянный голод или жажда;
— кража пищи;
— стремление любыми способами,
вплоть до самоповреждений, привлечь внимание взрослых;
— открытое публичное требование ласки и внимания;
— вандализм;
— попытки суицида.
Дети, испытывающие моральную жестокость, как правило, часто попадают в интернатные учреждения и становятся основным их контингентом.
д) Школьная травля или буллинг.
Школьная травля, или буллинг, является весьма распространенным явлением в образовательном учреждении.
Буллинг — это многократное и длительное воздействие на школьника со стороны одного или нескольких обучающихся. «Важно обозначить травлю как проблему всего коллектива, как нравственную болезнь — и тех, кто травит, и тех, кто смотрит, кто не вступается, не припятствует» [2, с. 121]. «Недружелюбные действия могут принимать форму физического проявления, словесных или иных оскорблений (например, непристойных гримас и жестов) или намеренного исключения из коллектива» [6, с. 142]. Конечно, чаще всего обучающийся несовершеннолетний — жертва уступает в степени физической подготовки преследователю и, соответственно, не может противодействовать травле.
В образовательном учреждении жертвами, как правило, становятся неуверенные в себе воспитанники, использующие конформные реакции в своей структуре социальной адаптации. Неадекватная самооценка, трусость, неприятие себя как личности, неуверенность в своем социальном статусе - это основные черты личности жертвы. «Таким образом, жертва преступления может быть активной и пассивной: осознающей сущность и последствия своего поведения или остающейся в неведении; близко связанной с причинителем вреда ...» [5, с. 28].
Исследователи, изучающие буллинг, отмечают, что лицо, против которого непосредственно направлено насилие, не является единственной жертвой. Это и сторонние наблюдатели или невольные свидетели происходящего, не подвергавшиеся непосредственной агрессии. Негативное воздействие в отношении этих лиц является косвенным. Причины школьной травли различны: это и школьные факторы, и внешние обстоятельства,
и манера поведения потенциальных жертв и преследователей, и социально-экономический статус основных участников и многие другие. Существует определенная предрасположенность к участию в буллинге. В ее основе — «сочетание «сложного» характера ребенка с негативными родительскими установками и нежелательным практическим опытом» [8, с. 210].
Последствия жестокого обращения бывают самыми разнообразными [10, с. 319].
Физическое насилие может привести к синякам, трещинам, переломам, ожогам, черепно-мозговым травмам, повреждениям внутренних органов. Все это может привести к нарушениям нормальной жизнедеятельности организма. Но детям и подросткам может потребоваться меньшее время для лечения физических повреждений, чем для нормализации психического состояния. Ребенок может чувствовать себя несчастным всю продолжающуюся жизнь. Это может привести к наркомании и правонарушениям, преступлениям. Иногда, становясь родителями, они настолько усваивают неправильный стиль поведения, что сами начинают истязать собственных детей [7, с. 113].
Дети и подростки, которыми пренебрегают, сталкиваются с целым рядом трудностей. Они могут быть излишне замкнутыми или чрезмерно агрессивными. У них могут быть проблемы с принятием пищи и обменом веществ, многие из них страдают хроническими заболеваниями. Такие дети могут неприятно пахнуть, быть грязными, у них стойкие неудачи в процессе обучения. Эта совокупность проблем может закрепиться на неопределенный срок [11, с. 154].
Сексуальное насилие также оставляет неизлечимые психические и психологические травмы на долгое время или навсегда. У людей, в детстве подвергшихся сексуальному насилию, сохраняются депрессивные состояния, приступы тревожности. У них появляются навязчивые страхи или фобии (например, клаустрофобия, агорафобия и другие), проблемы со сном, чувство изолированности и отсутствие самоуважение (неадекватная самооценка). Довольно часто проституция, половые инверсии могут возникнуть в результате перенесенного сексуального насилия.
Пережитое в детстве сексуальное насилие становится источником целого ряда личностных проблем, в общении с представителями обоих полов, в установлении нормальных половых отношений, конфликтов с близкими и родителями, а иногда и с собственными детьми.
Когда общество стало больше информироваться о жестокости в отношении детей, многие родители стали пересматривать свой стереотип поведения в семье, что может служить благоприятным прогнозом на развитие детско-родительских отношений.
Большинство программ по профилактике жестокого отношения к детям, к сожалению, ориентированы на работу постфактум, то есть на реабилитацию детей, уже ставших жертвами насилия. Проблемным является создание программ, способствующих предупреждению жестокости.
Нам думается, что такие программы могут строиться на следующих принципах:
1. Осознание значимости проблемы субъектами образовательного процесса.
2. Широкое применение диагностического материала (в соответствии с компетенцией педагога) в деятельности воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов и педагогов-психологов, помогающего однозначно определить качество детско-родительских отношений.
3. Активное включение обучающихся и воспитанников в образовательную среду, основанную на демократическом укладе.
4. Обеспечение эффективного контроля за обучающимися и воспитанниками во время образовательного процесса.
5. Разработка и исполнение правил, направленных против жестокого обращения, каждой общностью детей.
6. Широкое информирование родителей и детей об ответственности за жестокое обращение.
Важно в работе психолога при общении с родителями в рамках кризисной психотерапии учитывать источники стрессов у матери и отца.
К потенциальным источникам стресса, как пишет Е.С. Акарачкова. Коллеги Елены Сергеевны Вершинина С.В., Ко-това О.В., Рябоконь И.В. поддерживают её в том, что к потенциальным источни-
кам стресса можно отнести: расставание с близкими друзьями, переезд семьи, давление со стороны ровесников, резкие перемены в режиме дня, начало и окончание образовательного процесса на любых ступенях, подготовка и сдача экзаменов, прохождение собеседований и любое вторжение во внутреннюю среду психологии субъекта [1, с. 6].
Аддитивным является параметрические показатели направленности личности человека на псевдо мир или вымышленное окружение — компьютерные игры, различные хобби, которые подменяют реальность. Ложность гендерных представлений об окружающей действительности тоже является важной и значимой. Пол ребёнка определяет отец при передаче или нет у- хромосомы. Родительская реакция на эти стрессовые ситуации бывает различной. Сами по себе родительские стрессы связаны с демонстрацией (предсознательной/осознанной/бессозна-тельной) негативных образцов поведения. Как часто бывает, когда разговаривая по телефону и думая, что рядом никого нет, мы забываем, что за нами стоят наши близкие, а мы смело, даже с воодушевлением лжем. Образуется отрицательное депривационное поле, которое немедленно заполняется негативными образцами поведения. Природа не терпит пустоты.
Психическая энергия, являясь, по сути, аналогом тока, течёт по поверхности подкорки, а не внутри её, так течёт ток — по поверхности проводника. В процессе дискретности латентного взаимодействия в семье разных возрастных групп, проживающих на одной территории, всегда можно ожидать от последующих поколений приобретение негативных образцов поведения [4, с. 116].
Психолог вместе с родителями и детьми могут разработать целую систему определенных правил, соблюдение которых позволяет предупредить насилие. Эти правила могут содержать следующее:
— доверяйте ребенку и будьте готовы ему помочь. Ребенок должен знать это и не бояться вам довериться;
— никогда не оставляйте ребенка с лицами, которых плохо знаете или с незнакомыми людьми;
— не позволяйте маленькому ребенку одному пойти в общественный туалет;
— уходя из дома, дети всегда должны сообщать вам куда они уходят, с кем и когда предполагают вернуться домой;
— не разрешайте маленькому ребенку (дошкольнику или младшему школьнику) уходить куда-либо одному. Если вы не можете его сопровождать, детям лучше идти парами или группами;
— убедите ребенка в том, что если он чувствует себя в опасности, кто-то ему угрожает или заставляет делать неприятные ему вещи, то ребенок может делать все: кричать (например, «Пожар!»), визжать, кусаться, звать на помощь, убегать, лгать — словом, все, что поможет избежать опасности;
— разрешите детям самим решать, кого из родственников или знакомых им целовать и обнимать. Не заставляйте их делать это против воли, когда им неприятно или когда они чувствуют, что что-то не так;
— не одевайте девочек-подростков в детские вещи, из которых они выросли, чтобы не подчеркивать сформировавшуюся фигуру.
Но если всё-таки насилие произошло, то реабилитационная работа с ребёнком может строиться несколькими путями: индивидуально, индивидуально-групповые занятия и групповые занятия. Групповые тренинги с детьми, пережившими насилие, могут быть разделены на несколько этапов. На первом решаются задачи адаптации детей к групповому взаимодействию, в ходе второго этапа осуществляется работа, непосредственно связанная с психологической травмой. Анализируются: чувство вины, стыда, беспомощности, ответственности за происшедшее. А на третьем — объективизация самооценки, формирование умения отстаивать свои права. Переключение внимания ребёнка от негативного переживания на продолжение нормальной жизни.
Очень важно знать, как правильно действовать психологу, чтобы не причинить вред ребенку и родителям.
Во—первых, необходимо поговорить с ребенком. Желательно сделать это без свидетелей. Отнеситесь к тому, что он рассказывает, очень серьезно.
Во—вторых, реагируйте спокойно и не показывайте, что все это вас шокирует или вам это неприятно, так как этим вы можете напугать ребенка или усилить его чувство вины. Ребенок может больше
не говорить о случившемся, чтобы оградить вас от дальнейших болезненных переживаний.
В—третьих, в процессе разговора постарайтесь говорить теми же словами, которыми ребенок описывает ситуацию.
В—четвертых, необходимо успокоить ребенка словами: «я тебе верю», «ты не виноват», «ты не отвечаешь за последствия», «ты имеешь право злиться», «ты имеешь право на безопасность», «ты не единственный, кто подвергается такому обращению», «ты заслуживаешь того, чтобы тебе помогли», «ты заслуживаешь любви», «никто тебя не считает грязным или грубым» и т. п.
В—пятых, нет необходимости в том, чтобы ребенку задавать слишком много вопросов и избегайте вопросов, требующих определенных ответов. Вопросы должны быть построены так, чтобы необходимость получения дополнительной информации не направляла ответ ребенка, например, «Что произошло дальше?» или «На что это было похоже?».
В—шестых, если вам необходимо рассказать о случившемся кому-то еще, например социальному педагогу, то вы должны объяснить это ребенку.
В—седьмых, обязательно сделайте подробные записи после окончания разговора.
После общения с ребенком вы должны отвести его к медицинскому работнику образовательного учреждения, который имеет право оказывать доврачебную помощь. Медсестра или фельдшер принимает решение о госпитализации ребенка или проведении медицинского освидетельствования. Вы в письменной форме информируете администрацию образовательного учреждения, классного руководителя и социального педагога о происшедшем. В вашей докладной обязательно должны излагаться факты в доказательной форме о систематичности происходящего, о вашей работе с семьей (в том случае, если это не впервые), о частоте посещений семьи и их результатов (обязательно приложите акты посещения семьи, выписку из психологического анамниза, собственные наблюдения и т.п.) и т. д.
Решение о дальнейших действиях принимает администрация совместно с психологом, социальным педагогом, классным руководителем и медицинским работником, оказывающим доврачебную
помощь, органами опеки и попечительства, милицией.
Очень важным в процессе взаимодействия психолога и родителей является умение увидеть признаки, позволяющие сделать вывод о том, что родители или лица, их заменяющие, жестоко обращаются с ребенком. Автор [12. с. 86] и другие выделяют некоторые особенности поведения родителей или попечителей при физическом насилии:
— противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
— позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица (соседей, прохожих и т. д.);
— обвинение в травмах самого ребенка;
— неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению (у матерей) или преуменьшению (у отцов);
— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
— невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
— рассказы родителей о том, как их наказывали в детстве;
— признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера родителей (например, агрессивность, возбуждение, неадекватность, подозрительность и т. д.).
Существуют и особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
— нежелание утешить ребенка, который действительно и объективно (по мнению педагога) в этом нуждается;
— публичные оскорбления, брань, обвинения или унижения ребенка;
— рассказы родителей о том, как их наказывали в детстве;
— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
— признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера родителей (например, агрессивность, возбуждение, неадекватность, подозрительность и т. д.).
Существуют и особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
— нежелание утешить ребенка, который действительно и объективно (по мнению педагога) в этом нуждается;
публичные оскорбления, брань, обвинения или унижения ребенка;
— постоянное сверхкритичное отношение к сыну или дочери;
— негативная характеристика ребенка;
— отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым человеком (родственником или кем-то другим);
— перекладывание на детей ответственности за свои жизненные неудачи и ошибки;
— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Выявление жестокости в семье — очень трудная задача. Необходим комплексный подход для разрешения конфликтов. Одним из многих аспектов является наблюдение за поведением родителей.
Таким образом, вне всякого сомнения уровень виктимизации детства в кризисные периоды повышается и значимым фактором является не только социально-экономическая ситуация в субъекте Федерации, но и уровень заболеваемости детского населения и особенности психологической организации семейных отношений, структуры семьи на региональном уровне и гендерного соотношения в структуре населения.
Ведущий специалист, криминальный психиатр Гомонов Н.Д. (Гомонов, 2006) защитил кандидатскую диссертацию на тему «Криминологические аспекты противоправного поведения лиц с психическими девиациями» в 1999 г., а докторскую диссертацию на тему «Психические девиации и преступное поведение: криминологический и уголовно-правовой анализ» в Санкт-Петербургском университете МВД России в 2002, что явилось частью методологической базы для проведённого исследования, отмечает то, что социальная среда чаще формирует негативные образцы поведения, чем социальной и продуктивной [3, с. 12].
При всех вариациях и интерпретации проблематичным является выявление параметров агрессии [13, с. 118].
«После принятия декларации ООН. значимым стало событие создания госу-
дарственной компенсации жертвам насильственных преступлений..»[16, С. 17]
Психическое насилие — это постоянное словесное воздействие на личность ребенка, в результате которого у него формируются патологические черты характера или появляются психоневротические заболевания; умышленный вред, нанесенный в результате воздействия на эмоциональное или поведенческое развитие ребенка и повлекший за собой постоянные или усугубленные болезни и отторжения. Методы психологического давления, игнорирование, жестокая ирония, постоянное или периодическое словесное оскорбление, угрозы без применения физического воздействия со стороны родителей, опекунов, публичная брань, унижение его человеческого достоинства, изоляция от членов семьи, обвинения в сумасшествии — все эти методы применяют в основном женщины-матери, и они в обыденной жизни более популярны, чем истязание.
Такие приемы состоят в изменении привычного для ребенка стиля отношений родителей к нему. И результат подобных инсинуаций — это повышенный уровень детской тревожности, устойчивые, детские страхи, нарушения внутрисемейных отношений [14, с. 94]. Американский врач-психиатр Джон Спринг выделил некоторые эмоциональные реакции детей на жестокость: чувство ответственности за насилие, чувство вины, постоянное возбуждение, переживания, противоречивость, страх быть покинутым, чрезмерная потребность во внимании взрослых, боязнь телесных повреждений, стыд, беспокойство о будущем.
Гуманизацию социальных отношений предполагает особый подход к психолого-педагогической реабилитации детей с особыми нуждами, как с сохранным интеллектом, так и с его нарушениями. Реабилитационная образовательная среда находится в тесной взаимосвязи с педагогом-учителем и педагогом-родителем. Низкий психологический уровень знаний, умений и навыков вторых влечет за собой особый подход практической психологии к формированию родительской компетентности посредством «психологического ликбеза».
Таким образом, гуманизация социальных отношений невозможна без социально-педагогической виктимологии,
которая определяет значимую роль личности в среде, а также характеризует саму психосоциальную среду. Криминальная агрессия, с точки зрения педагогической психологии, оценивается как оценка поведения родителей к детям. Незначим тот фактор, что возраст, образование, уровень культуры родителей — доминанта. Важно, что их опыт является следствием усвоенных образцов поведения, которыми их «наградили» их родители.
Если семья в системе ценностей не имеет в структуре отношений способность обезопасить и мотивировать ребенка на приобретение эколого-экономиче-ских образцов, то в данном случае задача муниципалитета состоит в том, чтобы создать условия, при которых бы была возможность предоставить право родителям выбирать целесообразность собственного поведения, адекватного требованиям среды.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Акарачкова Е.С. Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика / Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В., Рябоконь И.В. — М.: ГБОУ ВПО Первый Московский госмедуниверситет им. И. М. Сеченова, 2014. 48 с.
2. Быкова Анна. Психологическая безопасность ребенка в школе. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. 139 с.
3. Гомонов Н.Д., Баженов А.В. Социально опасное поведение несовершеннолетних с психическими отклонениями. — Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006. 250 с.
4. Курчанов Н.А. Поведение: учебное пособие. — СПб.: СпецЛит, 2012. — 232 с.
5. Максименков А.А., Майоров А.В. Психологические аспекты виктимности // Викти-мология. 2015. № 4(6). С. 26-29.
6. Малкина-Пых И.Г.Виктимология. Практика поведения жертвы. — М.: Эксмо. 2010. 864 с.
7. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. — М.: ВОЗ, ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России,
2016. 241 с.
8. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб., 2006. 342 с.
9. Одинцова М.А. Психология поведения жертвы. Сказкотерапия для взрослых. — Самара: ИД «Бахрах-М», 2015. 240 с.
10. Усиление роли системы здравоохранения в реагировании на гендерное насилие в Восточной Европе и Центральной Азии: сборник материалов. — Стамбул: Региональное бюро ЮНФПА для стран Восточной Европе и Центральной Азии, WAVE. 2014. 409 с.
11. Утков П.Ю. Виктимологическая составляющая психологической безопасности в Мурманской области // Наука, образование, общество. 2014. № 2 (2) С. 146-165.
12. Утков П.Ю. Кризисная психотерапия в педагогической психологии виктимности младших школьников Кольского Заполярья: учебно-методическое пособие. Мурманск,
2017. 86 с.
13. Утков П.Ю. Педагогическая психология виктимности несовершеннолетних в Мурманской области: практико-ориентированная монография. СПб., 2016. 195 с.
14. Kempe, R.S., Kempe S.N. Child Abuse. Fontana. London: Open books , 1978. 157 p.
15. Pemberton A. Dangerous victimology: My Lessons Learned from Nils Christie // Temida. Journal on victimization, human rights and gender. 2016. № 2. P. 18-26.
16. Ezzat A. Fattah. Victimology: Past, Present and Future // Criminologie. 2000. № 1.
P. 17-46.
УТКОВ Павел Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, г. Мурманск E-mail: [email protected]
Utkov P. Yu.
THE VALUE OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE IN RESOLVING THE PROBLEM OF VICTIM BEHAVIOR OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN
Xhis article is devoted to an actual problem is psychological assistance in solving the problem of viktimnogo behavior of junior high school students Streak is the State of protection of the vital interests of the individual, society, the surrounding region Wednesday from the threats caused by exposure of life and needs surrounding a subject people.
Keywords: victim, younger students, psychological help, security of the person.
Utkov Pavel Yu., candidate of pedagogic sciences, docent, associate professor of management, state and municipal management St. Petersburg University of technology management and Economics, Murmansk E-mail: [email protected]