Научная статья на тему 'Суицидальность несовершеннолетних как фактор эмоционального выбора образца виктимного поведения при кризисном состоянии (прогноз на ХХI век)'

Суицидальность несовершеннолетних как фактор эмоционального выбора образца виктимного поведения при кризисном состоянии (прогноз на ХХI век) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ВИКТИМНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SUICIDAL BEHAVIOUR / PREVENTIVE PSYCHOLOGY / PSYCHOTHERAPY / VICTIMIZATION OF JUVENILES / AND PSYCHOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Утков П. Ю.

Статья посвящена анализу суицидальности несовершеннолетних как фактору эмоционального выбора образца виктимного поведения при кризисном состоянии. На основе изучения открытых статистических данных автором сделан прогноз виктимности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suicidal’nost’ of minors as a factor of emotional choice sample viktimnogo behaviour in crisis (21)

The article is devoted to the analysis of juvenile suicidality as a factor of the emotional choice of a sample of victim behavior in a crisis state. Based on the study of open statistical data, the author made a prognosis of juvenile victimization.

Текст научной работы на тему «Суицидальность несовершеннолетних как фактор эмоционального выбора образца виктимного поведения при кризисном состоянии (прогноз на ХХI век)»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ

▼ УДК 159.9+343.988+343.915 Виктимология 2(12) / 2017, с. 51-56 Утков П. Ю.

СУИЦИДАЛЬНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ОБРАЗЦА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ (ПРОГНОЗ НА XXI ВЕК)

Статья посвящена анализу суицидальности несовершеннолетних как фактору эмоционального выбора образца виктимного поведения при кризисном состоянии. На основе изучения открытых статистических данных автором сделан прогноз виктимности несовершеннолетних.

Ключевые слова: суицидальное поведение, превентивная психология, психологическая коррекция, виктимность, несовершеннолетние, психологическая безопасность.

С 2011 по 2015 год в стране ежегодно суицидов становилось меньше на 10%. Однако в прошлом году количество самоубийств выросло на 60%. Об этом сообщила уполномоченный по правам ребёнка РФ Анна Кузнецова, — пишет Лайф [6]. Подобная ситуация могла сложиться из-за того, что в интернете увеличивается количество так называемых «групп смерти». Социально делинкветные «личности» с явно нарушенным самосознанием активно призывают молодёжь, вступить в группу, где распространяют информацию о том, как покончить с собой, и внушают несовершеннолетним, что уйти из жизни гораздо удобнее, чем решать возникающие проблемы, примером может служить «Синий кит» и им подобные (комментарий автора).

В связи с этим необходимо усовер-

шенствовать нормативно-правовую норму, методическое обеспечение, повышать доступность помощи специалистов, отмечает Анна Кузнецова. При этом омбуд-смен отмечает, что в школах не хватает штатных психологов, которые смогли бы продуктивно взаимодействовать с детьми, превентивно проводя катамнестиче-ские технологии и приёмы (комментарий автора).

Стоит напомнить, что в прошлом году Башкирия стала лидером по количеству самоубийств. По состоянию на сентябрь 2016 г. в республике 914 человек добровольно покончили с собой. Вместе с тем, Московская область с показателем 742 человека состовляет второй показатель, а третье место — это Челябинская область с количеством 666 добровольных уходов из жизни. Меньше всего самоубийств по

итогам девяти месяцев 2016 года произошло в Чечне и Астраханской области, ни одного случая суицида не было зарегистрировано в Ингушетии.

Напрашивается ряд вопросов:

1. Приводит ли урбанизация к увели-чинию суицидов несовершеннолетних?

2. В какой мере играют эмоциональные переживания подростков при таком темпе урбанистической жизни?

3. Выбирая сценарий поведенческих реакций, ребёнок даже подчас не понимает последствий. «Я буду такой красивой в гробу», было сказано велиссой (мелиссой) на консультации. Прямое суицидальное поведение — это мысли, попытки, жесты и завершённые суициды.

Часто результатом поведенческих реакций становится моральная жестокость, которая в свою очередь — становится преступлением несовершеннолетних. Например:

д) Школьная травля или буллинг. Школьная травля, или буллинг, является весьма распространенным явлением в образовательном учреждении.

Буллинг - это многократное и длительное воздействие на школьника со стороны одного или нескольких обучающихся. « Недружелюбные действия могут принимать форму физического проявления, словесных или иных оскорблений (например, непристойных гримас и жестов) или намеренного исключения из коллектива». Конечно, чаще всего обучающийся ребёнок — это жертва, уступающая в степени физической подготовки преследователю и, соответственно, он не может противодействовать травле.

В образовательном учреждении жертвами, как правило, становятся неуверенные в себе воспитанники, использующие конформные реакции в своей структуре социальной адагггации. Неадекватная самооценка, трусость, неприятие себя как личности, неуверенность в своем социальном статусе — это основные черты личности жертвы.

Исследователи, изучающие буллинг, отмечают, что лицо, против которого непосредственно направлено насилие, не является единственной жертвой. Это и сторонние наблюдатели или невольные свидетели происходящего, не подвергавшиеся непосредственной агрессии. Негативное воздействие в отношении этих лиц является косвенным. Причины

школьной травли различны: это и школьные факторы, и внешние обстоятельства, и манера поведения потенциальных жертв и преследователей, и социально-экономический статус основных участников и многие другие.

Существует определенная предрасположенность к участию в буллинге. В ее основе - «сочетание «сложного» характера ребенка с негативными родительскими установками и нежелательным практическим опытом».

Последствия жестокого обращения бывают самыми разнообразными.

Физическое насилие может привести к синякам, трещинам, переломам, ожогам, черепно-мозговым травмам, повреждениям внутренних органов. Все это может привести к нарушениям нормальной жизнедеятельности организма. Но детям и подросткам может потребоваться меньшее время для лечения физических повреждений, чем для нормализации психического состояния. Ребенок может чувствовать себя несчастным всю продолжающуюся жизнь. Это может привести к наркомании и правонарушениям, преступлениям. Иногда, становясь родителями, они настолько усваивают неправильный стиль поведения, что сами начинают истязать собственных детей.

Дети и подростки, которыми пренебрегают, сталкиваются с целым рядом трудностей. Они могут быть излишне замкнутыми или чрезмерно агрессивными. У них могут быть проблемы с принятием пищи и обменом веществ, многие из них страдают хроническими заболеваниями. Такие дети могут неприятно пахнуть, быть грязными у них стойки неудачи в процессе обучения Эта совокупность проблем может закре питься на неопределенный срок. Сексу альное насилие также оставляет неизле чимые психические и психологические травмы на долгое время или навсегда.

У людей, в детстве подвергшихся сексуальному насилию, сохраняются депрессивные состояния, приступы тревожности. У них появляются навязчивые страхи или фобии (например, клаустрофобия, агорафобия и другие), проблемы со сном, чувство изолированности и отсутствие самоуважение (неадекватная самооценка). Довольно часто проституция, половые инверсии могут возникнуть в результате перенесенного сексуального насилия.

Пережитое в детстве сексуальное на-

силие становится источником целого ряда личностных проблем, в общении с представителями обоих полов, в установлении нормальных половых отношений, конфликтов с близкими и родителями, а иногда и с собственными детьми.

Когда общество стало больше информироваться о жестокости в отношении детей, многие родители стали пересматривать свой стереотип поведения в семье, что может служить благоприятным прогнозом на развитие детско-родительских отношений.

Почти все программные средства, к сожалению, по пропедевтике или профилактике моральной жестокости, сводятся к работе психолога предвиденным последствиям. Необходимо озадачиться, что понимание данной проблемы — это двусторонний процесс.

Важно в работе психолога при общении с родителями в рамках кризисной психотерапии учитывать источники стрессов у матери и отца.

К потенциальным источникам стресса, как пишет Акарачкова Е.С. Коллеги Елены Сергеевны Вершинина С.В., Ко-това О.В., Рябоконь И.В. поддерживают её в том, что к потенциальным источникам стресса можно отнести: «расставание с близкими друзьями, переезд семьи, давление со стороны ровесников, резкие перемены в режиме дня, начало и окончание образовательного процесса на любых ступенях, подготовка и сдача экзаменов, прохождение собеседований и любое вторжение во внутреннюю среду психологии субъекта»[1].

Аддитивным является параметрические показатели направленности личности человека на псевдо мир или вымышленное окружение — компьютерные игры, различные хобби, которые подменяют реальность. Ложность гендерных представлений об окружающей действительности тоже является важной и значимой. Как часто бывает, когда, разговаривая по телефону и думая, что рядом никого нет, мы забываем, что за нами стоят наши близкие, а мы смело, даже с воодушевлением лжем. Образуется отрицательное депривационное поле, которое немедленно заполняется негативными образцами поведения. Природа не терпит пустоты.

В процессе дискретности латентного взаимодействия в семье «с пустотой» разных возрастных групп, проживающих на

одной территории, всегда можно ожидать от последующих поколений приобретение негативных образцов поведения.

Психолог вместе с родителями и детьми могут разработать целую систему определенных правил, соблюдение которых позволяет предупредить насилие. Эти правила могут содержать следующее:

— доверяйте ребенку и будьте готовы ему помочь. Ребенок должен знать это и не бояться вам довериться;

— никогда не оставляйте ребенка с лицами, которых плохо знаете или с незнакомыми людьми;

— не позволяйте маленькому ребенку одному пойти в общественный туалет;

— уходя из дома, дети всегда должны сообщать вам: куда они уходят, с кем и когда предполагают вернуться домой;

— не разрешайте маленькому ребенку (дошкольнику или младшему школьнику) уходить куда-либо одному. Если вы не можете его сопровождать, детям лучше идти парами или группами;

— убедите ребенка в том, что если он чувствует себя в опасности, кто-то ему угрожает или заставляет делать неприятные ему вещи, то ребенок может делать все: кричать (например, «Пожар!»), визжать, кусаться, звать на помощь, убегать, лгать — словом, все, что поможет избежать опасности;

— разрешите детям самим решать, кого из родственников или знакомых им целовать и обнимать. Не заставляйте их делать это против воли, когда им неприятно или когда они чувствуют, что что-то не так;

— не одевайте девочек-подростков в детские вещи, из которых они выросли, чтобы не подчеркивать сформировавшуюся фигуру.

Но если всё-таки насилие произошло, то реабилитационная работа с ребёнком может строиться несколькими путями: индивидуально, индивидуально-групповые занятия и групповые занятия. Групповые тренинги с детьми, пережившими насилие, могут быть разделены на несколько этапов. На первом решаются задачи адаптации детей к групповому взаимодействию, в ходе второго этапа осуществляется работа, непосредственно связанная с психологической травмой.

Анализируются: чувство вины, стыда, беспомощности, ответственности за про-

исшедшее, а на третьем — объективизация самооценки, формирование умения отстаивать свои права. Переключение внимания ребёнка от негативного переживания на продолжение нормальной жизни. Конечно, возможны и другие варианты. Очень эффективными являются упражнения, типа «Письмо обидчику», совместные рисунки, «Испуганный ёжик» и многие другие.

«В тот злополучный пятничный вечер Светлана Горобец возвращалась с сыном Сашей домой, встретившиеся соседи по подъезду, к которым малыш любил ходить в гости, вдруг стали ругать Горобец за то, что она и ее супруг частенько бьют приемного сына. Придя домой, «мама Света», не сдержав раздражения, ударила Сашу по лицу. Затем, сорвав ремень, всегда висевший на одном месте, прижала упавшего на пол малыша ногой и стала бить. Как написала впоследствии в объяснительной записке Горобец: «Я обиделась на мальчика за то, что он все время говорит неправду про меня и моего мужа. Затем мы помирились, и Саша попросил у меня прощения». В понедельник утром Светлана Брониславовна отвела ребенка в детский сад. Чуть позже, увидев на лице и теле мальчика сильные синяки и кровоподтеки, работники детского учреждения, не дозвонившись на работу к приемной матери, сообщили о случившемся специалисту комитета по образованию. Затем события развивались стремительно. Избитого малыша отправили на судмедэкспертизу, где в присутствии воспитателя освидетельствовали. Со слов ребенка, его била «мама Света». Затем малыша поместили в центр помощи детям, а к вечеру Саша очутился в том же детском доме, откуда его чуть больше года назад и взяла на воспитание семья Горобец».

Данным примером мы хотим пролил-люстрировать необходимость не только для того, чтобы данный факт отношения к приемному сыну семьи, но и с целью продемонстрировать порядок действий психолога, который по внешним признакам определил то, что с ребенком обращаются жестоко.

В аналогичной ситуации может оказаться любой психолог, и очень важно знать, как правильно действовать, чтобы не причинить вред ребенку и родителям.

Во-первых, необходимо поговорить с

ребенком. Желательно сделать это без свидетелей. Отнеситесь к тому, что он рассказывает, очень серьезно.

Во-вторых, реагируйте спокойно и не показывайте, что все это вас шокирует или вам это неприятно, так как этим вы можете напугать ребенка или усилить его чувство вины. Ребенок может больше не говорить о случившемся, чтобы оградить вас от дальнейших болезненных переживаний.

В-третьих, в процессе разговора постарайтесь говорить теми же словами, которыми ребенок описывает ситуацию.

В-четвертых, постарайтесь успокоить ребенка словами: «я тебе верю», ''ты не виноват», «ты не отвечаешь за последствия», «ты имеешь право злиться», «ты имеешь право на безопасность», «ты не единственный, кто подвергается такому обращению», «ты заслуживаешь того, чтобы тебе помогли», «ты заслуживаешь любви», «никто тебя не считает грязным или грубым» и т. п.

В-пятых, не задавайте ребенку слишком много вопросов и избегайте вопросов, требующих определенных ответов. Вопросы должны быть построены так, чтобы необходимость получения дополнительной информации не направляла ответ ребенка, например, «Что произошло дальше?» или «На что это было похоже?».

В-шестых, если вам необходимо рассказать о случившемся кому-то еще, например социальному педагогу, то вы должны объяснить это ребенку.

В-седьмых, обязательно сделайте подробные записи после окончания разговора.

После общения с ребенком вы должны отвести его к медицинскому работнику образовательного учреждения, который имеет право оказывать доврачебную помощь. Медсестра или фельдшер принимает решение о госпитализации ребенка или проведении медицинского освидетельствования. Вы в письменной форме информируете администрацию образовательного учреждения, классного руководителя и социального педагога о происшедшем. В вашей докладной обязательно должны излагаться факты в доказательной- форме о систематичности происходящего, о вашей работе с семьей (в том случае, если это не впервые), о частоте посещений семьи и их результатов (обязательно приложите акты посещения семьи, вы-

писку из психологического анамниза, собственные наблюдения и т.п.) и т. д.

Решение о дальнейших действиях принимает администрация совместно с психологом, социальным педагогом, классным руководителем ир медицинским работником, оказывающим доврачебную помощь, органами опеки и попечительства, милицией.

Очень важным в процессе взаимодействия психолога и родителей является умение увидеть признаки, позволяющие сделать вывод о том, что родители или лица, их заменяющие, жестоко обращаются с ребенком.

Опосредованное суицидальное поведение — это необходимость пациента бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни. Не имея при этом желания умереть: алкогольная интоксикация или злоупотребление наркотиками, злостное курение, переедание, голодание, злостный умысел, при нарушении правил дорожного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление под-

вергаться хирургическим вмешательствам, делинкветное (криминальное, антисоциальное) поведение, которое укладывается в схему МКБ-10. Z91.5. [8]

В возрасте 25—40 лет приходится 10% смертей, 30% — среди студентов вузов. 20% населения в течение жизни посещают мысли о самоубийстве, а ведь 10% суицидальных попыток заканчиваются летально. Мужчины очень часто совершают суициды путём самоповешения и огне-стрелом. Женщины предпочитают приём больших доз ЛС.

В перспективе, только у 1% лиц вик-тимного поведения, в итоге завершают суицид. 30% — совершают повторные попытки самоубийства, риск которых особенно высок в течение 3 месяцев после первой попытки. Прогноз двадцать первого века возможен в случае раннего выявления факторов риска, привентивных действий, своевременной диагностики и адекватного лечения психических расстройств и склонностей.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Акарачкова, Е.С. Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика / Е.С. Акарачкова. - М., 2014 - С. 26.

2. Васильев, В.В. Психологические эффекты в практике педагогов / В.В. Васильев.

- М.: АРКТИ, 2004 - 96 с.

3. Водопьянов, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянов. - Спб.: Питер, 2009 - 336 с.

4. Иовчук, Н.М. Детско-подростковые психические расстройства / Н.М. Иовчук. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002 - 80 с.

5. Исаев Д.Н. Психиатрия детского возраста: психопатология развития / Д.Н. Исаев. - СПб.: СпецЛит, 2013 - 469 с.

6.Кузнецова, Анна: режим доступа [Ьй^://Б1е. ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/970962/anna_ kuznietsova_nazvala_sposoby_borby_s_ghruppami_smierti_v_sotssietiakh] (дата обращения 25 марта 2017).

6. Курчанов, Н.А.Поведение: эволюционный подход / Н.А. Курчанов. - СПб.: СпецЛит, 2012 - 232 с.

7. Максименков, А.А., Майоров, А.В. Психологические аспекты виктимности // Виктимология. — 2015. - № 4(6). — С. 26-29.

8. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. — М.: ВОЗ, ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2016 - 241 с.

9. Утков, П.Ю. Виктимологическая составляющая психологической безопасности в Мурманской области // Наука, образование, общество. 2014. № 2 (2). С. 146-165.

10. Утков, П.Ю. Кризисная психотерапия в педагогической психологии виктимности младших школьников Кольского Заполярья: учебно-методическое пособие / П.Ю. Утков.

- Мурманск, 2017 - 86 с.

10. Утков, П.Ю. Педагогическая психология виктимности несовершеннолетних в Мурманской области: монография / П.Ю. Утков. - Мурманск: ИП Кузнецов, СПб.: СПбУ-ТУЭ, 2016 - 195 с.

11. Хрестенко В.Е.Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004 - 416 с.

УТКОВ Павел Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор РАЕ, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. Санкт-Петербург.

E-mail: [email protected]

Utkov P. Yu.

SUICIDAL'NOST' OF MINORS AS A FACTOR OF EMOTIONAL CHOICE SAMPLE VIKTIMNOGO BEHAVIOUR IN CRISIS (21)

The article is devoted to the analysis of juvenile suicidality as a factor of the emotional choice of a sample of victim behavior in a crisis state. Based on the study of open statistical data, the author made a prognosis of juvenile victimization.

Keywords: suicidal behaviour, preventive psychology, psychotherapy, victimization of juveniles, and psychological safety.

UTKOV Pavel Yu., Cand. PED. Sciences, associate Professor, Professor RAE, Saint-Petersburg University of technologyof management and Economics. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.