Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Original paper
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА В СОЦИУМ
© А.М. Мирзаназарова
1 н
Жаманганский государственный институт иностранных языков имени Исхак Хана Ибрата, Наманган, Узбекистан
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ: в статье анализируется роль семейного чтения в успешной социализации ребёнка в обществе. Рассматриваются коммуникативные и воспитательные особенности использования литературных образов матерями в процессе общения с детьми.
ЦЕЛЬ: основная цель исследования — определить значение интертекстуальности в социализации ребёнка, а также разработать подходы к формированию мотивации к чтению через использование литературных образов в общении матери и ребёнка.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: исследование базировалось на анализе писем, написанных матерями в соответствии с методикой Искры Даунинг. Изучались влияние литературных образов и их роль в социализации ребёнка.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: результаты показали, что использование литературных образов матерями повышает мотивацию ребёнка к чтению, способствует развитию моральных качеств и успешной социализации в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: результаты исследования подтверждают, что семейное чтение с использованием литературных образов является важным инструментом для успешной социализации ребёнка.
Ключевые слова: семейное чтение, интертекстуальность, общение мать -ребёнок, литературные образы, социализация ребёнка, навыки чтения, узбекский фольклор.
Для цитирования: Мирзаназарова А.М. Семейное чтение как способ успешной социализации ребёнка в социум. // Inter education & global study. 2024. №10(1). С. 532-538.
OILAVIY O'QISH BOLANING JAMIYATGA MUVAFFAQIYATLI MOSLASHUVI UCHUN SAMARALI USUL_
© A.M. Mirzanazarova1®
1Is'hoqxon Ibrat nomidagi Namangan davlat chet tillari instituti, Namangan, O'zbekiston
Annotatsiya
©intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE 10(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal ISSN 2992-9024 (online)
Научно-теоретический и методический журнал 2024, №10(1)
Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
KIRISH: maqolada oilaviy o'qishning bolaning jamiyatga muvaffaqiyatli moslashuvidagi
o'rni va ta'siri tahlil qilinadi. Oilaviy o'qish jarayonida onalar tomonidan adabiy obrazlardan foydalanishning kommunikativ va tarbiyaviy xususiyatlari ko'rib chiqiladi.
MAQSAD: tadqiqotning asosiy maqsadi - intertekstuallikning bola ijtimoiylashuvidagi ahamiyatini aniqlash, shuningdek, ona va bola o'rtasidagi muloqotda adabiy obrazlardan foydalanish orqali o'qishga motivatsiyani shakllantirish yo'llarini ishlab chiqish.
MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqotda Iskra Dauning metodikasi asosida yozilgan onalar maktublari tahlil qilindi. Bu maktublar orqali adabiy obrazlarning ta'siri va ularning bolalar ijtimoiylashuvidagi roli o'rganildi.
MUHOKAMA vA NATIJALAR: natijalar ona va bola o'rtasidagi kommunikatsiyada adabiy obrazlardan foydalanish bolaning o'qishga motivatsiyasini oshirishi, axloqiy fazilatlarini rivojlantirishi va ijtimoiy hayotga muvaffaqiyatli moslashuviga ko'maklashishini tasdiqladi.
XULOSA: tadqiqot natijalari oilaviy o'qish jarayonida adabiy obrazlardan foydalanish bolaning ijtimoiylashuvi va o'qish ko'nikmalarini rivojlantirishda muhim ekanini ko'rsatdi.
Kalit so'zlar: oilaviy o'qish, intertekstuallik, ona va bola muloqoti, adabiy obrazlar, ijtimoiylashuv, o'qish ko'nikmalari, o'zbek folklori.
Iqtibos uchun: Mirzanazarova A.M. Oilaviy o'qishning bolaning jamiyatga muvaffaqiyatli moslashuvi uchun samarali usul. // Inter education & global study. 2024. №10(1). B.532-538.
FAMILY READING: A PATHWAY TO SUCCESSFUL CHILD SOCIALIZATION
© Aziza M. Mirzanazarova1 e
1 The Namangan State Institute of Foreign Languages named after Ishaq Khan Ibrat, Namangan, Uzbekistan_
Annotation
INTRODUCTION: the article explores the role of family reading in a child's successful socialization in society. It examines the communicative and educational aspects of mothers' use of literary characters during their interactions with children.
AIM: the main objective of the study is to identify the importance of intertextuality in child socialization and develop approaches to foster reading motivation through the use of literary characters in mother-child communication.
MATERIALS AND METHODS: the study analyzed letters written by mothers using the Iskra Dauning method. It focused on the impact of literary characters and their role in child socialization.
DISCUSSION AND RESULTS: the findings revealed that mothers' use of literary characters enhances children's motivation to read, fosters the development of moral qualities, and supports successful socialization in society.
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 10(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
CONCLUSION: the study confirms that family reading with literary characters is an essential tool for successful child socialization.
Keywords: family reading, intertextuality, mother-child communication, literary characters, child socialization, reading skills, Uzbek folklore.
For citation: Aziza M. Mirzanazarova. (2024) 'Family reading: a pathway to successful child socialization', // Inter education & global study. 10(1). pp.532-538. (In Russ).
Приоритетным направлением в Стратегия развития «Нового Узбекистана — 2030» является «создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека» за счёт создания благоприятной среды для образования, которая охватывает процесс начиная с дошкольного вплоть до профессионального этапа, создавая условия для беспрерывного образования [10], что полностью отвечает 17 целям и задачам ЦУР (цели устойчивого развития ООН), для формирования устойчивого развития: экономического, социального и экологического [11]. Во главу этих целей вынесены ликвидация нищеты, здоровый образ жизни, качественное образование [12].
Не смотря на трансформацию в образовании, за счёт дигитализации, чтение не теряет свой функциональности, выступая эпистемологическим инструментом, служащим декодированию информации и является первой ступенью в получении знаний, и является основным предиктором «социального лифта» [1] в борьбе с бедностью, за счет получения образовательных и профессиональных навыков.
Чтение способствует формированию информационной грамотности, являясь фундаментом для развития медиаграмотности. Медиаграмотность служит умению различать дезинформацию, и критически осмысливать влияние медиаконтента на формирования социальных и культурных процессов[4], предоставляя доступ к различным ресурсам способствуя диалогу в разных контекстах [5] является основой непрерывного обучения, позволяя людям получать, оценивать и использовать информацию из различных источников [6] , таким образом чтение остается показателем интеллектуального развития, несмотря на широкую доступность информации, что подчеркивает его роль в социокультурных практиках[7].
Трансгрессионнальность[2] функции чтения, а именно способность не только влиять на миропонимание индивида, но и умение трансформироваться в связи с новым запросами социума обеспечивает жизнестойкость данного феномена.
Процесс чтения при взаимодействии с текстом включает в себя несколько фаз. Лингвистическая пресуппозиция, сюда входят знания читателя грамматики, синтаксиса языка, семантики каждого слова, данная пресуппозиция является вербальной коммуникацией при взаимодействии автора и читателя. Бытийная (экзистенциональная) пресуппозиция, связанная с языковой картиной мира
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 10(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
читающей личности. Образ языковой картины мира создаётся за счет обрядов, национальных, религиозных традиций, бытового окружения. Историко-культурная пресуппозиция позволяющая интерпретировать заложенные в тексте культурные и исторические коды.
Логическая пресуппозиция базируется на общем логическом законе. Языковая система, функционируя как сложная когнитивная система, порождает в сознании реципиента семантические структуры, формируемые посредством синтаксических конструкций. Текст, являясь вербальным артефактом, обладает уникальной способностью объединять дискретные языковые единицы в когерентное целое, создавая пространство для многоаспектной интерпретации авторского потенциала. Модальная составляющая текста, отражающая авторскую позицию и коммуникативную цель, детерминирует его тематическую направленность и структурную организацию. В процессе речевой коммуникации возникает диалогический характер взаимодействия между автором и читателем, где текст выступает в роли медиатора, конструирующего общее смысловое поле. Именно в этом когнитивном процессе, основанном на кооперации и интерпретации, рождается глубокое понимание текста. Образовательные стратегии и культурный контекст, в котором происходит чтение служат социализации ребёнка в обществе.
Доказано, что занятия по чтению, которыми занимаются матери и дети, положительно влияют на эмоциональное благополучие и снижают уровень стресса. Эти занятия способствуют развитию эмпатии, улучшают отношения между родителями и детьми и улучшают эмоциональную регуляцию обеих сторон. Практика совместного чтения не только укрепляет эмоциональную связь, но и предоставляет терапевтический способ справиться со стрессом и тревогой . Чтение художественной литературы помогает детям развивать социально -эмоциональные навыки, позволяя им идентифицировать себя с персонажами и ситуациями, отличными от их собственного опыта, что способствует более глубокому пониманию различных эмоций и мотиваций [8]. Наличие в литературе прецедентных феноменов относятся к культурно значимым ссылкам или выражениям, которые имеют определенное значение в языковом или культурном контексте [9].
Богатый литературный пласт создают прецедентные феномены и выступают скрепой между поколениями, что способствует социализации ребёнка в социум.
В рамках исследовательского проекта, реализованного лабораторией «Synergy of talents» на базе Наманганского государственного института иностранных языков имени Исокхона Ибрата, был проведен анализ писем, написанных матерями своим детям в соответствии с методикой детского психолога Искры Даунинг [10]. Целью исследования являлось выявление языковых штампов, межтекстовых связей и других речевых особенностей, а также анализ воспитательных функций, заложенных в этих письмах, способствующих овладению детьми навыками чтения на иностранном языке в контексте сотрудничества семьи,
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 10(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
образовательного учреждения и вуза. Исследование проводилось в рамках программы, направленной на изучение процессов овладения иностранным языком детьми на основе педагогики сотрудничества. Анализ предоставленных писем с целью связи их содержания с выдвинутыми ранее гипотезами о наличии интертекстуальности, и влиянии литературных образов на развитие навыков ребёнка к чтению. Письма были адресованы детям младшешкольного периода, возраст варьировался от 7 до 10 лет.
Анализ писем, написанных матерями в рамках метода Искры Дауни, выявил доминирование образов из узбекского фольклора и мировой детской литературы. Среди наиболее часто упоминаемых персонажей можно выделить Зумрат из сказки "Киммат и Зумрат", Тугри из сказки "Эгри и Тугри", национального героя Алпомиша, а также современного литературного персонажа Хошимжона. Параллельно с этим, в детских письмах присутствуют и широко известные герои мировой классики: Золушка, Маленький принц, Волк из сказки Шарля Перро. Полученные данные свидетельствуют о том, что матери активно используют литературные образы для коммуникации со своими детьми, что, в свою очередь, отражает важность культурного наследия и детской литературы в процессе социализации ребенка. Результаты частотности героев можно увидеть в рисунке 1.
(рисунок 1)
Волк из «Красной
8.9% Алпомиш
Зумрат
12.5%
Маленький принц
1: -;%
:б.8%
Тугри
16,1%
к
Хошимжон
14.3% Золушка
5%
Анализ писем показал, что через персонажи узбекского фольклора, таких как Зумрат , Тугри, а также героев мировой детской литературы, матери активно используют эти литературные образы для воспитания детей. Матери связывают поступки этих персонажей с конкретными ситуациями из жизни ребенка, формируя у него положительные нравственные качества
Исследование показало, что коммуникация через письма от имени литературных героев оказывает значительное влияние на мотивацию ребенка к чтению. Идентификация с положительными героями, такими как те, что описаны в анализируемых письмах, вдохновляет ребенка на достижение своих целей и формирует у него устойчивый интерес к книгам. Анализ эмоциональной окраски писем показал преобладание положительных эмоций (вдохновение, мотивация,
©intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE 10(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
восхищение), что свидетельствует о позитивном влиянии такого типа коммуникации на эмоциональное состояние ребенка. И находит подтверждение что общение с литературными героями вызывает у детей широкий спектр положительных эмоций, что, в свою очередь, повышает их мотивацию к чтению. Результаты эмоциональной окраски в рисунке 2.
(рисунок 2)
Частота относительно параметра "Эмоциональная окраска"
Позитивная Вдохновляющая
го Светлая
ж
и
2. Мотивирующая
к Сочувствие
го
^ Уважение
го
| Задумчивость
s
о Восхищение Назидательная Осторожность
0 5 10 15 20
Частота
Активное использование матерей образы узбекского фольклора и мировой детской литературы в письмах, свидетельствует о том, что матери активно используют литературные тексты как инструмент для общения со своими детьми. Персонажи сказок и историй служат для формирования у детей положительных нравственных качеств.Матери связывают поступки героев с конкретными жизненными ситуациями, что способствует развитию у ребенка таких качеств, как честность, трудолюбие и смелость. Использование литературных образов повышает мотивацию детей к чтению. Идентификация с положительными героями вдохновляет детей на достижение своих целей и формирует у них устойчивый интерес к книгам.Письма, написанные от имени литературных героев, вызывают у детей широкий спектр положительных эмоций, что способствует более глубокому погружению в текст и укреплению эмоциональной связи с героями.
Таким образом мы можем утверждать, что наше исследование подтвердило предположение о наличии интертекстуальности в письмах, что служит скрепой между поколениями и выполняет функцию социализации ребёнка в общество, а также через литературные образы имеют влияние на развитие навыков чтения у детей.
ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES
1. Карельская Л.П., Солодовникова «Роль образования как социального лифта в борьбе с бедностью» "Экономика и социум" №6(19) 2015 www.iupr.ru
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 10(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal ISSN 2992-9024 (online)
Научно-теоретический и методический журнал 2024, №10(1)
Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
2. Стефановская Н.А. «Методологические проблемы эмпирических социологических исследований чтения»
3. Seyed, Omid, Hosseini., Samaneh, Najarpourian., S., Abdolvahab, Samavi., Yaser, Rastegar. (2023). Honey, let's read a story together; mothers' lived experiences of joint <scp>story-reading</scp> with their child: Insights from an interpretative phenomenological analysis (<scp>IPA</scp>). Journal of Family Therapy, 46(1):23-39. doi: 10.1111/1467-6427.12438 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/cop21/
4. Blerina, Gjerazi. (2024). Media Literacy in the Era of Globalization: Innovative Strategies for Decoding Information. Interdisciplinary journal of research and development, doi: 10.56345/ijrdv11n1s104
5. Hildawati, Almah. (2019). Urgensi literasi informasi (information literacy) dalam era globalisasi: perpustakaan, masyarakat, dan peradabaan. 2(1):42-51. doi: 10.24042/KÛMU NI KA.V211.4756
6. Sibel, Pekkolay. (2022). The Importance of Literacy. Scholars journal of arts, humanities and social sciences, 10(1):6-8. doi: 10.36347/sjahss.2022.v10i01.002
7. Selyutina E . (2017). Dynamics of Reading Culture in the Global Information Society. 333-340. doi: 10.15405/EPSBS.2017.07.02.42
8. Stephanie, Kozak., Holly, Recchia. (2019). Reading and the Development of Social Understanding: Implications for the Literacy Classroom. The Reading Teacher, 72(5):569-577. doi: 10.1002/TRTR.1760
9. Parshina O. (2024). The Precedent Phenomenon <i>v derevnyu, k tetke, v glush', v Saratov</i> as a Linguoculturally Significant Reference to the Province. Russkaâ rec', 7-19. doi: 10.31857/s0131611724030011
10. Karimova J. The role of foreign experiences in developing literature skills in primary school students Galaxy international interdisciplinary research journal (GIIRJ) ISSN (E): 2347-6915 Vol. 10, Issue 7, July (2022) 222
11. https://lex.uz/docs/6600404
MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]
Мирзаназарова Азиза Мирзаабдуллаевна, старший преподаватель [Mirzanazarova Aziza Mirzaabdullayevna, katta o'qituvchi], [Aziza M. Mirzanazarova,
senior lecturer]; адреа Наманганская область, Туракокский район, МФЦ "Янгиобод", улица Саодат, дом № 28, [manzil: Namangan viloyati, To'raqo'rg'on tumani, "Yangiobod" MFY, Saodat ko'chasi, 28-uy], [address: Namangan region, Turaqoqon district, "Yangiobod" MFY, Saodat street, house number 28].
©intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE 10(1)
iccl (A