Научная статья на тему 'Семейно-ориентированное сопровождение раннего музыкального развития детей'

Семейно-ориентированное сопровождение раннего музыкального развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ / MUSICAL DEVELOPMENT IN EARLY CHILDHOOD / FAMILY-BASED SUPPORT OF CHILDREN'S MUSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Жукова Марина Владимировна, Ногина Ольга Анатольевна

В статье рассмотрена роль семьи в развитии музыкальных навыков у детей раннего возраста. Рассмотрены основные принципы, направления и методы семейно-ориентированного сопровождения раннего музыкального развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Жукова Марина Владимировна, Ногина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe aim of this research paper is to study the role of families in development of musical skills in children of early age. There is a description of main principles, aspects and forms of family-based support of early musical development of children.

Текст научной работы на тему «Семейно-ориентированное сопровождение раннего музыкального развития детей»

Черникова Татьяна Альбертовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и социальной работы, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск.

&mail: chernikova_ta@rambler.ru

Chernikova Tatiana Albertovna,

Candidate of of Sciences (Education), Docent,

department of Social Education

and Social Work,

Birskiy branch Bashkir

State University,

Birsk.

E-mail: chernikova_ta@rambler.ru

УДК 372.3 ББК 74.100.551.3

Е.Ю. Волчегорская, М.В. Жукова, О.А. Ногина

СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В статье рассмотрена роль семьи в развитии музыкальных навыков у детей раннего возраста. Рассмотрены основные принципы, направления и методы семейно-ориентированного сопровождения раннего музыкального развития детей.

Ключевые слова: раннее музыкальное развитие, семейно-ориентированное сопровождение музыкального развития детей.

E.Yu. Volchegorskaya, M.V. Gykova, O.A. Nogina

FAMILY-ORIENTED GUIDING OF CHILDREN'S EARLY MUSICAL DEVELOPMENT

The aim of this research paper is to study the role of families in development of musical skills in children of early age. There is a description of main principles, aspects and forms of family-based support of early musical development of children.

Key words: musical development in early childhood, family-based support of children's musical development.

Период дошкольного детства является одним из самых важных, ключевых периодов, который определяет формирование способностей и личностных качеств человека. Особую значимость в младшем возрасте приобретает музыкальная деятельность как наиболее естественная и доступная для детей с раннего возраста и развивающая эмоциональную сферу, двигательную и слухомоторную активность, креативность малышей.

Среди факторов, способствующих музыкальному воспитанию наряду с такими как индивидуально-биологические и индивидуально-психологические особенности личности ребенка, называют

социальную микросреду, в том числе особенности жизнедеятельности семьи.

В современном обществе система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Кризисные явления, переживаемые семьей в конце XIX - начале XX века, связаны с мировой тенденцией снижения ее воспитательной роли. Основные изменения в семье касаются ее структуры, функций, социального статуса и характера отношений. К структурным изменениям относят, прежде всего, нуклеоризацию семьи и рост количества неполных семей. Примерно 90% от общего количества семей относятся к нуклеарному типу, вследствие

ф

н ф

со

го

2 о

X .0

го

.0

ф

X X

го

о

о

с

о

о ф

о

X X

го

о s

X

ф

s о о

X

0

1

<

О

го" ш о ¡£

Ш

К ГО ¡£

о ^

о ф

т ^

о ш

2 и]

чего родители не могут постоянно использовать воспитательный потенциал прародителей. А, как правило, музыкальный фольклор колыбельные, пестушки, народные песенки используют в процессе воспитания представители старшего поколения семьи.

Одним из основных структурных изменений является увеличение количества неполных семей. По данным социологических опросов около 14% всех семей России являются неполными. Для таких семей характерен дефицит времени на общение с детьми в связи большой с занятостью, что не способствует занятиям домашним музицированием, совместному прослушиванию и обсуждению музыкальных произведений. Отцы же в неполных семьях, как правило, устраняются от воспитания детей. С течением времени после развода частота встреч отца с детьми значительно снижается. Воспитание ребенка в неполной (отцовской или материнской) семье не обязательно приводит к формированию деформированной личности, тем не менее, в научной литературе отмечается, что признаки различных видов нарушений личности имеются, поскольку конфликт, характерный для предразводной ситуации, оказывает негативное влияние на нравственное и эмоциональное развитие ребенка.

Существует ряд факторов, которые влияют на процесс вовлечения детей в домашнюю музыкальную деятельность: личностные особенности, эмоциональная составляющая семьи, образование, уровень музыкальной грамотности и музыкальные предпочтения родителей, степень включенности ребенка в процессы жизнедеятельности семьи, степень удовлетворения эстетических потребностей ребенка.

Доказано, что поддержка родителей может иметь большое влияние на природу и форму достижений ребенка [2, 4]. Что касается музыкального воспитания детей, то выявлено, что стабильная и структурированная семейная жизнь может внести определенный вклад в стимулирование и поддержание развития музыкальных навыков ребенка [5; 6; 7].

Исследования последних лет, посвященные выявлению роли семьи в развитии музыкальных способностей детей младшего возраста, подтвердили, что самые успешные в музыкальном плане дети имели родителей, которые были вовлечены в процесс музыкального развития детей на ранних стадиях обучения. При этом участие родителей, как правило, принимало форму слушания музыки, а не ее исполнения [3].

Выполнение задачи музыкального развития детей, особенно детей раннего возраста, во многом непростой для современных родителей (поскольку использование музыки в семье чаще всего носит стихийный характер и не осознается родителями как педагогическая задача), невозможно без определённой педагогической подготовленности. В современной музыкально-педагогической литературе акцентируется внимание на сотрудничестве педагогов ДОУ и семьи с целью развития у детей раннего возраста интереса к разным видам музыкальной деятельности, активизации процесса восприятия музыки, обогащения опыта элементарного музицирования. Значимость сопровождения музыкального развития ребенка раннего возраста отражена и в основных нормативных документах, в которых отмечается, что раннее развитие как вид дошкольного образования детей младенческого и раннего детского возраста, должно основываться на семейно-ориентированном психолого-педагогическом подходе, вследствие чего возникает необходимость организации взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Сложность реализации процесса семейно-ориентированного сопровождения музыкального развития детей заключается не только в определении задач совместной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений и семьи, но и в определении основных принципов, форм и методов раннего музыкального становления детей.

Плодотворная и целесообразная реализация семейно-ориентированной стратегии музыкального развития детей требует выделения ряда принципов.

Принцип интегративности музыкального освоения действительности. Опора на принцип интегративности предполагает комплексное освоение различных видов искусства; объединение и синтез различных видов музыкальной деятельности; параллельное использование одних и тех же понятий для описания разнородных художественных явлений (окраска, тембр, ритм в музыке, живописи, поэзии); поиск и соединение в опыте ребенка представлений о музыкальных средствах выразительности в новом, ранее не встречавшемся сочетании, создание новых художественных образов («Министр Регистр или высокие и низкие звуки», «Фея Динамики и ее помощницы», «Принц Темп и его братья» и т.п.).

Принцип синтеза эмоционального, рационального и интуитивного позволяет расширить границы музыкального восприятия дошкольников в опоре на три компонента: эмоциональный, рациональный и интуитивный. Эмоциональный компонент обеспечивает вхождение ребенка в ситуации эмоциональных переживаний, дающих возможность непосредственного проживания эмоций и чувств, способствующих накоплению эмоционально-чувственного опыта. Рациональный компонент способствует рациональному осмыслению наиболее общих признаков музыкального объекта с обязательным включением в рациональные умозаключения опыта ребенка его собственных представлений и аналогий. Включение интуитивного компонента предусматривает восприятие музыки детьми не только на уровне образа или понятия, а на уровне тактильных, гравитационных, сенсорных ощущений.

Принцип эмоциональной открытости акцентирует внимание на том, что музыкальное восприятие ребенка выступает, прежде всего, в форме переживаний, выражающихся, как правило, через эмоцию. Чаще всего спектр эмоциональных проявлений дошкольников - это наиболее открытая область выражения отношения к музыкальным произведениям. Именно эмоциональная экспрессия делает поведение детей в процессе музыкально-художественной деятельности вырази-

тельным и гибким. Это достигается двумя путями: открытостью эмоциональных переживаний, способностью спонтанно выражать свои чувства в процессе восприятия произведений музыки; эмпати-ей, понимаемой в данном аспекте как чувствительность к эмоциональным реакциям других на воспринятое музыкальное произведение, умение замечать оттенки эмоциональных состояний других детей.

Принцип эмпатийного взаимодействия. Эмпатийное взаимодействие можно рассматривать как умение создавать соответствующие настроению музыкальные интонации и образы, умение раскрыть специфику средств музыкальной выразительности на естественном для ребенка языке, создать общий художественный замысел музыкальной игры, что помогает не только войти во внутренний мир ребенка, но и «вчувствоваться» в мир его музыкальных переживаний. При этом проявление доброжелательной требовательности, такта, чуткости определяют степень и глубину эмпатийного взаимодействия. Вместе с тем эмпатия, традиционно понимаемая как способность человека представлять себя другим, позволяет ребенку войти в личный эмоциональный мир другого человека, как если бы он был этим другим человеком, что предполагает «вчувствование» и «перевоплощение» в музыкальный образ, в воображаемую ситуацию. Тем самым, эмпа-тия автоматически ведет к художественному открытию, являясь механизмом развития креативности дошкольника.

Опора на принцип полисубъектности в процессе музыкального развития дошкольников исходит из осознания того факта, что творческая активность личности получает наиболее полное воплощение в условиях сотрудничества. По-лисубъектность процесса семейно-ори-ентированного сопровождения раннего музыкального развития может получить развитие только на основе уважения личности и прав ребенка, эмоциональной открытости и доверия друг к другу. Принцип полисубъектности обеспечивает развитие уникальности каждого ребенка, утверждение его чувства собственного достоинства.

ф

н ф

ш

со

го

е

о

X .0

го

XI

ф

X X

го

X

ф

о ей

о ^

с

о

о ф

о

X X

го ей

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

ф

о о

X

ф о

0

1

<

О

го" ш о ¡£

Ш

К ГО ¡£

о ^

о ф

т ^

о ш

й и]

Опора на принцип педагогической герменевтики предполагает использование аналогий, которые задействуют не используемые обычно возможности дошкольников переживать наблюдаемое и чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их очеловечивания. Рождающиеся при этом чувства и ощущения могут быть выражены в знаковой, двигательной, красочной, ритмической, вокальной, графической форме.

Можно выделить два направления работы с семьей по музыкальному развитию детей раннего возраста:

• повышение компетентности родителей, которое реализуется в рамках проведения индивидуальных консультаций, родительских собраний, «круглых столов», семинаров, подготовки печатной продукции;

• вовлечение родителей в музыкально-развивающий процесс, включающее проведение совместных праздников, организацию игровых проектов, помощи в создании музыкально-развивающей среды в семье.

В процессе повышения компетентности родителям и близким взрослым предоставляется информация о значении музыкального искусства в развитии различных сторон личности ребенка раннего возраста, о целях и задачах музыкального воспитания, об уровне развития музыкальных способностей малышей, возрастных особенностях музыкально-интонационного развития и развития сенсорных способностей. В рамках семейно-ориентированного сопровождения музыкального развития детей раннего возраста родителям и близким взрослым даются рекомендации по устройству домашнего музыкального уголка, домашней фонотеки, покупке игрушек и презентации их ребенку. В процессе участия в круглых столах и семинарах родители получают возможность обменяться опытом раннего музыкального развития детей и задать интересующие их вопросы музыкантам-специалистам дошкольных образовательных учреждений. В памятках и буклетах могут содержаться рекомендации о специальном репертуаре для слушания музыки малышами, описание

музыкальных игр, упражнений, которые могут использовать родители и близкие взрослые.

Вовлечение семьи в музыкально-развивающий процесс начинается с помощи родителям и близким взрослым в активизации музыкально-слухового восприятия двух-трех-летнего ребенка и обогащении его музыкальных представлений. По результатам первичной диагностики, включающей оценку особенностей звукового опыта, своеобразия восприятия музыкальных интонаций, специфику индивидуальных реакций ребенка, семье педагогом ДОУ даются рекомендации по оснащению домашнего музыкального уголка теми игровыми средствами и оборудованием, которые являются наиболее адекватными для конкретного малыша. Особое внимание следует уделить развитию визуальной, кинестетической и аудиальной модальностям в процессе детского восприятия музыки. Так, необходимо обеспечить включение в домашнюю фонотеку «изобразительных» музыкальных произведений, иллюстраций к ним и материалов для рисования в процессе слушания музыки; предоставить детям разнообразные детские музыкальные инструменты и атрибуты музыкальной деятельности; предоставлять возможность выражения эмоций и обмена впечатлениями об услышанной музыке или самостоятельно извлеченных звуках. В процессе организации совместных музыкальных праздников в ДОУ необходимо учитывать важное значение присутствия близкого взрослого, которое обеспечивает психологический комфорт и чувство защищенности малыша, стимулирует его активность и музыкально-познавательный интерес.

Реализация работы с родителями по музыкально-интонационному развитию детей осуществляется на основе следующих методов, обеспечивающих формирование базиса музыкальной культуры, развитие индивидуальности ребенка:

• метод моделирования проблемных ситуаций (моделирование форм родительского поведения), в основе которого лежит обучение родителей и близких взрослых конструктивным формам пове-

дения в проблемных ситуациях, связанных с недостаточным уровнем сформированное™ коммуникативных умений и навыков музыкальной деятельности у детей раннего возраста. Данный метод позволяет родителям развить собственные рефлексивные умения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми, принять роль инициатора вариативных изменений в процессе музыкальной игры;

• интеракционный метод формирования детско-родительских групп (в процессе реализации совместных игровых

проектов, направленных на развитие музыкально-творческой деятельности детей раннего возраста), который предполагает формирование единой, цельной группы «родители-дети», подчиняющейся принятым ее членами правилам поведения; что обеспечивает действие механизма «обратной связи» и эмоциональную поддержку ребенка. В ходе совместной деятельности ребенок постепенно включается в самостоятельную работу в сотрудничестве со сверстниками и близким взрослым [1].

Библиографический список

1. Ногина, О.А. Семейно-ориентированное сопровождение музыкально-интонационного развития детей раннего возраста [Текст] / О.А. Ногина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2013.- № 53.- С. 88-90.

2. Baumrind, D. Rearing competent children [Текст] / D. Baumrind // Child Development Today and Tomorrow. - San Francisco: Jossey Bass, 1989.

3. Davidson, J.W. The role of family influences in the development of musical performance [Text] / J.W. Davidson, G.M. Derek, J.A. Sloboda, M.J.A. Howe // Journal of Research in Music Education. -1998. - № 1. - Vol. 46. - P. 141-160.

4. Howe, M.J.A. Young musicians' accounts of significant influences in their early lives: The family and the musical background [Text] / M.J.A. Howe, J.A. Sloboda // British Journal of Music Education. - '¿g 1991. - № 8. - P. 39-52. ф

5. Manturzewska, M. Musical talent in the light of biographical research [Text] / M. Manturzewska // к Musikalishe Begabung funden und forden. - Munchen: Bosse Verl, 1986.

6. Sloboda, J.A. Biographical precursors of musical excellence: an interview study [Text] / J.A. Sloboda, M.J.A. Howe // Psychology of Music. - 1991. - № 19. - P. 3-21.

7. Sosniak, L.A. Learning to be a concert pianist [Text] / L.A. Sosniak // Developing Talent in Young People. - New York, 1985. - P. 477-506.

References

1. Nogina O.A. Family-oriented guidance of musical and tone development of children of early age. Sborniki konferencii NIC Sociosfera. 2013. № 53. P. 88-90. [in Russian]

2. Baumrind D. Rearing competent children. Child Development Today and Tomorrow. San Francisco: Jossey Bass, 1989.

3. Davidson J.W. The role of family influences in the development of musical performance. Journal of Research in Music Education. 1998. № 1. Vol. 46. P. 141-160.

4. Howe M.J.A. Young musicians' accounts of significant influences in their early lives: The family and the musical background. British Journal of Music Education. 1991. № 8. p. 39-52.

5. Manturzewska M. Musical talent in the light of biographical research. Musikalishe Begabung funden und forden. Munchen: Bosse Verl, 1986.

6. Sloboda J.A. Biographical precursors of musical excellence: an interview study. Psychology of Music. 1991. № 19. P. 3-21.

7. Sosniak L.A. Learning to be a concert pianist. Developing Talent in Young People. New York, 1985. P. 477-506.

CO

to

ro cr

e

о

X .0

ro

.0

ф

X X

го

о

СО

о ^

с

о о

О)

о

X X

го ей

о ^

X

ф

^

о о

X

Сведения об авторах: Волчегорская Евгения Юрьевна,

доктор педагогических наук профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик,

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

Жукова Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск.

Ногина Ольга Анатольевна,

кандидат педагогических наук кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск. &mail: evgvolch@list.ru

Information about the authors: Volchegorskaya Evgenija Yurevna,

Doctor of of sciences (Education), Professor, Head of the Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Techniques Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk.

Zhukova Marina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate professor,

The Department of Pedagogy, Psychology and Subject Techniques, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.

Nogina Olga Anatol'evna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate professor

The Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Techniques

Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk

E-mail: evgvolch@list.ru

< Ш

УДК 378 ББК 74.480.26

Е.А. Гнатышина, Г.А. Герцог

КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Аннотация. В статье представлен фрагмент компетентностно ориентированного управления образовательным процессом вуза. В алгоритмизированной форме охарактеризованы уровни данного вида управленияна примере подготовки педагогов профессионального обучения. Дана краткая характеристика и отличительные особенности специальности «Педагог профессионального обучения» и состава компетентности данного специалиста.

Ключевые слова: компетентность, компетентностно ориентированное управление, педагог профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.