Научная статья на тему 'Эволюция взглядов на музыкальность и природу музыкальных способностей в музыкальной психологии и психологии музыкального образования'

Эволюция взглядов на музыкальность и природу музыкальных способностей в музыкальной психологии и психологии музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2113
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАДАТКИ / ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / НЕЙРОДИДАКТИКА / MUSICALITY / MUSICAL ABILITIES / MUSICAL SKILLS / DIAGNOSIS AND DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES / MUSIC EDUCATION / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / COGNITIVE PSYCHOLOGY / NEUROPSYCHOLOGY OF MUSIC / NEURO-DIDACTICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрушин Валентин Иванович, Дымникова Мария Владимировна

Статья посвящена историческому анализу определения сущности музыкальности и музыкальных способностей как теоретического фундамента становления и развития музыкальной психологии. Представлены исторический обзор и сопоставление позиций в этой области отечественного исследователя музыкальных способностей Б. М. Теплова и зарубежных исследователей музыкальных психологов Э. Гордона и Дж. Слободы в динамике развития научного направления музыкальной психологии. Показано, что эволюция научных представлений о музыкальных способностях происходила под влиянием достижений в области музыкального образования, педагогической психологии, музыкальной психологии, когнитивной психологии, музыкальной медицины и нейродидактики. Основу музыкальных способностей в этих направлениях составляют когнитивные музыкальные процессы и процессы художественного творчества, которые обусловливают скорость освоения музыкальных умений и на,выков, влияют на эффективность музыкальной деятельности, её развитие и результативность. Изучение эволюции взглядов на музыкальные способности в музыкальной психологии создаёт новые условия для разработки современных проблем музыкального образования в контексте как научных исследований, так и профессионального развития. В связи со сложной обстановкой экономического кризиса и в музыкальном образовании растут запросы на методы обучения, связанные с возможностями музыки в укреплении здоровья и приобретении психологической стойкости при встрече с жизненными трудностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF VIEWS ON MUSICALITY AND MUSICAL ABILITIES'' NATURE IN MUSIC PSYCHOLOGY AND PSYCHOLOGY OF MUSIC EDUCATION

The article is devoted to the historical analysis of the definition of musicality and of musical abilities in the direction of music psychology. The evolution of views on musical abilities in musical psychology went through the spheres of special musical education, pedagogical psychology, cognitive psychology, musical neuropsychology and neuroscience, musical medicine and neuro-didactics. Concluding these durations it can be said that the cognitive musical processes and the creative processes of an artistic nature are the basis of musical abilities, they do determine the speed of mastering musical skills and musical abilities. These same cognitive processes affect the effectiveness of musical activity, its development and effectiveness in professional and amatory hobby levels. Musical processes also cause negative and positive physiological and psychological impact of the music on the human body, in the direction of music therapy and in the field of psychology of musical health. The content includes note of first scientific studies of musical abilities, musical tests of intelligence point, scientific musical educational research of B. M. Teplov, E. E. Gordon, J. Sloboda, musicality conception state with neurobiological studies background. The evolution of the views of these musical terms with the dynamics of the development of the music psychology scientific direction is presented. The basic musical abilities are general with normal distribution in population and do have influence on human general cognitive improvement, emotional and mood regulation, sleep system and physiology rhythms. They do provide a part background for human health, longevity and every-day existence quality, since music is shared and used by mostly people in the world in their life style, life values and body weights in psycho-somatic condition.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов на музыкальность и природу музыкальных способностей в музыкальной психологии и психологии музыкального образования»

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА МУЗЫКАЛЬНОСТЬ И ПРИРОДУ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Петрушин, М. В. Дымникова*,

64

Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991

Аннотация. Статья посвящена историческому анализу определения сущности музыкальности и музыкальных способностей как теоретического фундамента становления и развития музыкальной психологии. Представлены исторический обзор и сопоставление позиций в этой области отечественного исследователя музыкальных способностей Б. М. Теплова и зарубежных исследователей - музыкальных психологов Э. Гордона и Дж. Слободы в динамике развития научного направления музыкальной психологии. Показано, что эволюция научных представлений о музыкальных способностях происходила под влиянием достижений в области музыкального образования, педагогической психологии, музыкальной психологии, когнитивной психологии, музыкальной медицины и нейродидактики. Основу музыкальных способностей в этих направлениях составляют когнитивные музыкальные процессы и процессы художественного творчества, которые обусловливают скорость освоения музыкальных умений и навыков, влияют на эффективность музыкальной деятельности, её развитие и результативность. Изучение эволюции взглядов на музыкальные способности в музыкальной психологии создаёт новые условия для разработки современных проблем музыкального образования в контексте как научных исследований, так и профессионального развития. В связи со сложной обстановкой экономического кризиса и в музыкальном образовании растут запросы на методы обучения, связанные с возможностями музыки в укреплении здоровья и приобретении психологической стойкости при встрече с жизненными трудностями.

Ключевые слова: музыкальность, музыкальные способности, музыкальные задатки, диагностика и развитие музыкальных способностей, музыкальное образование, педагогическая психология, когнитивная психология, музыкальная нейропсихология, нейродидактика.

* Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Петрушин.

EVOLUTION OF VIEWS ON MUSICALITY AND MUSICAL ABILITIES' NATURE IN MUSIC PSYCHOLOGY AND PSYCHOLOGY OF MUSIC EDUCATION

Valentin I. Petrushin, Maria W. Dymnikowa*,

Moscow State University of Education (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991

Abstract. The article is devoted to the historical analysis of the definition of musicality and of musical abilities in the direction of music psychology. The evolution of views on musical abilities in musical psychology went through the spheres of special musical education, pedagogical psychology, cognitive psychology, musical neuropsychology and neuroscience, musical medicine and neuro-didactics. Concluding these durations it can be said that the cognitive musical processes and the creative processes of an artistic nature are the basis of musical abilities, they do determine the speed of mastering musical skills and musical abilities. These same cognitive processes affect the effectiveness of musical activity, its development and effectiveness in professional and amatory hobby levels. Musical processes also cause negative and positive physiological and psychological impact of the music on the human body, in the direction of music therapy and in the field of psychology of musical health. The content includes note of first scientific studies of musical abilities, musical tests of intelligence point, scientific musical educational research of B. M. Teplov, E. E. Gordon, J. Slo-boda, musicality conception state with neurobiological studies background. The evolution of the views of these musical terms with the dynamics of the development of the music psychology scientific direction is presented. The basic musical abilities are general with normal distribution in population and do have influence on human general cognitive improvement, emotional and mood regulation, sleep system and physiology rhythms. They do provide a part background for human health, longevity and every-day existence quality, since music is shared and used by mostly people in the world in their life style, life values and body weights in psycho-somatic condition.

Keywords: musicality, musical abilities, musical skills, diagnosis and development of musical abilities, music education, educational psychology, cognitive psychology, neuro-psychology of music, neuro-didactics.

65

* Scientific supervisor -

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor V. I. Petrushin.

66

Введение

Проблема развития музыкальных способностей в современном меняющемся мире непосредственно влияет на уровни, цели и задачи музыкального образования, как любительского, так и профессионального.

Эволюция взглядов на музыкальные способности в музыкальной психологии развивалась с учётом достижений в сферах музыкального образования, педагогической психологии, когнитивной психологии, музыкальной нейропсихологии и нейронауки, музыкальной медицины и нейродидактики. Обобщая данные этих направлений, мы можем сказать, что основу музыкальных способностей составляют когнитивные музыкальные процессы и процессы художественного творчества [1-3], которые обусловливают скорость освоения музыкальных умений и навыков. Эти же самые когнитивные процессы влияют на эффективность музыкальной деятельности, её развитие и результативность [4-7 и др.]. Музыкально-познавательные процессы также обусловливают физиологическое и психологическое воздействие музыки на организм и личность человека, что является предметом специальных исследований в направлении музыкальной психологии и психотерапии [8-10].

Первые исследования в сфере изучения музыкальных способностей

Начало исследования музыкальных способностей, по свидетельству Т. Билл-рота (T. Billroth), положено Х. Ф. Ми-хаэлисом (Ch. F. Michaelis) [11], учеником И. Канта. В 1805 году им были выявлены две способности, связанные со слушанием и исполнением музыки. Одна из них акцентировала умение раз-

личать музыкальные элементы и их структуры (сегодня под этим понимается музыкальный слух), другая была определена им как музыкальный вкус, позволяющий оценивать музыку как приятную или неприятную.

В 1919 году К. Э. Сишор (C. E. Seashore) [12; 13] для разработки подходов к психодиагностике музыкальных способностей впервые ввёл понятие «музыкальный ум» (musical mind). Исследователь выявил сложность структуры музыкальных способностей (музыкального таланта) на основе 25 компонентов психических функций человека, которые касались его интеллекта, эмоций и мотивации. В исследованиях Сишора было доказано, что восприятие и понимание музыки зависят от организационных и трансформирующих операций ума, а не от отдельных его функций. Истинная музыкальность проявляет себя через когнитивные способности к организации акустического материала в чёткие структуры.

К. Сишор считал, что каждый человек имеет свой индивидуальный потенциал в области сенсорного различения музыкальных стимулов. Он обусловлен анатомическим строением системы органов слуха и не зависит от интеллекта, возраста или упражнения. По его мнению, потенциал, полученный в раннем детстве, не может быть увеличен за счёт упражнений или влияний социальной музыкальной среды.

В середине ХХ века в музыкальной психологии большое признание получила концепция К. Штумпфа (C. Stumpf) [14] о природе музыкальности, который вслед за Сишором также утверждал, что музыкальная чувствительность - врождённое свойство.

Последователем К. Сишора в понимании того, что собой представля-

ет феномен музыкальности, был Г. Ре-веш Revesz) [15], который в своих исследованиях выявил её структуру. Учёный определял музыкальность как способность:

1) к переживанию автономных воздействий музыки;

2) к объективной эстетической оценке музыки;

3) к понимаю структуры музыкальной фразы, музыкального произведения в целом и музыкального стиля;

4) к специальной эмоционально-эстетической чувствительности на воздействие музыкальных структур.

По его наблюдениям, с возрастом и накоплением опыта повышается только эффективность решения задач, требуемых для участия основных музыкальных способностей, но сами способности при этом уже не развиваются и остаются на том же уровне с раннего детства. Это доказывает практическую значимость музыкального образования и необходимость начала музыкальных занятий с самого раннего возраста, когда могут быть актуализированы сензитивные периоды развития музыкальности.

Следует подчеркнуть, что в течение длительного периода времени изучение проблем музыкальности проводилось на основе разрабатываемой диагностики при помощи звучащих музыкальных тестов. В этих исследованиях изучались слуховые возможности человека, однако не учитывались и не диагностировались моторные (двигательно-мануальные) способности, необходимые для игры на том или ином музыкальном инструменте. При этом в исследованиях были выявлены три вида факторов, определяющих условия развития музыкальности и музыкальных способностей.

1. Общий фактор [16; 17], в котором общий интеллект был основой, определяющей все основные явления музыкальности. Здесь заключена суть общей способности восприятия и оценки музыки, которую Х. Д. Винг (H. D. Wing) [18]) назвал «музыкальным интеллектом». Эта способность во второй половине ХХ века была подтверждена на эмпирическом уровне в исследованиях множественного интеллекта Г Гарднера (H. Gardner) [19]. Благодаря этим исследованиям музыкальный интеллект был официально признан в научной психологии как отдельный вид интеллекта, являющийся важной характеристикой общепсихического развития человека.

2. Множественный фактор [20] -совокупность развития разных сфер человека, формирующих сам феномен музыкальности, которая, по мнению Дж. Мэйнворинга (J. Mainwaring), содержит множество независимых специализированных музыкальных способностей. Это направление было подтверждено Г. Гарднером в эмпирическом выявлении компонентов, составляющих структуру музыкального интеллекта, который имеет индивидуальную комбинацию и меру выраженности у каждого конкретного человека [19].

3. Интегрирующий фактор [21], который формирует эти явления. Р. М. Дрейк (R. M. Drake) выявил иерархическую структуру музыкальных способностей, где основными музыкальными способностями являются музыкальная память и чувство ритма.

Концепции музыкальности

Б. М. Теплова и Э. Гордона

Во второй половине ХХ века в трудах Б. М. Теплова [22] была представлена концепция музыкальности, поло-

67

68

жившая начало отечественной музыкальной психологии как науки. Концепция Б. М. Теплова содержала в себе все три фактора музыкальности и музыкальных способностей, которые были представлены и в зарубежной музыкальной психологии. Отечественная музыкальная психология сформировалась с учётом культурологической специфики системы профессионального музыкального образования. Музыкальные способности рассматриваются в ней как функциональная система, развивающаяся на основе анатомо-физио-логических задатков под воздействием социальной среды. Это соответствует характеристике общего фактора в зарубежной музыкальной психологии.

Б. М. Теплов выявил базовые слуховые музыкальные способности, которые перекликаются с положением множественного фактора в зарубежной музыкальной психологии [22]. К ним относятся ладовое чувство, внутрислухо-вые представления и музыкально-ритмическое чувство. В структуре музыкального слуха учёный выделял перцептивный компонент (виды музыкального слуха) и репродуктивный компонент (в современной музыкальной психологии - музыкальную память).

Базовые слуховые музыкальные способности, установленные Б. М. Тепловым, были независимо подтверждены в экспериментальных музыкальных исследованиях Э. Гордона (E. Gordon) [23; 24], который выявил их врождённую природу с нормальным распределением в популяции. Согласно исследованиям Э. Гордона и Б. М. Теплова, музыкальность включает в себя базовые музыкальные способности:

• высотные представления,

• мелодические и гармонические представления,

• временные ритмические и метрические представления,

• темповые представления,

• музыкальную восприимчивость как аналог эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, понятия музыкально-физиологических (анатомических) задатков Б. М. Теплова и базовых слуховых музыкальных способностей Э. Гордона являются синонимами и подтверждают сходство подходов в отечественной и зарубежной музыкальной психологии по данному научному вопросу.

Одновременно с этим по динамике онтогенеза и созревания базовых слуховых музыкальных способностей в эмпирических исследованиях в зарубежной музыкальной психологии Гордоном был установлен критический биологический возрастной срок, приходящийся на возраст девяти лет [24].

Дополнительно Э. Гордон ввёл понятия:

• музыкального потенциала (musical aptitude), рассматриваемого им как внутренние возможности обучения музыке;

• музыкальной аудиации (musical audiation), которая для музыки является тем же самым, что и мышление для речи [Там же].

В определении исследователя, это область понятий, которая касается звучания и мышления в категориях значений, содержащихся в музыкальных структурах. Учёный эмпирически выявил два вида потенциала - развивающийся и стабилизированный. Развивающийся потенциал появляется как следствие раскрытия внутреннего потенциала на основе влияния музыкальной среды.

Стабилизированный потенциал проявляется в возрасте около девяти

лет и с этого времени соответствует внутреннему музыкальному потенциалу человека, на который воздействия внешней среды уже не оказывают большого влияния. Дети в этом возрасте и старше в состоянии обучиться тому, что они могут присвоить на основе своего стабилизированного музыкального потенциала. Если внешняя социальная музыкальная среда не была благоприятной для человека в его раннем детстве, то его базовые музыкальные способности остаются на низком уровне развития и такой человек испытывает определённые трудности в освоении сложных музыкальных навыков и умений [25].

Концепции музыкальности

Х. Гембриса и Дж. Слободы

Во второй половине ХХ века исследования Х. Гембриса (Н. Gembris) [26] в области музыкальной антропологии выявили историческую и культурологическую вариативность понятия музыкальности как феномена культуры. Учёным было установлено, что концепции музыкальности зависят как от особенностей языка музыки, так и от эстетических принципов конкретной эпохи. Это стало началом выявления культурологических основ музыкальности в каждой конкретной стране и отделением данной составляющей музыкальных способностей от базовых психофизических музыкальных задатков, обусловленных биологическим уровнем. Тем самым была подтверждена правомерность позиции Б. М. Теплова и признана внекуль-турологическая универсальность базовых слуховых музыкальных способностей человека.

Направление позиции Х. Гембри-са оказалось сходным с позицией

Б. М. Теплова и подтвердилось появлением новых направлений в области музыкальных исследований - музыкальной практики в реабилитационной медицине, музыкальной нейро-дидактики, когнитивной музыкальной нейронауки [27]. Одновременно с этим началось интенсивное развитие когнитивной музыкальной психологии и психоакустики с их интересом к психологической организации и к закономерностям когнитивных музыкальных процессов [28]. Успешно развилось направление музыкальной психотерапии с доказательствами неоспоримого воздействия музыки как на физиологические, так и на психические функции человека. Стало очевидным, что музыкальные задатки имеют врождённый природный характер, и этот биологический факт уже никто не может оспаривать.

В конце ХХ века сформировалось научное направление музыкальной психолингвистики с его главным представителем в лице Джона Слободы (|. Sloboda) [29], который стал наследником введённого К. Сишором понятия «музыкальный ум» человека. В своих психологических и музыкально-лингвистических исследованиях Дж. Слобода выявил, что музыкальные способности являются способностями, связанными с формированием смысла в музыке (make sen.se of music). В семантическом значении музыка представляет собой акт символического сообщения и эмоционального послания (передачи информации).

Музыка является универсальным языком, и каждый человек способен к пониманию её смысла и использованию этого языка. Смысл - доказательство универсальности музыкальности человека на основе базовых биологи-

69

70

ческих задатков. Веские доказательства были получены в ходе нейрофизиологических исследований, проведённых с младенцами. Как выяснилось, уже двухмесячные младенцы способны приспособить свою реакцию к высоте, интенсивности и интонации голоса своей матери [29]. Трёхмесячные младенцы могут имитировать высоты звуков, интонированных матерями. Шестимесячные младенцы воспринимают мелкие изменения высоты и ритма музыки, способны почувствовать окончание музыкальной фразы. Семи- и десятимесячные младенцы различают полутоновые изменения музыки, свойственные своей культуре, и готовы к профессиональному обучению и формированию абсолютного музыкального слуха вместе с обучением навыкам восприятия звучания родного языка [Там же].

Нейробиологические исследования как методологическая база нового направления в изучении музыкальности и музыкальных способностей

Направление нейродидактики связано с нейробиологическими исследованиями головного мозга человека. В начале XXI века видными специалистами в области нейропсихологии музыки М. Хасслер (M. Hassler) [30] и К. Кармой (K. Karma) [31] были проведены комплексные нейрофизиологические, эндокринологические и иммунологические исследования личности музыкантов.

Было установлено, что процессы восприятия и исполнения музыки следует рассматривать с точки зрения трёх выше указанных функциональных биологических систем человека. У профессиональных музыкантов ис-

следователи выявили нетипичную организацию мозга при восприятии как вербального материала (речи), так и невербального (музыки). Для них оказался типичен высокий уровень чувствительности при работе со звуком, что сказывается на их тревожности и психоэмоциональной неустойчивости, провоцирующих появление психосоматических нарушений [30].

Исследования доказали, что музыка, вне зависимости от её характера и стиля, действует на профессиональных музыкантов как стрессор, повышающий частоту сердечных сокращений и выделение гормонов стресса. Характерной особенностью музыкантов является более высокий уровень мелатонина и гормонов вилочковой железы - тимозина,, тимулина и тимо-поэтина, участвующих в формировании и регуляции иммунитета организма [Там же]. Благодаря этим исследованиям, к настоящему времени имеются медицинские свидетельства, говорящие о биологических особенностях личности музыкантов, влияющих на специфику их профессиональных заболеваний. Эти особенности оказывают влияние на явление эстрадного волнения, которое хорошо знакомо всем публично выступающим музыкантам. Здесь выявляется ещё одна важная компонента профессионализма - способность к управлению своим внутренним психическим состоянием в момент осознанного исполнения и переживания музыки при соблюдении внутренней биопсихической стабильности. Данные особенности являются ключевыми для будущих исследований в психологии музыкального образования, посвященных оптимизации профессиональной деятельности музыкантов.

Заключение

Рассмотренная эволюция взглядов на музыкальные способности в музыкальной психологии создаёт контекст для осмысления современных направлений музыкального образования как в постановке проблем для научных исследований, так и в создании условий и программ поддержки профессионального развития учащихся-музыкантов. Представленные концепции музыкальности и музыкальных способностей указывают ориентиры для исследования различных возможностей применения музыки как для улучшения качества жизни отдельного человека и общества в процессе музыкальной терапии и коррекции, так и в процессе

обучения музыке. Они могут и должны учитываться при разработке новых учебных программ по музыке для систем общего, дополнительного и профессионального музыкального образования, так как будут способствовать созданию благоприятных условий для личностного и профессионального развития людей с различными интересами, потребностями и музыкальными предпочтениями. Музыкальная психология может внести большой вклад в развитие личности как рядового любителя музыки, так и профессионального музыканта, обеспечив ему необходимую психологическую поддержку и соответствующее сопровождение при освоении сложных умений и навыков.

Авторы статьи выражают глубокую благодарность редактору раздела «Музыкальная психология, психология музыкального образования» А. В. Тороповой в подготовке статьи к печати.

The authors of the article express (deep gratitude to the editor of the section "Music Psychology, Psychology of Music education" A. V. Toropova in the preparation of the article for publication.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества [Текст] /

B. И. Петрушин. - 3-е изд. - М. : Юрайт, 2017. - 441 с.

2. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей [Текст] / В. И. Петрушин. -М. : Юрайт, 2017. - 221 с.

3. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст] / А. В. Торопова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 245 с.

4. Chmurzynska, M. Personality conditions of pianist's achievements. [Text] / M. Chmurzynska // E. Cambouropoulos.

C. Tsougras, P. Mavromatis, K. Pastiadis (eds). Proceedings of the 12th International

--71

conference on music perception and cognition and the 8th Triennial conference of the European Society for the Cognitive Sciences of Music. July 23-28. Thessaloniki. Greece. 2011, pp. 214-221.

5. Chmurzynska, M. Self-efficacy of piano teachers' of specialized music school [Text] / M. Chmurzynska // Proceedings of the 7th Triennial conference of European society for the cognitive sciences of music. J. Louhi-vuoti, S. Saarikallio, T. Himberg, P. S. Eero-la (eds) ESCOM proceedings. - Jyvaskyla, Finland : University of Jyvaskyla, 2009, pp. 44-51.

6. Chmurzynska, M. the optimal piano teacher: Sosniak's model versus Polish teachers from public music school [Text] / M. Chmurzynska // Interdisciplinary stu-

72

dies in musicology. - 2011. - No. 10, pp. 111-130.

7. Chmurzynska, M. How (not) to discourage youngsters from playing the piano. on bad and good piano teaching. [Text] / M. Chmurzynska // The 5th Intercultural arts education conference: design learning. Elsevier Procedia - social and behavioral sciences. 2012, 45, pp. 306-317.

8. Дымникова, М. Физиологические аспекты музыки и долголетие. [Текст] / М. Дымникова // Успехи геронтологии. -2015. - Т. 28. - № 4. - C. 645-655.

9. Жаринов, Г. М., Анисимов, В. Н. Музыка и долголетие [Текст] / Г. М. Жаринов,

B. Н. Анисимов // Успехи геронтологии. -2014. - Т. 27. - № 2. - C. 284-290.

10. Петрушин, В. И., Петрушина, Н. В. Психология здоровья [Текст] / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2017. - 431 с.

11. Billroth, T. Wer ist musikalisch? [Text] / T. Billroth. - Berlin : Paetel, 1898, Kessinger Publishing LLC, 2010. - 254 s.

12. Seashore, C. E. The psychology of musical talent [Text] / C. E. Seachore. - New York : Silver Burdett, 1919, Hard Press Publishing, 2013. - 312 p.

13. Seashore, C. E. Psychology of music [Text] / C. E. Seachore. - New York : McGraw-Hill, 1938, Dover Publications, 1967, 448 p.

14. Stumpf, С. Tonpsychologie [Text] /

C. Stumpf. - Leipzig : Hirzel-Verlag, 1883. -460 s.

15. Revesz, G. Beziehung zwischen mathematischer und musikalischer Begabung. Schweizerischer [Text] / G. Revesz // Zeitsz-chnft fur Psychologie. - 1946. - Nr. 5. -S. 269-281.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Shuter-Dyson, R. An investigation of hereditary and environmental factor in music ability [Electronic resource] / R. Shuter-Dys-on. - PhD thesis, University of London, 1968. - URL: http://ethos.bl.uk/OrderDe-tails.do?uin=uk.bl.ethos.319497 (дата обращения: 13.08.2017).

17. Shuter-Dyson, R. Musical ability [Text] / R. Shuter-Dyson // The Psychology of Music

D. Deutsch (ed.). - San Diego : Academic Press, 1999. - 786 p.

18. Wing, H. D. Tests of musical ability and appreciation: an investigation into the measurement, distribution, and development of musical capacity [Text] / H. D. Wing. -London : Cambridge UP. 1948, the British Journal of Psychology, Monograph supplements, Cambridge University Press, book 27, 1968. - 106 p.

19. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Frames of Mind: the Theory of Multiple Intelligence] [Текст] / Г. Гарднер. - М. : И.Д. Вильямс, 2007. - 512 с.

20. Mainwaring, J. Review of H. D. Wing's tests of musical ability and appreciation [Text] / J. Mainwaring // Music and Letters. - 1948. - No. 29, pp. 290-293.

21. Drake, R. M. Factorial analysis of music tests by the Spearman Tetrad-Difference Technique [Text] / R. M. Drake // Journal of Musicology. - 1939. - No. 1, pp. 6-16.

22. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов // Избранные труды : в 2 т. Т. 1. - М. : Педагогика, 1985. - 328 с.

23. Gordon, E. E. Musical aptitude profile [Text] / E. E. Gordon. - Boston : MA, GIA Music, 2005. - 162 p.

24. Gordon, E. E. Teoria uczenia sie muzyki [Text] / E. E. Gordon. - Gdansk : Harmonia, 2016. - 192 s.

25. Топилина, И. И. Музыка как структурный элемент всестороннего развития личности ребенка [Текст] / И. И. Топилина // Инновационная наука. - 2016. - № 2-4. -

C. 133-136.

26. Gembris, H. Historical phases in the definition of musicality [Text] / H. Gembris // Psychomusicology. - 1997. - No. 16, pp. 17-25.

27. Peretz, I., Zatorre, R. The cognitive neuroscience of music [Text] / I. Peretz., R. Zatorre. - New York : Oxford University Press, 2003. - 452 p.

28. Deutsch, D. Psychology of Music [Text] /

D. Deutsch. - 3rd ed. - San Diego : Elsevier, 2013. - 786 p.

29. Sloboda, J. Musical ability [Text] / J. Slo-boda // The origins and development of high ability. G. R. Bock, K. Ackrill (eds). - Chichester : Wiley, 1993, pp. 106-118.

30. Hassler, M. Approaching musicianship from a neurobiological point of view [Text] / M. Hassler // Czlowiek - muzyka - psycho-logia W. Jankowski, B. Kaminska, A. Miskiewicz (eds). - Warszawa: Akademia Muzyczna im. Fryderyka Chopina, 2000, pp. 243-257.

31. Karma, K. Behavioral and physiological approaches in music psychology: examples provided by auditory structuring and mismatch negativity [Text] / K. Karma // Czlowiek - muzyka - psychologia. W. Jankowski, B. Kaminska, A. Miskie-wicz (eds). - Warszawa: Akademia Muzyczna im. Fryderyka Chopina, 2000, pp. 179-191.

REFERENCES

1. Petrushin V. I. Psihologiya i pedagogika hu-dozhestvennogo tvorchestva [Psychology and pedagogy of the art creativity]. 3rd ed. Moscow: Yurajt Publ., 2017. 441 p. (in Russian).

2. Petrushin V. I. Razvitie tvorcheskih sposob-nostej [Development of the creative abilities]. Moscow: Yurajt Publ., 2017. 221 p. (in Russian).

3. Toropova A. V. Muzykal'naya psihologiya i psihologiya muzykal'nogo obrazovaniya [Musical psychology and psychology of the music education]. 4th ed. Moscow: Yurajt Publ., 2016. 245 p. (in Russian).

4. Chmurzynska M. Personality conditions of pianist's achievements. E. Cambouro-poulos, C. Tsougras, P. Mavromatis, K. Pas-tiadis (eds). Proceedings of the 12th International conference on music perception and cognition and the 8th Triennial conference of the European Society for the Cognitive Sciences of Music. July 23-28, Thessaloniki, Greece. 2011, pp. 214-221.

5. Chmurzynska M. Self-efficacy of piano teachers' of specialized music school. Proceedings of the 7th Triennial conference of European society for the cognitive sciences of music. J. Louhivuoti, S. Saarikallio, T. Himberg, P. S. Eerola (eds) ESCOM proceedings. Jyväskylä, Finland: University of Jyväskylä, 2009, pp. 44-51.

6. Chmurzynska M. The optimal piano teacher: Sosniak's model versus Polish teachers from public music school. Interdisciplinary studies in musicology. 2011, no. 10, pp. 111-130.

7. Chmurzynska M. How (not) to discourage youngsters from playing the piano. on bad and good piano teaching. The 5th Intercultural arts education conference: design learning. Elsevier Procedía - social and behavioral sciences. 2012, 45, pp. 306317.

8. Dymnikova M. Fiziologicheskie aspekty muzyki i dolgoletie [Physiological aspects of music and longevity]. Uspekhi gerontolo-gii. 2015. Vol. 28, no. 4, pp. 645-655 (in Russian).

9. Zharinov G. M., Anisimov V. N. Muzyka i dolgoletie [Music and longevity]. Uspekhi gerontologii. 2014. Vol. 27, no. 2, pp. 284290 (in Russian).

10. Petrushin V. I., Petrushina N. V. Psihologiya zdorov'ya [Health psychology]. 2nd ed. Moscow: Yurajt Publ., 2017. 431 p. (in Russian).

11. Billroth T. Wer ist musikalisch? Berlin: Pae-tel, 1898, Kessinger Publishing LLC, 2010. 254 s.

12. Seashore C. E. The psychology of musical talent. New York: Silver Burdett, 1919, Hard Press Publishing, 2013. 312 p.

13. Seashore C. E. Psychology of music. New York: McGraw-Hill, 1938, Dover Publications, 1967. 448 p.

14. Stumpf S. Tonpsychologie. Leipzig: Hirzel-Verlag, 1883. 460 s.

15. Revesz G. Beziehung zwischen mathematischer und musikalischer Begabung. Schweizerischer. Zeitszchnft fur Psychologie. 1946. Nr. 5. S. 269-281.

16. Shuter-Dyson R. An investigation of hereditary and environmental factor in music ability. PhD thesis, University of London, 1968. Available at: http://ethos.bl.uk/OrderDetails. do?uin=uk.bl.ethos.319497 (accessed: 13 August 2017).

17. Shuter-Dyson R. Musical ability. The Psychology of Music. D. Deutsch (ed.). San Diego: Academic Press, 1999. 786 p.

18. Wing H. D. Tests of musical ability and appreciation: an investigation into the measure-

73

ment, distribution, and development of musical capacity. London: Cambridge U. P. 1948, the British Journal of Psychology, Monograph supplements, Cambridge University Press. Book 27, 1968. 106 p.

19. Gardner H. Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta [Frames of Mind: the Theory of Multiple Intelligence]. Moscow: I.D. Vil'yams [Publ. house Williams], 2007. 512 p. (in Russian)

20. Mainwaring J. Review of H. D. Wing's tests of musical ability and appreciation. Music and Letters. 1948, no. 29, pp. 290-293.

21. Drake R. M. Factorial analysis of music tests by the Spearman Tetrad-Difference Technique. Journal of Musicology. 1939, no. 1, pp. 6-16.

22. Teplov B. M. Psihologiya muzykal'nyh spo-sobnostej [Psychology of musical abilities]. Izbrannye trudy [Selected works]. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 1985. 328 p. (in Russian).

23. Gordon E. E. Musical aptitude profile. Boston: MA, GIA Music, 2005. 162 p.

24. Gordon E. E. Teoria uczenia sig muzyki. Gdansk: Harmonia, 2016. 192 p.

25. Topilina I. I. Muzyka kak strukturnyj element vsestoronnego razvitiya lichnosti rebenka [Music as structural element of all-round de-

velopment of the identity of the child]. In-novatsionnaya nauka. 2016, no. 2-4, pp. 133-136. (in Russian).

26. Gembris H. Historical phases in the definition of musicality. Psychomusicology, 1997, no. 16, pp. 17-25.

27. Peretz I., Zatorre R. The cognitive neuroscience of music. New York: Oxford University Press, 2003. 452 p.

28. Deutsch D. Psychology of Music. 3rd ed. San Diego: Elsevier, 2013. 786 p.

29. Sloboda J. Musical ability. The origins and development of high ability. G. R. Bock, K. Ackrill (eds). Chichester: Wiley, 1993, pp. 106-118.

30. Hassler M. Approaching musicianship from a neurobiological point of view. Czlowiek -Muzyka - Psychologia. W. Jankowski, B. Kaminska, A. Miskiewicz (eds). Warsza-wa: Akademia Muzyczna im. Fryderyka Chopina, 2000, pp. 243-257.

31. Karma K. Behavioral and physiological approaches in music psychology: examples provided by auditory structuring and mismatch negativity. Czlowiek - Muzyka - Psy-chologia. W. Jankowski, B. Kaminska, A. Miskiewicz (eds). Warszawa: Akademia Muzyczna im. Fryderyka Chopina, 2000, pp. 179-191.

74

Статья поступила в редакцию 29.08.2017. The article was received on 29.08.2017.

Петрушин Валентин Иванович - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии e-mail: [email protected]

Московский педагогический государственный университет,

ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991

Valentin I. Petrushin - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Psychology, Professor e-mail: [email protected]

Moscow State University of Education (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

Дымникова Мария Владимировна, научный стажёр кафедры психологии e-mail: [email protected]

Московский педагогический государственный университет,

ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991

Maria W. Dymnikowa, Scientific Trainee at the Department of Psychology e-mail: [email protected]

Moscow State University of Education (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.