Научная статья на тему 'Музыкально-творческое развитие детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях: коррекционно-диагностический подход'

Музыкально-творческое развитие детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях: коррекционно-диагностический подход Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
279
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОРРЕКЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / MUSICAL-CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY PRESCHOOL AGE / CORRECTIONAL-DIAGNOSTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соболькова Юлия Сергеевна

В статье раскрываются факторы, определяющие актуальность музыкально-творческого развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях в русле коррекционно-диагностического подхода, выделяются целевые установки, задачи такой работы, принципы, необходимые для организации и реализации соответствующих коррекционных программ. Акцентируется внимание на том, что в реализации коррекционно-диагностического подхода на музыкально-творческих занятиях с детьми раннего дошкольного возраста играют большую роль игры-приветствия, игры речевые (логоритмические), пальчиковые игры, игры с палочками, игры со звучащими жестами, инструментальное музицирование, танцевальные миниатюры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Соболькова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music and creative development of young children in preschool educational institutions: correctional diagnostic approach

In article the factors defining relevance of musical and creative development of children of early age in preschool educational institutions in line with correctional and diagnostic approach reveal, purposes, problems of such work, the principles necessary for the organization and implementation of the appropriate correctional programs are allocated. The attention is focused that in realization of correctional and diagnostic approach on musical and creative occupations with children of early preschool age play a large role: games greetings, games speech (logoritmichesky), finger-type games, games with sticks, games with the sounding gestures, tool playing music, dancing miniatures.

Текст научной работы на тему «Музыкально-творческое развитие детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях: коррекционно-диагностический подход»

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: КОРРЕКЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Юлия Сергеевна СОБОЛЬКОВА,

аспирантка кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, г. Москва e-mail: Julianna1983@mail.ru

В статье раскрываются факторы, определяющие актуальность музыкально-творческого развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях в русле коррекционно-диагностического подхода, выделяются целевые установки, задачи такой работы, принципы, необходимые для организации и реализации соответствующих коррекционных программ. Акцентируется внимание на том, что в реализации коррекционно-диагностического подхода на музыкально-творческих занятиях с детьми раннего дошкольного возраста играют большую роль игры-приветствия, игры речевые (логоритмические), пальчиковые игры, игры с палочками, игры со звучащими жестами, инструментальное музицирование, танцевальные миниатюры.

Ключевые слова: музыкально-творческое развитие, дети раннего дошкольного возраста, коррекционно-диагностический подход.

MUSIC AND CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS: CORRECTIONAL DIAGNOSTIC APPROACH

Yu. S. Sobolkova, doctoral student of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture e-mail: Julianna1983@mail.ru

In article the factors defining relevance of musical and creative development of children of early age in preschool educational institutions in line with correctional and diagnostic approach reveal, purposes, problems of such work, the principles necessary for the organization and implementation of the appropriate correctional programs are allocated. The attention is focused that in realization of correctional and diagnostic approach on musical and creative occupations with children of early preschool age play a large role: games greetings, games speech (logoritmichesky), finger-type games, games with sticks, games with the sounding gestures, tool playing music, dancing miniatures.

Key words: musical-creative development of children of early preschool age, correctional-diagnostic approach.

Современный музыкально-образовательный процесс в дошкольных учреждениях требует от педагогов компетентности как в области психологии управления музыкальным коллективом, психологии музыкального обучения и воспитания, психологии музыкального творчества, психологии музыкального исполнительства, так и в соответствующих областях музыкальной педагогики.

Дошкольный возраст представляет не только «первые шаги» в освоении окружающего жизненного пространства. В этот период происходит формирование физической, эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, когнитивной, аксиологической и в целом художественно-творческой природы ребёнка.

Помимо того, что дошкольный возраст характеризуется повышенной ранимостью, чувствительностью, непредсказуемостью поведения, сегодня у детей всё чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства, активно проявляют себя болезни XXI века: абулия (безынициативность), алалия (отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и первичной сохранности умственных способностей), астения (повышенная утомляемость), амнезия (нарушение памяти), амузия (нарушения в восприятии музыкальных звуков, отсутствие возможности их воспроизведения), психозы, неврозы, депрессии и другие. Не случайно О. А. Блох указывает: «Болезни XXI века не обходят стороной и самых маленьких представителей подрастающего поколения - детей дошкольного возраста. Психозы, неврозы, депрессии, суициды, гиперактивность и получившие распространение инертность (бездеятельность, безынициативность), акинезия (невозможность активных произвольных движений), фрустрация (состояние неуспеха в удовлетворении потребностей, желаний), различные нарушения опорно-двигательного, речевого аппаратов в значительной степени актуализируют применение принципа здоровьесохранной педагогики, базирующейся на музыкально-творческом развитии малышей» [1, с. 148].

Среди внешних факторов, усугубляющих непростую психолого-педагогическую ситуацию в музыкально-образовательном пространстве дошкольников: изменение климата, плохая экология, шум городов, информационное давление, отсутствие информационной безопасности. Этот ряд добавляют:

• аномальное, травматическое течение родов, грубые родовспомогательные процедуры, при которых травмируются различные отделы центральной нервной системы ребёнка; биологически и социально незрелые родители;

• низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация и психо-патизация определённого числа взрослых - родителей, воспитателей, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряжением;

• кризисное, переходное состояние нашего общества, ощущение неопределённости и беспокойства у значительной части населения;

• усложнение образовательных требований, особенности межличностной коммуникации в детском коллективе.

Неполные семьи (отсутствие одного из родителей), однополые браки, детская безнадзорность, отказы от детей, стихийное, неосознанное воспитание в достаточной степени характеризуют проблемную социально-психологическую составляющую музыкально-образовательного пространства дошкольного возраста.

В подобных психолого-педагогических условиях в зоне повышенного внимания оказываются следующие целевые установки:

• психолого-медико-педагогическая поддержка и сопровождение семьи;

• организация ранней коррекции развития ребёнка при тесном взаимодействии со специалистами музыкально-творческого профиля;

• помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В русле вышеперечисленных целевых установок важно решать следующие задачи:

«1. По отношению к ребёнку:

• психолого-педагогическое сопровождение;

• помощь в преодолении отклонений в развитии;

• максимально возможная адаптация к социально-образовательной среде;

2. По отношению к родителям:

• психосоциальная помощь (помощь родителям в принятии и понимании нарушения в развитии ребёнка, в преодолении беспомощности по отношению к своему ребёнку);

• посредничество между семьёй и другими службами;

• стимулирование самостоятельности и развитие способности к общению.

3. По отношению к семье:

• коррекция отношений между родителями и ребёнком;

• адаптация родителей к ребёнку» [4, с. 5].

Анализ научно-методической литературы по вопросу музыкально-творческого развития детей раннего дошкольного возраста (О. А. Блох, И. Г. Галянт, Т. В. Ермолина, Ю. И. Забаровская, И. С. Погудкина и другие) выявляет круг принципов, необходимых для организации и реализации соответствующих коррекционных программ, среди которых:

• учёт диагностики и коррекции;

• раннее начало коррекционной работы;

• учёт сензитивных периодов в развитии ребёнка;

• применение формулы «интерес - мотив - потребность»;

• опора на зону «ближайшего развития»;

• индивидуальный дифференцированный поход;

• применение формулы «интересно - наглядно - доступно - понятно - вклю-чённо - деятельно-предметно = творчество»;

• коммуникативная направленность;

• воспитание через коллектив;

• применение формулы «чувствовать - мыслить - действовать - мыслить -чувствовать».

Особая роль в формировании творческого потенциала детей раннего дошкольного возраста принадлежит игровой деятельности и музицированию. «Музицирование как форма организации данного процесса способствует обновлению средств, методов и отслеживанию результатов творческой деятельности детей. Цель организации таких занятий - обеспечить чувство психологической защищённости через адаптацию ребёнка к миру природы, к миру людей, вещей, к миру культуры посредством интеграции искусства» [3, с. 18].

В рамках вышеизложенного подхода следует выделить следующие задачи:

• воспитание интереса к музицированию через игровую деятельность;

• создание мотивационной среды через формирование разнообразного окружающего предметного мира;

• формирование эмоциональной отзывчивости через восприятие «видимого» музыкального образа, создание яркого позитивного впечатления;

• воспитание потребности в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество;

• развитие тактильных ощущений (метроритмической пульсации) через звучащие жесты;

• развитие двигательных ощущений через пластическую импровизацию, как спонтанный отклик на музыку;

• развитие речевой активности через звукоподражание;

• развитие интонационного слуха через звукоподражание и игру на музыкальном инструменте;

• развитие тембрового слуха через игру на музыкальных инструментах;

• развитие навыков импровизации через слово, жест, звук, движение;

• формирование представлений о связи музыки, слова, жеста и движения с жизнью;

• формирование радостного эмоционального ощущения в процессе общения с музыкой;

• развитие первоначальных навыков оценки собственной деятельности и окружающих.

В реализации коррекционно-диагностического подхода на музыкально-творческих занятиях с детьми раннего дошкольного возраста играют большую роль игры-приветствия, речевые (логоритмические) игры, пальчиковые игры, игры с палочками, игры со звучащими жестами, инструментальное музицирование, танцевальные миниатюры.

Игра, как способ познания и собственно музицирование, позволяет в значительной степени активизировать творческий потенциал детей раннего дошкольного возраста. В условиях коррекционно-диагностической педагогики обретает «гармонию» чувственное и мыслительное восприятие малышей. Так, естественная игровая музыкально-творческая среда даёт возможность постепенно координировать работу первой и второй сигнальной системы головного мозга детей раннего дошкольного возраста, приводить в соответствие процессы активизации и торможения. «Музыка как вечное искусство продолжает оставаться "спасительной средой", позволяющей не только адаптировать детей в условиях художественно-творческой деятельности, но и сохранить и укрепить физическое и духовное здоровье, наполнить их жизнь яркими положительными впечатлениями. Радость новых открытий, ожидание позитива завтрашнего дня, эмоционально-чувственные всплески, наполненные гармонией художественных образов,- важные составляющие обучения и воспитания музыке детей» [2, с. 131].

Следует заметить, что целостный, интегративный подход на базе синтеза искусств с музыкальной доминантой, актуализация и визуализация музыкального образа, соучастие, сопереживание, сотворчество в русле субъект-субъектных отношений художественно-педагогического процесса с ярко выраженной

либерально-толерантной окраской - во многом залог успеха в коррекционно-диа-

гностической работе с детьми раннего дошкольного возраста.

Литература

1. Блох О. А. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в учреждениях клубного типа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2015.- № 3 (65).- С. 147-151.

2. Блох О. А. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в культурно-досуговых центрах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2014.- № 1 (57).-С. 130-135.

3. Блох О. А. Музыкальное творчество как объект теоретического анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.-2015.- № 6 (68).- С. 230-238.

4. Галянт И. Г. Музыкальное развитие детей 2-7 лет : методическое пособие для специалистов ДОО.- Москва: Просвещение, 2013.- 135, [1] с. ил.

5. Забаровская Ю. И. Шаг за шагом: программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста : методическое пособие для педагогов ДОУ.-Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012.- 187, [1] с. табл.

6. Картавцева М. Т., Сашинкова Р. П. Творчество как важнейший механизм развития музыкально-творческих способностей студентов-вокалистов (экспериментальное исследование) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2015.- № 6 (68).- С. 200-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.