Научная статья на тему 'СЕМЕЙНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА'

СЕМЕЙНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / семья / семейно-нравственные ценности / социум / институт семьи / психолого-педагогическая компетентность. / upbringing / family / family and moral values / society / family institute / psychological and pedagogical competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазько Л.С., Горностаева Е.Л.

В статье раскрываются вопросы формирования семейных ценностей и традиций, профессиональная помощь школы в процессе воспитания подрастающего поколения. Приведены примеры различных форм взаимодействия педагога и семьи на всех уровнях школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AND MORAL VALUES AS THE BASIS OF A CHILD'S UPBRINGING

The article reveals the issues of the formation of family values and traditions, professional assistance from the school in the process of educating the younger generation. Examples of various forms of interaction between a teacher and a family at all levels of school education are given.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»

УДК 371

Лазько Л. С. учитель

МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Россия, г.Белгород Горностаева Е.Л. социальный педагог МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Россия, г.Белгород

СЕМЕЙНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Аннотация. В статье раскрываются вопросы формирования семейных ценностей и традиций, профессиональная помощь школы в процессе воспитания подрастающего поколения. Приведены примеры различных форм взаимодействия педагога и семьи на всех уровнях школьного образования.

Ключевые слова: воспитание, семья, семейно-нравственные ценности, социум, институт семьи, психолого-педагогическая компетентность.

Lazko L.S. teacher

Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22" Belgorod Russia, Belgorod Gornostaeva E.L. social pedagogue Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22" Belgorod Russia, Belgorod

FAMILY AND MORAL VALUES AS THE BASIS OF A CHILD'S

UPBRINGING

Abstract. The article reveals the issues of the formation of family values and traditions, professional assistance from the school in the process of educating the younger generation. Examples of various forms of interaction between a teacher and a family at all levels of school education are given.

Keywords: upbringing, family, family and moral values, society, family institute, psychological and pedagogical competence.

Семья - это главная среда, в которой ребенок учится жить в социуме. Во все времена семья была основой общества и ведущим фактором его стабильности. Начинающийся в семье процесс формирования у ребенка семейных ценностей опирается на личный пример родителей и напрямую зависит от царящей в доме морально-нравственной атмосферы и психолого-педагогической компетентности матери и отца.

Так как родители не всегда обладают необходимыми для воспитания ребенка педагогическими знаниями, школа должна оказать им в этом плане профессиональную помощь. Задачей школы является также и формирование у обучающихся семейных ценностей, привитие им чувства сопричастности ко всему, что происходит в их семьях, к правилам, обычаям, традициям, по которым они живут. Формирование семейных ценностей может осуществляться как непосредственно в ходе учебного процесса, так и в рамках, проводимых школой внеурочных мероприятий. Работа школы по формированию у обучающихся семейных ценностей должна предусматривать:

• повышение квалификации педагогов по проблемам семьи и семейных ценностей;

• диагностику ценностных ориентаций обучающихся и их родителей;

• разработку совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания;

• проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей;

• организацию лектория для родителей по вопросам формирования у детей семейных ценностей;

• проведение «круглого стола» с участием субъектов педагогического процесса по вопросам формирования у обучающихся семейных ценностей;

• проведение совместных с обучающимися, их родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, направленных на пропаганду традиций русской семьи;

• участие в тематических конкурсах и проектах, посвященных институту семьи и семейным ценностям.

Повышению компетенций педагога в вопросах формирования у обучающихся семейных ценностей способствуют педагогические советы, теоретические семинары, совещания, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль в решении данной задачи играет педагогическое самообразование. Проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей у обучающихся связано с определенным «вторжением» специалистов образовательного учреждения в частную жизнь семьи. Поэтому до проведения опроса детей для получения на это согласия родителей необходимо провести с ними беседу с целью

разъяснения им необходимости такого действия. Кроме того, родителей необходимо проинформировать о том, что результаты анонимного опроса обучающихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы, где ознакомит родителей с ответами, которые дали их дети. Данная информация окажется для родителей весьма полезной для лучшего понимания ими своего ребенка и выстраивания с ним гармоничных детско-родительских отношений.

Следует обратить внимание родителей на особую роль семьи в деле социализации ребенка и на наличие набирающего обороты кризиса института семьи, выражающегося в росте числа разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Необходимо донести до родителей важность объединения усилий, консолидации семьи и школы для выстраивания единого образовательного пространства по формированию у подрастающего поколения семейных ценностей.

Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания может осуществляться как через индивидуальную работу с семьями обучающихся, так и на классных родительских собраниях.

При выборе содержания, форм воспитательной работы по привитию обучающимся семейных ценностей необходимо учитывать возраст детей, их способность усвоить предлагаемый материал.

Так, у детей в возрасте десяти-двенадцати лет (учащиеся пятого-шестого классов) идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности, а, следовательно, и о семье как основе человеческого бытия. Воспитательную работу с учащимися этой категории целесообразно направить на формирование у них мотивации к изучению своей родословной, привитие им чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои действия, поведение, учебу.

Дети в возрасте тринадцати-четырнадцати лет (учащиеся седьмого-восьмого класса) обретают ценностное отношение к жизни, к социальному устройству окружающего мира. Они начинают задумываться над вопросами: «Что надо делать, чтобы быть успешным в жизни?», «Как правильно взаимодействовать с окружающими людьми, строить отношения с ними?» и др. Поиск ответов на эти вопросы дается подросткам нелегко. Родители становятся для них людьми менее авторитетными, чем их сверстники. На этой почве в семьях разворачиваются конфликты. Одна из задач педагогов школы - помогать родителям детей-подростков находить с детьми общий язык, объяснять родителям причины не всегда адекватного поведения детей, а детям - объяснять, что их родители - достойные, уважаемые люди, которые заботятся о них и несут за них ответственность. Поэтому долг и обязанность детей - считаться с мнением родителей и слушаться их. У детей в возрасте пятнадцати лет (ученики девятого класса)

идет процесс активного формирования жизненной позиции, гражданских чувств, критического отношения к явлениям окружающего мира. Занимаясь с учащимися этого возраста, большое внимание следует уделять воспитанию у них культуры жизни в семье, привитию им чувства сыновьего/дочернего долга, уважительного отношения к старшим членам семьи. В ходе воспитательной работы с юношами и девушками в возрасте шестнадцати-семнадцати лет (ученики десятого-одиннадцатого классов) рекомендуется уделять должное внимание формированию у них позитивных отношений с представителями разных поколений семьи, конструктивного стиля общения с ними. Рассмотрим примерные направления воспитательной работы по привитию семейных ценностей учащимся пятого, седьмого, девятого и одиннадцатого классов с учетом того мероприятия в рамках такого рода деятельности должны проводиться как с обучающимися, так и с их родителями не реже одного раза в месяц. Работа по формированию семейных ценностей у учащихся пятого класса. В пятом классе (переход детей на вторую ступень обучения) процесс формирования у обучающихся семейных ценностей рекомендуется начать с проведения в сентябре тематического родительского собрания «Мир семьи», на котором происходит знакомство педагогов с родителями обучающихся, ведется разговор об огромной роли семьи в процессе адаптации детей к новым условиям получения образования и отмечается необходимость формирования у них семейных ценностей. Рекомендуется получить у родителей согласие на проведение диагностики уровня сформированности у обучающихся семейных ценностей. С целью выяснения степени заинтересованности родителей во взаимодействии со школой, в проявлении активности в школьной жизни среди родителей, обучающихся проводится анкетирование «Семья и школа». Ставится задача: разработать совместно с родителями систему единых педагогических требований и согласовать с ними основные направления школьного и домашнего семейного воспитания. В октябре проводится классный час на тему «Что стоит за понятием "мой дом"?», целью которого является привитие детям:

- любви и привязанности к отчему крову, к своим родным и близким;

- понимания важности в семейном социуме ролей дочери и сына, жены и мужа, матери и отца, бабушки и дедушки;

- понимания необходимости выстраивания в семье гармоничных взаимоотношений, основанных на доверии, любви и уважении, бережного отношения к членам семьи.

Также в ходе классного часа среди учеников рекомендуется провести анкетирование «Ответственность в семье» с целью определения степени их участия в домашних делах.

Конкурс сочинений «Мамины глаза, папина улыбка» способствует формированию у учащихся доброго, уважительного, участливого

отношения к родителям. Игра-путешествие «Семейные традиции» проводится в форме путешествия по станциям «Киевская Русь», «Русь Московская», «Советская Россия», «Белгородчина в советские времена». Учащиеся знакомятся со стародавними и современными традициями семей, проживающих в Белгородской области. В работе по привитию детям семейных ценностей используют самые разные формы: сюжетно -ролевые игры, встречи с членами известных семей и др. Учащиеся в течение двух недель работают над индивидуальным проектом «Мое генеалогическое древо».

Цели проекта: формирование у детей представлений о себе, о своих родителях, бабушках и дедушках; прослеживание неразрывной духовной связи поколений; выявление характерных особенностей семей в разных поколениях (многодетная или малодетная семья, повторяющиеся имена членов семьи в разных поколениях и т.д.); обучение учащихся методике составления генеалогического древа.

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровое общество!» направлено на пропаганду в семьях здорового образа жизни, разъяснение родителям норм правильного питания, режима дня, организации досуга ребенка. Разговор на тему здоровья семьи и ребенка можно провести в форме лекции с приглашением специалиста-медика. Библиотечные чтения «Мать как чистейшей любви божество» целесообразно приурочить к Международному женскому дню 8 Марта. Они проводятся с целью формирования у детей ценностного отношения к материнству и материнской любви, уважения и признательности матери, подарившей жизнь. Мероприятие проводится совместно с библиотекой, подготовившей книжную выставку, посвященную материнской любви. Учащиеся предварительно читают книги, посвященные этой теме. В форме беседы они обсуждают прочитанные произведения и знакомятся с новыми книгами. Организуется фотовыставка «Традиции моей семьи», которая формирует у детей ценностное отношение к семейным традициям, сближает их с родителями в процессе подготовки фотоматериалов. Семейно-спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья!» направлен на укрепление здоровья членов семьи и способствует их сплочению.

В шестом классе продолжается формирование у обучающихся семейных ценностей. Проводится диагностика сформированности у детей семейных ценностей в ходе ранее проведенной с ними воспитательной работы. Укрепляется сотрудничество с родителями обучающихся. Организуются такие мероприятия, как часы общения и беседы на темы «О взрослых, которые когда-то были детьми», «Знаменитые фамилии России», «Из детских дневников разных времен», «Уроки детства моих родителей», «Я горжусь своей фамилией». Проводятся сюжетно-ролевые игры, конкурс плакатов на тему семейных ценностей, создается семейный музей и т.д.

В седьмом классе школьники вступают в старший подростковый возраст. Родительский авторитет в глазах детей падает. В семье могут возникать конфликтные ситуации. На родительское собрание «Воспитание ребенка-подростка» можно пригласить психолога, который расскажет о физиологических и психологических особенностях детей подросткового возраста; классный руководитель раздаст памятки родителям о том, как правильно общаться с ребенком-подростком. Рекомендуется провести тестирование «Хорошие ли вы родители?». Классный час «Счастлив тот, кто счастлив дома» направлен на формирование у обучающихся базовых семейных ценностей. На нем ребята в форме игры, работая в группах, строят счастливый «семейный дом». Они выбирают, «кирпичики» с какими словами будут заложены в фундамент, стены и крышу этого «дома». На классном часе проводится анкетирование «Духовная близость детей и родителей» с целью выявления и последующего устранения проблем в детско-родительских отношениях. Фотовыставка «Семейные радости» организуется с целью сближения родителей и детей в процессе подбора фотоматериалов и их оформления. Этическая беседа «Как научиться оправдывать доверие» способствует формированию у детей уважительного отношения к родителям. Классные часы «Мальчик - юноша - мужчина. Встреча отцов и сыновей», «Девочка - девушка - женщина. Встреча матерей и дочерей» приурочены соответственно к Дню защитника Отечества и к Международному женскому дню. Они проходят в форме задушевного разговора и способствуют привитию ценностей отцовства и материнства, понимания того, как правильно строить отношения с представителями противоположного пола, какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим семьянином. Проводимый совместно с детьми и родителями «круглый стол» «Как не стать Фомой, не помнящим родства?» направлен на формирование у обучающихся ценностного отношения к кровному родству. Конкурс стенгазет и плакатов «Дети и взрослые» с участием обучающихся и их родителей, сплачивает детей и взрослых членов семьи, помогает им лучше понимать друг друга.

В восьмом классе в сотрудничестве с родителями мы проводим диагностику обучающихся. В планах работы на учебный год целесообразно предусмотреть проведение в классах совместных родительско-ученических собраний и конференций на темы «Права и обязанности родителей и детей», «У опасной черты» и др.

В девятом классе обучающиеся способны воспринимать и оценивать назначение и основные функции семьи уже на более сложном уровне. На родительском собрании «Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми» родителям даются рекомендации о том, как правильно выстраивать взаимоотношения с детьми-девятиклассниками. Классный час «Свет в родительском окне пусть не гаснет никогда!» учит обучающихся уважительно относиться к своим родителям. Дискуссия

«Любовь и влюбленность» поможет ребятам лучше разбираться в своих чувствах, отличать сиюминутное увлечение от истинного глубокого чувства. Классный час «Здоровье семьи и будущего потомства» рекомендуется провести в форме лекции с приглашением специалиста-медика. Учащиеся в течение двух недель занимаются разработкой индивидуального проекта «Дом, построенный мною». Цель этого задания -формирование у школьников способности проектировать свою будущую семейную жизнь, привитие им ценностного отношения к семье. Готовые проекты представляются в виде мультимедийных презентаций. Их защита происходит на классном часе в присутствии родителей учеников.

На родительском собрании «Взаимопонимание и равенство в семье» поднимаются вопросы взаимоотношений старших школьников (10-11 класс) и их родителей. Классный час «Я - будущий семьянин» направлен на формирование у одиннадцатиклассников ответственного отношения к предстоящей семейной жизни и родительству. С целью выяснения представлений старшеклассников о том, какой должна быть настоящая семья, проводится анкетирование «Идеальная семья». Задача игры «Идеальный муж» («Идеальная жена») - определить основные черты характера, умения и навыки, необходимые мужчине (женщине) для создания благополучной семьи. Участники делятся на две группы (юноши и девушки) и составляют психологический портрет идеального мужа и идеальной жены. После обсуждения результатов участники проводят индивидуальную работу - оценивают себя по пятибалльной шкале по каждому указанному в психологическом портрете качеству. Приходят к выводу: чтобы приблизиться к идеалу, необходимо много работать над собой. Интерактивное занятие «Мои представления о браке» предполагает включение обучающихся в процесс обсуждения вопросов любви и привязанности, общих целей и задач при вступлении в брак. Проводится дискуссия о том, надо ли оформлять супружеские отношения, официально зарегистрировав их в отделении ЗАГСа, или можно обойтись сожительством в так называемом «гражданском» браке. На занятие рекомендуется пригласить специалиста отделения ЗАГСа.В мини-лекции «Беременность и рождение здорового ребенка» освещается тема физиологии беременности и родов. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Какой возраст признается оптимальным для рождения первого ребенка?», «Какое влияние на беременность могут оказывать вредные привычки?», «Какие меры способствуют сбережению и укреплению репродуктивного здоровья»?». Для проведения лекции рекомендуется пригласить специалиста-медика. Учащиеся в течение двух недель работают над индивидуальным проектом «Традиции моей будущей семьи». Цель проекта: привитие обучающимся навыков проектирования будущей семейной жизни, формирование у них ценностного отношения к семейным традициям. Готовые проекты представляются в виде мультимедийных

презентаций. Их защита происходит на классном часе в присутствии родителей учеников. В результате проводимых мероприятий:

- у учащихся и их родителей формируется потребность больше времени проводить вместе;

- повышается ответственность обучающихся перед своими родителями и одноклассниками;

- улучшается взаимодействие семьи и школы. Многие родители начинают посещать школу не только по приглашению, но и по собственному желанию, испытывая в этом внутреннюю потребность; на школьные праздники в конце года люди приходят семьями;

- родители проявляют инициативу, участвуя в организации классных и общешкольных мероприятий;

- у детей формируется понимание ценности семьи, ее значимости в жизни как членов семейного сообщества, так и общества в целом;

- дети и их родители получают дополнительные стимулы и возможности для реализации своего творческого и делового потенциала.

А самое главное - дети проникаются понимаем непреходящей важности семейных ценностей, приверженность которым будет служить им надежной защитой от многих бед и проблем, встречающихся на жизненном пути.

Использованные источники:

1. Леонова С. Мой дом - моя крепость /С. Леонова // Классное руководство и воспитание школьников. 2001. № 14.

2. Туманова Е. В., Филиппова Е. В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) //Психологическая наука и образование. 2007. № 2.

3. Ганнак А.Л. Семья. Версии катастрофы. - Вопросы социального обеспечения, 2008. № 19.

4. Горячев А.П. Проблемы семейных отношений. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.