Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ФУНКЦИИ / СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РОДИТЕЛЬСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акутина С. П.

В статье анализируются взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему воспитания семейных духовно-нравственных ценностей старшеклассников; предлагается авторская классификация духовно-нравственных ценностей. Приводятся результаты их экспериментального исследования, изучения отношения старших школьников к семейным ценностям и созданию семьи, предпринятых по разработанной автором анкете «Отношение школьников к созданию своей будущей семьи». В статье выделены основные группы показателей готовности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни; представлена комплексная программа воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников, объединяющая всех субъектов образовательного процесса; затрагиваются проблемы постдипломного образования педагогов. Особое место в статье отводится рефлексивному управлению в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

физическое, психоэмоциональное и духовное оздоровление, создание дружеской среды межсемейного общения детей и взрослых в условиях современности.

Изучение и развитие родительской культуры представляется актуальной задачей в условиях демографического кризиса и нарастания тотальной отчужденности в семейных взаимоотношениях и обществе в целом. О реабилитации семейных ценностей как необходимом факторе возрождения России говорят сегодня многие ученые и общественные деятели.

ЛИТЕРАТУРА _

Поддержка государством в лице различных ведомств и министерств (образования, социальной защиты, культуры и др.) жизнеспособных родительских объединений, изучение и популяризация их опыта, возможность вглядеться в ценностное пространство их жизнедеятельности, способы приобщения к традиционным духовным и культурным основам народной жизни — это своеобразные источники накопления капитала, жизненно необходимого для успешного и стабильного развития России, и реальный вклад в ее будущее.

1. Антонов, А. И. Кризис семьи и родительства / А. И. Антонов // Проблемы родительства и планирования семьи. — М., 1992.

2. Антонов, А. И. Микросоциология семьи: методол. исслед. структур и процессов / А. И. Антонов. — М. : Nota Bene, 1998.

3. Антонова, Е. Л. Ценности народной культуры в историческом измерении : автореф. дис. ... канд. философ. наук / Е. Л. Антонова. — Белгород, 2006.

4. Багдасарян, В. Э. Цивилизованный альтерглобализм: традиционалистский проект / В. Э. Багдасарян // От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. — М. : Научный эксперт, 2006.

5. Егоров, В. К. Философия русской культуры / В. К. Егоров. — М. : Изд-во РАГС, 2006.

6. Зеньковский, В. В. О педагогическом интеллектуализме / В. В. Зеньковский // Психология детства. — М. : Школа-пресс, 1996.

7. Ильин, И. А. О духовности инстинкта // Путь к очевидному. — М. : Русская книга, 1994.

8. Культурология : учеб. для вузов. — М. : Оникс, 2007.

9. Свердлов, Е. Индивидуализм — путь раковой клетки / Е. Свердлов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.inauka.ru/biology/article32262.html.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

С. П. АКУТИНА,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей и социальной педагогики,

заместитель декана психолого-педагогического

факультета АГПИ им. А. П. Гайдара

В статье анализируются взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему воспитания семейных духовно-нравственных ценностей старшеклассников; предлагается авторская классификация духовно-нравственных ценностей. Приводятся результаты их экспериментального исследования, изучения отношения старших школьников к семейным ценностям и созданию семьи, предпринятых по разработанной автором анкете «Отношение школьников к созданию своей будущей семьи». В статье выделены основные группы показателей готовности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни; представлена комплексная программа воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников, объединяющая всех субъектов образовательного процесса; затрагиваются проблемы постдипломного образования педагогов. Особое место в статье отводится рефлексивному управлению в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Ключевые слова: семейные ценности, семейные функции, семейный уклад, духовно-нравственная культура, традиционная семья, учебно-воспитательный процесс, родителъство, педагогическая компетентность родителей, психолого-педагогическое просвещение родителей, педагогическая диагностика семьи

Семья является носителем культурных ценностей общества и народа, передает их молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры — истине, благу и красоте.

Ученые классифицируют семейные ценности с различных научных позиций. Так, социологи М. С. Мацковский, Л. И. Савинов и другие включают в число ценностей семьи следующие понятия:

3 в сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности — любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры и т. д.; для семьи — ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества — поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям;

3 в сфере родительства: жалость, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга;

3 дети как семейная ценность: наслед-

ники, продолжатели рода, опора в старости, смысл жизни и т. д.;

3 семейные функции как ценность: хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.;

3 сфера отношений как семейная ценность: истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и другие отношения;

3 выполнение семейной роли, способность к плодотворности, разрушению;

3 социализация как семейная ценность: приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие [6, с. 44].

Мы вслед за Е. К. Узденовой определим следующую содержательную наполненность категории семейных ценностей: семейные функции (репродуктивная, со-циализационная, экзистенциальная), ро-дительство, дети, родство, семейные взаимоотношения, чувство любви и взаимное уважение в семье, воспитание ребенка, физиологическая потребность, материальное благосостояние, нравственная культура межполовых отношений, общечеловеческие нормы морали, традиционная этническая культура, духовная культура [13, с. 11].

В современных условиях жизни родители решают двойную задачу: с одной стороны, становятся носителями тех духовно-нравственных ценностей, которые они стремятся привить детям, с другой — создают и поддерживают в семье благоприятную культурную, психологическую и духовную атмосферу.

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе, благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи формировалась социальная и духовная состоятельность личности. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

3 обычаи — установившиеся, привычные формы поведения;

3 традиции — переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи;

3 отношения — сердечные чувствования и настроения;

3 правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;

3 распорядок (установленный порядок дел) дня, недели, года.

На наш взгляд, осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. Смысл этой задачи, по мнению И. А. Ильина, заключается в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях» [5, с. 199]. И. А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания: природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности; истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости;

неподдельное сочувствие всему страдающему; действенная любовь к ближним; блаженная сила совестного акта; мужество национального героя; творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью; непосредственное молитвенное обращение к Богу, «который и слышит, и любит, и помогает» [5, с. 214].

В современных условиях жизни осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Родителям необходимо решать двойную задачу: становиться носителями тех духовно-нравственной культуры и образа жизни, которые они стремятся привить детям; создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой бы формировалось и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Основой методологии нашего исследования являются взгляды В. В. Николи-ной, которая высказывает важные мысли о роли воспитания ребенка в семье. Рассматривая содержательный аспект воспитания духовности, ученый в систему воспитания духовных ценностей включает следующие: экзистенциальные, определяющие духовную бытийность личности; религиозные; семейные; эстетические; духовно-нравственные, затрагивающие «ядро» личности и носящие внеситуативный характер; познавательные, обеспечивающие процесс познания мира; национальные — как необходимое условие поддержания национальной культуры и самосознания личности; государственные — как необходимое условие поддержания целостности страны; экологические — как гаранты сохранения жизни на земле; профессиональные — как основу профессиональной культуры личности [7, с. 12—13].

А. М. Русецка указывает, что в процессе воспитания духовно-нравственных

ценностей необходимо учитывать следующие принципы: культивирования семейных ценностей; рациональных и дружных совместных действий членов семьи в решении нравственных и экзистенциальных проблем; партнерских взаимоотношений и уважения к индивидуальности каждого члена семьи; защиты семьи от негативных общественных влияний; любви, совместной ответственности всех членов семьи за ее благополучие и функционирование; уважения к опыту старшего поколения (дедушек и бабушек); поддержки дружественных отношений с ближайшей и дальней семьей (родственниками) и соседями. Эти отношения определяются нравами, религией и традиционной моделью взаимодействия [10, с. 29—30].

О. Н. Гноевая называет следующие основные ценности семьи: связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения; удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве, в любви и признании; удовлетворяющие физиологические потребности; позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность; удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; дающие возможность удовлетворять прагматические потребности [2, с. 10].

Говоря о современной семье, Н. Н. Обозов подчеркивает, что если в прошлом семью объединяли внешние, формальные факторы (закон, нравы, общественное мнение, традиции и др.), то в настоящее время формируется новый тип семьи, единство которой все больше зависит от личных отношений друг к другу всех ее членов — их взаимопонимания, привязанности, взаимного уважения, преданности, симпатии и любви [8, с. 16].

Мы согласны с точкой зрения Л. М. Пан-ковой, которая считает главными ценностями семьи любовь, детей, здоровье и совместно проводимое свободное время, — в такой системе проявляются и переплетаются результаты духовной дея-

тельности всех ее членов. Благодаря нравственным ценностям осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению. Духовные ценности семьи обладают долговечностью и часто представлены вещественно: домашняя библиотека, которую собирал еще дед или прадед, фонотека, записи-воспоминания, дневники, письма, фотоальбомы, портреты, семейный архив в целом, документы, награды и т. д. Это могут быть также особые реликвии: пуля, вынутая из тела после боя; молочный зубик ребенка, удаленный матерью в домашних условиях с помощью нитки; первые неосознанные рисунки маленького человека; прописи с первыми словами «мама, мир, родина»; камень, изъятый из почки во время операции; кортик офицера, служившего на флоте много лет назад; пожелтевшие страницы солдатских писем; личные вещи умерших людей и т. д. Все эти предметы, хранящиеся в доме, можно использовать в воспитательной работе, так как они обладают духовной памятью прошлого [9, с. 77—78].

На протяжении своего существования институт семьи реализовывал те ценности, ради которых семья существует, — так называемые родовые ценности семьи и брака. Вслед за Л. И. Савиновым к родовым ценностям семьи мы относим: сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которого является любовь; рождение детей, не только свидетельствующее о проявлении биологического инстинкта, но и обладающее важными духовными и социальными параметрами; различные ценностные ориентации, благодаря которым в многоуровневой сфере общения члены семьи имеют возможность окунуться в мир человечности. Этому способствуют роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и т. д. [11, с. 31].

Главные ценности семьи — любовь, дети, здоровье и совместно проводимое свободное время, — в такой системе проявляются и переплетаются результаты духовной деятельности всех ее членов.

Соглашаясь с Е. И. Зритневой, взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью и функциями традиционной семьи, мы выявляем следующие семейные ценности:

3 связанные с самоутверждением личности в среде ближайшего окружения: социальная значимость семьи, традиционность роли семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе и т. д.;

3 удовлетворяющие потребность в ро-дительстве, осознание ребенка как ценности и т. д.;

3 связанные с удовлетворением потребности в любви и признании;

3 удовлетворяющие физиологические потребности: сексуально-интимные отношения супругов;

3 позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность: длительность семейно-брачных отношений, постоянство партнера, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка и т. д.;

3 удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг: общение с детьми, супругом, родственниками, друзьями супруга и детей, обмен духовными ценностями и т. д.;

3 дающие возможность удовлетворять прагматические потребности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т. д. [4]. Анализируя научные труды, мы пришли к выводу, что основу семейных ценностей составляют духовно-нравственные ценности, главными среди которых являются: культурно-национальные кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать, отец, дом, семейный лад, традиции, обычаи, обряды); природно-географиче-

О готовности старшеклассников к семейной жизни свидетельствует сформированность у них духовно-ценностного представления о семье и культуре брачно-семей-ных отношений.

ские ценности (природные богатства, земля, труд, хлеб, здоровье); общественно-государственные ценности (родина, свобода, нестяжательство, правда, равенство, репутация, достоинство, мир); высшие (абсолютные) ценности семьи (любовь, уважение, целомудрие, истина, культура, добро, вера, надежда, красота, соборность).

На наш взгляд, о готовности старшеклассников к семейной жизни свидетельствует сформированность у них духовно-ценностного представления о семье и культуре брачно-семейных отношений.

Целью нашего экспериментального исследования было изучение духовно-нравственных ценностей старшеклассников и их отношения к созданию будущей семьи, а также взаимодействия родителей учащихся с образовательным учреждением. Нами была разработана анкета «Отношение школьников к созданию своей будущей семьи», в которой 83% респондентов прямо заявили: «для меня важно мое благополучие, благополучие моей семьи, а все остальное второстепенно». Ответы респондентов на вопрос: «Что такое жизненный успех?» по видоизмененной методике М. Рокича «Ценностные ориентации» свидетельствуют о распределении приоритетов следующим образом: наличие семьи и детей — 54 %; уважение окружающих — 37 %; интересная работа — 63%; надежные друзья — 30%; честно прожитая жизнь — 30 %; материальное благосостояние, богатство — 71 %. Налицо — индивидуалистический выбор ценностей. Ценность семьи по-прежнему велика, но она воспринимается уже не как «ячейка общества», а как продолжение своего «я» в изоляции от общенациональных целей, дел и проблем.

Мы сформировали основные группы показателей готовности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни в контексте их подготовки к родитель-ству: нравственно-психологическая готовность; сексуальная воспитанность; социальные, медицинские и правовые знания;

готовность к рождению и воспитанию детей; необходимая экономическая и хозяйственная подготовка.

Школа включает в себя следующих участников учебно-воспитательного процесса, взаимодействующих с семьей: классного руководителя, учителей-предметников, психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, администрацию образовательного учреждения. Особое место в системе взаимоотношений «семья — школа» занимает классный руководитель как главное заинтересованное лицо в успешном взаимодействии с родителями и школьниками. Он определяет цели воспитательной работы, прогнозирует ее результат, выстраивает систему взаимодействия школы и семьи с целью воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Данная система включает в себя родителей школьников, учителей-предметников, психолога, социального педагога, администрацию и др. [1, с. 3].

Реализация содержательного компонента воспитания духовно-нравственных ценностей осуществляется на основе разнонаправленной программы.

Первое направление предполагает взаимодействие педагогов (учителей-предметников, классного руководителя, социального педагога, психолога) со старшеклассниками, направленное на психолого-педагогическое сопровождение школьников в приобретении ими знаний о семье, семейных ценностях и традициях, психологии отношений между членами семьи, на формирование знаний о перинатальной культуре. Перинатальная культура — это совокупность мировоззренческих идей и взглядов общества, выражающихся в существующих обычаях и традициях, на процессы планирования семьи, беременность, рождение ребенка и младенчества. Перинатальная культура тесно переплетается с такими явлениями, как культура семьи вообще и культура родительства и воспитания в частности.

Для старшеклассников был разработан факультативный курс «Духовно-нравственные ценности как основа формирования ответственного родительства», включающий шесть блоков: «Нравственные корни», «Этика семейных отношений», «Семейные традиции», «Нравственные основы родительства», «Поведение в экстремальных ситуациях», «Завтра начинается вчера».

В ходе опытно-экспериментальной деятельности мы создали специальную программу развивающих занятий «Родительский дом—начало начал», которая содержит ряд учебных проектов и реализуется учителями гуманитарного цикла в работе с учащимися экспериментальных классов.

Второе направление предусматривает взаимодействие педагогов с родителями: совместное принятие решений на различных этапах взаимодействия; объективация поведения, предполагающая постоянную обратную связь; партнерское общение, означающее признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения и интересов; опережающее педагогическое просвещение родителей в сфере педагогической культуры.

Для повышения педагогической компетентности родителей мы разработали формы психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания духовно-нравственных ценностей: школьный лекторий, школьные и тематические конференции в классах, лектории в микрогруппах, объединяющих родителей на основе общих интересов и возникших трудностей, педагогические, психологические, медицинские, юридические консультации по нравственным вопросам, читательские конференции, обзоры и выставки литературных новинок для родителей.

Особое место в системе взаимоотношений «семья — школа» занимает классный руководитель как главное заинтересованное лицо в успешном взаимодействии с родителями и школьниками.

Третье направление включает совместную работу педагогов и родителей на уровне их взаимодействия со старшеклассниками. Цели и задачи этого взаимодействия заключаются в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников посредством их ознакомления с правилами нравственного поведения в различных жизненных ситуациях; формировании духовно-нравственной среды воспитания в классе и создании условий для нравственного развития ценностных ориентаций; формировании культуры ро-дительства как важного аспекта духовно-нравственных семейных ценностей.

Четвертое направление предполагает подготовку студентов педагогических вузов к овладению технологиями работы с родителями и школьниками и включает четыре составляющие:

3 фундаментальные знания как теоретико-методологическую основу личностного развития и профессиональной деятельности, получаемые студентами при изучении психолого-педагогических дисциплин федерального компонента общепрофессиональной и предметной подготовки;

3 специальные знания, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплин национально-регионального компонента, отражающих тенденции развития региона, образовательного учреждения и личностные особенности самих студентов;

3 знания, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплин и курсов по выбору, в ходе самостоятельной научно-исследовательской работы;

3 знания, получаемые студентами в ходе внеучебной деятельности, посредством системы дополнительного образования и воспитательной деятельности в студенческой группе, на факультете, в вузе.

Важное значение в воспитании семейных духовно-нравственных ценностей

Важное значение в воспитании семейных духовно-нравственных ценностей приобретает проблема постдипломного образования педагогов.

приобретает проблема постдипломного образования педагогов.

В нашем экспериментальном исследовании научно обоснована методическая компетенция в совершенствовании мастерства самим педагогом. Мы относим к данной компетенции следующее:

3 работу над ежегодной методической темой, включающей вопросы семейного воспитания и воспитания духовно-нравственных ценностей;

3 проведение психолого-педагогического консилиума, включающего предпрог-нозный, диагностический, прогностический, ресурсный, рефлексивный, результативный этапы;

3 участие в заседаниях методического объединения классных руководителей и учителей-предметников совместно с медико-социально-психологической службой образовательного учреждения;

3 создание педагогом, занимающимся воспитанием духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы, методического дневника, или «портфолио». Методический дневник содержит несколько разделов: информационный (составление социально-психологической карты каждого школьника); научно-методический (научно-методические и практические успехи педагога); личностный (собственные достижения и победы); перспективный.

Особую роль в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников играет рефлексивное управление, имеющее несколько уровней.

Первый уровень — уровень стратегического взаимодействия научного консультанта (педагога высшей школы), директора образовательного учреждения, научно-методического совета, в состав которого входят руководители предметных методических объединений педагогов, педагогического совета, аттестационной комиссии, совета школы, попечительского совета, родительской ассоциации.

Второй уровень —уровень научно-методической работы и тактического вза-

имодействия заместителей директора и медико-социально-психологической службы. На данном уровне мы сформировали научно-методическую службу «Согласие», включающую всех субъектов образовательного процесса.

Третий уровень — уровень оперативного управления, включающий педагогов-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, библиотекарей, педагогов дополнительного образования. На данном уровне нами создана научно-практическая лаборатория классных руководителей, осуществляющая координацию взаимодействия с родителями и имеющая пять подсистем: адаптационную школу молодого классного руководителя, мониторинговый отдел, школу непрерывного профессионального самосовершенствования, отдел создания программ развития классных коллективов, отдел по работе с семьей.

Четвертый уровень — уровень оперативного взаимодействия, или уровень соуправления, включающий родителей школьников. На данном уровне мы осуществляем опережающее педагогическое просвещение родителей по специально разработанной нами программе «Ответственное родительство».

Отметим, что основными направлениями педагогического взаимодействия школы и семьи являются:

3 педагогическая диагностика семьи как педагогической системы и особенностей семейного воспитания;

3 формирование мотивации родителей к взаимодействию со школой и учителем посредством создания эффекта успешности этого взаимодействия;

3 создание условий для активного участия родителей в управлении процессом образования;

3 вовлечение семьи в воспитательный процесс в образовательном учреждении и классе;

3 активизация интеллектуального и практического опыта родителей;

3 создание в образовательном учреждении условий для развития индивидуальных творческих способностей детей;

3 сотрудничество в решении валеоло-гических и духовно-нравственных проблем; создание в образовательном учреждении эффективных информационных, просветительских и консультационных центров помощи семье;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 сотрудничество всех социальных институтов воспитания в организации досуга и отдыха детей;

3 создание условий для развития родительских общественных объединений (родительских комитетов, советов, обществ содействия, комиссий, клубов и т. д.).

Таким образом, утрата многих семейных ценностей, приоритет личных интересов над семейными очевиден. В этих условиях решить вопросы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников при взаимодействии семьи и школы поможет своевременное и всестороннее воспитание ответственного и осознанного отношения к родительству.

Для полноценной реализации роли семьянина и, как следствие, благополучного бытия семьи, формирования духовности школьников необходимы: защита интересов семьи в целом и отдельных ее субъектов (родителей, детей, мужа, жены), адекватная репрезентация и признание всех ее составляющих в разных сферах духовной культуры, воспитание будущего семьянина на основе духовно-нравственных ценностей, многоаспектное взаимодействие семьи, школы и других общественных институтов, отвечающих за сохранение и развитие личности, а также за развитие комплекса семейных ценностей.

Решить вопросы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников при взаимодействии семьи и школы поможет своевременное и всестороннее воспитание ответственного и осознанного отношения к родитель-ству.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбородова, Л. В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей / Л. В. Байбородова. — Ярославль : ЯГПИ, 1992.

2. Гноевая, О. Н. Становление готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Гноевая. — Петропавловск-Камчатский, 2006.

3. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания : учебник / Е. Н. Емельянова — М. : Академия, 2008.

4. Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России : дис. ... докт. пед. наук / Е. И. Зритнева. — Ставрополь, 2006.

5. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. — М. : Русская книга, 1993.

6. Мацковский, М. С. Ценность семьи в сознании различных слоев населения: Семья в представлениях современного человека / М. С. Мацковский, В. В. Бодрова. — М., 1990.

7. Николина, В. В. Дети, молодежь и духовность: ценности и цели / В. В. Николина // Воспитание ...ценности и цели. — Н. Новгород, 2004.

8. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. — Киев : Лыбить, 1990.

9. Панкова, Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений : дис. ... докт. пед. наук / Л. М. Панкова. — СПб., 2006.

10. Русецка, А. М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье : автореф. дис. ... докт. пед. наук / А. М. Русецка. — М., 2007.

11. Савинов, Л. И. Семьеведение : учеб. пособие / Л. И. Савинов. — Саранск : Изд-во Мордовского университета, 2000.

12. Трофимова, Н. Б. Позитивные преобразования окружающего мира как духовно-нравственная основа личности школьника / Н. Б. Трофимова // Гуманизация образования. — 2008. — № 3. — С. 62—67.

13. Узденова, Е. К. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи : дис. ... канд. пед. наук / Е. К. Узденова. — Карачаевск, 2006.

ПРИНЦИП НЕОБХОДИМОСТИ И ДОСТАТОЧНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И. И. СУЛИМА, доктор философских наук,

ведущий научный сотрудник лаборатории среды и средовых исследований в образовании ГОУ ДПО НИРО

В статье анализируются причины несоответствия программ развития образовательных учреждений заявленному статусу. Указывая на основные признаки (элементы) программного документа, автор статьи предпринимает попытку сформулировать условия его становления как собственно программы развития. В связи с этим приводятся крите-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.