Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / педагогика / воспитание / педагогическое воспитание / религиозное воспитание.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тошев Мухиддин Журабаевич

в статье рассматривается условия эффективного взаимодействия семьи, школы и религии на примере подростков. Дано четкое объяснение вопроса духовно-нравственному составляющему ценностей формирования семейных традиций. Особо подчеркнуто значения взаимодействия родительского института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Тошев Мухиддин Журабаевич

Университет Ориентал Республики Узбекистан, кафедра «Педагогики и психологии»,

к.п.н., доцент

Аннотация: в статье рассматривается условия эффективного взаимодействия семьи, школы и религии на примере подростков. Дано четкое объяснение вопроса духовно-нравственному составляющему ценностей формирования семейных традиций. Особо подчеркнуто значения взаимодействия родительского института.

Ключевые слова: семья, педагогика, воспитание, педагогическое воспитание, религиозное воспитание.

На современном этапе социального развития в условиях глобализации, открытости общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают и сферу семейных отношений. «Проблемы семьи перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально - психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства» [4]. Но все же социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций, как условие национальной безопасности государства.

Исследователи - ученые педагоги, психологи, социологи нашего времени установили причину падения ценности семьи и семейных отношений внутри общества. Причина лежит в нарушении связи человеческой психики и тотальным отчуждением поколений и людей между собой. Семейные духовно-нравственные ценности принято рассматривать, как мировоззренческие представления и нравственные установки. Основой мировоззрения человека, определяющего его поведение, и ценностно-смысловые ориентиры, является духовно - нравственная культура. Современному человеку живущему в техномире стремящемуся к комфорту и удовольствиям трудно воспринимать семью, как ценность, когда каждый человек сконцентрирован на своем собственном индивидуалистическом «Я», социально отчужден. Такое понимание и восприятие вопроса, происходит в связи с формированием системой ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, разрушение семейного уклада, низкого уровня представлений о базовой социально-психологической функции человека - родительстве (материнстве или отцовстве). Особенно сенситивным в формировании готовности к семейной жизни является возраст старшего школьника. Стоящего на пороге жизненного выбора. Проблемам

семьи, семейного воспитания и воспитания духовно-нравственных семейных ценностей уделяется сегодня большое внимание в обществе и различных социальных институтах. Раскрытие сущности воспитания в светской и религиозной (исламской) педагогике привело к пониманию значимости духовно-нравственного воспитания, которое давно и прочно укрепилось в педагогической литературе, нашломестоврядесовременныхофициальныхгосударственных,правительственных и нормативных документах. В «Конституции Республики Узбекистан» установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». В «Концепции модернизации государственного образования на период до 2030 года» подчеркнуто, что «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье», далее идет установка на полную и многодетную семью, как гаранта стабильности развития общества, государства и нации. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Узбекистана» сказано: «Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Республики Узбекистан в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры»[1] . Но опыт показывает, семья чаще всего бывает, некомпетентна в вопросах воспитания. Мною в процессе сотрудничества с родителями при опросе установлено следующее суждение: «Далеко не все родители сами разбираются во многих жизненных или семейных проблемах, а в школе работают специалисты». В частности, родители упоминают таких работников школы, как психолог, социальный педагог, учитель - предметник, завуч по воспитательной работе, которые могут участвовать в воспитании их детей. Не кому не секрет то, что многие родители приходят решать проблемы семьи, воспитания детей в мечет, ищут ответы на свои вопросы в религиозной педагогике, основанной на священном писании и святоотеческом учении. Светская и мусульманская антропология едина в признании ведущей роли нравственных начал в духовной культуре человека, формировании жизненных ценностей, приоритетного направления воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. Этот же принцип ложится и в основу светской и религиозной педагогики. Таким образом, в настоящее время в условиях демократизации общества в сфере образованиясоздаютсяобъективно благоприятные педагогические условия взаимодействия государственной системы образования, семьи и религии. Консолидации совместных усилий в духовно-нравственном воспитании современных школьников. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Узбекистана» воспитание формулируется как социальный заказ современной общеобразовательной школе: «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых граждан, готовить их к жизни... При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами

социализации, опираясь на национальные традиции» [1]. Показательно то, что в «Концепции» в списке субъектов социализации участвующих в воспитательном процессе подрастающего поколения после семьи, общественных организаций, религиозные объединения стоят на третьем месте, следующие учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. В Преамбуле государственного закона РУ «О свободе совести и религиозных объединениях» признается особая роль Ислама в истории Узбекистане, в становлении ее духовности и культуры. Целью этого взаимодействия является, прежде всего, совместное обеспечение педагогических условий для духовно - нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Закон РУ «Об образовании» и выше представленные документы, где изложены основные принципы государственной политики Республики Узбекистан в области образования, в частности духовно -нравственного воспитания позволяют говорить о созвучности целей светской педагогики с основами исламскойой культуры. Священномученник Фаддей, архиепископ Тверской в «Записках по дидактике» очень четко дает смысловую оценку содержания религиозного воспитания: «религиозное воспитание соединяет в себе все то, к чему стремятся педагоги, и только оно вполне достигает тех целей, какие педагоги ставят для воспитания». Обе педагогики можно рассматривать, как взаимодополняющие друг друга и не в коем случае, как противоречащие. В сущности обеих педагогик много общего: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, семье; защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций; интеграция личности в национальную и мировую культуру. На ряду с этим можно считать религиозное просвещение правомерным, более того такой подход к содержанию образования интегрирует систему образования, наполняет духовно -нравственное развитие и воспитание обучающихся живительной силой. «Превращает человека природного в человека культурного» (С. И. Гессен). Воспитание должно ориентировать на освоение и сохранение культурных и национальных традиций (К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен). «В современных условиях развития общественной жизни можно говорить о взаимодополнительности функций науки и религии в культуре и образовании». Наука является источником инноваций, религия в своей сути выступает хранителем традиций. Инновации невозможны без опоры на традицию и через институализацию включаются в традицию (В. С. Степин). Об этом же свидетельствует диалог светской и религиозной парадигм в истории педагогики (М. Н. Дудина). Таким образом, при решении ряда задач модернизации современного образования должны быть интегрированы духовные и светские основы» [3]. Воспитание у подростков готовности к семейной жизни, духовно-нравственных семейных ценностей, предполагает формирование у них ответственного (осознанного) родительства. «Ответственное родительство понимается как духовно-нравственная и социальная потребность личности, ее ориентация на сознательное и добровольное принятие ответственности за свое поведение в семье и за членов семьи,

готовность к обеспечению и воспитанию детей; позитивным когнитивным, эмоциональным и поведенческим отношениям в семье; субъективное ощущение себя родителем и осознанное формирование ценностныхустановокродительства» [5]. Успешное формирование у подростков-старшеклассников семейных ценностей может осуществляться более эффективно в условиях тесного взаимодействия семьи, школы и церкви как основных социальных институтов. «Под педагогическим взаимодействием понимается процесс субъект-субъектных отношений в организации и проведении совместной ценностно-ориентированной и духовно -нравственной деятельности в образовательных учреждениях, основанной на конструктивном диалоговом общении, расширяющего «мотивированное понимание» субъектов воспитательно-образовательного процесса и приводящего к качественным изменения субъектов взаимодействия». Механизмом педагогического взаимодействия субъектов воспитательного процесса выступает ценностно-смысловое единство на основе диалоговых отношений, создающих «поле понимания (Г.Н. Филонов) по формированию у подростков-старшеклассников семейных духовно - нравственных ценностей» [5]. Концептуальные основы воспитания духовно - нравственных семейных ценностей старшеклассников успешнореализуютсясучетомкомплексапедагогическихусловий,обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса: организационные, информационные, личностные условия. К организационно-педагогическим условиям которые влияют на эффективность воспитания семейных ценностей относится: «понимание общества учеными, учительством, родительской общественностью, сущности, особенностей и противоречий процессов социализации и воспитания; переход государственных, социальных институтов в частности семьи, общественных учреждений, религиозных объединений, на фамилистическую парадигму и аксиологическую направленность воспитания, что предполагает в том числе поиск нового содержания, методов и средств формирования семейных духовно-нравственных ценностей; установления интегративных связей, основанных на социальном партнерстве с целью выработки оптимальных технологий и взаимодействия всех участников воспитательного процесса» [5]. Кроме того, существуют особые организационно-педагогические условия, непосредственно влияющие на воспитание семейных духовно-нравственных ценностей: «признание в государственных, профессиональных и широких общественных кругах семейных духовно-нравственных ценностей; вариативность образовательных программ по воспитанию нравственности и духовности; взаимодействие конфессионального и светского образования в единых рамках по воспитанию ценностей семьи» [5]. Информационные условия включают в себя кадровые условия (директор, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель-предметник, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель или классный воспитатель) - обеспечение образовательным учреждениям высокого качества учебной деятельности, -разработку нравственных программ, элективных курсов, воспитание духовно- 153 -

нравственных семейных ценностей старшеклассников. К личностным педагогическим условиям относятся: квалификация, мотивация, способности, интеллект, психологические особенности личности, интересы, характер, культурный, духовный, нравственный уровень педагогов и организаторов; взаимодействие всех субъектов воспитательного и образовательного процесса. Также под педагогическими условиями интегративного подхода по формированию семейных духовно - нравственных ценностей у старшеклассников следует понимать совокупность действий, обеспечивающий последовательный воспитательно-образовательный процесс. Педагогические условия в данном случае можно разделить на внутренние, внешние и реадаптационные. Внутренние условия определяют меру включенности в процесс формирования семейных духовно-нравственных ценностей субъектов воспитательно-образовательного процесса, они обусловлены их внутренними потребностями. Внешние условия определяются целенаправленной организацией субъектов воспитательно-образовательного процесса под руководством компетентного педагога в данной проблемной области. Реадаптационные условия направлены на приобретение положительного личного опыта, ценностного проживания, выработку доверительных отношений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Важным фактором подготовки к ответственному родительству является разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности в формировании ценностного отношения к семье и браку, возрождению семейных традиций и обычаев. Как показывает сложившаяся ситуация в современном обществе, общественный запрос на возрождение отечественных духовных традиций уже достаточно высок и постоянно возрастает. Этому подтверждение проведение всевозможных научно-практических конференций, форумов разного уровня, посвященных духовно-нравственному воспитанию внутри республиканского образования. Разработка отечественными педагогами методических пособий, комплексов по духовно - нравственному воспитанию, в том числе семейных ценностей. Иван Ильин называл семью «первичным лоном человеческой культуры». «Мы все слагаемся в этом лоне, - со всеми нашими возможностями, чувствованиями и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем отечески -материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа» [2]. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений,

ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Как подчеркивал мыслитель, что «человеческая семья -это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно -религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи» [6]. И сегодня современное общество переживает кризис в духовно-нравственной сфере и одна из причин, это разрушение традиционных устоев семьи, духовно-нравственных семейных ценностей, традиции семейного воспитания. Кризисные явления можно наблюдать в разрушении нравственных представлений и понятий о семье и браке, утрачено традиционное семейное культуре восприятие родительства и детства. Отсюда деформация семейного воспитания, многочисленные проблемы детства, кризис семьи. Выход из сложившейся ситуации, видится в попытке современного отечественного образования, выстраивать свои образовательные и воспитательные позиции прежде всего на ценностях восточной культуры и религия. Педагоги в своей деятельности по духовно-нравственному формированию личности учащихся должны опираться на культурное достояние Нации, на ее традиционные ценности, включая религиозные. Возрождать истоки семейного воспитания, основываясь не только на светской, но и религиозной педагогике.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Данелюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно

- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011

2. Ильин И. А. Путь духовного обновления/ Ильин И. А. Путь к очевидности.

- М.: Республика, 1993. 3. Миронов В. И. Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении. Автореферат. Екатеринбург, 2010

4. Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А., Алтушкина Т. А. Культура семьи: Учебное пособие. - Москва. - 2009. - 184 с.

5. Акутина С. П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно - нравственных ценностей у старшеклассников // Образование и общество. .№1, 2009

6. Ильин И. А. Значение семьи// «Просветитель», №1, 2006. Основные термины (генерируются автоматически): семья, семейное воспитание, ценность, воспитание, воспитание детей, воспитательно-образовательный процесс, православная педагогика, семейная жизнь, традиция, Российская Федерация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.