Лаішбраджер //. Психологическая война. М., 1962; Кара-Мурза Е. Массовая реклама н постсоветском обществе // МЭиМО. 1994. №'7: Кучсеский В.Б. Психология общения продавца и покупателя. М.. 1993.
('тр> ктурно-функциональный анализ в современной социологии: Информ. бюл. С'СА. №6. вып. 1. Сер. «.Переводы и рефераты». М.. 1968; Levy М./. Jr.. Canaan /■'. Functional analysis /7 Intern, encyclopedia of the Social theories. N.Y.. 1986.
УДК 364
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ
О.В. Бессчётнова
Саратовский государственный университет, кафедра теории и истории социологии E-mair DylnovGV@info.sgu ru
В статье рассматриваются основные причины и формы жестокости и насилия над детьми в современной российской семье. На основе авторского социологического исследования проанализированы позитивные и негативные тенденции социальной политики в области защиты семьи и детей в Саратовской области,
Russia's Family Policy in Solving the Problems of Home Violence over Children
O.V. Besschetnova
The article shows the main causes and forms of cruelty and violence over children in modern Russian family. On the basis of her own sociological research, the author analyses the positive and negative tendencies of social policy in the sphere of protection of the family and children in Saratov region.
В последнее время одной из серьезных проблем является широкое распространение насилия и жестокости во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Насилие к женщинам и детям в семье является распространенным явлением во всех странах, независимо от уровня их социально-экономического и культурного развития. Данный феномен обусловлен целым рядом причин, которые необходимо рассматривать в контексте конкретных социокультурных условий, уровня социально-экономической и правовой защищенности человека в обществе. Применительно к российским условиям среди них следует назвать резкое имущественное расслоение, снижение уровня жизни большей части населения, безработицу, невыплату заработной платы, рост алкоголизации, наркотизации, преступности, отсутствие морально-нравственных ориентиров, что существенным образом сказывается на микроклимате семьи, взаимоотношениях родителей и детей, супругов. В атмосфере постоянного насилия происходит процесс социализации подрастающего поколения, что не может не повлиять на его ценностные ориентации и приоритеты.
На современном этапе права и интересы детей в обществе защищены множеством законодательных актов на международном, федеральном, региональном и местном уровнях. Только в России имеется более 140 законодательных актов, регламен тирующих защиту прав и интересов детей в РФ. но до сих пор не принят закон о предотвращении жестокого обращения с детьми в семье, хотя такие законы имеются во всех цивилизованных европейских странах и США.
Жестокое обращение в семье определяется как структурный признак внутрисемейных отношений, который выражается в систематическом причинении вреда кому-либо из членов семьи, нанесении ущерба п\ тем морального, эмоционального, психологического, физического или сексуального насилия. На основании изучения зарубежной и отечественной научной литературы есть основания говорить о существовании четырех основных видах жестокого обращения с детьми в семье: физического, сексуального, эмоционального насилия и пренебрежения основными нуждами ребенка.
Физическое насилие включает в себя следующие наиболее частые показатели жестокого обращения с детьми: синяки, ушибы, переломы, черепно-мозговые травмы и ожоги.
Сексуальное насилие над детьми в семье происходит значительно чаще, чем принято полагать, и наиболее распространенной его формой является «отец-дочь»-инцест. Как показывают многочисленные исследования, сексуальное насилие над детьми имеет место во всех возрастных, половых, социальноэкономических и расовых группах. Физические и психологические последствия сексуального насилия могут иметь как кратковременный, так и долговременный характер.
О О.В. Бессчётнова, 2007
Проявление эмоциональной жестокости является самым трудно определяемым, деструктивным и наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми в семье. Проблема проявления эмоциональной жестокости как самостоятельная форма была выделена в научной литературе относительно недавно, поэтому в настоящее время существует большое количество разногласий в использовании терминологии, определении понятий. Как правило, такие дети имеют низкую самооценку, испытывают чувство одиночества, страдают соматическими и психологическими расстройствами.
Пренебрежение нуждами ребенка - эго отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребенка можно отнести: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Автор данной статьи предпринял попытку изучить проблему жестокого обращения с детьми с точки зрения воспитанников приюта и составить их социально-психологический портрет. Исследовательская работа проводилась в 2005 году в Саратовской области на базе ГУ СО СПДП «Возрождение». Основным методом исследования выступало анкетирование, цель которого состояла в изу чении сущностных характеристик насилия в семье с точки зрения детей - воспитанников приюта, а также были использованы и другие методы: наблюдения, беседа, как с детьми, так и с сотрудниками приюта, изучение личных дел воспитанников, анализ продуктов их деятельности.
В исследовании принимали участие 16 подростков от 11 до 17 лет. Из них 56,2% мальчики и 43,8% девочки. 50% детей на момент опроса имели обоих родителей, 37.5% являлись выходцами из неполных семей (преимущественно материнских) и ¡2,5% составляли дети-сироты. По словам респондентов, большинство родителей имеют основное общее образование (9 или 1 1 классов) - 43,7%о и 31,2% (мать и отец соответственно), 25% матерей и 6,2% отцов -среднеспециальное. Примечателен тот факт.
что 31,3% респондентов затруднились ответить об образовании матери и 62.5% не знали об образовании отца.
На вопрос анкеты «Кто из членов твоей семьи проводит с тобой больше всего времени, занимается твоим воспитанием?» были получены следующие ответы: мама - 50%. папа, бабушка, воспитатель - по 18,7%, брат/сестра - 31,2%. тетя - 12,5%. Как показывают исследования, большинство детей и подростков обсуждают свои проблемы с матерью - 31.2%, отцом - 18.7%, бабушкой/дедушкой и другими родственниками -43,7%, с друзьями - 12,5%, ни с кем - !8,7%, затруднились ответить - 6.2% респондентов.
В ходе опроса был установлен достаточно высокий уровень коммуникабельности опрашиваемых. На вопрос «Много ли у тебя друзей?» ответы респондентов распределились следующим образом: 37,5% испытуемых имеют более трех друзей. 2-3 друга -2УУо. «много», «очень много» - ответили 25%) и 6,2% респондентов отметили наличие всего 1 друга. Кроме того, более половины (62,5%) респондентов ответили, что их родители хорошо знают их друзей и дружелюбно к ним относятся (56.2%). только 28%> респондентов указали на недостаточное знание друзей своими родителями и нейтральное к ним отношение (25%), 6.3% опрашиваемых ответили, что родители плохо знают их друзей, а 6,2% затруднились с ответом.
Данные нашего исследования позволяют подтвердить достаточную распространенность использования различного рода наказаний к детям в семье, спектр которых включает в себя физическое и эмоциональное/психологическое насилие со стороны роди телей. Так. 81,2% респондентов положительно ответили па вопрос «Наказывают ли тебя старшие члены семьи?» и только 18.8% дали отрицательный ответ. Частота наказаний ранжируется от 2-3 раз в месяц и реже (61.8%), 2-3 раз в неделю до ежедневных по 7,6%о. 23% респондентов затруднились ответить. Из анализа ответов опрашиваемых следует', что в большинстве случаев наказание осуществляет мать - 46.2%о, реже отец -■ 23%). а также другие родственники (бабушка/дедушка, тетя, брат/сестра) - 38.4%. Подавляющее большинство респондентов (69,2%) указывают, что наказания сопровождаются применением физической силы (применение ремня и других предметов, подзатыльников.
48
Научный отдел
пощечин и т.д.), а также различных форм эмоционального/психологического насилия: ругают, отчитываю, кричат - 69,2%; ставят в угол - 23%; лишают удовольствий - 1 5.3%, ведут воспитательные беседы - 23%. ругают с применением нецензурных выражений -23%. заставляют делать какую-либо работу по дому - 15,3%, затруднились ответить 7.7% респондентов.
Анализируя полученные данные, следует заметить, что. как правило, родители используют достаточно агрессивные формы и методы воспитания детей, сопровождая физические наказания психологическим насилием в виде угроз, нецензурной брани и крика. На вопрос анкеты «За что чаще всего тебя наказывают?» ответы опрашиваемых распределились следующим образом: непослушание. плохие оценки в школе, неуспеваемость, прогулы, баловство, хулиганство по 30.7% соответственно, ку рение - 23%. обман, драки, «за все без причин» утвердительно ответили 15.3% респондентов, затруднились дать ответ 23%о опрошенных.
Примечательным, на наш взгляд, является тог факт, что заслуженным наказание рассматривают 46.2%» опрошенных, 30.7% считают, что их часто наказываю! незаслуженно. а 7.7%) считают что «всегда незаслуженно». затруднились ответить на этот вопрос 15.4% респондентов.
В результате опроса выяснилось, что с точки зрения респондентов наиболее суровым наказанием считается эмоциональное насилие со стороны родителей (крик, ругань, нецензурная брань) -- 61.5%. а также применение физической силы - 53.8%>. Считают работу по дому суровым наказанием 23% опрошенных, столько же респондентов затруднились с ответом. В процессе воспитания собственных детей собираются использовать те же методы воспитания в полной мере - 0%. некоторые из них - 37,5/0, с достаточной долей сомнения - 18,7%. никогда не будут - 31,3%. затруднились оч ветить -12,5%.’ '
Данные ответы респондентов подтверждают мнение многих отечественных и зарубежных ученых о том, что телесные наказания не изменяют поведения в целом, они лишь учат детей избегать плохих поступков в присутствии взрослого. Кроме того, телесные наказания теряют эффективное! ь со временем, что заставляет родителей увеличивать их интенсивность для получения желаемого
результата, что может представлять опасность для жизни и здоровья детей.
Тем не менее из анализа анкетирования воспитанников приюта следует, что 50%о респондентов в слу'чае возникновения какой-либо трудной ситу ации в семье намерены обратиться к «родителям» (к матери - 25%о, отцу -25%), а также к «другим родственникам» (бабушке, сестре, тете и т.д.) - 18,7%, за помощью и советом к «друзьям» обратятся 25%) опрошенных и 6.2%) дали ответ «ни к кому».
В такой ситуации одной из важнейших задач социальной политики государства является разработка нормативно-правовых документов, позволяющих повысить эффективность мер превентивного и коррекцион-н о - р е а б и л и та ц и о н н о г о характера, н а п р а в -ленных на решение проблемы жестокого обращения в семье.
I оворя об эффективности социальной политики в области охраны и защиты интересов семьи и детей на современном этапе следует отметить ряд положительных тенденций: разработка и осуществление национальных проектов в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства; повышение заработной платы работникам оюджетной сферы: постепенное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции. рост экономики и другие.
С 1999 г. в Саратовской области был принят ряд законов по защите семьи и детей. Реализуются концепции: развития системы адресной социальной помощи населению: семейной политики Саратовской области на 2001 2005 годы; демографической политики Саратовской области на период до 2015 года; программы «Дети Саратовской области», «Охрана репродуктивного здоровья населения», «Молодежь Саратовской области», «Обеспечение жильем молодых семей в Саратовской области».
Однако существует и ряд негативных тенденций в социально-демографическом и социально-экономическом развитии области. Ведущей причиной смертности в Саратовской области являются заболевания сердца (56%), смертность от неестественных причин: несчастных случаев, убийств, самоубийств (15%), злокачественные новообразования (13%). По данным ВОЗ, суицид стоит на т ретьем месте среди причин подростковой смертности, и 52% самоубийств детей связано с насилием в семье. В области уровень смертности от неестественных причин выше.
Социология
49
чем в целом по России. По уровню смертности от неестественных причин Россия опережает развитые страны в 2,5 раза и мног ие развивающиеся - в 1,5 раза, а в отношении гибелей людей от прямого насилия и жестокости - в десятки раз.
11о данным сравнительных исследований. уровень насилия в семьях в России в 45-70 раз выше, чем во Франции и Британии и в семь раз выше, чем в Пакистане с его почти легализованными убийствами женщин. Таким образом, основным направлением современной социальной политики России должно стать не только повышение рождаемости и создание новых семей, но и про-
ведение разъяснительной, профилактической работы по нормализации микроклимата в уже созданных семьях, повышение уровня жизни населения, достижение социальноэкономической и политической стабильности в обществе, создание системы защиты детства. предупреждения и профилактики насилия в семье, повышение ценности семьи и семейного образа жизни в иерархии жизненных стратегий молодежи, организация условий для полноценного выполнения семьей ее функций по воспитанию и социализации подрастающего поколения, ориентированного на гуманные высоконравственные и духовные ценности.
УДК 316:347
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК АСПЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
5.Р. Могилевич
Саратовский государственный университет,
кафедра английского языка и межкультурной коммуникации
E-mail: moglievich@sgu.ru
Представлены основные этапы становления и развития теории межкультурной коммуникации в период глобализации и расширения социокультурного взаимодействия представителей разных культур. Выделены основные социокультурные характеристики разных культур с точки зрения процессов социализации, инкуль-турации и аккультурации индивидов. Обозначена связь типологии культур с социальным развитием общества.
Cross-Cultural Communication as an Aspect of Sociological Knowledge
B.R. Mogiievich
The main stages of development of the cross-cultural communication theory in the period of globalization and extending socio-cultural interaction of different cultures are represented, ~he social-cultural characteristics of different cultures from the point of view of socialization, inculturation and acculturation of individuals are given. The connection of cultural typology and social development of society is defined.
Общение представителей разных культур в результате глобализации стало обычным и даже необходимым условием их успешной социализации в современном мире. Возрастает количество людей, принимающих участие в международных конференциях, компаниях, издательских проектах, культурных и научных форумах. Достижение взаимопонимания в целях взаимовыгодного взаимодействия невозможно без глубокого знания норм и правил иноязычной культуфы.
I(роблемы социально-культурного взаимодействия находятся в поле зрения целого ряда гуманитарных наук: социологии, куль-
ту рол о г и и, этно психол о гии. л и и гвокул ь ту -рологии. В противоречивых условиях глобализации, с одной стороны, и сопротивления этому процессу, с другой стороны, появилось новое гуманитарное направление в области социального знания -- «межкулыурная комму н и ка ц и я »(с го s s - с u 11 u га I с о m m un icafi on).
Это новое научное направление возникло в США после окончания Второй мировой войгп,I как насущная необходимость найти взаимопонимание с представителями других культур в изменившемся мире. США столкнулись с многочисленными случаями непонимания, враждебности, неприязни и обиды со стороны своих партнеров, даже тех, кому они стремились оказать помощь.
Многочисленные примеры социокультурных конфликтов в деятельности Корпуса Мира и других организаций стали причиной многих неудач и провалов американской политики по обеспечению влияния США на социокультуфные, экономические и политические процессы в дру гих странах. Знания иностранных языков было недостаточно. В 1946 г. был организован Институт иностранной службы (Foreign Service Institute), занимавшийся исследованиями связи культуры и коммуникации, а также поведенческих норм в разных культу рах. Глава этого института -известный американский лингвист Э. Холл -
© Б.Р. Мотлевич, ¿ОСУ