Научная статья на тему 'Проблема жестокого обращения с детьми в семье: мнение детей и родителей'

Проблема жестокого обращения с детьми в семье: мнение детей и родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1303
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бессчетнова О. В.

В статье представлены эмпирические данные, полученные в ходе анкетирования 250 детей и подростков от 6 до 17 лет, а также 182 родителей, проживающих на территории Саратовской области, которые позволили выявить наиболее распространенные виды, формы и причины жестокого обращения с детьми в современной российской семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Child abuse problem: children's and parents' opinion

The article presents the empirical research data, based on the survey of 250 children at the age from 4 to 17, and also parents, living in Saratov region, which helped to explore the most common types, forms and reasons of child abuse and neglect in modern Russian families.

Текст научной работы на тему «Проблема жестокого обращения с детьми в семье: мнение детей и родителей»

СОЦИОЛОГИЯ

О. В. Бессчетнова

ПРОБЛЕМА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ: МНЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

В статье представлены эмпирические данные, полученные в ходе анкетирования 250 детей и подростков от 6 до 17 лет, а также 182 родителей, проживающих на территории Саратовской области, которые позволили выявить наиболее распространенные виды, формы и причины жестокого обращения с детьми в современной российской семье.

The article presents the empirical research data, based on the survey of 250 children at the age from 4 to 17, and also parents, living in Saratov region, which helped to explore the most common types, forms and reasons of child abuse and neglect in modern Russian families.

Введение

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. Данный феномен является закономерным, поскольку семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

В отечественной демографической, социологической и экономической литературе достаточно глубоко и всесторонне проанализированы роль и место семьи в целостной общественной системе, ее основные функции как социального института и малой группы. Проблемами семьи и внутрисемейных отношений в современной отечественной социологии занимаются такие ученые, как А. Г. Харчев (теоретические аспекты); А. И. Антонов (рождаемость); М. С. Мацков-ский (методология и методика); Т. А. Гурко (молодая семья); Г. И. Осадчая, Е. Цымбал, Т. Сафонова, С. В. Кочеткова, Е. М. Рыбинский (насилие в семье, законодательная база защиты прав и интересов детей); О. Д. Захарова (демографическая типология семей); С. И. Голод (стабильность семьи); Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи); В. Б. Голфаст (функ-

© Бессчетнова О. В., 2008

ции семьи); Н. В. Малярова (типология супружеских конфликтов); Е. Г. Зинчук, Ю. Г. Карпухин (проблемы семейного воспитания) и целый ряд других авторов.

Тем не менее, несмотря на большое количество исследований, посвященных семье, семейным отношениям, многие проблемы остаются вне поля зрения ученых, либо изучены недостаточно. Среди них: отношение молодежи к созданию семьи в условиях современного развития общества, взаимосвязь демографической политики государства по усилению социально-экономических гарантий семье с ожидаемым уровнем рождений детей, влияние собственного опыта на выбор методов и приемов воспитания ребенка в семье, причины проявления жестокого обращения с детьми в различных социально-экономических слоях, технологии разрешения семейных конфликтов, оценка эффективности спектра услуг социозащитных учреждений по работе с семьями и детьми «группы риска» и т. д. Как видим, данный перечень нерешенных семейных проблем можно продолжать, однако объем статьи позволяет нам сфокусироваться на изучении лишь одной из них, в частности проблемы насилия к детям в семье.

Насилие - форма проявления психического и/или физического принуждения по отношению к одной из сторон взаимодействия, при котором жертву заставляют делать что-либо вопреки ее воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может приниматься отдельная личность или группа людей [1]. Насилие имеет индивидуальный или коллективный характер и всегда направлено на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба. Оно затрагивает разные уровни: от масштабов всего общества, отдельных социальных групп до индивидов.

Говоря о насилии в отношении детей, часто употребляют термин «жестокое обращение», который происходит от английского слова «abuse» и означает «насилие, злоупотребление», либо «maltreatment» - «дурное, плохое, жестокое обращение» [2].

В течение ряда лет проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения. В средствах массовой информации насилие

в семье было представлено в достаточно усеченной, трансформированной форме, часто как прерогатива малоимущих, асоциальных, неполных семей. Вместе с тем, как показывают современные отечественные и зарубежные исследования, данное явление происходит в любых социальных стратах, независимо от классовых, культурных, расовых, религиозных, социально-экономических факторов.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования и приводят к стойким личностным нарушениям. Насилие не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой формирование социально дезадап-тивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями, что является серьезной глобальной и общечеловеческой проблемой.

Следует отметить, что термин «жестокое обращение с детьми» в отечественной юридической практике впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР 1968 г. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родителей родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось. Разъяснение этого понятия для семейного, а не уголовного права было дано в п. 14 Постановления № 9 Пленума Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 г. «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», которое без существенных изменений было воспроизведено через 20 лет в п. 11 Постановления № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Таким образом, под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми [3].

Из документов следует, что под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к воровству, проституции, употреблению спиртных напитков, наркотиков и т. п. Жестокое обращение с детьми может проявляться в осуществлении родителями физического или психического насилия, в покушении на половую неприкосновенность детей или применении недопустимых способов воспитания, т. е. грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, их оскорблении или эксплуатации [4].

В Уголовный кодекс РФ 1996 г. впервые была включена ст. 156, которая предусматривает от-

ветственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением, и предусматривает наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет [5]. Однако отсутствие в этой статье четкого и однозначного определения, что есть жестокое обращение с несовершеннолетним с точки зрения уголовного, а не семейного права, затрудняет применение данной нормы на практике.

Согласно статистическим данным, полученным из научных исследований, криминальных сводок органов внутренних дел, насилию в России в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Из них более 500 тыс. детей каждый год убегают из семьи, интернатов, учебных заведений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников; около 17 тыс. детей в возрасте до 18 лет становятся жертвами преступлений; 2 тыс. детей - жертвами убийств; каждый четвертый ребенок подвергается насилию в семье [6].

Экспериментальная часть

Актуальность проблемы позволила автору провести в 2006-2007 гг. пилотное социологическое исследование на территории Саратовской области с целью изучения наиболее распространенных методов воспитания, видов семейного насилия в современной российской семье, их основных причин и последствий. Ведущим методом исследования выступало анкетирование, которое проводилось в два этапа. На первом этапе было проведено анкетирование детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет (И = 250) которое проводилось в средних общеобразовательных школах Саратовской области, преимущественно в сельской местности. Анкета включала в себя 26 вопросов открытого и закрытого типа с несколькими вариантами ответа. На втором этапе было проведено анкетирование родителей, имеющих детей в возрасте от 4 до 18 лет (И = 182), на основе случайной выборки. Анкета для родителей включала 29 вопросов открытого и закрытого типа. Результаты анкетирования были дополнены данными, полученными в ходе анализа личных дел учащихся, интервью с педагогами и классными руководителями. Третий этап исследования включал обработку результатов, анализ полученных данных и подведение итогов.

Из 250 детей и подростков, принимавших участие в опросе, - 52% девочек и 48% мальчиков. Возрастной состав опрошенных ранжировался в следующих пределах: 6-7 лет - по 1,3%; 8 лет -

2%; 9 лет - 2,6%; 10 лет - 3,3%; 11 лет - 4,6%; 12 лет - 22 %; 13 лет - 14,6%; 14 лет - 12%; 15 лет - 17,3%; 16 лет - 11,3%; 17 лет - 0,6%. На момент опроса проживали с обоими родителями 71,3%) детей, 25% были выходцами из неполных семей (преимущественно материнских) и 3,7%> составляли дети-сироты, временно проживающие в учреждениях социальной защиты.

Из 182 родителей, принявших участие в анкетировании, - 74%> женщин и 26% мужчин, в возрастном интервале: до 20 лет - 0,5%; 21-30 лет -19,8%; 31-40 лет - 44,1%; 41-50 лет - 32%; 51-60 - 2,2%>. По этническому признаку русские составили 93,6%; украинцы - 2,8%; латыши, молдаване, белорусы, татары, немцы - по 0,5%.

По роду основной деятельности все опрошенные распределились следующим образом: административные служащие - 10,4%; работники науки, культуры, образования - 20,6%; работники торговли, общественного питания - 13,8%; медицинские работники - 13,2%; частные предприниматели - 8,8%; домохозяйки - 12%; рабочие -10,3%; представители сферы обслуживания -9,2%; безработные - 1,7%.

Уровень образования респондентов был представлен широким диапазоном: от начального -1,1%; среднего - 15,4%; средне-специального -32,5%; средне-профессионального - 13,2%; до высшего - 35,3%). Большинство респондентов на момент опроса были женаты/замужем - 75,6%, разведены - 18,2%; холосты/не замужем - 4%; овдовели - 1,7%; или состоят в гражданском браке - 0,5%>, из которых 34,3% имели одного ребенка, 65,7% опрошенных - двух и более детей.

Результаты и их обсуждение

На вопрос анкеты «Кто из членов твоей семьи проводит с тобой больше всего времени, занимается твоим воспитанием?» были получены следующие ответы детей: мама - 50%, старший брат/сестра - 31,2%, папа, бабушка - по 18,7%, тетя - 12,5%). Ответы родителей на аналогичный вопрос распределились следующим образом: «мама» - 74%; «бабушка» - 17,1%; «папа» -14,3%; «дедушка» - 4%; «брат» - 3,4%; «сестра» - 0,5%. В выходные дни с ребенком проводит время 75,1%> мам, 34,8% отцов; 11,6% бабушек, 2,2%> дедушек; 3,4% братьев и сестер; 3,3% знакомых, подруг, друзей родителей. Из опроса видно, что мамы проводят с детьми в 5 раз больше времени в будние дни и в 2 раза больше времени в выходные по сравнению с папами и другими родственниками. Данный факт, на наш взгляд, свидетельствует о том, что половина опрошенных традиционно отводит воспитательную роль матери, как «хранительнице семейного очага», призванной природой рожать и воспитывать

детей. Тем не менее, результаты анкетирования говорят о сознательном или бессознательном «бегстве» отцов с «поля воспитания» детей, доказательством чему служит то, что они редко проявляют заинтересованность в решении их проблем, не знают предпочтений своих детей в еде, одежде, просмотре телепередач, не знакомы с их друзьями и т. д. Наиболее распространенными причинами подобной ситуации являются развод супругов и невозможность отца принимать участие в воспитании детей; работа, связанная с длительными и частыми командировками; сознательное распределение семейных обязанностей по типу патриархальной семьи (когда отец является кормильцем, а жена обязана вести хозяйство и заботиться о детях).

На эмоционально близкие, дружеские, откровенные отношения в диаде «ребенок - мать» указали 62% респондентов; в диаде «ребенок -отец» - 21,3%; взаимоотношения между бабушкой/ дедушкой - 14%>, другими родственниками -8,6%>, друзьями - 8%>, ни с кем - 14%, затруднились ответить - 2,6%> респондентов. Тревожным, на наш взгляд, является то, что 14% детей вообще не обсуждают свои дела ни с родителями/ родственниками, ни с друзьями, что говорит об их социальной изоляции, одиночестве. Отсутствие доброжелательных, искренних отношений в семье между родителями и детьми, построенных на взаимопонимании, доверии и любви, впоследствии могут привести к серьезным детско-роди-тельским конфликтам, появлению девиаций в поведении детей из-за отсутствия положительного ролевого примера, снижению или полной потере родительского авторитета.

Анализ результатов опроса родителей во многом подтверждается ответами родителей, из которых 64,6%> респондентов указывают на дружественные, доверительные отношения со своим ребенком/детьми; 34,8% родителей отмечают наличие жесткого контроля с их стороны; 33,9% рассматривают детско-родительские отношения по-разному, в зависимости от ситуации; 1,1% опрошенных характеризуют их как конфликтные. Необходимость общения с ребенком на «равных» отмечают 52,4% опрошенных, 40,8% родителей заявляют, что отношение может меняться в зависимости от ситуации; абсолютно отрицают возможность общения на паритетных началах 4% и затруднились ответить 2,8%.

В ходе опроса детей и подростков был установлен достаточно высокий уровень их коммуникабельности. На вопрос «Много ли у тебя друзей?» ответы респондентов распределились следующим образом: 58,6% испытуемых имеют более трех друзей, 2-3 друга - 19,3%, «много», «очень много» - 11,3%, 4,6% респондентов отметили наличие всего одного друга. Кроме того,

по мнению респондентов, подавляющее большинство родителей (75,3%) хорошо знают друзей своих детей, знают только по рассказам - 15,3%, знают плохо 7,9%; затруднились ответить - 1,3%.

Отношение родителей к своим друзьям респонденты характеризуют как дружелюбные -66,6%; нейтральные («им все равно») - 12,6%; негативные - 1,2%; избирательные («к разным друзьям относятся по-разному») - 18,6%; затруднились с ответом - 1%>. Данные проведенного анкетирования позволяют обнаружить, что чуть менее трети родителей (23,2%), по словам респондентов, недостаточно хорошо, либо вовсе не знают их друзей, что может привести в некоторых случаях к непоправимым последствиям: вовлечению детей в криминальные структуры, тоталитарные секты, приобщение к алкоголю и наркотическим средствам. Представляется важной организация помощи семье в овладении навыками взаимодействия с подростками по широкому кругу вопросов, с тем чтобы родители усилили свою поддержку ребенку в преодолении трудностей взросления.

На вопрос «Что такое насилие?» были получены следующие ответы родителей: «насилие» -это «жестокое обращение» - 36,2%; «физическое воздействие, рукоприкладство» - 29,3%; «причинение вреда здоровью», «моральный вред, унижение, оскорбление» по 20%; «принуждение человека, посягательство на свободу» - 13,2%; «психологическое, эмоциональное давление» -12,6%; «все вышеназванное» - 8,6%; затруднились ответить 1,7% опрошенных. Полученные данные позволяют утверждать, что подавляющее число опрошенных ассоциирует насилие с применением физической силы, побоями, причинением вреда, нанесением травм и т. д., в то время как крик, брань, ограничение свободы, унижение человеческого достоинства респонденты менее склонны рассматривать как проявление жестокого обращения. На наш взгляд, данный факт является одной из причин, во-первых, скрытого санкционирования психологического насилия в обществе; во-вторых, трудностей его диагностирования и коррекции; в-третьих, затруднения осознания подобного поведения как насильственного и неприемлемого для воспитания и обращения с детьми.

Данные нашего исследования подтверждают достаточную распространенность использования различного рода наказаний к детям в современной российской семье. Так, 86% детей и подростков, принявших участие в опросе, положительно ответили на вопрос «Наказывают ли тебя старшие члены семьи?», 4% дали отрицательный ответ, затруднились ответить 10% опрашиваемых. При ответе на вопрос «Наказываете ли Вы своего ребенка?» 69,8% родителей дали положитель-

ный ответ («да, наказываю»); 28% ответили отрицательно («нет, никогда»); 2,2% затруднились с ответом.

Сравнительный анализ ответов детей и родителей на вопрос о видах и частоте наказаний имеет существенные расхождения. Из анализа детей и подростков следует, что в большинстве случаев наказание осуществляет мать - 38%, реже отец -20%, бабушка - 4%, а также другие родственники - 1,3%>, (затруднились ответить 8% респондентов). Респонденты указывают на то, что в качестве воспитательных приемов старшие члены семьи используют следующие виды наказания: «ругают, отчитывают, кричат» - 27,3%; «лишают удовольствий, развлечений, временно ограничивают свободу» - 24,6%; «ведут воспитательные беседы, назидательные разговоры» - 20,6%; «слегка шлепали, давали подзатыльники» - 12,6%; «жестоко наказывали физически» - 7,3%; «бойкотируют, прекращают общаться» - 6%; «заставляют делать какую-либо работу по дому» - 6%; «ставят в угол», «ругают с применением нецензурных выражений» - по 4,6%; «закрывали в кладовке, сарае» - 2%; затруднились ответить - 4%.

По словам родителей, 41,9% из них применяли воспитательные беседы, «назидательные разговоры»; 30,3%> лишали удовольствий, развлечений, временно ограничивали свободу; 13,7% заставляли делать какую-либо работу по дому; 6,8% оказывали «психологическое», «моральное» воздействие; 3,4% респондентов бойкотировали, прекращали общаться с детьми; 15,4% слегка шлепали, давали подзатыльники; 1,7% били ремнем и другими предметами, применяли физическую силу; 0,5%> ставили в угол; 1,7% затруднились ответить.

По словам детей и подростков, использование родителями наказания ранжируется в следующих пределах: «реже одного раза в месяц» -28%; «2-3 раз в месяц» - 17,3%; «2-3 раз в неделю» - 9,3%; «иногда, когда провинюсь» - 8,6%; до ежедневных - 4%; затруднились ответить 4% респондентов. С точки зрения родителей, наказание как метод воспитания детей используется ими «реже одного раза в месяц» - 18,9%, «2-3 раза в месяц» - 12,6%; «2-3 раза в неделю» -9,1% и «ежедневных наказаний» - 1,1%; в зависимости от ситуации: «когда виновен», «иногда», «когда провинится» - 11,4%; 15,5% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

Как видно из результатов нашего исследования, более половины родителей отмечают необходимость наказания как метода воспитания ребенка/ детей в семье, что подтверждается и зарубежными коллегами, которые утверждают, что родители считают использование физических наказаний необходимым методом воспитания в случае немедленного пресечения конкретного поведения ребенка или привития ему общепри-

нятых норм и правил [7]. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что, как правило, родители использую достаточно агрессивные формы и методы воспитания детей. На наш взгляд, сравнительно небольшой процент телесных наказаний детей в опросе родителей говорит, в частности, о том, что многие не хотят афишировать подобное поведение, желая показать себя с лучшей стороны даже при анонимном опросе.

Ведущим типом жестокого обращения в семье выступает эмоциональное/психологическое насилие, которое сопровождается угрозами, нецензурной бранью, криком, игнорированием интересов ребенка, бойкотом, «углом». В системе родительского воспитания также имеет место и физическое насилие в виде шлепков, пощечин, подзатыльников, побоев с применением подручных средств.

Со слов детей и подростков, наиболее распространенными причинами наказаний выступают: непослушание - 32,6%; плохие оценки в школе, неуспеваемость, прогулы - 18,6%; баловство, шалости - 12%; невыполнение поручений родителей - 10%; хулиганство - 9,3%; курение, обман, вранье - по 8,6%; опоздание - 5,3%; драки - 4,6%; плохое обращение с братьями и сестрами - 3,3%; «за все без причин» - 1,3%; затруднились ответить 10,6%) респондентов. Примечательным, на наш взгляд, является тот факт, что заслуженным наказание считают 34,6% опрошенных; 13,3%> полагают, что довольно часто их наказывают по существу; 8,6% считают наказание незаслуженным; «всегда незаслуженным» - 2,6%; затруднились ответить 9,3% респондентов.

С точки зрения родителей, наиболее распространенными причинами наказания детей являются: непослушание - 51,9%; обман, вранье - 19,3%; плохие оценки в школе, прогулы, неуспеваемость -17,6%; невыполнение поручений родителей - 16%; баловство, шалости - 11,4%; плохое обращение с братьями и сестрами - 4,5%; курение - 4%; хулиганство - 3,4%; драки - 2,2%; опоздание - 1,1%; трата денег на мобильный телефон - 0,5%; затруднились ответить - 2,8%> опрошенных.

Анализ результатов опроса детей и подростков показывает, что в процессе воспитания собственных детей собираются использовать те же методы воспитания в полной мере - 10,6%, только некоторые из них - 38%, с достаточной долей сомнения - 18%>, никогда не будут - 32,3%, затруднились ответить - 8,6%>. Данные исследования позволяют утверждать, что дети и подростки не одобряют методов и приемов родительского воспитания, считая их жестокими, агрессивными и, часто, не соответствующими реальным проступкам, именно поэтому половина опрошенных отрицает целесообразность их применения

в воспитании собственных детей. Несмотря на распространенность наказаний в семье в различных его формах, большая часть детей, принимающих участие в опросе (82,6%), не считает себя и членов своей семьи жертвами насилия; 5,3% респондентов дали утвердительный ответ.

В качестве основных причин семейного насилия респонденты называют социально-психологические особенности личности (склонность к насилию); неуравновешенность эмоциональной сферы; демонстрацию жестокости в печатных и телевизионных СМИ; жизненные проблемы; традиции воспитания человека в родительской семье; ситуацию безысходности и отчаяния; алкоголизм; борьбу за лидерство; тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране; недостатки культуры и воспитания. Вместе с тем, из результатов опроса детей и подростков следует, что 50% респондентов, в случае возникновения какой-либо трудной ситуации, намерены обратиться к «родителям» (к матери - 25%>, отцу - 25% соответственно), «другим родственникам» (бабушке, сестре, тете и т. д.) - 18, 7%>, к «друзьям» - 25%, а 6,2% опрошенных дали ответ «ни к кому».

Выводы

В заключение хотелось обратить внимание на то, что, несмотря на достижения современного прогресса и высокий уровень развития современного общества, жестокость и насилие, к сожалению, продолжают оставаться рудиментом дет-ско-родительских отношений, как и много тысяч лет назад. Чем дальше в глубь веков, тем больше у ребенка была вероятность быть убитым, брошенным, сексуально оскорбленным. Постепенно общество пришло к пониманию необходимости создания действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. На рубеже XIX-XX вв. как в России, так и за рубежом - в Великобритании, Германии, США - педагоги, врачи, общественные деятели обсуждали вопросы, связанные с разработкой и принятием законов, обеспечивающих защиту прав и интересов детей в обществе.

Впервые о насилии в семье на государственном уровне в нашей стране было сказано в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ», принятом в 1995 г., где в ст. 3. п. 4 «трудная жизненная ситуация» определялась как «конфликты и жестокое обращение в семье». Позже в ходе кропотливой работы был подготовлен Федеральный законопроект «Об основах социально-правовой защиты от насильственных действий в семье», где семейное насилие определялось как «любое умышленное действие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи как гражданина, причи-

няет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу причинения вреда физическому или личностному развитию члена семьи». Однако в процессе экспертизы данного законопроекта было приято решение об отсутствии необходимости его создания, и законодатели ограничились внесением дополнительных поправок к уже имеющимся законодательным актам.

Результаты исследования, полученные в ходе опроса детей и родителей, красноречиво говорят о высоком уровне физической и вербальной агрессии в российских семьях, конфликтных взаимоотношениях между родителями и детьми, использовании негуманных, неправомерных методов воспитания, которые только усугубляют ответные агрессивные реакции детей, провоцируют их на совершение правонарушений, побегов из дома, способствуют бродяжничеству, беспризорности, девиантному поведению, препятствуют освоению детьми и подростками социальных ролей, позитивно ориентированных ценностей и норм поведения. На наш взгляд, необходимо принятие Закона о предотвращении жестокого обращения с детьми, проведение информационно-просветительской работы с семьями по профилактике домашнего насилия, повышение со-циально-психологической, правовой компетентности и культуры населения в данном вопросе, организация условий для полноценного выполнения семьей ее функций по воспитанию и социализации подрастающего поколения, что будет способствовать снижению уровня жестокости в семье и обществе в целом, нормализации взаимоотношений между родителями и детьми.

Примечания

1. Малкина-Пых, И, Г, Психология поведения жертвы [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2006. С. 44.

2. Katzner, К. English-Russian, Russian-English dictionary [Текст] / К. Katzner. John Wiley&Sons, Inc., 1994. С. 271.

3. О применении судами законодательства при решении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа //http://law.rambler.ru/library/ norubs/61694/index.html.

4. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации [Текст]: учеб. пособие / под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. СПб.: Речь, 2004. С. 5.

5. Библиотека кодексов: Выпуск 13(86). Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА - М., 2005. С. 70.

6. Социально-психологическая помощь детям -жертвам семейного насилия [Текст] : сб. науч.-метод, м-лов / М. Н. Бородатая, И. И. О сипова, М. В. Зло-казова и др.; под общ. ред. Н. Н. Ершовой. М.: Полиграф сервис, 2005. С. 8.

7. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. СПб.: Речь, 2005. С. 8.

И. И. Осипова

ФЕНОМЕН ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Работа посвящена анализу наиболее болезненного проявления социального сиротства - вторичного социального сиротства, выражающегося в отказе от ранее усыновленных или переданных на воспитание детей. Социальные проблемы, порождающие социальное сиротство, психологические трудности родительско-детских отношений, несовершенство законодательства составляют предмет исследования в данной работе.

This article is devoted to the analysis of the most painful manifestation of the social orphanage -secondary social orphanage, expressed in refusal of children earlier adopted or transferred to education. The social problems generating social orphanage, psychological difficulties of parental relations, imperfection of the legislation make an object of research in the given work.

Социальное сиротство - явление, ставшее, к сожалению, уже привычным. Статистические данные свидетельствуют о постоянном росте числа социальных сирот, что говорит об отсутствии четкого понимания возможностей решения проблемы. Расширение практики работы с социальными сиротами, накопление теоретического материала и опыта ставит перед исследователями новые проблемы. Одним из самых тревожных явлений, которому посвящена данная статья, можно назвать так называемое вторичное сиротство, под которым мы здесь будем понимать отказ от ранее усыновленных, взятых на воспитание или находящихся под опекой детей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка. Вторичное сиротство становится настоящей трагедией как для родителей, так и для детей. Первые навсегда утрачивают надежду на возможность получить из детского дома такого ребенка, какого они бы хотели, вторые - вынуждены проходить вторичную ресоциализацию, снова привыкая к условиям детского дома, который для большинства уже успел стать забытой реальностью. С другой стороны, сама приемная семья может стать настоящим кошмаром для ребенка, вследствие чего он сам может вернуться в стены детского дома при помощи органов опеки и попечительства. Масштабы явления и его социально-психологические последствия требуют детального анализа.

Если причинами первичного социального сиротства являются падение жизненного и культурного уровня российского общества, деградация институтов материнства и отцовства, то причинами вторичного сиротства являются отсутствие государственных институтов контроля, от-

© Осипова И. И., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.