Научная статья на тему 'Приёмная семья как реализация конституционного права детей-сирот на семейное воспитание'

Приёмная семья как реализация конституционного права детей-сирот на семейное воспитание Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3118
613
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бессчетнова Оксана Владимировна

Рассматривается проблема социального сиротства, а также преимущества воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье на основе действующего законодательства Российской Федерации. Представлены результаты анкетирования 10 приемных семей и 35 приемных детей, изучены особенности их социальной адаптации, стили воспитания внутри семейной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бессчетнова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приёмная семья как реализация конституционного права детей-сирот на семейное воспитание»

2 Восстановление трудоспособности // Хроника ВОЗ. 1969. Т. 23а.

3 Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. от 13 янв. 2001 г.).

4 См.: Гоголева, А. В. Указ. соч. С. 17.

5 См.: Устинов, В. О состоянии и мерах борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних в Российской Федерации : докл. 2002 г. [Электронный ресурс] / В. Устинов. Режим доступа: www.strana.ru

6 См.: Венгер, А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А. Л. Венгер. М. ; Рига, 2000; Наш проблемный подросток : учеб. пособие. СПб., 2000; Наш проблемный подросток: понять и договориться. СПб., 2001.

7 См.: О положении детей и защите их прав в Белгородской области. 2004 г. : ежегод. докл. Белгород, 2005. С. 71.

8 См.: Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие / Л. И. Акатов. М., 2003.

9 См.: Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов. М., 1996. С. 25.

10 См.: Данакин, Н. С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления / Н. С. Данакин. Белгород, 1996. С. 106.

11 См.: Иванов, В. Н. Указ. соч. С. 27.

12 См.: Методологические проблемы оптимизации в науке. Новосибирск, 1991. С. 114-115.

13 См.: Данакин, Н. С. Социально-технологическая культура молодого специалиста / Н. С. Данакин // Науч. ведомости Белгорода. 2000. № 3. С. 55.

14 См.: Гоголева, А. В. Указ. соч. С. 214-215.

О. В. Бессчетнова ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ*

Рассматривается проблема социального сиротства, а также преимущества воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье на основе действующего законодательства Российской Федерации. Представлены результаты анкетирования 10 приемных семей и 35 приемных детей, изучены особенности их социальной адаптации, стили воспитания внутри семейной структуры.

Ключевые слова: социальное сиротство, воспитание, приемная семья, социальная адаптация.

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. Данный феномен закономерен, поскольку семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Кризис социально-экономической и

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Особенности социальной адаптации детей-сирот в приемной семье», грант 07-03-00061а.

172

политической сферы, быстрый переход к рыночным отношениям привел к увеличению количества разводов, неполных семей, больных алкоголизмом и наркоманией, росту числа бездомных и беспризорных детей, социальному сиротству.

По официальным данным, в настоящее время в России около 4 млн беспризорных детей, 700 тыс. детей-сирот, 95 % из которых сироты при живых родителях1. Опыт многих стран показывает, что содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях не приносит желаемого результата, поэтому в настоящий момент приемная семья является наиболее жизнеспособной и перспективной формой семейного устройства таких детей.

Среди отечественных ученых разработкой проблемы сиротства как социального явления занимались Г. Сиватаева, А. Чунихин, А. Ю. Марокко (социальная адаптация); Н. П. Иванов, С. А. Лёвин, Ю. В. Логинова (нарушение процесса адаптации); Н. М. Щелованов, В. С. Мухина, М. Винце, В. Молодцов, М. Лазутов, И. Ф. Дементьева (особенности социализации детей-сирот); А. И. Довгалевская, Т. А. Куликова, Н. Д. Павлова, Л. Я. Олиференко, О. В. Заводилкина, Н. П. Иванова (институт приемной семьи).

В настоящее время в научной литературе отсутствует единое общепризнанное определение понятия «приемная семья». Так, А. И. Довгалевская и Т. А. Куликова определяют его как семью, образованную в результате принятия на воспитание ребенка, лишившегося родительского попечения; Н. Д. Павлова включает в его определение и такие семьи, в которых ребенок воспитывается с участием мачехи или отчима; И. Ф. Дементьева и Л. Я. Олиференко под приемной семьей понимают социальный институт, который обеспечивает воспитание детей, изъятых из кризисных семей по причине угрозы их здоровья и жизни2; О. В. Заводилкина и Н. П. Иванова обозначают этим термином одну из форм устройства детей, оставшиеся без попечения родителей, на воспитание в семьи3.

Кроме того, анализ нормативно-правовых актов ряда субъектов Российской Федерации, посвященных регулированию брачно-семейных отношений и охране прав детей, показывает, что, например, в Воронежской, Владимирской, Калининградской, Тамбовской областях употребляются термины «патронат», «патронатная семья», «патронажная семья», «семья патронатных воспитателей», «замещающая семья» для характеристики новых форм семейного устройства детей-сирот, которые в большинстве случаев по содержанию ничем не отличаются от опеки (попечительства). Цель таких «инноваций» — устройство детей в семью без осуществления ежемесячной выплаты средств, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей» из-за отсутствия финансовых средств в местных бюджетах и бюджетах субъектов Федерации4.

Таким образом, обзор современной научной литературы дает основание утверждать, что приемная семья как одна из форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до сих пор не была предметом специального научного исследования. Существующие работы ученых охватывают вопросы социальной защиты, правовой охраны и воспитания детей-сирот в целом на определенных этапах исторического развития и потому лишь отчасти затрагивают некоторые аспекты генезиса института приемной семьи.

Изложенное позволяет обозначить существующее противоречие между необходимостью совершенствования института приемной семьи на основе социологического подхода, с одной стороны, и недостаточной исследованностью этой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и ее современных социально-педагогических, психологических, социологических и других аспектов — с другой.

В настоящее время развитие института приемной семьи в России носит стихийный характер, а возникающие на практике многочисленные проблемы разрешаются без достаточного научного обоснования. Отсутствие единого и общепринятого понятия приемной семьи не позволяет четко обозначить изучаемый предмет, приводит к разночтениям в научной среде. Исходя из этого, на основании действующего законодательства под приемной семьей мы понимаем семью, которая образуется на основе договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами) и предусматривающего оплату их труда, размер которой устанавливается субъектом Российской Федерации в зависимости от количества приемных детей (но не более восьми)5.

Кроме того, очевидна необходимость разработки качественно иной идеологии и системы реализации государственной семейной политики, учет уже существующего положительного опыта, накопленного регионами, что обеспечило бы более высокое положение приемной семьи в обществе, основанное на ответственности государства за укрепление и развитие данного социального института.

В 2007 г. при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда был реализован научно-исследовательский проект «Особенности социальной адаптации детей-сирот в приемной семье». Он имел своей целью проведение научного исследования по изучению особенностей социальной адаптации детей-сирот в течение первого года их пребывания в приемной семье, построения взаимоотношений приемных родителей и детей, стилей семейного воспитания; анализ и систематизацию факторов, способствующих эффективной социальной адаптации приемных детей к новым условиям проживания. Объектом исследования являлись приемные семьи, воспитывающие детей-сирот в течение первого года. Предметом исследования выступали факторы, влияющие на социальную адаптацию детей-сирот, проживающих в приемной семье. Цель исследования заключалась в изучении факторов, влияющих на процесс социальной адаптации детей-сирот в приемной семье с учетом их возраста, количества, пола, стилей семейного воспитания, характера взаимоотношений с приемными родителями. Задачи исследования предполагали изучение социально-психологических характеристик личности приемных детей; выявление общих закономерностей в поведении и общении приемных родителей, способствующих успешной адаптации детей-сирот; анализ наиболее типичных трудностей, препятствующих взаимной адаптации членов приемной семьи друг к другу. Методами исследования выступали: анализ документов (изучение личных дел приемных детей и родителей); опрос (анкетирование и интервью с приемными родителями и детьми); психодиагностическое изучение процесса социальной адаптации детей-сирот в приемной семье при помощи опросника родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина; опросника анализа семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса.

В исследовании принимали участие 10 приемных семей, проживающих на территории Балашовского и Романовского района Саратовской области и имеющих на воспитании детей-сирот в течение одного года. Приемные семьи были выбраны нами по следующим основным критериям: проживание на территории Саратовской области (сельской и городской местности); возраст приемных родителей от 30 до 55 лет; срок пребывания приемных детей в семье до одного года; отсутствие любых форм девиантного поведения у приемных родителей; отсутствие кровного родства между приемными родителями и детьми.

В опросе принимали участие восемь женщин (приемные матери) и двое мужчин (приемные отцы). В ходе опроса приемных родителей было выявлено, что двое респондентов имеют среднее образование, трое — среднее специальное, пятеро — среднее

профессиональное и один высшее образование. По роду своей деятельности шестеро трудились в государственном секторе (работник торговли, медицинский работник, слесарь, библиотекарь, учитель начальных классов, ткачиха), двое — домохозяйки, один — частный предприниматель (фермер), один — административный служащий. Все приемные семьи, участвующие в исследовании,— полные (т. е. включают обоих родителей), супруги состоят в официально зарегистрированном браке. В семи семьях из десяти есть собственные дети в возрастном интервале от 9 до 25 лет, в трех семьях — своих детей нет.

На вопрос анкеты «Как Ваши собственные дети отнеслись к появлению нового ребенка в семье?» были получены следующие ответы: пятеро приемных родителей утверждают, что встретили понимание и поддержку со стороны собственных детей, двое столкнулись с некоторой настороженностью, двое встретили прямое сопротивление со стороны собственных детей (ребенка) и один родитель указывает, что собственные дети никак не прореагировали (так как давно не проживают с родителями и имеют собственные семьи).

У большинства приемных родителей (8 из 10) на момент проведения исследования это был первый опыт принятия детей на воспитание в семью. Основным мотивами, побудившими их к этому решению, были следующие: «желание помочь осиротевшему ребенку» — 3 человека, «отсутствие собственных детей» — 3 человека, «свои дети выросли» — 4 человека.

Специальную подготовку до принятия ребенка (детей) на воспитание в семью, предусматривающую посещение серии занятий, прошла лишь незначительная часть родителей (три человека). Остальные утверждают, что с ними были проведены предварительные беседы с сотрудниками органов опеки и попечительства, социальным педагогом и психологом социального центра помощи семье и детям «Семья», однако данные беседы носили эпизодический характер и, по мнению самих приемных родителей, не могли восполнить некоторые пробелы в знаниях о социально-психологических особенностях развития детей-сирот, в течение длительного времени проживающих в условиях интернатного учреждения. Поэтому на вопрос анкеты «Как Вы считаете, хорошо ли Вы были подготовлены к появлению ребенка в семье?» трое респондентов ответили «хорошо», семеро — «недостаточно». В связи с этим все 10 опрошенных респондентов испытывали недостаток информации по вопросам воспитания, обучения и развития приемных детей и выразили настойчивое желание пройти дополнительную подготовку.

Практически все приемные родители утверждают, что осознанно готовились к появлению ребенка (детей) в семье (обустроили детскую комнату, купили игрушки, книги, предметы обихода и т. д., обсуждали свое решение с другими членами семьи и родственниками). Наиболее существенную помощь, по мнению приемных родителей, им оказали сотрудники центра «Семья», а также представители органов опеки и попечительства.

Из интервью с приемными родителями было выявлено, что с появлением приемного ребенка (детей) произошли существенные изменения в жизни и ритме самой семьи, ее атмосфере, привычках ее членов. С одной стороны, родители испытывали положительные, радостные чувства в связи с появлением нового члена семьи, возлагая на приемного ребенка надежды и ожидания, которые не смогли реализовать в прошлом. С другой стороны, большинство из них испытывали повышенное чувство тревожности, ответственности за «чужого» ребенка, страх «что-то сделать не так», «не справиться с ролью профессионального воспитателя» (С. Л. В первый раз, когда должны были привезти Костю, я места себе не находила. Всё думала, как оно будет... А потом ничего, увидела его и сразу поняла, хороший мальчик, хоть и худенький очень, глаза затравленно так смотрят... А я взяла

его за руку и говорю: «Ну, что, пошли, покажу тебе твою комнату ?» А он головой кивнул и улыбнулся... А к вечеру уж и совсем освоился, вот так...»)

Одним из важных факторов в процессе социальной адаптации ребенка в приемной семье является степень его принятия приемными родителями. Этот процесс является чрезвычайно важным, поскольку он составляет основу для формирования взаимоотношений между приемными родителями и ребенком (детьми). Поэтому у приемных родителей необходимо с самого начала формировать положительную установку на общение и взаимодействие с будущим ребенком.

Кроме того, в ходе интервью некоторые приемные родители указывали на возникновение чувства беспомощности по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли, который не соответствовал их прежним представлениям и ожиданиям (это касалось внешности, манеры говорить, смеяться, одеваться, вести себя в обществе и т. д.). (А. М. Наверное я была слишком наивной с самого начала. Я хотела всего и сразу, а так не бывает... Мне хотелось, чтобы он (ребенок) любил меня сразу же, как только увидел, был ласковым. А вместо этого он грубит, ничего не хочет слушать, при любой попытке заставить его что-то сделать (убрать свои вещи, идти умываться и т. д.) я сталкиваюсь с агрессией с его стороны. Иногда мне кажется, что я сделала ошибку, взяв его из детского дома, что я не могу с ним справиться, а ему-то всего шесть лет! Я только делаю хуже и ему, и себе... Я столько хотела для него сделать, а ему это не нужно, он не может или не хочет оценить мои усилия.)

Эгоцентризм приемных родителей (родителя), нереалистические ожидания, отсутствие профессиональной подготовки и знаний социально-психологических особенностей развития личности детей-сирот, длительное время проживающих в условиях государственных учреждений, значительным образом снижают эффективность процесса взаимной адаптации приемных детей и родителей, сопровождаются конфликтами, ссорами, взаимными упреками, обидами, вплоть до полного неприятия ребенка и возвращения его на полное государственное обеспечение.

Помимо вышеназванных проблем приемные родители сталкиваются и с другими трудностями в процессе воспитания детей-сирот. К наиболее распространенным можно отнести: трудности в поведении ребенка (непослушание, капризы, упрямство); отсутствие элементарных санитарно-гигиенических навыков (неумение чистить зубы, умываться, мыть руки перед едой и т. д.); проявление неуважения к окружающим (неуместные реплики в адрес незнакомых или взрослых людей, сквернословие, неприличные жесты и т. д.); эмоциональная «глухота»; ссоры с родными детьми; конфликтные взаимоотношения с окружающими; нежелание трудиться, помогать по дому.

Тем не менее пессимизм приемных родителей не всегда означает, что они плохо выполняют свои обязанности. В период взаимной адаптации приемных родителей и детей каждая из сторон нуждается в советах и рекомендациях о том, как справиться с негативными эмоциями и переживаниями; в объяснении причин подобного поведения; в ободрении и поддержке со стороны своего ближайшего окружения. Квалифицированная профессиональная помощь специалистов соответствующих учреждений, курирующих приемные семьи, а также специальная подготовка самих приемных родителей способствует созданию семейной атмосферы, благоприятной для психического и личностного развития ребенка.

Проведенное исследование показало, что взаимоотношения между приемными родителями и детьми складываются более успешно в семьях, где родители придерживаются демократического стиля воспитания, при котором они предоставляют ребенку право быть самостоятельным, не ущемляя его прав и одновременно требуя выполнения посильных

обязанностей. Контроль, основанный на доверии, теплых чувствах и разумной заботе, обычно находит отклик в душе ребенка, а объяснения причинно-следственных связей того или иного поступка или действия позволяют формировать у детей самоконтроль и осознанную мотивацию на выполнение просьбы. Авторитарные родители, боясь выглядеть «не профессионально» в глазах детей, пытаются с первых дней ограничить их рядом правил и осуществлять постоянный контроль за их исполнением, одновременно ограничиваясь формальным общением с ребенком. Несмотря на «добрые намерения» такого метода воспитания, к сожалению, он не дает положительных результатов: ребенок чувствует, что, выйдя из стен государственного учреждения (школы-интерната, приюта и т. д.), он попадает в аналогичную систему правил, запретов и отсутствия любви к нему, озлобляется, становится чрезмерно агрессивным, конфликтным или, наоборот, пытаясь приспособиться к стилю семейных отношений, неуверенным в себе, пассивным, несамостоятельным.

Помимо опроса приемных родителей был проведен и опрос 35 приемных детей в возрасте от 4 до 17 лет, который показал, что больше половины из них (28 человек) оказались в приемной семье из-за неблагополучия в собственной семье вследствие алкоголизма, наркомании, безработицы, аморального и криминального поведения биологических родителей, а также жестокого обращения; пятеро детей — по причине лишения родителей родительских прав; двое — в результате трудной жизненной ситуации.

На вопрос анкеты «Нравится ли тебе жить в этой семье?» 15 детей выбрали ответ «да, очень», 12 человек «в общем, да», 5 человек дали ответ «не всё нравится», а 3 ребенка затруднились ответить.

Как известно, для более успешной адаптации ребенка в приемной семье необходимо проведение предварительной подготовительной работы с целью ознакомления его с будущими приемными родителями, установления позитивных взаимоотношений между ними, усвоения определенных правил и норм поведения, существующих в каждой конкретной семье.

Из опроса девятнадцати детей в возрасте от 4 до 10 лет на момент приезда в приемную семью они имели довольно смутные представления о том, что их ждет за стенами детского дома, несмотря на беседу с психологом (воспитателем). Большинство из них хотели иметь семью и не задумывались о возможных трудностях или разочарованиях, в силу недостатка жизненного опыта и возраста. (Л., 6 лет. Я хотела, чтобы меня забрали из детдома... Пришли мама и папа и забрали к себе жить.)

С возрастом у детей к безусловному желанию иметь семью прибавляются и определенные критерии ее оценки: возможности приемных родителей, их материально-финансовое положение, место проживания (город/село), наличие собственных или других приемных детей и многое другое. Ожидания становятся более реалистичными и адекватными. Четырнадцать детей от 11 до 15 лет отмечают, что наиболее трудным на первом этапе социальной адаптации в приемной семье было «привыкание к новым условиям», «привыкание к другому режиму», «отсутствие друзей», «привыкание к новым требованиям и правилам», трое отметили «общение с отдельными членами семьи» (в основном родными детьми в семье).

Большинство участвующих в опросе приемных детей (29 человек) отметили, что при возникновении каких-либо проблем они советуются с приемной матерью, реже с отцом, за исключением шести детей, которые дали ответ «ни с кем». Оценили свои отношения с приемными родителями как «доверительные, дружественные» 10 опрошенных, «разные в зависимости от ситуации» — 14 респондентов, «конфликтные» — 5, «жесткий контроль» — 4 респондента, два ребенка затруднились ответить.

Таким образом, результаты научного исследования позволили сделать следующие выводы. Первые месяцы существования приемной семьи являются чрезвычайно важными и определяющими для всех ее членов. Как правило, приемные дети являются выходцами из неблагополучных семей, изъятых в результате алкоголизма, наркомании, аморального и асоциального поведения их биологических родителей. Многие из них имеют «богатый опыт» проживания в детских домах, интернатах, приютах, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, что, несомненно, способствует формированию определенных негативных социально-психологических качеств личности, смещению ценностных ориентаций, искаженных представлений о морально-нравственном поведении. Решение о том, чтобы взять ребенка на воспитание в семью, должно приниматься приемными родителями ответственно, обдуманно, взвешенно, а не под влиянием эмоций, с учетом возникновения всех возможных трудностей. Обязательной, на наш взгляд, является предварительная подготовка приемных родителей и детей к их совместному проживанию.

Результаты проведенного исследования показывают насущную необходимость приемных родителей в овладении знаниями, относительно социально-психологических, возрастных, физиологических и прочих особенностей детей-сирот; в расширении спектра методов и приемов воспитания данной категории детей; в обучении технологиям как решения конфликтных ситуаций и способам выхода из кризиса. По нашему мнению, специальная подготовка приемных родителей поможет существенно повысить эффективность социальной адаптации, сформировать готовность сторон к изменению прежнего уклада жизни, норм и правил поведения; устранить конфликты; скорректировать уровень взаимных ожиданий; снизить чувство страха, неуверенности, тревожности, беспомощности приемных родителей; оградить детей от проявлений авторитаризма и жестокого обращения в приемной семье.

Помимо обязательной работы с приемными родителями необходимо проведение предварительной работы с приемными детьми с целью повышения их адаптивных возможностей. Чем младше ребенок, тем более тщательной и длительной работы он требует. Как показало исследование, приемные дети имели довольно приблизительные сведения о приемной семье, количестве ее членов, месте жительстве и т. д., что способствовало снижению их социальной адаптации. Предварительная работа с приемными детьми должна включать в себя помимо обязательных процедур юридического характера знакомство с потенциальными приемными родителями; походы в гости; совместное проведение досуга для того, чтобы наладить межличностное общение; узнать друг друга; выявить совместные интересы и увлечения; осмыслить и понять чувства и потребности друг друга; выработать общую линию поведения.

Третьим блоком успешной социальной адаптации членов приемной семьи друг к другу является наличие желания и возможности обратиться в случае необходимости за помощью к квалифицированным специалистам — психологам, социальным педагогам, специалистам социальной работы, сотрудникам органов опеки и попечительства по вопросам воспитания приемных детей. Получение своевременного социально-психологического, педагогического, медицинского сопровождения поможет приемным родителям и детям наладить конструктивное взаимодействие, способствующее их личностному росту и развитию.

В целом создание и распространение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях должно рассматриваться как приоритетное направление государственной

семейной политики. Данное направление предполагает широкую просветительскую работу по пропаганде деятельности приемных семей; повышению их роли в воспитании детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением средств массовой информации; создание системы служб, обеспечивающих их подбор, подготовку и комплексное сопровождение; разработку системы предоставления льгот и материального стимулирования; совершенствование нормативно-правовой базы защиты приемной семьи на федеральном, региональном и местном уровнях.

Примечания

1 См.: Ослон, В. Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопр. психологии. 2001. № 3. С. 79-90.

2 См.: Дементьева, И. Ф. Приемная семья — институт защиты детства : метод. рекоменд. / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко. М., 2000.

3 См.: Курбацкий, И. Н. Педагогическое и правовое толкование понятия «приемная семья» / И. Н. Курбацкий // Педагогика. 2002. № 5. С. 35-40.

4 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 дек. С. 2-3.

5 См.: Семейный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 10 октября 2005). Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2005. С. 66.

И. Е. Махров

НАРКОСИТУАЦИЯ С ПОЗИЦИЙ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Предлагается социологический подход к исследованию наркоситуации как разновидности социального взаимодействия. Исследуется объект наркоситуации как конфликтной ситуации социального характера, ее отличительные особенности — личный выбор субъекта девиантного поведения, латентность его действий, открытое противодействие со стороны институтов публичной власти и гражданского общества. В рамках предложенного подхода управление наркоситуацией рассматривается как управление рисками.

Ключевые слова: наркоситуация, конфликтная ситуация, социальное взаимодействие.

Наркоситуация как разновидность социальной ситуации, безусловно, представляет собой ограниченную временными и пространственными рамками совокупность состояний и характеристик объекта управления, складывающихся в результате взаимодействия различных сторон общественных отношений. Давая столь общее определение, в то же время отметим, что ограничение только анализом совокупности количественных показателей (количество лиц, потребляющих наркотики, количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков) не позволит адекватно оценить наркоситуацию. И вопрос не только в достаточно высоком уровне латентности наркопотребления и наркопреступности. Сведение наркоситуации к блокам количественных показателей (даже при более или менее верном определении их реальных масштабов) без детального анализа системы и характера их взаимодействия не позволит выйти за рамки традиционно встречающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.