Научная статья на тему 'Право приемного ребенка на воспитание'

Право приемного ребенка на воспитание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
811
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК / ВОСПИТАНИЕ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ADOPTED CHILD / UP-BRINGING / FOSTER HOME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доржиева С. В.

Надлежащее воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является основной целью создания приемных семей. В этой статье обсуждаются некоторые актуальные проблемы выбора приемных родителей, оценки их личных качеств, что имеет существенное значение для создания в замещающей семье наиболее благоприятных условий для воспитания и гармоничного развития приемных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT OF THE ADOPTED CHILD FOR BEING PARENTED

The proper parenting of orphans and children with no parental care in foster homes is the principal objective of such homes creation. In the article some of the important issues of choosing the adopting parents are discussed, the rating of their personal features which have significant importance for creating the most favorable conditions in a foster family for the up-bringing and harmonious development of the adopted children.

Текст научной работы на тему «Право приемного ребенка на воспитание»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Выпуск 4(10)

2010 Юридические науки

УДК 347.645.5

ПРАВО ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА НА ВОСПИТАНИЕ

С.В. Доржиева

Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса

Бурятский государственный университет. Республика Бурятия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 А

E-mail: [email protected]

Надлежащее воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является основной целью создания приемных семей. В этой статье обсуждаются некоторые актуальные проблемы выбора приемных родителей, оценки их личных качеств, что имеет существенное значение для создания в замещающей семье наиболее благоприятных условий для воспитания и гармоничного развития приемных детей.

Ключевые слова: приемный ребенок; воспитание; приемная семья

Право ребенка жить и воспитываться в семье - одно из самых важных его прав. Именно семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, стать ему полноценным членом общества. Общественные же формы воспитания не могут заменить ребенку семью, что подтверждается практикой [9, с. 296]. По этой причине в случае утраты детьми родительской заботы «государству приходится искусственно создавать попечение, подобное тому, какое дает семья. Оно назначает к сиротам лиц, которые должны заменить им родителей» [12, с. 601].

Одной из наиболее динамично развивающихся форм семейного воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья, которая в настоящее время рассматривается как разновидность опеки и попечительства, что влечет применение в отношении к ней соответствующих положений семейного и гражданского законодательства об опеке (попечительстве). Так, статья 152 Семейного кодекса РФ (далее - СК) гласит о том, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о

© Доржиева С.В., 2010

приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Согласно п. 1 ст. 145 СК РФ опека и попечительство устанавливаются над детьми в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов, однако ст. 153 СК предусматривает то, что приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Таким образом, семейное воспитание ребенка выводится законодателем на первое место среди иных обязанностей приемных родителей и прав приемного ребенка. Это связано с тем, что при опеке все-таки главная цель - создание взамен непригодных наиболее подходящих условий семейного воспитания. Этой цели подчинена и охрана прав подопечного, ибо главное из них - это его право на надлежащее воспитание. Именно поэтому воспитание фигурирует в научных исследованиях как главная задача опеки [5, с. 113; 8, с. 70].

Как правило, в приемные семьи попадают дети либо с негативным опытом воспитания в кровной семье, либо с рождения находившиеся в различных детских учреждениях, поэтому для достижения главной цели опеки необходимо уделять присталь-

ное внимание подбору приемных родителей. Так, если Л.Ю. Михеева относит нравственные и иные личные качества кандидата в приемные родители, его способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой следовало понимать состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечного, к факультативным (необязательным, рекомендательным) условиям для назначения опекуном (попечителем) [4, с. 43], то А.М. Нечаева подчеркивает, что при соблюдении запретов, установленных законодательством для выбора приемных родителей, важно, чтобы это был человек, любящий детей, умеющий их воспитывать, способный создать в приемной семье благоприятную для воспитания, как правило, трудного ребенка обстановку [7, с. 471], что нам, с учетом множества, проблем возникающих при создании и функционировании приемных семей, видится более правильным.

Как мы полагаем, в целях наиболее благоприятной адаптации приемного ребенка нельзя забывать и об этническом происхождении ребенка, его принадлежности к определенной религии и культуре, родном языке, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК).

По нашему мнению, особую роль в адаптации приемного ребенка на первом этапе имеют отношения, которые сложились у него с потенциальным приемным родителем в процессе общения до заключения договора, а также обстоятельство, был ли ребенок согласен с передачей его на воспитание именно в эту приемную семью. И хотя учет мнения ребенка, не достигшего возраста 10 лет, в соответствии со ст. 57 СК необязателен, мы считаем, что мнение ребенка, «способного сформулировать свои собственные взгляды, согласно ст.12 Конвенции о правах ребенка [10] в таком важном для него вопросе, как передача на воспитание конкретному лицу и в более млад-

шем возрасте, является основой для создания благополучной приемной семьи. В противном случае процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни может занять продолжительное время либо вообще не состояться. Вместе с тем адаптация является подготовительным этапом трудного процесса воспитания, поскольку «все, что в приемном ребенке будет сформировано, будет являться результатом целенаправленного, творческого деликатного воспитания, то есть системы педагогического воздействия» [11, с. 66].

По данным директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А. Левитской, изложенным в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки граждан, желающих взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: в 2008 г. в Российской Федерации отменены 7834 решения о передаче ребенка на воспитание в семью; выявлены 3012 случаев жестокого обращения с детьми; к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых на воспитание в семью, привлечены 83 гражданина, из них 41 - к уголовной ответственности за совершение преступлений, повлекших гибель либо причинение вреда здоровью детей. Здоровью 44 детей замещающими родителями причинен вред. Только в 2008 году в России отменены более 1 тысячи решений об устройстве детей в семьи по причине невыполнения усыновителями, опекунами, приемными родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, более 30 - по причине жестокого обращения с детьми [3]. Такие цифры удручают. А ведь наверняка все замещающие родители, стоящие за этими статистическими данными, соответствовали требованиям закона. Следовательно, подбор приемных родителей для детей, которые и без того находятся в трудной жизненной

ситуации, не должен быть формальным. На практике деление условий для назначения опеки (попечительства) на обязательные и факультативные не нужно, так как все они имеют значение. Неспроста в настоящее время речь идет не просто о более тщательном отборе кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, но и о их специальной подготовке, поскольку из Пояснительной записки следует, что в большинстве случаев причинами невыполнения ими своих обязанностей, жестокого обращения с детьми являются недостаточная правовая и педагогическая подготовленность указанных лиц к проблемам воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.

Как верно отметила А.М. Нечаева, если с правом на охрану детства связаны прежде всего предпосылки физического развития человека, что крайне важно в первые годы его жизни, то основу права на воспитание составляет нравственное становление личности [6, с. 47], которое может обеспечить лишь лицо, само обладающее этими качествами (порядочность, доброта, честность). Ведь именно семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью [1, с. 7]. Социологи говорят о том, что семейная социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. Она понимается двояко: с одной стороны, как подготовка детей к будущим семейным ролям и, с другой - как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности [2, с. 53].

Таким образом, право приемного ребенка на семейное воспитание должно реализовываться путем нравственного становления его личности, в результате положи-

тельного влияния на него со стороны приемного родителя, заботы, совместного проживания с последним, всестороннего развития и уважения его человеческого достоинства и обеспечения иных прав, предусмотренных семейным законодательством. Поэтому, по нашему мнению, п. 1 ст. 148 СК необходимо дополнить положением о том, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на надлежащее воспитание, поскольку иное воспитание не соответствует целям семейного устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Библиографический список

1. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Варае-

ва Н.В., Лобанова М. Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение

тренинги. СПб.: Речь, 2007. 352 с.

2. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. М.: Вла-дос-Пресс, 2006. 325 с.

3. Левитская А.А. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки граждан, желающих взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Интернет - проект Министерства образования и науки Рос. Федерации]. URL: www.usynovite.ru

4. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство:

Правовое регулирование: учеб.-практ.

пособие. М.: Палеотип, 2002. 248 с.

5. Нечаева А.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. 2-е изд. М.: Юрайт, 2009. 559 с.

6. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. М.: Дом, 1994 176 с. (История и современность).

7. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М.: Наука, 1991. 238 с.

8. Пергамент А.И. Краткий популярный словарь - справочник о браке и семье. М.: Знание, 1982. 96 с.

9. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2008. 704 с.

10. Сборник международных договоров СССР. М., 1993. Вып. ХЦУТ.

11. Сиротство как социальная проблема / под ред. Л.И. Симагиной. Минск: Уні-версггэцкае, 1999. 144 с.

12. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. 720 с.

THE RIGHT OF THE ADOPTED CHILD FOR BEING PARENTED

S.V. Dorzhieva

Senior Teacher of the Civil Law and Procedure Department Buryat State University 24A , Smolina st., Ulan-Ude city , 670000, Buryat Republic E-mail: [email protected]

The proper parenting of orphans and children with no parental care in foster homes is the principal objective of such homes creation. In the article some of the important issues of choosing the adopting parents are discussed, the rating of their personal features which have significant importance for creating the most favorable conditions in a foster family for the up-bringing and harmonious development of the adopted children.

Keywords: adopted child; up-bringing; foster home

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.