Научная статья на тему 'Проблема жестокого обращения с детьми в семье (на примере Саратовской области)'

Проблема жестокого обращения с детьми в семье (на примере Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема жестокого обращения с детьми в семье (на примере Саратовской области)»

О. В.Бессчетнова

ПРОБЛЕМА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ (на примере Саратовской области)

Бессчетнова Оксана Владимировна -кандидат социологических наук, доцент Балашевского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных семье, семейным отношениям, многие проблемы, связанные с этой темой, остались вне поля зрения ученых и не получили достаточного освещения. В их числе: отношение молодежи к созданию семьи в современных условиях, усиление гарантий семье и ожидаемый уровень рождаемости, родительский опыт и выбор методов воспитания ребенка в семье, причины жестокого обращения с детьми в различных слоях населения, пути разрешения семейных конфликтов и т.д. Перечень нерешенных семейных проблем можно продолжить, но мы остановимся лишь на одной из них - проблеме жестокого обращения с детьми в семье.

Термин «жестокое обращение с детьми» как конкретное юридическое понятие впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г. и был включен в перечень оснований для лишения родительских прав, однако содержание самого понятия при этом не раскрывалось. Позже оно было конкретизировано в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 г., а через 20 лет без существенных изменений воспроизведено в Постановлении № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (3). Согласно этим документам, под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование их в ущерб интересам детей, например создание препятствий для обучения, склонение к воровству, проституции, употреблению спиртных напитков, наркотиков и т.п. Жестокое обращение с детьми может проявляться в физическом или психическом насилии со

стороны родителей, в покушении на половую неприкосновенность детей или в применении недопустимых способов воспитания, т.е. грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации.

В Уголовный кодекс РФ 1996 г. была включена новая статья 156, которая впервые предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением. Виновные наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей, либо обязательными работами на срок до 180 часов. Статья предусматривает также исправительные работы сроком до одного года, либо ограничение свободы до трех лет (1). Однако отсутствие в этой статье четкого определения, что есть жестокое обращение с несовершеннолетними с точки зрения именно уголовного, а не семейного права затрудняет применение данной нормы на практике.

Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет виды противоправных действий и определяет меру наказания за несоблюдение прав несовершеннолетних: за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних предусматривается предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти МРОТ. А за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенное родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, предусматривает наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ (2). Таким образом, термин «жестокое обращение» трактуется как систематическое причинение вреда кому-либо из членов семьи, нанесение ущерба путем морального, эмоционального, психологического, физического или сексуального насилия, в результате чего нарушается его физическое и психо-эмоциональное развитие, ущемляются его права и свободы.

Наиболее распространенным объектом семейного насилия являются дети. По статистическим данным научных исследований и криминальных сводок органов внутренних дел, насилию в России ежегодно подвергаются до 2 млн. несовершеннолетних. Из них в среднем более 500 тыс. детей каждый год убегают из семьи, интернатов, учебных заведений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников; около 17 тыс. детей становятся жертвами преступлений; 2 тыс. детей - жертвами убийств; каждый четвертый ребенок подвергается насилию в семье (4).

С целью изучения наиболее распространенных видов семейного насилия было проведено пилотажное социологическое исследование детей и подрост-

ков в возрасте от 6 до 18 лет на основе случайной выборки. Основным методом исследования послужило анкетирование, которое проводилось в средних общеобразовательных школах Саратовской области, преимущественно в сельской местности. Его результаты были дополнены данными, полученными в ходе анализа личных дел учащихся, интервью с детьми, педагогами и классными руководителями.

Выборочная совокупность составила 250 респондентов, из которых 52% девочек и 48% мальчиков. Возрастной состав опрошенных, принимающих участие в анкетировании, ранжировался в пределах от 6 до 17 лет.

На момент опроса с обоими родителями проживали 71,3% детей, 25 - были выходцами из неполных семей (преимущественно материнских) и 3,7% -составляли дети-сироты, временно проживающие в учреждениях социальной защиты.

Из родителей - 16% матерей и 14% отцов имеют образование в пределах 9-11 классов; среднее специальное - 52 и 44,6%; высшее - 32 и 5,3%; ученую степень - 8 и 2% родителей соответственно.

Было выявлено, что 16% матерей и 9,3% отцов являются безработными, остальные работают в различных областях народного хозяйства, включая такие профессии, как водитель, строитель, механизатор, сторож, военный, директор завода, повар, почтальон, медицинский работник, пекарь, редактор, педагог, которых объединили в группу «люди, работающие в бюджетной сфере».

На вопрос анкеты «Кто из членов семьи проводит с тобой больше всего времени, занимается твоим воспитанием?» были получены следующие ответы: мама - 50%, старший брат/сестра - 31,2, папа, бабушка по 18,7, тетя - 12,5%. Половина опрошенных, таким образом, традиционно наиболее важную роль в воспитании отводит матери, затем в роли «старшего наставника» выступает брат или сестра, и только затем отец, бабушка и другие родственники. На наш взгляд, данный факт свидетельствует о сознательном или бессознательном «бегстве» отцов с «поля воспитания» детей, причиной чему может служить ряд факторов, среди которых развод супругов и невозможность для отца принимать участие в воспитании ребенка из-за физического отсутствия; либо работа, связанная с длительными и частыми командировками, а также распределение семейных ролей таким образом, когда отец является кормильцем, а жена обязана вести хозяйство и воспитывать детей и т.д. И несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов проживают в полной семье, отцы недостаточно принимают участие в воспитании детей, редко проявляют заинтересованность в решении их проблем, не знают предпочтений своих детей в еде, одежде, просмотре телепередач. Это подтверждается и другими ответами респондентов: обсуждают свои проблемы с матерью - 62%, отцом - 21,3, бабушкой/дедушкой - 14, другими родственниками - 8,6, друзьями - 8, ни с кем - 14, затруднились ответить - 2,6% респондентов. Тревожным, на наш

взгляд, является то, что 14% детей вообще не обсуждают свои дела ни с родителями/родственниками, ни с друзьями, что говорит о социальной изоляции, одиночестве этих детей.

Данные социологического исследования подтверждают достаточную распространенность различного рода наказаний в современной семье. Так, 86% респондентов положительно ответили на вопрос «Наказывают ли тебя старшие члены семьи?», 4% дали отрицательный ответ, затруднились ответить 10% опрашиваемых.

В большинстве случаев наказание осуществляет мать - 38%, реже отец -20, бабушка - 4, а также другие родственники - 1,3, затруднились ответить 8% респондентов.

В качестве воспитательных приемов старшие члены семьи используют следующие виды наказания: «ругают, отчитывают, кричат» - 27,3%; «лишают удовольствий, развлечений, временно ограничивают свободу» - 24,6; «ведут воспитательные беседы, назидательные разговоры» - 20,6, «слегка шлепают, дают подзатыльники» - 12,6; «жестоко наказывают физически» - 7,3, «бойкотируют, прекращают общаться» - 6; заставляют делать какую-либо работу по дому - 6, «ставят в угол», «ругают с применением нецензурных выражений» -по 4,6; «закрывают в кладовке, сарае» - 2; затруднились ответить - 4%.

Как правило, родители используют достаточно агрессивные формы и методы воспитания детей. Ведущим типом жестокого обращения в семье выступает эмоциональное/психологическое насилие, которое сопровождается угрозами, нецензурной бранью, криком, игнорированием интересов ребенка, бойкотом, «углом». В системе родительского воспитания имеет место и физическое насилие в виде шлепков, пощечин, подзатыльников, побоев с применением подручных средств.

Наиболее распространенными причинами наказаний являются: непослушание - 32,6%; плохие оценки в школе, неуспеваемость, прогулы - 18,6; баловство, шалости - 12; невыполнение поручений родителей - 10; хулиганство - 9,3; курение, обман, вранье - по 8,6; опоздание - 5,3; драки - 4,6; плохое обращение с братьями и сестрами - 3,3; «за все без причин» - 1,3; затруднились ответить 10,6% респондентов. Примечательным, на наш взгляд, является тот факт, что заслуженным наказание считают 34,6% опрошенных, а 2,6% считают его «всегда незаслуженным».

Наиболее суровыми наказаниями являются рукоприкладство (побои) -31,3%; лишение удовольствий/развлечений - 28; шлепки, пощечины - 15,3; эмоциональное насилие со стороны родителей (крик, ругань, нецензурная брань) - 10; воспитательные беседы - 8; бойкот со стороны родителей (прекращение общения с ребенком, игнорирование его нужд и потребностей) - 7,3; затруднились с ответом 2% респондентов. В будущем в процессе воспитания собственных детей собираются использовать те же методы в полной мере -

10,6%, лишь некоторые из них - 38, с достаточной долей сомнения - 18, никогда не будут - 32,3, затруднились ответить 8,6%. Данные исследования позволяют сделать вывод, что дети и подростки не одобряют методы и приемы родительского воспитания, считая их жестокими, агрессивными и часто не соответствующими реальным проступкам.

Тем не менее из результатов опроса детей и подростков следует, что 50% из них в случае возникновения какой-либо трудной ситуации намерены обратиться к «родителям» (к матери - 25%, отцу - 25%), «другим родственникам» (бабушке, сестре, тете и т.д.) - 18,7%, к «друзьям» - 25, а 6,2% опрошенных дали ответ «ни к кому».

В ходе опроса был установлен достаточно высокий уровень коммуникабельности опрашиваемых. На вопрос «Много ли у тебя друзей?» ответы распределились следующим образом: 58,6% испытуемых имеют более трех друзей, два-три друга - 19,3, «много», «очень много» - ответили 11,3 и 4,6% респондентов отметили наличие всего одного друга. Подавляющее большинство родителей хорошо знают друзей своих детей - 75,3%, знают только по рассказам - 15,3, знают плохо - 7,9, затруднились ответить - 1,3%.

Отношение родителей к своим друзьям респонденты характеризуют как дружелюбное - 66,6%; нейтральное (им все равно) - 12,6; негативное - 1,2; избирательное (к разным друзьям относятся по-разному) - 18,6; затруднились с ответом - 1%. Чуть менее трети родителей, по словам опрошенных, недостаточно хорошо, либо вовсе не знают их друзей, что может привести в некоторых случаях к непоправимым последствиям: вовлечению детей в криминальные структуры, различного рода секты, приобщению к алкоголю и наркотическим средствам.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что жестокость и насилие продолжают оставаться рудиментом детско-родительских отношений, как и много веков тому назад. Принятие Закона о предотвращении жестокого обращения с детьми, информационно-просветительская работа с семьями по профилактике домашнего насилия, повышение социально-психологической, правовой компетентности и культуры населения в данном вопросе в целом позволят нормализовать взаимоотношения между родителями и детьми в большинстве современных российских семей.

Литература

1. Библиотека кодексов / Редкол.: Прудников В.М. - Выпуск 13(86). Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях [Электронный ресурс] .http:// pravozashita.ru/law/ak

3. О применении судами законодательства при решении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10 [Электронный ресурс] ..http://law.rambler.ru/library/norbus/61694/ index.html

4. Социально-психологическая помощь детям - жертвам семейного насилия. Сборник научно-методических материалов / М.Н. Бородатая, И.И. Осипова, М.В. Злоказова и др.; Под общей ред. Н.Н. Ершовой. - М.: Полиграф сервис, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.