Научная статья на тему 'Семейная политика Франции'

Семейная политика Франции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
832
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зубченко Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейная политика Франции»

Л.А. Зубченко Семейная политика Франции

Семейная политика - это совокупность мер, предпринимаемых органами государственной власти в области поддержки семьи. Она включает в себя предоставление различных семейных пособий, меры налоговой политики, создание и содержание необходимой инфраструктуры и различные социальные акции. Как и в Скандинавских странах, во Франции «положение семьи рассматривается не как частный, а как общественный вопрос, решение которого требует государственного вмешательства» (18). Именно поэтому Франция относится к числу стран с наиболее развитой и масштабной семейной политикой, которая на разных этапах своего развития принимала разные формы и преследовала различные цели.

Краткий очерк истории семейной политики Франции

В доиндустриальных обществах обмен между поколениями осуществлялся в рамках семьи: сначала взрослые растили и обучали детей, а затем дети содержали своих стариков. Каждая семья извлекала прибыль из осуществляемых ею «инвестиций» в детей. Традиционные семьи были, как правило, многодетными. Начиная с XIX в. ситуация стала меняться: на место семьи как производственной единицы пришло предприятие. Члены семьи стали «уходить» за ее пределы, чтобы производить товары и услуги на этих пред-

приятиях. В результате рамки семьи как сферы обмена между поколениями становились все более узкими. «Рентабельность» семейных вложений в детей резко снизилась, лозунгом дня стали слова: «Делайте сбережения, а не детей». Рождаемость во Франции начала быстро уменьшаться. Одним из решений проблем обмена между поколениями стало введение семейной политики. «Инвестиции» в детей частично начали финансироваться государством в форме организации государственной системы образования, бесплатного медицинского страхования детей и выплаты семейных пособий.

Началом семейной политики во Франции можно считать принятое в 1860 г. решение о назначении на каждого ребенка моряка в возрасте до 10 лет пособия в 10 сантимов в день, что составляло 5% дневной заработной платы рабочего. В 1866 г. была разработана программа по защите материнства и детства, рассчитанная на государственных служащих. В начале ХХ в. стали осуществляться выплаты пособий нуждающимся многодетным семьям и отдельным категориям служащих. Однако только с 1932 г. начали выплачиваться семейные пособия наемным работникам, а с 1939 г. - и работающим не по найму. Наряду с этим предприятия были обязаны вступить в одну из компенсационных касс, выплачивающих семейные пособия. Кроме того, в 1939 г. на основании Кодекса законов о семье были введены премии при рождении первого ребенка, пособия матерям-домохозяйкам и предоставлены определенные налоговые льготы многодетным семьям. Все эти меры носили про-наталистский характер, т.е. были направлены прежде всего на стимулирование роста рождаемости во Франции.

Это было связано с тем, что в конце XIX - начале XX в. началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев ограничивать число детей в семье. Кроме того, участие в первой половине XX в. в двух мировых войнах и мировой кризис 1930-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 гг. население Франции сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 гг. - еще на 1,2 млн. (1).

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, стала проводиться во Франции с начала 1920-х годов. Причем до 1967 г. в стране не разрешалась продажа

контрацептивов, а до 1975 г. были запрещены аборты. Среди мер демографической политики важное место занимало введение в 1946 г. широкой системы денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленных на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. В результате к середине 1980-х годов Франция имела среди стран Западной Европы один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на одну женщину) - 1,8-1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,4-0,5% (1).

Начиная с 1970-х годов политика в отношении семьи стала носить не столько пронаталистский, сколько перераспределительный характер, так как помощь стала оказываться преимущественно семьям с низкими доходами, а также одиноким родителям. Политика в отношении семьи стала, таким образом, скорее социальной, нежели демографической. Сегодня официально объявленные цели семейной политики во Франции многообразны: помимо обновления поколений они включают компенсацию семейных расходов, сокращение неравенства в доходах между семьями с детьми и без детей, борьбу с неравенством и бедностью, сочетание семейной жизни с профессиональной занятостью, поддержку молодежи. В целом социально-политическая концепция семьи во Франции базируется на двух различных, но тесно взаимосвязанных феноменах: на демографической (пронаталистской) ориентации семейной политики и на патернализме, проповедуемом социальной доктриной католицизма.

В соответствии с изменениями целей семейной политики менялись и суммы расходов на нее и их доля в общих расходах на социальное обеспечение. В 1948 г. расходы на семейную политику составляли 50,2% общих расходов системы социального обеспечения. В 2007 г. эта доля снизилась до 13,8% (и до 12,1%, если вычесть из них расходы на пособия взрослым инвалидам и на увеличение доходов пенсионеров, которые относятся к страхованию по старости). В 1950-2006 гг. доля расходов на семейную политику в ВВП Франции снизилась с 3,5 до 2,3%. В 1954 г. семья с двумя детьми ежемесячно получали сумму, эквивалентную 464 евро, тогда как в 2006 г. - всего 113 евро; для семей с тремя детьми пособия снизились с 781 евро до 403 евро у семей со скромным достатком и до 257 евро у более состоятельных семей (12). 74

Если после Второй мировой войны Франция занимала одно из первых мест в Европе по доле расходов на пособия детям и семьям в ВВП, то сегодня, по данным Евростата, она по этому показателю (2,68% ВВП) занимает восьмое место среди европейских стран вслед за Данией (3,88%), Люксембургом (3,7%), Германией (3,29%), Швецией (3,14%), Финляндией (3,1%), Исландией (3,02%) и Норвегией (2,89%). В 2007 г. ВВП Франции составил 1625 млрд. евро, а расходы на социальные пособия детям и семьям - 43,55 млрд. евро (12).

Относительное сокращение доли семейных пособий в ВВП объясняется ростом других социальных расходов - на здравоохранение, пособия по безработице, пенсии по старости и др. Кроме того, послевоенный бэби-бум создал впечатление, что демографический упадок во Франции, наблюдавшийся с 1870 г., преодолен. Сегодня основными формами проявления семейной политики во Франции являются семейные пособия, льготы по подоходному налогу, создание и содержание инфраструктуры по уходу за детьми.

Система семейных пособий

Важнейшей составной частью семейной политики Франции является довольно разветвленная система семейных пособий. Финансирование семейных пособий осуществляется в основном за счет предприятий, взносы которых с 1990 г. рассчитываются со всего фонда выплаченной заработной платы. Эти взносы, а также доля поступающих от государства финансовых средств перераспределяются Национальной кассой семейных пособий (НКСП) (Caisse nationale des allocations familiales, CNAF), которая выплачивает различные виды семейных пособий, а также пособий целевого назначения, например на оплату жилья и на трудоустройство.

НКСП является главным органом проведения семейной политики государства. В настоящее время семейные пособия поглощают около 2,6% ВВП Франции (в Швеции, Дании и Финляндии эта доля составляет 4% ВВП) и имеют более 100 разновидностей. Бюджет НКСП превышает оборонный бюджет страны (2). В 2007 г. через систему НКСП было выплачено 64 млрд. евро, в том числе около 40 млрд. в форме семейных пособий (8, с. 30).

НКСП включает сеть Касс семейных пособий (КСП) (Caisse d'allocations familiales, CAF), имеющих 123 бюро по всей стране.

Французские семьи регистрируются в КСП своего округа, получая регистрационный номер. До 2008 г. семьи регулярно сообщали в КСП о своем финансовом положении. В 2008 г. декларация о доходах в КСП отменена, так как в них часто занижались уровни семейных доходов. В 2005 г., например, 63% случаев занижения доходов было обнаружено благодаря сверке данных с налоговыми ведомствами (16). Теперь данные о семейных доходах будут поступать в КСП из налоговых органов.

С течением времени набор семейных пособий, их размеры и способы начислений менялись. Последняя реформа семейных пособий была проведена в 2004 г., когда все виды помощи и пособий для содержания малолетних детей были объединены в одно пособие по содержанию малышей (la prestation d'accueil du jeune enfant, PAJE), чтобы способствовать повышению уровней рождаемости и профессиональной занятости женщин, а также повысить роль предприятий в проведении семейной политики и статус профессиональных нянь. Государство отказалось от поддержки третьего ребенка, чтобы помочь семьям, у которых рождается первый ребенок. Спектр помощи на содержание ребенка был расширен, и акцент сделан на частные способы ухода за ним, а не на его содержание в яслях. Решение поставить семейную политику на службу рынку труда поддерживается стимулированием большего использования услуг няни.

В 2008 г. система семейных пособий во Франции включает следующие основные виды пособий (4).

1. Пособия на рождение, усыновление и уход за детьми, или Пособие по приему малышей (Prestation d'accueil du jeune enfant, PAJE), введенное с 1 января 2004 г., включает следующие типы пособий.

1.1. Единовременная премия за рождение или усыновление ребенка (Prime a la naissance) действует с 1 января 2004 г. Беременная женщина, претендующая на получение данной премии, должна обратиться в КСП или в первичную кассу медицинского страхования в течение первых 14 недель беременности. На нее имеют право родители, намеренные усыновить ребенка (в возрасте до 20 лет).

До конца 2008 г. действовали следующие правила оценки дохода родителей, имеющих право на премию при рождении или усыновлении ребенка (см. табл. 1). 76

Таблица 1 (4)

Потолок доходов семьи в 2006 г.

Численность детей в семье (рожденных или которые должны родиться) Потолок доходов в 2006 г. (в евро)

для пары с единственным доходом для одиноких родителей или для пары с двумя доходами

Один ребенок 32 328 42 722

Два ребенка 38 794 49 188

Три ребенка 46 533 56 947

Плюс на каждого последующего ребенка 7 759 7 759

Премия составляет 863,79 евро (в 2007 г. - 855,25 евро), а для усыновления с 1 августа 2005 г. - 1727,59 евро (в 2007 г. - 1710,49 евро). Премия выплачивается начиная с седьмого месяца беременности или в течение месяца, следующего за датой усыновления. Если рождается или усыновляется не один ребенок, выплаты соответственно увеличиваются (умножаются на количество детей).

1.2. Базовое пособие (Allocation de base). Если семья имеет ребенка в возрасте до трех лет, рожденного после 1 января 2004 г., или усыновила ребенка моложе 20 лет после этой даты и эти дети находятся на ее иждивении, она имеет право на базовое пособие. Обязательным условием его получения являются три медицинских осмотра ребенка: 1) в течение первых восьми дней после рождения; 2) в возрасте 9-10 месяцев; 3) в возрасте 24-25 месяцев.

До конца 2008 г. действовали следующие правила оценки потолка дохода семьи (см. табл. 1), имеющей право на получение базового пособия в размере 172,77 евро (в 2007 г. - 171,06 евро) в месяц на семью. При рождении или усыновлении двух и более детей пособие умножается.

Базовое пособие может объединяться с пособием, связанным с присутствием родителя дома с ребенком, а с 1 января 2007 г. - с пособием по поддержке семей, усыновляющих детей. Базовое пособие выплачивается с первого дня рождения ребенка до достижения им трех лет. При усыновлении детей оно выплачивается в течение трех лет, но не превышая 20-летнего возраста усыновленного.

1.3. Дополнительное пособие при свободном выборе способов ухода за ребенком (Complément de libre choix du mode de garde).

Если семья имеет ребенка моложе шести лет, рожденного или усыновленного после 1 января 2004 г., она может иметь право на пособие по выбору способов ухода за ребенком. При этом возможны два случая: семья пользуется услугами аккредитованной государством няни; семья пользуется услугами няни или бэби-ситтера.

Если родитель живет один, он может иметь минимальную профессиональную занятость, которая обеспечивает ему доход в 374,12 евро; доход для пары должен составлять не более 748,24 евро. Валовая зарплата аккредитованной няни не должна более чем в пять раз превышать сумму часовой минимальной заработной платы (SMIC - СМИК), ее максимум - 42,20 евро в день. Сумма компенсации расходов на няню зависит от ресурсов семьи и возраста ребенка (см. табл. 2 - данные до конца 2008 г.).

Таблица 2 (4) Условия и сумма компенсации расходов на няню

Численность детей на иждивении Доход за 2006 г. (в евро)

ниже не выше выше

Один ребенок 19 225 42 722 42 722

Двое детей 22 135 49 188 49 188

Трое детей 25 626 56 947 56 947

Возраст ребенка Ежемесячная сумма компенсации (в евро)

При пользовании услугами няни

Менее трех лет 642,40 535,33 428,28

От трех до шести лет 321,20 267,67 214,15

При уходе с няней в родительском доме

Менее трех лет 776,25 669,16 562,10

От трех до шести лет 388,13 334,58 281,05

1.4. Дополнительное пособие при свободном выборе деятельности (Complément de libre choix d'activité). На него имеют право семьи, где один родитель не работает или имеет частичную занятость, чтобы осуществлять уход за ребенком. При этом семья должна иметь не менее трех детей, последний из которых родился или был усыновлен после 1 июля 2006 г. Чтобы иметь право на такое

дополнительное пособие, родитель должен до рождения или усыновления первого ребенка работать и платить взносы на пенсионное страхование по старости в течение двух лет, до рождения второго ребенка этот срок составляет четыре года, а до рождения третьего и последующих детей - пять лет.

Если родитель не работает, он может получать дополнительное пособие по свободному выбору деятельности в таком размере: 363,27 евро, если он получает базовое пособие PAJE, и 536,03 евро, если он такого пособия не получает. При выплате пособия по способам ухода за ребенком данное дополнительное пособие не выплачивается. Если родитель является наемным работником с частичной занятостью, то он может получать следующее дополнительное пособие, связанное с выбором деятельности (см. табл. 3).

Таблица 3 (4) Пособия родителям с частичной занятостью

Занятость не более 50% рабочего времени на предприятии Занятость в течение 5080% рабочего времени на предприятии Занятость не превышает 76 час. в месяц, а зарплата не более 1212,41 евро Занятость 77-122 час. в месяц, а зарплата не более 1939,85 евро

Получающие базовое пособие PAJE 234,83 135,46 234,83 135,46

Не получающие базового пособия PAJE 407,60 308,23 407,60 308,23

Продолжительность выплаты этого пособия зависит от числа детей на иждивении: 1) при одном ребенке она составляет шесть месяцев, начиная с месяца рождения или усыновления; 2) при нескольких детях - до трехлетнего возраста ребенка. Если родитель возобновляет полную или частичную занятость в возрасте ребенка от 18 до 29 месяцев, он продолжает получать данное пособие в течение двух месяцев.

2. Детские пособия (Les enfants) - эта группа включает в себя следующие пособия.

2.1. Семейные пособия (Allocations familiales) выплачиваются в том случае, если в семье на иждивении находятся по крайней мере два ребенка в возрасте до 20 лет. Семья имеет право на такое пособие, независимо от семейного положения и уровня дохода.

Ежемесячная сумма семейного пособия до 31.12.2008 г. составляла:

- 120,32 евро, если в семье два ребенка;

- 274,47 евро, если в семье три ребенка;

- 154,15 евро на каждого последующего ребенка.

В дополнение к семейному пособию на каждого ребенка в возрасте от 11 до 16 лет ежемесячно доплачивается 33,84 евро и на каждого ребенка старше 16 лет - 60,16 евро. Если в семье на иждивении находятся всего два ребенка, она не получает дополнительных выплат на старшего.

2.2. Дополнительное пособие (Complément familial) выплачивается, если в семье на иждивении находятся по крайней мере три ребенка (все они старше трех лет) и при этом доход семьи не превышает определенного предела. Это пособие выплачивается с месяца, следующего за датой исполнения трех лет третьему, четвертому и т.д. ребенку. До конца 2008 г. действовали следующие правила оценки минимального дохода семейной пары, имеющей право на дополнительное семейное пособие (см. табл. 4).

Таблица 4

Потолок доходов для получения дополнительного семейного пособия

Численность детей в семье Потолок доходов в 2006 г. (в евро)

для пары с единственным (общим) доходом для одиноких родителей или для пары с двумя доходами

Три ребенка 33 961 41 569

Четыре ребенка 39 644 47 232

Плюс на каждого последующего ребенка 5 663 5 663

Ежемесячная сумма дополнительного пособия составляет 156,60 евро.

2.3. Ежедневное пособие на присутствие родителей выплачивается, если один из детей, находящихся на иждивении семьи, серьезно болен, явился жертвой несчастного случая или инвалид и если врач считает необходимым присутствие родителя рядом с ребенком, что естественно заставляет его прекратить свою профессиональную деятельность. Право на такое пособие предоставляется на шесть месяцев, затем оно может возобновляться в течение трех лет. За три года семья может получить максимум 310 ежедневных пособий. За месяц можно получать максимум 22 ежедневных пособия. До конца 2008 г. сумма пособий составляла 39,97 евро, если родители живут парой, и 47,49 евро - если родитель живет один,

Если расходы семьи, связанные с состоянием здоровья ребенка, составляют в месяц 102,23 евро или более, семья может получать дополнительное пособие на эти расходы в сумме 102,74 евро. При этом доходы семьи не должны превышать следующие лимиты (см. табл. 5).

Таблица 5 (4)

Потолок доходов для получения пособия по уходу за больными детьми

Доходы за 2006 г. (евро)

пара с единственным (общим) доходом родители-одиночки или пара с двумя доходами

Один ребенок 23 598 31 186

Два ребенка 28 318 35 906

Три ребенка 33 981 41 569

Плюс на каждого последующего ребенка 5 663 5 663

3. Школьные пособия (Allocation rentrée scolaire) на 20072008 уч. г. выплачиваются каждому школьнику, студенту или обучающемуся в профучилище, родившемуся в период с 16 сентября 1989 г. до 31 января 2002 г. Он должен также зарабатывать не более 55% СМИК, или 784,5 евро. Ребенок в возрасте шести лет или дос-

тигающий шести лет до 1 февраля 2008 г. должен быть записан в начальную школу (l'école primaire). Сумма пособия на каждого ребенка составляет 272,57 евро. Она выплачивается, если в 2006 г. доход на одного ребенка не превышал 21 991 евро, на двух детей -27 066 евро, на трех - 32 141 евро и на каждого последующего - дополнительно по 5075 евро. Если доход семьи ненамного превышает установленный потолок, пособие к началу учебного года снижается. Пособие детям в возрасте от 6 до 16 лет выплачивается автоматически в конце августа. Детям в возрасте от 16 до 18 лет выдается после подтверждения их учебы.

4. Пособия одиноким или разведенным родителям - эта группа включает следующие типы пособий.

4.1. Пособия одиноким родителям (Allocation de parent isolé, API). Одинокие родители - одиночки, разведенные, вдовы - должны быть одинокими в течение последних 18 месяцев и их средний доход за три последних месяца не должен превышать максимальной суммы API. Одиночка получает пособие на жилье, составляющее 53,90 евро, если женщина ждет ребенка, 107,35 евро при наличии одного ребенка и 133,03 евро при наличии двух и более детей.

Максимальная ежемесячная сумма API составляет 566,79 евро, если женщина ждет ребенка, 755,72 евро при наличии одного ребенка; к этой сумме добавляется 188,93 евро на каждого последующего ребенка. Если одиночка, получая API, начинает работать, КСП не учитывает его зарплату при расчете API в течение месяца, предшествующего началу деятельности, и двух месяцев после начала работы. В последующем API рассчитывается с учетом продолжительности занятости одиночки.

Если одиночка работает 78 час. в месяц и более, его зарплата учитывается при расчете API. Кроме того, одинокий родитель может получить единовременную премию за возобновление занятости (Prime de retour à l'emploi), если она продолжается не менее четырех последовательных месяцев.

Если одинокий родитель работает менее 78 час. в месяц, то в течение первых девяти месяцев его работы при расчете API во внимание принимается половина его заработной платы.

API выплачивается начиная с месяца подачи заявки. Если заявка подается после шести месяцев одиночества, то API выплачивается в течение 12 последовательных месяцев. Если ребенку одино-82

кого родителя менее трех лет, право на получение API продлевается до месяца исполнения ребенку трех лет.

4.2. Пособие по семейной поддержке (Allocation de soutien familial). Если ребенок потерял мать или отца или если один либо оба родителя не участвуют в содержании ребенка в течение по крайней мере двух последовательных месяцев, КСП предпринимает усилия по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей. А до этого выплачивает пособие по поддержанию семей, которое до конца 2008 г. составляло 84,60 евро в месяц, если ребенок лишен поддержки одного из родителей, и 112,80 евро, если он лишен поддержки обоих родителей.

5. Пособие на обучение ребенка-инвалида (Allocation d'éducation de l'enfant handicapé). Семья, имеющая на иждивении ребенка-инвалида в возрасте до 20 лет, может получать пособие на образование детей-инвалидов, которое с 1 января 2006 г. заменило пособие на специальное образование (Allocation d'éducation spéciale). Право на пособие зависит от уровня инвалидности, который устанавливается Комиссией по правам и независимости инвалидов (Commission des droits et de l'autonomie des personnes handicapées, CDAPH). До конца 2008 г. ежемесячная сумма пособия составляет 121,72 евро на ребенка-инвалида. Она может быть дополнена с учетом таких факторов, как уровень инвалидности, прекращение профессиональной деятельности одним из родителей и др. Сумма дополнительного пособия разделена на шесть категорий, составляя от 89,79 до 999,83 евро.

Помимо перечисленных семейных пособий КСП выплачивает пособия взрослым инвалидам, жилищные пособия, премии за переселение, пособия для трудоустройства молодежи и т. д. На конец 2007 г. семейные пособия на содержание детей получили 4638,7 тыс. человек, пособия PAJE - 2126,6 тыс., школьные пособия - 2797,8 тыс. (4). Всего было выплачено не менее 11 млн. различных пособий.

Начиная с 1997 г. каждые четыре года Национальная касса семейных пособий и государство заключают Конвенцию о целях и управлении (Convention d'objectifs et de gestion, COG), в которой перечисляются основные цели деятельности НКСП, способы ее финансирования и управления. В действующем третьем по счету COG (2005-2008), подписанном в июле 2005 г., описываются цели 123 КСП, которые, в свою очередь, подписывают Соглашения об

управлении (Contrat pluriannuel de gestion, CPG) с НКСП, направленные на повышение качества обслуживания клиентов.

В отличие от двух предшествующих соглашений третье COG определяет три главные цели КСП (13):

- повышение роли семейных пособий в проводимой в стране семейной политике;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение качества предоставляемых услуг, включая сокращение сроков рассмотрения досье;

- увеличение экономической эффективности деятельности КСП, в том числе за счет улучшения качества.

Создание и содержание дошкольных учреждений

Семейная политика включает инвестиции в структуры ухода за детьми: в детские сады (материнские школы - écoles maternelles), которые бесплатны для детей от трех до шести лет, субсидируемые ясли (crèches) и на приглашение аккредитованной няни для ухода на дому.

Если семья имеет ребенка в возрасте менее шести лет, она может выбрать следующие способы ухода за ним:

- содержание в коллективных учреждениях;

- индивидуальное содержание, в том числе с приглашением

няни;

- сокращение или прекращение профессиональной деятельности, чтобы ухаживать за ребенком.

Во Франции существуют различные типы учреждений для коллективного содержания детей: ясли, детские площадки (halte-garderies) и детские сады. Деятельность всех этих учреждений является объектом регулирования, они должны получить разрешение на функционирование у председателя Генерального совета департамента. Эти учреждения могут управляться местными органами власти (коммун, департаментов и т.д.) или иметь частное управление (ассоциации, компании, КСП и др.).

За последние десятилетия численность мест в яслях многократно возросла - с 40,5 тыс. в 1972 г. до 240 тыс. в 2002 г. При этом доля малышей до двух лет, посещающих ясли, возросла с 18 до 35%, а доля детей старше двух лет, посещающих детские сады («материнские школы»), - с 61 до 99%. В начале 2000-х годов дети до трех

лет, родители которых работают, содержались следующим образом: ясли посещали 15,1%, материнские школы - 16,3, услугами аккредитованной няни пользовались 29% (5).

По данным доклада Центра стратегического анализа (Centre d'Analyse Stratégique, CAS), государственные расходы на малышей (до трех лет) составляют 19 млрд. евро (1% ВВП). Несмотря на это, за 70% таких детей ухаживают их родители (в основном матери), 10 -посещают ясли, 10 - пользуются услугами нянь и еще 10% - услугами бабушек и т.д. В яслях насчитывается 320 тыс. мест, но их могут посещать только 10% малышей (7).

КСП участвуют в финансировании коллективных детских учреждений. Участие родителей в их финансировании рассчитывается в соответствии со шкалой, устанавливаемой на национальном уровне НКСП с учетом величины семейного дохода и размеров семьи. Во Франции существуют ясли нескольких типов - коллективные, семейные и родительские. Коллективные ясли, принимающие детей в возрасте до четырех лет, открыты в течении 1012 часов в сутки. Как правило, они принимают от 20 до 60 детей и обладают педагогическими кадрами и средствами, позволяющими обучать детей, готовить их к социальной жизни. Семейные ясли организуются на дому аккредитованной (государственной) няни, а родительские ясли - ассоциациями родителей, которые осуществляют прием и уход за детьми с участием квалифицированных специалистов. Численность детей в родительских яслях не превышает 20 человек.

С 2004 г. государство стимулирует создание яслей при предприятиях с помощью предоставления им налоговых льгот и специальных субсидий.

Ребенок может находиться на дому у няни или у себя дома с няней. Численность «сертифицированных нянь - помощниц матерей» (assistantes maternelles agréées) возросла в 1991-2000 гг. со 130 тыс. до 384 тыс. Няня может получать зарплату в семейных яслях или непосредственно от родителей ребенка. Как правило, няня ухаживает у себя дома за одним, двумя или тремя детьми в возрасте до четырех лет. Няня должна получить разрешение на деятельность в службе защиты материнства и детства Генерального совета департамента, которое гарантирует высокое качество обслужива-

ния детей. Один или два раза в неделю ребенок, находящийся дома с няней, посещает семейные ясли для занятий с педагогами.

Семейная квота - льгота по подоходному налогу

Семейная квота (quotient familia), с помощью которой французы адаптируют сумму налога к своим доходам, была введена во Франции в 1945 г. под лозунгом: «При равном уровне жизни - равные налоги». Хотя она не относится к семейным пособиям, с ее помощью французские семьи пользуются немалыми налоговыми льготами. Семейная квота рассчитывается путем деления общего семейного дохода на численность членов семьи, каждый из которых «оценивается» в зависимости от его положения - взрослые, дети, инвалиды и т. д. Взрослый имеет 1 часть, ребенок - Ü,5; таким образом, семья из двух человек с ребенком имеет 2,5 части.

В 1999 г. во Франции был принят закон, предусматривающий заключение двустороннего «гражданского пакта солидарности» (Pacte civil de solidste, PACS), субъектами которого могут быть «лица одного или разного пола»; данный договор представляет по существу «пробный брак», признаваемый государством. С 2ÜÜ5 г. лица, подписавшие PACS, платят подоходный налог так же, как и состоящие в браке. Они могут платить налог с совместного дохода с первого года заключения PACS, тогда как раньше для этого они должны были жить в паре в течение трех лет. Численность подписавших PACS постоянно растет: в 2ÜÜ1-2ÜÜ7 гг. она возросла более чем в четыре раза - с 19 632 до 1Ü2 Ü12. Иными словами, на десять заключенных браков приходится четыре подписания PACS. В рассматриваемый период численность браков уменьшилась с 2SS тыс. до 26Ü тыс. (11, с. 2).

В 2ÜÜS г. пара, состоящая в браке или заключившая PACS, имеет две части. Первый и второй ребенок имеют по Ü,5 части, третий ребенок и последующие дети имеют по 1 части. На ребенка-инвалида добавляется Ü,5 части. Pодители, разведенные или живущие раздельно и ухаживающие за детьми поочередно, могут увеличивать семейную квоту на Ü,25 части при одном или двух детях и на Ü,5 части, начиная с третьего ребенка. Если ребенок живет с одним из родителей, к его квоте добавляется Ü,5 части.

В зависимости от размера семейной квоты ставки подоходного налога в 2007 г. различались от 0 до 40% (см. табл. 6).

Таблица 6 (6, с. 89)

Ставки подоходного налога с учетом семейной квоты

Размер семейной квоты (в евро) Налоговая ставка (%)

До 5 614 0

5 614-11 918 5,5

11 918-24 872 14

24 872-66 679 30

Более 66 679 40

Эффективность семейной политики

Вопрос об эффективности любой социальной политики, в том числе семейной, относится к числу наиболее сложных, поскольку ответ на него не сводится к расчету простых количественных показателей, а требует учета многочисленных факторов, связанных с социально-экономическим развитием, изменением статуса и состава семьи, общественного положения женщин, ценностных ориентиров и т.д. Анализ возможных последствий семейной политики требует прежде всего рассмотрения нынешней демографической ситуации во Франции, которая характеризуется показателями, представленными в табл. 7.

На 1 января 2008 г. численность населения Франции составила 63,8 млн. человек, в том числе на территории метрополии - 61,9 млн., увеличившись в 2007 г. на 0,5%. В рамках ЕС Франция вместе с Ирландией занимает первое место по уровню рождаемости: 1,9 -2 ребенка против 1,3 в Германии и Италии и 1,5 - в среднем по ЕС-25 (9, с. 43). Сохранение относительно высокого уровня рождаемости во Франции можно отнести к позитивным результатам семейной политики.

Одна из тенденций, проявляющихся за последние 30 лет, заключается в том, что средний возраст женщин, рожающих первого ребенка, постоянно растет и в 2007 г. приблизился к 28 годам, а средний возраст забеременевших женщин составил 29,9 года (в 1977 г. -26,5 года). Еще одна тенденция - увеличение предстоящей при ро-

ждении продолжительности жизни: для мужчин с 70,2 года в 1980 г. до 75,3 года в 2000 г. и до 77,6 года в 2007 г. и для женщин соответственно с 78,4 до 82,8 и до 84,5 года (11, с. 3). Среди 797 тыс. детей, родившихся в 2006 г., 395 тыс., или 49,5%, были рождены вне брака; в 1970 г. эта доля составляла всего 6% (11, с. 4). С июля 2006 г. закон не различает прав детей, рожденных в браке и вне брака.

Таблица 7 (11, с. 3)

Основные демографические показатели Франции в 1980-2007 гг.

1980 г. 1990 г. 2000 г. 2006 г. 2007 г.

Число рождений (в тыс.) 800 762 755 797 783

Естественный прирост (в тыс.) 243 326 244 280 267

Коэффициент рождаемости (на 1000 жителей) 14,9 13,4 13,1 13,0 12,7

Коэффициент детской смертности (на 1000 живорожденных) 10,0 7,3 4,4 3,6 3,6

Индекс рождаемости 1,94 1,78 1,87 1,98 1,96

Численность браков (в тыс.) 334 287 298 267 260

Коэффициент брачности (на 1000 жителей) 6,2 5,1 5,0 4,4 4,2

Численность населения (в тыс.) 54 029 56 893 59 249 61 538 61 876

Доля лиц моложе 20 лет (в %) 30,4 27,5 25,4 24,7 24,6

Доля лиц старше 65 лет (в %) 14,0 14,1 16,1 16,4 16,5

Фактор старения нации, который наблюдается во Франции, как и в других странах ЕС, влечет за собой снижение темпов экономического роста, которые, по оценкам специалистов, могут понизиться с 2,2% в настоящее время до 1,3% к периоду 2030-2050 гг. Финансовая комиссия Национальной ассамблеи Франции предложила несколько стратегических направлений по решению вопросов увеличения трудовой занятости населения страны. Определенное место в этой стратегии уделено предоставлению молодым семьям пособий и выделению им жилья.

Уже сегодня одной из целей семейной политики является оказание помощи родителям в том, чтобы они могли успешно сочетать воспитание детей и профессиональную занятость. Именно поэтому весьма значительные суммы, предоставляемые в качестве социальных пособий на малолетних детей, предназначены для то-

го, чтобы либо уменьшить расходы семьи на няню, либо дать родителям возможность самим обеспечить присмотр за детьми. Демографическое положение Франции характеризуется так называемым «парадоксом рождаемости»: сочетанием довольно высоких показателей рождаемости по сравнению с остальными европейскими странами и высокого уровня экономической активности матерей. Этот парадокс объясняется особенностями французской семейной политики, отличной от политики других европейских стран в данной сфере. Наличие качественной бесплатной системы ухода за детьми позволяет более 80% француженок в возрасте от 25 до 39 лет (наиболее вероятный возраст деторождения) трудиться полный рабочий день. Таким образом, относительно высокие показатели рождаемости во Франции можно, по крайней мере отчасти, отнести на счет французской семейной политики. Почти 60% детей моложе шести лет растут в семьях с двумя работающими родителями (7). Но с увеличением числа детей занятость женщин уменьшается: профессионально заняты 80% женщин, имеющих одного ребенка, 60 -женщин с двумя детьми и 37% - с тремя детьми. К тому же, как отмечают некоторые специалисты, оплачиваемый отпуск (в основном матерям) и «родительское пособие на обучение» (allocation parentale d'éducation), составляющее от 300 до 700 евро, отдаляют мать от рынка труда. Так, по данным опроса, проведенного Caritas France, 78% матерей-одиночек не имеют доступа к занятости из-за проблем с уходом за ребенком, трудностей сочетания профессиональной и семейной жизни, недостатка образования и т.д. (7).

В последнее время были приняты меры, направленные на то, чтобы предоставить родителям большую свободу выбора способов ухода за детьми.

Во Франции многие женщины, имеющие детей, предпочитают работать и в этом им помогают ясли и материнские школы, в которые принимаются дети с трех (а иногда и с двух) лет. Кроме того, дети находятся в яслях и школах в течение большей части дня. Однако, по мнению профессора Лионского университета Ж. Бишо, при этом возникает проблема все более редкого рождения более двух детей («бесценного демографического капитала»), хотя это необходимо для обеспечения смены поколений (5). Чтобы ответить на этот вызов, необходимо переориентировать семейную

политику на поощрение рождения третьего, четвертого и т.д. ребенка. Семейную политику следует также реформировать в направлении поощрения занятости матерей с небольшим профессиональным опытом, недостатком образования и т.п.

Как уже отмечалось, семейная политика Франции постоянно меняется и совершенствуется с учетом происходящих демографических и социальных изменений. К недостаткам семейной политики специалисты относят отсутствие достаточных мест в детских учреждениях и нянь, занимающихся уходом за детьми, а также их невысокий профессионализм; как показывают некоторые исследования, половина нянь не имеет никакой специальной подготовки. Кроме того, в целом социальная политика Франции больше ориентирована на средний класс, чем на более нуждающиеся категории населения.

Проект Закона о финансировании системы социального обеспечения (Projet de Loi de financement de la securite sociale pour 2008, PLFSS 2008) предусматривает три направления развития семейной политики (14).

1. Усиление мер в отношении семей с низкими доходами, чтобы дать им возможность выбора способов ухода за детьми. Для таких семей правительство предлагает увеличить соответствующее пособие на 50 евро в месяц. Таким образом, пособие на финансирование оплаты услуг профессиональной няни может вырасти с 325 евро до 425 евро в месяц.

2. Улучшение учета потребностей лиц, получающих пособие, в целях повышения эффективности пособий. Для этого предусматриваются две меры:

- увеличение семейного пособия на 60 евро в месяц для детей, начиная с 14 лет, а не с 16 лет, как сегодня; это связано с тем, что, как показывают исследования последних лет, расходы на детей возрастают с 14 лет;

- определение размера школьных пособий в зависимости от возраста ребенка; шкала таких пособий будет определена позже.

3. Упрощение процедуры обращения граждан за семейным пособием. По действовавшему до 2008 г. порядку граждане должны были ежегодно 1 июля направлять декларацию о доходах за предыдущий год в КСП. Теперь эта декларация отменяется, КСП будет обращаться в налоговые органы за получением данных о дохо-90

дах семьи и отдельных лиц. Для расчета семейного дохода будут использованы налоговые декларации, предоставляемые до 1 мая 2008 г. (и последующих лет) (17). Такие изменения предпринимаются также в целях борьбы со злоупотреблениями. С этой целью КСП получат право пользоваться любыми средствами коммуникаций (телефонами, поставщиками Интернет-услуг и др.) для проверки деклараций, дающих право на получение семейных пособий.

Особенность французской системы социальной защиты -очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний по ЕС уровень. В 1970-2003 гг. расходы на социальную защиту во Франции выросли с 17,5 до 30,9% ВВП. По оценке Евростата, по данному показателю Франция занимает в ЕС третье место после Швеции и Дании. Для Франции характерно наличие развитой системы инструментов семейной политики, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные меры государственной семейной политики и формы семейных пособий. С этой точки зрения семейная политика Франции во многом может служить примером для других стран.

Список литературы

1. Демографическая политика Франции. - Режим доступа:// http:// uisrussia.msu.ru/docs/VestnikSF/2005/

2. Обязательное социальное страхование: Сценарии развития. - Режим доступа://http://www.riocenter.ru/sozstrah.doc/

3. Политика в отношении семьи. - Режим доступа://http://www. ambafrance-by.org/article/

4. Allocations familiales. - Mode of access://http://www.caf.fr/catalogue/

5. Bichot J. Histoire et évolution de la politique familiale en France. - Mode of access: //http://www.uniondesfamilles.org/histoire-politique-familiale-france. htm/

6. Cappelaere J.-J. Les principales dispositions fiscales du PLF pour 2007 // Rev. banque. - P., 2007. - N 687. - P. 89-91.

7. Fontanier М.-А., Sondag А. La politique familiale en France. - Mode of access: //http://www.secours-catholique.asso.fr/

8. Fraudes sociales: Le hold-up // Express. - P., 2007. - N 2936. - P. 24-33.

9. Key figures on Europe: Statistical pocketbook, 2006. - Brussels: Eurostat, 2006. - 209 p.

10. Les mystères du quotient familial. - Mode of access:// http://www. lcl.com/fr/info-argent/dossier-impots-2008/impots-et-famille/

11. Pison G. La population de la France en 2007 // Population et soc. - P., 2008. -N 443. - P. 1-4.

12. La politique familiale française. - Mode of access:// http:// fr.wikipedia.org/wiki/Politique_familiale_fran/

13. Portrait de notre institution. - Mode of access:// http://www. caf.fr/wps/portal/!ut/p/c1/04

14. Projet de Loi de financement de la securite sociale pour 2008. - Mode of access:// http://www.sante-jeunesse-sports.gouv.fr/IMG/pdf/plfss2008/

15. Le quotient familial. - Mode of access:// http://www.orange.fr/quotient-familial-les-regles-de-calcul.html/

16. Sécu: l'État déclare la guerre aux fraudeurs // Figaro. - P., 2008. - 21 janv. -P. 9.

17. Suppression de la déclaration de ressources Caf. - Mode of access:// http://www.caf.fr/wps/portal/particuliers/suppressiondr/

18. Veil M. Le partage des responsabilités: La politique familiale de la France est-elle un exemple? - Mode of access:// http://www.france-allemagne. fr/La-politique-familiale-en-France/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.