В.Б. Жиромская
НАСЕЛЕНИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ
СТРАН ЕВРОПЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
В данной статье сделана попытка дать сравнительную характеристику развития демографической модернизации в постиндустриальных странах Европы и рассмотреть этапы модернизационного процесса. Особое внимание уделено мерам демографической и семейной политики.
Ключевые слова: демографическая ситуация, демографическая модернизация, модель репродуктивного поведения, поощрение рождаемости, семейная политика, второй демографический переход.
Концепция демографической модернизации довольно давно разрабатывается в мировой науке. В настоящее время активизировалось ее исследование, равно как и опыта проводимой в постиндустриальных странах демографической политики, и в отечественной науке. Эти научные направления особо актуальны в настоящей все еще не изжитой кризисной демографической ситуации в нашей стране.
По уже устоявшемуся мнению ученых-демографов, постиндустриальные государства дальнего зарубежья переживают второй демографический переход - переход от современного к новейшему типу воспроизводства населения, который характеризуется внедрением инновационных технологий во все сферы жизни, в том числе в демографическую. Это предполагает расширение возможности самореализации личности, планирования семьи и семейных отношений, деторождения, продления активной жизни. Базой этого перехода является высокий уровень инновационной модернизации общества и соответствующего высокого уровня со-
Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант № 13-06-00333). © Жиромская В.Б., 2014
циального обеспечения населения. Напомним, что начало первого демографического перехода в Западной Европе датируется XVII в., а его окончание - первой половиной XX в. Как следует отсюда, первый демографический переход довольно растянут во времени.
В России первый демографический переход начался позднее, в конце XIX - начале XX в., зато происходил динамично и к 1970-м гг. уже завершился.
В исследованиях западных ученых завершение первого и начало второго демографических переходов хронологически совпадают. По нашим наблюдениям между ними прослеживается постпереходный период демографической стабилизации, в рамках которого зреют предпосылки второго демографического перехода. Постпереходная стабилизация, как правило, завершается кризисом, в условиях которого начинается переход к новейшему типу воспроизводства населения. Этот этап исследователи связывают с существенными изменениями модели демографического поведения жителей постиндустриальных стран.
Рассмотрим последовательно этапы демографической модернизации в постиндустриальных странах Северной и Центральной Европы во второй половине XX - начале XXI в. Имеются в виду прежде всего страны Северной (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания) и Западной (Австрия, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Великобритания) Европы. Стадию развития цивилизации в этих странах называют по-разному -«государство социального благоденствия», постиндустриальное общество и т. д., но всегда имеют в виду высокий уровень инновационного развития производства и социального обеспечения населения.
Второй переход не следует сразу за первым. Анализ сложившейся в этих странах ситуации показывает, что второму переходу повсюду предшествовал этап стабилизации, причем довольно длительный, вплоть до 70-х гг. XX в.
Этому этапу соответствует высокий уровень брачности, относительно ранний возраст вступления в брак: для женщин - 23 года, для мужчин - 25 лет. Уровень рождаемости падает, но пока еще обеспечивает замещение численности поколений поколениями детей. Коэффициент суммарной рождаемости не опускается ниже 2,2%о, а в некоторых странах (Ирландия, Нидерланды) держится на уровне 3,7 и 3,1%1. Увеличивается средняя продолжительность жизни, составляя у мужчин 65,4 лет и 71,6 года у женщин. Внебрачных союзов и внебрачных детей было меньше, чем официально зарегистрированных.
Примерно к середине 1970 - началу 1980-х гг. эта модель демографического поведения изживает себя, фиксируется резкое падение рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости по странам колеблется в пределах 1,5-1,7 (исключение составляет Ирландия - 3,7). Семья находится в состоянии кризиса. Резко возрастает количество внебрачных союзов и внебрачных детей. Доля внебрачных рождений с 1960 по 1980 г. увеличилась с 11,3 до 39,7% в Швеции, в Норвегии - с 3,7 до 14,5%2 и т. д. Повышается возраст вступления в брак (и для женщин и для мужчин - 27-29 лет). Демографический кризис такого плана свойствен не только странам Северной и Западной, но и Южной Европы (Италия и Испания).
Во Франции демографическая ситуация ухудшается с середины 1970-х гг.. Падает рождаемость, суммарный коэффициент рождаемости в 1960 г. составлял 2,7, а в 1980 г. - 1,9%о. Уменьшается брачность с 7,3% в 1975 г. до 5,6% - в 1982 г., растет разводимость. В 1975 г. ее показатель равнялся 1,16%, а в 1980-м - 1,7%. Соответственно возрастает доля женщин, не состоявших в браке, а также неполных семей. За 1975-1980 гг. доля женщин 20-24 лет, состоящих в браке, снизилась с 53,9 до 47,2%. Удельный вес семей, имеющих 3 и более детей, сократился на 5,4%. Растет доля внебрачных детей, их насчитывалось в 1960 г. 6,1%, а в 1980 г. - 11,4% от всех родившихся. Естественный прирост населения в целом оставался положительной величиной, но в значительной части департаментов в центре и на юге Франции, экономически менее развитых, со слабой урбанизацией, со значительным оттоком молодежи и повышенной долей пожилых лиц, смертность преобладала над рождаемостью. Средняя продолжительность жизни у мужчин достигала в 1960 г. 67 лет, а в 1980 г. - 70,1 года; у женщин соответственно 73,5 и 78,3 лет. Эти данные свидетельствуют о довольно значительном преобладании женской жизни над мужской - свыше 8 лет. В результате сократилась доля лиц от 0 до 15 лет с 26,4% в 1960 г. до 19% в 1980 г . Зато доля лиц старше 65 лет увеличилась с 11,8 до 16,5%, что свидетельствовало о демографическом старении населения. Довольно высокой была смертность мужчин в рабочих и репродуктивных возрастах, доля женщин составляла 51%3.
Кризисная ситуация в Швеции сложилась несколько позднее, чем в других развитых странах Северной и Центральной Европы. В Швеции фиксируется отрицательный естественный прирост населения (-0,7%). Смертность превышала рождаемость - 10,6% против 9,9%. Суммарный коэффициент рождаемости составлял 1,54. Это был не самый низкий показатель, но и в тех странах, где этот показатель был выше, чем в Швеции, он не обеспечивал
простого воспроизводства населения. Швеция на фоне Германии, Франции, Италии, Испании имела низкий коэффициент смертности - 4%. В вышеозначенных странах на 1000 рождений приходилось 5-6 смертей. Как и во всех странах Западной и Центральной Европы, в Швеции отмечалось старение населения. Лица 65 лет и старше составляли 19%, а моложе 15 лет - 15%.
Кризисная демографическая ситуация сложилась и в Германии. Коэффициент суммарной рождаемости опустился с 2,3 в 1960 г. до 1,5 в 1980 г. и продолжал падать все десятилетие 1990-х гг. В 1999 г. он составил 1,3. Ниже этого показателя были показатели в это же время в Италии и в Испании - 1,25.
Естественный прирост населения был отрицательным, смертность превышала, хотя и незначительно, рождаемость. При этом младенческая смертность была невысокой - 5 на 1000 рождений. Но все же она была выше, чем в Швеции. Внебрачных рождений было немного, но их число увеличилось с 7,6% от всех родившихся в 1960 г. до почти 12% в 1980 г. Процесс демографического старения развивался в Германии быстрее, чем в других странах, продолжительность жизни у мужчин увеличилась с 67,4 лет в 1960 г. до 69,6 в 1980 г., а у женщин с 72,9 до 76,1 года. Итак, продолжительность жизни значительно увеличилась при очень низкой рождаемости. Следствием явились ускоренные темпы демографического старения.
Кризисная ситуация сложилась в этих странах на фоне активной демографической политики поощрения рождаемости. Меры, предпринимаемые в этом направлении, давали лишь кратковременный эффект и не могли сдержать падения рождаемости. Кроме того, демографическая политика часто проводилась методом диктата и административного нажима. Даже во Франции до конца 1960-х гг. была запрещена продажа контрацептивов, а до середины 1970-х гг. были запрещены аборты. В других странах были осложнены или вообще невозможны разводы (Италия). Такого рода политика не благоприятствовала планированию семьи и самореализации личных интересов, тем более что повсюду развернулся процесс женской эмансипации. Женщина все более стремилась к сочетанию материнства и производственной деятельности.
Выход из кризисной ситуации был найден в разработке стратегии семейной политики, которая нацелена на то, чтобы дать возможность семье достойно вырастить, воспитать и обучить ребенка, профессионально подготовить его к самостоятельной жизни, не ущемляя при этом внесемейных интересов родителей. Семейная политика действует в двух основных направлениях: первое - фи-
нансовая поддержка семей с детьми, и второе - помощь семье по уходу за детьми.
Семейная политика начала активно разрабатываться в 1980-е гг. Основные направления этой политики ярко прослеживаются на примере некоторых стран.
К 2004 г. во Франции действует целая система пособий, направленных на обеспечение содержания ребенка, ухода за ним и его обучения, начиная с его рождения и до достижения им совер-шеннолетия6. Система пособий нацелена на учет индивидуальных потребностей семей с тем, чтобы обеспечить максимально равные стартовые возможности для содержания ребенка. Другая, не менее важная цель, - обеспечить родителям, прежде всего матерям, возможность самореализации во внесемейной деятельности, в том числе производственно-экономической.
Выделяются следующие группы пособий.
1. Отпуск по беременности оплачивается в размере 90% от заработка.
2. Пособия на рождение, усыновление и уход за детьми, или пособия по приему малышей. Они включают единовременную премию за рождение или усыновление ребенка; базовое пособие, увеличивающееся в зависимости от числа детей (оно имеет свою систему надбавок в зависимости от возраста ребенка); дополнительное пособие при свободном выборе способов ухода за ребенком. Семья получает пособие по уходу за ребенком до 6 лет, не посещающим детских учреждений, прежде всего для того, чтобы дать возможность родителям нанять няню. Сумма компенсации расходов на няню зависит от ресурсов семьи и возраста ребенка. Кроме того, существует еще дополнительное пособие при свободном выборе деятельности. На него имеют право семьи, имеющие не менее трех детей, где один родитель не работает или имеет частичную занятость, чтобы осуществлять уход за ребенком.
3. Детские пособия. В их состав входят пособия, которые выплачиваются семьям с двумя и более детьми в возрасте до 20 лет. Семья имеет право на такое пособие независимо от уровня дохода.
Ежемесячная сумма такого семейного пособия до 31 декабря 2008 г. составляла:
• 120,32 евро, если в семье два ребенка;
• 274,47 евро, если в семье три ребенка;
• 154,15 евро на каждого последующего ребенка.
В дополнение к семейному пособию на каждого ребенка в возрасте от 11 до 16 лет ежемесячно доплачивается 33,84 евро и на каждого ребенка старше 16 лет - 60,16 евро.
Эта группа пособий включает дополнительное пособие для многодетных семей (три и более ребенка) с низким доходом и ежедневное пособие по уходу за больным ребенком, вынуждающему родителя прекратить свою профессиональную деятельность. Право на такое пособие предоставляется на шесть месяцев, затем оно может возобновляться в течение трех лет.
Школьные пособия, которые выплачиваются каждому школьнику и студенту.
Пособия одиноким или разведенным родителям выплачиваются одиноким, разведенным, вдовствующим родителям в зависимости от их дохода.
Предусматривается пособие на жилье.
Существуют также специальное пособие по семейной поддержке, адресованное детям, потерявшим родителя или покинутым родителями, и пособие на обучение ребенка-инвалида.
Действует льгота семьям по подоходному налогу.
Таким образом, семья во Франции получает большой пакет финансовой детской помощи. Финансирование семейных пособий осуществляется в основном за счет поступающих от государства финансовых средств.
В последнее время усилия французского правительства направлены на развитие инфраструктуры по уходу за детьми: яслей, детских садов и особенно популярных материнских школ, где воспитываются и обучаются дети в возрасте от трех до шести лет. Эти школы сориентированы на подготовку детей к учебе. В 5-6 лет дети осваивают уже довольно обширную образовательную программу. Эта система очень быстро дала значительный эффект, поскольку позволила родителям успешно сочетать воспитание детей и производственную деятельность, рекреативный отдых, путешествия, т. е. реализацию своих внесемейных интересов. Кстати, во Франции фиксируется самая высокая среди западноевропейских стран экономическая занятость женщин.
Успехи демографического развития Швеции во многом основываются на эффективной политике по отношению к семье. Необходимость разработки такой политики и ее реализации возникла в Швеции, как и в других странах, когда большая часть женщин трудоспособного возраста оказалась втянутой на рынок труда. Поэтому забота о детях в Швеции ложится более или менее равным образом на женские и мужские плечи. Семьи с детьми получают помощь от государства и профсоюзов в нескольких видах, и эта поддержка призвана выравнять экономическое положение семей с детьми и бездетных семейных пар.
Родители новорожденного получают оплачиваемый отпуск в общей сложности продолжительностью 480 дней. Это самый продолжительный декретный отпуск в мире. Получаемый отпуск родители часто делят поровну между собой7. В любом случае не менее двух месяцев с ребенком должен оставаться отец, иначе отпуск в течение этого срока не оплачивается8.
Кроме того, отцу младенца предоставляется оплачиваемый десятидневный отпуск даже в том случае, если с ребенком находится мать, чтобы помочь ей в самые трудные после выхода из роддома дни, а также присмотреть за другими детьми.
В возрасте одного года дети посещают ясли. Для родителей в этих случаях предоставляется двухнедельный отпуск, чтобы обеспечить постепенное привыкание ребенка к новой обстановке. Один из родителей имеет право провести три полных дня с ребенком в детском саду, чтобы ребенок адаптировался в новой ситуации. Время ухода за новорожденным засчитывается в трудовой стаж. Детское пособие выплачивается, пока ребенок не закончит среднюю школу. Многодетные семьи получают дополнительные детские пособия на третьего, четвертого, пятого и последующих детей. Если семья неполная, то она получает дополнительное детское пособие. Эти пособия выплачиваются и эмигрантам.
Родителям предоставляется оплачиваемый отпуск по уходу за заболевшим ребенком до 12 лет. Государство предоставляет семьям с низкими доходами дополнительные пособия, призванные компенсировать возросшие расходы: например, переезд в более просторную квартиру. Выплачивается жилищное пособие для семей с детьми. Такие пособия получают 30% шведских семей. Эти жилищные выплаты выравнивают условия жизни для всех детей независимо от уровня доходов родителей.
В Швеции сегодня достаточно много детских учреждений и мест в них. Если в 1970-е и 1980-е гг. наблюдался дефицит мест в детских учреждениях, то к 2000 г. число детских мест (от 1 года до 12 лет) возросло более чем в 10 раз. Посещение детских учреждений не бесплатное, но плата умеренная, установлен ее верхний предел. Она зависит от дохода семьи. В результате 80% шведских детей посещают дошкольные детские учреждения, большая часть которых финансируется и управляется через муниципалитеты9.
Среди постиндустриальных государств Западной Европы Германия по рождаемости и естественному приросту населения существенно отстает.
В 2012 г. в Германии родилось 576 тыс. человек, а умерло 757 тыс., то есть сохраняется отрицательный прирост населения.
Почти 45 % населения не имеют семьи10. Кроме того, из-за постарения населения (лица в возрасте 65 лет и старше составляют 20,6% населения) сохраняется высокая смертность. Правда, в самое последнее время в Германии сократилась смертность в ДТП. Германское правительство тратит на поощрение рождаемости большие средства. Сумма пособий, которые по закону можно получить на ребенка до 18 лет, а в ряде случаев и старше 18, постоянно увеличивается. Родители получают налоговые послабления. Эти налоговые льготы тем выше, чем больше у них детей. После рождения ребенка молодым родителям предоставляется 14 оплачиваемых месяцев по уходу за ребенком. При этом родители сами решают, сколько времени каждый из них будет сидеть с малышом. Родительским отпуском все чаще и чаще пользуются отцы. Родительские деньги выплачиваются в размере 65-67% в зависимости от дохода семьи. При высоком доходе - свыше 250 тыс. евро в год на одного родителя родительские деньги государством не выплачиваются11. Безработные родители получают минимальное количество родительских денег. Таким образом, германское правительство оказывает довольно значительную финансовую поддержку родителям. Однако немецкие эксперты отмечают, что эти меры, предпринимаемые правительством, «направлены не туда»12. Дело в том, что в Германии очень слабо развита система детских садов и яслей, а проводимая государственной системой перестройка ухода за детьми осуществляется очень медленно. Не хватает даже персонала для работы в детских садах. По закону начиная с 2013 г. каждый ребенок в Германии после своего первого дня рождения получает гарантированное законом право на место в яслях, однако реализовать это право очень трудно. Например, в Баден-Вюртемберге, одной из самых богатых земель, в детских садах и яслях насчитывается 59 тыс. мест - при том что требуется 91 тыс.13 При этом детские сады и ясли работают, как правило, до 17 ч.
Второй причиной, которая тормозит решение демографической проблемы в Германии, является немецкий менталитет. Немецкая семья ставит гораздо больше условий, при которых можно планировать рождение ребенка: законченное образование, стабильная работа, достаточный доход, удобное жилье и т. д.14
Реализация семейной политики привела к положительным изменениям демографической ситуации во многих странах Западной Европы лишь в первое пятилетие нового века. В конце же XX в. добиться существенного улучшения демографической ситуации не удалось. В 1999 г. во Франции суммарный коэффициент рождаемости поднялся до 1,7, в Дании - 1,7, в Норвегии - 1,8, в Финлян-
дии - 1,7. Ситуация в других странах не изменилась: в Германии этот показатель был по-прежнему равен 1,3, в Италии - 1,2, в Швеции не поднялся выше 1,5. В Германии прирост населения остался отрицательным (-1,0), а в Италии и Испании был равен 0.
Однако к 2005 г. демографическая ситуация в рассматриваемых странах начала заметно улучшаться. Коэффициент суммарной рождаемости во Франции поднялся до 1,9, в Швеции, Дании и Финляндии - до 1,8. Лишь в Германии этот показатель продолжал оставаться на уровне 1,3.
Только в 2011 г. проблема простого воспроизводства населения была близка к решению во Франции, Швеции, Норвегии, где коэффициент суммарной рождаемости увеличился до 1,9-2,0.
В этих странах коэффициент рождаемости превысил коэффициент смертности: 12 против 9-10%. В частности во Франции в 2012 г. - 12,6 против 8,7%15. В литературе высказываются сомнения, что естественный прирост населения во Франции обеспечивают коренные жители - французы. Безусловно, свою лепту в повышение рождаемости в этих странах вносят мигранты. Но было бы неверным считать, что их вклад в рождаемость больше, чем у коренного населения рассматриваемых стран. Доля рожденных мигрантами младенцев во Франции и Италии составляет 11-15%, а в Германии, Испании и Швеции 15-19%16. По данным Национального института статистики Франции, рождаемость у коренных жителей - французов - в 2012 г. по сравнению с 2008 г. действительно несколько сократилась: соответственно 652 тыс. и 666 тыс. чел. Напротив, у мигрантов рождаемость увеличилась, но ненамного (61 и 57 тыс.). Зато дети от смешанных браков восполняют рождаемость чисто французских семей - 109 и 105 тыс.17 Коэффициент младенческой смертности на 1000 рождений был равен от 3,2 до 3,7%. Например, во Франции в 2012 г. коэффициент младенческой смертности составлял 3,5%18. И это несмотря на то, что 2012 г. был отмечен довольно высокой смертностью населения, связанной с постарением и вспышкой эпидемий гастроэнтерита и гриппа19. Самый низкий показатель был в Швеции -2,5 в 2011 г. и 2,1 в 2012 г. В Германии сохранялось превышение коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости, а естественный прирост населения равнялся -0,2%. Суммарный коэффициент рождаемости, однако, несколько поднялся - до 1,4. При этом младенческая смертность на 1000 рождений была низкой - 3,5 в 2011 г., а в 2012 г. - даже 3,4.
В Испании к 2011 г. демографическая ситуация явно улучшилась - коэффициент рождаемости превысил коэффициент смерт-
ности (11 против 8%) и обозначился положительный естественный прирост населения - 0,2%.
Италия, как и Германия, все еще отстает по этому последнему показателю и имеет отрицательный естественный прирост населения (-0,1).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в ведущих постиндустриальных странах Европы демографический кризис в ходе второго демографического перехода преодолевается.
Итак, в процессе второго демографического перехода формируется новая модель репродуктивного поведения населения, во многих своих чертах характерная для постиндустриальных государств Европы. Необходимо заметить кстати, что в силу глобализации процесса демографической модернизации некоторые из этих черт можно наблюдать и в странах, не вступивших еще в стадию второго демографического перехода.
Процесс формирования современной модели демографического поведения в постиндустриальных странах противоречив и сложен. На его вызовы необходимо своевременно и гибко реагировать мерами демографической политики.
В самом процессе формирования модели демографического поведения просматриваются и позитивные, и проблемные, и негативные явления с точки зрения воспроизводства населения.
Однозначно положительной стороной является повышение ориентации населения в условиях высокого уровня социального обеспечения и активной семейной политики на обзаведение семьей и детьми. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов молодежи (свыше 70% опрашиваемых респондентов).
В Швеции подавляющая часть населения проживает в семьях. Правда, существует большое количество повторных браков -5-8-кратных. Скорее всего, это следствие, с одной стороны, определенного этапа женской эмансипации, а с другой - иждивенческих настроений родителей, уверенных в поддержке их детей со стороны государства и общественных организаций.
Выше мы уже рассмотрели факт роста рождаемости во многих европейских странах. Правда, ориентация на семью предполагает укрепление именно малодетной семьи. Поэтому неправильно было бы говорить просто о возвращении традиционных семейных ценностей. Речь идет о формировании новых брачно-семейных ценностей, учитывающих взаимореализацию семейных и внесемейных интересов обоих родителей и детей.
Остродискуссионной проблемой является проблема однополых браков. В ряде стран такие браки узаконены, более того, однополые
семьи имеют право усыновлять (удочерять) детей. У общественности возникает опасение, что распространение однополых семей может привести к сокращению рождаемости.
В настоящее время расширяются возможности планирования семьи. В этом отношении сказываются не только уровень материального достатка семьи и планы карьерного роста родителей, но и возрастающая роль ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии). Семьи больше не боятся остаться бездетными. Даже в случае бесплодия с помощью ВРТ удается иметь детей (применяются различные вариации ЭКО - то есть экстракорпоральное оплодотворение, гормональная стимуляция, суперовуляции) и т. д. В мире рождаются сотни тысяч экодетей. В некоторых странах они составляют от 16 до 20% всех родившихся. При этом финансируется применение ВРТ государством.
В связи с расширением возможностей планирования семьи многие молодые люди откладывают и сроки обзаведения семьей, и сроки рождения детей, стремясь обеспечить сначала стабильное материальное положение и овладеть профессией.
Произошло, по выражению демографов, «постарение женихов и невест». Например, к 2008 г. в Швеции средний возраст невесты, вступающей в первый брак, превысил 30 лет. В 2012 г. во Франции соответствующий показатель составил 30,1 года. В большинстве же стран Запада и Юга Европы - 27-28 лет.
Многие демографы фиксируют факт постарения материнского возраста. Самый высокий коэффициент рождаемости в настоящее время в Испании, Италии, Швеции и Дании фиксируется у женщин в возрасте 29-30 лет. Немногим ниже показатели рождаемости у женщин в 30-34 года.
Поздние сроки заключения браков, по-видимому, вызывают распространение так называемых пробных брачных союзов, то есть добрачных сожительств, которые либо являются прелюдией заключения зарегистрированных браков, либо распадаются. Это явление сопровождается ростом внебрачной рождаемости. Внебрачные рождения составляют половину всех рождений в Швеции, Норвегии, Дании и Франции. Исключением являются Италия и Швейцария: в первом случае - 15%, во втором - 5%. Часть «пробных» союзов являются долговременными и прочными и признаются во многих странах как равные зарегистрированным бракам. Распадаются в основном сожительства партнеров в возрасте от 15 до 17 лет. Дело в том, что поздние браки вызывают и такое отрицательное явление, как ранние сексуальные связи. В 18 лет первый сексуальный контакт имели во Франции 74,8% мужчин и 71,9% женщин, а в 16 лет - 45,5 и 41,1%20.
При этих ранних, часто случайных и непрочных связях рождаются внебрачные дети, но число их рождений меньше, чем количество абортов. Например, во Франции количество абортов достигает 15,4, а рождений 11,8 на каждую 1000 женщин в возрасте от 15 до 19 лет, в Швеции соответственно 24,6 и 6,2; в Дании - 16,7 и 6,2 и т. д. Исключением являются лишь Германия и Италия, где этот показатель значительно ниже.
Характерными чертами современной модели репродуктивного поведения населения являются увеличение средней продолжительности мужской и женской жизни, низкий уровень смертности, в том числе детской, младенческой, перинатальной, низкий уровень материнской смертности, улучшение здоровья населения.
Как мы видим, второй демографический переход начинается в условиях кризиса.
Начало его всегда сложно и болезненно, протекание противоречиво, связано с многочисленными вызовами и рисками. Об этом свидетельствует, в частности, волна этнодемографических конфликтов, прокатившаяся по странам Западной Европы в конце ХХ - начале XXI в. Аналогичные процессы возникали и во время протекания первого демографического перехода. Выход из кризиса и очередной этап модернизации модели демографического поведения и составляет содержание второго демографического перехода.
Примечания
1 Клупт М.А. Демография регионов Земли. СПб.: Питер, 2008. С. 18.
2 Демоскоп Weekly [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru (дата обращения: 28.11.2013); Population in Europe 2005: first results [Электронный ресурс] // Eurostat. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/ KS-NK-06-016/EN/KS-NK-06-016-EN.PDF (дата обращения: 28.11.2013). P. 5.
3 Клупт М.А. Указ. соч. С. 19. Табл. 1.2; Население и общество: Информ. бюллетень. 1999. № 38.
4 Население и общество: Информ. бюллетень. 1999. № 38.
5 Клупт М.А. Указ. соч. С. 18. Табл. 1.1; Население и общество: Информ. бюллетень. 1999. № 38.
6 Зубченко Л.А. Семейная политика во Франции // Актуальные проблемы Европы. 2009. № 2. С. 72-92.
7 Гамзикова А. В Швеции в декретный отпуск идут и мамы и папы [Электронный ресурс] // Metro International. URL: http://www.metronews.ru/novosti/v-shvecii-v-dekretnyj-otpusk-idut-i-mamy-i-papy/Tpolky---AFFNuC1jR1xk/ (дата обращения: 28.11.2013).
8 Children and young people in Sweden [Электронный ресурс] // Swedish Institute. URL: http://sweden.Se/society/children-and-young-people-in-sweden/#start (дата обращения: 28.11.2013).
9 Там же.
10 Германия [Электронный ресурс] // Countrymeters. URL: http://countrymeters. info/ru/Germany (дата обращения: 28.11.2013).
11 Бабкин С. Пособие по уходу за ребенком в Германии [Электронный ресурс] // Жизнь в Германии: Практические советы. URL: http://www.tupa-germania.ru/ posobija/po-uhodu-za-rebenkom.html (дата обращения: 28.11.2013).
12 Kelek N. Die fremde Braut: Ein Bericht aus dem Inneren des turk-schen Lebens in Deutschland. Köln, 2005.
13 Демьянов А. Германия оказалась на последнем месте по уровню рождаемости в ЕС [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. URL: http://demoscope.ru/ weekly/2011/0473/gazeta04.php (дата обращения: 28.11.2013).
14 Погорельская С.В. Некоторые особенности семейной политики в Германии // Актуальные проблемы Европы. 2009. № 2. С. 112-128.
15 Évolution de la population [Электронный ресурс] // INSEE. URL: http:// www.insee.fr/fr/themes/document.asp?reg_id=0&id=3805 (дата обращения: 28.11.2013).
16 Население России, 2008: Шестнадцатый ежегодный демографический доклад. М., 2010. С. 112.
17 Naissance selon la nationalité des parents [Электронный ресурс] // INSEE. URL: http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=NATTEF02233 (дата обращения: 28.11.2013).
18 Espérance de vie - Mortalité [Электронный ресурс] // INSEE. URL: http:// www.insee.fr/fr/themes/document.asp?reg_id=0&id=3809 (дата обращения: 28.11.2013).
19 Во Франции 65,8 миллиона жителей [Электронный ресурс] // Усадьба Урсы. URL: http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/41565-во-франции-658-миллиона-жителей (дата обращения: 28.11.2013).
20 Население и общество: Информ. бюллетень. 1999. № 36.