РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
1
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.01.001-95.01.100
МОСКВА 1995
которая должна подчиняться принципу социальной справедливости, поскольку, в конечном счете, зависит от него. Вместе с тем Дж. Ревис вовсе не отказывается от принципа эффективности; "если имеют место неравенство доходов и состояний, различия в авторитетах и степени ответственности, которые способствуют улучшению положения для всех по сравнению с ситуацией равенства, то почему бы и не допустить такое неравенство?" (с. 56). Из этого следует, что вполне оправдано увеличение разрыва в доходах, например, между двумя индивидами, если это улучшит положение обоих.
Дж. Ревис обосновывает также необходимость минимального дохода, размер которого не должен превышать уровня, требующего таких налогов, которые могут затормозить экономические инициативы. Такой подход требует полной гласности и социального диалога, особенно в отношении таких инструментов достижения социальной справедливости, как налоги, размер минимальной заработной платы, социальные трансферты, развитие общественных услуг и т. д. При этом следует помнить о неизбежном противоречии между ролью названных инструментов в проведении макроэкономической политики и в уменьшении социального неравенства.
Л.А. Зубченко
95.01.069. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ В СТРАНАХ — ЧЛЕНАХ ЕС: ФРАНЦИЯ.
Les politiques familiales nationales des Etats membres de la Communauté européenne en 1991 / Commies, des Communautés europ. Observatoire europ. des politiques familiales nationales; Dumon W. avec la collab. de Nuelant T. et al. — Bruxelles: Direction générale emploi, relations industrielles et affaires sociales, [1992] .— T. 1 .— X, 169 p.; T. 2 .— VI, 287 p.
Двухтомное исследование, подготовленное под эгидой Комиссии Европейских сообществ (КЕС) под редакцией сотрудника Института социологических исследований В. Дюмона (Лувен, Бельгия), посвящено анализу различных аспектов разработки и проведения политики в отношении семьи (ПС) в странах — членах ЕС по состоянию на 1991 г., в частности во Франции.
В статье сотрудника Французского центра исследования пЬлитиче-ской жизни Ж. Комэйя охарактеризованы основные тенденции развития ПС, которые, по его мнению, обусловлены изменениями, происходящими в четырех главных сферах: в политической, в интернационализации социальной политики в рам как ЕС, в повышении роли детей как объектов ПС, в "экономизации" семьи (I, с. 16).
В ходе ведущихся во Франции острых дискуссий о содержании ПС
главным остается вопрос о ее целях: должна ли она стимулировать рождаемость, помогать семьям в воспитании детей (независимо от размеров семейных доходов) или поддерживать наиболее бедные семьи. Бели официальные органы являются сторонниками политики солидарности и предоставления помощи бедным семьям, то разного рода семейные ассоциации выступают за более универсальную ПС. В 1991 г. в докладе, представленном Социально-экономическому совету Франции, были предложены меры по пересмотру ПС, в числе которых предлагалось ввести показатель "средних расходов на содержание и воспитание ребенка" в зависимости, от его возраста, очередности рождения в семье (второй ребенок обходится дешевле первого, тогда как третий — дороже двух первых), доходов родителей. В докладе подчеркивалась необходимость предоставления ПС автономии в рамках общей социальной политики.
Во Франции все больше распространяется подход к ПС как к политике, призванной помочь семьям реализовать свои стремления, а не влиять на их поведение. В стране наблюдается смешение целей ПС: начиная с классических —, помочь семьям с детьми и стимулировать демографический рост — и кончая современными социальными целями: обеспечение лучшего сочетания профессиональной и домашней занятости, улучшение воспитания детей, помощь бедным семьям и т. д.
ПС Франции ощущает на себе все большее воздействие международных институтов, занимающихся проблемами семьи. Наибольший резонанс в стране вызвали постановление Суда ЕС от 2 марта 1989 г. о выплате странами — членами ЕС национальных семейных пособий находящимся на их территории выходцам из других стран — членов ЕС, даже если члены их семей остаются на родине (I, с. 19), а также положения Международной конвенции прав ребенка. Автор утверждает, что во Франции принято единственной опорой семьи считать детей. Именно этим объясняется направленность ПС на детей, о чем свидетельствует подготовка законопроектов: о родстве и наследстве, предполагающего раздел наследных прав законных и побочных детей; о биоэтике, устанавливающего, в частности, разделение между биологическими правам^, с одной стороны, и гражданскими и социальными — с-другой.
В последнее время во Франции принят ряд мер по "эконом изации" домашнего хозяйства, направленных на то, чтобы стимулировать расширение "семейной занятости" женщин. К их числу относятся: а) меры налогового характера: с 1 января 1992 г. использование наемной домработницы для ведения домашнего хозяйства, помощи в воспитании детей, в уходе за пожилыми, инвалидами дает право на сокращение на 50% подоходного налога на расходы в 25 тыс. фр. в год; б) предоставление юридического статуса ассоциациям, уаолномоченным госу-
19-3917
дарством оказывать различные услуги населению; в) профессиональная подготовка социальных работников; г) упрощение формальностей при составлении налоговых деклараций для лиц, использующих социальных работников.
Льготы, предоставляемые семьям во Франции, включают как прямые семейные пособия, предоставляемые регулярно в денежной форме в зависимости от числа и возраста детей, так ■ пособия в материальной форме, различные льготы на общественном транспорте и т. п. В 1992 г. ежемесячная сумма семейных пособий во Франции на одного ребенка не выплачивалась, на второго составляла 92,5 экю, на третьего — 118,4 экю и на четвертого — 118,4 экю (I, с. 61).
Проблема ухода за детьми в возрасте до трех лет решается во Франции, как и в других странах ЕС, с помощью таких мер, как создание сети государственных ясель; обеспечение деятельности частных учреждений по присмотру за детьми; возложение ответственности работодателей за организацию детских учреждений; предоставление семьям компенсации расходов на приглашенных нянь (I, с. 89). Принимаемые во Франции меры позволяют расширить привлечение специально подготовленных нянь для содержания и воспитания детей дома, что, помимо прочего, обеспечивает женщинам дополнительные рабочие места. Кроме того, во Франции выплачиваются денежные пособия на содержание в семьях престарелых и инвалидов, в том числе детей.
Семейное пособие на детей определяется во Франции, исходя из "ежемесячной базы семейных пособий" (БМАФ), которая в 1991 г. составляла 1920,44 фр. в месяц. Это пособие выплачивается во Франции, начиная со второго ребенка: в 1991 г. оно составляло на семью с двумя детьми — 615 фр. в месяц, с тремя — 1402 фр., с четырьмя — 2189 фр. н на каждого последующего ребенка — по 787 фр. На детей в возрасте от 10 до 15 лет оно увеличивается на 173 фр., старше 15 лет — на 307 фр. (2, с. 24).
~ Родители-одиночки получают доплату, если их доход менее определенного минимума, который на 1 июля 1991 г. составлял: для беременной женщины без детей — 2881 фр. в месяц, для родителя с одним ребенком — 3841 фр., с двумя — 4801 фр., с большим числом детей — 4801 фр. плюс 960 фр. на каждого последующего ребенка (2, с. 24). Ребенок-сирота получает пособие 432 фр. при наличии опекуна, полный сирота — 576 фр. в месяц. Специальное пособие на содержание детей-инвалидов составляло 615 фр. в месяц.
Семейное пособие, предоставляемое в зависимости от уровня доходов семьи, получают семьи с тремя и более детьми старше трех лет. Месячная сумма составляет 41,65% БМАФ, или 800 фр. При этом минимальный годовой доход для семьи из трех человек должен соста-
влять при одном работающем родителе не более 135 768 фр. и при двух работающих — 166 084 фр. (2, с. 25).
Пособие на новорожденных выплачивается всем матерям в течение девяти месяцев (в том числе за пять месяцев до рождения), в 1989 г. оно составляло 882 фр. в месяц. Это пособие может выплачиваться и до достижения ребенком трех лет, если годовой доход семьи с одним ребенком не превышает 94 283 фр., с двумя — 113 140 фр., с тремя — 135 668 фр., с четырьмя — 158 396 фр. плюс на каждого последующего ребенка — 22 628 фр. (2, с. 36).
Право на школьное пособие, составляющее 20% БМАФ, или 384 фр., имеют семьи с одним ребенком, имеющие годовой доход не более 86 614 фр., с двумя — 106 602 фр., с тремя — 126 $90 фр., с четырьмя — 146 578 фр. плюс 19 989 фр. на каждого последующего ребенка (2, с. 37).
Семьи с тремя и более детьми, из которых хотя бы один моложе 18 лет, получают льготную карточку Национального общества железных дорог. Владелец карточки имеет право на 50%-ную скидку со стоимости билета в пригородном ¿ообщении и на 30%-ную — на дальнем. Для семей с шестью детьми скидка составляет 75% стоимости железнодорожного билета (2, с. 41).
В 1987 г. Высший совет по населению и семье Франции сформировал рекомендации, касающиеся диверсификации режимов рабочего времени и различных форм частичной' занятости женщин с целью лучшего сочетания их профессиональной и семейной жизни. Рекомендуется учитывать эти вопросы при заключении межпрофессиональных национальных коллективных соглашений с предпринимателями. Чтобы заняться воспитанием ребенка, наемные работники предприятий с 100 и более занятых могут получить "родительский отпуск на воспитание" , максимальная продолжительность которого составляет 33 месяца (до достижения ребенком возраста 2 года 11 мес.). Такой отпуск может предоставляться как матери, так и отцу с гарантией возврата на прежнее место работы. Практически эта мера используется редко и в основном женщинами, занятыми в госсекторе. Это связано как с Недостаточной информированностью людей о таком отпуске, так и с настороженным отношением предпринимателей.
Французская система присмотра и содержания малышей включает: а) институт профессиональных нянь, действующих под опекой службы защиты материнства и детства, финансируется самими родителями с участием касс семейных пособий (КСП); б) семейные ясли, которые финансируются семьями, местными органами власти и КСП; в) коллективные ясли, в которые принимаются дети работающих родителей, финансируются семьями, местными органами власти, КСП и предпри ятиямн; г) родительские ясли, которые функционируют как и коллек
тивные, но в управлении и деятельности которых родители играют большую роль; д) детские площадки для временного (от часа до полудня) присмотра за детьми (финансируются семьями, КСП и местными органами власти).
По имеющимся данным, численность детей в возрасте до трех лет, у которых оба родителя работают, составляет около 1 млн., из них 23% находятся под присмотром матерей. Среди остальных 770 тыс. человек 45% содержатся в "организованных" структурах: 95 тыс. — в коллективных яслях, 50 тыс. — в семейных яслях и около 200 тыс. — под присмотром нянь (2, с. 117). Остальные содержатся "неорганизованно": 150-200 тыс. — с "негосударственными" нянями и 285 тыс. — с бабушками и т. д. В последнее время принимаются меры по повышению статуса нянь, упрощению их регистрации и т. д. Подготовка нянь для работы на постоянной основе продолжается шесть месяцев, а для работы по совместительству — три месяца. Минимальная оплата их труда равна 2,25 часовых ставок СМИК (74,95 фр.). Во Франции насчитывается 60 тыс. помощников по хозяйству и 8 тыс. семейных работников, которые специально подготовлены к тому, чтобы помочь матери или даже заменить ее в случае необходимости (2, с. 155).
Как и в других странах ЕС, во Франции под влиянием феминистского движения быстро распространяется понятие "домашнего труда" (нетоварного производства) как совокупности услуг, выполняемых в основном женщинами для семьи. Стала уже классической идея о том, что домашний труд производит ценности, хотя национальное счетоводство пока игнорирует эти данные. По данным специального обследования, в 1979 г. домашний труд оценивался в 48 млрд. час., тогда как профессиональный труд — в 41 млрд. час (2, с. 139).
В июле 1990 г. Франция ратифицировала Конвенцию прав ребенка, что свидетельствует о том, что государство начинает относиться к детям не как к объектам, а как к субъектам права, т. е. будущим гражданам. В ряде муниципалитетов созданы детские советы, расширены гражданские права детей в школах, где им предоставлено право свободно выражать свое мнение в лицейских журналах и газетах, создавать различные объединения.
Во Франции создана служба "зеленого телефона", находящаяся на содержании государства, куда могут звонить дети, подвергающиеся насилию и сталкивающиеся с другими проблемами. В 1990 г. было зарегистрировано 115 тыс. телефонных обращений; по 14 тыс. из них были приняты определенные меры (2, с. 226). Семейные консультации предоставляются частными организациями, входящими во Французскую ассоциацию центров семейных консультаций.
JI. А. Зубченко