чем людей, желающих его продать. То же самое касается финансовых активов, ценных бумаг. Финансовые активы, которые пожилые люди накопили, чтобы после выхода на пенсию сохранить прежний уровень жизни, постепенно утрачивают свою стоимость, так как нет достаточного количества молодежи для их покупки. Кроме того, из-за старения населения пенсионные фонды все хуже справляются со своими функциями. Таким образом, ускорение демографического перехода является как необходимостью, так и одной из наиболее сложных задач, которую мировое сообщество должно решить, заключает автор.
С.Н. Куликова
2015.04.059. БУАСНО Д., ФИШЕН А. СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ И НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ВО ФРАНЦИИ: ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И СЕМЬЯМ.
BOISNAULT D., FICHEN A. Enfants, politique familiale et fiscalité: Les transferts du système socio-fiscal aux familles en 2014 // Tresor-Eco. - P., 2015. - N 142. - 1-8 p.
Ключевые слова: система социальной защиты Франции; детские пособия; семейные пособия; налоговые льготы.
Среди европейских стран Франция выделяется сравнительно высокой рождаемостью и трудовой активностью женщин. В 2012 г. показатель плодовитости (фертильности) женщин во Франции равнялся 2,01 ребенка на одну женщину против 1,58 ребенка в среднем по ЕС. По данным на 2012 г., среди француженок в возрасте от 25 до 54 лет 83% работали (в среднем по ЕС данный показатель ниже - 79%) (с. 2). Эти цифры обычно приводят в качестве подтверждения успехов амбициозной семейной политики, проводимой во Франции. Однако, по мнению авторов, семейная политика не является единственной причиной высокой рождаемости в стране и высокой трудовой активности француженок: культурные факторы также играют существенную роль.
Семейная политика во Франции ведет свой отсчет с конца XIX и начала ХХ в., когда некоторые предприниматели стали выплачивать надбавки к зарплате работникам, имеющим детей. Закон 1932 г. сделал обязательным присоединение предприятий к специальным фондам (кассам), финансирующим семейные пособия. По-
сле Второй мировой войны, когда была создана централизованная система социальной защиты и введена так называемая семейная квота (le quotient familial, т.е. показатель, служащий для исчисления размера подоходного налога и рассчитываемого путем деления всего облагаемого дохода на количество членов семьи), семейная политика вошла в число важнейших направлений государственной политики. Первоначально семейные пособия предоставлялись без учета дохода семей, поскольку было важно поднять рождаемость, чтобы стимулировать экономический рост. Но к концу 1970-х годов цели семейной политики изменились: на первый план вышла задача поддержки малообеспеченных семей. В 1978 г. были учреждены всеобщее семейное пособие (la prestation familiale universelle) и пособие многодетным семьям, учитывающее доходы, - семейная доплата (le complément familial).
В настоящее время семейная политика Франции сосредоточена на трех основных задачах: компенсация семейных затрат на детей (за счет перераспределения доходов между бездетными семьями и семьями с детьми), помощь семьям с низким уровнем доходов (с помощью пособий, учитывающих уровень доходов) и создание благоприятных условий для совмещения семейной жизни с трудовой активностью. Во французской системе социальной защиты и налогообложения используются два способа перераспределения доходов: горизонтальное перераспределение - от семей без детей к семьям с детьми и вертикальное - от более обеспеченных к менее обеспеченным семьям. Франция тратит значительные средства ради достижения указанных целей: в 2011 г. семейные пособия (в денежной форме) составили 49,2 млрд евро, т.е. 2,5% ВВП (с. 2).
Для поддержки семей с детьми используются различные инструменты: семейные пособия, семейная доплата, пособие новорожденным, пособие школьникам, помощь в присмотре за детьми, надбавки к пенсии родителям и др. При налогообложении также учитывается количество детей в семье. Так, механизм семейной квоты позволяет понизить платежи по подоходному налогу; налоговые льготы существуют также по другим налогам, в частности налогу на школьное обучение (l'impôt pour frais de scolarité), налоговому кредиту (le credit d'impôt), налогу на жилище (la taxe d'habitation) и т.д. Семьями с детьми считаются домашние хозяйст-
ва, где есть как минимум один ребенок в возрасте до 25 лет. В целом семьи с детьми имеют более низкие доходы, чем бездетные семьи.
До налогообложения и получения социальных пособий средний уровень жизни семей с двумя-тремя детьми на 11% ниже, чем семей без детей, а семей с тремя и более детьми - на 26% ниже, чем бездетных семей. За счет перераспределения доходов достигается сокращение этой разницы примерно на треть (разница в уровне жизни указанных семей уменьшается соответственно до 7 и 15%) (с. 6). Наибольшие выгоды от указанного перераспределения доходов получают семьи с одним родителем и многодетные семьи. Поддержка малообеспеченных семей, кроме всего прочего, помогает снизить уровень бедности среди детей1, который составил в 2011 г. 19,5% против 14,2% среди всего населения (с. 2). По расчетам, без перераспределения доходов уровень бедности достигал бы 20,9% у семей с одним-двумя детьми, 44,3 - у семей с тремя и более детьми и 13,5% - у бездетных семей, а наиболее сильно бедностью были бы затронуты семьи с одним родителем - 54,6% (с. 5).
С 2013 г. правительство проводит реформы системы социального вспомоществования, направленные на поддержку семей со скромными доходами. Так, снижен потолок семейной квоты с 2336 евро до 1500 евро, что уменьшило выгоды наиболее благополучных семей и увеличило выгоды малообеспеченных семей (в плане льгот по подоходному налогу). Кроме того, предусмотрено повышение некоторых семейных пособий в период с 2014 по 2018 г., в частности семейной доплаты - на 50%, а пособия по поддержке семей, в основном родителей-одиночек (l'allocation de soutien familial), - на 25% (с. 7).
Сумма помощи семьям варьируется в зависимости от численности детей и размера доходов родителей. Так, семьи с тремя и более детьми получают большую поддержку, чем семьи с одним-двумя детьми. Такая прибавка к располагаемому доходу особенно важна для многодетных семей с низкими доходами. Размер социальной помощи зависит также от возраста детей: основное внимание уделяется поддержке детей до трех лет. Родители таких детей
1 Рассчитывается как отношение численности детей, проживающих в семьях с доходами ниже черты бедности (т.е. 60% медианного дохода), и общей численности детей. - Прим. реф.
получают специальное пособие на содержание малышей (la prestation d'accueil du jeune enfant, PAJE), единовременную премию по случаю рождения ребенка, компенсацию затрат по присмотру за ребенком и т.д.
Г. В. Семеко
2015.04.060. ДЖЕНКИНС Г. УОЛЛ-СТРИТ ВНЕДРЯЕТСЯ В СОВЕТЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. JENKINS G. The Wall Street takeover of nonprofit boards / Noprofit manegement institute // Stanford social innovation rev. - 2015. - Mode of access: http://www.ssireview.org/articles/entry/the_wall_street_takeo ver_of_nonprofit_boards
Ключевые слова: неприбыльные организации США; финансовая сфера; управление неприбыльными организациями.
За последние 25 лет состав советов директоров в наиболее крупных неприбыльных организациях США существенно изменился. Все больше мест в них занимают руководители финансовой сферы (инвестиционные банкиры, менеджеры хедж-фондов и т.п.), указывает американский исследователь. Данное обстоятельство оказывает сильное влияние на результативность функционирования этих организаций, их систему управления и внутреннюю культуру.
Одной из основных причин такой тенденции является необходимость привлечения частных финансовых ресурсов. Учитывая значительный рост личного благосостояния работников финансовой сферы, представляется вполне закономерным их растущее участие в деятельности некоммерческих организаций. Другая причина связана с ростом популярности использования некоммерческими организациями бизнес-подходов, а это подразумевает привлечение на работу опытных профессиональных финансистов.
Чтобы понять, каким образом изменялся в последние годы состав директоров некоммерческих организаций, Г. Дженкинс исследовал биографии управляющих за период с 1989 по 2014 г. в трех группах некоммерческих организаций: крупных частных исследовательских университетах; элитных гуманитарных колледжах и известных учреждениях культуры и медицины Нью-Йорка. Результаты исследования показывают, что процент финансистов в