ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2017. № 3
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCE
УДК 316.7 DOI 10.23683/0321-3056-2017-3-4-8
СЕМАНТИКА УТРАТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ РАВНОВЕСНО-УСТОЙЧИВОГО СОСТОЯНИЯ В НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
© 2017 г. Г.А. Воробьев a
annmu¿opcKUü государственный университет, Пятигорск, Россия
THE SEMANTICS OF A LOSS OF SOCIAL REALITY EQUILIBRIUM-STEADY STATE IN NONLINEAR DYNAMICS OF SOCIOCULTURAL CHANGE
G.A. Vorob'eva
aPyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia
Воробьев Геннадий Александрович - Gennadiy A. Vorob 'ev -
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой Candidate of Pedagogical Sciences,
информационно-коммуникационных технологий, Head of the Department of Information and Communication
математики и информационной безопасности, Technologies, Mathematics and Information Security,
Пятигорский государственный университет, Pyatigorsk State University,
пр. Калинина, 9, г. Пятигорск, 357532, Россия. Kalinina Ave., 9, Pyatigorsk, 357532, Russia.
E-mail: vorobyev@pglu.ru E-mail: vorobyev@pglu.ru
Утрата социальной реальностью равновесно-устойчивого состояния проявляется в выраженной социальной нестабильности, дисфункциональности структур и институтов, нарушении оптимальной, необходимой для нормального развития преемственности. В итоге обращение человека-массы к социальным практикам и поведенческим моделям, сформировавшимся в более простых условиях и отражающим стремление к архаическому социокультурному опыту, противоречиво взаимодействует с происходящими социальными изменениями и ведет к утрате чувства доверия, примитивизации поведения и общения. Все это воплощает в себе семантику утраты социальной реальностью равновесно-устойчивого состояния.
Ключевые слова: социальная энтропия, социальная реальность, равновесно-устойчивое состояние, динамика социокультурных изменений.
The author assumes that the loss of social reality equilibrium-the steady state is manifested in severe social instability, dysfunctional structures and institutions, violation of the optimum necessary for a normal development, continuity. In conclusion, the addressing of the man-mass to social practices and behavioural models, developed in simpler terms and reflecting the desire to archaic socio-cultural experiences, contradictory interacts with the ongoing social changes and leads to loss of sense of trust, primitivization of behavior and communication. All this embodies the semantics of a loss of social reality equilibrium-steady state.
Keywords: social entropy, social reality, equilibrium-steady state, the dynamics of sociocultural change.
На рубеже 80-90-х гг. ХХ в. российское обще- конце ХХ в., продолжают проявляться и сего-
ство, охваченное глубокой социальной транс- дня [1].
формацией, начинает переживать радикальные В социально-гуманитарном знании выделя-
изменения. Это находит свое выражение в кри- ются два вида состояний: равновесные, характе-
зисной динамике социокультурных процессов в ризующиеся относительным соответствием
целом и смыслов культуры в частности. Многие представлений о реальности и постоянным стрем-
социальные болезни, захлестнувшие Россию в лением к преодолению ошибок, т. е. ликвидации
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3
наметившихся расхождений, и неравновесные, для которых характерно наличие противоречий между представлениями о реальности и действительным положением дел.
В равновесном состоянии пребывают открытые общества, которым присущ критический тип мышления и в которых институты находятся в постоянном поиске ошибок и стремятся к их исправлению. Утрата социальной реальностью равновесно-устойчивого состояния начинает проявляться в ярко выраженной социальной нестабильности, дисфункциональности структур и институтов, нарушении оптимальной, необходимой для нормального развития преемственности, т. е. речь идет об энтропийных процессах [2]. Все это вполне применимо к современному российскому обществу, находящемуся в ситуации, которую обычно характеризуют в координатах распада ценностной системы, «опрокидывания» традиционных норм, экспансии социальной шизофрении [3, с. 90].
В настоящее время в России наблюдается социокультурный кризис, что определяет вектор социокультурной модернизации общества, направленный на преодоление тенденции культурной деградации и механизмов ее воспроизводства. В системе социальной и культурной мобильности российского общества достижение социального успеха зачастую не связано с уровнем культурного потенциала личности. И, более того, для людей с высоким культурным потенциалом каналы социальной и культурной мобильности просто оказываются закрытыми, что способствует примитивизации элитарного слоя российского общества в самых различных социальных сферах и прежде всего в сфере государственного управления.
В отличие от аномии и социальной трансформации, типичных для переходных периодов общественного развития, социальная энтропия в существенной степени отражает ментальные особенности российских реформ, проявляя себя в качестве системной неопределенности общества на социальном, экономическом, духовно-нравственном, социально-психологическом уровнях, провоцирующая диссо-нансное состояние личности и тем самым дестабилизирующая процесс устойчивого общественного развития.
В рамках каждой исторической эпохи человеческая личность вступает во взаимодействие с другими людьми и социальными институтами, осуществляя тем самым свою социализацию и
приобщаясь к высоким образцам культуры. В настоящее время самоопределение человека происходит в более сложно организованном, дифференцированном обществе, которое обеспечивает свою интеграцию репрезентацией социального многообразия, аккумуляцией информации, форм и моделей поведения.
В.К. Левашов обращает внимание на то обстоятельство, что понятия «устойчивость» и «неустойчивость» находятся в диалектической зависимости. Основные параметры социальной устойчивости - социально-экономическая, политическая, идеологическая, психологическая устойчивость - находят отражение в массовом сознании в виде суждений, мнений, оценок, ориентаций, ожиданий, прогнозов и т.п., которые могут быть исследованы посредством приемов, инструментов и методов эмпирической социологии [4].
Равновесно-устойчивое состояние предполагает наличие в социальной реальности самоподдерживающееся оптимальное в рамках данных условий согласование интересов, что способствует устойчивому развитию в настоящем и будущем системы социально-политических отношений всех субъектов и институтов.
Всякая социальная реальность являет собой содержание жизненного мира социального субъекта, пространства социальных институтов и культурных объектов. Общество выступает в качестве необходимой организационной формы воспроизводства социальности, а социальная реальность представляет собой результат деятельности личности и любого другого социального субъекта, благодаря чему она становится социальным пространством его деятельности.
Утрата социальной реальностью равновесно-устойчивого состояния прослеживается в соотнесенности с показателями и характеристиками «нормального общества». Характеризуя условно эталонное (нормальное) общество, можно выделить следующие его черты: социальная и структурная определенность, социальная целостность, эффективный социальный контроль, устойчивое духовное и нравственное состояние общества, устойчивое положение личности в обществе, высокая культура труда, развитое правосознание, развитая политическая культура и устоявшееся политическое поведение, целостное историческое сознание и историческая память, осознание человеком собственного достоинства.
Интенции нарастания энтропии обусловлены практиками политических элит, задающих «правила игры». При этом важную роль
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3
начинает играть социальная и политическая мобилизация как результат управленческого воздействия в условиях социокультурных перемен.
Исторически подобная мобилизация осуществляется с помощью разнообразных форм принуждения, индоктринации (сильной идеологизации вплоть до «промывания мозгов») масс, использования авторитета политического лидера, информационного и иного манипулирования. В условиях новой социальной реальности целью информационного влияния является стремление подтолкнуть потребителей к «желательной» позиции или точке зрения на политическую ситуацию, навязывая выгодный конкретной политической силе тип дискурса.
В результате становления информационного общества формируется глобальное информационное пространство социальных систем, которые ведут острую борьбу за достижение информационного превосходства. Новые телекоммуникационные технологии меняют всю систему политической коммуникации, возникают новые общественно-политические движения, а информационная безопасность личности ставится под угрозу. В информационном обществе существует больше возможностей и перспектив для манипуляции массами. Позитивная и негативная информация свободно циркулирует в пространстве СМИ, воплощая основные политические и социальные идеалы современного демократического общества. Информационное поле, создаваемое СМИ, контролирует политическое сознание и поведение людей, придавая общественному сознанию массовость [5].
Интенции нарастания социальной энтропии обусловлены и ответным социальным движением «снизу», усматривающим в действиях «управителей» пример для подражания. При этом эмпирические исследования социальной энтропии выявляют разноуровневые факторы, составляющие структуру ее базовых детерминант.
Семантика утраты социальной реальностью равновесно-устойчивого состояния в нелинейной динамике социокультурных изменений во многом связана и с кризисной динамикой смысла, что ведет к разрушению основы для взаимопонимания людей. Смысловой вакуум - составная часть энтропийного пространства - означает не отсутствие культурных ценностей, а утрату членами сообщества базовых идеалов, культурных форм смысловых взаимодействий и
поля общего культурного понимания, разрушение иерархии ценностей. В результате возрождаются примитивные, доцивилизационные, характерные для пройденного исторического этапа развития архаические смыслы культуры, которые иначе структурируют иерархию ценностей и тем самым меняют их содержание. Таким образом, речь идет не о возрождении в чистом виде архаики, а об архаическом перекодировании существующих ценностей. Процессы социокультурной деградации и архаизации находят свое отражение в «логосфере» культуры и оказывают мощное воздействие на характер развития общества [1].
Обстоятельства утраты социальной реальностью равновесно-устойчивого состояния воплощаются как в поведенческих установках, так и в практиках человеческих взаимоотношений.
Социальное поведение и межличностные отношения - важные формы активности и жизнедеятельности человека, представленные многообразием норм, традиций, образцов деятельности и общения, отражающие исторически накапливаемый социальный опыт. В широком понимании поведение представляет собой систему взаимосвязанных реакций, являющихся результатом адаптации к окружающей среде. Изучение механизмов и технологий человеческого поведения является комплексной проблемой, которую стремятся изучать представители многих наук.
Любой поведенческий акт обладает набором следующих особенностей: целевой объект или объекты, которые его направляют или из которых он исходит; специфическая картина отношения к объектам, которые используются в качестве средств для достижения цели; относительная селективность к объектам, выступающим в качестве средств, проявляющаяся в выборе тех из них, которые ведут к достижению цели более коротким путем. Поведение зависит от лежащих в его основе многообразных физических и химических процессов, но в качестве основной его черты как поведения выступает его целевой и познавательный характер [6, с. 7-8].
Социальное поведение обозначается как совокупность поступков и действий индивида или группы в обществе, способ существования и функционирования в системе социальных взаимодействий, форма преобразования и изменения социальной среды в соответствии с объективными возможностями человека.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3
Характер поведения в условиях социокультурного кризиса обусловлен сдвигами в мировоззрении, вынужденным обращением к архаическим формам освоения действительности, которую невозможно принять в том хаотическом состоянии, приносимом социокультурной трансформацией. Способность воспринимать действительность во всем ее многообразии утрачивается по мере усложнения привычного мира, она подменяется упрощенными схемами и мифологемами, в рамках которых роль древних богов присваивается современным действующим лицам, а «божественная сила» находится в руках политиков и скрытых сил. Вновь актуализированные архетипы рождают новые ощущения, которые подталкивают человека к экспрессивным выражениям сиюминутных коллективных чаяний [7].
Социокультурная трансформация общества вмешивается в личностное содержание современного человека. Хаотизация социокультурного пространства в период кардинальных социальных изменений порождает конфликт ценностей и норм на групповом и индивидуальном уровнях, следствием которого становится повышение конфликтогенности общества, рост неудовлетворенности, развитие социальных и духовных патологий. При этом общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими членами общества претерпевает существенные изменения.
Деградация речевого общения, загрязнение языковой среды как отчетливые тренды социальной энтропии неизбежно способствуют деградации человеческой личности. А. Мелихов подчеркивает, что главная опасность сегодняшнего языкового разгула не в нем самом, а «в отсутствии аристократической инстанции вкуса, которая бы ставила языковые новообразования, да и старооб-разования, на должное место». Примитивизация языка лишь следствие примитивизации общества, неспособности культурной элиты выполнять свою извечную обязанность - отделять высокое от низкого, остроумное от вульгарного, утонченное от хамского. Перемешиванию «культурных» и «некультурных» слов всегда предшествует перемешивание культурных и некультурных слоев [8].
Межличностные отношения все больше носят прагматический характер, утрачивая близость, теплоту общения и задушевность. Духовный кризис ставит перед человеком вопрос о том, во что верить: в судьбу, которая может оказаться благосклонной, в Бога, в гражданское общество,
в самого себя, или еще во что-то или кого-то? Потеря смысла жизни, безверие и безнадежность выступают непременными чертами социального одиночества для человека [9, с. 72-74].
В итоге обращение человека-массы к социальным практикам и поведенческим моделям, сформировавшимся в более простых условиях и отражающим стремление к архаическому социокультурному опыту, противоречиво взаимодействует с происходящими социальными изменениями и ведет к утрате чувства доверия, примитивизации, огрублению поведения и общения. Все это воплощает в себе семантику утраты социальной реальностью равновесно-устойчивого состояния.
Таким образом, равновесно-устойчивое состояние означает, что в социальной реальности происходит оптимальное самоподдерживающееся согласование интересов, которое обеспечивает устойчивое развитие в настоящем и вероятном будущем всем субъектам и социально-политическим институтам. Каждодневно вмешиваясь в частную жизнь, политика ставит человека перед необходимостью его участия в процессе выбора. Политический выбор в условиях утраты социальной реальностью равновесно-устойчивого состояния представляет собой переходное звено между сознанием и поведением и зависит от множества факторов.
Трансформация российского общества, становление элементов гражданского общества кардинально изменили систему взаимоотношений между населением и институтами власти. Становление и развитие гражданского общества невозможно без активного и сознательного включения в политические процессы большинства населения страны.
Немаловажный фактор нарастания энтропийных процессов - прагматизация межличностных отношений. Такие нравственные ценности, как честность, доброта, ответственность и милосердие, подвергаются переосмыслению, в результате чего нарушается эмоциональная связь между людьми, и в обществе растет чувство одиночества, изоляции и отчужденности человека.
Выявленные тенденции роста социокультурного отчуждения позволяют констатировать, что формирующийся в России социальный порядок принимает экспоненциально-деформированный характер, угрожающий социокультурным коллапсом. Предотвращение такого негативного сценария развития российского общества пред-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 3
полагает необходимость поиска фундаментальных оснований устойчивого и эффективного развития, которые, с нашей точки зрения, заключаются в корреляции реального и идеального, практического и идейного, индивидуального и массового в пространстве формирования и реализации социальных и культурных практик. В противном случае остановить рост энтропийных процессов и их негативное влияние на социокультурное развитие российского общества будет невозможно.
Литература
1. Хоружая С.В. Кризисная динамика смыслов культуры [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/2007/ (дата обращения: 14.03.2017).
2. ТощенкоЖ.Т. Прекариат - новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6 (374). С. 3-13.
3. Одинцова М.А. Жизнестойкость и смысло-жизненные ориентации студенческой молодежи в условиях энтропии современного российского общества // Мониторинг общественного мнения. 2012. № 2 (108).
4. Левашов В.К. Социально-политическая устойчивость общества. М.: Изд-во Ин-та прикладной математики РАН, 2005.
5. Пирущий О.Н. Телевидение и Интернет как средства политической манипуляции : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2009.
6. Плотникова Т.В. Политическое поведение в России. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. гос. ун-та, 2004. 356 с.
7. Кольев А.Н. Политическая мифология. М. : Логос, 2003. 384 с.
8. Мелихов А. Кто вырождается - язык или общество? // Невское время. 2006. 24 мая.
9. Алейникова О.С. Влияние культурного кризиса на проявление социального одиночества в современной России // Человек постсоветского
пространства : сб. материалов конф. Вып. 3 / под ред. В.В. Парцвания. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2005. C. 69-75.
References
1. Khoruzhaya S.V. Krizisnaya dinamika smyslov kul'tury [Crisis Dynamics of Meanings of Culture]. Available at: http://dom-hors.ru/2007/ (accessed 12.04.2017).
2. Toshchenko Zh.T. Prekariat - novyi sotsial'nyi klass [Prekariat - a new social class]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015, No. 6 (374), pp. 3-13.
3. Odintsova M.A. Zhiznestoikost' i smyslozhiznennye orientatsii studencheskoi molodezhi v usloviyakh entropii sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Viability and Meaningful Orientations of Student Youth in Conditions of Entropy of Modern Russian Society]. Monitoring obshchestvennogo mneniya. 2012, No. 2 (108).
4. Levashov V.K. Sotsial'no-politicheskaya ustoichivost' obshchestva [Socio-political Stability of Society]. Moscow: Izd-vo In-ta prikladnoi matematiki RAN, 2005.
5. Pirushchiy O.N. Televidenie i Internet kak sredstva politicheskoi manipulyatsii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk [Television and the Internet as a Means of Political Manipulation]. Stavropol, 2009.
6. Plotnikova T.V. Politicheskoe povedenie v Rossii [Political Behavior in Russia]. Rostov-on-Don: Izd-vo Rost. gos. un-ta, 2004, 356 p.
7. Kol'ev A.N. Politicheskaya mifologiya [Political Mythology]. Moscow: Logos, 2003, 384 p.
8. Melikhov A. Kto vyrozhdaetsya - yazyk ili obshchestvo? [What is Degenerating - the Language or Society?]. Nevskoe vremya. 2006, May 24.
9. Aleynikova O.S. [The Influence of Cultural Crisis in the Manifestation of Social Loneliness in Modern Russia]. Chelovek postsovetskogo prostranstva [The Man of the Post-Soviet Space]. Collection of materials of conference. Issue 3. Ed. V.V. Partsvaniya. Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo, 2005, pp. 69-75.
Поступила в редакцию / Received 19 апреля 2017 г. / April 19, 2017