Научная статья на тему 'СЕМАНТИКА ОРНАМЕНТОВ НА ПРЕДМЕТАХ ИЗ МЕТАЛЛА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ.АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)'

СЕМАНТИКА ОРНАМЕНТОВ НА ПРЕДМЕТАХ ИЗ МЕТАЛЛА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ.АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
орнамент / Национальный музей Республики Тыва / семантика / роговидный / узор / растительный / ornament / National Museum of the Republic of Tyva / semantics / horn-shaped / pattern / vegetable

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Топча Чодураа Монгун-Ооловна

В современных условиях орнамент теряет заложенный в него первоначальный символический смысл, становясь объектом чисто эстетического видения. В данной статье кратко рассматривается семантика орнаментов на предметах из металла, которые хранятся в фондах Национального музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF ORNAMENTS ON METAL OBJECTS (BASED ON THE STOCK MATERIALS OF THE ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA)

In modern conditions, the ornament loses its original symbolic meaning, becoming an object of purely aesthetic vision. This article briefly discusses the semantics of ornaments of objects made of metal that are stored in the collections of the National Museum.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИКА ОРНАМЕНТОВ НА ПРЕДМЕТАХ ИЗ МЕТАЛЛА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ.АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)»

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Khumbun Solangy Aleksandrovna, chief specialist of the religious studies sector of the Tuva Institute of Humanitarian Applied and Socio-Economic Research under the Government of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: solangy.khumbun@mail.ru.

УДК 39

СЕМАНТИКА ОРНАМЕНТОВ НА ПРЕДМЕТАХ ИЗ МЕТАЛЛА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ.АЛДАН-

МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Топча Ч. М.

Аннотация. В современных условиях орнамент теряет заложенный в него первоначальный символический смысл, становясь объектом чисто эстетического видения. В данной статье кратко рассматривается семантика орнаментов на предметах из металла, которые хранятся в фондах Национального музея.

Ключевые слова: орнамент; Национальный музей Республики Тыва; семантика; роговидный; узор; растительный

SEMANTICS OF ORNAMENTS ON METAL OBJECTS (BASED ON THE STOCK MATERIALS OF THE ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE

REPUBLIC OF TYVA)

Topcha Ch. M.

Annotation. In modern conditions, the ornament loses its original symbolic meaning, becoming an object of purely aesthetic vision. This article briefly discusses the semantics of ornaments of objects made of metal that are stored in the collections of the National Museum.

Keywords: ornament; National Museum of the Republic of Tyva; semantics; horn-shaped; pattern; vegetable

Кузнечное ремесло является одним из древних у тувинского народа. В их орнаментации преобладают роговидные и растительные узоры, но встречаются зооморфные, в частности лев (арзылац). Среди орнаментальных мотивов, помимо упомянутых, используются еще плетенка - «узлы», s-образные, свастикообразные узоры и т.д. Рассмотрим некоторые предметы из традиционных тувинских принадлежностей с зооморфным орнаментом.

В фондах музея хранится уникальная коллекция стремян. Советский и российский этнограф и искусствовед С.И. Вайнштейн заметил, что «тувинские стремена, как у других коневодческих народов, также имели нередко разнообразную художественную отделку. Кованые железные стремена обычно весьма сдержанно декорировали чеканкой. Что касается стремена из бронзы, то они были как правило, отделаны весьма пышно, их украшение нередко дополняли изображение львиных голов. Подобные стремена были известны тувинцам издавна, изображение льва имеет охранительную магическую силу». (Вайнштейн, 1974: 92). Подобное стремя имеется в Национальном музее РТ (рис. 1). Ученый ссылается на книгу М. Изынеевой, где упоминаются о стременах в сказании «Богатырь Тевене-Меге и конь Демир-Шилги:

«мудрый конь говорит своему хозяину: «Приготовь свои стремена с львиными головами, чтобы отбить стрелу» (Изындеева, 1958).

Рис. 1. Стремя с изображением льва и растительным узором. НМ РТ, КП 12318/48.

Фото Куулар А.Д.

В фондах Национального музея Республики Тыва хранится коллекция огнив тюрко-монгольского типа, получивших в последней четверти XIX - начале XX вв. широкое распространение в южно-сибирском регионе. Тюрко-монгольский тип огневых приборов представлен различными вариантами украшенной орнаментированными фигурными накладками поясной кожаной сумочки для хранения трута и кремней и прикрепленным к ее нижнему краю ударным стальным лезвием (Митько и др., 2014: 249).

Еще одним интересным предметом, украшенным так называемым «звериным мотивом, который уходит корнями в далекую скифскую эпоху является крюк для колыбели, хранящийся в Тувинском музее. Он увенчан парным изображением голов горного барана - архара (рис. 2).

На тувинском языке узор означает «кошкар каасталгазы», такие вещи носят охранительную функцию в лице духа Земли. Зооморфные мотивы, включающие изображение различных животных — оленя, змеи, птиц, льва и др. — строятся на основе стилизации и подчинения силуэта, формы изображения общему стилеобразующему признаку. Таким признаком для тувинского орнамента является его пластическая криволинейность в зооморфных мотивах. В Монголии и у бурят обычай изображать головы баранов на таганах не привился, хотя отдельные элементы декорировки тувинских таганов, в частности стойки, украшенные стилизованными древовидными фигурами, находят параллели у монголов (Вайнштейн, 1974: 106). Тому подтверждение таган в фондах музея с украшением головы баранов (рис. 3).

Рис. 2. Железный крюк. Инв. 609. Рис. 3. Таган - ожук. НМ РТ, КП 11194.

Фото Топча Ч.М. Фото Куулар А.Д.

Многие из мотивов тувинского орнамента, встречающихся также в монгольском и бурятском искусстве, получили семантически сходные названия, а в некоторых случаях эти названия близки по звучанию (Вайнштейн, 1974: 107). Например, символический орнамент «узел счастья» в тувинской культуре означает «влчей удазыны», а у монголов

- «елздий утас». Узел счастья, пожалуй, самый используемый мотив для декора у тувинского народа, применяется на различных материалах изготовления. Во второй половине XVIII в. во время господства Маньжуро-Цинской династии буддизм стал государственной религией тувинцев. Согласно буддийской символике, пришедшей в Туву из Тибета, узор шриватса (название дано на санкритском языке), аналогичный тувинскому узору влчей-удазыны (Ховалыг, 2018: 58). Композиция «влчей удазыны» узор не имеет ни начала, ни конца и тем самым обозначает бесконечность счастья. Бесконечный узел является одним из восьми благородных символов буддизма, считается оберегом как для дома, так и для самого человека. Это один из самых распространённых национальных узоров, который используется в современной тувинской культуре. Художественно-технологические особенности тувинского орнамента свидетельствуют о взаимовлияниях сопредельных культур и позволяют проследить генезис и эволюцию орнамента.

Тувинские женщины особенно ценили украшения из серебра, отмечает тувинский ученый Кужугет А.К., поскольку они наделялись сакральным значением из-за цвета металла (Кужугет, 2006:90). Серебро как металл белого цвета означает цвет молока, символизировавшего благополучие. При изготовлении женского украшения чавага (рис.4) широко использовались кораллы. Цвет коралла - красный. Цвет и его восприятие для тувинцев несут большую смысловую нагрузку. С красным цветом у тувинцев связано понятие кижиниц кызыл тыны - человеческое красное дыхание. Помимо защитного, красный цвет обладает отпугивающим свойством (от нечистых сил), так же связан и с животворящей силой, в частности с кызыл от - красным огнем или от-чаякчы

- огнем - создателем. Кораллы считают символом бессмертия и счастья, дарующими мудрость и молодость. Кораллы «лечат печаль, это лучшее средство от сглаза». Кораллы у тувинцев символ богатства и плодовитости (Кухта, 2017: 93). Тувинское накосное украшение чавага имеет некоторые параллели с монгольскими и бурятскими.

Обычай делать у курительных трубок мундштуки и головки из металла существовал у тувинцев сравнительно давно. В фонде этнографии имеется интересная коллекция курительных трубок. Металлические части украшены геометрическим и растительным орнаментом. Так, в музее хранятся курительные трубки из сандалового дерева, орнаментированная цветочным узором «бадыткалдыг чечек» (рис. 5) и украшенная роговидными завитками (рис. 6).

Рис. 4. Чавага - накосное украшение. КП 7123/379, 2716, 5385. Экспонируется в НМ РТ (2 этаж, 6 зал). Фото Еловикова С.М.

Рис. 5. Трубка курительная из сандалового дерева. Хранится в Национальном музее. Фото Топча Ч.М.

Таким образом, красный цвет, в частности кораллы, обладает наделенными особыми, тайными свойствами. Исходя из вышеизложенного, следует полагать, что тувинские накосные украшения несли оберегающую функцию, поскольку основные материалы, а это серебро символизировало благополучие, кораллы - бессмертие и счастье. По мнению Самбуевой С.Б, «украшения являли собой знаки, маркирующие возраст и социальное положение индивида (Самбуева, 2004:90). Определенные ступени социализации человека в коллективе, переход в иной возрастной класс, перемена социального положения сопровождались совершением обрядов, это непременно маркировалось определенными манипуляциями с волосами, переменой прически и накосных украшений, изменением их набора или отказом от накосных украшений вообще, типом и количестве

Рис. 6. Трубка курительная из сандалового дерева. НМ РТ, КП 962/23. Фото Топча Ч.М.

Таким образом тувинская культура характеризуется особо выраженным национальным своеобразием, широким набором уникальных элементов и форм, к которым относится материальная и духовная культура. Главной задумкой орнаментации предметов является с целью оберега, а потом уже украшение.

Список литературы:

Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М.: Наука, 1974. 224 с. Изындеева М.А. Тувинские народные сказки. - Кызыл: Тув.кн.изд-во, 1958.139

с.

Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово: КемГУКИ, 2006. 320 с.

Кухта М. С. Культурная семантика этно-дизайна традиционных украшений Тувы / М. С. Кухта, Ш. Б. Майны, Ч. Х. Монгуш // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 6. - № 4. 92-95 с.

Митько О. А., Бырынай С. Л., Бадарч Б. Б., Ховалыг У. Т. Огнива с серебряными украшениями из собрания национального музея Республики Тыва. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2014. -Т. 13. - № 5. 248-254 с.

Cамбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2004. 92 с.

Ховалыг Р.Б. Тувинская традиционная одежда. Новосибирск: Наука, 2018. 336 с. ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Топча Чодураа Монгун-ооловна, методист филиала «Алдын-Хорум» Национального музея им.Алдан-Маадыр Республики Тыва. Электронный адрес: miss.hav@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Topcha Choduraa Mongun-oolovna, site visitor of the branch "Aldyn-Khorum" of the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva. E-mail: miss.hav@mail.ru

УДК 903.26

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РИТУАЛЬНЫХ ЛОЖЕК «ТОС-КАРАК» В КУЛЬТУРЕ ТУВИНЦЕВ

Лакпаева С. А.

Аннотация. Ритуальные ложки «тос-карак» являются неотъемлемой частью материальной, а также духовной культуры тувинцев и других кочевых народов с древнейших времен по настоящее время. В статье дается обзор исследований по ритуальным ложкам - девятиглазкам, а также впервые даются забытые особенности их использования и хранения.

Ключевые слова: ритуальная ложка; тос-карак; девятиглазка; музейные фонды; Национальный музей; материальная культура

HISTORICAL PECULIARITIES OF THE USE OF RITUAL SPOONS "TOS-KARAK" IN THE CULTURE OF TUVANS

Lakpaeva S. A.

Annotation. Ritual spoons "tos-karak" are an integral part of the material as well as spiritual culture of Tuvans and other nomadic peoples from ancient times to the present day. The article gives an overview of research on ritual spoons - devyatiglazka, and for the first time gives the peculiarities of their use and storage forgotten in the totalitarian period.

Keywords: ritual spoon; tos-karak; nine-eye spoon; museum funds; National Museum; material culture

Территория Тувы является одним из центров формирования кочевничества, насчитывающего свыше трех тысячелетий своей истории. За многие столетия местные кочевники не просто научились использовать продукцию скотоводства, но и перерабатывать, и совершенствовать технологию ее изготовления. Это относится и к молочной продукции, которая со временем стала входить в ежедневный рацион тувинцев.

О роли молочной продукции в жизни тувинских кочевников точное и объемное наблюдение сделано Г.Е. Грумм-Гржимайло: «Молоко и продукты, из него получаемые, составляют главнейший элемент питания тувинской семьи. День ее начинается тем, что старшие пьют чай с молоком или сметаной, подрастающее поколение получает «хайтнак» (хойтпак. - Авт.) кислое, снятое, вареное коровье молоко; своего гостя сойот всегда встречает квашеным молоком - айраном или кумысом; к чаю подаются сушеные сливки в виде блинов (уреме - хиды) (ореме - Авт); в дорогу сойот запасается хурутом

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.