Научная статья на тему 'КОМПЛЕКТОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный музей / коллекции / фонды / мастер / узоры / National Museum / collections / funds / master / patterns

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Шолбана Хонук-Ооловна

В статье рассматривается комплектование этнографических коллекций Национального музея Республики Тыва за 2022 год. Подробно из коллекции рассматриваются несколько музейных предметов, работы современных мастеров Тувы Н.А. Шокай-оол, С.Н. Момбужай. Даны научные описания некоторых из них, назначение, пути поступления в музей, информации о сдатчиках и авторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACQUISITION OF ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS OF NMRT AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the acquisition of ethnographic collections of the National Museum of the Republic of Tuva for 2022. Several museum items, works by modern masters of Tuva N.A. Shokai-ool, S.N. Mombuzhai are considered in detail from the collection. Scientific descriptions of some of them, their purpose, ways of admission to the museum, information about deliverers and authors are given.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКТОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Монгуш Чечена Айыр-Санааевна, методист музейного дела отдела методического сопровождения по вопросам истории и этнографии ГБУ«Национальный музей Республики Тыва». Кызыл, Российская Федерация. Электронный адрес: chechena1@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mongush Chechena Ayir-Sanaayevna methodist of the museum department of methodological support on history and ethnography State Budgetary Institution "National Museum of the Republic of Tuva". Kyzyl, Russian Federation. E-mail: chechena1@yandex.ru

УДК 391

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Монгуш Ш. Х.

Аннотация. В статье рассматривается комплектование этнографических коллекций Национального музея Республики Тыва за 2022 год. Подробно из коллекции рассматриваются несколько музейных предметов, работы современных мастеров Тувы Н. А. Шокай-оол, С. Н. Момбужай. Даны научные описания некоторых из них, назначение, пути поступления в музей, информации о сдатчиках и авторах.

Ключевые слова: Национальный музей, коллекции, фонды, мастер, узоры.

ACQUISITION OF ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS OF NMRT AT THE

PRESENT STAGE

Mongush Sh. Kh.

Annotation. The article discusses the acquisition of ethnographic collections of the National Museum of the Republic of Tuva for 2022. Several museum items, works by modern masters of Tuva N. A. Shokai-ool, S. N. Mombuzhai are considered in detail from the collection. Scientific descriptions of some of them, their purpose, ways of admission to the museum, information about deliverers and authors are given.

Keywords: National Museum, collections, funds, master, patterns.

Введение. Одним из важных направлений в деятельности любого музея является комплектование музейных фондов. Именно с ее помощью музей осуществляет функцию документирования действительности.

Базой для развития всех направлений музейной работы являются коллекции, уровень которых во многом определяет экспозиционную, культурно-образовательную и выставочную деятельность музея.

Под комплектованием музейных фондов понимается деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов1. Эта деятельность должна иметь систематический характер, в связи с чем она привязывается к потребностям экспозиционной и научно-исследовательской работы музея, касается разработки перечня собраний, которые должны быть представлены в фондах музея, принципов

1 «Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)», приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16.

их комплектования, состав отдельных собраний по тематике и по видам материалов и т.д. [Серебряников, 1943: 12].

Предметы этнографии, орудия труда, утварь, одежда, убранство жилища - все эти и многие другие предметы хозяйственного и бытового назначения могут дать интересную информацию о народе, его характерных чертах. Информативность вещевых памятников чрезвычайно высока. Любой предмет, имея, как известно, двуединую природу, т.е. обладая утилитарным и символическими характеристиками, может дать интересные сведения, как о материальной, так и духовной сфере культуры. При этом выяснилось, что вещь, зачастую, может предоставить исследователю такую информацию, которую не могут дать другие источники: письменные, изобразительные, археологические, а также информацию, которую уже нельзя получить от носителей культуры в условиях экспедиций [Дыртык-оол, 2011: 136].

Этнографические фонды Тувинского музея начали пополняться памятниками со дня его создания в качестве государственного музея с 1929 года подлинными этнографическими предметами, которые бытовали у местных жителей, скотоводов, путем специального сбора специалистами музея, также путем акта конфискации личных имуществ некоторых ноянов республики.

Ежегодный план комплектования музея в целом за год составляет более 2000 единиц хранения, из них в фонд этнографии, по данным отчета сектора учета за 2021 года, поступают около 200 единиц музейных предметов. На данный момент на государственный учет из фонда этнографии поставлены всего 14399 музейных предметов (по форме 8-НК), из них 10366 единиц основного фонда, 4033 единиц научно вспомогательного фонда.

Комплектование фондов этнографии и декоративно-прикладного искусства за последние годы пополнились еще и благодаря работе главного хранителя музея Ховалыг Р. Б., которая установила связь с современными мастерами Тувы, через цикл ее семинарских занятий по теме «Национальная одежда и украшения тувинцев», также по плану сектора учета и научных сотрудников музея.

По данным последней книги поступления № 23 за 2022 год этнографические фонды музея пополнились весьма интересными предметами. Это предметы быта тувинской и русской этнографии, советского периода, музыкальные инструменты, работы современных мастеров и т.д. Для данной статьи автором выбраны работы двух ведущих современных мастеров Тувы, которые создают уникальные современные сувенирные изделия и авторские предметы тувинской этнографии. Это девичьи и женские накосные украшения 6 единиц, которые хранятся в фонде декоративно-прикладного искусства, стилизованный головной убор из кожи из фонда этнографии «Ткань. Кожа».

По мнению автора, головной убор в виде тувинской юрты - это хороший символ. Например, психолог Н. О. Товуу утверждает, что «юрта, имея круглую форму, является символом полноты, сплоченности, завершенности и целостности». Также во многих культурах кругу приписывается магическая сила, это отражается и в употребляемых нами метафорах - «дружеский круг», «магический круг». Большинству хозяев войлочных юрт присущи такие качества как, душевность, мягкость.

Шляпа сшита из толстой кожи, фабричной обработки и покраски, темно-коричневого цвета. Тулья (4,4 см) и донышко имеют форму тувинской юрты, украшены ажурным светло-коричневым орнаментом с имитацией выжигания по коже и с узелком «дошка» (узел счастья 5 см) на верхушке из тонкой светло-коричневой кожаной ленты. По нижнему краю тульи вокруг закреплена кожаная лента (шир. 1,3 см) волнистым верхним краем, на правой стороне ее вдето кожаное колечко (шир. - 3 см) с логотипом автора (Са1ёеп.Тцуа), переходящая на затылочной части в косичку (дл. 20,5 см), продетая через отверстие на поле шляпы. Косичка сплетена из 4-х тонких ленточек, в конце закреплена 3-мя металлическими клепками золотистого цвета. На верхушке головного убора пришит маленький кружочек из светло-коричневой кожи (д. - 4 см), где через отверстие вставлен «дошка» и закреплены концы на внутренней стороне шляпы. Кожаный шнур (57,5 см) с металлическим регулирующим замочком для завязывания, вдет через боковые отверстия на стыке тульи

и поля шляпы. С внутренней стороны по нижнему краю тулья пришита такая же кожаная лента, что и снаружи. Общая ширина - 32,4 см, шир. Поля - 6 см, общая выс. - 14 см. Размер 57-58.

Рис. 1. Стилизованный кожаный головной убор. Автор: народный мастер С. Н. Момбужай.

КП 12765. Фото Тумат А. М.

Сдатчик кожаной шляпы С. М. Мунзук, запись в книге поступления от 24.03.2022 года, акт приемки № 50 от 15.03.2022 года, фондово-закупочная комиссия № 1 от 25.02.2022 года.1

Кроме формы юрты, в дизайне головного убора есть интересные детали, как дошка и лента, переходящая в плетенную косичку. Дошка - это узловой вариант тувинского узора влчей удаазыны (в переводе «нить счастья»)2.

Во второй половине XVIII века во время господства Маньчжуро-Цинской династии буддизм стал государственной религией тувинцев. Согласно буддийской символике, пришедшей в Туву из Тибета, узор шриватса (название дано на санкритском языке), аналогичный тувинскому узору влчей удаазыны, означает бесконечную любовь ко всем живым существам. Таким образом, островерхие головные уборы маактыг борт или кожагар борт с дошка появились в Туве в маньжурское время. [Ховалыг, 2018: 35].

Коса плетеная из 3 -х кожаных ленточек на задней части шляпы напоминает кежеге (мужские косы). В старину в Туве косы носили как женщины, так и мужчины. Об этом в своих исследованиях писал в 1914 году Б. К. Шишкин: «Традиция ношения косы (кежеге) у тувинских мужчин берет начало в древности - об этом свидетельствуют каменные изваяния кижи-кожээ и другие исторические материалы»3. Также Ф. Кон пишет: «Волосы на голове мужчины спереди сбривают, а сзади заплетают в одну косу...» [Кон, 2003: 108].

Уникальная работа по коже народного мастера С. Н. Момбужай, которую можно приравнять к высокому искусству, пополнила коллекцию головных уборов фонда этнографии тувинского музея, где хранятся работы тувинских мастериц еще с начала ХХ века.

1 Книга поступления № 23

2 Сиянбиль М. О. Дошка // Тувинская правда. 2008. № 113 (18154). 11 окт.

3 Сиянбиль М. О. Дошка // Тувинская правда. 2008. № 113 (18154). 11окт.

Также коллекцию женских накосных украшений тувинского музея пополнили работы народного умельца, руководителя бренда «Этностиль Тыва» Надежды Анатольевны Шонай-оол. Это коллекция из 6-ти музейных предметов, КП 12740, КП 12741 - чавагалар, накосные украшения для замужних женщин и КП 12742/1-2, КП 12743/1-2 - салбактар, парные накосные украшения для молодых девушек, которые сделаны по традиционной технологии. Изделия выполнены из натуральных и искусственных материалов. Это бирюзовые, коралловые, пластмассовые и стеклянные бусы, металл, кожа, шелковые и хлопчатобумажные нити, шнурки, резинки для волос.

Рис. 2. Чавага1 тувинское накосное украшение Рис. 3- СалбаК

замужней женщины. КП 12742/1,2 - тувинское накосное

Автор Шонай-оол Н. А. КП 12740. девичье украшение, выполненное мастером

Фото Бырыннай С. Л. 2021 г. Шонай-оол Н. А. Фото Бырыннай С. Л. 2021 г.

Чавага надевали на невесту независимо от того, была ли у нее близость с женихом или нет. Это символизировало то, что она уже стала женщиной. Украшение считалось дорогим, и его нужно было заказывать кузнецам-ювелирам, поэтому оно передавалось по наследству от матери к дочери. Полагалось отдавать его младшей дочери. Но если к моменту выдачи замуж старшей дочери родители не имели возможности сделать новое чавага, они отдавали его дочери в надежде, что к замужеству следующей сумеют заказать новое. О том, что изготовление чавага было для некоторых семей затруднительным, говорит то, что иногда родственники жениха помогали его сделать - они привозили отдельные части этого украшения с тем, чтобы использовать их при изготовлении полного комплекта [Потапов, 1969: 246].

С. И. Вайнштейн пишет: «В начале ХХ века у тувинцев, как правило, девочкам уже

1 Данное чавага состоит из трех частей: пластина, кожаная часть и бусины с кистями из ниток. Автор пластинки из нейзильбера (сплав меди, никеля и цинка, 12,5х4,5 см.), украшенной чеканкой и вставным камнем гранатом по центру, Ховалыг Б. Б. Пластина: нанизи коралловых бус из 9 рядов (315 ед.) и закрученная верхняя часть кисточек из черной шелковой нити пришиты к кожаной части украшения. На обратной стороне прикреплена петелька из толстой проволоки, где завязан длинный шнурок (45 см.) и резинка для волос. Общая длина чавага 40,5 см;

2 Салбак состоит из следующих деталей: металлической пластины, коралловых бус и кистей. Пластина (5х3,5 см.) из белого металла украшенный чеканкой, с металлической петлей на обратной стороне для резинки и шнурка для закрепления к волосам, автор Ховалыг Байбек Борбакович. Нанизи из 5 -ти рядов коралловых (119 ед.), пластиковых бус с орнаментом «олчей-удазыны» (68 ед.) и 5 кисточек из черной шелковой нитки. Общая длина 45 см.

_Ермолаевские чтения - 2022

с раннего детства волосы заплетали в одну косу, реже-в две ; девушки с 13-15 лет носили две косы, выходя замуж-три. У состоятельных женщин средняя коса начиналась обычно тремя косичками, которые ниже плеч сплетали в одну и укрепляли на ней накосник чавага». [Вайнштейн, 1991: 181]. Во время обряда сватовства дугдээшкин заплетали волосы в две косы и прикрепляли к ним девичьи накосные украшения из разных бус салбактар.

Затем на свадьбе и после нее заплетали волосы в две толстые и три мелкие косы сырбык чаштар или сай чаштар и в середине прикрепляли богатое накосное украшение чавага. Это традиция была у женщин местности Чадаана, т.е. в западных кожуунах, что подтверждает фонд фотонегативов В. П. Ермолаева [Ховалыг, 2018: 125].

Коллекция тувинских накосных украшений от автора Шонай-оол Н. А приняты в музей в дар, по акту приема предметов № 34 от 15.03.2022 года, дата запись в книге поступления от 24.03.2022 года.

Женские накосные украшения КП 12740, КП 12741, выставлялись на передвижных выставках «Таинственная Тува» в г. Новосибирске с 07.07 по 28.08.2022 год, «Тува-колыбель скифской культуры» с 28.10. 2022 по 15.02.2023 год.

Хранителями и методистами музея ведутся исследовательские работы по новым коллекциям. Ответственными хранителями ДНИ и «Этнография. Ткань. Кожа», выше описаные музейные предметы внесены государственный реестр культурных ценностей музейного фонда России, также автором статьи запланирована работа по научному описанию данной коллекции.

Автор благодарит коллег из отдела фондов за предоставленную информацию о коллекциях, также авторов работ за пополнение фондов музея, за сохранение традиций и обычаев родного края. Авторы данных работ, Момбужай С. Н. и Шонай-оол Н. А., останутся в страницах истории, продолжая традиции знаменитых мастеров, таких как О. Д. Окаанчик, М. Х.-С. Черзи, Х. К. Тойбухаа и многих других, работы которых являются золотым фондом Тувинского музея.

Список литературы:

Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. С. 181.

Книга поступления № 23 НМ РТ.

Кон Ф. Я. За 50 лет. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало ХХ в.) / Сост. А. К. Кужугет. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. С. 108.

Серебренников Г. Н. Организация и содержание научно-исследовательской работы музеев. М., 1943. С. 12

Сиянбиль М. О. Дошка // Тувинская правда. 2008. № 113 (18154). 11 окт.

Тыва Мотиватор. № 10, октябрь 2022. С. 38.

Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. С. 246. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее), приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16.

Ховалыг Р. Б. Тувинская традиционная одежда. Новосибирск: Наука, 2018. С. 125.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Монгуш Шолбана Хонук-ооловна, методист отдела методического сопровождения по вопросам истории и этнографии Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: sholbana19662017@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mongush Sholbana Honuk-oolovna, methodologist of the Department of Methodological support on issues of history and ethnography of the National Museum. Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva. Kyzyl, Russia. E-mail: sholbana19662017@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.