Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИЯ ЗАМКОВ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

КОЛЛЕКЦИЯ ЗАМКОВ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва / история‚ материально-духовная культура тувинцев‚ традиции‚ обычаи / металлические замки / the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tuva / history / material and spiritual culture of the Tuvan people / traditions / customs / metal locks

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Чечена Айыр-Санааевна

В данной статье рассматривается обзор коллекции металлических замков фонда этнографии по металлу Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, датирующихся кон. XIX-XX вв. Дается общая характеристика собрания, время их поступления, отмечается вклад исследователей, принимавших активное участие в комплектовании фондов. Выделяются наиболее интересные экземпляры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COLLECTION OF LOCKS IN THE COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM NAMED AFTER ALDAN-MAADYR OF THE REPUBLIC OF TUVA

This article considers the collection overview of the metal locks of the ethnography foundation for metal of the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tuva, dating from the late XIX-XX centuries. It gives a general description of the collection, the time of their receipt, notes the contribution of researchers, who took an active part in the acquisition of funds. The most interesting specimens are highlighted.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИЯ ЗАМКОВ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Topcha Choduraa Mongun-oolovna, Methodologist, Department of Methodological Support on History and Ethnography of the Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: miss.hav@mail.ru

УДК 397

КОЛЛЕКЦИЯ ЗАМКОВ В СОБРАНИИ

НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Монгуш Ч. А.-С.

Аннотация. В данной статье рассматривается обзор коллекции металлических замков фонда этнографии по металлу Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, датирующихся кон. XIX-XX вв. Дается общая характеристика собрания, время их поступления, отмечается вклад исследователей, принимавших активное участие в комплектовании фондов. Выделяются наиболее интересные экземпляры.

Ключевые слова: Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, история, материально-духовная культура тувинцев, традиции, обычаи, металлические замки.

THE COLLECTION OF LOCKS IN THE COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM NAMED AFTER ALDAN-MAADYR OF THE REPUBLIC OF TUVA

Mongush Ch. A.-S.

Annotation. This article considers the collection overview of the metal locks of the ethnography foundation for metal of the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tuva, dating from the late XIX-XX centuries. It gives a general description of the collection, the time of their receipt, notes the contribution of researchers, who took an active part in the acquisition of funds. The most interesting specimens are highlighted.

Keywords: the National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tuva, history, material and spiritual culture of the Tuvan people, traditions, customs, metal locks.

Введение. Собрание фонда этнографии Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва - один из богатейших фондов тувинского музея. Среди коллекций по металлу особое место занимают металлические замки, датирующиеся концом XIX - XX вв., где наибольшее количество составляют национальные тувинские замки. Данные предметы повседневного пользования являются уникальными образцами материальной культуры тувинцев. Они различаются по своему размеру и декору, что свидетельствует о мастерстве кузнечного и литейного ремесла умелых тувинских мастеров-кузнецов.

Целью данной статьи является изучение истории происхождения, пользования и бытования собрания.

При изучении и написании настоящей статьи использовался системный подход, методы научного и сравнительного анализа, а также социологические методы - опрос и беседа, в результате которых были получены ценные сведения. В качестве респондентов выступили музейные сотрудники, жители республики старшего поколения.

Источниковедческой базой послужили монографии и статьи отечественных авторов и исследователей, таких как, Л. П. Потапов [Потапов, 1969], В. И. Дулов [Дулов, 1956], С. И. Вайнштейн [Вайнштейн, 1972, 1974] и многих других.

История появления замков. Замки имеют очень древнюю историю. Как появилась частная собственность у людей, так и появились ключи и замки. Замок - это устройство для запирания дверей, шкафов и пр. для обеспечения блокировки предметов с целью предотвращения их хищения. Для отпирания замка служит ключ особой для данного замка формы. В зависимости от крепления замки делятся на неподвижные, т.е. врезные, накладные и встроенные, и висячие [Энциклопедический словарь, 1953: 629].

Из истории известно, что до появления замков использовались веревки с завязанными узлами. Приспособления для запирания входной двери изготавливались из подручного материала, такого как камыш, волокно, дерево, позднее из металла. Считается, что замки и ключи - ровесники ранних цивилизаций. Самый древний ключ археологи обнаружили в гробнице фараона Рамсеса II Великого (XIII в. до н.э.). Деревянный ключ был очень простым в изготовлении - с зубцами от штифтового замка. Первые замки с секретом появились в восточных странах. Это были кольцевые замки с символами, которым не нужен был ключ, а только кодовое слово или цифры. Письменные источники свидетельствуют, что первые механические замки из дерева применяли около 4000 лет назад в Египте. Самый первый деревянный замок Хорсабад был обнаружен в Персии на охранных вратах дворца Саргона II, который царствовал с 722 по 705 гг. до н.э. Первые цельнометаллические замки изготовили английские ремесленники, где-то в 870-900 гг. Это были обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочной скважины, для того, чтобы предотвратить взлом. На выступах изображались узоры и насечки. В те времена замки для входных дверей обязательно украшали рисунками или узорами, а иногда изготавливали замки в виде зверей -лошадей, драконов, собак, слонов или бегемотов. Лучшим подарком считался набор замков для входных дверей, состоящий из двух штук, с нанесенными на них поздравительными надписями. Ключи к замкам должны были быть прочными, поэтому их изготавливали из пород твердого дерева, костей или металла. Навесные замки с охранной пружиной на дуге впервые использовались императорами и богатыми чиновниками эпохи Цзинь (265-420 н.э.). Появление замков в Китае в это время связано с налаживанием торговых отношений с Индией и Ираном, в которых получали распространение некоторые римские технологии. Навесные замки, помимо средства защиты от воров, были привлекательными и интересными символами и подчеркивали социальный статус владельца. В культурах разных стран навесным замкам придавали формы различных амулетов, животных и оберегов. Считалось, что они способны привлекать счастье, удачу и богатство в дом. Ремесленники разрабатывали оригинальные замки-шедевры, которые никогда не использовались для запирания дверей. Они изготавливались в единичном экземпляре кузнецом по замкам и металлу в качестве «теста» на мастера. Замки-шедевры часто выставлялись на обозрения без покрытия, чтобы были видны составные части механизмов, их работа, декоративная отделка корпусов и метод сборки [История замков...Электр. ресурс].

В России первый висячий замок был выкован в начале царствования Николая II. Ключ состоял из округлого кольца с нарезкой для ввинчивания в замочную скважину. Екатерина Великая, царица России с 1762 по 1796 гг., имела одну из самых замечательных коллекций замков своего времени. Она восхищалась тонким мастерством ремесленников, которые придумывали изящные узоры на замках и создавали висячие замки причудливых форм, чтобы удовлетворить прихоть царицы. Известно, что одного знаменитого русского кузнеца спасло от ссылки в Сибирь то, что он сделал цепочку для Екатерины. Она была так поражена его мастерством, что помиловала его [История замков... Электр. ресурс].

Собрание металлических замков фонда этнографии Национального музея им. Алдан-Маадыр. Фонды этнографии по металлу тувинского музея содержат богатую коллекцию замков и ключей. Насчитываются более 180 экземпляров, различающихся по своему размеру и декору, датирующиеся концом Х1Х-ХХ вв. Хранятся замки небольшого размера для сундуков и шкатулок, средней величины для дверей юрты, магазинов и хозяйственных построек, есть массивный экземпляр для амбара.

Большую ценность имеют национальные тувинские замки, являющиеся неповторимыми произведениями искусства. Мастера-кузнецы особое внимание уделяли украшению замка - наносился узор, рисунок, или даже менялась форма, он мог иметь форму животного. Так, например, из истории известно, что были распространены замки, изготовленные в виде лошадей, львов или драконов с закинутым на спину хвостом. Хвост в данном случае служил дужкой. Экспозиция тувинского музея представляет замок небольшого размера в форме лошади, изготовленный из белого металла (КП 9334). Большой интерес вызывают замки, выполненные тувинскими мастерами-кузнецами в конце XIX - в начале XX вв., декорированные резными орнаментами в виде цветочных лепестков; солярного знака; орнамента-узелка «бесконечного счастья» и надписью на старомонгольской письменности; с китайскими иероглифами; с зеркальцем и т.д. (КП 4076/141; 5030; 5424; 5712/1,2).

Рис. 1. Металлический замок. КП 9334. Рис.2. Металлический замок КП 5030.

Нач. XX в. Нач. XX в.

Тувинские национальные навесные замки, в основном, изготавливались из желтого или белого металла. Обойма замка имеет вид плоской прямоугольной коробки с изогнутым корпусом, некоторые с выемчатым нижним основанием с продольными и короткими поперечными перегородками, с расположением отверстия для ключа. Вставленный в замочную скважину ключ приводил штифты в движение, они приподнимались и отпускали дужку. Выдвижная конструкция замка выходит с боковой стороны. Размеры предмета обычно составляют от 2 до 6 см. Такой замок применялся для запирания деревянных сундуков и шкатулок, составлявших собой основную мебель в кочевом жилище тувинцев, где хранились ценные вещи, сутры буддийские, женские украшения, игольницы и т.д. Замки подобной конструкции являлись китайским заимствованием.

Рис.3. Металлические замки в экспозиции тувинского музея

Комплектование фондов металлическими замками осуществлялись путем сбора этнографических материалов музейными сотрудниками Е. Ш. Байкара, Т. М. Скаковой, Т. Бичи-оол и др. во время экспедиций в середине прошлого века в западные, центральные и южные районы республики. Новые коллекции поступали и от энтузиастов-этнографов и исследователей. Например, в 1973 г. в фонды музея поступил навесной замок, обнаруженный в с. Ий Тоджинского района археологом М. А. Дэвлет (КП 4548/1).

Как известно из истории изготовления металлических национальных замков, работа по металлу была целиком в руках кузнецов. Обработка металла была особенно развита у западных тувинцев. В конце XIX - начале XX вв. кузнецы изготовляли заказанные им железные изделия, в том числе и замки, главным образом путем перековки старых, ненужных железных вещей - проржавевших котлов, сломанных таганов, топоров и т.д. Сырье кузнецы либо доставали сами, либо получали от заказчиков. Нередко кузнецы приобретали железный лом у русских крестьян, иногда у купцов [Вайнштейн, 1974: 82]. Из завозного железа тувинские кузнецы изготовляли орудия труда или предметы домашнего обихода. Литье шло, в основном, из Абаканского завода [История Тувы, 2007: 23].

К орудиям труда кузнецов относятся ручные самодельные меха, маленькая наковальня (иногда камень), шипцы, небольшой набор молотков, зубило и некоторые инструменты. Весь этот инвентарь домашней кузнечной мастерской можно было уложить в кожаную сумку и при перекочевке перебросить через седло [Потапов, 1969: 89].

Кузнецами были исключительно мужчины. Обычно секреты мастерства сохранялись в тайне и передавались по наследству от отца к сыну, от дяди к племяннику. Их деятельность была окружена особым почетом. Мастерство искусных кузнецов воспевалось в героических сказаниях [Вайнштейн, 1972: 239]. В начале XX в. ремесленников-кузнецов было не так много. На крупный сумон приходилось, примерно, два-три кузнеца [Дулов, 1956: 66].

Как отмечает С. И. Вайнштейн, изучение художественной обработки металла у тувинцев показывает, что наряду с глубокими местными традициями в формировании этого вида прикладного искусства важную роль сыграли значительные культурные взаимодействия со многими народами Южной Сибири, Центральной, Средней и Восточной Азии в различные исторические эпохи [Вайнштейн, 1974:101].

Таким образом, история формирования коллекций металлических замков фонда этнографии тувинского музея берет свое начало с начала XX в. Благодаря экспедиционным работам сотрудников музея, а также жителей - энтузиастов республики фонды этнографии по металлу ежегодно пополнялись, и эта работа продолжается. Несомненно, коллекция металлических замков тувинского музея имеют большую научную и историко-культурологическую ценность.

Список литературы:

Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М.: Наука. 1974. 222 с.

Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. М.: Наука. 1972. 311 с.

Дулов В. И. Социально-экономическая история Тувы. XIX - начало XX в. М.: Изд-во академии наук СССР. 1956. 469 с.

История замков и ключей [Электронный ресурс. https://www.locks.ru/informat/ history/istoriya-zamkov-i-klyuchej.html (дата обращения 12.08.2022 )

История Тувы в 3 тт. - Т.II / Под. общ. ред. В. А. Ламина. Новосибирск: Наука. 2007.

430 с.

Сокровища культуры Тувы. Научно-информационный издательский центр. М., Вып. 7. 2006. 320 с.

Тува - в беге времени. Каталог выставки. М., 2014. 96 с.

Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука. 1969. 386 с.

Тулуш С. С. Тыва шооча : [материалы, хемчээли, каасталгазы] / С. Тулуш // Шын. 2019. Февр. 28.

Энциклопедический словарь. М., 1953.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Монгуш Чечена Айыр-Санааевна, методист музейного дела отдела методического сопровождения по вопросам истории и этнографии ГБУ«Национальный музей Республики Тыва». Кызыл, Российская Федерация. Электронный адрес: chechena1@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mongush Chechena Ayir-Sanaayevna methodist of the museum department of methodological support on history and ethnography State Budgetary Institution "National Museum of the Republic of Tuva". Kyzyl, Russian Federation. E-mail: chechena1@yandex.ru

УДК 391

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Монгуш Ш. Х.

Аннотация. В статье рассматривается комплектование этнографических коллекций Национального музея Республики Тыва за 2022 год. Подробно из коллекции рассматриваются несколько музейных предметов, работы современных мастеров Тувы Н. А. Шокай-оол, С. Н. Момбужай. Даны научные описания некоторых из них, назначение, пути поступления в музей, информации о сдатчиках и авторах.

Ключевые слова: Национальный музей, коллекции, фонды, мастер, узоры.

ACQUISITION OF ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS OF NMRT AT THE

PRESENT STAGE

Mongush Sh. Kh.

Annotation. The article discusses the acquisition of ethnographic collections of the National Museum of the Republic of Tuva for 2022. Several museum items, works by modern masters of Tuva N. A. Shokai-ool, S. N. Mombuzhai are considered in detail from the collection. Scientific descriptions of some of them, their purpose, ways of admission to the museum, information about deliverers and authors are given.

Keywords: National Museum, collections, funds, master, patterns.

Введение. Одним из важных направлений в деятельности любого музея является комплектование музейных фондов. Именно с ее помощью музей осуществляет функцию документирования действительности.

Базой для развития всех направлений музейной работы являются коллекции, уровень которых во многом определяет экспозиционную, культурно-образовательную и выставочную деятельность музея.

Под комплектованием музейных фондов понимается деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов1. Эта деятельность должна иметь систематический характер, в связи с чем она привязывается к потребностям экспозиционной и научно-исследовательской работы музея, касается разработки перечня собраний, которые должны быть представлены в фондах музея, принципов

1 «Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)», приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.