Научная статья на тему 'ОДЕЖДА ТУВИНСКИХ ЖЕНЩИН КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ вв.'

ОДЕЖДА ТУВИНСКИХ ЖЕНЩИН КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная одежда / тувинская одежда / женская одежда / этнография / музейная коллекция / traditional clothing / Tuvan clothing / women's clothing / Ethnography / Museum collection

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ховалыг Роланда Биче-Ооловна

Статья посвящена одежде тувинских женщин конца XIX начала XX веков. Автором были изучены одежды женщин всех возрастов, живших в то время. Данной статьей автор хотела показать тувинскую традиционную женскую одежду, чтобы не было придуманных образов, и народ понимал тувинскую самобытность и свою национальную идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOTHING OF TUVAN WOMEN OF THE LATE XIX – EARLY XX CENTURIES

The article is devoted to the clothing of Tuvan women of the late XIX early XX centuries. The author studied the clothing of women of all ages who lived at that time. With this article, the author wanted to show Tuvan traditional women's clothing, so that there were no invented images, and the people understood the Tuvan identity and their national identity.

Текст научной работы на тему «ОДЕЖДА ТУВИНСКИХ ЖЕНЩИН КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ вв.»

практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. - Кызыл, 2019. - С. 184-189.

9. Российская музейная энциклопедия. В 2-х томах. - М.: «ПРОГРЕСС» «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. 436 с. Том 2.

10. Трофимова Т.А. Научное описание музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2012. - №2 (6). - С. 129-134.

11. Тулуш С.С. Коллекция охотничьих кремневых ружей в Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва // Ермолаевские чтения. Материалы III научно -практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. - Кызыл, 2019. - С. 197-202.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Дыртык-оол Анна Оюновна, кандидат исторических наук, доцент, зав. отделом истории, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Электронный адрес: annaojun@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Dyrtyk-ool Anna Oyunovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department of history, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva. E-mail: annaojun@yandex.ru

УДК 391.2 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-43-50

ОДЕЖДА ТУВИНСКИХ ЖЕНЩИН КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ вв.

Ховалыг Р.Б.

Аннотация. Статья посвящена одежде тувинских женщин конца XIX - начала XX веков. Автором были изучены одежды женщин всех возрастов, живших в то время. Данной статьей автор хотела показать тувинскую традиционную женскую одежду, чтобы не было придуманных образов, и народ понимал тувинскую самобытность и свою национальную идентичность.

Ключевые слова: традиционная одежда, тувинская одежда, женская одежда, этнография, музейная коллекция.

CLOTHING OF TUVAN WOMEN OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

Khovalyg R.B.

Abstract. The article is devoted to the clothing of Tuvan women of the late XIX -early XX centuries. The author studied the clothing of women of all ages who lived at that time. With this article, the author wanted to show Tuvan traditional women's clothing, so that there were no invented images, and the people understood the Tuvan identity and their national identity.

Keywords: traditional clothing, Tuvan clothing, women's clothing, Ethnography, Museum collection.

Национальная одежда любого народа является бесценной составляющей его истории и культуры. Знания о ней должны бережно сохраняться для последующих поколений, оставаясь визитной карточкой этноса в мировой культуре.

Традиционную национальную одежду тувинцы носили вплоть до 1940-1950-х годов. Но после вхождения Тувы в состав Советского Союза в 1944 году в процессе «культурной революции» национальная одежда, как «пережиток прошлого», была вытеснена одеждой европейского стиля. В течение советского времени некоторые разновидности тувинской национальной одежды утратили свое значение и забылись народом.

Сегодня подлинные образцы национальной одежды сохранились лишь в музеях, благодаря собирательской работе музейных сотрудников. Так и Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва обладает замечательным этнографическим собранием, отражающим духовную и материальную культуру тувинского народа [Иргит, 2019: с. 241]. Одной из ценных составляющих его является коллекция тувинской национальной одежды.

В процессе многолетней исследовательской работы автором выявлен ряд проблем по коллекциям тувинской национальной одежды, хранящихся в фондах, как Национального музея Республики Тыва, так и других российских музеев: недостаточная укомплектованность, т.е. отсутствие многих ее разновидностей, ветхость имеющихся экземпляров, их реставрация, отсутствие комплексов мужской, женской и детской одежды по сезонам года.

В настоящее время в некоторой степени утрачены традиции, народом забыты каноны тувинской национальной одежды, среди населения в силу ряда причин стала преобладать монгольская одежда, которая искажает тувинскую самобытность и ведет к утрате ее национальной идентичности. Впоследствии, вместе с утратой национального языка, традиций и культуры - это может привести к более печальным последствиям.

Спасают положение имеющиеся описания забытых видов одежды в трудах ученых-исследователей и фотографии первого директора Тувинского музея В.П. Ермолаева, запечатлевшие их.

Тувинские женщины, как и все женщины, всегда уделяли внимание своему внешнему виду, одежде. Кроме шитья красивой одежды, использования украшений они ухаживали за собой с помощью натуральных косметических средств из трав, которые сами же готовили в домашних условиях. Например, по сведениям Донгак Валерии Чаш-ооловны, ее бабушка Ооржак Одеек Шалдановна (Овюрский к-н, с. Саглы, 1916 г.р.) рассказывала, что тувинские женщины собирали мяту, багульник, пихту, шиповник и др., сушили их, лущили, потом завязывали сбор в кусочек ткани и носили с собой для аромата.

Русский ученый-исследователь Шишкин Б.К. в своей работе «Очерки Урянхайского края» [Шишкин, 2003: с. 145] дает очень интересную информацию по косметическому средству тувинских женщин «энгесхэ»: «Среди женщин попадаются иногда очень красивые. Из косметических средств молодые сойотки употребляют растение энгесхэ, которым красят щеки». Правильное произношение на тувинском языке энгиске [Тувинско-русский словарь, 1968: с. 415] - это дикая свекла, которой раньше молодые тувиночки красили свои щеки.

Одежда тувинских женщин определяла социальный статус владелицы, ее положение в обществе, поэтому ее можно разделить на три вида:

1) незамужней молодой девушки;

2) невесты (прошедшей обряд «дYгдээр», т.е. дугдеп каан душтук кыс -просватанная девушка);

3) невесты на свадьбе или замужней женщины.

На основе научных трудов исследователей Тувы, фотографий В.П. Ермолаева, сведений информантов и изучения коллекции тувинской национальной одежды в фондах Тувинского музея автор в данной статье постарается построить образ тувинских женщин конца XIX - начала ХХ вв., начиная с возраста девочек и до старых женщин «шываганчы», через их традиционную одежду.

Одежда девочек

Тувинские девочки до 13-14 лет носили в качестве наплечной одежды шыва тон, летнюю кожаную обувь кадыг идик, а из головных уборов, в основном, тюбетейкообразный довурзак и островерхий кожагар бврт (во время праздников). Зимой они носили шубы из овчины или мерлушки, крытые тканью, шелком и различные капорообразные головные уборы из меха: малагай, калбак бврт, шиш баштыг бврт, кожаную обувь кадыг идик, утепленную войлоком или шкурой, с войлочными чулками и т.д. Вместе с шубами надевали и другие меховые виды одежды: к праздничному головному убору из меха кожагар бврт надевали наушники из шкуры ягненка или телячьей шкуры - чаактааштар, крытые шелком рукавицы из мерлушки чулдургууштар, меховой шарф из лисьей шкуры моюндурук. В качестве штанов летом носили штаны кулажы ЧYвYр из ткани, а зимой алгы ЧYвYр из козлиной шкуры.

Шыва тон, по сведениям информантов, у девушек не имел украшений, кроме окантовок. Но есть сведения о девичьем тоне в книгах С.И. Вайнштейна «Мир кочевников Центра Азии» и М.О. Сиянбиль «Традиционный тувинский костюм», которые свидетельствуют о том, что «... на уровне прямоугольного среза (чирик) шла еще одна горизонтальная полоса из нашитой цветной ткани. Халаты, украшенные подобным образом, носили преимущественно зажиточные женщины и девушки, последние - с наступлением половой зрелости» [Сиянбиль, Сиянбиль, 2000: с. 18].

Ф. Кон писал: «На высоте колен у женщин свыше 14 лет, а по другим объяснениям, с момента появления менструаций, вдоль всего халата идет полоска цветной материи, сверху ее полоска красной, а снизу - шелковой материи цветов радуги» [Вайнштейн, 1991: с. 158].

Таким образом, можно сделать вывод, что у девичьего «шыва тон» на передней наружной поле «улуг хою (даштыы хою)» на уровне колен, как у женского эдектиг тон, и параллельно с ним шла одна горизонтальная полоса из нашитой цветной ткани. Шыва тон девушек отличается от других летних халатов наличием на подоле этой цветной полосы.

Одежда невесты на обряде «дYгдээшкин»

Девочек начинают сватать с 14-15 лет. Затем, в течение 2-3-х лет родители молодоженов готовятся к свадьбе. Состоятельные люди могли сразу справлять свадьбу.

Во время обряда «дугдээшкин» (смотрины - обряд после сватовства), мать просватанной девушки заплетала ей волосы в две косы и крепила к ним парные накосные украшения салбактар. В некоторых кожуунах, в частности в Монгун-Тайге, между двумя косами крепили женское накосное украшение чавага [Потапов, 1969: с. 237], в большинстве местностей женщины впервые начинали носить чавага во время свадьбы. На макушку головного убора невесты крепили длинную, из красных шелковых ниток, кисть маак, которая опускалась на спину. Также на головной убор невесты нашивали новую, более широкую кайму хаш красного цвета. Такой головной убор невеста носила от обряда <^гдээшкин» до свадьбы.

В настоящее время тувинский народ возвращается к своей культуре, традициям, обрядам. На основе исконных традиций и обычаев обновляются в ногу со временем каноны в одежде, обрядах. Поэтому необходимо увеличить значение женского эдектиг тона, как свадебной одежды, в связи с тем, что традицией большинства кожуунов было -

невесты одевали эдектиг тон впервые на свадьбе, а на обряде «дугдээшкин» бывали в девичьем тоне.

Таким образом, нынче во время обряда «уруг айтырары» девушкам желательно одеть «шыва тон» с одной красной горизонтальной полоской на подоле, шапку с широкой красной каймой «хаш» и красной бахромой (кистью) и заплетать волосы в две косы с накосным украшением «салбактар».

Одежда невесты на свадьбе

После обрядов кудалаашкын (сватовство), дугдээшкин (смотрины) третий заключительный этап свадебного цикла назывался куда-дой (свадьба). Сущность его заключалась в переезде невесты в аал жениха и устройство свадебного пира, происходившего на новом местожительстве молодых.

Богатые девушки к свадьбе имели десять тонов, бедные только два, а иногда и один. Если бедная девушка не могла приобрести шелкового свадебного тона, ей старались сшить, хотя бы шелковый пояс [Дьяконова, 1960: с. 255].

Выйдя замуж, на свадьбе женщина получала право одевать самый роскошный и красивый халат с подолом - эдектиг тон [Сиянбиль, Сиянбиль, 2000: с. 33], который существенно отличался от одежды девушки «шыва тон».

Эдектиг тон отличался от девичьего шыва тон наличием на полочке округлой кокетки «тоннун ооруу», разноцветными поперечными полосками «богаа» под кокеткой. Кокетка переходила в кыдыг - широкие полосы из бархата по краям левой полы. На уровне бедра две пуговицы с петлями соединяли левую и правую полы тона. На уровне колен подол имел отрезную деталь «эдектин адаа» (низ полы). Он присборивался по горизонтали и пришивался к подолу, вследствие чего по краю левой полы образовывался прямоугольный выступ чирик. На уровне отрезной линии нашивались разноцветные горизонтальные полосы «шалан».

Невеста поверх эдектиг тон могла надевать безрукавную длиннополую одежду шегедек. «В отличие от хакасов, у тувинцев «чегедек, шегедек» не была обязательной каждодневной одеждой замужних женщин, ее носили поверх тона во время свадеб и праздников [Сат-Бриль, 1989: с. 49].

Затем на свадьбе и после нее заплетали волосы в две толстые и три мелкие косы «сырбык чаштар» или «сай чаштар» и в середине прикрепляли богатое накосное украшение «чавага», нередко у пояса все три косы соединяли и пропускали под него, а затем вновь их разъединяли [Вайнштейн, 1991: с. 183]. Эта традиция была у женщин местности Чадаана, т.е. в западных кожуунах, о чем подтверждает фонд фотонегативов В.П. Ермолаева.

Замужние женщины Эрзинского, Тес-Хемского кожуунов со свадьбы заплетали волосы в мелкие косички и прикрепляли к ним «салбактар», кунгуртугские женщины заплетали волосы в три косы и прикрепляли к ним в середине «чавага», тоджинские и монгун-тайгинские женщины - в две косы с обряда «^гдээшкин» [Потапов, 1969: с. 238], женщины из верховьев Алаша (Барун-Хемчикский к-н) - в две мелкие и одну толстую косы.

Во время свадьбы невесте надевали специальный головной убор - думаалай, поверх которого накидывали второй свадебный головной убор - баштацгы. Невеста одевалась во все новое, специфическое для замужней женщины, начиная с нательной одежды. На ней были надеты серебряные украшения: серьги, кольца, перстни, браслеты, поясные, накосные украшения, а ее новый эдектиг тон имел более широкие цветные каймы. Во время отъезда из своего жилища в аал жениха невеста надевала особые свадебные головные уборы думаалай и баштацгы [Вайнштейн, 1991: с. 171].

Думаалай [Тувинско-русский словарь, 1968: с. 183] - свадебное покрывало (широкое четырехугольное полотнище с отверстиями для глаз), которым молодая, прибыв в юрту мужа, прикрывала в первые дни лицо от старших родственников мужа.

Думаалай из коллекции Ф. Кона представляет собой четырехугольное полотнище из красной ткани длиной 1,8 м, шириной 1,34 м. К верхнему его краю пришит овальный кусок зеленовато-голубой ткани, надеваемой на голову. Он собран на вздержках: концы их соединены и образуют небольшое округлое отверстие, из которого расходятся складки. Думаалай шили из красной, зеленой, синей, голубой и белой ткани. В фондах НМРТ имеется один экземпляр думаалай, сшитый из белой шелковой ткани, украшенной оранжевым и желтым бисером. Думаалай надевают под баштангы.

Баштацгы - накидка на голову и плечи - выкраивалась из цветной ткани [Вайнштейн, 1991: с. 171]. Её длина доходила до талии. В качестве украшений, пришиваемых к баштангы, использовали бусы, монеты, а также просверленные резцы марала и раковины каури. В свадебные дни баштангы носили поверх думаалай, а в дальнейшем - по праздникам, нередко и в будни, баштангы надевали и без думаалай.

Праздничная, в том числе свадебная, одежда обильно украшалась золотыми кантами, мехом соболя, парчой, бархатом. К свадьбе невесты из зажиточных семей имели уже дорогие серебряные украшения, искусно декорированные и украшенные вставными кораллами. Их они носили почти до старости, когда вновь заменяли на более простые украшения.

Одежда замужних женщин

О том, как выглядел женский эдектиг тон (ибчи-тон) в конце XIX в. свидетельствует материал Ф. Кона «За пятьдесят лет»: «...Покрой женской шубы еще недавно был тождествен с покроем шубы качинок (хакасок - авт.), подол шубы изнутри стягивался в сборки протянутыми жилами; теперь об этом знали лишь дряхлые старухи. Такие шубы исчезли, и их сменили шубы монголо-бурятского покроя» [Кон, 2203: с. 105].

О женском тоне Е.Г. Грумм-Гржимайло пишет: «Женский летний халат (ибчи-тон) отличается от мужской большей длины и большим количеством украшений, в особенности на груди, где опушка из черного плиса и цветных шелковых лент нашивается с таким расчетом, чтобы занять ее середину при застежке халата, который, хотя и шьется без талии, но из двух неравных половин, сшиваемых на высоте колен, причем нижняя настолько шире верхней, что собирается вокруг нее складками, образуя волан. По линии шва такой халат обыкновенно обшивается широкой полосой черного, расшитого белым шелком, плиса, которая в свою очередь оторачивается цветным шнуром и шелковой узкой тесьмой цветов радуги. Обшлага его рукавов делаются суконными. Праздничный ибчи-тон состоятельной сойотки шьется из красной шелковой материи с отворотами рукавов из черного плиса, с прямоугольной, из того же материала, нашивкой на груди и широкими полосами на высоте колен и по подолу; первая полоса расшивается белым шелком и оторачивается шелковой китайской лентой цветов радуги; так же обшивается и ворот» [Грумм-Гржимайло, 2003: с. 110].

Впервые описание эдектиг тона, или ипчи-тона, было дано Е.К. Яковлевым и Ф. Коном. Женский летний халат «ибчи-тон» - длиннополая одежда, имеющая на уровне колен нашитый волан, украшенный по линии шва и окаймленный цветными шнурами, была распространена среди качинских (хакасских) женщин под названием «идектиг тон». В тувинских женских тонах, на высоте колен, также, как и в одежде качинских женщин, подол часто собирается в складки и снизу обшивается широкой каймой плиса [Сат-Бриль, 1989: с. 46].

Таким образом, к XIX - нач. ХХ вв. тувинки носили халаты «ибчи-тон» (эдектиг тон), подобные хакасским «идектиг тон». Позднее единственным напоминанием об этом виде женской одежды осталась имитация воланов на женских «эдектиг тон» и незначительная насборенность на уровне колен. Под более сильным влиянием монгольской культуры в начале ХХ в. «такие шубы исчезли и их сменили шубы монголо-бурятского покроя» [Там же: с. 47].

Отсюда можно сделать вывод, что до маньчжурского периода, в монгольское время и после, одежда тувинцев, в частности «эдектиг тон», выглядела иначе, так как в описании нет речи о традиционном ступенчатом вырезе «еелет», застегивается в середине передних полов и на уровне колен имеет волан.

Тувинские женщины в начале ХХ в. носили халаты «шыва тон» (дерлиг тон), как повседневную одежду, «эдектиг тон» из шелка, парчи, как праздничную одежду.

В осенне-весенний период женщины носили «эдектиг тон» (тон с подолом) из тонких, легких шкур, покрытый тканью: хурбе хураган кежи эдектиг тон, - из шкур только родившихся и умерших ягнят, сесиирге кежи эдектиг тон - из шкур 5-6-месячных ягнят, также ой тон из овчины после весенней стрижки, т.е. тон замужней женщины весной и осенью шьют из шкур и покрывают их шелком и тканью, скроенными и сшитыми в форме «эдектиг тон».

О том, что после свадьбы женщины в качестве головного убора повседневно носили баштангы можно прочитать в работе Г.Е. Грумм-Гржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край»: «..летом же чаще всего женщины заменяют шапку платком русского изделия или особым головным убором - баштанга, который представляет кусок красной шерстяной ткани величиной около 3/4 кв. аршина, надеваемый таким образом, чтобы одним своим краем закругленным и подрубленным, он нависал надо лбом, защищая глаза от солнца, а тремя другими свободно спускался на плечи и спину» [Грумм-Гржимайло, 2003: с. 109].

Также повседневным головным убором женщин был калбак бврт и былаат (платок).

Нижняя (нательная) одежда женщин

Нательная одежда состояла из рубашки квгенек и кожаных коротких штанов-натазников ырыктааш.

Название нательной рубашки тувинцев «кегенек» [Вайнштейн, 1991: с. 177] близко к названиям такой рубашки у качинцев и телеутов - кунек, у челканцев - коунех, у алтай-кижи - кубнек. Тувинцы называли нательную нижнюю рубашку «кегенек», а летнюю рубашку «хейлец». Бедные женщины-аратки носили в качестве нижней одежды только штаны [Дьяконова, 1960: 258].

Для женских зимних штанов использовались лишь шкуры диких животных, им [женщинам - авт.] запрещалось носить штаны из меха домашних животных. Скорее всего, это было связано с менструальными циклами женщин, так как, выделанные шкуры диких животных мягкие, тонкие, и с шерстяного покрова грязь и пятна легко стираются.

Одежда старых женщин

Старых женщин в возрасте старше 65-75 лет тувинцы называли шываганчы, ими становились одинокие вдовы, распрощавшиеся со своим женским обликом и образом жизни. Они обычно обривали голову налысо, что символизировало переход женщины в старческий возраст. Характерной чертой поведения старых женщин «шываганчы» являлось их право на курение. Как старики, они курили табак, используя длинные женские трубки из таволги.

Надевали они простую практичную, легкую, теплую одежду: наплечную одежду шыва тон из далимбы, бязи, чесучи, ватный или стеганный из шерсти хввецниг тон, дYк салган тоннар, штаны кулажы чувур из далимбы или бязи, безрукавку чеци-чок (херектээш, эгиннээш) из мерлушки, крытую шелком. «Шываганчы» особо не пользовались украшениями и аксессуарами в одежде.

В старину у тувинцев, также особо не пользовались украшениями одинокие, бездетные женщины. Об одежде «старых дев» (дулгуяк кадай) В.П. Дьяконова пишет так: «Заслуживает упоминания такой факт, что старые девы (тулгуяк кадай) раньше носили мужскую одежду или же одну косу (кэжиге), как мужчины. Холостячки

(дулгуяк кадай) носили рваную, плохую одежду» [Дьяконова, 1960: 258]. Это говорит о том, что женщин, не вышедших замуж, не родивших детей, общество, видимо, не признавало, поэтому такие женщины одевались просто и украшений не носили. Здесь В.П. Дьяконова называет старых дев «дулгуяк кадай», может быть, так их называли в исследованных ею территориях - западных кожуунах. А в центральных кожуунах, в том числе в Дзун-Хемчике, язык населения которых признан литературным, словом «дулгуяк» [Тувинско-русский словарь, 1968: с. 182] называют мужчин и женщин, у которых супруги умерли, т.е. вдовцов и вдов.

Выводы

В настоящее время тувинский народ возвращается к своим истокам, культуре, истории. Старики, зрелые люди, молодежь и дети проявляют большой интерес к своим национальным традициям, массово носят тувинские национальные костюмы, особенно, во время народных праздников Наадым и Шагаа. Все торжественные мероприятия, в том числе и свадьбы, проводят в красочных национальных нарядах.

С тех пор, как тувинцы утратили свои традиции по ношению тувинской национальной одежды, прошло более половины века. Такой долгий период способствовал утрате исконно-тувинских традиций, обрядов, обычаев.

Радует, что людей нового поколения интересуют исконные традиции своего народа, особенно по тувинской национальной одежде, ее каноны. Но здесь у них возникает много ошибочных мнений и рассуждений, некоторые из них неправильно понимают или даже придумывают те или иные традиции. Поэтому, ссылаясь на труды ученых-исследователей Тувы, фотографии В.П. Ермолаева, на основании изучения тувинской национальной одежды автор старается донести до народа истинную природу национального костюма тувинцев.

Список литературы:

1. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.

2. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и урянхайский край. // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало ХХ в.) / сост. А.К. Кужугет. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. 232 с.

3. Дьяконова В.П. Материалы по одежде тувинцев. // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. 1957-1958. М.-Л. 1960. С. 238-266.

4. Иргит Б.Ч. Культурно-образовательная роль Национального музея Республики Тыва в сохранении традиционной культуры. // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, 2019. С. 239-242.

5. Кон Ф.Я. За пятьдесят лет // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало ХХ в.) / сост. А.К. Кужугет. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. 225 с.

6. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 402 с.

7. Сат-Бриль Л.Ш. Традиционная верхняя одежда тувинцев // Культура тувинцев: традиция и современность. Кызыл, 1989. С. 41-50.

8. Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм. Кызыл, 2000. 71 с.

9. Тувинско-русский словарь / Под редакцией Э.Р. Тенишева. М., 1968. 465 с.

10. Шишкин Б.К. Очерки Урянхайского края // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало ХХ в.) / сост. А.К. Кужугет. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. 223 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Ховалыг Роланда Биче-ооловна - главный хранитель, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Электронный адрес: hovrol@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Khovalyg Rolanda Biche-oolovna, Chief Custodian, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva. E-mail: hovrol@mail.ru

УДК 069.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-50-61

ДЕНЬ ПОБЕДЫ ПО ФОТОГРАФИЯМ В.П. ЕРМОЛАЕВА Мандан-Хорлу М.М., Монгуш А.Ч.

Аннотация. Данная статья посвящена отражению дня победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в коллекции В. П. Ермолаева (1892-1982), первого директора Национального музея Республики Тыва, краеведа, фотографа. Цель работы -изучение снимков по Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в составе коллекции В. П. Ермолаева, атрибуция снимков, посвященных Дню Победы 1945 г. Результаты. Авторами статьи систематизирована тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в коллекции по тематическому принципу и произведены сравнительный анализ и атрибуция снимков Дня Победы 1945 г. Выводы. В результате исследования выявлены несовпадения некоторых работ В. П. Ермолаева.

Ключевые слова: Владимир Петрович Ермолаев, музейная коллекция, фотография, стеклянные и пленочные негативы.

VICTORY DAY IN V.P. ERMOLAEV'S PHOTOS Mandan-Khorlu M.M., Mongush A. Ch.

Abstract. This article is devoted to the reflection of the victory day in the great Patriotic war of 1941-1945 in the collection of V. P. Ermolaev (1892-1982), the first Director of the national Museum of the Republic of Tuva, local historian, photographer. The purpose of the work is to study images from the great Patriotic war of 1941-1945 in the collection of V. P. Ermolaev, attribution of images dedicated to the victory day of 1945. Results. The authors of the article systematized the theme of the great Patriotic war of 1941-1945 in the collection on a thematic basis and made a comparative analysis and attribution of images of the victory day of 1945. Conclusions. As a result of the study, some of the works of V. P. Ermolaev were found to be inconsistent.

Keywords: Vladimir Petrovich Ermolaev, Museum collection, photography, glass and film negatives

Вторая мировая война занимает особое место в истории ХХ столетия по количеству вовлеченных стран, жертв и повлекших собой глобальных изменений. В России, в то время Советском Союзе, она получила название Великой Отечественной, которое закрепилось в отечественной историографии. Важными источниками по Великой Отечественной войне являются не только документально -письменные источники, но и фотодокументы. Так, собрание фотодокументов В.П. Ермолаева Национального музея Республики Тыва (НМРТ) неоднократно привлекалось для иллюстрации книг, посвящённых Великой Отечественной войне, активно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.