Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕНСКИХ НАКОСНЫХ УКРАШЕНИЙ ТУВИНЦЕВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕНСКИХ НАКОСНЫХ УКРАШЕНИЙ ТУВИНЦЕВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тува / украшение / женские накосные украшения / технология изготовления / чавага / боошкун / салбак / Tuva / decoration / women's braid ornaments / manufacturing technology / chavaga / booshkun / salbak

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майны Шенне Борисовна, Сат Оргаадай Станиславовна

В статье рассмотрены особенности женских накосных украшений тувинцев чавага, боошкун, салбак, а также их функции: практическая, эстетическая, репрезентативная, знаковая. Выявлено культурное смысловое значение женских украшений. Проанализированы три вида женских украшений: незамужней молодой девушки, невесты, замужней невесты. Следует отметить, что в последние годы швеями, дизайнерами проводятся мастер-классы, курсы повышения по изготовлению женских украшений Тувы. В работе разработана и описана технологическая последовательность изготовления накосного украшениясалбак’.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF MANUFACTURING OF WOMEN'S JEWELRY OF TUVANS IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the features of women's braided decorations of the Tuvans chavaga, bootshkun, salbak, as well as their functions: practical, aesthetic, representative, symbolic. The cultural sign-symbolic nature of women's jewelry is revealed. Three types of women's jewelry are analyzed: an unmarried young girl, a bride, a married bride. It should be noted that in recent years, well-known folk craftsmen of Tuva, teachers of educational institutions have been holding master classes, advanced courses in the manufacture of women's jewelry in Tuva. The paper developed and described the technological sequence for the manufacture of the salbak ornament.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕНСКИХ НАКОСНЫХ УКРАШЕНИЙ ТУВИНЦЕВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Статья поступила в редакцию 28.08.2022

УДК 391.7:316.74(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2022-96-24-40

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕНСКИХ НАКОСНЫХ УКРАШЕНИЙ ТУВИНЦЕВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Майны Ш.Б., Сат О.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

TECHNOLOGY OF MANUFACTURING OF WOMEN'S JEWELRY OF TUVANS IN

MODERN CONDITIONS

Sh.B. Mainy, O.S. Sat Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассмотрены особенности женских накосных украшений тувинцев чавага, боошкун, салбак, а также их функции: практическая, эстетическая, репрезентативная, знаковая. Выявлено культурное смысловое значение женских украшений. Проанализированы три вида женских украшений: незамужней молодой девушки, невесты, замужней невесты. Следует отметить, что в последние годы швеями, дизайнерами проводятся мастер-классы, курсы повышения по изготовлению женских украшений Тувы. В работе разработана и описана технологическая последовательность изготовления накосного украшения 'салбак'.

Ключевые слова: Тува; украшение; женские накосные украшения; технология изготовления; чавага; боошкун; салбак

The article discusses the features of women's braided decorations of the Tuvans chavaga, bootshkun, salbak, as well as their functions: practical, aesthetic, representative, symbolic. The cultural sign-symbolic nature of women's jewelry is revealed. Three types of women's jewelry are analyzed: an unmarried young girl, a bride, a married bride. It should be noted that in recent years, well-known folk craftsmen of Tuva, teachers of educational institutions have been holding master classes, advanced courses in the manufacture of women's jewelry in Tuva. The paper developed and described the technological sequence for the manufacture of the salbak ornament.

Keywords: Tuva; decoration; women's braid ornaments, manufacturing technology, chavaga, booshkun, salbak

Введение

Украшение как древнейшее полуфункциональное явление этнической культуры со сложной символикой, отражающее древние религиозные идеи и особенности художественных традиций, является одним из традиционных объектов различных исследований.

Украшение - одна из составляющих материальной и духовной культуры народа, свидетельствующая о развитии традиций. Поскольку украшения являются одним из элементов в структуре поведения: они диктуют и декларируют поведение хозяина, а также влияют на сознание окружающих, организуя, в свою очередь, их поведение. Ювелирные изделия относятся ко времени, климатическим условиям, конфессиональной принадлежности, полу, возрасту, социальному положению [1].

Цель данного исследования - анализ технологии изготовления женского накосного украшения тувинцев 'салбак' в современных условиях.

Особую значимость для нашей работы выступили работы по женским украшениям следующих тувиноведов.

Прически и традиционные украшения тувинских женщин XIX-начало XX в. изучила Л.Ш. Сат [2]. Тувинский ученый А.О. Дыртык-оол в своей работе проанализировала тувинские женские украшения Национального музея Республики Тыва [3]. В книге «Традиционный тувинский костюм» исследователи М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль отдельно выделили раздел по женским украшениям [4]. Женские прически и накосные украшения тувинцев, а также использование их в обрядовой культуре рассмотрели Е.В. Айыжы, Р.Б. Ховалыг [1, 5]. Знаково-символическую природу, современное состояние женских украшений Тувы изучили Ш.Б. Майны, М.С. Кухта [6-9]. Значение тувинских национальных украшений в современном этнодизайне выявила С.В. Зайцева [10-11]. Традиционные съемные украшения тувинцев изучила культуролог А.Б. Ондар [12]. Ж.Э. Айжы, Я.А. Нан-Хоо проанализировали скифские сюжеты и мотивы в традиционном и современном ювелирном искусстве Тувы [6-8,13]. Отдельно хочется отметить научные

публикации по украшениям тувинцев студентов кафедры технологии и предпринимательства Тувинского

госуниверситета[14-19].

Основная часть Украшения тувинцев служили не только для выполнения их прямого предназначения - украшать, но и наделялись большим символическим значением - играли роль амулетов-оберегов, отмечали возраст и социальный статус личности, утверждали переход личности из одного статуса в другой. Украшения же относятся к вечным ценностям, т.е. чем оно древнее, старее, тем оно ценнее. Они компактны. Они могли храниться в тайниках, уединенных местах. Жизнь кочевников была полна непредвиденных ситуаций: скот мог падать от болезни, бескормицы, их могли украсть враги, их жилище можно было грабить, уничтожать огнем. Но человек, имеющий украшения и хранивший их вне дома, всегда мог рассчитывать на свое состояние и выходить из критической ситуации, продавая или обменивая их на нужные ему предметы [5]. Украшения тувинцев делятся на мужские и женские, а среди аксессуаров особое место занимают пояс, пуговицы и курительные принадлежности. Их

изготовлением занимались тувинские кузнецы-ювелиры нарын дарганнар [20].

Тувинские женские украшения можно разделить на три вида:

1) незамужней молодой девушки,

2) невесты (прошедшей обряд íдYгдээр', т.е. íдYгдеп каан душтук кыс' — просватанная девушка).

3) замужней женщины [9-10].

Основными украшениями тувинцев

были 'салбактар', 'чавага' и расчески [3]. При этом и мужчины, и дети по-особенному связывали волосы с ' боошкун'.

'Боошкун' - девичье накосное украшение, состоящее из трёх длинных пучков, сплетённых из чёрных или разноцветных нитей, оканчивающихся бахромой. В начале бахромы куски дерева сплетаются в пучки для удобства при завязывании косички [10-11]. В работе Р.Б. Ховалыг отмечается, что 'салбак' (боошкун) — это накосные украшения девочек до замужества [20].

Во время обряда сватовства 'дYгдээшкин' заплетали волосы в две косы и прикрепляли к ним девичьи накосные украшения из разных бус 'салбактар' [1].

Чавага - женское накосное украшение, надеваемое на невесту, независимо от того, была ли у нее близость

с женихом до свадьбы. Украшение символизировало изменение статуса девушки, то, что она уже стала женщиной. ' Чавага' считался дорогим куском украшений из-за того, что некоторые элементы сделаны из серебра и его пришлось заказывать у кузнецов-ювелиров. Кроме того, это украшение передавалось по наследству от матери к дочери. Обычай предписывал отдать его младшей дочери, но если к моменту замужества старшая дочь, у родителей не было финансовой возможности сделать новый 'чавага', они дали её этой дочери в надежде, что смогут заказать новую к моменту замужества следующей дочери. О том, что изготовление 'чавага' было затруднено для некоторых семей, свидетельствует тот факт, что иногда в его изготовлении помогали родственники жениха (они привозили отдельные части этой отделки, чтобы использовать их при изготовлении полного комплекта) [1].

Тувинцы в основном носили серебряные украшения, очень редко — золотые. Об этом свидетельствует большая коллекция серебряных украшений в фондах Национального музея республики Тыва, среди которых только один перстень с золотой пластинчатой поверхностью.

Тувинцы с давних пор знали полезные свойства серебра. Серебряные вещи, украшения они носили как обереги, считая, что серебро имеет сакральное значение -багай ЧYве чагдатпас (не подпускает плохое к владельцу) [20].

Древние приписывали серебру свойство освящать все, чего оно коснется, изгонять все «нечистое», излечивать раны и болезни, омолаживать и укреплять тело, а также облагораживать душу человека и способствовать его духовному росту. Серебро также считается иньским металлом, легко впитывающим энергию и информацию, благодаря этому оно почти идеально для создания амулетов, освященных и культовых предметов. Особенно почиталось оно в лунных культах из-за его естественной связи с луной. Также известно, что серебро поглощает разного рода негатив - это считается одной из причин того, что оно темнеет от времени, а также, если его носит больной человек [20].

Национальные украшения женщин для прически - накосники 'чавага', 'боошкун' занимает особое место. Их функциональное значение - закрепление прически. Когда детям исполнялось три года, родители совершали праздничный обряд обрезания волос 'хылбык дой', на

котором в присутствии родственников мальчику, девочке стригли новую прическу. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку ' чаъш' завязывали ей концы украшениями из нитей, бус 'боошкун' [11].

Раньше тувинские женщины к кончику кос прикрепляли 'чалаа-кара'-черные шелковые нити или же вплетали их в косу.

Функции женских накосных украшений:

- практическая функция (формирование и поддержании причесок);

- эстетическая функция (организация причесок и применение головных украшений согласно канонам);

- репрезентативная функция (возможность определения социального положения женщины, по ее головным украшениям в соответствии с их градацией относительно существующих ранговых правил);

- знаковая функция (воплощение идей зооморфных и растительных орнаментов).

Женские накосные украшения тувинцев изготавливались на

высокохудожественном уровне. Основную декоративную нагрузку несли косы, к которым привязывались накосные украшения.

Прически у тувинских женщин различались в зависимости от местных традиций. По тувинской традиции девочки до 14-15 лет, т. е. до замужества заплетали волосы в одну косу в западных кожуунах (Дзун-Хемчикском, Овюрском, Сут-Хольском, Барун-Хемчикском, Бай-Тайгинском, Монгун-Тайгинском), в Тоджинском кожууне - в три косы, в Улуг-Хемском - в мелкие косички, в южных кожуунах (Тес-Хемском и Эрзинском) - в две косы и носили самое простенькое накосное украшение ' боошкун'.

Рисунок 1. 'Боошкун' - девичье накосное украшение из трех нитей бус (современный вариант)

Рисунок 2. ' Салбак' - накосное украшение (современный вариант)

Во время обряда просватания ' дYгдээшкин' заплетали волосы в две косы и прикрепляли к ним девичьи накосные украшения из разных бус 'салбактар'.

Затем на свадьбе и после неё заплетали волосы в две толстые и три мелкие косы (' сырбыкчаштар' или 'сайчаштар') и в середине прикрепляли богатое накосное украшение ' чавага'.

'Чавага' - женское накосное украшение, состоящее из пластины, более пяти нитей бус, кистей. Это тонкая пластинка из серебра удлиненной формы с чуть заостренным и полукруглым верхом,

которая декорируется растительным орнаментом и драгоценными камнями.

Серебряная пластинка прикреплялась на кожаную платформу трапециевидной формы. Она располагалась в верхней части кожаной платформы, а ниже пришивались к кожаной основе бусинки из коралла. На оставшуюся часть кожаной основы соответственно количеству рядов бус, прикрепляли жгутики, спирально закрученные жёлтой парчевой ниткой с ниспадающими чёрными шёлковыми кистями.

Рисунок 3. 'Чавага' - накосное украшение

Украшение считалось дорогим, и его нужно было заказывать кузнецам-ювелирам, поэтому оно передавалось по наследству от матери к дочери. 'Чавага' надевали на невесту независимо от того, была ли у неё близость с женихом или нет. Это символизировало то, что она уже стала женщиной.

Кроме того, накосными украшениями служили и декорированные гребни, нередко металлические, с пышечной гравировкой и вставными

полудрагоценными камнями. Они бывают деревянными с толстыми зубами, медные, серебряные, украшенными перегородчатой эмалью, инкрустированные кораллами [17].

Из камней тувинцы хорошо знали бирюзу. Среди тувинских накосных женских украшений встречаются 'чавага' украшенные бирюзой. В гнездышках

накосниках часто встречается нефрит. Но, конечно, самым распространенным камнем органического происхождения у тувинцев является коралл. Он является ценным материалом для изготовления бус и встречается в большом количестве на накосных украшениях 'чавага'.

Для изготовления 'салбак' применяли следующие цвета:

красный цвет

отражал радость,

благополучие;

- зеленый - удачу, счастье, успех;

- золотой и желтый - святость, божественность, высшую исключительность.

Далее мы рассмотрим особенности разработки, технологию изготовления накосного украшения 'салбак' необходимо заранее разработать эскиз украшения, выбрать цветовую гамму бус.

Рисунок 4. Материалы, и инструменты для выполнения тувинского накосного украшения

'салбак' с сутажем

Таблица. Технологическая карта изготовления накосного украшения 'салбак'

Наименование операции

Материалы

Иллюстрация

Эскиз изделия.

Карандаш, бумага А 4, ластик.

Раскрой накосника.

деталей

Ножницы.

Сборка изделия.

Ножницы,

клей,

тесьма,

нитка,

иголка.

Декоративное оформление сутажом.

Иголка, нитка, сутаж, бусы.

1

2

3

4

Нитка,

иголка,

бусы.

Сборка изделия.

Нить, бусы, иголка

5

6

Заключение

Тувинские женские украшения накосники 'чавага', 'боошкун', 'салбак' представляют особый интерес. По своему функциональному значению они закрепляют прическу, определяют социальное положение женщины и т.д. Украшения имеют особую культурную знаково-символическую природу.

Тувинские женские накосные украшения отмечаются сложностью и своеобразием выполнения. В повседневной жизни очень редко используются женские тувинские

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

украшения, их только носят лишь во время семейных праздниках 'уруг айтырары '(обряд сватовства), 'куда' (свадьбы), на национальных тувинских празднествах 'Шагаа '(традиционный тувинский праздник, новый год по восточному календарю), Наадым' (тувинский праздник животноводов) и т.д. В настоящее время известными народными мастерами Тувы, педагогами дополнительного образования проводятся мастер-классы, курсы повышения по изготовлению женских украшений.

Библиографический список

1. Айыжы Е.В, Ховалыг Р.Б. Женские прически и накосные украшения тувинцев: историко - этнографический очерк. OrientalStudies. 2020. Т. 13. № 1. С. 64 - 74.

2. Сат Л.Ш. Прически и традиционные украшения тувинских женщин: XIX-начало XX в. / Л.Ш. Сат // Проблемы истории Тувы. - Кызыл, 1984. - С. 187198. - URL: https://rusneb.ru/ catalog/000202_000006_1117043/(дата обращения: 01.11.2021). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

- Текст: электронный.

3. Дыртык-оол А.О. Тувинские женские украшения в коллекции Национального музея Республики Тыва // В мире научных открытий. - 2014. - № 5-1(53).

- С. 251-258.

4. Сиянбиль М, Сиянбиль, А. Традиционный тувинский костюм (История Символика) / М. Сиянбиль, А. Сиянбиль. - Кызыл: Типография Госкомитета печати и массовой информации РТ,2000. - 72 с. - Текст: непосредственный.

5. Айыжы Е.В. Функции и семантика свадебных головных уборов женщин как часть материальной и духовной

культуры тувинцев / Е. В. Айыжы, Р. Б. Ховалыг // Oriental Studies. - 2021. - Т. 14. - № 5. - С. 1006-1015. - DOI 10.22162/2619-0990-2021 -57-5-10061015.

6. Майны Ш.Б, Кухта М.С. Тувинский костюм: традиции и современность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - № 36 - С. 241-253. DOI: 10.17223/22220836/36/22

7. Майны Ш.Б, Кухта М.С, Хомушку О.М. Theearthlyandsacredinthesemanticsofthetuv inians'traditionalcostumeЖурналСибирск огофедеральногоуниверситета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 12. № 12. Красноярск: Издательство СФУ, 2019. -С. 2209-2216.

8. Майны Ш.Б, Кухта М.С, Монгуш Ч.Х. Культурная семантика этнодизайна традиционных украшений Тувы/ Ш.Б. Майны, М.С. Кухта, Ч.Х. Монгуш. -Текст: непосредственный // Успехи современной науки,2017. - С. 92-96.

9. Майны Ш.Б, Монгуш, М.М. Тувинские женские украшения // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных

традиций народов Саяно-Алтая. Материалы IV международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. -Кызыл, Изд-во ТувГУ, 2016. - С.44-45.

10. Зайцева С.В. Семантика традиционных тувинских национальных украшений в современном этнодизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2014. - № 2. С. 3942.

11. Зайцева С. В. Семантика названий накосных украшений / С. В. Зайцева // Научные труды Тувинского государственного университета: Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов Тувинского государственного университета, посвященной Международному году Периодической таблицы химических элементов и Году человека труда в Республике Тыва, Кызыл, 26 октября 2019 года / Тувинский государственный университет. - Кызыл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Тувинский государственный

университет", 2019. - С. 186-187.

12. Ондар А.Б. Традиционные съемные украшения тувинцев / А. Б. Ондар. -Текст: непосредственный // Успехисовременной науки. - Том 8. -№3. - 2017. - С.41-47.

13. Айжы Ж.Э, Нан-Хоо Я.А. Скифские сюжеты и мотивы в традиционном и современном ювелирном искусстве Тувы // Новые исследования Тувы. 2021, № 1. С. 73-90. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit2021Л.4

14. Сат О.С. Женские накосные украшения народов Сибири // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сборник научных статей по итогам работы четвертого международного круглого стола, Шахты, 31 мая 2019 года. -Шахты: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2019. -С. 106-107.

15. Монгуш Д.В, Ооржак М.Ш, Сат ОС. Семантика тувинских орнаментов // В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в России и мире (Сборник статей по итогам Международной научно-практической

конференции). Стерлитамак, 2018. - С. 121-124.

16. Монгуш М.М. Тувинские женские украшения // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: материалы IV международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященная Году гостеприимства в Республике Тыва, Кызыл, 27 июня - 01 2016 года / Тувинский государственный университет. - Кызыл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет", 2016. - С. 44-46.

17. Монгуш Ч.Х. Семантика женских украшений тувинцев / Ч. Х. Монгуш, О. В. Сундуй, М. С. Кожаяк // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. -2017. - Т. 2. - № 3. - С. 200-203.

18. Сат О.С. Женское накосное украшение чавага как особый элемент традиционного костюма тувинцев // История и теория искусств : материалы 58-й Международной научной студенческой конференции, Новоси-

бирск, 10-13 апреля 2020 года. -Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2020. - С. 28-29.

19. Сат О.С. Трансформация женских традиционных тувинских украшений // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: Материалы VI-ой международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Кызыл, 30 июня - 03 2020 года. - Кызыл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет", 2020. -С. 53-55.

20. Ховалыг Р.Б. Тувинская традиционная одежда / Р.Б.Ховалыг. -Новосибирск: Наука: НГОПО Союза писателей России, 2018. - 336 с.

References

1. Ayyzhy E.V, Khovalyg R.B. Zhenskie pricheski i nakosnye ukrasheniya tuvintsev: istoriko - etnograficheskiy ocherk [Women's hairstyles and oblique jewelry of Tuvinians: a historical and ethnographic

essay]. OrientalStudies. 2020. Vol. 13, no 1, pp. 64 - 74. (In Russian)

2. Sat L.Sh. Pricheski i traditsionnye ukrasheniya tuvinskikh zhenshchin: XIX-nachalo XX v. Problemy istorii Tuvy [Hairstyles and traditional jewelry of Tuvan women: XIX-early XX century]. Kyzyl, 1984, pp. 187-198. Available at: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_1 117043/ (access date: 01.11.2021).

3. Dyrtyk-ool A.O. Tuvinskie zhenskie ukrasheniya v kollektsii Natsional'nogo muzeya Respubliki Tyva [Tuvan women's jewelry in the collection of the National Museum of the Republic of Tyva]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries]. 2014, no. 5-1(53), pp. 251 - 258. (In Russian)

4. Siyanbil M., Siyanbil A. Traditsionnyy tuvinskiy kostyum (Istoriya Simvolika) [Traditional Tuvan Dress (Histroy. Symbols)]. Kyzyl, Tipografiya Goskomiteta pechati i massovoy informatsii RT, 2000. 72 p. Tekst: neposredstvennyy. (In Russian)

5. Ayyzhy E.V., Khovalyg R. B. Funktsii i semantika svadebnykh golovnykh uborov zhenshchin kak chast' material'noy i dukhovnoy kul'tury tuvintsev [Functions and semantics of women's wedding headdresses as part of the material and

spiritual culture of Tuvinians]. Oriental Studies. 2021, Vol. 14, no 5, pp. 10061015. - DOI 10.22162/2619-0990-2021-575-1006-1015. (In Russian)

6. Mayny Sh.B, Kukhta M.S. Tuvinskiy kostyum: traditsii i sovremennost' [Tuvan costume: traditions and modernity]. Vestnik of Tomsk State University. Culture and Art Studies. Tomsk, TSU Publ., 2019, no 36, pp. 241 - 253. DOI: 10.17223/22220836/36/22 (In Russian)

7. Mayny Sh.B, Kukhta M.S, Khomushku O.M. [The earthly and sacred in the semantics of the tuvinians' traditional costume]. Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. V. 12, no 12. Krasnoyarsk, SFU Publ., 2019, pp. 2209 - 2216. (In Russian)

8. Mayny Sh.B, Kukhta M.S, Mongush Ch.Kh. Kul'turnaya semantika etnodizayna traditsionnykh ukrasheniy Tuvy [Cultural semantics of ethnodesign of traditional jewelry of Tuva]. Uspekhi sovremennoy nauki, 2017. pp. 92-96. (In Russian)

9. Mayny Sh.B, Mongush, MM. Tuvinskie zhenskie ukrasheniya //Aktual'nye problemy issledovaniya etnoekolo-gicheskikh i etnokul'turnykh traditsiy narodov Sayano-Altaya. Materialy IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy

konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov [Tuvan women's jewelry // Actual problems of research of ethnoecological and ethno-cultural traditions of the peoples of the Sayano-Altai. Materials of the IV International Scientific and Practical conference of young scientists, postgraduates and students]. Kyzyl, TuvSU Publ., 2016, pp.44

- 45. (In Russian)

10. Zaytseva S.V. Semantika traditsionnykh tuvinskikh natsional'nykh ukrasheniy v sovremennom etnodizayne // Trudy Akademii tekhnicheskoy estetiki i dizayna [Semantics of traditional Tuvan national ornaments in modern ethnodesign // Proceedings of the Academy of Technical Aesthetics and Design]. 2014, no 2. pp. 39

- 42. (In Russian)

11. Zaytseva S. V. Semantika nazvaniy nakosnykh ukrasheniy // Nauchnye trudy Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta: Materialy ezhegodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, sotrudnikov i aspirantov Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta, posvyashchennoy Mezhdunarodnomu godu Periodicheskoy tablitsy khimicheskikh elementov i Godu cheloveka truda v Respublike Tyva, Kyzyl, 26 oktyabrya

2019 goda [Semantics of names of beveled ornaments / S. V. Zaitseva // Scientific works of Tuva State University: Materials of the annual scientific and practical conference of teachers, staff and postgraduates of Tuva State University dedicated to the International Year of the Periodic Table of Chemical Elements and the Year of Human Labor in the Republic of Tuva]. Tuvan State University. Kyzyl, TuvSU Publ., 2019, pp. 186 - 187. (In Russian)

12. Ondar A.B. Traditsionnye s"emnye ukrasheniya tuvintsev // Uspekhi sovremennoy nauki [Traditional removable jewelry of Tuvinians // Success of modern science]. Vol. 8, no 3, 2017, pp. 41 - 47. (In Russian)

13. Ayzhy Zh.E, Nan-Khoo Ya.A. Skifskie syuzhety i motivy v traditsionnom i sovremennom yuvelirnom iskusstve Tuvy // Novye issledovaniya Tuvy [Scythian plots and motifs in the traditional and modern jewelry art of Tuva // New Research of Tuva]. 2021, no 1. pp. 73 - 90. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.L4 (In Russian)

14. Sat O.S. Zhenskie nakosnye ukrasheniya narodov Sibiri // Razvitie yuridicheskoy nauki i problema

preodoleniya probelov v prave: sbornik nauchnykh statey po itogam raboty chetvertogo mezhdunarodnogo kruglogo stola, Shakhty, 31 maya 2019 goda [Women's oblique ornaments of the peoples of Siberia // Development of legal science and the problem of overcoming gaps in law: a collection of scientific articles based on the results of the fourth international round table]. Shakhty, LLC KONVERT, 2019. pp. 106 - 107. (In Russian)

15. Mongush D.V, Oorzhak M.Sh, Sat O.S. Semantika tuvinskikh ornamentov // V sbornike: Problemy i perspektivy razvitiya nauki v Rossii i mire (Sbornik statey po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii) [Semantics of Tuvan ornaments // In the collection: Problems and prospects of science development in Russia and the world (Collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference)]. Sterlitamak, 2018, pp. 121 -124. (In Russian)

16. Mongush M.M. Tuvinskie zhenskie ukrasheniya // Aktual'nye problemy issledovaniya etnoekologicheskikh i etnokul'turnykh traditsiy narodov Sayano-Altaya: materialy IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i

studentov, posvyashchennaya Godu gostepriimstva v Respublike Tyva, Kyzyl, 27 iyunya - 01 2016 goda [Tuvan women's jewelry // Actual problems of research of ethnoecological and ethno-cultural traditions of the peoples of the Sayan-Altai: materials of the IV International scientific and practical conference of young scientists, postgraduates and students]. Kyzyl, Tuvan State University, 2016, pp. 44 - 46. (In Russian)

17. Mongush Ch.Kh., Sunduy O. V., Kozhayak M. S. Cemantika zhenskikh ukrasheniy tuvintsev // Novaya nauka: Teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad [Semantics of Tuvinian women's jewelry // New science: Theoretical and practical view ]. 2017, Vol. 2. no 3, pp. 200-203. (In Russian)

18. Sat O.S. Zhenskoe nakosnoe ukrashenie chavaga kak osobyy element traditsionnogo kostyuma tuvintsev // Istoriya i teoriya iskusstv : materialy 58-y Mezhdunarodnoy nauchnoy studencheskoy konferentsii. Novosibirsk, 10-13 aprelya 2020 goda [Female beveled decoration of the chavaga as a special element of traditional costume Tuvintsev // History and Theory of Arts: Materials of the 58th International Scientific Student Conference, Novosibirsk, April 10-13, 2020].

Novosibirsk, Novosibirsk National Research State University, 2020, pp. 28 -29. (In Russian) 19. Sat O.S. Transformatsiya zhenskikh traditsionnykh tuvinskikh ukrasheniy // Aktual'nye problemy issledovaniya etnoekologicheskikh i etnokul'turnykh traditsiy narodov Sayano-Altaya: Materialy Vl-oy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov, Kyzyl, 30 iyunya - 03 2020 goda [Transformation of women's traditional Tuvan jewelry // Actual

problems of research of ethnoecological and ethno-cultural traditions of the peoples of the Sayano-Altai: Materials of the Vl-th International Scientific and Practical Conference of young scientists, graduate students and students, Kyzyl, June 30 - 03 2020]. Kyzyl, Tuvan State University, 2020, pp. 53 - 55. (In Russian) 20. Khovalyg R.B. Tuvinskaya traditsionnaya odezhda [Tuvan Traditional Dress]. Novosibirsk, Nauka: NGOPO Soyuza pisateley Rossii, 2018,336 p. (In Russian)

Майны Шенне Борисовна, кандидат культурологии, доцент кафедры технологии и предпринимательства, Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, e-mail: shenne85@mail.ru

Сат Оргаадай Станиславовна, выпускница кафедры технологии и предпринимательства Кызылского педагогического института им. Народного писателя РТ А.А. Даржая, магистрант 1 курса направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, программа «Цифровые технологии в гуманитарном образовании». Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, e-mail: orgaaday.sat.98@bk.ru

Shenne B. Mainy, Candidate of Culturology, Associate Professor of the Department of Technology and Entrepreneurship, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: shenne85@mail.ru

Orgaadai S. Sat, graduate of the Department of Technology and Entrepreneurship of the Kyzyl Pedagogical Institute. People's Writer of the Republic of Тгмф A.A. Darzhay, 1st year undergraduate student of the direction of preparation 44.04.01 Pedagogical education, the program "Digital Technologies in the Humanities Education", Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: orgaaday.sat.98@bk.ru

Статья поступила в редакцию 1.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.