Научная статья на тему 'ТУВИНСКИЙ КОСТЮМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТУВИНСКИЙ КОСТЮМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
234
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тува / костюм / тувинский костюм / традиция / трансформация / дизайнер / этнические мотивы / Tuva / costume / Tuvan costume / tradition / transformation / designer / ethnic motifs

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Майны Шенне Борисовна, Кухта Мария Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена возрастающим научным интересом к такому явлению культуры как дизайн одежды. Нарастание глобализационных процессов, когда национальная специфика встраивается в универсальное, ведет к переосмыслению дизайна одежды. В исследовании представлено включение стилистической традиционной национальной семантики в современную моду. В исследовании выделяются доминирующие мотивы и символы (аяк хээзи, ɵлчей удазыны, скифская пантера и олень), рассматриваются принципы кроя, технологии и материалы, позволяющие ярче раскрыть образ и представить новое понимание традиции в контексте вызовов современности. Анализируются работы модельеров Тувы, которые творчески интерпретируют традиции национального костюма с учетом современного направления в моделировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVAN COSTUME IN MODERN CONDITIONS

The relevance of the study is due to the growing scientific interest in such a cultural phenomenon as clothing design. The growth of globalization processes, when national specificity is built into the universal, leads to a rethinking of clothing design. The study presents the inclusion of stylistic traditional national semantics in modern fashion. The study highlights the dominant motifs and symbols (ayak heezy, ɵlchey udazy, Scythian panther and deer), examines the principles of cutting, technologies and materials that allow to reveal the image more clearly and present a new understanding of tradition in the context of modern challenges. The works of fashion designers of Tuva are analyzed, who creatively interpret the traditions of the national costume, taking into account the modern trend in modeling.

Текст научной работы на тему «ТУВИНСКИЙ КОСТЮМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 391(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2022-88-64-74

ТУВИНСКИЙ КОСТЮМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1 2 Майны Ш.Б. , КухтаМ.С.

1 Тувинский государственный университет, г. Кызыл

2Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск

2

1

2

2

TUVAN COSTUME IN MODERN CONDITIONS

Sh.B. Mainy1, M.S. Kukhta2 1Tuvan State University, Kyzyl 'National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk

1

2

Актуальность исследования обусловлена возрастающим научным интересом к такому явлению культуры как дизайн одежды. Нарастание глобализационных процессов, когда национальная специфика встраивается в универсальное, ведет к переосмыслению дизайна одежды. В исследовании представлено включение стилистической традиционной национальной семантики в современную моду. В исследовании выделяются доминирующие мотивы и символы (аяк хээзи, влчей удазыны, скифская пантера и олень), рассматриваются принципы кроя, технологии и материалы, позволяющие ярче раскрыть образ и представить новое понимание традиции в контексте вызовов современности. Анализируются работы модельеров Тувы, которые творчески интерпретируют традиции национального костюма с учетом современного направления в моделировании.

Ключевые слова: Тува; костюм; тувинский костюм; традиция; трансформация; дизайнер; этнические мотивы

The relevance of the study is due to the growing scientific interest in such a cultural phenomenon as clothing design. The growth of globalization processes, when national specificity is built into the universal, leads to a rethinking of clothing design. The study presents the inclusion of stylistic traditional national semantics in modern fashion. The study highlights the dominant motifs and symbols (ayak heezy, elchey udazy, Scythian panther and deer), examines the principles of cutting, technologies and materials that allow to reveal the image more clearly and present a new understanding of tradition in the context of modern challenges. The works of fashion designers of

Tuva are analyzed, who creatively interpret the traditions of the national costume, taking into account the modern trend in modeling.

Key words: Tuva; costume; Tuvan costume; tradition; transformation; designer; ethnic motifs

Введение

Тенденция использования традиций национального костюма в дизайнерской практике, стремительно набирает обороты. В настоящее время в Туве существуют несколько модельных агентств, театров костюма и множество независимых дизайнеров. Существует Союз дизайнеров Республики Тыва, который проводит фестивали-конкурсы для модельеров. Регулярно выпускаются новые коллекции, имеющие явно выраженную этническую направленность. В последние годы, на волне возрастающего интереса к углубленному изучению тувинской культуры, наблюдается тенденция к более деликатному обращению с уникальным этническим материалом.

Цель исследования - выявление трансформации традиционного костюма тувинцев в современных условиях.

Важным материалом для нашего исследования выступили работы по тувинскому костюму С.И. Вайнштейна, В.П. Дьяконовой, А.О. Дыртык-оол, Е.Д. Прокофьевой, Ш.Л. Сат-Бриль, М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль, Р.Б. Ховалыг [3, 5-6, 20-21, 23, 25]. Исследованию культурной семантики костюмного

комплекса тувинцев посвящены работы Ш.Б. Майны, М.С. Кухта, О.М. Хомушку [9-13, 26]. Актуализация традиционного костюма тувинцев музейными средствами представила в своих исследованиях А.Б. Ондар [15-19]. В монографическом издании О.Х. Ноозун также имеются сведения о тувинском костюме [14]. С.В. Зайцева, Ж.Э Айжы, Я.А. Нан-Хоо изучили женские традиционные украшения в современных условиях [1, 7]. Отдельно необходимо выделить исследователей истории костюма и теоретиков моды: А.Б. Гофман, Е.А. Косарева, Г.С. Баранов и Д.Д. Родионова, М.И. Килошенко, О.В. Кондулукова, А.В. Конева [2, 4, 8].

Основная часть

Становление этнической моды в Республике Тыва непосредственным образом связано с традиционной тувинской культурой. Начало в этом деле в Туве был заложен Театром танца и костюма «Эдегей», под руководством Вячеслава Донгак [11].

В репертуаре театра «Эдегей» имеется презентационный показ коллекций национального костюма этнических племен разных эпох, предков современных тувинцев, населявших территорию

Центральной Азии. Каждая коллекция представляет собой синтез древних верований и обрядов в современной трактовке. Уникальность коллекций заключаются в том, что каждый костюм из любой коллекции эксклюзивен, где натуральный материал гармонично сочетается с натуральным камнем, бисером, бусами, мехом, перьями.

Коллекция «Шаманка-Куу» создана по мотивам шаманского фольклора с использованием атрибутов шаманизма и масок-петроглифов Мугур-Сарголы, а также коллекция «Ностальжи», изготовленная с соблюдением всех традиций национального костюма. Стилизованные традиционные костюмы коллекции «Кац-Кыс» посвящены легенде о девушке -богатыре. Яркие и самобытные работы «Тоджинские мотивы», «Субудай-Багатур и его двор», которая включает в себя 9 женских костюмов, а также «Величие степей», «Фантазии войлока». Коллекции «Скифские принцессы», «Пор-Бажыц» созданы на основе одеяний кургана Аржаан-2 и легенды о китайской принцессе Нинго. Впервые в Туве разработаны и изготовлены коллекция детских стилизованных костюмов «Ханские дочери».

Авторские дизайнерские работы известного тувинского модельера Вячеслав Донгак всегда отличаются оригинальными

решениями этнической направленности, по сложности технологии обработки изделий.

Творческая интерпретация традиционного костюма нашло отражение в коллекции «Золото в черном» молодого дизайнера Юлии Хирбээ. В своей коллекции модельер использует шелковые ткани черной и золотой цветовой гаммы. Также присутствуют орнаментальные мотивы дегээ, алага. Подобная трансформация традиционного костюма не только не искажает символико-философскую сущность традиционного костюма, но и привносит своеобразные стилистические находки, которые интересны для человека современной культуры.

Коллекция молодежной одежды в этническом стиле «Евразия». Дизайнером Чаяной Донгак были совмещены мотивы Востока и Запада. На создание коллекции вдохновила многогранность и глубина смыслов национальной тувинской одежды, где каждая деталь имеет свое сакральное значение. Использованы основные методы конструирования, техники кроя

традиционного тувинского костюма, а именно, косая застежка, стойка воротник, манжеты, многослойность и т.д. В процессе разработки немалую роль сыграл общеевропейский крой. В качестве ткани были подобраны традиционный

натуральный шелк жаккардового плетения

с национальными узорами, так же портьерная ткань с принтом журнала «Vogue», эко-кожа и т.д. Фурнитурой выступили различные тесьма: меховая, сутаж, из кожи кнопки, молнии.

В настоящее время в Туве активно пошивом этнических костюмов занимается перспективный модельер, член Союза дизайнеров Республики Тыва Ай-Даш Сат, многократный победитель конкурсов и фестивалей дизайнеров. Молодым дизайнером были созданы творческие работы, где трансформируются формы костюма, комбинируются с другими видами одежды т.д.

Интересная комбинация материалов и смешение национального шелка с геометрическим принтом передает незабываемый образ женственности, смелости в коллекции «Гламур в стиле Бохо». В данной работе модельер, ориентируясь на последние тенденции моды, создает актуальную одежду западноевропейского фасона с некоторым заимствованием традиционных элементов. Чтобы придать костюму этнический колорит, модельер использует формы традиционного халата тона, создающие некую архаичность образу. В коллекции использованы материалы из красного, черного и белого цветов. Тувинцы в одежде использовали черный цвет, чтобы призвать силу и богатство. Черный цвет, как один из

«равноправных» цветов цвет имел двоякое значение, олицетворяя разные понятия и характеристики. С одной стороны, ассоциируются с темным миром, адом в значении «кара тамы», с другой, в понимании тувинцев означал несметные богатства, неисчислимое множество скота «му^ кара хой» (тысяча черных овец), принимал оттенки самого чистого, возвышенного. Особое отношение тувинцев к красному цвету связано с его защитным характером. Он воспринимался как символ жизни и здоровья, в народе бытовало мнение, что «кызыл хараган», «кызыл сыптыг кымчы» отпугивали злые силы. А красная нить на шее или на кисти рук по народным представлениям являлась оберегом [14].

Коллекция «Отражение скифского золота». Скифские сюжеты и мотивы в культуре Тувы стали появляться с начала 2000-х гг. в качестве одного из проявлений неотрадиционализма. Это было связано в первую очередь с открытием и функционированием экспозиции «Золото скифов: Долина царей» в Национальном музее Республики Тыва [1].

К искусству древних скифов обратился также Ай-Даш Сат, увидевший в скифо-сибирском зверином стиле новые возможности для развития и обогащения своего художественного языка.

Уникальные элементы скифской эпохи отражены в серебряном материале. Испокон веков Тува славилась своими сокровищами. Серебряная пряжка на упряжки верного коня, серебряный браслет на запястье любимой женщины, серебряная пиала из которого тувинец укреплял силы молочным чаем. Коллекция сочетает в себе серебро Тувы и классический черный цвет. Пантера, орел, олень - скифские мотивы, ставшие особым брендом Тувы, подчеркнут мужество, силу, непоколебимость тувинского народа. Благородное серебро, означающее долголетие, чистоту помыслов и богатство - для сильных духов предков, шагающих в ногу со временем, современных мужчин с уникальной харизмой.

Коллекция «Золотая подкова» Счастье кроется в каждой мелочи в этой жизни. Кроется счастье легко, если это платье. Счастье имеет привычку задерживаться там, где подкова. И если она золотая - счастье двойное. Коллекция, отражающая историю и традиции, семейные обычаи, пришедшие от предков. Работа олицетворяет вечный мир и согласие. Изгибы золотой подковы показывает - изящество женского силуэта, переливающаяся натура - роскошь королевы, национальный шелк - силу и знания мудрой тувинской женщины.

Коллекция «Сияние узора». Утрированный образ современной молодежи, который не боится показать себя. Сияющие узоры и яркие неоновые ткани привлекает внимание. В коллекции использованы необычные материалы, такие как отражающая термопленка в виде тувинских орнаментов, для основы подобран ткань темно-синего цвета, акцентирующий тувинские уникальные орнаменты. Изюминкой коллекции являются необычные аксессуары в виде очков с разными формами.

В работе использованы узор пиалы «аяк хээзи» и бесконечный узел «влчей удазыны». Узор пиалы - крупная розетка, крестообразная, рассеченная на четыре части, с входящими друг в друга треугольными фигурами, линии которых образуют как бы кости замкнутого узора. По своей структуре узор пиалы очень похож на символ долголетия (кит. «шоу»). Считается, что существует более сотни стилистических вариаций этого символа. Данному орнаменту у тувинцев соответствует дымовой круг юрты (хараача), с крестообразными перемычками, которые делят ее на четыре сегмента. По месту положения светового пятна от хараача определяли время суток: восход солнца - «хун дегген», середина дня - «дал дуъш», полдень - «хун врулеп келген» и пр. Всю ночь, от заката до рассвета из дымника

обычно было передвижение Большой медведицы. Возможно, из-за этого тувинцы понимали под узоров «аяк хээзи» отражение солнца луны, звезд Большой Медведицы, и всегда обращались с молитвой [14].

«Олчей удазыны» (бесконечный узел) символизирует «счастье, благополучие, долголетие», состоит из квадратиков, сложенных в определенном порядке. Если провести по линиям данного узора, он бесконечен, у него нет ни конца и начала. Поэтому счастье имело для тувинцев широчайшее значение, смысл которого сводилось к бесконечности [14].

Заключение Концептуальный дизайн одежды по традиционным национальным тувинским

Библиографический список

1. Айжы, Ж. Э. Скифские сюжеты и мотивы в традиционном и современном ювелирном искусстве Тувы / Ж. Э. Айжы, Я. А Нан-Хоо // Новые исследования Тувы. - 2021. - № 1. - С. 73-90. URL: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.L4 (дата обращения: 20.01.2022). - Текст : электронный.

2. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства. - Москва, 1971. - 511 с. - Текст : непосредственный.

3. Вайнштейн, С. И. Вопросы генезиса одежды тувинцев-кочевников / С. И. Вайнштейн. - URL: http://vneshnii-oblik.ru/tuvincy.html. - (дата обращения: 20.01.2022). - Текст : электронный.

мотивам, уникальным элементам (аяк хээзи, влчей удазыны, скифская пантера, олень и др.) представляет собой особый элемент культурного материального наследия. Уникальные элементы тувинского костюма позволяют ярче раскрыть образ и представить новое понимание традиции в контексте вызовов современности. Национальные костюмы являются одним из основных этнокультурных источников для современных дизайнеров, богатство и разнообразие этнических костюмных форм, их глубинные связи с историей народа, семантикой и искусством обуславливают особый интерес модельеров и дают все новые варианты освоения национальной одежды.

4. Гофман, А. Б. Мода, наука, мировоззрение : о теоретической социологии в России и за ее пределами / А. Б. Гофман. - Текст : непосредственный // Социологический ежегодник. - 2009. - С. 19.

5. Дыртык-оол, А. О. Тувинский традиционный женский костюм. - Кызыл : КЦО «Аныяк», 2014. - 32 с. - Текст : непосредственный.

6. Дьяконова, В. П. Материалы по одежде тувинцев (по полевым материалам 1957-1958 г.) / В. П. Дьяконова. - Текст : непосредственный // Труды ТКАЭЭ. - Москва ; Ленинград, 1960. -С. 238-266.

7. Зайцева, С. В. Семантика традиционных тувинских национальных украшений в

современном этнодизайне / С. В. Зайцева. -Текст : непосредственный // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2014. - № 2. - С. 39-42.

8. Косарева, Е. А. Мода XX век. Развитие модных форм костюма. - Санкт-Петербург, 2006. - 465 с. - Текст : непосредственный.

9. Кухта, М. С. Культурная семантика этно-дизайна традиционных украшений Тувы / М. С. Кухта, Ш. Б. Майны, Ч. Х. Монгуш. - Текст : непосредственный // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Том 6. - № 4. - С.92-95.

10. Майны, Ш. Б. Тувинские женские украшения / Ш. Б. Майны, М. М. Монгуш. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая : материалы IV международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. - Кызыл : Издательство ТувГУ, 2016. С. 44-45.

11. Майны, Ш. Б. Тувинский костюм : традиции и современность / Ш. Б. Майны, М. С. Кухта. -Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета,

2019. - № 36. - С. 241-253. - Б01: 10.17223/22220836/36/22.

12. Майны, Ш. Б. Сакральная семантика тувинского традиционного костюма / Ш. Б. Майны, М. С. Кухта. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета,

2020. - № 40. - С. 242-249. - Б01: 10.17223/22220836/40/22.

13. Майны, Ш. Б. Концептуальный дизайн одежды по традиционным этническим мотивам / Ш. Б. Майны, М. С. Кухта. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2021. - № 44. - С. 61-70. - Б01: 10.17223/22220836/44/5.

14. Ноозун, О. Х. Тувинское декоративно-прикладное искусство : вехи историко-культурного развития. - Кызыл : ОАО «Тываполиграф», 2016. - 153 с. - Текст : непосредственный.

15. Ондар, А. Б. Проектирование и технология изготовления национальной одежды на примере тувинского тона: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование профиль «Технология» (Обслуживающий труд) / А. Б. Ондар, К. А. Шоюн. -Кызыл : Издательство ТувГУ, 2016. -159 с. - Текст : непосредственный.

16. Ондар, А. Б. Символика и декорирование тувинского стилизованного национального костюма / А. Б. Ондар. - Текст : непосредственный // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12-2(74). - С. 124-127.

17. Ондар, А. Б. Тувинский народный костюм : проблемы изучения в пространстве музея / А. Б. Ондар. - Текст : непосредственный // Человек и культура. - 2017. - № 6. - С. 1-6.

18. Ондар, А. Б. Тувинский народный костюм : проблемы изучения в пространстве музея / А. Б. Ондар. - Текст : непосредственный // Научные

труды тувинского государственного

университета : материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ, посвященной Году экологии в Российской Федерации и Году молодежных инициатив в Туве, Кызыл, 21 октября 2017 года. - Кызыл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет", 2017. - С. 89-93.

19. Ондар, А. Б. Актуализация историко-культурного наследия тувинцев музейными средствами (на материалах традиционного костюма) : диссертация кандидата культурологии : 24.00.03 / Ондар Аниела Борисовна. - Кемерово, 2018. - 172 с. - Текст : непосредственный.

20. Прокофьева, Е. Д. Одежда тувинцев / Е. Д.

Прокофьева. - Текст : непосредственный //

Процесс национальной консолидации тувинцев / Е. Д. Прокофьева. - Санкт-Петербург : Наука, 2011. - С. 306-329.

21. Сат-Бриль, Л. Ш. Традиционная одежда тувинцев / Л. Ш. Сат-Бриль. - Текст : непосредственный // Культура тувинцев : традиция и современность. - Кызыл : Типография Госкомиздата Тувинской АССР, 1988. - С. 41-45.

22. Седен-оол, А. Б. Культурные традиции и инновации в современном тувинском костюме / А. Б. Седен-оол, С. Б. Сат. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая : материалы IV международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященная Году

гостеприимства в Республике Тыва, Кызыл, 27 июня - 01 2016 года / Тувинский государственный университет. - Кызыл : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет", 2016. - С. 52-53.

23. Сиянбиль, М. Традиционный тувинский костюм (История. Символика) / М. Сиянбиль, А. Сиянбиль. - Кызыл : Типография Госкомитета по печати и массовой информации РТ, 2000. -72 с. - Текст : непосредственный.

24. Хирбээ, Ю. Р. Тува на международном этнокультурном фестивале «ETHNO ART REST» / Ю. Р. Хирбээ. - Текст : непосредственный // Тыва мода. - 2007. - № 1. -С. 22-25.

25. Ховалыг, Р. Б. Тувинская традиционная одежда. - Новосибирск : Наука ; НГОПО Союза писателей России, 2018. - 336 с. - Текст : непосредственный.

26. Kukhta, M. S. The Earthly and Sacred in the Semantics of the Tuvinians' Traditional Costume / M. S. Kukhta, Sh. B. Mainy, O. M. Khomushku // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2019. Vol. 12. No 12. P. 2209 - 2216. - DOI 10.17516/1997-1370-0502.

References

1. Ayzhy Zh.E., Nan-Khoo, Ya.A. Skifskie syuzhety i motivy v traditsionnom i sovremennom yuvelirnom iskusstve Tuvy [Scythian plots and motifs in the traditional and modern jewelry art of Tuva] // Novye issledovaniya Tuvy. 2021, № 1. pp. 73-90. [online] Available at:

https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.1.4 (In Russian)

2. Bogatyrev P.G. Voprosy teorii narodnogo iskusstva [Questions of the theory of folk art]. M., 1971. 511 p. (In Russian)

3. Vaynshteyn S.I. Voprosy genezisa odezhdy tuvintsev-kochevnikov [Questions of the genesis of clothes of nomadic Tuvans]: [online] Available at: http://vneshnii-oblik.ru/tuvincy.html. (In Russian)

4. Gofman A. B. Moda, nauka, mirovozzrenie: O teoreticheskoy sotsiologii v Rossii i za ee predelami [Fashion, science, outlook: about theoretical sociology in Russia and beyond]. Sotsiologicheskiy ezhegodnik Journal. 2009. T. 2009. P. 19. (In Russian)

5. Dyrtyk-ool A.O. Tuvinskiy traditsionnyy zhenskiy kostyum [Tuvan traditional women's costume]. Kyzyl, «Anyyak» Publ., 2014. 32 p. (In Russian)

6. D'yakonova V.P. Materialy po odezhde tuvintsev (po polevym materialam 1957-1958 g.) [Materials on the clothes of Tuvans (based on field materials of 1957-1958)]. Moscow, Leningrad, 1960. pp.238-266. (In Russian)

7. Zaytseva S.V. Semantika traditsionnykh tuvinskikh natsional'nykh ukrasheniy v sovremennom etnodizayne [Semantics of traditional Tuvan national ornaments in modern ethnodesign]. Trudy Akademii tekhnicheskoy estetiki i dizayna [Materials of the Academy of Technical Aesthetics and Design]. 2014. № 2. pp. 39-42. (In Russian)

8. Kosareva E.A. Moda XX vek. Razvitie modnykh form kostyuma [The development of fashionable forms of costume]. Saint-Petersburg, 2006. 465 p. (In Russian)

9. Kukhta M.S., Mayny Sh.B., Mongush Ch.Kh. Kul'turnaya semantika etno-dizayna traditsionnykh ukrasheniy Tuvy [Cultural semantics of ethno-design of traditional ornaments of Tuva]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya [Successes of

modern science and education]. Vol. 6. No. 4. 2017, pp.92-95. (In Russian)

10. Mayny Sh.B., Mongush M.M. Tuvinskie zhenskie ukrasheniya [Tuvan women's jewelry]. Aktual'nye problemy issledovaniya etnoekologicheskikh i etnokul'turnykh traditsiy narodov Sayano-Altaya. Materialy IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov [Actual problems of the study of ethno-ecological and ethno-cultural traditions of the peoples of the Sayan-Altai: materials of the IV international scientific-practical conference of young scientists, graduate students and students]. Kyzyl, Tuvan State University Publ., 2016. pp. 4445. (In Russian)

11. Mayny Sh. B., Kukhta M. S. Tuvinskiy kostyum: traditsii i sovremennost' [Tuvan costume: traditions and modernity]. Tomsk State University Journal. Culturology and art history. Tomsk: Publishing House of Tomsk State University, 2019. No. 36. Pp. 241 - 253. (In Russian)

12. Mayny Sh. B., Kukhta M. S. Sakral'naya semantika tuvinskogo traditsionnogo kostyuma. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusctvovedenie. Tomsk: Izdatel'skiy Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020. № 40. pp. 242-249. (In Russian)

13. Mayny Sh. B., Kukhta M. S. Kontseptual'nyy dizayn odezhdy po traditsionnym etnicheskim motivam. Vestnik of Tomsk State University, Culture and Art Studies. Tomsk State University Publ., 2021. No. 44. pp. 61-70. (In Russian)

14. Noozun O.Kh. Tuvinskoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo: vekhi istoriko-kul'turnogo razvitiya. Kyzyl, Tyvapoligraf Publ., 2016. 153 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ondar A. B. and Shoyun K.A. Proektirovanie i tekhnologiya izgotovleniya natsional'noy odezhdy na primere tuvinskogo tona: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov, obuchayushchikhsya po nap. pod 44.03.01. Pedagogicheskoe obrazovanie profil' «Tekhnologiya» (Obsluzhivayushchiy trud). Kyzyl, TuvSU Publ., 2016. 159 p. (In Russian)

16. Ondar, A. B. Simvolika i dekorirovanie tuvinskogo stilizovannogo natsional'nogo kostyuma. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2016. No. 12-2(74). pp. 124-127. (In Russian)

17. Ondar A. B. Tuvinskiy narodnyy kostyum: problemy izucheniya v prostranstve muzeya. Chelovek i kul'tura. 2017. No. 6. pp. 1-6. (In Russian)

18. Ondar A. B. Tuvinskiy narodnyy kostyum: problemy izucheniya v prostranstve muzeya. Nauchnye trudy tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta : materialy ezhegodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, sotrudnikov i aspirantov TuvGU, posvyashchennoy Godu ekologii v Rossiyskoy Federatsii i Godu molodezhnykh initsiativ v Tuve, Kyzyl, 21 oktyabrya 2017 goda. Kyzyl, Tuvan State University, 2017, pp. 89-93. (In Russian)

19. Ondar A. B. Aktualizatsiya istoriko-kul'turnogo naslediya tuvintsev muzeynymi sredstvami (na materialakh traditsionnogo kostyuma): Cand.Cult.St.Diss. Kemerovo, 2018. 172 p. (In Russian)

20. Prokofeva E.D. Odezhda tuvintsev. Protsess natsional'noy konsolidatsii tuvintsev. Saint-

Petersburg, Nauka Publ., 2011. pp. 306-329. (In Russian)

21. Sat-Bril L.Sh. Traditsionnaya odezhda tuvintsev. Kul'tura tuvintsev: traditsiya i sovremennost'. Kyzyl, Tuvan ASSR Goskomizdat Publ., 1988. pp. 41-45. (In Russian)

22. Seden-ool A. B., Sat S. B. Kul'turnye traditsii i innovatsii v sovremennom tuvinskom kostyume. Aktual'nye problemy issledovaniya etnoekologicheskikh i etnokul'turnykh traditsiy narodov Sayano-Altaya : materialy IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov, posvyashchennaya Godu gostepriimstva v Respublike Tyva, Kyzyl, 27 iyunya - 01 2016 goda. Tuvan State University. Kyzyl, Tuvan State University Publ., 2016. pp. 52-53. (In Russian)

23. Siyanbil M., Siyanbil A. Traditsionnyy tuvinskiy kostyum (Istoriya. Simvolika). Kyzyl, Tipografiya Goskomiteta po pechati i massovoy informatsii RT. 2000. 72 p. (In Russian)

24. Khirbee Yu.R. Tuva na mezhdunarodnom etnokul'turnom festivale «ETHNO ART REST». Tyva moda, 2007. No. 1. pp.22-25. (In Russian)

25. Khovalyg R.B. Tuvinskaya traditsionnaya odezhda. Novosibirsk: Nauka, NGOPO Soyuza pisateley Rossii, 2018, 336 p. (In Russian)

26. Kukhta M. S., Mainy Sh. B., Khomushku O. M. The Earthly and Sacred in the Semantics of the Tuvinians' Traditional Costume. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2019. Vol. 12. No. 12. pp. 2209 - 2216. (In Russian)

Майны Шенне Борисовна, кандидат культурологии, доцент кафедры технологии и предпринимательства, Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, e-mail: [email protected]

Кухта Мария Сергеевна, доктор филосовских наук, профессор отделения материаловедения, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия, e-mail: [email protected]

Shenne B. Mainy, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Department of Technology and Entrepreneurship, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: [email protected]

Maria S. Kukhta, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Materials Science, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia, e-mail: [email protected]

Статья принята в редакцию 16.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.