УДК 391(571.52)
ИСТОРИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ТУВИНЦЕВ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ
Ондар А.Б.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
HISTORY OF HEADDRESSES OF TUVANS AND THEIR CLASSIFICATION
Ondar A.B.
Tuvan State University, Kyzyl
Национальный костюм, тесно связанный с историей тувинцев, представляет собой один из ценных источников культуры. В статье рассматриваются головные уборы тувинцев из музейных коллекций с позиций семиотического подхода. В национальном костюме любого народа головной убор является важнейшим элементом, отражающим определенную связь с прошлым стремление передать природные формы, порой даже имитировать их. В нем заложено определенное значение, как правило, сакрального порядка, а с формированием определенных человеческих сообществ головной убор стал знаком отличия одних групп людей от других. Выявлена информация внутреннего поля предмета, основанная на его атрибутивных характеристиках: материл, конструктивные особенности, декор и т.д. и информация внешнего поля - знания, связанные с ношением головных уборов.
Ключевые слова: музейный предмет, головной убор, атрибутивные характеристики, культурный код-знак, традиционная одежда, национальный костюм.
The national costume, closely connected with the history of Tuvans, is one of the most valuable cultural sources. The article considers Tuvan national hats from museum collections from the point of view of the semiotic approach. In the national costume of any nation the headdress is an essential element, which reflects the connection with the past, conveys natural shapes and sometimes even imitates them. As a rule, it has a certain sacred meaning, and with the formation of certain human communities, the headdress became a sign of distinguishing some groups of people from others. The attributive characteristics (fabric, construction, decoration and so on), as well as ancient knowledge about wearing national headdress, were identified in the article.
Keywords: museum exhibit, headdress, attribute characteristics, cultural code-mark, traditional clothes, national costume.
В национальном костюме любого народа головной убор является важнейшим элементом, отражающим определенную связь с прошлым стремление передать природные формы, порой даже имитировать их. В нем заложено определенное значение, как правило, сакрального порядка, а с формированием определенных человеческих сообществ головной убор стал знаком отличия одних групп людей от других.
В ХУП-ХУШ вв. в центре Азии из разных
племен с единой культурой сложился этнос, названный «тувинцы». Костюм тувинцев сохранил свой облик с середины XVIII века. В данной статье хотела раскрыть только о головном уборе. Согласно источникам, в одеянии тувинцев отразилось китайское влияние. Тувинцы не успели окрепнуть в самостоятельности, как в середине XIII века алчные китайцы маньжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии, Тувы.
Традиционная одежда тувинцев стала объ-
ектом предварительного этнографического изучения в самом конце XIX - начале XX в., а ее основные исследования были проведены лишь в середине нашего столетия. Масштабные исследования в Туве проводились под руководством А.Д. Грача. В первую очередь -это труды известных российских этнографов, осуществивших типологию одежды тувинцев на основе собственных сборов на территории Тувы Е.Д. Прокофьевой [1], Л.П. Потапова [2]. О материальной культуре и истории изучения тувинской одежды наиболее полно представлены в работах С.И. Вайнштейна [3], в научных трудах Ф. Я. Кона[4], В.П. Дьяконовой [5]. В значительной мере пополнены богатыми собраниями одежды тувинцев конца XIX - начала XX века имеющимися в ряде музеев страны. Особенно ценны в этом отношении коллекции, собранные Ф. Я. Коном и хранящиеся в Государственном музее этнографии народов СССР.
Сохранения традиционного костюмного комплекса Тувы отражаются в публикациях А.О. Дыртык-оол [6]. О сакральном смысле именно тувинской шапки на основе сравнительного анализа с археологическими материалами раскрывается в статьях С.Ч. Донгак [7]. В книге В.К. Даржа дается характеристика традиционной одежды тувинцев, а также
Социальные и гуманитарные науки, № 1(40), 2019 раскрывается типы головных уборов [8]. В работе М.О. Сиянбиль и А.А. Сиянбиль, у тувинцев существовало 32 вида головных уборов [9].
Головные уборы являлись частью костюмного комплекса, где им принадлежала определенная функция. Костюмный комплекс является одним из значимых явлений традиционной культуры. В его образно-стилистической структуре исследователи видят отражение этноконфессиональных, этических, художественно-эстетических представлений народа, его историю, менталитет, систему ценностей, уровня духовной и материальной культуры, а также считают, что именно в костюме наиболее полно аккумулирован социокультурный опыт этноса, который в качестве специфического кода посредством семиотической системы транслируется в социум.
Существуют несколько типов национальных шапок тувинского народа. Традиционные головные уборы различались на мужские, женские, повседневные и парадные, а также культовые, а они подразделялись на зимние и летние. Как и остальные элементы костюма в условиях современности тувинские головные уборыне воспроизводятся в традиционной среде бытования, а сохраняются преимущественно в материалах музейных собраний в
виде музейных предметов. Музейный предмет всовременных культурологических исследований исследуется с позиций семиотического подхода как культурный код-знак, в котором заключена историко-социальная информация о предмете [10]. Эта информация многозначна, она связана как с самим предметом (его внутреннее поле), так и с его окружением, функционированием в пространстве этноса - место в структуре костюмного комплекса (внешнее поле музейного предмета).
Подлинные предметы художественного наследия тувинцев в разные исторические периоды, составляют часть коллекций музеев России. Традиционные тувинские головные уборы в настоящее время сохраняются преимущественно в музейных собраниях страны. Выбор для исследования объектов историко-культурного наследия рассматривалась тувинские женские шапки. Атрибутивные характеристики предмета (название, материал, конструктивные особенности, время и место изготовления и бытования) связаны с внутренним полем и учитываются при му-зеефикации предмета, т.е. его приведении в музейное состояние при включении в состав музейной коллекции. Исследование внешнего поля помогает выявить способы ношения головных уборов.
В музейных собраниях зафиксированы головные уборы с различными названиями. На разнообразие головных уборов одним из первых обратил внимание в трудах С.И. Вайнштейна [3]. Хранящиеся в музейном собрании типы уборов, их конструктивное и декоративное решение, демонстрируют прямую зависимость от климатических условий, от специфики занятий тувинского народа. В связи с этим пристальное внимание ученых привлекает коллекция этнографии, состоящая из 134 единиц хранения. Среди этого большого количества музейных предметов особо выделяется богатое разнообразие тувинской традиционной одежды тувинцев.Бо-гатая коллекция головных уборов хранятсяв фондах Национального музея имени Алдан -Маадыр их насчитывается более 70-ти национальных шапок разного вида. Это девичьи и летние шапки довурзак, калбак борт, шиш борт.
Фонды музея и в особенности коллекция одежды пополнялись на протяжении всей его истории, благодаря собирательскому труду ветеранов, таких как, М.Б. Кенин-Лопсан, Е.Ш. Байкара, Х.Ш. Монгуш, Т.С. Нурсат, С.С. Баян-оол и др [11]. В музейных коллекциях России хранятся несколько типов традиционных головных уборов. На данной работе
проанализированы следующие типы головных уборов.
1. «Довурзак берт» - головной убор, которую шили в тюбетейкообразной форме «округлая шапка». Данный вид головного убора изготовлен из шести клиньями, а также крепилась от навершия «дошка». Довурзак чаще всего валяли из овечьей шерсти, кроме шерсти использовали также выделанные кожи и ткани. Данный вид головного убора предназначен для ношения в теплое время года. Большая часть традиционных головных уборов представляли собой производные от довурзак модели выполненные из следующих материалов из войлока, шкур ягнят, овец или меха зверей (лицица, соболь, выдра и.т.д.). В одних случаях он просто охватывал шапку по периметру, в других, представлял собой один своеобразный клапан для покрытия ушей, который для фиксации в поднятом состоянии привязывался двумя ремешками позади, над клапаном, прикрывающим шею.
2. «Иви бажы берт» - головной убор изготовлен из кожи голов оленьих не крытая тканью. Этот тип головного убора впервые обнаружили у оленеводов Тоджи и тофа-ларов, но западные тувинцы его не знали. Хранится в фондах Национального музея в единственном экземпляре. Особое внимание
привлекает, тем, что она сшита полностью из шкур дикого животного, такие шубы носили жители таежных районов Тувы -тоджинцы.
3. «Калбак берт» - головной убор, шили из рысьей или лисьей шкуры. Шапка сшитая из двух деталей из шкур (передняя, задняя). Шапку носили в основном зимой. Фасон данного вида головного убора похожа зимнему варианту довурзак. Отличие состояло в форме верхней части - у довурзак.он был тюбетей-кообразной формы, в варианте калбак берт - конусообразный. Все остальное - оторочка мехом по периметру, клапан, прикрывающий шею позади, соответствовали зимнему варианту довурзак. Калбак берт, безусловно, является типом головного убора, появившегося в результате влияния военного шлема древних номадов.
4. «Маактыг берт» - головной убор с широкой конусообразной тульей, шили из меха и тканью. На верхушке крепились «дошка», к задней части шапки прикреплены две ленты, поэтому называли шапкой с лентами. Ленты и бахрома, ниспадающие на спину, являлись символическим оберегом.
5. «Оваадай берт»- данный головной убор из шкуры ягненка. Этот головной убор также напоминал довурзак, отличие состояло в том, что выполнялся из одной выделанной
Вестник Тувинского государственного университета шкуры ягненка, которая крепилась на голове шнуром, прдетым по периметру шапки. Можно предположить, что овуузай является древнейшим типом зимнего головного убора. Конструктивно и внешне овуузай напоминает накидки аравийских кочевников, арабов. Такие шапки носили военные люди, буддийские ламы.
6. «Шиш баштыг берт» - шапка с острым верхом, форма данного головного убора была сформирована под влиянием китайской империи. Данный головной убор носили чиновники. Ношение их было обязательным. Шиш баштыг берт отличался от других видов по форме, а также с различными украшениями на вершине головного убора. Главными деталями шапок являлись «чицзе» - камень - на-вершие, «одага» - подставка для камня, павлинье перо.
7. «БYделге» - пожилые люди носили шапку, которого называли «^делге», в основе своей она напоминала все тот же «до-вурзак берт»,выполненный из мягкого войлока из шерсти осенней подстрижки агарлаар Отличие состояло в том, что у бYделге отсутствовали меховые украшения и клапан, прикрывающий шею сзади. Старые люди не удалялись далеко от стоянок, им не нужно было защищаться от снега, падающего за
воротник, и отсутствовала необходимость напряженно прислушиваться к звукам вокруг. Поэтому вместо клапана, прикрывающего шею, на этих шапках были клапана на вязках, закрывающие уши. БYделге до деталей напоминает головные уборы древнетюркских воинов, изображенных на каменных изваяниях Тувы.
8. «Баштащы» - женский головной убор, которую сшитую из шелка накидку. Девушка, когда выходила замуж покрывала голову или часть лица, а также верхнюю часть спины. Данный головной убор изготовлен из шелка. Крой изделия состоит из двух деталей. Края его декорировались серебряными, бронзовыми мелкими литыми бляшками. Он характеризуется как головной убор невесты.
Тувинцы всегда к шапке относились очень бережно и всегда складывали так, чтобы она не упала. По тувинским обычаям говорят, что шапку не дарят в качестве подарка. Традиционный головной убор представляет собой сложную знаковую систему, заключающую в себе комплекс культурно-значимой информации. Согласно семиотическому подходу любая искусственно созданная вещь обладает утилитарным и символическими свойствами, вещностью и знаковостью.
По мнению Р. Барта костюм, кроме всего
прочего, обладает иконической и вербальной структурами, представляющими наибольший интерес при изучении его семантики [12]. А.Н. Павлова считает, что, оставаясь частью мира материальной культуры, костюм, тесно связанный с производством и технологиями, в то же время представляет собой культурный феномен, репрезентирующий историческую реальность специфическим способом [13].
На основе анализа музейных собраний можно выделить основные компоненты традиционного костюма, являющиеся носителями данной информации. Таковыми являются характеристики костюма в целом, которые отличает традиционность: крой, материал, колористика, декор, способ ношения.
Весьма разнообразны по форме и отделке тувинские головные уборы. По ним можно
Библиографический список
1. Прокофьева, Е.Д. Одежда тувинцев // Процесс национальной консолидации тувинцев / Е.Д. Прокофьева. СПб: Наука, 2011. С. 306 329.
2. Потапов, Л. П. Одежда / Л.П. Потапов // Очерки народного быта тувинцев. - М.: Наука, 1969. С. 205 228.
3. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. М., 1972. История Тувы // под общ.ред. С. И. Вайнштейна и М. Х. Маннай-оола. Том 1. Новосибирск, 2001.
4. Кон Ф.Я. и Сафьянов Г.И. (1904) Программа экспедицию в Урянхайскую землю. Известия ВСО-ИРГО. Т. XXV, 1.
5. Дьяконова В.П. Материалы по одежде тувинцев (по полевым материалам 1957-1958 г.) / В.П. Дьяконова// Тр. ТКАЭЭ. М.-Л., 1960. 238 - 266.
6. Дыртык-оол, А.О. Традиционная одежда в коллекции музеев Тувы: история комплектования и изучения / А.О. Дыртык-Оол // Научное обозрение Саяно Алтая. 2012. № 1(3). С. 71 75.
было установить принадлежность тувинцев к тому или иному племени. При систематизации типов головного убора в качестве основного критерия были выбраны характеристики материалов, из которых изготавливался «берт», и их применение в качестве бытовой либо праздничной одежды. Процесс изучения разновидностей национальной шапки невозможен без изучения традиций и истории родного края. Национальный костюм, тесно связанный с историей тувинцев, представляет собой один из ценных источников культуры. Поэтому очень важно сохранить уникальность национальной шапки, и, по возможности, использовать традиционные элементы в современной одежде. Ведь искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от национальных традиций.
7. Донгак С.Ч. Сакральные аспекты тувинской национальной одежды [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tigpi.ru/index. php/glavnaya/265-sakralnye-aspekty-tuvinskoj-natsionalnoj-odezhdy
8. Даржа В. К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Хозяйство, охота, рыбалка. Т. 1. Кызыл, 2009. 592 с.
9. Сиянбиль М.О., Сиянбиль, А.А. Традиционный тувинский костюм (История. Символика) / М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль. Кызыл: Перс. Тип., 2000. 71 с.
10. Старинкова Елена Валентиновна. Музейный предмет как текст культуры: автореф. ...дис. канд. культурологии. СПб., 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cheloveknauka. com/muzeynyy-predmet-kak-tekst-kultury. - Загл. с экрана.
11. Ондар А.Б. Разновидности тувинского традиционного тона в собрании Национального музея Республики Тыва / А.Б. Ондар, Т.И. Кимеева //
Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1. С. 63-66.
12. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 38.
13. Павлова, А.Н. Реконструкция элементов костюма волжских финнов по археолого-этно-графическим материалам как основа семантического исследования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ rekonstruktsiya-elementov-kostyuma-volzhskih-finnov-po-arheologo-etnograficheskim-materialam-kak-osnova-semanticheskogo. - Загл. с экрана.
Rederences
1. Prokofeva E.D. Odezhda tuvincev [Tuvans' clothes]. Process nacional'noy konsolidacii tuvincev [Process of national consolidation of Tuvans]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 2011, pp. 306 329. (in Russian)
2. Potapov L. P. Odezhda [Clothes]. Ocherki narodnogo byta tuvincev [Feature articles of Tuvan national life style]. Moscow, Nauka Publ., 1969, pp. 205 228. (in Russian)
3. Veinstein S. I. Istoricheskaya etnografiya tuvincev [Historical ethnography of Tuvans]. Istoriya Tuvy [History of Tuva]. Moscow, 1972, vol. 1, Novosibirsk, 2001. (in Russian)
4. Kon F.Ya., Safyanov G.I. Programma ekspedicii v Uryanxayskuyu zemlyu [Expedition to Uriankh land]. Izvestiya [Izvestiya newsapaper]. VSOIRGO Publ., 1904, vol.XXV, 1. (in Russian)
5. Dyakonova VP. Materialy po odezhde tuvincev (po polevym materialam 1957-1958 g.) [Scientific materials of expeditions in 1957-2958 on the Tuvans clothes ]. Moscow, Leningrad, 1960, pp. 238 - 266. (in Russian)
6. Dyrtyk-ool A.O. Tradicionnaya odezhda v kollekcii muzeev Tuvy: istoriya komplektovaniya i izucheniya [Traditional dress in Tuvan museum collection. History of study and museum aquistion]. Nauchnoe obozrenie Sayano Altaya. [Scientific review of
Sayan-Altai region] 2012, no.1(3), pp. 71 - 75. (in Russian)
7. Dongak S.Ch. SakraTnye aspekty tuvinskoy nacional'noy odezhdy [Sacral aspects of Tuvan national dress[. Available at: http://www.tigpi. ru/index.php/glavnaya/265-sakralnye-aspekty-tuvinskoj-natsionalnoj-odezhdy
8. Darzha V K. Tradicionnye muzhskie zanyatiya tuvincev [Traditional Tuvan men's activities]. Khozyaystvo, oxota, rybalka [Economy, hunting, fishing]. Kyzyl, 2009, vol.1, 592 p. (in Russian)
9. Siyanbil' M.O., Siyanbil', A.A. Tradicionnyi tuvinskiy kostyum (Istoriya. Simvolika) [Traditional Tuvan costume (history and symbolism)]. Kyzyl, Pers. Publ., 2000, 71 p. (in Russian)
10. Starinkova E.V. Muzejnyi predmet kak tekst kul'tury: avtoref. .. .dis. kand. kul'turologii [Museum exhibit as a text of culture. Cand.diss.cult.sci.]. Saint Petersburg, 2014. Available at: http://cheloveknauka. com/muzeynyy-predmet-kak-tekst-kultury
11. Ondar A.B. Raznovidnosti tuvinskogo tradicionnogo tona v sobranii Nacional'nogo muzeya Respubliki Ty'va [Varieties of traditional Tuvan coat in collection of the National Tuvan museum]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Kazan State University f Culture and Art]. 2018, no.1, pp. 63-66. (in Russian)
12. Bart R. Sistema mody. Stat i po semiotike kul'tury [Fashion system. Articles on cultural semiotics]. Moscow, Publ.after the Sabashnikovs, 2003, p. 38. (in Russian)
13. Pavlova A.N. Rekonstrukciya elementov kostyuma volzhskikh finnov po arkheologo-etnograficheskim materialam kak osnova semanticheskogo issledovaniya [Reconstruction of Volga Finns' costume elements on the archeological and ethnographical materials as the foundation of semantic research]. Available at: https://cyberleninka. ru/article/v/rekonstruktsiya-elementov-kostyuma-volzhskih-finnov-po-arheologo-etnograficheskim-materialam-kak-osnova-semanticheskogo
Ондар Аниела Борисовна, Тувинский государственный университет, ст. преподаватель, аспирант кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры E-mail: [email protected].
Ondar Aniela, Tuvan state University, senior lecturer, postgraduate of Department of Museology, Kemerovo State University of Culture E-mail: [email protected]