Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2021. № 44
УДК 391.7:316.74
Б01: 10.17223/22220836/44/5
Ш.Б. Майны, М.С. Кухта
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ ПО ТРАДИЦИОННЫМ ЭТНИЧЕСКИМ МОТИВАМ ТУВЫ
Актуальность исследования обусловлена возрастающим научным интересом к такому явлению культуры, как дизайн одежды. Нарастание глобализационных процессов, когда национальная специфика встраивается в универсальное, ведет к переосмыслению дизайна одежды. В исследовании представлено включение стилистической традиционной национальной семантики в современную моду. В работе использовались историко-культурный, искусствоведческий, культурологический, социологический методы. В исследовании выделяются доминирующие мотивы и символы (аяк хээзи, олчей удазыны, скифская пантера и олень), рассматриваются принципы кроя, технологии и материалы, позволяющие ярче раскрыть образ и представить новое понимание традиции в контексте вызовов современности.
Ключевые слова: концептуальный дизайн, этническое мотивы, тувинский костюм, символ, семантика, семиотика
Введение
Тенденция использования традиций национального костюма в дизайнерской практике стремительно набирает обороты. В настоящее время в Туве существуют несколько модельных агентств, театров костюма и множество независимых дизайнеров. Существуют Союз дизайнеров Республики Тыва, который проводит фестивали-конкурсы для модельеров. Регулярно выпускаются новые коллекции, имеющие явно выраженную этническую направленность. В последние годы, на волне возрастающего интереса к углубленному изучению тувинской культуры, наблюдается тенденция к более деликатному обращению с уникальным этническим материалом.
Основная цель данного исследования - рассмотреть концептуальный дизайн одежды по традиционным национальным тувинским мотивам, представляющий собой особый элемент культурного материального наследия. Объектом исследования является тувинская традиционная одежда, предметом -процесс развития этнической моды в современном костюме тувинцев.
Концептуальный дизайн костюма основан на глубоком понимании национальной семантики и обращении к знаково-символической системе тувинской культуры.
К проблеме изучения обращения мировой моды к этническим мотивам посвящено исследование Р.Ф. Самархановой. В исследовании содержатся ценные сведения относительно обращения мировой моды к этническим мотивам. В ней автор, во-первых, выделил 40 этнических мотивов, используемых модельерами в период с 1905-2005 гг. Во-вторых, обосновал гипотезу циклической закономерности обращения мировой моды к этническим мотивам, актуальность которых напрямую зависит от политических, экономических, культурных событий и процессов [1]. В научной работе Э.Е. Файзулли-
ной рассмотрен уникальный стиль отечественных дизайнеров одежды, совмещающих характерные особенности традиционной культуры с актуальными чертами современной моды. Как отмечает автор, синтез традиционного и современного должен способствовать развитию чувства самоценности нации, укреплению ее духовного единства [2]. Этническую моду в современном костюме бурят исследовала культуролог Т.Б. Норбоева [3].
Особое место в дискурсе исследуемой проблемы отводится трудам, касающимся традиционного костюма тувинцев, следующих исследователей: Е.Д. Прокофьевой, С.И. Вайнштейна, В.П. Дьяконовой, Л.Ш. Сат-Бриль, А.О. Дыртык-оол, С.В. Зайцевой [4-9]. О.М. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль, которые выделили восемь традиционных видов тувинской одежды: детский, девичий костюм, костюм юноши, костюм невесты, костюм женщины, мужской костюм, костюм пожилых, а также дали классификацию половозрастному признаку [10]. О генезисе, технологии изготовления, разновидностях и аксессуарах тувинской национальной одежды конца XIX - начала XX в. подробно изучено в монографии Р.Б. Ховалыг [11]. Исследованию сакральной семантики традиционного тувинского костюма, систематизации культурных видов костюма и выявлению их символического звучания в конкретном материальном выражении (форме, крое, элементах декора), а также интерпретации традиционного костюма тувинцев в современных условиях посвящены работы М.С. Кухта, Ш.Б. Майны, О.М. Хомушку [12-14]. Сохранение и презентация традиционного костюма тувинцев как объекта этнокультурного наследия рассмотрены в диссертационном исследовании А.Б. Ондар [15]. Некоторые элементы тувинского костюма рассмотрены в работе О.Х. Ноозун «Тувинское декоративно-прикладное искусство: вехи историко-культурного развития» [16].
Отдельно необходимо выделить исследователей истории костюма и теоретиков моды: А.Б. Гофман, Е.А. Косарева, Г.С. Баранов и Д.Д. Родионова, М.И. Килошенко, О.В. Кондулукова, А.В. Конева.
Основными чертами концептуального дизайна одежды, ее смысло- и системообразующими факторами являются историзм, амбивалентность, цикличность и разнообразие.
Этнографом и литературоведом П.Г. Богатыревым приведен перечень функций национального костюма, в котором отражен тот факт, что одежда может иметь одновременно несколько функций, одни из которых - доминирующие, другие - подчиненные.
Выделенную классификацию можно привести кратко в следующем виде: «практическая; национальная; эстетическая; эротическая; магическая; возрастная; половая; моральная; функция праздничного (свадебного) костюма, отличающая его от будничной одежды; обрядовая; профессиональная; сословная; вероисповедания; региональной принадлежности» [17].
Говоря о магической функции, имеется в виду значение, приписываемое так называемым магическим деталях костюма: обрядовый чепец, нательная рубашка, вышивки и использование красного цвета против сглаза и др. Эстетическая и эротическая функции зачастую сливаются в единую. П.Г. Богатырев первым заговорил о семиотике народного костюма в плане изучения его социальных функций.
Е.А. Косарева, анализируя динамику формообразований одежды, выделяет следующие функции: «утилитарную; эстетическую; эмоционально -психологическую; индивидуально-знаковую; социально-знаковую; идеологическую; художественную; экономическую» [18].
Одежда является специфическим визуальным языком, своеобразным кодом в котором отражены реалии культуры и проявлены следующие функции:
1. Практическая, отражающая удобство вещи в выполнении ею конкретного утилитарного назначения.
2. Демонстративная, связанная с половой дифференциацией.
3. Социальная, отражающая принадлежность к конкретной социальной группе.
4. Знаково-символическая, транслирующая информацию о владельце: индивидуальный вкус, гендерные различия, укорененность в определенной культуре и социально-групповую принадлежность, а также уровень респектабельности.
5. Художественно-эстетическая, которая отражает понимание прекрасного в форме и цвете костюма.
Основная часть
Национальный костюм является богатым творческим источником для создания коллекций современной одежды. В основу художественного проектирования может быть положен целый комплекс стилистических характеристик традиционного костюма. Наиболее актуальной и емкой с точки зрения развития современного дизайна представляется образная составляющая. Изменение основополагающих концепций дизайна одежды подразумевает пересмотр методологического аппарата: вариативные и комбинаторные методы дополняются деконструкцией, инверсией, трансформацией, кинематикой. Основное направление развития современного дизайна одежды с использованием этнических мотивов можно охарактеризовать как этнофутуризм, который заключается в синтезе этнических традиций и современной культуры [2].
В современной моде традиционный костюм существует в модернизированном виде, поскольку он не может основываться только на повторении пройденного или его вариациях. Ход его развития определяется современными условиями жизни, новыми техниками и технологиями, влиянием стандартов западноевропейской моды и т.д.
В моделировании одежды можно выделить традиционную и стилизованную модели. Если в первом случае художники-модельеры не выходят за рамки культурных представлений, учитывая принцип композиционного построения, четкость форм, линий, конструктивные и декоративные особенности, то во втором варианте дизайнеры подвергают трансформации форму костюма, комбинируют с другими видами одежды [3].
В настоящее время в Туве активно пошивом этнических костюмов занимается перспективный модельер, член Союза дизайнеров Республики Тыва Ай-Даш Сат, обладатель призовых мест конкурсов и фестивалей: конкурс дизайнеров «Арт-Стиль-2017», г. Кызыл; «Узорчатое наследие - 2018», г. Кызыл; конкурс этномоды «Этно-Эрато - 2018», г. Москва; Международный фестиваль «Этноподиум на Байкале», г. Иркутск; Международный конкурс дизайнеров «NEO-FOLKLORE», который проходил в рамках недели
моды «Aspara Fashion week» в казахском городе Тараз; Всероссийский фестиваль молодых дизайнеров «Этномода - 2019», г. Майкоп; Республиканский Fashion-фестиваль «Сердце Тувы - 2019», г. Шагонар.
Молодой дизайнер является студентом кафедры технологии и предпринимательства Тувинского государственного университета. Студентом были созданы творческие работы, где трансформируются формы костюма, комбинируются с другими видами одежды и т.д.
Интересная комбинация материалов и смешение национального шелка с геометрическим принтом передает незабываемый образ женственности, смелости в коллекции «Гламур в стиле Бохо» (рис. 1). В данной работе модельер, ориентируясь на последние тенденции моды, создает актуальную одежду западноевропейского фасона с некоторым заимствованием традиционных элементов. Чтобы придать костюму этнический колорит, модельер использует формы традиционного халата, тона, создающие некую архаичность образу. В коллекции использованы материалы из красного, черного и белого цветов. Тувинцы в одежде использовали черный цвет, чтобы призвать силу и богатство. Черный цвет как один из «равноправных» цветов имел двоякое значение, олицетворяя разные понятия и характеристики. С одной стороны, ассоциируется с темным миром, адом в значении «кара тамы», с другой - в понимании тувинцев означает несметные богатства, неисчислимое множество скота «мун кара хой» (тысяча черных овец), принимая оттенки самого чистого, возвышенного. Особое отношение тувинцев к красному цвету связано с его защитным характером. Он воспринимался как символ жизни и здоровья, в народе бытовало мнение, что «кызыл хараган», «кызыл сыптыг кымчы» отпугивали злые силы. А красная нить на шее или на кисти рук, по народным представлениям, являлась оберегом [16].
Рис. 1. Коллекция «Гламур в стиле Бохо» Fig. 1. Collection "Boho Glamor"
Коллекция «Отражение скифского золота». Скифские сюжеты и мотивы в культуре Тувы стали появляться с начала 2000-х гг. в качестве одного из проявлений неотрадиционализма. Это было связано в первую очередь с открытием и функционированием экспозиции «Золото скифов: Долина царей» в Национальном музее Республики Тыва [19].
К искусству древних скифов обратился и Ай-Даш Сат, увидевший в скифо-сибирском зверином стиле новые возможности для развития и обогащения своего художественного языка.
Уникальные элементы скифской эпохи отражены в серебряном материале. Испокон веков Тува славилась своими сокровищами. Серебряная пряжка на упряжке верного коня, серебряный браслет на запястье любимой женщины, серебряная пиала, из которой тувинец укреплял силы молочным чаем. Коллекция сочетает в себе серебро Тувы и классический черный цвет. Пантера, орел, олень - скифские мотивы, ставшие особым брендом Тувы, подчеркивают мужество, силу, непоколебимость тувинского народа. Благородное серебро, означающее долголетие, чистоту помыслов и богатство, - для сильных духов предков, шагающих в ногу со временем, современных мужчин с уникальной харизмой (рис. 2).
Рис. 2. Коллекция «Отражение скифского золота» Fig. 2. Collection "Reflection of Scythian gold"
Коллекция «Золотая подкова» (рис. 3). Счастье кроется в каждой мелочи в этой жизни. Кроется счастье легко, если это платье. Счастье имеет привычку задерживаться там, где подкова. И если она золотая - счастье двойное. Коллекция, отражающая историю и традиции, семейные обычаи, пришедшие от предков. Работа олицетворяет вечный мир и согласие. Изгибы золотой подковы показывают изящество женского силуэта, переливающаяся натура - роскошь королевы, национальный шелк - силу и знания мудрой тувинской женщины.
Рис. 3. Коллекция «Золотая подкова» Fig. 3. Collection "Golden horseshoe"
Коллекция «Сияние узора». Утрированный образ современной молодежи, который не боится показать себя. Сияющие узоры и яркие неоновые ткани привлекает внимание. В коллекции использованы необычные материалы, такие как отражающая термопленка в виде тувинских орнаментов, для основы подобрана ткань темно-синего цвета, акцентирующая тувинские уникальные орнаменты. Изюминкой коллекции являются необычные аксессуары в виде очков с разными формами (рис. 4).
В работе использованы узор пиалы аяк хээзи и бесконечный узел олчей удазыны. Узор пиалы - крупная розетка, крестообразная, рассеченная на четыре части, с входящими друг в друга треугольными фигурами, линии которых образуют как бы кости замкнутого узора. По своей структуре узор пиалы очень похож на символ долголетия (кит. «шоу»). Считается, что существуют более сотни стилистических вариаций этого символа. Данному орнаменту у тувинцев соответствует дымовой круг юрты (хараача) с крестообразными перемычками, которые делят ее на четыре сегмента. По месту положения светового пятна от хараача определяли время суток: восход солнца - «хун дегген», середина дня - «дал дуъш», полдень - «хун орулеп келген» и пр. Всю ночь, от заката до рассвета, из дымника обычно было передвижение Большой медведицы. Возможно, из-за этого тувинцы понимали под узором «аяк хээзи» отражение солнца, луны, звезд Большой Медведицы и всегда обращались с молитвой [16].
Олчей удазыны (бесконечный узел) символизирует «счастье, благополучие, долголетие», состоит из квадратиков, сложенных в определенном порядке. Если провести по линиям данного узора, он бесконечен, у него нет ни конца и начала. Поэтому счастье имело для тувинцев огромное значение, смысл которого сводилось к бесконечности [Там же].
Рис. 4. Коллекция «Сияние узора» Fig. 4. Collection "Shining pattern"
Заключение
Национальные костюмы являются одним из основных этнокультурных источников для современных дизайнеров. Богатство и разнообразие этнических костюмных форм, их глубинные связи с историей народа, мифологией и искусством обусловливают особый интерес модельеров и дают все новые варианты освоения национальной одежды.
Литература
1. Самарханова Р. Ф. Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 2009.
2. Файзуллина Э.Е. Использование этнических элементов и мотивов в современном дизайне одежды // Qazaqtany. 2019. № 4 (4). С. 252-255.
3. Норбоева Т.Б. Этнический костюм бурят: традиции и современность // Ойкумена. Реги-оноведческие исследования. 2013. № 1(24). С. 108-114.
4. Прокофьева Е.Д. Одежда тувинцев // Процесс национальной консолидации тувинцев. СПб. : Наука, 2011. С. 306-329.
5. Вайнштейн С.И. Вопросы генезиса одежды тувинцев-кочевников. Электрон. дан. [Б. м.]. URL: http://vneshnii-oblik.ru/tuvincy.html. Загл. с экрана.
6. Дьяконова В.П. Материалы по одежде тувинцев (по полевым материалам 1957-1958 гг.) // Труды ТКАЭЭ. М. ; Л., 1960. С. 238-266.
7. Сат-Бриль Л.Ш. Традиционная одежда тувинцев // Культура тувинцев: традиция и современность. Кызыл : Тип. Госкомиздата Тувинской АССР, 1988. С. 41-45.
8. Дыртык-оол А.О. Тувинский традиционный женский костюм. Кызыл : КЦО «Аныяк», 2014. 32 с.
9. Зайцева С.В. Семантика традиционных тувинских национальных украшений в современном этнодизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. 2014. № 2. С. 39-42.
10. Сиянбиль О.М., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм (История. Символика). Кызыл : Тип. Госкомитета по печати и массовой информации РТ, 2000. 72 с.
11. Ховалыг Р.Б. Тувинская традиционная одежда. Новосибирск : Наука : НГОПО Союза писателей России, 2018. 336 с.
12. КухтаМ.С., Майны Ш.Б. Сакральная семантика тувинского традиционного костюма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. С. 242-241. DOI: 10.17223/22220836/40/22
13. Кухта М.С., Майны Ш.Б. Тувинский костюм: традиции и современность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 241-253. DOI: 10.17223/22220836/36/22
14. Kukhta M.S., Mainy Sh.B., Khomushku O.M. The earthly and sacred in the semantics of the tuvinians' traditional costume // J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci. 2019. Vol. 12 (12). P. 22092216. DOI: 10.17516/1997-1370-0502
15. Ондар А.Б. Актуализация историко-культурного наследия тувинцев музейными средствами (на материалах традиционного костюма) : дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2018. 172 с.
16. Ноозун О.Х. Тувинское декоративно-прикладное искусство: вехи историко-культурного развития. Кызыл : Тываполиграф, 2016. 153 с.
17. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. 511 с.
18. КосареваЕ.А. Мода XX век. Развитие модных форм костюма. СПб., 2006. 465 с.
19. Айжы Ж.Э., Нан-Хоо Я.А. Скифские сюжеты и мотивы в традиционном и современном ювелирном искусстве Тувы // Новые исследования Тувы. 2021, № 1. С. 73-90. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.1.4
Shenne B. Mainy, Tuvan State University (Kyzyl, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Maria S. Kukhta, National Research Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2021, 44, pp. 61-70.
DOI: 10.17223/2220836/44/5
CONCEPTUAL DESIGN OF CLOTHES BASED ON TRADITIONAL ETHNIC MOTIVES OF TUVA
Keywords: conceptual design; ethnic motives; Tuvan costume; symbol; semantics, semiotics
The trend of using the traditions of the national costume in design practice is rapidly gaining momentum. Currently, there are several modeling agencies, costume theaters and many independent designers in Tuva. There is the Union of Designers of the Republic of Tuva, which holds festivals-contests for fashion designers. New collections with a pronounced ethnic orientation are regularly released. In recent years, in the wake of the growing interest in in-depth study of Tuvan culture, there has been a tendency towards a more delicate treatment of unique ethnic material.
The main goal of this study is to consider the conceptual design of clothing based on traditional national Tuvan motives, which is a special element of the cultural material heritage. The object of the research is Tuvan traditional clothes, the subject is the process of development of ethnic fashion in the modern costume of Tuvans.
The conceptual design of the costume is based on a deep understanding of national semantics and an appeal to the sign-symbolic system of Tuvan culture.
A special place in the discourse of the problem under study is given to the works concerning the traditional costume of Tuvans by the following researchers: E.D. Prokofieva, S.I. Weinstein, V.P. Dyakonova, Sh.L. Sat-Bril, A.O. Dyrtyk-ool, S.V. Zaitseva, M.O. Siyanbil, A.A. Siyanbil, R.B. Khovalyg, M.S. Kukhta, Sh.B. Mainy, O.M. Khomushku, A.B. Ondar, O.Kh. Noozun.
The ethnographer and literary critic P.G. Bogatyrev provides a list of functions of the national costume, which reflects the fact that clothing can have several functions at the same time, some of which are dominant, others are subordinate.
The highlighted classification can be summarized as follows: "practical; national; aesthetic; erotic; magical; age; genital; moral; the function of a festive (wedding) suit, which distinguishes it from everyday clothes; ritual; professional; estate; religion; regional affiliation".
National costume is a rich creative source for creating collections of modern clothes. A whole complex of stylistic characteristics of a traditional costume can be used as the basis for artistic design. The most relevant and capacious from the point of view of the development of modern design is the imaginative component. Changing the fundamental concepts of clothing design implies a revision of
the methodological apparatus: variable and combinatorial methods are complemented by deconstruction, inversion, transformation, kinematics. The main direction in the development of modern clothing design using ethnic motives can be described as ethnofuturism, which consists in the synthesis of ethnic traditions and modern culture.
Currently in Tuva, a promising fashion designer, a member of the Union of Designers of the Republic of Tuva, Ai-Dash Sat, is actively engaged in sewing ethnic costumes.
The young designer is a student of the Department of Technology and Entrepreneurship of Tuva State University. The student created creative works where the forms of the costume are transformed, combined with other types of clothing, etc.
An interesting combination of materials and a mixture of national silk with a geometric print conveys an unforgettable image of femininity and boldness in the Boho Glamor collection.
Collection "Reflection of Scythian gold". Ai-Dash Sat also turned to the art of the ancient Scythians, who saw in the Scythian-Siberian animal style new opportunities for the development and enrichment of his artistic language.
Collection "Golden Horseshoe". Happiness lies in every little thing in this life. Happiness is hidden easily if this dress. Happiness has a habit of lingering where the horseshoe is. And if it is golden - double happiness. A collection that reflects history and traditions, family customs that came from ancestors. The work embodies eternal peace and harmony. The bends of a golden horseshoe show - the grace of a woman's silhouette, an iridescent nature - the luxury of a queen, national silk -the strength and knowledge of a wise Tuvan woman.
Collection "Pattern Shine". An exaggerated image of modern youth who is not afraid to show themselves. Shining patterns and bright neon fabrics are eye-catching. The collection uses unusual materials, such as a reflective thermal film in the form of Tuvan ornaments; for the base, a dark blue fabric was chosen, accentuating unique Tuvan ornaments. The highlight of the collection is unusual accessories in the form of glasses with different shapes.
National costumes are one of the main ethno-cultural sources for modern designers, the richness and diversity of ethnic costume forms, their deep connections with the history of the people, mythology and art cause the special interest of fashion designers and provide new options for the development of national clothing.
References
1. Samarkhanova, R.F. (2009) Formirovanie obraznoy kontseptsii pri proektirovanii kollektsii sovremennogo kostyuma na osnove ispol'zovaniya etnicheskikh motivov [Formation of a figurative concept in the design of a modern costume collection based on the use of ethnic motives]. Abstract of Technical Sciences Cand. Diss. Moscow.
2. Fayzullina, E.E. (2019) Ispol'zovaniya etnicheskikh elementov i motivov v sovremennom dizayne odezhdy [The use of ethnic elements and motives in modern clothing design]. Qazaqtany. 4(4). pp. 252-255.
3. Norboeva, T.B. (2013) Buryat ethnic costume: tradition and modernity. Oykumena. Re-gionovedcheskie issledovaniya - Ojkumena. Regional Researches. 1. pp. 108-114. (In Russian).
4. Prokofieva, E.D. (2011) Protsess natsional'noy konsolidatsii tuvintsev [The process of national consolidation of Tuvinians]. St. Petersburg: Nauka. pp. 306-329.
5. Weinstein, S.I. (n.d.) Voprosy genezisa odezhdy tuvintsev-kochevnikov [The genesis of the clothes of the Tuvinian nomads]. [Online] Available from: http://vneshnii-oblik.ru/tuvincy.html
6. Dyakonova, V.P. (1960) Materialy po odezhde tuvintsev (po polevym materialam 19571958 g.) [Materials on the clothes of Tuvans (based on the field materials of 1957-1958)]. Trudy TKAEE. 1. pp. 238-266.
7. Sat-Bril, L.Sh. (1988) Traditsionnaya odezhda tuvintsev [Traditional clothes of Tuvans]. In: aranchin, Yu.L. (ed.) Kultura tuvintsev: traditsiya i sovremennost' [Culture of Tuvans: tradition and modernity]. Kyzyl: Goskomizdat of the Tuva ASSR. pp. 41-45.
8. Dyrtyk-ool, A.O. (2014) Tuvinskiy traditsionnyy zhenskiy kostyum [Tuvan traditional female costume]. Kyzyl: Anyyak.
9. Zaitseva, S.V. (2014) Semantics of traditional Tuvan national decorations in contemporary ethno-design. Trudy Akademii tekhnicheskoy estetiki i dizayna - Proceedings of the Academy of Technical Aesthetics and Design. 2. pp. 39-42. (In Russian).
10. Siyanbil, M. & Sinyabil, A. (2000) Traditsionnyy tuvinskiy kostyum (Istoriya. Simvolika) [Traditional Tuvan costume (History. Symbolism)]. Kyzyl: State Committee for Press and Mass Media of the Republic of Tyva.
11. Khovalyg, R.B. (2018) Tuvinskaya traditsionnaya odezhda [Tuvan traditional clothing]. Novosibirsk: Nauka.
12. Kukhta, M.S. & Mainy, Sh.B. (2020) Sacred semantics of Tuvan traditional costume. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusctvovedenie - Journal of Tomsk State University of Cultural Studies and Art History. 40. pp. 242-241. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/40/22
13. Mainy, Sh.B. & Kukhta, M.S. (2019) Tuva costume: traditions and modernity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusctvovedenie - Journal of Tomsk State University of Cultural Studies and Art History. 36. pp. 232-243. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/36/22
14. Kukhta, M.S., Mainy, Sh.B. & Khomushku, O.M. (2019) The earthly and sacred in the semantics of the Tuvinian traditional costume. Zhurnal SFU. Gumanitarnye nauki - Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 12(12). pp. 2209-2216. DOI: 10.17516/19971370-0502
15. Ondar, A.B. (2018) Aktualizatsiya istoriko-kul'turnogo naslediya tuvintsev muzeynymi sred-stvami (na materialakh traditsionnogo kostyuma) [Actualization of the historical and cultural heritage of Tuvans by museum means (based on the materials of traditional costume)]. Culturology Cand. Diss. Kemerovo.
16. Noozun, O.Kh. (2016) Tuvinskoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo: vekhi istoriko-kul'turnogo razvitiya [Tuvan arts and crafts: the milestones of historical and cultural development]. Kyzyl: Tyvapoligraf.
17. Bogatyrev, P.G. (1971) Voprosy teorii narodnogo iskusstva [Questions of the Theory of Folk Art]. Moscow: Iskusstvo.
18. Kosareva, E.A. (2006) Moda XX vek. Razvitie modnykh form kostyuma [Fashion of the 20th century. Development of the costume fashionable forms]. St. Petersburg: Petersburg Institute of Printing Arts. pp. 458-465.
19. Aizhy, Zh.E. & Nan-Hoo, Ya.A. (2021) Scythian motifs and imagery in traditional and contemporary jewelry art in Tuva. Novye issledovaniya Tuvy - The New Research of Tuva. 1. pp. 73-90. (In Russian). DOI: 10.25178/nit.2021.1.4