Научная статья на тему 'СЕМАНТИКА НАРОДНОГО КИТАЙСКОГО ТАНЦА "ПАВЛИН"'

СЕМАНТИКА НАРОДНОГО КИТАЙСКОГО ТАНЦА "ПАВЛИН" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
355
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ КИТАЯ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ / НАРОДНОСТЬ ДАЙ / ТАНЕЦ СЧАСТЬЯ / БЛАГОДЕНСТВИЯ / ГАРМОНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ / ЭЛЕГАНТНОСТЬ / УТОНЧЕННОСТЬ / ПЛОДОРОДИЕ / CHOREOGRAPHIC CULTURE / FOLK DANCES OF CHINA / DANCE GENRES / DAI PEOPLE / DANCE OF HAPPINESS / PROSPERITY / HARMONY OF OPPOSITES / ELEGANCE / SOPHISTICATION / FERTILITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Дарима Анатольевна, Гао Цзя Синь

Танец «Павлин» является самым известным традиционным народным танцем в Китае. В 2006 году он включен в список национального нематериального культурного наследия Китая. Известные танцоры, такие как Дао Мэйлань, Ян Липин и Юэ Сян, вывели танец на мировую арену. Эти выдающиеся танцоры, родившиеся и выросшие в Юньнани, вдохновлены прекрасным пейзажем своей родной земли и неизменной привязанностью к природе и жизни. Танец «Павлин» создан этнической группой дай. Он распространен в автономных префектурах меньшинств дай и дзинпо. Показано, что танец «Павлин» является символом доброты, мудрости, красоты, удачи и счастья. В статье также акцентировано внимание на том, что этот танец выполняет более сложные функции. Известно, что Чхомали Изешу, создавая этот удивительный танец, воспроизводил удивительную картину мира, где одновременно гармонично функционируют разные миры. Согласно архаическим воззрениям, благодаря обращению к иному миру, можно получить благоденствие в этом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC OF PEOPLE'S CHINESE DANCE "PAVLIN"

Peacock Dance is the most famous traditional folk dance in China. In 2006, it was inscribed on China's National Intangible Cultural Heritage List. Famous dancers such as Tao Meilan, Yang Liping and Yue Xiang brought the dance to the world stage. These outstanding dancers, born and raised in Yunnan, are inspired by the beautiful scenery of their native land and their continued attachment to nature and life. The Peacock Dance was created by the Dai ethnic group. It is common in autonomous prefectures of the Dai and Jinpo minorities. It is shown that the Peacock dance is a symbol of kindness, wisdom, beauty, good luck and happiness. The article also focuses on the fact that this dance performs more complex functions. It is known that Chkhomali Izesu, creating this amazing dance, reproduced an amazing picture of the world where different worlds function harmoniously at the same time. According to archaic views, through turning to another world, one can obtain prosperity in this world.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИКА НАРОДНОГО КИТАЙСКОГО ТАНЦА "ПАВЛИН"»

14. Мадасон. Ехэ онгоной дурдалга = [Призывание великого онгона] // ЦВРК ИМБТ СО РАН. Ф.18 (И.Н. Мадасон). Оп.1. Д.197. Л.Л. 15-22.

15.ХангаловМ.Н. Собр. соч.: в 3 т. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Респ. тип.», 2004. - 508 с.

16. БаторовП.П. Полное описание онгонов (Хан Шаргай, Тунхэ Галзуу, зурагта онгон, Анда Бар и др.), 1927 г. // ЦВРК ИМБТ СО РАН. Общий архивный фонд. Ф.14. Оп.1. Д.9. Л.Л.1-22.

References and Sources

1. Shubin A.S. Kratkij ocherk etnicheskoj istorii evenkov Zabajkal'ya (XVII - XX vv.). - Ulan-Ude, 1973. - 108 s.

2. Dolgih B.O. Rodovoj i plemennoj sostav narodov Sibiri v XVII veke. - M., 1960. - 623 s.

3. Nimaev D.D. Buryaty: etnogenez i etnicheskaya istoriya. - Ulan-Ude: Izd-poligr. kompleks VSGAKI, 2000. - 190 s.

4. Baldaev S.P. Rodoslovnye predaniya i legendy buryat. CH.1. Bulagaty i ekhirity. - Ulan-Ude: Buryat. kn. izd-vo, 1970. -374 s.

5. Nanzatov B.Z. Etnogenez zapadnyh buryat (VI-XIX vv.). - Irkutsk, 2005. - 160 s.

6. Cydendambaev C.B. Buryatskie istoricheskie hroniki i rodoslovnye. - Ulan-Ude: Buryat kn. izd-vo, 1972. - 662 s.

7. Zhamcarano C.ZH. Putevye dnevniki 1903-1907 gg. - Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN, 2001. - 380 s.

8. Baldaev S.P. Zayan Edirhen Alhancaev // CVRK IMBT SO RAN. Obshchij arhivnyj fond. F.36. Op.1. D.1154. L.L. 34, 49.

9. Batorov P.P. Ustnoe predanie alarskih buryat o proiskhozhdenii odnogo shamanskogo roda, imenuemogo hordutami // CVRK IMBT SO RAN. Obshchij arhivnyj fond. F.14. Op.1. D.6. L.L.12-15.

10. Baldaev S.P. Izbrannoe. - Ulan-Ude: Buryat. kn. izd-vo, 1970. - 256 s.

11. Dampilova L.S. SHamanskie pesnopeniya buryat: simvolika i poetika. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Vost. lit., 2012. -263 c.

12. Baldaev S.P. Rodoslovnye predaniya i legendy. Zabajkal'skie buryaty. - Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gosuniversiteta, 2010. - 368 s.

13. Baldaev S.P. Hygshuud «Sivye devushki» // CVRK IMBT SO RAN. Obshchij arhivnyj fond. F.36. Op.1. D.1185. L.L.2, 4, 6.

14. Madason. Ekhe ongonoj durdalga = [Prizyvanie velikogo ongona] // CVRK IMBT SO RAN. F.18 (I.N. Madason). Op.1. D.197. L.L.15-22.

15. Hangalov M.N. Sobr. soch.: v 3 t. - Ulan-Ude: Izd-vo OAO «Resp. tip.», 2004. - 508 s.

16. Batorov P.P. Polnoe opisanie ongonov (Han SHargaj, Tunhe Galzuu, zuragta ongon, Anda Bar i dr.), 1927 g. // CVRK IMBT SO RAN. Obshchij arhivnyj fond. F.14. Op.1. D.9. L.L.1-22.

ДАМПИЛОН РИНЧИН ВАЛЕРЬЕВИЧ - аспирант Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского Отделения РАН (dampilon@yandex.ru)

DAMPILON, RINCHIN V. - Ph.D. Student, Institute of Mongolian Studies, Buddhology and Tibetology, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (dampilon@yandex.ru).

УДК 94(510):394.3(=571)

НИКОЛАЕВА Д.А., ГАО ЦЗЯ СИНЬ СЕМАНТИКА НАРОДНОГО КИТАЙСКОГО ТАНЦА «ПАВЛИН»

Ключевые слова: хореографическая культура, народные танцы Китая, танцевальные жанры, народность Дай, Танец счастья, благоденствия, гармония противоположностей, элегантность, утонченность, плодородие.

Танец «Павлин» является самым известным традиционным народным танцем в Китае. В 2006 году он включен в список национального нематериального культурного наследия Китая. Известные танцоры, такие как Дао Мэйлань, Ян Липин и Юэ Сян, вывели танец на мировую арену. Эти выдающиеся танцоры, родившиеся и выросшие в Юньнани, вдохновлены прекрасным пейзажем своей родной земли и неизменной привязанностью к природе и жизни. Танец «Павлин» создан этнической группой дай. Он распространен в автономных префектурах меньшинств дай и дзинпо. Показано, что танец «Павлин» является символом доброты, мудрости, красоты, удачи и счастья. В статье также акцентировано внимание на том, что этот танец выполняет более сложные функции. Известно, что Чхомали Изешу, создавая этот удивительный танец, воспроизводил удивительную картину мира, где одновременно гармонично функционируют разные миры. Согласно архаическим воззрениям, благодаря обращению к иному миру, можно получить благоденствие в этом мире.

NIKOLAEVA, D.A., GAO, JIAXIN SEMANTIC OF PEOPLE'S CHINESE DANCE "PAVLIN"

Keywords: choreographic culture, folk dances of China, dance genres, Dai people, dance of happiness, prosperity, harmony of opposites, elegance, sophistication, fertility.

Peacock Dance is the most famous traditional folk dance in China. In 2006, it was inscribed on China's National Intangible Cultural Heritage List. Famous dancers such as Tao Meilan, Yang Liping and Yue Xiang brought the dance to the world stage. These outstanding dancers, born and raised in Yunnan, are inspired by the beautiful scenery of their native land and their continued attachment to nature and life. The Peacock Dance was created by the Dai ethnic group. It is common in autonomous prefectures of the Dai and Jinpo minorities. It is shown that the Peacock dance is a symbol of kindness, wisdom, beauty, good luck and happiness. The article also focuses on the fact that this dance performs more complex functions. It is known that Chkhomali Izesu, creating this amazing dance, reproduced an amazing picture of the world where different worlds function harmoniously at the same time. According to archaic views, through turning to another world, one can obtain prosperity in this world.

Этнокультурный фактор не теряет свою значимость в китайском обществе ХХ1 века. Более того, он порождает все новые исследования, для решения которых целесообразно обратиться к хореографической культуре КНР. В данном случае интерес вызывает этногенез и его влияние на развитие этнохореографии в Китае. Китайские народные танцы почти всегда служат определенной цели - обычно означающей определенное событие в жизни китайского народа. Известный своей разнообразной хореографией и яркими костюмами, Китай - это страна с давней историей и фольклором. Танец естественно вписывается в китайскую культуру, и в ней можно найти местные танцы для каждой этнической группы, а также национальные танцы, которые хорошо известны большинству китайских народных танцоров.

Танец в Китае - очень разнообразная форма искусства, состоящая из многих современных и традиционных танцевальных жанров. Танцы охватывают широкий спектр - от народных танцев до спектаклей в опере и балете. Они могут быть использованы на общественных праздниках, в различного рода ритуалах и церемониях. И, естественно, народные танцы в КНР несут на себе отпечаток определенной этнической культурной традиции. В современном Китае насчитывается 56 официально признанных этнических групп, и каждая этническая группа в Китае также свои собственные народные танцы [1, с. 61].

Народность Дай (Китай) в 2019 году составляет около 1,1 миллиона человек,

большинство из которых живут вдоль таких рек, как Ланьцан (/Ш^/1), Луцзян (^51), Красная

река (£1)) и река Цзиньша (^/51), поэтому Водная культура национального меньшинства

дай довольно богата [2]. Предки народа дай - это люди байюэ (ШМ), которые жили в прибрежных районах. После многих лет миграции, большинство из них поселились в

автономной префектуре Сишуанбаньна-Дай (Й ШШ.Ш.Ш Шп^'Н), в автономной

префектуре Дехонг-Дай и Цзинпо (Ш^ ЖМЙ^ Шп^'Н) в южной части провинции

Юньнань, Китай.

В течение многих лет смешивая свою первоначальную культуру с различными культурами и культурой центра Китая, народ Дай постепенно сформировал свою собственную уникальную национальную культуру, которая в течение длительного времени привлекла миллионы туристов.

Присутствие народности дай было впервые зарегистрировано в ханьских книгах в первом веке. Эта этническая группа в основном встречается в провинции Юньнань на юго-западе Китая, в провинции, известной как «земля вечной весны» [2, с. 39]. У нее есть свой язык, календарь и медицинская наука. Находясь в приграничной зоне, народ дай всегда поддерживал связь с глубинной экономикой и культурой. Хорошо известен народ дай и своими танцевальными и певческими навыками. Еще 2000 лет назад народное творчество дая достигло высокого уровня. В династии Восточная Хань (25-220 гг.) центральное правительство часто приглашало дайских мастеров обучать танцу, акробатике и магии в Лояне - столице страны того времени [3, с. 93]. Благодаря им было передано более 300 видов танцев. «Павлин» является самым известным танцем и представляет мудрость дая и высокое мастерство исполнителей.

Китайский народный танец - микрокосм богатой культуры этой страны. Танец «Павлин» этнической группы дай является одним из самых традиционных народных танцев в Китае [1, с. 107]. Из-за различий в географической среде, обычаях и привычках, форма исполнения, характеристики стиля, сложность хореографических навыков, лирика и музыкальный стиль танца «Павлин» в исполнении танцоров данной народности имеет существенные отличия.

Анализируя семантику танца, рассмотрим его этимологию и связь с фауной Китая. Известно, что тропические леса провинции - среда обитания павлина. Птица является священной в буддизме хинаяны, преобладающей религии народности дай, и она сформировала их культуру, обычаи и повседневную жизнь. В иллюстрированном буддийском писании

некоторые бодхисаттвы установлены на павлинах, держа в качестве талисманов листья лотоса и перья хвоста павлина. «Перья павлина также часто используются в церемониях очищения. В глазах народности дай павлин символизирует красоту и мир, считается хорошим предзнаменованием» [4, с. 88-97].

Говорят, что 1000 лет назад глава народности дай однажды увидел красивого павлина, танцующего на берегу реки. Он не мог не подражать изящным позам павлина и постепенно превратил их в народный танец. Вскоре он стал очень популярным и превратился в композицию «Павлин», каким мы его знаем сегодня. Любя павлинов, население полюбило этот танец и передавали его из поколения в поколение. Из всех народных танцев, этот танец является фаворитом.

Местные жители дай хорошо знали привычки павлина, поэтому танцоры включают свои наблюдения в хореографию. Танцы рассказывают истории, которые происходят от буддийских писаний, фольклора и сказок.

Отметим, что этот танец исполняли только во время весенних календарных праздников и обрядов, когда павлины танцевали перед самками, после чего откладывались яйца, а затем вылуплялись птенцы. Исполнение подражательного танца в период, когда нарушается пространство мира способствовало моделированию благополучия общества на весь год.

Танцевальные движения обычно выполняются в фиксированном порядке. Композиция начинается с того, что павлин вылетает из своего гнезда, осторожно оглядываясь по сторонам. Он бродит по дикой природе в поисках пищи. Напитавшись, павлин идет на берег реки, чтобы искупаться и поиграть в воде. После этого он стряхивает воду, расчесывает перья и бегает, наслаждаясь солнцем. Конкурируя с другими павлинами, он демонстрирует свой красивый хвост соперникам и своим любимым. В конце танца павлин расправляет крылья и радостно летит в небо.

У танца «Павлин» есть своеобразный алгоритм положений и шагов, вовлекающих руки, запястья, пальцы и ноги - мягкие движения, которые сливаются в изящный танцевальный стиль [5, с. 72]. Жест рукой является одной из самых важных частей подражания птице. Танцор обычно подгибает большой палец, сгибает указательный палец и разводит остальные пальцы в веерную форму, чтобы изобразить голову павлина. Его ноги двигаются быстро, иногда на цыпочках, демонстрируя ловкость и покорность птицы [6, с. 90-99].

Танцевальные движения сопровождают ударные инструменты, такие как барабан и гонг. Барабанная дробь - это не просто аккомпанемент, но и помогает рассказать историю, указать на чувства и в то же время выразить чувства исполнителей.

Рассматривая сакральную сторону хореографической композиции, отметим, что танец «Павлин» является воплощением другого мира. Данный момент отражается в замедленных элегантных и утонченных движениях исполнителей. Согласно архаическим воззрениям -благодаря обращению к иному миру, можно получить благоденствие в этом мире.

Другой мир подчеркнут семантикой этого красивого танца. Доказательством сказанному является также и зеленый цвет одежды исполнителей, который символизирует понятие иного. Например, зеленый цвет - это женский цвет. Считается, что женщина обладает хтоническим началом или это цвет смерти (у беды/ смерти (Чингисхана) глаза зеленые).

Танец «Павлин» исполняется одним танцором или группой из двух или трех человек. Традиционно, только мужчины были допущены к выступлению. Танцоры носили костюмы, которые включали золотые головные уборы, большую маску и тяжелые крылья. Но эти костюмы сдерживали движения исполнителей [7, с 112].

В 1956 году, по мере развития китайского общества, сменилось традиционное мужское соло, в котором девочки имитировали внутреннюю элегантность павлина. Позже он превратился в женский сольный танец, а затем в женский танец. Жесткие и сильные движения немного трансформировались, но сохранилась экспрессия танца. Музыкальное сопровождение барабанов и гонга сохранилось, а также включило в себя флейты и другие музыкальные инструменты.

В наше время тяжелые мужские сценические костюмы были заменены на женские роскошные платья, украшенные павлиньими перьями. Женщины-танцоры, демонстрирующие красоту павлина с большим преимуществом, хорошо воспринимаются публикой.

В Юньнани танец «Павлин» исполняется почти на всех праздничных мероприятиях, особенно во время Фестиваля брызг воды и буддийских ритуалов. Фестиваль брызг воды - это новый год народности дай, который проводится с 24 по 26 числа шестого месяца по календарю народности дай (апрель по григорианскому календарю). Это самый важный фестиваль, когда люди выражают свои наилучшие пожелания друг другу, брызгая водой, избавляясь таким образом от злых духов и невезения [В].

В 2006 году танец «Павлин» был включен в список национального нематериального культурного наследия Китая. Известные танцоры, такие как Дао Mэйлань, Ян Липин и Юэ Сян, вывели танец на мировую арену. Эти выдающиеся танцоры, родившиеся и выросшие в Юньнани, вдохновлены своим прекрасным пейзажем родной земли и неизменной привязанностью к природе и жизни.

Таким образом, по мнению народности дай провинции Юньнань, «Святая птица» или павлин является символом счастья и благодати и, следовательно, играет важную роль в многочисленных народных легендах. Эта хореографическая композиция - любимый танец народа дай и является необходимостью для каждого китайского этнического праздника.

Танец «Павлин» имеет значение для поддержания национального единства, и его репрезентативность делает его наиболее культурно узнаваемым танцем народности дай.

Во все времена развития Китая танец имел важнейшее значение в общественной жизни человека, в его гармоничном эстетическом и физическом развитии. За тысячелетия эволюции в Китае возникли разнообразные танцевальные школы и стили, были созданы уникальные хореографические композиции. Уже на первом этапе своего существования танец «Павлин» пытался в обобщенной форме отражать действительность, отбирать наиболее типичные ее черты, придавать им определенный образ, которых полюбился этническим группам и сохраняется ими по сегодняшний день.

Литература и источники

1. Жоголев Д.А. Mалые народности и великий Китай. - M., 1994. - С. 61-б2.

2. Население Китая в 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:llruchina.orglnaselenie_kitaya.html (дата обращения - 14 июля 2019 года)

3. Ло Сюн Йен. Китайский народный танец. - Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2006. - 461 с.

4. Лю Цин fflW. Чжунго гудай удао (Китайское древнее танцевальное искусство). - Пекин. - 1991. - 136 с.

5. Малявин В. Китайская цивилизация. - M.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001. - 632 с.

6. Фу Сяоцин ftJW. Циантан удао де фэнгесин (О стиле танца). - Пекин: Художественное образование, 2011. - С. 88-91. 1. Ян Липинг eHÍÍ. Линхун де узыц: зонгуо гуши (Душа танцора: китайская история). - Пекин, - 2C13. - 215 c.

S. Чжан Дамин ЖХП. Дайзуй шэнтай хуанцин хе дайзуй удао (Народа дай национальная экологическая среда и танец дай). - Сычуань, 2016. - С. 90-99.

9. Чжан Цзипин ^Síí. Зонгуо удао циаоцэн (курс китайского танца). - Пекин, 2000. - С.110-122.

10. Водный фестиваль Дай [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:llwww.chinahighlights.rulculturelwater-splashing-festival.htm (дата обращения - 20 июня 2019 года)

References and Sources

1. Zhogolev D. A. Malye narodnosti i velikij Kitaj. - M., 1994. - S. б1-б2.

2. Naselenie Kitaya v 2C19 godu [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:llruchina.orglnaselenie_kitaya.html (data obrasheniya - 14 iyulya 2C19 goda)

3. Lo Syun Jen. Kitajskij narodnyj tanec. SHanhaj: SHanhajskoe muzykal'noe izdatel'stvo, 2006. - 4б1 s.

4. Lyu Cin ffiPW. CHzhungo gudaj udao (Kitajskoe drevnee tanceval'noe iskusstvo). - Pekin. - 1991. - 136 s.

5. Malyavin V. Kitajskaya civilizaciya. - M.: IPC «Dizajn. Informaciya. Kartografiya»: OOO «Izdatel'stvo Astrel'»: OOO «Izdatel'stvo ACT», 2CC1. -б32 s.

6. Fu Syaocin MJff. Ciantan udao de fengesin (O stile tanca). - Pekin: Hudozhestvennoe obrazovanie. - 2C11. - S. SS-91. 1. Yan Liping Linhun de uzyc: zonguo gushi (Dusha tancora: kitajskaya istoriya). - Pekin. - 2C13. - 215 c.

S. Chzhan Damin J^DS,. Dajzuj shentaj huancin he dajzuj udao (Naroda daj nacional'naya ekologicheskaya sreda i tanec daj). Sychuan'. - 2016. - S. 9C-99.

9. Chzhan Czipin j^^. Zonguo udao ciaocen (kurs kitajskogo tanca). - Pekin. - 2000. - S.110-122.

10. Vodnyj festival' Daj [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:llwww.chinahighlights.rulculturelwater-splashing-festival.htm (data obrashcheniya - 20 iyunya 2019 goda)

НИКОЛАЕВА ДАРИМА АНАТОЛЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор, Восточно-Сибирский государственный институт культуры. Россия, г. Улан-Удэ.

ГАО ЦЗЯ СИНЬ - аспирант, Восточно-Сибирский государственный институт культуры.

NIKOLAEVA, DARIMA A. - Doctor of History, Professor, East-Siberian State Institute of Culture (darimn@rambler.ru). GAO, JIAXIN - Ph.D. student, East-Siberian State Institute of Culture (darimn@rambler.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.