Научная статья на тему 'Семантика глаголов звука в коми-зырянском и хантыйском языках'

Семантика глаголов звука в коми-зырянском и хантыйском языках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНТЫЙСКИЙ ЯЗЫК / КОМИ-ЗЫРЯНСКИЙ ЯЗЫК / СЕМАНТИКА / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ / ГЛАГОЛЫ ЗВУКА / KHANTY / KOMI-ZYRJAN / LEXICAL TYPOLOGY / SEMANTICS / VERBS OF SOUND

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кашкин Егор Владимирович, Павлова Елизавета Кирилловна

Данная работа посвящена типологическому исследованию глаголов звука в тегинском говоре хантыйского языка и в мужевском говоре коми-зырянского языка. Исследование проведено с помощью анкеты, состоящей из списка ситуаций, в которых вероятно появление звука. Выявляются семантические параметры, обусловливающие выбор глаголов для описания различных групп ситуаций. Сравниваются системы глаголов звука в двух исследуемых языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantics of verbs of sound in Komi-Zyrjan and Khanty

This paper focuses on the analysis of verbs of sound in Khanty (Tegi dialect) and Komi-Zyrjan (Muzhi dialect) in a typological context. The research was carried out employing a questionnaire that include a list of situations resulting in production of sound. We establish semantic parameters that determine the choice of verb for different groups of situations and compare the systems of sound verbs in the two languages analyzed.

Текст научной работы на тему «Семантика глаголов звука в коми-зырянском и хантыйском языках»

Е. В. Кашкин, Е. К. Павлова

МГУ, Москва

СЕМАНТИКА ГЛАГОЛОВ ЗВУКА В КОМИ-ЗЫРЯНСКОМ И ХАНТЫЙСКОМ ЯЗЫКАХ 1. Введение

Наша работа посвящена семантике глаголов, описывающих звуки, издаваемые неодушевленными предметами, в тегинском говоре хантыйского языка и мужевском говоре коми-зырянского языка1. Глаголы человеческой речи и звуков животных в работе не рассматриваются.

Материал собран по анкете, отправной точкой для составления которой стали исследования семантических, сочетаемостных, диатетических и деривационных свойств глаголов звука в русском языке ([Падучева 2004; Стойнова 2008]; ряд статей из [Апресян (ред.) 2004]) как в языке, родном для авторов работы. Анкета содержит естественные для информанта фреймы, которые он описывает, используя глаголы звука. Основные разделы анкеты — звук трения и прогиба твердых объектов («скрип»); звук трения мягких объектов («шуршание/шелест»); звук, прототипически возникающий при деформации объектов («треск»); звук удара; звук жидкости.

Далее обсудим некоторые из наших результатов, следуя пунктам анкеты.

2. Скрип

В коми-зырянском языке скрип описывается глаголами у’1скупу и <1’иПпу. Различительным параметром оказывается способ производства звука: если уЧскупу предполагает звук трения твердых предметов (скрип зубов, ржавого замка, ножниц), то 6.’итЬпу — звук, возникающий при давлении на твердый предмет и его прогибе

1 Коми-зырянский материал собран в с. Мужи Шурышкарского района ЯНАО, хантыйский — в с. Теги Березовского района ХМАО. Исследование хантыйского языка поддержано грантом РГНФ N° 10-04-18022е.

(скрип половиц, сапог, дерева при сильном ветре). При совмещении этих видов воздействия (как при скрипе двери или колеса телеги, когда имеет место и трение, и давление) допустимы оба глагола. Обозначенное различие иллюстрируется в (1) и (2): в обоих случаях речь идет о скрипе снега, но в (1) звук может быть вызван и трением полозьев о снег, и давлением саней, тогда как в (2) более вероятна ситуация давления и потому сомнителен глагол v’ickyny.

(1) lymj-ys dod' ul-as v’ick’-eld’urt-e

снег.0БЬ-Р088380 сани низ-Е88.Р088380 скрипеть-PRSJSG

‘Снег под санями скрипит’.

(2) kok ul-am lymj-ys d’urt-e l ?v’ick’-e

нога низ-ESS.POSSlSG снег.0BL-P0SS3SG скрипеть-PRSJSG

‘Под ногами снег скрипит’.

В хантыйском языке контексты скрипа также допускают два глагола — s’ariti и sixarti, но их различие определяется в первую очередь не способом возникновения звука, как в коми-зырянском, а его качеством: s’ariti описывает монотонный длительный резкий звук трения металла (скрип замка, железных дверных петель, но не зубов и не ножниц), а sixarti — более короткий, неравномерный и достаточно громкий звук при трении твердых предметов (зубов; костей пожилого человека) или нажиме на них (половицы, сапоги).

3. Шуршание l шелест

В коми-зырянском языке ситуации трения мягких объектов требуют звукоподражательных глаголов на sar- (например, sarrakyyny), примером чему служат фреймы шуршания и шелеста листьев дерева, травы, бумаги и одежды, а также звука сыпучей массы (например, гальки) под ногами.

Что касается хантыйского языка, то и в нем все эти фреймы описываются отдельным глаголом — suL’iti, имеющим, однако, ряд отличий от коми-зырянских глаголов на sar-. Во-первых, в некоторых употреблениях suL’iti вовсе не предполагает порождения звука, а просто описывает осыпание какой-либо массы, как снега или муки, что нехарактерно для sarrakyyny. Во-вторых, suL’iti, в отличие от глаголов на sar-, применяется и к звуку соударений некоторых мелких предметов: ключей или монет в кармане, золотых цепочек на шее,

осколков стекла, но, что интересно, не колокольчика и не мелкой посуды. Для Зйі’іїі, таким образом, более важны топологические свойства объекта: связка ключей, горсть монет, цепочка и масса осколков стекла сближаются с мягкими объектами по признаку непостоянства своей формы, будучи тем самым противопоставлены «цельным» твердым объектам, таким как колокольчик и некрупная посуда. Для коми-зырянского же языка в данном случае первостепенен параметр качества звука, поэтому соударения мелких предметов в нем описываются независимо от их топологических характеристик не глаголами на Заг-, а другими глаголами — на %’И’- или Ьг’іп-.

4. Треск

Коми-зырянский язык отличается богатой системой глаго-

« уу 7 V V" V

лов треска: р’егссакуупу, звукоподражательных на саг- и на гас-, dz’izgyny, гш}упу.

Для глагола р’егссакуупу основной фрейм — горение сухих дров; описывает он и звук натяжения ткани, как в (3).

(3) dэrem-ys ё’оГа-ё%ук, і kunul-ys

рубашка-Р088380 маленький-СЫРР и подмышка-Р088380 р’єгссакуі-є

трещать-РР8.380

‘Рубашка маленькая и под мышками трещит’.

Звук же разрывания ткани будет назван не глаголом

« уу 7 у у / V V" , с

р’егссакуупу, а глаголами на саг- (например, сагуагґпу резко разорвать с треском’).

Еще одна серия звукоподражательных глаголов — на гас- — покрывает фреймы разделения твердого объекта (палки, льда под ногами, разгрызание сухарей), а также щелчков пальцами и треска деревянного дома при сильном морозе (как в (4)).

(4) к’егка-у& kзd’id-nas гассакуі-є

дом-Р088380 холод-1Ш,га.Р08838а трещать-РР8.380 ‘Дом от холода трещит’.

Наконец, в коми-зырянском есть еще два глагола с более узкой семантикой: dz’izgyny, базово применяемый к звуку жидкости при высокой температуре (например, масла на горячей сковороде),

и тш]упу, обозначающий звук поедания животным грубого корма (например, сена).

Суммируя описание коми-зырянских глаголов треска, отметим, что в этом языке, во-первых, особо маркируется звук в некоторых ситуациях еды (глагол гиз]упу); во-вторых, значимы топологические свойства источника звука (по-разному описываются звуки жидкостей, разрушения мягкого объекта и разрушения твердого объекта); в-третьих, важны подразделимость звука на кванты и их частота (что вытекает из сопоставления глагола р’егссакуупу, обозначающего частое потрескивание горящих дров

и, как следствие, тоже характеризующийся высокой частотой квантов звук растяжения ткани, и глаголов на гас-, предполагающих меньшую частоту квантов и, соответственно, применяющихся к треску дома на морозе и щелчкам пальцев).

Хантыйский язык, как и коми-зырянский, закрепляет за отдельным глаголом — тйгпакй — звук поедания грубой пищи, но при этом семантика тйгпакй не тождественна коми-зырянскому пхзупу. Хантыйский глагол описывает не только съедание сена и подобных материалов (как гш/упу), но и разгрызание человеком или животным любой твердой пищи (например, сухарей).

В целом же семантическая зона треска в хантыйском покрывается одним глаголом — Ьбйй, что контрастирует с разнообразием коми-зырянской системы. Важно, однако, что исходно ЬбЫй описывает частые удары либо хлопки (крыльев чайки, как в (5); куртки на ветру, отклеившегося объявления), и этот факт принципиален для системы его употреблений.

(5) ха1вуЧк’-вп кашзп s’i \6ti-iX

халей-Р088280 на.улице ЕМРН хлопать-РР8.380 ‘Халей (большая чайка) на улице хлопает (крыльями)’.

Глагол 1бШ используется, когда звук включает хорошо различимые кванты (хлопки, щелчки и т. п.): прототипически это горение сухих дров, а также щелканье пальцами, треск дома на морозе и пригорающего масла. Употребление же ЬбШ по отношению к звукам, у которых не вычленяется таких квантов, оказывается блокированным, а сам звук описывается аналитической конструкцией, как в (6) и (7). По поводу примера (6) поясним, что использованный в нем глагол тэгетай ‘ломать’ предполагает мгновенное разде-

ление объекта, исключающее звук со множественными квантами; к звуку же «длительного» разламывания глагол Lotiti применим.

(6) jUx mor-ema-ti sij

палка ломать-PUNCT-INF звук ‘Звук переламывания палки’.

(7) nep’ek mansi-ti sij

бумага рвать-INF звук ‘Звук разрывания бумаги’.

5. Заключение

Выше были проанализированы некоторые группы коми-зырянских и хантыйских глаголов звука. Освещенный в настоящей работе материал (с учетом еще и исследований русского языка, привлекавшихся при составлении анкеты) демонстрирует, что разные языки, во-первых, выделяют во многом одни и те же лексически значимые звуковые ситуации и, во-вторых, в членении набора этих ситуаций, организующем систему глаголов звука, проявляют как немалые сходства, так и существенные различия — что делает осмысленной и весьма актуальной задачу построения типологии, нацеленной на поиск параметров и границ варьирования этих систем.

Список условных сокращений

cmpr — сравнительная степень; EMPH — эмфатическая частица; ESS — эссив; inf — инфинитив; instr — инструменталис; 0BL — косвенная основа; P0SS — посессивное склонение; PRS — настоящее время; punct — пунктив; SG — единственное число.

Литература

Апресян Ю. Д. (ред.) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М. — Вена, 2004.

Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М., 2004. Стойнова Н. М. Семантика и морфосинтаксические свойства глаголов звука в русском языке. Дипломная работа. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.