Е. В. Кашкин, Е. К. Павлова
МГУ, Москва
СЕМАНТИКА ГЛАГОЛОВ ЗВУКА В КОМИ-ЗЫРЯНСКОМ И ХАНТЫЙСКОМ ЯЗЫКАХ 1. Введение
Наша работа посвящена семантике глаголов, описывающих звуки, издаваемые неодушевленными предметами, в тегинском говоре хантыйского языка и мужевском говоре коми-зырянского языка1. Глаголы человеческой речи и звуков животных в работе не рассматриваются.
Материал собран по анкете, отправной точкой для составления которой стали исследования семантических, сочетаемостных, диатетических и деривационных свойств глаголов звука в русском языке ([Падучева 2004; Стойнова 2008]; ряд статей из [Апресян (ред.) 2004]) как в языке, родном для авторов работы. Анкета содержит естественные для информанта фреймы, которые он описывает, используя глаголы звука. Основные разделы анкеты — звук трения и прогиба твердых объектов («скрип»); звук трения мягких объектов («шуршание/шелест»); звук, прототипически возникающий при деформации объектов («треск»); звук удара; звук жидкости.
Далее обсудим некоторые из наших результатов, следуя пунктам анкеты.
2. Скрип
В коми-зырянском языке скрип описывается глаголами у’1скупу и <1’иПпу. Различительным параметром оказывается способ производства звука: если уЧскупу предполагает звук трения твердых предметов (скрип зубов, ржавого замка, ножниц), то 6.’итЬпу — звук, возникающий при давлении на твердый предмет и его прогибе
1 Коми-зырянский материал собран в с. Мужи Шурышкарского района ЯНАО, хантыйский — в с. Теги Березовского района ХМАО. Исследование хантыйского языка поддержано грантом РГНФ N° 10-04-18022е.
(скрип половиц, сапог, дерева при сильном ветре). При совмещении этих видов воздействия (как при скрипе двери или колеса телеги, когда имеет место и трение, и давление) допустимы оба глагола. Обозначенное различие иллюстрируется в (1) и (2): в обоих случаях речь идет о скрипе снега, но в (1) звук может быть вызван и трением полозьев о снег, и давлением саней, тогда как в (2) более вероятна ситуация давления и потому сомнителен глагол v’ickyny.
(1) lymj-ys dod' ul-as v’ick’-eld’urt-e
снег.0БЬ-Р088380 сани низ-Е88.Р088380 скрипеть-PRSJSG
‘Снег под санями скрипит’.
(2) kok ul-am lymj-ys d’urt-e l ?v’ick’-e
нога низ-ESS.POSSlSG снег.0BL-P0SS3SG скрипеть-PRSJSG
‘Под ногами снег скрипит’.
В хантыйском языке контексты скрипа также допускают два глагола — s’ariti и sixarti, но их различие определяется в первую очередь не способом возникновения звука, как в коми-зырянском, а его качеством: s’ariti описывает монотонный длительный резкий звук трения металла (скрип замка, железных дверных петель, но не зубов и не ножниц), а sixarti — более короткий, неравномерный и достаточно громкий звук при трении твердых предметов (зубов; костей пожилого человека) или нажиме на них (половицы, сапоги).
3. Шуршание l шелест
В коми-зырянском языке ситуации трения мягких объектов требуют звукоподражательных глаголов на sar- (например, sarrakyyny), примером чему служат фреймы шуршания и шелеста листьев дерева, травы, бумаги и одежды, а также звука сыпучей массы (например, гальки) под ногами.
Что касается хантыйского языка, то и в нем все эти фреймы описываются отдельным глаголом — suL’iti, имеющим, однако, ряд отличий от коми-зырянских глаголов на sar-. Во-первых, в некоторых употреблениях suL’iti вовсе не предполагает порождения звука, а просто описывает осыпание какой-либо массы, как снега или муки, что нехарактерно для sarrakyyny. Во-вторых, suL’iti, в отличие от глаголов на sar-, применяется и к звуку соударений некоторых мелких предметов: ключей или монет в кармане, золотых цепочек на шее,
осколков стекла, но, что интересно, не колокольчика и не мелкой посуды. Для Зйі’іїі, таким образом, более важны топологические свойства объекта: связка ключей, горсть монет, цепочка и масса осколков стекла сближаются с мягкими объектами по признаку непостоянства своей формы, будучи тем самым противопоставлены «цельным» твердым объектам, таким как колокольчик и некрупная посуда. Для коми-зырянского же языка в данном случае первостепенен параметр качества звука, поэтому соударения мелких предметов в нем описываются независимо от их топологических характеристик не глаголами на Заг-, а другими глаголами — на %’И’- или Ьг’іп-.
4. Треск
Коми-зырянский язык отличается богатой системой глаго-
« уу 7 V V" V
лов треска: р’егссакуупу, звукоподражательных на саг- и на гас-, dz’izgyny, гш}упу.
Для глагола р’егссакуупу основной фрейм — горение сухих дров; описывает он и звук натяжения ткани, как в (3).
(3) dэrem-ys ё’оГа-ё%ук, і kunul-ys
рубашка-Р088380 маленький-СЫРР и подмышка-Р088380 р’єгссакуі-є
трещать-РР8.380
‘Рубашка маленькая и под мышками трещит’.
Звук же разрывания ткани будет назван не глаголом
« уу 7 у у / V V" , с
р’егссакуупу, а глаголами на саг- (например, сагуагґпу резко разорвать с треском’).
Еще одна серия звукоподражательных глаголов — на гас- — покрывает фреймы разделения твердого объекта (палки, льда под ногами, разгрызание сухарей), а также щелчков пальцами и треска деревянного дома при сильном морозе (как в (4)).
(4) к’егка-у& kзd’id-nas гассакуі-є
дом-Р088380 холод-1Ш,га.Р08838а трещать-РР8.380 ‘Дом от холода трещит’.
Наконец, в коми-зырянском есть еще два глагола с более узкой семантикой: dz’izgyny, базово применяемый к звуку жидкости при высокой температуре (например, масла на горячей сковороде),
и тш]упу, обозначающий звук поедания животным грубого корма (например, сена).
Суммируя описание коми-зырянских глаголов треска, отметим, что в этом языке, во-первых, особо маркируется звук в некоторых ситуациях еды (глагол гиз]упу); во-вторых, значимы топологические свойства источника звука (по-разному описываются звуки жидкостей, разрушения мягкого объекта и разрушения твердого объекта); в-третьих, важны подразделимость звука на кванты и их частота (что вытекает из сопоставления глагола р’егссакуупу, обозначающего частое потрескивание горящих дров
и, как следствие, тоже характеризующийся высокой частотой квантов звук растяжения ткани, и глаголов на гас-, предполагающих меньшую частоту квантов и, соответственно, применяющихся к треску дома на морозе и щелчкам пальцев).
Хантыйский язык, как и коми-зырянский, закрепляет за отдельным глаголом — тйгпакй — звук поедания грубой пищи, но при этом семантика тйгпакй не тождественна коми-зырянскому пхзупу. Хантыйский глагол описывает не только съедание сена и подобных материалов (как гш/упу), но и разгрызание человеком или животным любой твердой пищи (например, сухарей).
В целом же семантическая зона треска в хантыйском покрывается одним глаголом — Ьбйй, что контрастирует с разнообразием коми-зырянской системы. Важно, однако, что исходно ЬбЫй описывает частые удары либо хлопки (крыльев чайки, как в (5); куртки на ветру, отклеившегося объявления), и этот факт принципиален для системы его употреблений.
(5) ха1вуЧк’-вп кашзп s’i \6ti-iX
халей-Р088280 на.улице ЕМРН хлопать-РР8.380 ‘Халей (большая чайка) на улице хлопает (крыльями)’.
Глагол 1бШ используется, когда звук включает хорошо различимые кванты (хлопки, щелчки и т. п.): прототипически это горение сухих дров, а также щелканье пальцами, треск дома на морозе и пригорающего масла. Употребление же ЬбШ по отношению к звукам, у которых не вычленяется таких квантов, оказывается блокированным, а сам звук описывается аналитической конструкцией, как в (6) и (7). По поводу примера (6) поясним, что использованный в нем глагол тэгетай ‘ломать’ предполагает мгновенное разде-
ление объекта, исключающее звук со множественными квантами; к звуку же «длительного» разламывания глагол Lotiti применим.
(6) jUx mor-ema-ti sij
палка ломать-PUNCT-INF звук ‘Звук переламывания палки’.
(7) nep’ek mansi-ti sij
бумага рвать-INF звук ‘Звук разрывания бумаги’.
5. Заключение
Выше были проанализированы некоторые группы коми-зырянских и хантыйских глаголов звука. Освещенный в настоящей работе материал (с учетом еще и исследований русского языка, привлекавшихся при составлении анкеты) демонстрирует, что разные языки, во-первых, выделяют во многом одни и те же лексически значимые звуковые ситуации и, во-вторых, в членении набора этих ситуаций, организующем систему глаголов звука, проявляют как немалые сходства, так и существенные различия — что делает осмысленной и весьма актуальной задачу построения типологии, нацеленной на поиск параметров и границ варьирования этих систем.
Список условных сокращений
cmpr — сравнительная степень; EMPH — эмфатическая частица; ESS — эссив; inf — инфинитив; instr — инструменталис; 0BL — косвенная основа; P0SS — посессивное склонение; PRS — настоящее время; punct — пунктив; SG — единственное число.
Литература
Апресян Ю. Д. (ред.) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М. — Вена, 2004.
Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М., 2004. Стойнова Н. М. Семантика и морфосинтаксические свойства глаголов звука в русском языке. Дипломная работа. М., 2008.