Научная статья на тему 'Семантика формы future в истории английского языка'

Семантика формы future в истории английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
723
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩЕЕ / FUTURE / ПРЕДСКАЗАНИЕ / PREDICTION / ЖЕЛАНИЕ / МОДАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / MODAL VALUE / МАРКЕР БУДУЩЕГО / THE MARKER OF FUTURE / VOLITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сухомлина Т.А.

Настоящая статья рассматривает основные средства выражения будущего времени древнеанглийского периода. Будущее является составной частью понятия времени, так как наряду с настоящим и прошедшим, образует концепт время. Статья описывает способы выражения будущего времени в тексте, а также его специфические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF FUTURE TENSE IN THE HISTORY OF ENGLISH LANGUAGE

The paper deals with the research of Future Tense in Old English. Future manifests itself at different levels in the hierarchy of Time organization. The research highlights the significance of future actions in the textual organization as well as its meaning of unreality.

Текст научной работы на тему «Семантика формы future в истории английского языка»

МЕЖКУЛЬ ТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ CROSS-CULTURAL COMMUNICATION

УДК 811.111

Самарская государственная социально-гуманитарная академия канд. филол. наук, доц. кафедры иностранных языков Сухомлина Т.А.

Россия, г. Самара, т. 89376464202; e-mail: tanya-sukhomlina@yandex. ru

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The chair Foreign Languages, associate

professor

Sukhomlina T.A.

Russia, Samara, tel. 89376464202; e-mail: tanya-sukhomlina@yandex. ru

Т.А. Сухомлина

СЕМАНТИКА ФОРМЫ FUTURE В ИСТОРИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Настоящая статья рассматривает основные средства выражения будущего времени древнеанглийского периода. Будущее является составной частью понятия времени, так как наряду с настоящим и прошедшим, образует концепт время. Статья описывает способы выражения будущего времени в тексте, а также его специфические особенности.

Ключевые слова: будущее; предсказание; желание; модальное значение; маркер будущего.

SEMANTICS OF FUTURE TENSE IN THE HISTORY OF ENGLISH LANGUAGE

The paper deals with the research of Future Tense in Old English. Future manifests itself at different levels in the hierarchy of Time organization. The research highlights the significance of future actions in the textual organization as well as its meaning of unreality.

Keywords: future; prediction; volition; modal value; the marker of future.

Проблема грамматизации конструкций выражения будущего времени в истории английского языка представляет огромный интерес для исследования не только как источник сведений о жизни англосаксонского мира, но и как памятник письменности, отражающий определенный этап в развитии литературного английского языка.

Задачей написания нашей статьи является выявление основных средств грамматизации будущего времени и раскрытия значений, свойственных футуральности древнеанглийского периода ее истории. Оценивая степень парадигматизации футуральных конструкций, необходимо отметить близость категории будущего времени с модальностью. Именно на базе модальных инфинитивных сочетаний и близости будущего с модальностью, возникло развитие аналитических форм футуральности в древнеанглийском языке. Грамматизация модальных сочетаний означает их превращение из свободных (с синтаксической связью между компонентами) в сочетания служебного слова со знаменательным словом, совместно функционирующие в предложении в качестве единой грамматической формы.

T.A. Sukhomlina

© Сухомлина Т.А., 2014

Близость категории будущего времени и модальности не вызывает сомнений. Если бы такой близости не существовало, невозможно было бы развитие аналитических форм будущего на базе модальных инфинитивных сочетаний. Древние германские языки передавали модальными средствами все те значения, которые в современных языках передаются будущим временем. Это значения намерения или планируемого действия, и предсказания или прогноз. Утверждения, относящиеся к будущему, выражаются в английском языке формами настоящего времени, а не будущего, то есть употребление форм настоящего для обозначения действия, которое произойдет в силу договоренности, соглашения или планов. Например,

The train arrives at 8. We are leaving tomorrow.

Или в придаточных предложениях, вводимых союзами when, if, в которых истинность утверждений, относящихся к будущему, определяется союзами. Основанием для предсказаний служит то, что говорящий предполагает то, чему верит, на что надеется. Мы полагаем, что инвариантным содержанием форм будущего времени следует признать не следование за моментом речи, а предсказание, мотивированное внешними или внутренними факторами: желанием говорящего, долгом, а также обстоятельствами или признаками наступающего действия.

Большая часть модальных глаголов в современных германских языках восходит к претерито-презентным глаголам, составлявшим ограниченную лексико-грамматическую группу в древних языках. В древнеанглийском языке было двенадцать претерито-презентных глаголов. У этой группы глаголов презенс имел форму претерита сильных глаголов, а претерит был вторичного образования. Модальными, то есть оценочными значениями обладали четыре глагола: cunnan -мочь, culan - быть должным, ma3an - мочь, mot/moste - могу/мог (инфинитива не имел). Позднее к группе претерито-презентных глаголов примкнул глагол willan -хотеть, желать. Шесть глаголов немодальной семантики вышли из употребления к ранненовоанглийскому периоду. Глагол dar, durren примкнул к стандартным глаголам. Глагол «обладать» дал начало двум стандартным глаголам немодальной семантики, а форма его претерита ought (из ahte) приобрела значение «должен», «следует» и стала употребляться в этой единственной форме в контекстах настоящего времени. Все сохранившиеся модальные глаголы грамматизовались, хотя в разной степени. В процессе грамматизации они утратили изначально присущие им вещественные, конкретные значения. Can восходит к «я знаю», shall к «я имею долг, должен», may к «я могу, имею силу». Эти модальные глаголы в дальнейшем развили более широкие и общие модальные значения. Can и will могли употребляться как самостоятельные полнозначные глаголы еще в 1600г. В общем, после 1570г. в английском языке остались только те претерито-презентные глаголы, которые смогли иметь какую-нибудь грамматическую силу. Исторические формы претерита модальных глаголов оказались намного устойчивее форм настоящего времени. Отделившись в разные периоды истории английского языка от соответствующих форм настоящего, многие из них стали самостоятельными глаголами, в дальнейшем развив особые модальные значения.

Только при сдвиге времен они могут рассматриваться как формы настоящего и прошедшего одних и тех же глаголов. Во всех остальных случаях их целесообразно считать самостоятельными глаголами. Незаменяемость форм модальных глаголов, делексикализация и специализация на выражении определенного модального значения в определенных речевых ситуациях позволяют рассматривать их как модальные частицы, которые утратили историческую связь с флективной парадигмой глагола. Такое развитие модальных глаголов представляет собой уникальную черту эволюции английского языка.

Грамматизация глаголов sculan и willan начинается еще в дописьменную эпоху. Sculan имел не только значение долга. Например, «cyning sceal rice healdan» - «король должен править страной», но и более абстрактные значения. Например, необходимость: «and ealle ^a hwile he sceale sezlian be lande» - «и все это время он должен плыть вдоль берега», а также пророчество, предсказание, по модальности максимально близкое к будущему: «Feallan sculon hs öne st hilde» - «поганым суждено погибнуть в битве» [2; с.28]. Поскольку анализ языка древнего периода представляет определенные трудности из-за небольшого количества письменных источников, нами были рассмотрены все доступные литературные источники и словари древнеанглийского языка для получения фактического материала методом сплошной выборки.

В этот период начался процесс вытеснения синтетических форм новыми аналитическими средствами, которые возникали в соответствии с общими тенденциями развития глагольной системы английского языка. Сочетание wolde с инфинитивом получило свое развитие из формы модального глагола willan плюс инфинитив. При общей тенденции к развитию аналитических средств выражения грамматических категорий, модальный глагол willan в сочетании с инфинитивом других глаголов нередко ослаблял свое значение и постепенно превращался во вспомогательный глагол зарождающихся аналитических форм. Он широко выступал для выражения будущего и для передачи относительного будущего действия. Однако в связи с тем, что значение относительного будущего выявлялось преимущественно в зависимых условиях, то и трансформация этого сочетания произошла под влиянием этих условий. Глагол willan в сочетании с инфинитивом, попадая в сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным, где находилось сослагательное наклонение и законы согласования времен, приобретал форму прошедшего времени сослагательного наклонения. В результате возникло и далее закрепилось в языке сочетание wolde с инфинитивом для выражения относительного будущего действия:

Mscedonium cuö ^st Eunem and Pison ...wolden winnan on hie ... [Orosius]

Македоняне узнали, что Иумен и Пизон собираются пойти на них войной...

Однако при использовании модальных глаголов «желания» как вспомогательных глаголов будущего времени имеется возможность совпадения модального содержания контекста с первоначальным значением этих глаголов; значение желания переходит в значение готовности это сделать.

Глагол willan, кроме значения желания и намерения: «Ond to slcum biscepstöle on minum rice wille ane onsendan» - «и в каждое епископство в моем королевстве пошлю одну (книгу)»(Gospel), выражал в древнеанглийском также

готовность выполнить действие, обещание, близкое к значению будущего времени: «Hie willa^ ëow to gafole gäras sellan» - «Они дадут тебе только копья в качестве дани» [Gospel].

В тех случаях, когда модальное содержание контекста не совпадает с лексическим значением глагола willan или полностью противоречит ему, это уже становится свидетельством начавшегося еще в древнеанглийский период процесса десемантизации глагола willan в сочетании wolde с инфинитивом:

^a com se dœg azimorum on ^am hi woldon hyra eastron gewyrcan ... [Gospel] Настал тот день, в который надлежало (он должен был) заколоть пасхального агница...

^a stod se manfulla feorran and nolde (= ne wolde) furöun his eagan ahebban up [Gospel]

Мытарь (носитель зла, сборщик подати) же стоял вдали и не смел поднять глаз на него

Однако значения долженствования и желания близки не только будущему времени, но и сослагательному наклонению. Так как значение обусловленной нереальности выражалось в языке формами прошедшего времени сослагательного наклонения, то, в результате влияния тенденции к развитию в языке аналитических средств выражения, это сочетание с модальным глаголом willan в форме прошедшего времени взяло на себя выражение близкой ему по значению функции обусловленной нереальности (маловероятности):

... gif se hiredes ealdor wiste hwœnne se ^eof cuman wolde, witodlice he wacude and ne ge^afude ^œt man his hus underdulfe [Gospel]

... если бы ведал хозяин дома, когда придет вор, то он бы бодрствовал и не дал бы подкопать свой дом.

Таким образом, сочетание «wolde с инфинитивом» в древнеанглийском языке могло выражать как значение будущего времени, так и значение обусловленной нереальности (маловероятности). Надо добавить, что форма «wolde» уже в это время часто выступала в языке как частично или полностью десементизированная, что впоследствии привело к полной потере лексического значения и перехода формы «wolde» («would») в разряд вспомогательных в современном английском языке.

Анализ глаголов shall и will позволяет выявить тенденцию употребления этих глаголов в футуральном значении в зависимости от произвольного или непроизвольного характера действия. Сочетания с will обозначают действия, осуществление которых зависит от воли говорящего. Сочетания с shall обозначают действия, осуществление которых в будущем представляется на основании объективных факторов, на которые говорящий не может повлиять. Это могут быть какие-либо обстоятельства, судьба или воля других людей. Например, To-day I wile fro Denmark fle. Myn harm I wol confesse. Syn (since) I shal bigynne the game...

Here I wile on boke swere, at nevre more ne shal I bere ayen e, loverd, sheld ne spere. [Havelock the Dane]

Такое употребление закрепилось в языке Шекспира и сохранилось до наших дней. Хотя только в британском стандарте английского языка.

В 14-17 вв. сочетания с shall становятся основной моделью будущего и сослагательного наклонения, однако в последствии (с 16-17 вв.) их вытесняет

100

конструкция с will. Подобное освещение этих процессов содержится в работе Т.А. Расторгуевой [1; с.131]. По данным К.Бруннера, в среднеанглийском в значении будущего использовались также mot и mun [4;. p.88] , а в языке Шекспира, как считает Е.Эбботт, must имел значения просто будущего [3; р.222]. Тип сохранился как вариант vust в целом ряде диалектов Англии. В диалектах Йоркшира первый глагол выражает необходимость, связанную с чьей-то волей, а второй - логическую или естественную необходимость.

Сочетания с will обозначают действия, осуществление которых зависит от воли говорящего, сочетания с shall - действия, осуществление которых в будущем предсказывается на основании объективных фактов, на которые говорящий не может повлиять (обстоятельства, воля других людей, судьба и т.п.). Такое употребление закрепилось в языке Шекспира и сохранилось до наших дней, правда, только в британском стандарте английского языка. Известно, что в 18 в. грамматисты нормативного направления объявили форму с shall более правильной в первом лице, чем форму с will. Однако и правило употребления только shall с первым лицом, и правило, основанное на различии произвольного и непроизвольного характера действия, игнорируется в современном английском языке. Тенденция к стандартизации средств выражения будущего неуклонно снижает частотность употребления shall как маркера будущего в пользу will и его редуцированного варианта 'll.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для всех германских языков характерны общие тенденции развития аналитических форм будущего времени, то есть использование сочетаний с глаголами волеизъявления и долженствования, семантика которых наиболее близка к модальному значению будущего. Для английского языка характерна предельная грамматизация группы модальных глаголов, превратившихся в модально-предикативные частицы, и тенденция к использованию глагола will во всех его вариантах в качестве маркера будущего времени.

Библиографический список

1. Расторгуева Т. А. Варьирование и исторические изменения морфологической системы языка. М., 1980. С.131.

2. Сухомлина Т.А. Категория футуральности и средства ее языковой манифестации: дис. ...канд. филол. наук. Самара, 2007. 173 с.

3. Abbott A. Shakespearian Grammar. London, 1979. P. 222.

4. Brunner K. An Outline of Middle English Grammar. Cambridge, 1963. P. 88.

References

1. Rastorgueva T.A. Variation and historical changes in the morphological system of the language. M., 1980. P.131.

2. Sukhomlina T.A. The category of future and the means of its linguistic manifestation: the thesis on philologie. Samara, 2007. 173 p.

3. Abbott A. Shakespearian Grammar. London, 1979. P. 222.

4. Brunner K. An Outline of Middle English Grammar. Cambridge, 1963. P. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.