Научная статья на тему 'Семантическое основание дефисного и слитного написания сложных слов'

Семантическое основание дефисного и слитного написания сложных слов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
652
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СЛОЖНОЕ СЛОВО / НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Батюшкина М.В.

Статья посвящена анализу слитного и дефисного написания сложных слов как модели отражения семантики слова. На конкретных примерах написания сложных слов показано принципиальное различие сочинительных и подчинительных отношений между компонентами сложного слова. Формулируются условия использования семантического основания написания сложных слов при обучении орфографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPELLING COMPOUND WORDS WITH HYPHENS OR AS ONE WORD: SEMANTIC PRINCIPLE

The article is devoted to the analysis of spelling of compound words with hyphens or as one word which is represented as a model of reflection of semantics of the words. The author demonstrates the fundamental difference of coordination and subordination between the components of the compound words through the specific examples of spelling of compound words. The conditions of use of the semantic principle of spelling of compound words during spelling lessons are formulated.

Текст научной работы на тему «Семантическое основание дефисного и слитного написания сложных слов»

УДК 81-35

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДЕФИСНОГО И СЛИТНОГО НАПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Статья посвящена анализу слитного и дефисного написания сложных слов как модели отражения семантики слова. На конкретных примерах написания сложных слов показано принципиальное различие сочинительных и подчинительных отношений между компонентами сложного слова. Формулируются условия использования семантического основания написания сложных слов при обучении орфографии.

Ключевые слова: семантика, словообразование, сложное слово, написание сложных слов.

Сложные слова, т. е. слова, образованные от других слов и содержащие несколько корней, но одну основу, пишутся либо слитно, либо через дефис (государственный, правовой - два простых слова, государственно-правовой -одно сложное слово; газ, вода, нефть, насыщение - ряд простых слов, газоводонефтенасыщение - одно сложное слово).

В написании сложных слов часто возникают затруднения, которые обусловлены следующими основными причинами. Во-первых, пишутся по-разному слова с одинаковыми начальными частями (блокпост (слитно) - блок-пункт (через дефис); экономгеография (слитно) - эконом-класс (через дефис). Во-вторых, некоторые сложные слова можно спутать со словосочетаниями, которые пишутся раздельно (глубокоуважаемый (сложное слово) - глубокоаргументи рованный (сочетание слов); брюки-галифе, брюки-слаксы (сложные слова) - брюки дудочки, брюки клеш (сочетания слов); Москва-река (слово с приложением) - река Москва (сочетание имени нарицательного, обозначающего родовое понятие, со следующим за ним именем собственным, обозначающим видовое понятие). В-третьих, в разных источниках, в том числе и словарях, можно встретить различное написание одного и того же слова (блок-аппарат и блокаппарат, рыба-треска и рыба треска, шкаф-купе и шкаф купе).

Эти и другие причины в какой-то степени являются следствием несовершенства положений о написании сложных слов, предусмотренных в Правилах русской орфографии и пунктуации 1956 года [1]. Между тем проблема слитного или дефисного написания сложных слов является одной из самых сложных, существуют переходные явления, вариативность, влияние лингвистической аналогии. В связи с этим считаем немаловажным обсуждение вопроса о написании сложных слов в рамках дискуссии о несовершенстве орфографической системы русского языка и необходимости продолжения работы над правилами орфографии в плане их усовершенствования [2].

Общая тенденция слитного и дефисного написания сложных слов должна, на наш взгляд, получить семантичес-

М. В. Батюшкина M. V. Batyushkina

SPELLING COMPOUND WORDS WITH HYPHENS OR AS ONE WORD: SEMANTIC PRINCIPLE

The article is devoted to the analysis of spelling of compound words with hyphens or as one word which is represented as a model of reflection of semantics of the words. The author demonstrates the fundamental difference of coordination and subordination between the components of the compound words through the specific examples of spelling of compound words. The conditions of use of the semantic principle of spelling of compound words during spelling lessons are formulated.

Keywords: semantics, word formation, compound word, spelling of compound words.

кое обоснование, при этом следует отметить, что семантические особенности сложных слов частично были отражены и в Правилах русской орфографии 1956 года. Определенная новизна рассматриваемого в настоящей статье семантического критерия заключается в дедуктивном способе изложения материала и направленностью на создание ори-ентационной основы учебной деятельности, а также на формирование языковой и речевой компетенций в их теоретическом и практическом аспектах.

С точки зрения семантики в основе соотношения компонентов сложного слова лежат два типа отношений: сочинение и подчинение. Сочинительные отношения образуются между равноправными по значимости понятиями; сложные слова, образованные на основе сочинительных отношений, пишутся через дефис, компоненты таких слов равноправны. Подчинительные отношения возникают между неравнозначными понятиями, одно из которых обусловливает другое. Подчинительные отношения при образовании сложного слова могут быть выражены двумя грамматическими способами: согласованием и управлением. В сложных словах, образованных на основе подчинительных отношений, одна часть является доминирующей, а другая - зависимой. Сложные слова, образованные на основе подчинительных отношений, пишутся слитно.

Рассмотрим примеры сложных слов, образованных на основе сочинительных отношений. В лингвистике такие слова называются сложносоставными. Компоненты сложносо-ставных слов равноправны и независимы друг от друга, обозначают разнородные либо однородные понятия, обладают самостоятельными ударениями. Примеры: англо-русский словарь (т. е. словарь, содержащий и английскую, и русскую лексику); серо-голубой (одновременно содержащий и серый, и голубой цвета), мясо-молочный (и мясной, и молочный), государственно-правовой (одновременно основанный на понятиях теории государства и теории права).

К сложносоставным могут быть отнесены следующие типы сложных слов:

- слова, обозначающие оттенки цветов, качество с дополнительным оттенком: сине-белый, сине-бело-красный, ярко-

зеленый, лимонно-желтый, атласно-розовый, горьковато-вяжущий, горько-соленый;

- слова, обозначающие промежуточные страны света, географические имена собственные: юго-запад, северозападный, Западно-Сибирская равнина, Индо-Малайская область;

- составные наименования должностей, званий, профессий: генерал-лейтенант, инженер-механик, физик-атомщик, генерал-лейтенант-инженер, в том числе составные наименования с начальными частями, выражающими определительные значения (премьер - «первый», вице- «вместо, взамен», экс- «бывший» и т. п.): премьер-министр, вице-мэр, вице-адмирал, вице-губернатор, вице-премьер-министр, экс-депутат, экс-мэр, экс-директор, экс-вице-премьер;

- научные, технические понятия, сложные единицы измерения: альфа-волны, альфа-распад, вакуум-костюм, вакуум-герметический генно-инженерно-модифицированный, авто-тонно-час, человеко-день, тонна-километр, киловатт-час;

- слова с приложениями (определениями, выраженными существительными): автор-исполнитель, акт-извещение, женщина-космонавт, дом-музей, диван-кровать, задача-максимум.

Пишутся через дефис сложносоставные слова, образованные повторением двух и более слов или основ [3, с. 78]. Примеры повторов одного и того же слова: едва-едва, быстро-быстро, только-только; слов с одинаковой основой: мало-помалу, крепко-накрепко, давным-давно. Повтор слова придает ему экспрессивное, усилительное значение. От сложных слов, образованных на основе повтора, следует отличать сочетания слов, образованные на основе подчинительных отношений. В частности, сочетания существительных в разных падежах (друг друга, лицом к лицу, день в день, раз за разом), а также сочетания существительных и постпозитивных прилагательных (например, в поэтической речи: диво дивное, чудо чудное, воля вольная).

Через дефис пишутся сложносоставные слова, образованные на основе сочинительной связи слов-синонимов (нежданно-негаданно, грусть-тоска, друзья-товарищи, жив-здоров); слов-антонимов (вверх-вниз, вдох-выдох, туда-сюда, купля-продажа); слов, относящихся к общему понятию (овощи-фрукты (растительная пища), ложки-вилки (столовые приборы), весенне-летний (календарный период), причинно-следственный (логические отношения)); слов со значением приблизительности (день-два, семь-восемь, двадцати-тридцатилетний). От сложносоставных слов данного типа необходимо отличать осложненные союзами сочетания слов, которые обладают сходными грамматическими формами. Примеры: верой и правдой - связь по единственному числу и Т.п.; купля и продажа связь по единственному числу и И.п.; ложки и вилки связь по множественному числу.

Еще раз подчеркнем, что в отличие от сложных слов, компоненты которых связаны сочинительной связью, в сложных словах, образованных на основе подчинительной связи (т. е. на базе подчинительных словосочетаний, образованных на основе согласования или управления), всегда могут быть выделены доминирующая и зависимая части. Слож-

ные слова, образованные на основе подчинительных отношений, пишутся слитно и имеют либо два ударения: главное (стоящее ближе к концу слова) и второстепенное (стоящее ближе к началу слова), либо одно. При этом в зависимости от способа образования могут быть выделены:

- сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных;

- сложносокращенные слова;

- сложные слова, образованные на основе семантического слияния главного и зависимого слова.

В сложных словах, образованных при помощи соединительных гласных (гласной о после основ на твердый согласный; гласной е после основ на мягкий согласный, шипящий или согласный ц; гласной и), обычно первые части - существительные или прилагательные, реже - числительные: водопровод, водопроводный (от проведение воды), железнодорожный (от железная дорога), длинношеее животное (от длинная шея), миропорядок (от порядок (т. е. устройство) мира), первопричина (от первая причина), металлорежущий (от режущий металл), второсортный (от второй сорт), острослов (от острое слово), русскоязычный (от русский язык), главнокомандующий (от главный командующий), земледелие, земледельческий (от возделывание земли), кареглазый (от карие глаза), мореплаватель (от плавать по морю), пятиэтажный (от пятый этаж).

Сложносокращенные слова, как правило, образуются на основе сочетания усеченной формы прилагательного и существительного, в которых грамматическая форма прилагательного зависит от грамматической формы существительного: главврач (от главный врач), спортклуб (от спортивный клуб), зарплата, зарплатный (от заработная плата), профсоюз (от профессиональный союз), турпоход (от туристический поход), артгруппа, артудар (от артиллерийская группа, артиллерийский удар), боуртинженер (от бортовой инженер). Сложносокращенные слова завотделом (от заведующий отделом), завкафедрой (от заведующий кафедрой), завпроизводством (от заведующий производством) образованы на основе сочетания двух существительных. В таких словосочетаниях главное слово - существительное заведующий (образовано в процессе перехода причастия в разряд существительного) представлено в исходной форме, а зависимое слово употребляется в форме Д.п. (чем? отделом, кафедрой, производством). Грамматическая падежная форма зависимого слова определяется главным словом.

В группе сложных слов, образованных на основе слияния главного и зависимого слова, могут быть выделены две подгруппы.

К первой подгруппе относятся сложные слова, начальные части которых соотносимы с приставками или корнями, имеющими латинское или греческое происхождение: авто, аква, анти, антропо, астро, аудио, аэро, библио, био, бое, броне, вело, видео, вне, газо, гипер, гелио, гео, гидро, гипо, интер, кино, контр, моно, мульти и др. Данные части в составе сложного слова могут быть выделены слабым ударением. Примеры: аудио (аудиоальбом, аудиозапись, аудиокурс, аудиотекст); видео (видеоада птер, видеоигра, видеоверсия, видеодосье); вне (вневедомственный, внепарламентский, внештатный); интер (интерактивный,

38

Гуманитарные исследования • 2016 • № 1 (10)

интердвижение, интербригада); контр (контрагент, контрвизит, контрмарш); ретро (ретроавтомобиль, ретрокино, ретростиль).

Следует отметить, что если первая часть, соотносимая с приставкой или корнем, присоединяется к слову, которое пишется через дефис, то после первой части ставится дефис, например: анти-социал-демократ, видео-пресс-конференция, видео-конференц-связь. Кроме того, в § 76 Правил русской орфографии содержится положение о том, что если часть слова, соотносимая с приставкой, присоединяется к имени собственному, нормативным считается дефис-ное написание, например: Анти-Дюринг [1].

Ко второй подгруппе относятся сложные прилагательные, образованные на основе слияния наречия и прилагательного (или причастия). Первые части таких сложных слов также могут иметь слабое ударение. Примеры: малоупотребительный, давнопрошедший, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозёленый, гладкокрашеный, близлежаущий, свежеиспеченный, глубокоуважауемый, вышеизложенный, вышеназванный, вышеперечисленный.

Написание сложных прилагательных часто вызывает затруднение, поскольку данные слова соотносятся с подчинительными словосочетаниями, которые пишутся раздельно. В таких сочетаниях главное слово также выступает в форме прилагательного или причастия, а зависимое слово - в форме наречия. Оба слова в подчинительном словосочетании выражают различные, но соотносимые понятия. Примеры: глубоко аргументированный, блестяще выполненный, социаульно обуслоувленный, социаульно опаусный.

Семантический критерий, индивидуальная семантическая интерпретация являются основанием для различения сложных прилагательных и сочетаний наречий с прилагательными (причастиями). Например, в данных словосочетаниях можно заменить зависимое слово синонимом или антонимом: глубоко аргументированный (достаточно полно аргументированный, недостаточно аргументированный), блестяще выполненный (отлично выполненный, плохо выполненный), социально обусловленный (общественно обусловленный, обусловленный с точки зрения общественной необходимости). Кроме того, словосочетание данного типа может быть трансформировано в словосочетание с прямым управлением, например: социально опасный - опасный для чего? для общества. Такие трансформации неприменимы для сложных слов, выражающих единое понятие, несмотря на то что сложные слова образованы на основе подчинительных отношений и соотносятся с подчинительными словосочетаниями.

Резюмируем сказанное. В основе дефисного или слитного написания сложных слов - семантика сочинения либо подчинения. Через дефис пишутся сложные составные слова, представляющие собой соположение равноправных понятий (слова, обозначающие оттенки цветов, качества с дополнительными оттенками, географические понятия, научные и технические понятия, слова с приложениями, слова, образованные на основе повторения). Слитно пишутся сложные слова, образованные на основе подчинительных отношений. Здесь возможны три способа словообразования: с помощью соединительных гласных, на основе сокращения зависимого слова (сложносокращенные слова) и на основе слияния самостоятельных слов.

Семантическое основание образования новых сложных слов по существующим образцам может служить материалом для исследования механизма лингвистической аналогии.

Особую важность семантический комментарий имеет при изучении или повторении правил дефисного и слитного написания сложных слов. С одной стороны, это важно для формирования лингвистической (коммуникативной) компетенции в ее языковом и речевом аспектах. С другой стороны, дедуктивный способ изложения информации о семантическом основании написания сложных слов определяет логическое построение учебного материала и в целом формирует умения переструктурирования предшествующих и дифференциации старых и новых представлений. На первый план выдвигается интеллектуальная деятельность, проблемное освоение информации, когда учебный материал осмысливается, понимается и может быть трансформирован.

1. Правила русской орфографии и пунктуации // Грамо-та.ру. URL: http://gramota.ru/spravka/rules/ (дата обращения: 11.01.2016).

2. Осипов Б. И. Орфографический свод 1956 года как факт истории русской культуры // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2009. № 5-1. С. 140-142.

3. Бешенкова Е. В., Иванова О. Е. Правила русской орфографии с комментариями: учеб. пособие. Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2012. 187 с.

© Батюшкина М. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.