Научная статья на тему 'Семантический компонент "степь" как один из ключевых концепта "Оренбург" (на материале художественных произведений XIX - XX вв. )'

Семантический компонент "степь" как один из ключевых концепта "Оренбург" (на материале художественных произведений XIX - XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
295
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / COGNITIVE LINGUISTICS / КОНЦЕПТ / CONCEPT / СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / SEMANTIC COMPONENT / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ARTISTIC TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юдина Татьяна Анатольевна

В последние годы в современной филологии интенсивно развивается когнитивная лингвистика, направленная на моделирование картины мира и устройство языкового сознания. Картина мира рассматривается как сумма ментальных значений и наиболее общих представлений о мире. Языковая картина мира закрепляет в семантике и грамматических формах языка все, что происходит в жизни людей и в окружающем их материальном мире. Весь накопленный опыт человек объединяет в концепты. Концепты представляют опыт и знания человека, полученные в процессе познания, а также служат для объяснения мыслительных и психических ресурсов нашего сознания. Концепт как единица мыслительной деятельности определяется через языковые значения единиц, составляющих его. Он может быть вербализован целым комплексом языковых средств, систематизация и семантическое описание которых позволяют выделить когнитивные признаки, которые в дальнейшем используются для моделирования концепта. Концепт является своего рода посредником между словами и экстралингвистической действительностью. Любой художественный текст представляет собой некое семантическое пространство, которое включает в себя эксплицитные и имплицитные смыслы. Определение всего объема семантических признаков, связываемых со словом в сознании носителя языка, позволяет представить «психологически реальное» значение. Исследование семантики языковых единиц позволяет репрезентировать в языке концепт. В современной науке концепт рассматривается как совокупность семантических компонентов и когнитивных характеристик. Концепт «Оренбург» представлен несколькими семантическими компонентами, одним из которых является «степь», репрезентированный в поэзии и прозе различными лексемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC COMPONENT "STEP" AS A KEY CONCEPT OF "ORENBURG" (ON THE BASIS OF ARTWORK XIX - XX CENTURIES)

In recent years, in modern Philology intensively develops cognitive linguistics, aimed at modeling picture of the world and the device language consciousness. Picture of the world is considered as the sum of a mental values and the most common views of the world. Linguistic picture of the world reinforces in semantics and grammatical forms of language everything that happens in people's lives and in the surrounding material world. The whole experience of man combines the concepts. Concepts represent the experience and knowledge gained in the learning process and are used to explain mental and psychological resources of our consciousness. The concept as a unit of thought is determined by language unit values that make it up. It can be verbalized a whole set of language tools, classification and semantic description which allows to allocate cognitive characteristics, which are further used for modeling concept. The concept is a kind of mediator between words and extralinguistic reality. ny literary text is a kind of semantic space, which includes the explicit and implicit meanings. Determination of the total volume of the semantic characteristics associated with the word in the minds of native speakers of the language allows to represent "psychologically real" value. The study of the semantics of language units allows to represent in language concept. In modern science, the concept is seen as a set of semantic components and cognitive characteristics. The concept of "Orenburg" presents several semantic components, one of which is "the steppe", represented in the poetry and prose of different lexemes.

Текст научной работы на тему «Семантический компонент "степь" как один из ключевых концепта "Оренбург" (на материале художественных произведений XIX - XX вв. )»

А. А. Шиц

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДАЛЬНО-ВРЕМЕННЫХ ..

ОСОБЛИВОСТ1 РЕАЛ1ЗАЦН МОДАЛЬНО-ЧАСОВИХ ОЗНАК У НЕЧЛЕНОВАНИХ РЕЧЕННЯХ СУЧАСНО1 УКРА1НСЬКО1 МОВИ

© 2015

А. А. Шиць, здобувач кафедри «Укра!нська мова» Сх1дноевропейський нацюнальний утверситет 1мен1 Лес Украгнки, Луцьк (Украгна)

Анотащя. У нечленованих реченнях сучасно! украшсько! мови темпоральнi ознаки виражеш опосередковано й корелюють i3 деривацшно пов'язаними членованими побудовами, предикатовi яких притаманний чiткий формаль-ний показник конкретного часу. З огляду на комушкативно-прагматичне призначення та модальну семантику не-членованi висловлення структурують так групи: iз розповвдною, питальною, наказово-спонукальною модальнiстю, iз модальним значениям вiрогiдностi, з емоцiйно-оцiнним й апелятивним модальними значениями.

Ключовi слова: нечленоваш речення, категорiя часу, темпоральнiсть, категорiя модальностi, розповвдна, питаль-на, наказово-спонукальна модальнiсть, модальнi значення вiрогiдностi, емоцшно! оцiнки й апелятивностi.

PECULIARITIES OF MODAL-TIME TREATS REALIZATION IN NON SEGMENTED SENTENCES OF MODERN UKRAINIAN LANGUAGE

© 2015

А. А. Shyts, researcher at the chair of «Ukrainian philology»

Lesya Ukrainka Eastern European National University, Lutsk (Ukraine)

Abstract. Non-segmented sentences of modern Ukrainian language have temporality treats that are reflected indirectly and that correlate with derivation connected segmented structures. Its predicate is characterized by a clear formal parameter of a particular time. Taking into account communicative pragmatic purpose and modal semantics, non-segmented expressions structure the following groups: with a narrative, interrogative, imperative modality, with modal value of probability of emotional evaluation of appeal and modality values.

Keywords: non segmented sentences, time category, temporality, modality category, narrative, interrogative, imperative modality, modal value probability of emotional evaluation and appeality.

УДК 81'371

СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ «СТЕПЬ» КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОНЦЕПТА «ОРЕНБУРГ» (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX-XX ВВ.)

© 2015

Т.А. Юдина, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка

Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург (Россия)

Аннотация. В статье рассматривает понятие «концепт» как единица мыслительной деятельности и определяется через языковые значения единиц. Приводится описание одного из ключевых семантических компонентов концепта «Оренбург» - «степь». Концепт - термин, служащий объяснению единиц мыслительных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека. Концепт как единица мыслительной деятельности определяется через языковые значения единиц, составляющих концепт. Он может быть вербализован различными способами, целым комплексом языковых средств, систематизация и семантическое описание которых позволяют выделить когнитивные признаки и когнитивные классификаторы, которые могут быть использованы для моделирования концепта. Любой художественный текст представляет собой некое семантическое пространство, понимаемое как ментальное образование, в формировании которого участвует литературное произведение с определенным набором языковых единиц и читатель, интерпретирующий текст. Семантическое пространство художественного текста включает в себя эксплицитные и имплицитные смыслы. Определение всего объема семантических признаков, связываемых со словом в сознании носителя языка, позволяет представить «психологически реальное» значение. Исследование семантики языковых единиц позволяет репрезентировать в языке концепт и получить доступ к содержанию концепта. В современной науке концепт рассматривается как совокупность семантических компонентов и когнитивных характеристик. Концепт «Оренбург» представлен несколькими семантическими компонентами, одним из которых является семантический компонент «степь». Целью данной статьи является описание семантического компонента «степь» концепта «Оренбург» в художественных произведениях русских писателей XIX-XX вв.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика; концепт; семантический компонент; языковая картина мира; художественный текст.

В последние годы в современной филологии достаточно интенсивно развивается когнитивная лингвистика, направленная на моделирование картины мира и устройство языкового сознания. Картина мира представляет собой целостный образ мира, который считается результатом всей духовной активности человека. Разновидностью картины мира является языковая картина мира, поскольку все, что происходит в жизни людей, в окружающем их материальном мире, закрепляется в языке и прежде всего в семантике и грамматических формах. Весь накопленный опыт человек трансформирует в концепты.

Концепт - термин, служащий объяснению единиц мыслительных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека [1, с. 106]. Концепт отвечает представлению о тех смыслах, которыми опери-

рует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания в виде «квантов» знания [2, с. 55].

Концепт как единица мыслительной деятельности определяется через языковые значения единиц, составляющих концепт. Он может быть вербализован различными способами, целым комплексом языковых средств, систематизация и семантическое описание которых позволяют выделить когнитивные признаки и когнитивные классификаторы, которые могут быть использованы для моделирования концепта [3, с. 20]. Концепт - своего рода посредник между словами и экстралингвистической действительностью [4, с. 102]. Один концепт может быть представлен целым спектром слов и выражений, пословиц, поговорок, текстами, ассоциациями, вызываемыми этими словами.

Т. А. Юдина

СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ «СТЕПЬ» КАК ОДИН ...

Любой художественный текст представляет собой некое семантическое пространство, понимаемое как ментальное образование, в формировании которого участвует литературное произведение с определенным набором языковых единиц и читатель, интерпретирующий текст. Семантическое пространство художественного текста включает в себя эксплицитные и имплицитные смыслы.

Определение всего объема семантических признаков, связываемых со словом в сознании носителя языка, позволяет представить «психологически реальное» значение. Исследование семантики языковых единиц позволяет репрезентировать в языке концепт и получить доступ к содержанию концепта.

В современной науке концепт рассматривается как совокупностьсемантическихкомпонентовикогнитивных характеристик. Концепт «Оренбург» представлен несколькими семантическими компонентами, одним из которых является семантический компонент «степь».

Целью данной статьи является описание семантического компонента «степь» концепта «Оренбург» в художественных произведениях русских писателей Х1Х-ХХ вв.

Мы проанализировали 450 поэтических и 138 прозаических текстов, содержащих описания Оренбурга, его окрестностей, достопримечательностей и др. Весь материал составляет 1681 единицу и объединен в 7 семантических групп, одной из которых является «степь».

Семантический компонент «степь» имеет два денотативных значения. В поэтических текстах значение «безлесное пространство» выражено отдельной лексемой степь (В. Багров, А. Возняк, М. Герасимов, Р. Герасимов, А. Коваленков, Г. Красников, О. Крюкова, В. Одноралов, Н. Пашков, А. Тепляшин, С. Щипачев), словосочетаниями степная сторона (Л. Исаков), степь печальная (М. Михайлов), степи волнистые (С. Аксаков), степь унылая (А. Плещеев), степь бесплодная (О. Крюкова), степь угрюмая (О. Крюкова), вольная степь (Л. Исаков), дикая степь (Л. Исаков), весенняя степь (М. Герасимов), степь суровая (Н. Клементьев).

В оренбургских поэтических текстах выделено 17 единиц (учитывая повторы) выражения значения степь, в большинстве случае воплощенного в форме именительного падежа единственного числа, хотя встречаются формы дательного падежа единственного числа (по степи), а также формы множественного числа (степи).

В словосочетаниях, характеризующих безлесное пространство, наблюдается тенденция к «очеловечиванию» степи, что проявляется в следующих эпитетах: печальная, унылая, угрюмая, вольная, молчаливая.

В прозаических текстах значение «безлесное пространство» представлено, прежде всего, как и в поэтических текстах, лексемой степь, которая встречается в прозаических текстах 26 раз (С. Аксаков, В. Даль, Н. Каразин, Г. Коновалов, В. Короленко, П. Краснов, О. Крюкова и др.), а также лексемами долина (С. Аксаков, В. Маканин, Н. Степной), луга (С. Аксаков, Г. Коновалов, Г. Успенский). Данный компонент выражен и словосочетаниями ровная степь (М. Михайлов, Н. Степной), пустынная степь (О. Крюкова), большое степное пространство (С. Аксаков), безлесная и волнообразная бесконечная равнина (С. Аксаков), равнина необозримой степи (С. Аксаков), пространство голой, ровной, безводной земной поверхности (С. Аксаков), на степной стороне (В. Даль), голая, однообразная и сухая степь (В. Даль), почерневшая и нахмурившаяся степь (Н. Степной), в безлесной и голой пустыне (В. Даль), пустынные места (П. Кудряшев), гладкие равнины (С. Аксаков), луга, пышные и густо заросшие (Г. Успенский), сочные, зеленые луга (В. Даль), прекрасные луга (П. Кудряшев), роскошные луга (С. Аксаков), прелестные степные луга (С. Аксаков), заливные луг (С. Аксаков). Среди

данных словосочетаний присутствует ярко выраженное олицетворение нахмурившаяся степь. Тенденция к «очеловечиванию» степи, замеченная в поэтических текстах, в прозаических текстах менее выражена, что связано с особенностями поэтического языка, стремлением поэтов к образности.

Другим важным денотативным признаком является «часть России», который в поэтических текстах подчеркивается принадлежностью пространства Оренбургскому краю как части России: степи Оренбургские в произведениях А.Фатьянова, Уральская земля в произведении Г. Красникова.

Денотативный признак «часть России» в прозаических текстах, как и в поэтических, подчеркивается принадлежностью пространства Оренбургскому краю как части России, но выражен большим количеством экспликатов: пустынная даль за Уралом (М. Авдеев), ты затопило целый край России (М. Авдеев), степные места в Оренбургской губернии (С. Аксаков), нераспаханная степь в Оренбургской губернии (С. Аксаков), пространство от границ Вятской и Пермской губерний (С. Аксаков), роскошные пажити и пастбища оренбургских степей, предгорий Урала (Н. Каразин), от Урала в глубь степей (В.Правдухин), Уральская степь (В. Правдухин), Оренбургская степь (Н. Чертнова), необыкновенно живописная долина речки Губерли (Н. Каразин), долина Губерли (Н. Каразин), зауральские окрестности Оренбурга (А. Крюков), в Оренбурге и степных окрестностях (В. Даль), Оренбургский край (М. Авдеев, Г. Успенский), Оренбургская губерния (М. Авдеев, С. Аксаков), Багрово (С. Аксаков), Оренбуржье (И. Уханов), селение Ивановка (И. Коннов), город Бугуруслан (С. Аксаков), Новое Багрово (С. Аксаков), деревня Нойкино (С. Аксаков) и др. В целом, данный денотативный признак представлен 28 номинациями (из поэтических текстов мы выделили только две номинации).

Таким образом, представление любого концепта заключается в описании семантических и когнитивных компонентов. Одним из семантических компонентов концепта «Оренбург» является «степь», который в поэзии представлен лексемой степь и сочетаниями степная сторона, степь печальная, степи волнистые, степь унылая, степь бесплодная, степь угрюмая, вольная степь, дикая степь и др.; в прозе этот же компонент обозначен словосочетаниями ровная степь, пустынная степь, большое степное пространство, безлесная и волнообразная бесконечная равнина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.

2. Петров В.В. Структуры значения: логический анализ. Новосибирск, 1979. 142 с.

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. 314 с.

4. Маслова В.А.Современные направления в лингвистике. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.

5. Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17, вып. 2. Краснодар, 2003. С. 268-276.

6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996. 104 с.

7. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1993. Т. 52, № 1. С. 3 - 9.

8. Лукин В.А. Концепт истины и слово ИСТИНА в русском языке (Опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) // ВЯ 1993. № 4. С. 63 - 86.

9. Вежбицкая А. Семантические универсалии и

Т. А. Юдина

СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ «СТЕПЬ» КАК ОДИН .

описание языков. М., «Языки славянской культуры», 1999. 783 с.

10. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001. 191 с.

11. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том I. Лексическая семантика. М. «Языки русской культуры», 1995. 767 с.

12. Антология концептов. Под ред И. Стернина, В. Карасика. М., Гнозис, 2011. 352 с.

13. Нерознак В.П. От концепта к слову: к проблеме

филологического концептуализма // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск, Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 80 - 85.

14. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. -2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2001. 992 с.

15. Демьянков В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: Сборник статей к 90-летию академика Н.Ю. Шведовой. М., 2007. С. 606-622.

SEMANTIC COMPONENT "STEP" AS A KEY CONCEPT OF "ORENBURG" (ON THE BASIS OF ARTWORK XIX - XX CENTURIES)

© 2015

T.A.Yudina, candidate of philological sciences, assistant professor of the chair « Russian language»

Orenburg State Medical Academy, Orenburg (Russia)

Abstract. the article considers the notion of "concept" as a unit of mental activity and is defined through the language unit values. Describes one of the key semantic components of the concept "Orenburg "steppe". The concept is the term used to explain units of thought or mental resources of our consciousness and the information structure, which reflects the knowledge and experience of the person. The concept as a unit of thought is determined by language unit values that make up the concept. It can be verbalized in different ways, a whole set of language tools, classification and semantic description which allows to allocate cognitive symptoms and cognitive classifiers that can be used for modeling of the concept. Any artistic text is a kind of semantic space, understood as mental education, the formation of which involved a literary work with a specific set of linguistic units and the reader interprets the text. The semantic space of the artistic text includes explicit and implicit meanings. Determination of the total volume of the semantic characteristics associated with the word in the minds of native speakers of the language allows to represent "psychologically real" value. The study of the semantics of language units allows to represent in language concept and to gain access to the contents of the concept. In modern science, the concept is seen as a set of semantic components and cognitive characteristics. The concept of "Orenburg" presents several semantic components, one of which is the semantic component of "steppe". The purpose of this article is to describe the semantic component "steppe" concept "Orenburg" in the works of Russian writers of the nineteenth and twentieth centuries.

Keywords: cognitive linguistics; the concept of the semantic component; language picture of the world; the artistic text.

УДК 13:37.013.73

ФОРМИРОВАНИЕ МОДУСА БЫТЬ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2015

Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Объектом исследования статьи становятся распространенные в современном обществе потребления два модуса экзистенциального проявления личности, впервые заявленных в концепции Э. Фромма - человек имеющий и человек бытийствующий. Оба типа, проявляя себя в пространстве социального, имеют различную метафизику, что высвечивается на ментальном уровне, восприятии знаний, взаимодействии с людьми, отношении к власти и понимании статусности, трансформациях досуга и сакральной сферы. Анализ человека бытийствующего и человека имеющего выявляет их положительные и отрицательные черты, что в итоге дает право утверждать: человек в модусе иметь являет собой кажимость и кризисность бытия, а человек в модусе быть обладает потенциями к развитию и преодолению препятствий. Именно система инклюзивного воспитания и образования способна сформировать человека в модусе быть, что делает ее актуальной ценностью. Поэтому распространение системы инклюзивного образования может привести в будущем к появлению нового типа социума - общества инклюзивного, способного преодолевать кризисы, тотальную отчужденность и ситуацию «войны всех против всех». Единицей инклюзивного общества является человек бытийствующий, выступающий в качестве ценности высшего порядка.

Ключевые слова: модус иметь, модус быть, человек имеющий, человек бытийствующий, общество потребления, изменения ментального уровня, инклюзивная среда, восприятие знаний, взаимодействие с людьми, отношение к власти, трансформации досуга, понимание статусности, трансформации сакральной сферы, инклюзивное воспитание и образование.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Экономические отношения современности, пронизывающие собой все сферы бытия человека, приводят к экономике понимания, что создает благодатную почву для проявления человеческих пороков, в том числе таких как корыстолюбие, жадность и алчность. В условиях интенсивного развития общества потребления их характер становится довольно специфическим: под влиянием жажды власти и денег активизируется модус иметь человеческой жизни. Дух общества потребления, ориентированный на жадность и накопительство, навязывает определенную модель современной/со-временной жизни, рождая иллюзию достатка в Нечто в виде огромного количества нереально-реальных/реально-нереальных развлечений. Подчеркнем, практически все они оказы-

ваются симулятивными, и не дают удовлетворения, все больше вуалируя Нечто как фундаментально-глубинную основу бытия. Подобная жизнь в эпоху гламура, пропагандирующего безумно-бездумный роскошный стиль жизни, не соответствующий уровню жизни большей части населения России, рождает иллюзию модуса быть, являясь модусом иметь, тем самым подстраивая человека к обществу потребления, где «обладание представляется функцией нашей жизни», а «кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует)» [1, с. 29].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализу общества потребления и бытию человека в нем посвя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.