Научная статья на тему 'Семантический компонент «Город» в структуре концепта «Оренбург» (на материале прозаических произведений XIX - XX вв. )'

Семантический компонент «Город» в структуре концепта «Оренбург» (на материале прозаических произведений XIX - XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОНЦЕПТ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юдина Т. А.

Концепт «Оренбург» представлен несколькими семантическими компонентами, одним из которых является семантический компонент «город». В статье приводится описание данного семантического компонента на материале художественных произведений XIX XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC COMPONENT OF “CITY” IN THE STRUCTURE OF THE CONCEPT OF “ORENBURG” (ON THE BASIS OF THE PROSE WORKS OF THE 19 TH - 20 TH CENTURIES)

The concept of “Orenburg” is represented by several semantic components, one of which is a semantic component of “city”. The article provides a description of this semantic component based on the materials of the fiction of the 19 th 20 th centuries.

Текст научной работы на тему «Семантический компонент «Город» в структуре концепта «Оренбург» (на материале прозаических произведений XIX - XX вв. )»

14. Будницкий О. В. Евреи в Российской империи (1772-1917) // Западные окраины Российской империи / науч. ред. М. Долбилов, А. Миллер. М. : Новое лит. обозрение, 2006. С. 301-340.

15. Грейнка G. Иерусалим // ГребЫка G. Твори : у 3 т. К. : Наук. думка, 1980-1981. Т. 3. 1981. С. 437-452.

16. Scott W. The Surgeon's Daughter // Project Gutenberg : [сайт]. URL: http://www.gutenberg.org/files/6428/6428-h/6428-h.htm (дата обращения: 16.05.2015).

УДК 81'371

СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ «ГОРОД» В СТРУКТУРЕ КОНЦЕПТА «ОРЕНБУРГ» (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Х1Х-ХХ ВЕКОВ)

Концепт «Оренбург» представлен несколькими семантическими компонентами, одним из которых является семантический компонент «город». В статье приводится описание данного семантического компонента на материале художественных произведений Х1Х-ХХ вв.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, концепт, семантический компонент, языковая картина мира, художественный текст.

Любой художественный текст представляет собой некое семантическое пространство, понимаемое как ментальное образование, в формировании которого участвует литературное произведение с определенным набором языковых единиц и читатель, интерпретирующий текст. Семантическое пространство художественного текста включает в себя эксплицитные и имплицитные смыслы.

Определение всего объема семантических признаков, связываемых со словом в сознании носителя языка, дает возможность представить психологически реальное значение. Исследование семантики языковых единиц позволяет репрезентировать в языке концепт и получить доступ к содержанию концепта.

В современной науке концепт рассматривается как некоторое ментальное национально-специфическое образование, планом содержания которого является вся совокупность знаний о рассматриваемой объекте, а планом выражения - совокупность языковых средств: лексических, фразеологических и др. Концепт понимается как «любая дискретная содержательная единица коллективного сознания, отражающая предмет реального или идеального мира и хранимая в национальной памяти носителей русского языка в вербально обозначенном виде» [1, с. 51]. Кроме того, концепт представляет собой «совокупность семантических компонентов и когнитивных характеристик» [2, с. 87]. Рассматриваемый нами концепт «Оренбург» представлен

17. Shkandrij M. Jews in Ukrainian Literature : Representation and Identity. New Haven : Yale University Press, 2009. 265 p.

© Чик Д. Ч., 2015

Т. А. Юдина T. A. Yudina

SEMANTIC COMPONENT OF "CITY"

IN THE STRUCTURE OF THE CONCEPT OF "ORENBURG" (ON THE BASIS OF THE PROSE WORKS OF THE 19th-20th CENTURIES)

The concept of "Orenburg" is represented by several semantic components, one of which is a semantic component of "city'. The article provides a description of this semantic component based on the materials of the fiction of the 19th - 20th centuries.

Keywords: cognitive linguistics, concept, semantic component, language picture of the world, fictional text.

несколькими семантическими компонентами, одним из которых является семантический компонент «город».

Целью данной статьи является описание семантического компонента «город» концепта «Оренбург» в прозаических произведениях русских писателей Х1Х-ХХ вв., биографически связанных с Оренбургским краем.

Мы проанализировали около 150 прозаических текстов, содержащих описание г. Оренбурга, его окрестностей, достопримечательностей и др. Весь материал объединили в семь семантических групп, одной из которых является «город». Она состоит из трех микрокомпонентов: 1) город как географическое место; 2) город как место строений; 3) город как населенное людьми место.

Рассмотрим первый микрокомпонент - «город как географическое место». Оренбург как локально фиксированный объект связан с естественно-природным пространством. В концепте «Оренбург» находят свое отражение такие географические показатели, как водоемы, рельеф, растительность, животный мир, а также особенности климата.

Важной характеристикой Оренбурга как географического места является река Урал, упоминание о которой встречается в прозаических текстах 35 раз в форме прямых и косвенных наименований. Прежнее название реки Урал - Яик встречено единожды в очерке «У казаков» В. Короленко, а также в других произведениях в словосо-

четаниях: родной Яик (В. Даль); Яик Горыныч (Н. Корсу-нов); за древний, седой Яик; вольный Яик (В. Правдухин). Видим, что здесь преобладают олицетворения: седой Яик, вольный Яик, а также используются фольклорные традиции: Яик Горыныч.

Гидроним Урал встречается в прозаических текстах в виде отдельной лексемы 6 раз и многократно в словосочетаниях: по течению реки Урала (В. Даль); тихие воды Урала; Урал обмелел; крутые яры Урала (В. Правдухин); на набережной Урала (П. Свиньин). Описывая Урал, писатели передают цветовое разнообразие реки: сизо-голубой Урал; изумрудно-голубоватый Урал (В. Правдухин); серебряная, окаймленная лесами лента этой исторической вольнолюбивой реки (Н. Каразин). Помимо прямых номинаций реки Урал, писатели используют и косвенные наименования: у широкой болотистой реки, разделяющей город на две части (С. Гусев-Оренбургский); большой водяной зверь; привычная река - такая ослепительная и чудесная дорога к морю (В. Правдухин); с правой стороны реки - горы, овраги, лес, густая зеленая трава и тень, с левой, противоположной - далеко ушла ровной плоскостью степь без единого кусточка (Н. Степной). При характеристике реки авторы используют лексику, «очеловечивающую» объект: Урал замерз (В. Даль); сердитые волны Урала (П. Кудряшев); омывал свои берега сизо-голубой Урал (В. Правдухин); заволновалась там река (М. Михайлов); быстро бегущая река (С. Аксаков).

В прозаических текстах довольно часто встречаем описания различных водных объектов края: небольших рек, озер, болот, ручьев и т. д. Для характеристики небольших рек используется суффикс -к- в лексеме река на словообразовательном уровне и эпитет степной на лексическом: реки средней величины; реки степные; реки, речки и суходолы (С. Аксаков); студеные ключевые речки (Г. Успенский); небольшая речка, именуемая Малой Каргалкою (П. Кудряшев); с тихими извилистыми речками, озерами (В. Короленко).

При описании озер авторы используют следующие словосочетания: болото чистое, луговое; степные озера; чудесные озера; цепь омутов или небольших озер; берег сонного озера (С. Аксаков); горькие, соленые и пресные озера (В. Даль). Своеобразие озер края подчеркивают разнообразные эпитеты, отражающие местоположение озер - степные, луговые; вкусовые качества воды - соленые и пресные; необыкновенность - чудесные. Кроме эпитетов, можем выделить сравнение озеро, как светлое зеркало и олицетворение сонное озеро.

Оренбургский край в прозаических текстах характеризуется через описание прудов, ключей и родников: наш широкий пруд; родники в озерах; большие пруды, заросшие камышами; быстрые родниковые ручьи, прозрачные и холодные, как лед; небольшой ручей; горные родники (С. Аксаков); самородный пруд (П. Свиньин); бьют чистейшие ключи; обилие родников (И. Коннов).

В прозаических произведениях свое отражение находит и своеобразие рельефа Оренбуржья. Наиболее часто встречается описание гор, выраженное различными номинациями: Рифейские каменистые горы; угрюмые Рифей-ские горы (П. Кудряшев) (подчеркивается возраст гор, на

что указывает древнее название Уральских гор); крутая гора; голые крутые взлобки гор; очень высокие горы; скаты величавых горных хребтов (обращается внимание на высоту и значимость гор); непрерывная цепь высоких и скалистых гор; отдельно друг от друга стоящие горы (С. Аксаков) (выделяется антонимическое представление длительности и численности гор).

Кроме гор, оренбургский край ассоциируется у писателей и с небольшими возвышенностями: степные сырты и увалы; крутые холмы; небольшие пригорки; степной Сырт изрезан множеством увалов, крутых, глубоких оврагов (В. Правдухин); утесы; высокие холмы (А. Толстой); холмистые, с мягкими очертаниями возвышенности (Г. Успенский); редкие холмики (Н. Чертова); увалы и низкие холмы (Г. Коновалов); холмы на холмы грядами (Н. Ка-разин); склоны холма так круты (И. Коннов); далекие и близкие холмы (В. Пистоленко); грунт беспрестанно волновался пригорками; голые вершины известковых шиханов (М. Авдеев); маленькие бугры-горы (Н. Степной).

Без внимания писателей не осталась и растительность Оренбургской области. Прежде всего авторы описывают ковыль, разнообразные травяные покровы, а также характеризуют немногочисленные леса края. При описании ковыля авторы используют как прямые, так и косвенные наименования данного растения. Среди прямых номинаций выделим следующие: земля вся ковыльная (Л. Толстой); ковыльная шкура степи (В. Правдухин); осенью ковылистые степи совершенно изменяются; особенного вида приземистый, рассыпчатый ковыль; ковыль развивает пуховые нити; перлово-сизые волокна ковыля (С. Аксаков); желтоватый ковыль; седой придорожный ковыль; куст старого серебристого ковыля (В. Даль); наш родной ковыль (В. Короленко); между полыней и ковылей (Н. Кор-сунов); серебряными волнами стлался белый ковыль (М. Михайлов); ковыль ощетинился тонкими иголками (В. Пистоленко). Среди косвенных отметим такие номинации, как степь, похожая на открытое море (А. Толстой); белой шалью расстилается степь (И. Уханов); седые степи (В. Правдухин); белые наши степи (Н. Чертова); слегка серебристою зыбью (С. Аксаков); косматые степные былинки (М. Михайлов); серебристый ковер степных далей (В. Пистоленко).

В прозаических произведениях значительное место отводится описанию лесов и лесной растительности. Для этого используются следующие лексико-тематические группы: 1) виды лесов: лесистая урема; зеленая, цветущая и душистая урема; березовая роща (С. Аксаков); кудрявая роща (П. Кудряшев); чудные рощицы (Г. Успенский); прекрасные рощи (С. Аксаков); прибрежная роща; непроходимый лес (П. Кудряшев); лес - «краса природы»; разнообразное чернолесье; дремучий лес; разнородные черные леса (С. Аксаков); зеленые дубовые, осокоревые и осиновые леса (В. Правдухин); перелески (В. Пистолен-ко); частые дубравы; дальние темные боры (В. Даль); 2) растительность лесов: березы (С. Аксаков, П. Кудряшев, Г. Успенский); осокори; огромные дубы (С. Аксаков); дуб в отрогах Уральских гор - редкостное явление (Н. Степной); черемуха и рябина; калина; жимолость; душистые черемухи; лесная малина; боярышник; осинник; ежевика;

ракиты и ветлы; липа (С. Аксаков); лес серебряных тополей (А. Толстой); трепещущие осины; печальные осокори (П. Кудряшев); местами густой лес (М. Авдеев).

Описание травяного покрова степного пространства связано с передачей цветовых и обонятельных характеристик различных трав, а также цветов и ягод. Цветовые характеристики представлены следующими словосочетаниями: яркие и большие полевые цветы; полынь отливает белесоватым цветом (М. Авдеев); блестящим ароматным лаком покрыты их листья; трава поблекла, потемнела и прилегла к земле; белая низенькая полынь; молодая зеленая отава; иглы яркой степи, как щетка, пробьются сквозь черное покрывало (С. Аксаков); опаленные травы (Г. Коновалов). Обонятельные характеристики выражены такими лексемами: особенным ароматом они (травы) наполняют воздух; запахи цветов и растений дышат сильнее, благовоннее; ароматная, превосходная вкусом и целебная для здоровья ягода; ароматная полевая клубника и мелкая вишня; благовоние цветов и трав (С. Аксаков); она (полынь) источает свой горько-волнующий дух (Н. Корсунов); потянуло душистой полынью (Г. Коновалов). Разнообразие и изобилие растительности края передается при помощи различных эпитетов в следующих словосочетаниях: пышная зелень (М. Авдеев); чудесная растительность (С. Аксаков); всюду богатая растительность (Н. Каразин); подснежные тюльпаны (С. Аксаков); степные тюльпаны (В. Пистоленко); множество тюльпанов (В. Пистоленко); высокая полынь (М. Авдеев); тучная, высокая трава; пышные и высокие травы (С. Аксаков); густая трава (Н. Степной); сухие округлые шары перекати-поля (В. Правдухин); долины изобилуют разными ягодами (А. Толстой).

Описание животного мира Оренбуржья составляют 39 лексем и сочетаний слов. Как правило, это перечисление видов птиц: жаворонки, дрозды-рябинники, чибисы, удоды, скворцы, журавли (С. Аксаков); соловьи (П. Кудряшев); галки, воробьи, стаи голубей (С. Гусев-Оренбургский); утки и стрепеты, тетеревы (А. Толстой); грачи, филин (П. Кудряшев); беркут (В. Правдухин); видов рыб: щуки и жерехи, окуни, лещи, стерляди, язи, головли, лини, кречеты, стрепеты, караси, форель, нырки и крохали (рыба), все породы форелей (С. Аксаков); видов насекомых: шмели, рои диких пчел (С. Аксаков).

Словосочетания, характеризующие особенности климата Оренбургского края, мы объединили в следующие лексико-тематические группы: 1) описание весны: апрель берет свое: везде лужи, везде бегут мутные ручьи, зачернели проталины (С. Аксаков); 2) описание летнего периода: лето было самое жаркое, все болота высохли (А. Толстой); июльская жара (И. Уханов); лета жарки и сухи (П. Свиньин); жаркое, знойное лето; знойные, ясные летние дни (В. Даль); пышет знойный полдень; жара нашего кратковременного лета (С. Аксаков); 3) описание осени: тянулась глубокая осень, сухая, ветреная и морозная (С. Аксаков); по-осеннему низко и плоско лежат голубоватые окрестности (И. Уханов); 4) описание зимнего времени года: зимы бывают бурны и холодны (П. Свинь-ин); суровая пятимесячная зима; строгая, суровая зима; при 30 слишком градусах степного мороза, с северным

бураном (В. Даль); ужасен вид возмущения зимней северной природы; вид зимней природы имеет свою красоту (С. Аксаков). При описании зимы особое место занимает характеристика зимних метелей, буранов, пурги: грозная степная метель (М. Михайлов); страшные зимние метели; буран со всей яростью; буран свирепел; буран был страшный, зги не видать; зимние вьюги; жестокость зимних метелей в степях оренбургских; долгая, скучная, буранная зима (С. Аксаков); степные бураны (В. Даль); буран разыгрался в степи (О. Крюкова); ужасная буря (П. Кудряшев); она (пурга), седая, сгорбленная, шагает широко, размашисто (Н. Каразин); а также описание сильных морозов и обильных снегов: жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое; морозы без снегу доходили до двадцати градусов; морозы сильные; огромная снеговая туча; волнение снежного океана; на волнистых снегах; сильный снег; сугробы снега; снежная громада (С. Аксаков); крутые морозы (И. Уханов).

Микрокомпонент «город как место строений» семантического компонента «город» концепта «Оренбург» конкретизируется при описании микротопонимов города. Наиболее часто упоминаемыми в оренбургских прозаических произведениях являются микротопонимы Форштадт (встречается 5 раз) (В. Даль, В. Правдухин, П. Свиньин) и Голубиная слободка (3 раза) (П. Свиньин). Единичными упоминаниями представлены гора Маяк (П. Свиньин); Советская улица (С. Антонов); Хлебная площадь (В. Прав-духин).

Наиболее часто упоминаемыми городскими объектами являются храмы и соборы (27 номинаций): собор (В. Даль, В. Правдухин); громадный, похожий на мечеть собор (С. Антонов); узкий купол старой церкви святого Георгия; пузатый, тяжелый собор по-прежнему внешне главенствует над городом; Казанский кафедральный собор (В. Правдухин); церковь св. Георгия (П. Свиньин); самый верхний крест Золотого Собора; купол прибрежного Золотого собора (П. Кудряшев); о золотом соборе, древнейшем в Оренбурге (О. Крюкова); высокие, издалека белеющиеся церкви (Н. Каразин); колокольни городских церквей (В. Короленко); церковный звон (С. Антонов); двухсотлетний «золотой» собор (С. Гусев-Оренбургский); кафедральный собор с протодиаконом (А. Плещеев); несколько церквей; колокольни церквей (В. Правдухин); [церквей] в городе пять; соборы Золотой и Зеленый; приходская церковь; лютеранская церковь; церковь Вознесения (П. Свиньин); светлые кресты оренбургских соборов (О. Крюкова).

Прочие городские объекты также нашли свое отражение в прозаических текстах. Так, встречаем упоминания о губернаторском доме: губернаторский дом (С. Гусев-Оренбургский); губернаторский дворец (В. Даль). Большое внимание уделяется изображению промышленных построек: кирпичные заводы; громоздкие фабрики (С. Гусев-Оренбургский); около сотни заводов и фабрик (В. Правдухин), а также образовательных учреждений: семинария, здание духовной семинарии, киргизская школа, два огромных кадетских корпуса, две мужских гимназии, три женских гимназии, военное училище, женский монастырь (В. Правдухин); здание Неплюевского корпуса

(О. Крюкова). Кроме того, обозначены и другие городские постройки: гауптвахта (П. Свиньин); опрятные домики-мазанки (Н. Каразин); цирк; каменные дома; дома были двухэтажные, четырехэтажные и даже пятиэтажные, с чугунными балконами (С. Антонов); тюрьма (С. Гусев-Оренбургский); каменные лавки с окованными дверьми и железными запорами (В. Даль); Меновой - каменная крепость (В. Пистоленко); башня с часами (П. Свиньин); клуб, где по субботам играли в карты, а по четвергам танцевали (А. Плещеев); несколько больниц; большая библиотека; вокзал; неуклюжие дома; деревянный мост (В. Правдухин).

Говоря о микрокомпоненте «город как населенное людьми место», следует рассматривать город в метонимическом значении и говорить о жителях города. В оренбургской прозе довольно часто встречаются названия национальностей: татары (М. Авдеев, В. Даль, А. Крюков, В. Правдухин, П. Свиньин); башкиры (В. Правдухин, А. Толстой); киргизы, мещеряки, калмыки, мордва, чуваши, черемисы, тептяры (М. Авдеев); казаки (С. Антонов); уральские казаки (С. Аксаков); яицкие казаки (В. Пистоленко); илецкие казаки (В. Правдухин); подчеркнута разнородность местного населения: разнообразная и живописная толпа (В. Короленко); отовсюду набежавшими разнородным народонаселением (С. Аксаков); в оренбургском крае есть много семей татар, башкир и тептярей (В. Даль); к русскому типу примешивается что-то азиатское (М. Михайлов).

В прозаических произведениях показаны различные сословия населения края: крестьянство (Г. Успенский); му-

жики из дальних и ближних деревень (С. Гусев-Оренбургский); мужики, мещане, торговцу! (В. Короленко); богатые купцы (В. Даль); русские и азиатские купцы (А. Крюков); обращено внимание на этнические особенности жителей Оренбуржья: казачки в старинных живописных сарафанах с парчовой оторочкой (В. Короленко); раздольные степные песни (И. Уханов); смешение новомодных платьев со старобытными сарафанами; они все говорят, жеманно пришептывая; хвалят радушие, гостеприимство, хлебо-сольствоуральцев (М. Михайлов); оренбургские барышни в праздничные дни носили платья из бумажной бухарской бахты (О. Крюкова).

Таким образом, семантическая группа «город» концепта «Оренбург» представлена определенным набором лексем и словосочетаний, выделенных из художественных произведений писателей, биографически связанных с Оренбургом.

1. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеоло-гической семантике языка. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. 104 с.

2. Юдина Т. А. Семантический компонент «степь» как один из ключевых концепта «Оренбург» (на материале художественных произведений Х1Х-ХХ вв.) // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 86-88.

© Юдина Т. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.