Научная статья на тему 'СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ" И "ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ" СПОСОБНОСТИ В ТЕРМИНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ" И "ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ" СПОСОБНОСТИ В ТЕРМИНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ / ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Сабирова Ирина Александровна, Стеблецов Евгений Андреевич, Битюцких Иван Владимирович

В статье представлена актуальная и недостаточно разработанная в отечественных педагогических исследованиях проблема формирования жизненно-важных и жизненно-необходимых физических способностей в системе профессиональной физической подготовке. Повышение качества профессиональной подготовки неразрывно связано с физической подготовленностью сегодняшних студентов и курсантов высших учебных заведений, в которой следует учитывать не только общепринятые основы формирования и совершенствования физических способностей, но и ранее не изученных. Семантический анализ научных публикаций основывался на ключевых единицах «жизненно-важные» и «жизненно-необходимые» способности. Определено семантическое поле изучаемой частоты встречающихся ключевых слов, выполнено ранжирование по релевантности. Можно утверждать, что в проанализированной научно-методической и учебной литературе, представленной в электронной библиотеке eLIBRARY, жизненно-важные и жизненно-необходимые способности недостаточно изучены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Сабирова Ирина Александровна, Стеблецов Евгений Андреевич, Битюцких Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF "VITALLY NECESSARY" AND "VITALLY IMPORTANT" ABILITIES IN THE TERMINOLOGY OF PHYSICAL TRAINING

The article presents the actual and insufficiently developed problem in domestic pedagogical research of the formation of vitally important and vitally necessary abilities in the system of professional physical training. Improving the quality of professional training is inextricably linked with the physical training of today's students and cadets of higher educational institutions, which should take into account not only the generally accepted foundations for the formation and improvement of physical abilities, but also those that are not be previously studied. Semantic analysis of scientific publications was based on the key units of "vitally important" and "vitally necessary" abilities. The semantic field of the studied frequency of occurring keywords is determined, ranking by relevance is performed. It can be argued that in the analyzed scientific, methodological and educational literature, presented in the electronic library eLibrary, vitally important and vitally necessary abilities are studied at the insufficient level.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ" И "ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ" СПОСОБНОСТИ В ТЕРМИНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

ской активностью в Санкт-Петербурге и у нас не отличалась (34% и 34,23% соответственно). Отмечено, что физическая активность высокой интенсивности среди студентов г. Санкт-Петербурга, чаще встречается у юношей, а средняя физическая активность - у девушек.

ВЫВОД

Данные исследования показали, что физическая работоспособность основных функциональных систем организма у студентов возможна при интенсивной физической активности и использовании студентами простейших приемов самотестирования медико-биологического характера. Только правильное планирование и взаимосвязь качественно проводимых занятий по физической культуре в вузе, позволит оптимизировать учебно -тренировочный процесс и формировать физическую культуру личности студентов вуза. В связи с этим, актуальным остаётся изучение функционального состояния систем организма студентов на протяжении всего периода обучения в университете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ванюшин Ю.С. Инновационные способы оценки функционального состояния и резервных возможностей организма спортсменов и студентов / Ю.С. Ванюшин, Ахметов И.А. // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы X Международной научно-практической конференции. - Уфа : Изд-во УГАТУ, 2016. - С. 338-341.

2. Токарева А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной / А.В. Токарева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

REFERENCES

1. Vanyushin, Yu.S., and Akhmetov, I.A. (2016), "Innovative ways of assessing the functional state and reserve capabilities of the body of athletes and students", Actual problems of physical culture, sports and tourism: materials of the X International scientific and practical Conference, UGATU Publishing House, Ufa, pp. 338-341.

2. Tokareva, A.V. (2016), "Formation of skills of organizing independent aerobic training for university students for successful passing of the examination", Theory and practice of physical culture, No. 9. pp. 12-15.

Контактная информация: tsapsaeva@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 796.011.2

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ» И «ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ» СПОСОБНОСТИ В ТЕРМИНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, Евгений Андреевич Стеблецов, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Иван Владимирович Битюцких, кандидат педагогических наук, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Аннотация

В статье представлена актуальная и недостаточно разработанная в отечественных педагогических исследованиях проблема формирования жизненно-важных и жизненно-необходимых физических способностей в системе профессиональной физической подготовке. Повышение качества

профессиональной подготовки неразрывно связано с физической подготовленностью сегодняшних студентов и курсантов высших учебных заведений, в которой следует учитывать не только общепринятые основы формирования и совершенствования физических способностей, но и ранее не изученных. Семантический анализ научных публикаций основывался на ключевых единицах «жизненно-важные» и «жизненно-необходимые» способности. Определено семантическое поле изучаемой частоты встречающихся ключевых слов, выполнено ранжирование по релевантности. Можно утверждать, что в проанализированной научно-методической и учебной литературе, представленной в электронной библиотеке eLIBRARY, жизненно-важные и жизненно-необходимые способности недостаточно изучены.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическая подготовленность, способности, семантический анализ, жизненно-важные, жизненно-необходимые.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p330-335

SEMANTIC ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF "VITALLY NECESSARY" AND "VITALLY IMPORTANT" ABILITIES IN THE TERMINOLOGY OF PHYSICAL

TRAINING

Vladimir Vladimirovich Sevastyanov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh; Irina Alexandrovna Sabirova, the doctor of pedagogical sciences, docent, Voronezh Institute of the Russian Ministry of the Interior, Voronezh; Evgeny Andreevich Stebletsov, the candidate of pedagogical sciences, Professor, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh; Ivan Vladimirovich Bityutskikh, the candidate of pedagogical sciences, Voronezh Institute of the Russian Ministry of the Interior, Voronezh

Abstract

The article presents the actual and insufficiently developed problem in domestic pedagogical research of the formation of vitally important and vitally necessary abilities in the system of professional physical training. Improving the quality of professional training is inextricably linked with the physical training of today's students and cadets of higher educational institutions, which should take into account not only the generally accepted foundations for the formation and improvement of physical abilities, but also those that are not be previously studied. Semantic analysis of scientific publications was based on the key units of "vitally important" and "vitally necessary" abilities. The semantic field of the studied frequency of occurring keywords is determined, ranking by relevance is performed. It can be argued that in the analyzed scientific, methodological and educational literature, presented in the electronic library eLibrary, vitally important and vitally necessary abilities are studied at the insufficient level.

Keywords: physical training, physical readiness, abilities, semantic analysis, vitally important, vitally necessary.

ВВЕДЕНИЕ

Современная тенденция переустройства межгосударственных отношений выявила повышение напряженности в сфере системы международной безопасности, ориентированной на перераспределение влияния и ужесточения соперничества различных геополитических центров, что ориентирует ученых на активные научные исследования во всех сферах человеческой жизни [3, 4, 7].

Одним из значимых факторов качественной подготовки будущих специалистов способных к эффективному обеспечению профессиональных технологических процессов являются вопросы совершенствования подходов к профессиональной физической подготовке, как в гражданских ВУЗах, так и ведомственных образовательных организациях [3, 7, 8].

В предыдущих публикациях [1, 5, 6], посвященных вопросам профессионально -прикладной физической подготовки, выделено ключевое понятие «Формирование физической готовности к жизни», под которым понимается конкретное физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение какого-либо вида деятельности и характеризующееся соответствующим физическим развитием, определенным функцио-

нальным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности.

В этой связи возникает противоречие между общепринятым процессом организации профессиональной физической подготовки, базирующимся на традиционных понятиях физического воспитания и направленным, с одной стороны, на развитие физических качеств, формирование профессионально значимых способностей, выработку отношения человека к всестороннему физическому совершенствованию и потребностью к обеспечению адекватного психофизического состояния, необходимого как в различные периоды жизни, так и в реальной деятельности. Сложившаяся ситуация актуализирует проведение углубленных исследований по функциональному наполнению понятий «жизненно-важные» и «жизненно-необходимые» способности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью определения смыслового и функционального содержания понятий «жизненно важные» и «жизненно необходимые» способности, а также частоты и смыслового содержания их употребления в научной и учебной литературе нами проведен семантический анализ текста литературных источников. Анализу подверглись 95 работ, размещенных на платформе научной электронной библиотеке eLIBRARY, включающих в тексте сочетание данных терминов и имеющих семь и более цитирований в РИНЦ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ данных, полученных на основе семантического анализа текста работ, включающих понятие «жизненно важные», выявил слова, не несущие информационную нагрузку, и частоту употребления анализируемых слов в научных статьях (таблица 1).

Таблица 1 - Общая характеристика текста работ, включающая понятие «жизненно важные»

Параметр Значение

Символов с пробелами, кол-во 38764

Символов без пробелов, кол-во 34397

Всего слов, кол-во 3839

Водность, % 21

Классическая тошнота, у. е. 8.88

Словарь, кол-во 1251

Словарь ядра, кол-во 1082

Язык текста Русский

Тематика Медицина, Образование, Программы

Топ 10 слов: Физический, здоровье, важный, жизнь, культура, развитие, студент, человек, процесс, жизненно

Анализ наличия слов и словосочетаний из семантического ядра выявил относительно низкий процент в тексте подходящих по смыслу слов, где качество (0,3%), потребность (0,1%), навык (0,3%), способность (0,2%) при достаточно низкой их релевантности. Процентное соотношение анализируемых слов в ядре текста находилось среди всех значимых. (таблица 2).

Таблица 2 - Слова из семантического ядра, представленные в тексте, включающие понятие «жизненно важные»

Слово Количество Релевантность % в ядре % в тексте

важный 43 4,83 1,4 1,0

жизненно 24 2,7 0,7 0,6

качество 13 1,46 0,4 0,3

потребность 6 0,67 0,1 0,1

навык 14 1,57 0,4 0,3

способность 10 1,12 0,3 0,2

Отмечено отсутствие в анализируемых текстах словосочетаний «жизненно важные качества» и «жизненно важные потребности» при достаточно частом (24 раза) употреб-

лении самого словосочетания «жизненно важные». При этом наибольший показатель содержания (0,2% в ядре и 0,05% в тексте) имеет словосочетание «жизненно важные навыки», а наименьшее (0,01% в ядре текста и 0,03% в тексте) - «жизненно важные способности» (таблица 3).

Таблица 3 - Словосочетания из семантического ядра в тексте, включающие понятие «жизненно важные»

Словосочетания Количество Релевантность % в ядре % в тексте

Жизненно важный 25 25 2.81 0,8

Жизненно важные качества 0 0 0 0

Жизненно важные потребности 0 0 0 0

Жизненно важные навыки 7 0,8 0,2 0,05

Жизненно важные способности 1 0,1 0,01 0,03

Выявлено, что понятия «жизненно важные» и «жизненно необходимые» имеют различные значения, на что указывает смысловая нагрузка текста работ, которые в большинстве случаев не употребляются вместе и имеют различия в параметрах общей характеристике текста (таблицы 4, 5). В этой связи стоит отметить разницу в коэффициенте тошноты, которая составляет на 0,86 количества повторов больше в тексте работ, включающих понятие «жизненно необходимые».

Таблица 4 - Общая характеристика текста работ, включающая понятие «жизненно необходимые»

Параметр Значение

Символов с пробелами, кол-во 51396

Символов без пробелов, кол-во 45604

Всего слов, кол-во 5014

Водность, % 21

Классическая тошнота, у. е. 9.74

Словарь, кол-во 1487

Словарь ядра, кол-во 1293

Язык текста Русский

Тематика Образование, Программы, Медицина

Топ 10 слов: Физический, здоровье, необходимый, развитие, жизнь, студент, культура, формирование, деятель-

ность, процесс

Таблица 5 - Слова из семантического ядра, представленные в тексте, включающие понятие «жизненно необходимые»

Слово Количество Релевантность % в ядре % в тексте

необходимый 51 5,23 1,2 1,0

жизненно 20 2,05 0,5 0,3

качество 9 0,92 0,2 0,1

потребность 7 0,71 0,1 0,1

навык 14 1,43 0,3 0,2

Анализ количества подходящих по смыслу словосочетаний в тексте работ, включающих словосочетание «жизненно необходимые» с количеством словосочетаний текста работ, включающих словосочетание «жизненно важные» обращает на себя внимание преобладание следующих словосочетаний: жизненно необходимые качества - 0,2% в тексте и 0,3% в ядре работ к нулю содержания словосочетаний «жизненно важные качества»; 0,01% содержания в тексте и ядре понятия «жизненно необходимые потребности» к нулю содержания словосочетаний «жизненно важные потребности», 0,05% содержания в тексте и 0,2% содержания в ядре понятия «жизненно-важные навыки» к 0,01% содержания в тексте и 0,14% содержания в ядре понятия «жизненно необходимые навыки»; 0,1% содержания в тексте и ядре понятия «жизненно необходимые умения» к нулю содержания понятия «жизненно важные умения»; 0,03% содержания в тексте и 0,01% содержания в ядре понятия «жизненно важные способности» к нулю содержания понятия «жизненно необходимые способности» (таблица 6).

Таблица 6 - Словосочетания из семантического ядра в тексте, включающие понятие «жизненно важные»

Словосочетания Количество Релевантность % в ядре % в тексте

Жизненно-необходимый 15 1,53 0,3 0,2

Жизненно-необходимые качества 6 0,61 0,1 0,1

Жизненно-необходимые потребности 1 0,10 0,01 0,01

Жизненно-необходимые навыки 7 0,71 0,14 0,01

Жизненно-необходимые умения 6 0.61 0,1 0,1

ВЫВОДЫ

Таким образом, выявлено отсутствие в тексте анализированных работ понятий «жизненно необходимые» и «жизненно важные», способности при достаточно низком (не превышающим содержания 0,1% в тексте и 0,2% в ядре текста) содержании близких по смыслу слов.

Массив ключевых слов в релевантных публикациях показал, что в семантическое поле «жизненно-важные способности» включены слова, имеющие отношение к понятию качество, что ориентирует на определённость в построение процесса физической подготовки, ориентированного на совершенствование резервов здоровья, обеспечение оптимальной социальной и двигательной активности.

Семантическое поле «жизненно-необходимые способности» ориентировано на разработку актуальных программ профессиональной физической подготовки учитывающих особенности трудовой деятельности и предусматривающих формирование психофизических способностей без которых нельзя обойтись на том или ином жизненном этапе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровский А.В. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности / А.В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №3. - С. 46-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Нгуен Б.Н. Классификация текстов на основе оценки семантической близости терминов / Б.Н. Нгуен, А.Ф. Тузовский // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - Т. 320, № 5. - С. 43-48.

3. Сабирова И.А. Повышение качества образования в профессиональной физической подготовке курсантов // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты: монография / И.А. Сабирова, А.В. Лысенко. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». - 2022. - С. 101-111.

4. Сабирова И.А. Угрозы и внешние риски, препятствующие готовности будущих сотрудников ОВД к профессиональной деятельности, связанной с применением оружия / И.А. Сабирова, А.В. Стрижанов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1 (294). - С. 117-121.

5. Севастьянов В.В. Формирование жизненно важных способностей, умений и навыков в процессе физического воспитания студентов (постановка проблемы) / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеб-лецов, Н.И. Бугаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 257-261.

6. Севастьянов В.В. Вопросы физического воспитания студентов : монография / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеблецов, В.И. Воропаев. - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2021. - 155 с.

7. Филимонова С.И. Профессиональная самореализация сотрудников силовых структур как эффективный путь предотвращения социальных конфликтов: учебное пособие / С.И. Филимонова, С.Р. Гостева. - Москва : Еврошкола, 2002. - 134 с.

8. Шалагинов, В.Д. Научная концепция подготовки спортсменов в пожарно-спасательном спорте / В.Д. Шалагинов, Г.Н. Германов, А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 419-429.

REFERENCES

1. Dubrovsky, A.V. (2002), "The concept of "physical readiness" in the structure of a person's general readiness for professional activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 46-50.

2. Nguyen, B. N. and Tuzovsky, A. F. (2012), "Classification of texts based on the assessment of semantic proximity of terms", Proceedings of Tomsk Polytechnic University, No. 5, pp. 43-48.

3. Sabirova, I.A. and Lysenko, A.V. (2022), Improving the quality of education in professional physical training of cadets, monograph, Penza.

4. Sabirova, I.A. and Strizhanov, A.V (2022), "Threats and external risks that hinder the readiness of future police officers for professional activities related to the use of weapons", News of the Voronezh State Pedagogical University, No 1, pp. 117-121.

5. Sevastyanov, V.V., Stebletsov, E.A. and Bugakov, N.I. (2019), "Formation of vital abilities, skills and abilities in the process of physical education of students (problem statement)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9 (175), pp. 257-261.

6. Sevastyanov, V.V., Stebletsov, E.A. and Voropaev V.I. (2021), Questions of physical education of students, monograph, Voronezh.

7. Filimonova, S.I. and Gosteva, S.R. (2002), Professional self-realization of law enforcement officers as an effective way to prevent social conflicts, textbook, Moscow.

8. Shalaginov, V.D., Germanov, G.N. and Korolkov A.N. (2020), "Scientific concept of training athletes in fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9 (187), pp. 419429.

Контактная информация: bitiushkin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2022

УДК 797.21

РАЗВИТИЕ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ ПЛОВЦА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ СТАРТА В СПРИНТЕРСКОМ ПЛАВАНИИ

Филипп Евгеньевич Селькин, соискатель, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

Аннотация

Целью исследования является выявление характера и степени влияния силовой тренировки в зале «сухого» плавания на эффективность выполнения стартов и поворотов в плавании. Совершенствование характеристик старта проводилось при проведении тренировки в зале «сухого» плавания с использованием плиометрических и силовых упражнений динамического характера. Получен новый научный результат - установлено, что существенное влияние на результативность пловцов в выполнении старта оказывает взрывная сила ног, развиваемая преимущественно на суше. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования упражнений на развитие взрывной силы ног для совершенствования старта в плавании.

Ключевые слова: спринтерское плавание, взрывная сила, характеристики старта.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p335-338

DEVELOPMENT OF THE SWIMMER'S EXPLOSIVE FORCE AS A FACTOR OF START EFFICIENCY IN SPRINT SWIMMING Philip Evgenievich Selkin, the competitor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

The purpose of the study is to identify the nature and degree of influence of strength training in the dry swimming hall on the effectiveness of the starts and turns in swimming. Improving the characteristics of the start was carried out during training in the hall of "dry" swimming with the use of plyometric and strength exercises of a dynamic nature. A new scientific result has been obtained - it has been established that the explosive leg strength, developed mainly on land, has a significant impact on the performance of swimmers in the start. The practical significance of the study lies in the possibility of using exercises to develop explosive leg strength to improve the start in swimming.

Keywords: sprint swimming, explosive power, start characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.