Научная статья на тему 'СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕРМИНА И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)'

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕРМИНА И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИН / ТЕРМИНОЛОГИЯ / ТЕРМИНОСИСТЕМА / МУЗЫКА / СЕМАНТИКА / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ / ЭКСПЛИЦИТНАЯ ОППОЗИЦИЯ / ИМПЛИЦИТНАЯ ОППОЗИЦИЯ / КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ НОМИНАЦИИ / АНТОНИМИЯ / TERM / TERMINOLOGY / TERMINOLOGICAL SYSTEM / MUSIC / SEMANTICS / SEMANTIC OPPOSITIONS / EXPLICIT OPPOSITION / IMPLICIT OPPOSITION / KEY ASPECT OF NOMINATION / ANTONYMY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Раздуев А.В., Шаранова Е.Г.

Анализ семантики и семантических оппозиций терминологических единиц является одним из продуктивных путей для понимания системной сущности терминологических явлений. Статья посвящена изучению семантических особенностей англо- и русскоязычных терминологических единиц музыкальной сферы, а именно - выявлению семантической структуры терминов и семантических оппозиций, возникающих между ними. В рамках семантической структуры музыкальных терминов, в совокупности своих связей и отношений формирующих музыкальную терминосистему, выделяются ядро, семантическая периферия и добавочная область семантики и классифицируются в соответствии с наличием данных компонентов на одноядерные, одноядерные с периферией и одноядерные с периферией и добавочной областью семантики. На первом этапе была составлена выборка музыкальных терминов в современных английском и русском языках, на втором - проанализирована семантическая структура терминоединиц, а на третьем - выделены ключевые аспекты номинации, согласно которым идет формирование эксплицитных и имплицитных оппозиций. Материалом для исследования послужила выборка англо- и русскоязычных терминологических единиц сферы музыки общим объемом 1000 единиц (по 500 единиц каждого языка), отобранных методом сплошной выборки из электронных и печатных источников, включающих словари и глоссарии, музыкальные нотации, монографии, учебники и учебные пособия, веб-порталы по музыкальной тематике. Методы исследования англо- и русскоязычных терминологических единиц музыкальной сферы включают метод сплошной выборки, методы компонентного и дефиниционного анализа, метод лингвокогнитивного моделирования, а также технологии количественного анализа. В рамках работы были выделены три группы музыкальных терминов в зависимости от их семантической структуры: в первую входят одноядерные терминологические единицы с семантической периферией, во вторую группу - одноядерные термины, а третью формируют одноядерные термины с периферией и добавочной областью семантики. Преобладающей в количественном плане является первая группа, число терминов в которой почти в 2,5 раза больше, чем во второй, третья представлена небольшим количеством единиц. Выделяются по крайней мере 6 частотных и 12 менее частотных аспектов номинации в рамках музыкальной терминологии. Частотными ключевыми аспектами номинации, по которым происходит формирование эксплицитных оппозиций, выступают: «Минорность / мажорность», «Громкость / высота звука», «Направление / направленность», «Расположение (локус)», «Единственность / Множественность», «Количество». Менее частотными аспектами номинации являются: «Слабость / сила», «Совершенство / несовершенство», «Цвет», «Наличие / отсутствие звука», «Структура», «Количество / Полнота / Размер», «Жанр музыки», «Материал», «Рекомендации по исполнению музыкального произведения», «Роль», «Стиль игры на инструменте», «Тип музыкального инструмента».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Раздуев А.В., Шаранова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC STRUCTURE OF THE TERM AND SEMANTIC OPPOSITIONS IN MUSICAL TERMINOLOGY (DRAWING ON THE ENGLISH AND RUSSIAN LANGUAGE MATERIAL)

The analysis of the semantics and semantic oppositions of terminological units is one of the most productive ways to understand the systemic nature of terminological phenomena. The article is devoted to the study of semantic features of English- and Russian-language musical terminological units, namely, to the identification of the semantic structure of terms and semantic oppositions that arise between them. Within the semantic structure of musical terms, in the aggregate of their connections and relationships that form the musical terminological system, the core, semantic periphery and additional semantic area are distinguished and classified according to the presence of these components into uninuclear proper, uninuclear with the periphery and uninuclear with the periphery and additional semantic area. At the first stage, a selection of musical terms in modern English and Russian has been compiled, at the second stage, the semantic structure of terminological units has been analyzed, and at the third stage, the key aspects of nomination have been identified, according to which explicit and implicit oppositions are being formed. The material for the study comprises a selection of the English- and Russian-language musical terminological units with the total volume of 1000 units (500 units of each language), selected by the method of continuous selection from electronic and printed sources, including dictionaries and glossaries, musical notations, monographs, textbooks and manuals, web portals on music topics. The research methods of the English- and Russian-language musical terminological units include the method of continuous selection, methods of component and definition analysis, the method of linguacognitive modelling, as well as techniques of quantitative analysis. Within the framework of the study, three groups of musical terms have been identified depending on their semantic structure: the first group includes uninuclear terminological units with the semantic periphery, the second group includes uninuclear terms proper, and the third group is formed by uninuclear terms with the periphery and additional area of semantics. The first group is predominant in terms of quantity, the number of terms in which is almost 2.5 times more than in the second one, and the third group is represented by a small number of terminological units. There are at least 6 frequent and 12 less frequent key aspects of nomination within the musical terminology. The frequent key aspects of nomination with the help of which explicit oppositions are formed are: «Minor / major», «Volume / pitch», «Direction», «Location (locus)», «Singularity / Multiplicity», «Quantity». Less frequent aspects of nomination are: «Weakness / strength», «Perfection / imperfection», «Colour», «Presence / absence of sound», «Structure», «Quantity / Completeness / Size», «Genre of music», «Material», «Recommendations for performing a piece of music», «Role», «Style of playing an instrument», «Type of musical instrument».

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕРМИНА И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)»

Оригинальная статья УДК 81'276.6

DOI: 10.29025/2079-6021-2020-4-146-157

Семантическая структура термина и семантические оппозиции в музыкальной терминологии (на материале английского и русского языков)

[X]

A.B. Раздуев^—^

Пятигорский государственный университет (Российская Федерация, г. Пятигорск) ORCID ID: 0000-0002-9936-014X;

Researcher ID: M-9246-2016; Scopus Author ID: 56613436800; e-mail: arazduev@bk.ru

Е.Г. Шарапова

Пятигорский государственный университет (Российская Федерация, г. Пятигорск) ORCID ID: 0000-0002-9626-8225; e-mail: ev0shar@yandex.ru

Получена: 27.10.2020 /Принята: 19.11.2020 /Опубликована онлайн: 25.12.2020

Резюме: Анализ семантики и семантических оппозиций терминологических единиц является одним из продуктивных путей для понимания системной сущности терминологических явлений. Статья посвящена изучению семантических особенностей англо- и русскоязычных терминологических единиц музыкальной сферы, а именно - выявлению семантической структуры терминов и семантических оппозиций, возникающих между ними. В рамках семантической структуры музыкальных терминов, в совокупности своих связей и отношений формирующих музыкальную терминосистему, выделяются ядро, семантическая периферия и добавочная область семантики и классифицируются в соответствии с наличием данных компонентов на одноядерные, одноядерные с периферией и одноядерные с периферией и добавочной областью семантики. На первом этапе была составлена выборка музыкальных терминов в современных английском и русском языках, на втором - проанализирована семантическая структура терминоединиц, а на третьем - выделены ключевые аспекты номинации, согласно которым идет формирование эксплицитных и имплицитных оппозиций. Материалом для исследования послужила выборка англо- и русскоязычных терминологических единиц сферы музыки общим объемом 1000 единиц (по 500 единиц каждого языка), отобранных методом сплошной выборки из электронных и печатных источников, включающих словари и глоссарии, музыкальные нотации, монографии, учебники и учебные пособия, веб-порталы по музыкальной тематике. Методы исследования англо- и русскоязычных терминологических единиц музыкальной сферы включают метод сплошной выборки, методы компонентного и дефиниционного анализа, метод лингвокогнитивного моделирования, а также технологии количественного анализа. В рамках работы были выделены три группы музыкальных терминов в зависимости от их семантической структуры: в первую входят одноядерные терминологические единицы с семантической периферией, во вторую группу - одноядерные термины, а третью формируют одноядерные термины с периферией и добавочной областью семантики. Преобладающей в количественном плане является первая группа, число терминов в которой почти в 2,5 раза больше, чем во второй, третья представлена небольшим количеством единиц. Выделяются по крайней мере 6 частотных и 12 менее частотных аспектов номинации в рамках музыкальной терминологии. Частотными ключевыми аспектами номинации, по которым происходит формирование эксплицитных оппозиций, выступают: «Ми-

норность / мажорность», «Громкость / высота звука», «Направление / направленность», «Расположение (локус)», «Единственность / Множественность», «Количество». Менее частотными аспектами номинации являются: «Слабость / сила», «Совершенство / несовершенство», «Цвет», «Наличие / отсутствие звука», «Структура», «Количество / Полнота / Размер», «Жанр музыки», «Материал», «Рекомендации по исполнению музыкального произведения», «Роль», «Стиль игры на инструменте», «Тип музыкального инструмента».

Ключевые слова: термин, терминология, терминосистема, музыка, семантика, семантические оппозиции, эксплицитная оппозиция, имплицитная оппозиция, ключевой аспект номинации, антонимия.

Для цитирования: Раздуев А.В., Шаранова Е.Г. Семантическая структура термина и семантические оппозиции в музыкальной терминологии (на материале английского и русского языков). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №4. С. 146-157.

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2020-4-146-157

Semantic structure of the term and semantic oppositions in musical terminology (drawing on the English and Russian language material)

Aleksey V. Razduev

Pyatigorsk State University (Russian Federation, Pyatigorsk) ORCID ID: 0000-0002-9936-014X;

Researcher ID: M-9246-2016; Scopus Author ID: 56613436800; e-mail: arazduev@bk.ru

Eugenia G. Sharanova

Pyatigorsk State University, (Russian Federation, Pyatigorsk) ORCID ID: 0000-0002-9626-8225; e-mail: ev0shar@yandex.ru

Received: 27.10.2020 /Accepted: 19.11.2020 /Publishedonline: 25.12.2020

Abstract: The analysis of the semantics and semantic oppositions of terminological units is one of the most productive ways to understand the systemic nature of terminological phenomena. The article is devoted to the study of semantic features of English- and Russian-language musical terminological units, namely, to the identification of the semantic structure of terms and semantic oppositions that arise between them. Within the semantic structure of musical terms, in the aggregate of their connections and relationships that form the musical terminological system, the core, semantic periphery and additional semantic area are distinguished and classified according to the presence of these components into uninuclear proper, uninuclear with the periphery and uninuclear with the periphery and additional semantic area. At the first stage, a selection of musical terms in modern English and Russian has been compiled, at the second stage, the semantic structure of terminological units has been analyzed, and at the third stage, the key aspects of nomination have been identified, according to which explicit and implicit oppositions are being formed. The material for the study comprises a selection of the English- and Russian-language musical terminological units with the total volume of 1000 units (500 units of each language), selected by the method of continuous selection from electronic and printed sources, including dictionaries and glossaries, musical notations, monographs, textbooks and manuals, web portals on music topics. The research methods of the English- and Russian-language musical terminological units include the

method of continuous selection, methods of component and definition analysis, the method of linguacognitive modelling, as well as techniques of quantitative analysis. Within the framework of the study, three groups of musical terms have been identified depending on their semantic structure: the first group includes uninuclear terminological units with the semantic periphery, the second group includes uninuclear terms proper, and the third group is formed by uninuclear terms with the periphery and additional area of semantics. The first group is predominant in terms of quantity, the number of terms in which is almost 2.5 times more than in the second one, and the third group is represented by a small number of terminological units. There are at least 6 frequent and 12 less frequent key aspects of nomination within the musical terminology. The frequent key aspects of nomination with the help of which explicit oppositions are formed are: «Minor / major», «Volume / pitch», «Direction», «Location (locus)», «Singularity / Multiplicity», «Quantity». Less frequent aspects of nomination are: «Weakness / strength», «Perfection / imperfection», «Colour», «Presence / absence of sound», «Structure», «Quantity / Completeness / Size», «Genre of music», «Material», «Recommendations for performing a piece of music», «Role», «Style of playing an instrument», «Type of musical instrument».

Keywords: term, terminology, terminological system, music, semantics, semantic oppositions, explicit opposition, implicit opposition, key aspect of nomination, antonymy.

For citation: Razduev A.V, Sharanova E.G. Semantic structure of the term and semantic oppositions in musical terminology (drawing on the English and Russian language material). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 4, рр. 146-157 (In Russ.).

Введение

Предлагаемая статья посвящена изучению некоторых семантических особенностей терминологических единиц в англо- и русскоязычной терминосистеме музыкальной сферы, а именно - возможности возникновения различных видов семантических оппозиций между терминоединицами и базису для формирования таких оппозиций. Весьма интересным представляется рассмотрение семантики термина с точки зрения парадигматических отношений между терминоединицами, в частности, антонимии. В целом «семантика термина в очень большой степени обусловлена его местом в системе понятий данной области знания, и поэтому значение каждого отдельного термина координировано значением других терминов этой же системы» [1: 25; см. также: 2]. Уже традиционным стал анализ терминосистемы специальной области знания или деятельности на предмет номинативных особенностей и возникновения у отдельных терминологических единиц эксплицитных и имплицитных оппозиций [см. подробнее: 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]. Основными взаимокоррелирующими задачами в рамках статьи является определение ключевых аспектов номинации специальных понятий, частотно используемых в подъязыке музыки, выделение основных оппозиционно-тематических групп музыкальных терминов, а также исчисление соотношения между эксплицитными и имплицитными оппозициями в обозначенных группах. Семантическое моделирование исследуемых терминоединиц сферы музыки проводилось нами на материале выборки англо- и русскоязычных терминологических единиц с учетом их семантической структуры и семантических особенностей.

Цель статьи

Целью статьи является анализ англо- и русскоязычных терминологических единиц музыкальной сферы с точки зрения возникновения между ними эксплицитных и имплицитных семантических оппозиций, включая выявление ключевых аспектов номинации, их частотных вербализаторов и соответствующих оппозиционно-тематических групп.

Обзор литературы

Следует отметить, что анализ семантики и «изучение семантических оппозиций в терминологии является одним из продуктивных путей проникновения в системную сущность языковых и, в частности, терминологических явлений» [10: 25]. В рамках данной статьи мы работаем в рамках концепции О.А. Алимурадова и М.Н. Лату [3], которые делят семантику терминологической единицы на семантическое ядро, несущее в себе основное значение, выражающее суть специального понятия (основной терминоэлемент, являющийся обязательным); семантическую периферию, включающую репрезентацию характеристик специального понятия и выраженную классифицирующим(и) терминоэлементом(а-ми), выступающим(и) необязательным(и), а также добавочную область семантики, которая может наличествовать в некоторых терминах и выражаться в виде предлогов, союзов, артиклей. Семантика термина, вербализованная периферийными компонентами-терминоэлементами (гораздо чаще, чем ядерными

терминоэлементами), может явно противопоставляться, когда два понятия выступают в роли «антони-мичных», или подобное противопоставление бывает неявным, т.е. подразумевается. В обоих случаях мы имеем дело с различного вида семантическими оппозициями, однако в первом случае - с эксплицитными, фактическими оппозициями, а во втором - имплицитными, косвенными, т.е. теоретически возможными. Обычно наличие косвенной оппозиции подразумевает возможность развития научного знания в данном направлении, именно здесь можно ожидать приращение нового знания и появление новых терминологических единиц в рамках динамичного развития соответствующей терминосистемы. Эксплицитные семантические оппозиции бывают как бинарные, т.е. содержащие два противопоставляемых термина, так и градуальные, состоящие из трех и более терминологических единиц. Различные виды оппозиций терминов будут рассмотрены нами на материале англо- и русскоязычной терминологической лексики музыкальной сферы. Мы отмечаем, что семантические оппозиции в данном ключе уже рассматривались на материале терминосистем военного дела [3], нанотехнологий и газодобычи [5], генетики и генной инженерии [6], менеджмента [11], изобразительного искусства [12], цифровой фотографии [13] и др., однако терминосистема сферы музыки не подвергалась анализу.

Материал исследования

Материалом для анализа послужила выборка англо- и русскоязычных терминологических единиц сферы музыки общим объемом 1000 единиц (по 500 единиц каждого языка), отобранных методом сплошной выборки из электронных и печатных источников, включающих словари и глоссарии, музыкальные нотации, монографии, учебники и учебные пособия, веб-порталы по музыкальной тематике.

Методы исследования

Основными методами исследования англо- и русскоязычных терминологических единиц музыкальной сферы в плане анализа семантической структуры и возможности возникновения эксплицитных и имплицитных оппозиций являются метод сплошной выборки, методы компонентного и дефиницион-ного анализа, метод лингвокогнитивного моделирования, а также технологии количественного анализа.

Результаты и дискуссии

Как уже было обозначено выше, терминологические единицы музыкальной сферы (впрочем, как и многих других сфер человеческой деятельности) обладают дискретной семантикой [см. также: 14; 15; 16], т.е. в их семантической структуре можно выделить некоторые компоненты, в частности, семантическое ядро и периферию. В целом, выделение ядра и периферии значения - это экономный способ описания структуры лексического значения терминоединиц. Среди объективных критериев, по которым мы можем отнести тот и иной компонент значения к разряду ядерных или периферийных, можно назвать следующие:

1) в семантическом ядре (ядерной семе) содержится основной, постоянный признак специального предмета, процесса или явления;

2) данный признак, содержащийся в ядерной семе, является обязательным и неустранимым, т.е. без него предмет, процесс или явление утрачивает свою сущность, качественную определенность и/или способность выполнять необходимую функцию [17: 36-85].

В зависимости от наличия или отсутствия периферийной области (содержащей непостоянные и необязательные признаки предмета, процесса или явления) терминологические единицы могут быть отнесены к категориям одноядерных с семантической периферией или просто одноядерных. Рассмотрим данное деление более подробно на примере музыкальных терминов из современных английского и русского языков. Следует сразу оговориться, что наличие двух и более семантических ядер у термина, в основном, не предполагается, это чрезвычайно редкое явление, и двуядерные термины в выборке терминоединиц не представлены.

Так, например, термин bar (такт, тактовая черта) имеет следующее определение: «In music, a bar is a subsection of time that's defined by a time signature. For example, a 4/4 time signature assigns four quarter notes to each bar» [18] (В музыке тактовая черта / такт - это отрезок времени, который определяется тактовым размером. Например, тактовый размер в 4/4 означает четыре четвертные ноты в каждом такте) (Здесь и далее перевод наш. - А.Р., Е.Ш.). Такт - это метрическая музыкальная единица - каждая из равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение по числу метрических ударений в нем; время между двумя размеренными движениями, равномерными ударами, а также каждый из равномерно следующих один за другим ударов, движений [19]. Как видим, термины bar и такт являются одноядерными, основная сема которых - «время, отрезок времени».

Также одноядерными выступают термины clef и (музыкальный) ключ. Приведем соответствующие определения: The clef is a symbol used at the beginning of a piece of sheet music to denote the note values on the staff [18] (Ключ - это знак, используемый в начале нотного произведения для обозначения длительности нот на нотном стане). Ключ (музыка) - это знак, определяющий абсолютную высоту нот на нотном стане [20]. Семантическое ядро - «знак в музыке, обозначающий длительность/высоту нот».

Приведем в пример другие одноядерные терминологические единицы: accent - акцент, rhythm -ритм, timbre - тембр, meter / metre - метр, tempo - темп, tone - тон, cadence / cadenza - каденция, interval - интервал, canon / qanum - канон, coda - кода, guitar - гитара, jam - импровизация, jazz -джаз, kantele - кантеле, kanun - канун, oboу - гобой, pandeira - пандейра, raga - рага, tabla - табла, tablature - табулатура, нотация; value - высота / длительность (ноты), time / measure - размер, note -нота, chord - аккорд, instrumentation / orchestration - инструментовка, bass - бас, soprano - сопрано, tenor - тенор, triad - трезвучие, duet - дуэт, overture - прелюдия, увертюра; phrase - (музыкальная) фраза, opera - опера, sharp - диез, staff - нотный стан, нотоносец; fanfare - фанфара, concert - концерт, pitch - высота звука, melody - мелодия, harmony - гармония, articulation - артикуляция, штрихи; scale - звукоряд, гамма; key - тональность, flat - бемоль, major - мажор, minor - минор, natural - бекар, tonic - тоника, dominant - доминанта, root - основной тон (аккорда), notation - нотация, нотная запись; stem - штиль ноты; flag - хвостик, флажок ноты; slur - фразировочная лига (штрих легато), tie - связующая лига (залиговка двух одинаковых нот), medley - попурри, treble - дискант, сопрано; beat - бит, ритм; chorus - припев; lyric - текст песни, riff- риф, album - альбом [19; 21; 22; 23; 24 и др.] и т.д. Как видим в основном чисто одноядерные термины - это непроизводные и/или однословные единицы, и одноядерность терминологических единиц во многих случаях сохраняется в английском и русском языках, однако есть и исключения (например, scale - звукоряд, pitch - высота звука, notation -нотная запись и др.).

Музыкальные термины с семантической периферией представлены, главным образом, производными единицами, зачастую состоящими из двух и более цельнооформленных, пишущихся через дефис, а также отдельных терминоэлементов. Так, например, в английском языке понятие «странствующий музыкант» может быть выражено разными терминами: busker, stroller (одноядерные термины) или wandering musician, itinerant musician, strolling musician, vagrant musician (одноядерный с семантической периферией). Ядро: musician - «музыкант, оркестрант», периферия: to wander - «бродить, странствовать, скитаться», to stroll - «скитаться, странствовать» vagrant - «бродячий, странствующий»; itinerant - «разъездной, путешествующий, мигрирующий, кочующий, странствующий» [21; 22].

Проанализированный выше термин clef (ключ) выступает в роли основообразующего терминоэле-мента при образовании следующих одноядерных музыкальных терминов с периферией: treble clef -скрипичный ключ, bass clef - басовый ключ. Семантическая периферия представлена классифицирующими терминоэлементами treble («тройной, утроенный, дискантовый») и bass («бас; басовый, низкий») [21; 22].

Приведем примеры одноядерных терминов с семантической периферией из сферы музыки: palm muting - глушение струн ребром правой руки, musical tone - музыкальный звук, whole tone / whole step -целый тон, semitone / half step - полутон, musical tuning - музыкальный строй, stressed beat / accented beat - сильная доля, unstressed beat / unaccented beat - слабая доля, downbeat - первая доля, upbeat - затакт, scale degree - ступень звукоряда, relative key - параллельная тональность, parallel key - одноименная тональность, key signature - ключевые знаки, keynote - тоника, subdominant - субдоминанта, ledger line - дополнительная линейка, notehead - головка ноты, rhythmic grouping - группировка длительностей, repeat sign - реприза, sheet music - ноты, нотная запись музыкального произведения; live performance - «живое» исполнение, perfect pitch - абсолютный слух, scorewriter - нотный редактор, music notation software - программное обеспечение для записи нот, music theory - музыкальная теория, ear training - развитие музыкального слуха, musical memory / music-related memory - музыкальная память, sight-reading - чтение с листа, sight-singing - пение (вокал) с листа, instrumental version - инструментальная версия, backing vocals - бэк вокал, keyboard player - клавишник, rhythm section - ритм-секция (джаз), cover version - кавер-версия, alternating note - вспомогательная нота, audio-frequency amplifier - усилитель звуковой частоты, background vocal - фоновый вокал, barrel drum - барабан с высоким корпусом, bottom part - нижний голос, bottom string - нижняя струна, bow hair - смычковый волос, carrying frequency - несущая частота, damper pedal - демпферная педаль,

drumstick - барабанная палочка, ensemble conducting - ансамблевое дирижирование, fiddlestick - смычок (для скрипки), fingerboard - гриф, flutter tonging - фрулято на духовых, kettledrums - литавры, ledger line - добавочная линейка, machine head - колок, note value - высота / длительность ноты, number opera - номерная опера, Pandean pipe - флейта Пана, pedal keyboard - ножная клавиатура органа, resonating hole - резонатор, sampling rate - скорость дискретизации, timing track - дорожка синхронизации, violin-maker - скрипичный мастер, whole-tone scale - целотонная гамма [19; 21; 22; 23; 24 и др.] и т.д. Здесь также следует отметить, что большинство терминологических единиц в плане семантической структуры совпадают в английском и русском языках, однако есть и несовпадения (например, resonating hole (одноядерный термин с периферией) - резонатор (одноядерный), fingerboard (одноядерный с периферией) - гриф (одноядерный) и т.д.). Кроме того, одноядерный с семантической периферией термин flutter tonging имеет эквивалент на русском языке - фрулято на духовых, относящийся к группе одноядерных терминов с периферией и добавочной областью семантики.

Приведем некоторые примеры из выборки англоязычных терминов: breaking of chords - разложенный аккорд, circle of fifths - квинтовый круг, playing by ear - игра на слух, подбор на слух; appreciation of music - музыкальное восприятие, digital-to-analog converter - цифро-аналоговый преобразователь, change of beat - смещение акцента, change of position - смена позиции, change of voice - смена (электронного) тембра, change of key - смена тональности, coefficient of absorption - коэффициент звукопоглощения, connection of chords - соединение аккордов, conservation of sound - звукозапись, figure of accompaniment - фигура сопровождения, hairs of the bow - волос смычка, range of sound - тесситура [19; 21; 22; 23; 24 и др.] и т.д. Как видим, добавочная область семантики служит скорее в качестве своего рода соединительного элемента и выражена, в основном, предлогами (частотно of, менее частотно to, by).

В целом в музыкальной сфере одноядерных терминов с семантической периферией почти в два с половиной раза больше, чем чисто одноядерных, меньше всего представлены одноядерные терминологические единицы с периферией и добавочной областью семантики (см. Диаграмму 1). Следует отметить, что различие процентного соотношения данных групп в рамках английских и русских терминов незначительно.

11%

25%

64%

■ Одноядерные с периферией

■ Одноядерные

■ Одноядерные с периферией и доб. областью семантики

Диаграмма 1. Семантическая структура англо- и русскоязычных музыкальных терминов / Diagram1. Semantic structure of the English- and Russian-language musical terms

После рассмотрения семантической структуры музыкальных терминов в современных английском и русском языках необходимо выявить, какие виды семантических оппозиций превалируют, а какие

встречаются реже. Начнем с эксплицитных оппозиций, т.е. тех, которые явно выражены и вербализуются классифицирующими терминоэлементами. Само выявление семантических оппозиций - это комплексный процесс, состоящий из нескольких этапов. На первом этапе на материале имеющейся выборки терминологических единиц происходит отбор терминов, у которых может быть явно выявлен ключевой аспект номинации, по которому формируется эксплицитная (фактическая) оппозиция. Далее происходит определение компонента терминоединицы (терминоэлемента), вербализующего оппози-тивный признак, построение оппозиционно-тематических групп. На третьем этапе мы устанавливаем конкретные оппозитивные ряды терминоединиц и при необходимости пополняем терминологическую выборку из соответствующих источников - словарей, глоссариев и т.д. На финальном этапе идет фиксация вида терминологической оппозиции, количественный подсчет полученных данных и выявление процентного соотношения эксплицитных и имплицитных семантических оппозиций по каждому ключевому аспекту номинации.

Весьма частотны оппозиции, связанные с нотами и ладами гармонической тональности - ключевой аспект номинации «Минорность / Мажорность» (терминоэлементы-вербализаторы «minor / минор -major /мажор»), например: B minor, B-minor - B major, B-major / си-минор, си-минорный - си-мажор, си-мажорный; B-flat minor - B-flat major / си-бемоль минор - си-бемоль мажор; C minor, C-minor - C major, C-major / до-минор, до-минорный - до-мажор, до-мажорный; D minor, D-minor - D major, D-major / ре-минор, ре-минорный - ре-мажор, ре-мажорный; D-flat minor - D-flat major /ре-бемоль минор - ре-бемоль мажор; E minor, E-minor - E major, E-major /ми-минор, ми-минорный - ми-мажор, ми-мажорный; E-flat minor - E-flat major / ми-бемоль минор - ми-бемоль мажор; F minor, F-minor - F major, F-major / фа-минор, фа-минорный - фа-мажор, фа-мажорный; F-sharp minor - F-sharp major / фа-диез мажор -фа-диез минор; G minor, G-minor - G major, G-major / соль-минор, соль-минорный - соль-мажор, соль-мажорный; G-flat minor - G-flat major / соль-бемоль минор - соль-бемоль мажор; A minor, A-minor - A major, A-major /ля минор, ля-минорный - ля мажор, ля-мажорный; A-flat minor - A-flat major /ля-бемоль; ля-бемоль минор, ля-бемоль минорный - ля-бемоль мажор, ля-бемоль мажорный; A sharp minor - A sharp major /ля-диез минор, ля-диез минорный - ля-диез мажор, ля-диез мажорный; harmonic minor - harmonic major / гармонический мажор - гармонический минор; melodic minor - melodic major / мелодический мажор - мелодический минор [19; 21; 22; 23; 24 и др.] и т.д. В рамках данного ключевого аспекта номинации практически исключительно представлены эксплицитные семантические оппозиции.

Весьма частотным ключевым аспектом номинации, на основе которого строятся семантические оппозиции музыкальных терминов, выступает «Громкость / высота звука». Приведем примеры фактических оппозиций: decrescendo, diminuendo - crescendo /декрещендо, диминуэндо, с постепенно уменьшающейся громкостью - крещендо, постепенно увеличивая громкость; piano - forte / слабо, тихо - громко, сильно; mezzo piano - mezzo forte / меццо пиано, умеренно тихо - меццо форте, умеренно громко; pianissimo - fortissimo / очень тихо, очень слабо - очень громко, очень сильно; agogo low - agogo high / низконастроенный агого - высоконастроенный агого; conga low - conga high / низконастроенная конга

- высоконастроенная конга; cowbell low - cowbell high / низконастроенный каубел - высоконастроенный каубел [19; 21; 22; 23; 24 и др.] и т.д. Кроме того, в данную оппозиционно-тематическую группу мы относим голоса в вокальной партитуре, которые располагаются сверху вниз по мере понижения тесситуры и составляют многокомпонентную градуальную семантическую оппозицию: soprano - alto

- tenor - baritone, barytone - bass / сопрано - альт - тенор - баритон - бас. Данные термины также используются в качестве классифицирующих и основообразующих терминоэлементов для формирования производных терминов, например: soprano singer - alto singer - tenor singer - baritone singer, barytone singer - bass singer / (певец-)сопрано - (певец-)альт - (певец-)тенор - (певец-)баритон - (певец-)бас и т.д. Данный аспект номинации также предполагает, главным образом, образование эксплицитных семантических оппозиций.

В отличие от предыдущего, в рамках ключевых аспектов номинации «Направление / направленность» и «Расположение (локус)» формируются как эксплицитные, так и имплицитные семантические оппозиции. Первые представляют больший интерес, в связи с чем необходимо привести некоторые примеры: (вербализаторы left - right / левый - правый) left-hand part - right-hand part / партия левой руки - партия правой руки; leftmost measure - rightmost measure / первый видимый такт (в поле обзора на дисплее) - последний видимый такт (в поле обзора на дисплее); note in a space - note on a line / нота не на нотной линейке - нота на нотной линейке; (вербализаторы top, upper - lower, bottom / верхний -

нижний): top part, upper part - bottom part / верхний голос - нижний голос; top string - bottom string / верхняя струна - нижняя струна; upper manual - lower manual / верхний мануал - нижний мануал; upper tone - lower tone / верхний звук - нижний звук; upper voice - lower voice / верхний голос - нижний голос [19; 21; 22; 23; 24 и др.] и т.д. Кроме того, семантические оппозиции по данному аспекту номинации могут быть вербализованы только в одном языке, например, в русском: table - back / верхняя дека у струнных инструментов - нижняя дека у струнных инструментов и т.д. В плане расположения фрагментов музыкального произведения также выделяются: prelude - interlude, intermezzo / прелюдия -интермедия, интерлюдия [19; 21; 22; 23; 24 и др.] и т.д.

Ключевые аспекты номинации «Единственность / Множественность» (вербализаторы mono— poly- /моно-, одно- - поли-, много-) и «Количество» почти на 90% используются для образования эксплицитных оппозиций, например: homophony - heterophony / гомофония - гетерофония; monophony, monomelody, monotony - polyphony, polyvocality / монофония, одноголосие - полифония, многоголосие; (mono)chord - polychord / (моно)аккорд - полиаккорд; monody - polydy /монодия - полидия; monome-try - polymetry / монометрия - полиметрия; monotonality - polytonality / монотональность - политональность [19; 21; 22; 23; 24 и др.] и т.д. Градуальные семантические оппозиции представлены такими терминологическими единицами, как: texture of many parts - texture of two parts, two-part harmony -texture of three parts, three-part harmony - texture of four parts, four-part harmony / многоголосное изложение - двухголосное изложение - трехголосное изложение - четырехголосное изложение; two-part texture - three-part texture - four-part texture / двухголосие - трехголосие - четырехголосие [19; 21; 22; 23; 24 и др.] и т.д.

Менее частотны ключевые аспекты номинации «Слабость / сила», например: unaccented beat -accented beat / слабая доля, неударная доля такта - сильная доля, ударная доля такта; unamplified sound - amplified sound / неусиленный звук - усиленный звук и т.д.; «Совершенство / несовершенство», например: perfect dissonance - imperfect dissonance / совершенный диссонанс - несовершенный диссонанс; perfect pitch - relative pitch / абсолютный слух - относительный слух; perfect cadence - imperfect cadence / полная совершенная каденция, полный каданс - неполная каденция, неполный каданс; greater perfect system - lesser perfect system / большая совершенная система - малая совершенная система; undistorted melody - distorted melody / неискаженная мелодия - искаженная мелодия; cacophony -euphony / какофония- эвфония и т.д.; «Цвет», например: black key - white key, ivory key / черная клавиша - белая клавиша (примерами косвенных оппозиций могут послужить термины semitone key, lack key - черная клавиша; white noise - белый шум, white notation - белая нотация) и т.д.; «Наличие / отсутствие звука», например: a note (sound) - a rest (silence) / нота (звук) - тишина; unaccompanied song - accompanied song / песня без сопровождения - песня с сопровождением; unmusical - musical / немузыкальный - музыкальный и т.д.; «Структура», например: unbarred - barred / не разделенный на такты - разделенный на такты; градуальная оппозиция: bar line - double bar line - heavy double bar line /линия между тактами - двойная линия между тактами /жирная двойная линия между тактами и т.д.; «Количество / Полнота / Размер», например: Piu - meno /много - мало; full score - miniature score / симфоническая партитура, оркестровая партитура - карманная партитура; full(-size) orchestra, grand orchestra - small orchestra / большой симфонический оркестр - малый симфонический оркестр; «Роль» (Prima donna - Primo uomo / примадонна - примо уомо; proposta - risposta / пропоста -риспоста и др.; «Стиль игры на инструменте», например: arco - pizzicato / арко, играть смычком -пиццикато, играть щипками струн; «Рекомендации по исполнению музыкального произведения» (см. также ключевой аспект номинации «Громкость / высота звука»), например: gentile - bruscamente /мягко - грубо, funebre - festivo /похоронно, траурно - празднично и т.д.; «Материал», например: wood wind instruments - brass wind instruments / деревянные духовые музыкальные инструменты - медные духовые музыкальные инструменты и т.д.; «Тип музыкального инструмента», например: wind instruments - percussion instruments - bow instruments, bowed string instruments, scraped instruments / духовые музыкальные инструменты - ударные музыкальные инструменты - смычковые музыкальные инструменты и т.д.; «Жанр музыки», например: folk music - classical music -pop(ular) music /фолк-музыка, народная музыка - классическая музыка - поп(улярная) музыка (классифицирующие терминоэлементы folk / classical /pop(ular) используются также для образования других производных терминов) [19; 21; 22; 23; 24 и др.] и т.д. (см. подробнее Таблицу 1).

Таблица 1. Терминоэлементы-вербализаторы ключевых аспектов номинации в рамках семантических оппозиций музыкальных терминов / Table 1. Terms-verbalizators of key aspects of nomination in the framework of semantic oppositions of musical terms

Ключевой аспект номинации Частотные терминоэлементы-верба-лизаторы Процентное соотношение эксплицитных и имплицитных оппозиций

«Минорность / мажорность» minor / минор - major / мажор 100% / 0%

«Громкость / высота звука» piano - forte / слабо, тихо - громко, сильно; low - high / низкий - высокий 90% / 10%

«Направление / направленность», «Расположение (локус)» left - right / левый - правый; top, upper -lower, bottom / верхний - нижний 70% / 30%

«Единственность / Множественность», «Количество» mono— poly- / моно-, одно— поли-, много- 90% / 10%

«Слабость / сила» un- / не- 90% / 10%

«Совершенство / несовершенство» perfect - imperfect / совершенный - несовершенный 95% / 5%

«Цвет» black - white / черный - белый 60% / 40%

«Наличие / отсутствие звука» un- / не-, без 95% / 5%

«Структура» un- / не- 60% / 40%

«Количество / Полнота / Размер» full / полный 90% / 10%

«Жанр музыки» folk - classical - popular / фолк, фольклорный, народный - классический -поп, популярный 90% / 10%

«Материал» wood - brass / деревянный - медный 60% / 40%

«Рекомендации по исполнению музыкального произведения» - 20% / 80%

«Роль» - 30% / 70%

«Стиль игры на инструменте» - 50% / 50%

«Тип музыкального инструмента» - 60% / 40%

Заключение

Таким образом, в рамках статьи мы проанализировали семантическую структуру и возможность возникновения различного рода семантических оппозиций в терминосистеме сферы музыки в современных английском и русском языках. В плане структуры преобладают одноядерные музыкальные термины с семантической периферией (почти в 2,5 раза по сравнению с чисто одноядерными), при этом одноядерные с периферией и добавочной областью семантики представлены незначительно. Частотными ключевыми аспектами номинации, по которым происходит формирование эксплицитных оппозиций, выступают: «Минорность / мажорность», «Громкость / высота звука», «Направление / направленность», «Расположение (локус)», «Единственность / Множественность», «Количество». Менее частотными аспектами номинации являются: «Слабость / сила», «Совершенство / несовершенство», «Цвет», «Наличие / отсутствие звука», «Структура», «Количество / Полнота / Размер», «Жанр музыки», «Материал», «Рекомендации по исполнению музыкального произведения», «Роль», «Стиль игры на инструменте», «Тип музыкального инструмента».

Список литературы

1. Комарова З.И. Семантическая структура специального слова и ее лексикографическое описание. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991:156.

2. Алимурадов О.А. Функциональная природа лексического значения. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2004;4:77-82.

3. Алимурадов О.А., Лату М.Н. Особенности моделирования семантики терминоединиц. Терминологические оппозиции (на материале англоязычной военной терминологии). Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010;3:6-15.

4. Алимурадов О.А., Чурсин О.В. Картины языка музыки. Функционально-семантическая характеристика современной английской музыкальной лексики: когнитивно-фреймовый подход. М.: URSS, 2009:183.

5. Андриевская В.Ю., Докуто Б.Б., Раздуев А.В. Семантические модели терминоединиц фундаментальной и прикладной терминосистем современного английского языка (сравнительный анализ на примере терминосистем нанотехнологий и газодобычи). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015;9-1(51):29-34.

6. Раздуев А.В., Дрокина А.Б., Дрокин С.М., Симонова Е.А. Особенности семантики англо-, испано-и русскоязычных терминов сфер генетики и генной инженерии. Вестник Пятигорского государственного университета. 2019;4:79-85.

7. Алимурадов О.А., Лату М.Н. Особенности терминологической номинации: когнитивно-семантический подход (на материале китайской и английской терминологии боевых искусств). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008;1-2(1):6-13.

8. Раздуев А.В., Алимурадов О.А. Некоторые антропоцентрические параметры терминологической номинации (на материале терминов-эпонимов сферы нанотехнологий). Когнитивные исследования языка. 2016;27:580-591.

9. Лату М.Н. Номинация в развивающихся терминосистемах: монография. Пятигорск: СНЕГ, 2015:192.

10. Лату М.Н. Англоязычная военная терминология в ее историческом развитии: структурно-семантический и когнитивно-фреймовый аспекты: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Ростов-на-Дону, 2009:222.

11. Горбунова Н.Н. Основные характеристики англоязычной терминосистемы сферы менеджмента и ее тематическая стратификация. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014;2:76-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Хасанова З.С., Хакиева З.У Семантические модели и семантические оппозиции, реализующиеся в корпусе англоязычных терминов сферы изобразительного искусства. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017;6(72)-3:168-172.

13. Асадова А.Ю. Некоторые лингвистические характеристики терминологических единиц (на примере современной англоязычной терминологии цифровой фотографии). Молодой ученый. 2015;6(86):794-799.

14. Grossi M. Semantic Indexing of Musical Resources. The Application of the Nuovo soggettario System and its Implementation with a specialized Terminology. JLIS.IT. 2020;11-2:59-81.

15. Herzog M., Lepa S., Egermann H., Schoenrock A., Steffens J. Towards a common terminology for music branding campaigns. Journal of Marketing Management. 2020;36(1-2):176-209.

16. Lather A. The Sound of Music the Semantics of Noise in Early Greek Hexameter. Greek and Roman Musical Studies/ 2020;5(2):127-146.

17. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985:112.

18. Music Glossary: 50 Obscure Music Terms to Know. Доступно по: https://blog.landr.com/music-terms/. Ссылка активна на 30.10.2020.

19. Словарь русского языка Google от Oxford Languages. Доступно по: https://languages.oup.com/goo-gle-dictionary-ru/. Ссылка активна на 30.10.2020.

20. Ключ (музыка). Словари на Академике. Доступно по: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/971263. Ссылка активна на 30.10.2020.

21. Мультитран. Электронный словарь. Доступно по: https://www.multitran.com/. Ссылка активна на 30.10.2020.

22. Lingvo Live - онлайн-словарь от ABBYY. Доступно по: https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/ en-ru/. Ссылка активна на 30.10.2020.

23. Английские музыкальные термины. Доступно по: https://music-mydream.com/blog/angli-jskie-muzykalnye-terminy/. Ссылка активна на 30.10.2020.

24. Англо-русский словарь музыкальных терминов. Доступно по: http://www.vsemusic.ru/literature/ dictionary/engrusdictlist.php. Ссылка активна на 30.10.2020.

References

1. Komarova ZI. Semantic structure of a special word and its lexicographic description. Sverdlovsk: the Ural University Publishing House, 1991:156.

2. Alimuradov OA. Functional nature of lexical meaning. Pyatigorsk State Linguistic University Bulletin. 2004;4:77-82.

3. Alimuradov OA., Latu MN. Some features of modelling the semantics of terminological units. Terminological oppositions (drawing on the English-language military terminology). Irkutsk State Linguistic University Bulletin. 2010;3:6-15.

4. Alimuradov OA., Chursin OV The pictures of the language of music. A functional-semantic characteristic of the modern English music lexis: a cognitive-frame approach. M.: URSS, 2009:183.

5. Andriyevskaya VYu., Dokuto BB., Razduyev AV Semantic models of terminological units of fundamental and applied terminology systems of the modern English language (a comparative analysis drawing on the example of Nanotechnologies and Gas Production terminology systems). Philological Sciences. Issues of theory and practice. 2015;9-1(51):29-34.

6. Razduev AV., Drokina AB., Drokin SM., Simonova EA. Some features of semantics of the English-, Spanish- and Russian-language Genetics and Genetic Engineering terms. Pyatigorsk State University Bulletin. 2019;4:79-85.

7. Alimuradov OA., Latu MN. Some features of the terminological nomination: a cognitive-semantic approach (drawing on the material of the Chinese and English terminology of Martial Arts). Philological Sciences. Issues of theory and practice. 2008;1-2(1):6-13.

8. Razduyev AV., Alimuradov OA. Some anthropocentric parameters of the terminological nomination (drawing on the material of Nanotechnology eponymic terms). Cognitive Studies of Language. 2016;27:580-591.

9. Latu MN. Nomination in the developing terminological systems: monograph. Pyatigorsk: SNEG, 2015:192.

10. Latu MN. English-Language military terminology in its historical development: structural-semantic and cognitive-frame aspects: PhD thesis in Philology: 10.02.04. Rostov-on-don, 2009:222.

11. Gorbunova NN. Main characteristics of the English-language Management terminology system and its thematic stratification. Pyatigorsk State Linguistic University Bulletin. 2014;2:76-83.

12. Khassanova ZS., Khakiyeva ZU. Semantic models and semantic oppositions implemented in the corpus of English-language Fine Art terms. Philological sciences. Issues of theory and practice. 2017;6(72)-3:168-172.

13. Assadova AYu. Some linguistic characteristics of terminological units (drawing on the example of the modern English-language Digital Photography terminology). Young Scientist. 2015;6(86):794-799.

14. Grossi M. Semantic Indexing of Musical Resources. The Application of the Nuovo soggettario System and its Implementation with a specialized Terminology. JLIS.IT, 2020; 11-2: 59-81.

15. Herzog M., Lepa S., Egermann H., Schoenrock A., Steffens J. Towards a common terminology for music branding campaigns. Journal of Marketing Management. 2020;36(1-2):176-209.

16. Lather A. The Sound of Music the Semantics of Noise in Early Greek Hexameter. Greek and Roman Musical Studies. 2020;5(2):127-146.

17. Sternin IA. Lexical meaning of a word in speech. Voronezh, 1985:112.

18. Music Glossary: 50 Obscure Music Terms to Know. Available at: https://blog.landr.com/music-terms/. Accessed October 30, 2020.

19. Google Russian Dictionary from Oxford Languages. Available at: https://languages.oup.com/goo-gle-dictionary-ru/. Accessed October 30, 2020.

20. Key (music). Dictionaries on the Academic. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/971263. Accessed October 30, 2020.

21. Multitran. Electronic dictionary. Available at: https://www.multitran.com/. Accessed October 30, 2020.

22. Lingvo Live-online dictionary from ABBYY. Available at: https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/ en-ru/. Accessed October 30, 2020.

23. English musical terms. Available at: https://music-mydream.com/blog/anglijskie-muzykalnye-terminy/. Accessed October 30, 2020.

24. English-Russian dictionary of musical terms. Available at: http://www.vsemusic.ru/literature/dictio-nary/engrusdictlist.php. Accessed October 30, 2020.

Сведения об авторах:

Раздуев Алексей Валерьевич, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры западноевропейских языков и культур, Пятигорский государственный университет, кафедра западноевропейских языков и культур, г. Пятигорск, Российская Федерация.

E-mail: arazduev@bk.ru

Адрес: 357532, Пятигорск, пр. Калинина, 9. ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный универси-

Шаранова Евгения Геннадьевна, магистрант кафедры западноевропейских языков и культур, Пятигорский государственный университет, кафедра западноевропейских языков и культур, г. Пятигорск, Российская Федерация.

E-mail: ev0shar@yandex.ru

Адрес: 357532, Пятигорск, пр. Калинина, 9. ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный универси-

Bionote:

Aleksey V. Razduyev, PhD in Philology, associate professor, associate professor of the West-European Languages and Cultures Chair, Pyatigorsk State University, West-European Languages and Cultures Chair, Pyatigorsk, Russian Federation.

E-mail: arazduev@bk.ru

Address: 357532, Pyatigorsk, 9 Kalinin Ave, Pyatigorsk State University.

Eugenia G. Sharanova, master student of the West-European Languages and Cultures Chair, Pyatigorsk State University, West-European Languages and Cultures Chair, Pyatigorsk, Russian Federation.

E-mail: ev0shar@yandex.ru

Address: 357532, Pyatigorsk, 9 Kalinin Ave., Pyatigorsk State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.