Научная статья на тему 'Семантическая структура лексемы святой в исторических и современных толковых словарях русского языка'

Семантическая структура лексемы святой в исторических и современных толковых словарях русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
609
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВО (ЛЕКСЕМА) / СВЯТОЙ / ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ СЛОВАРИ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / WORD (LEXEME) / SAINT / HISTORICAL AND MODERN EXPLANATORY DICTIONARIES / QUANTITATIVE AND SUBSTANTIAL CHANGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова Светлана Анатольевна

В толковых словарях лексема святой представлена как многозначная. Согласно историческим словарям, до XVIII века значения этого слова соотносились только со сферой религии. Лексико-семантические варианты данного слова, выявленные в современных толковых словарях, отражают религиозные знания о мироустройстве и об эстетически освоенной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic Structure of the Lexeme Saint in Russian Historical and Modern Explanatory Dictionaries

The dictionaries consider lexeme saint as polysemous. Before the 18 th century all the meanings of the word were covered by the religious sphere only. In the modern explanatory dictionaries, the meaning of the word reflects the religious knowledge about the universe and the reality of the human creative work.

Текст научной работы на тему «Семантическая структура лексемы святой в исторических и современных толковых словарях русского языка»

ЛИНГВИСТИКА

УДК 81.161.1’373:81’374.4

С. А. Смирнова

Семантическая структура лексемы святой в исторических и современных толковых словарях русского языка

В толковых словарях лексема святой представлена как многозначная. Согласно историческим словарям, до XVIII века значения этого слова соотносились только со сферой религии. Лексико-семантические варианты данного слова, выявленные в современных толковых словарях, отражают религиозные знания о мироустройстве и об эстетически освоенной действительности.

The dictionaries consider lexeme saint as polysemous. Before the 18th century all the meanings of the word were covered by the religious sphere only. In the modern explanatory dictionaries, the meaning of the word reflects the religious knowledge about the universe and the reality of the human creative work.

Ключевые слова: слово (лексема), святой, исторические и современные словари, количественные и семантические изменения.

Key words: word (lexeme), saint, historical and modern explanatory dictionaries, quantitative and substantial changes.

Лексика религиозной сферы долгое время находилась вне зоны внимания лингвистов. В последние десятилетия в связи с изменениями в политической, социальной и культурной жизни России активизировался интерес к изучению этого класса слов, о чем свидетельствует значительное количество научных работ, в которых религиозно-церковные единицы изучаются в разных аспектах, в том числе и лексикографическом. Говоря о данном аспекте, мы имеем в виду, с одной стороны, исследования, в которых названные единицы рассматриваются с точки зрения их описания в словарях (О. П. Альдингер, С. В. Булавина, Р. И. Горюшина, О. А. Крылова, Ю. Н. Михайлова, Т. П. Рогожникова, Ю. Н. Слаутина, С. В. Феликсов и др.), с другой - лексикографические источники, посвященные этим единицам (словари П. А. Алексеева, Г. Дьяченко, Эрика Нюстрема, А. Г. Кравецкого, Г. Н. Скляревской и др.). В настоящей статье предметом научного изыскания является лексема святой; задача статьи - рассмотреть объем и содержание данной лексемы, опираясь на исторические и современные толковые словари русского языка.

К исследованию привлечены два исторических лексикографических источника: «Материалы для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского и «Словарь русского языка XI - XVII вв.»1, в которых лексема святой описывается как многозначная: у данной единицы отмечается 7 лексико-семантических вариантов (далее ЛСВ) [11] или 10 ЛСВ [8]. Анализ словарных статей позволяет выявить в семантической структуре лексемы святой следующие значения:

1. (1) ‘Всесовершенный, исполненный святости (о Боге)’: Святой Дух, Святая Троица, Святый Боже, Отче святый, святые тайны [8, с. 210; 11, III, с. 307];

2. (2) ‘обладающий святостью, чистый, непорочный, праведный’: Святая Богородица, святая дева, святые бесплотные силы, святой Василий, святой отец Иоанн Златоуст [8, с. 210; 11, III, с. 307];

3. (3) ‘в знач. сущ. святой, праведник, угодник Божий’: святой, святая, иконы святых, умывать ноги святых и др. [8, с. 210]; как подзначе-ние ‘чистый, непорочный, праведный’ [11, III, с. 307];

4. (4) ‘священный (о предметах, относящихся к религии и богослужению, о святынях: реликвиях, предметах, постройках, местах)’: святое масло, святой сосуд, святое блюдо, святой потир, святые книги, святые слова, святые двери, святые места, святая земля, святая гора, святая святых и др. [8, с. 211; 11, III, с. 308];

5. (5) ‘посвященный в духовный сан или принявший монашество’: святой владыко, святой патриарх, святой митрополит, святой монах [8, с. 211; 11, III, с. 308];

(6) ‘ведущий к святости, освящающий’: святое крещение [11, III, 309];

(7) ‘освященный’: святой хлеб, святые дары, святое тело [11, III, с. 309];

(8) ‘относящийся к учению православной церкви’: святая церковь, святой собор, святое правило [11, III, с. 309];

6. (9) ‘основанный на правилах веры; обладающий священным авторитетом, освящающей силой (о христианских догматах, заповедях, о событиях религиозной истории и связанных с ними периодах, праздниках, обрядах и т.п.)’: святая неделя, святой день, святой символ, святое правило [8, с. 212];

7. (10) ‘в названиях церквей, монастырей, икон, церковных праздников’: церковь Святой Богородицы, от пасхи до всехъ святыхъ, святая пядница и под. [11, III, с. 310]; как подзначение ‘святой, праведник, угодник Божий’ и ‘освященный, священный (посвященный Богу и освящен-

1 В статье не представлены данные «Словаря древнерусского языка XI - XIV веков», т.к. работа над ним еще не завершена (изданы восемь томов, последний - на букву «П»).

ный - о святынях: реликвиях, предметах постройках, местах и т.п.)’ [8, с. 212];

8. (11) ‘православный, крещеный’: святое людство [8, с. 212];

9. (12) ‘чистый, свободный’ (от какого-либо порока): свят от лжи [8, с. 213];

10. (13) ‘связанный с Богом, божественный’: святой свет [8, с. 213];

11. (14) ‘связанный со святым, принадлежащий святому’: святые мощи [8, с. 213].

В исторических словарях русского языка тринадцать значений закреплены за словом святой, определяемым как имя прилагательное, и только одно значение соотносится с именем существительным; при этом указание на грамматическую принадлежность включено в толкование слова.

Сравнительный анализ словарных статей позволил выделить следующие значения, не отмеченные И. И. Срезневским: (1) ‘православный, крещеный’, (2) ‘связанный со святым, принадлежащий святому, святой’,

(3) ‘связанный с Богом, божественный’, (4) ‘основанный на правилах веры; обладающий священным авторитетом, освящающей силой’, (5) ‘чистый, свободный’, (6) ‘в названиях церквей, монастырей, икон’; а также выявить дополнительные компоненты в двух толкованиях «Словаря русского языка XI - XVII вв.»: ‘святой (как имманентный признак Бога, небесных сил)’ и ‘посвященный в духовный сан или принявший монашество’.

Все ЛСВ слова святой соотносятся с одной логико-понятийной сферой - религиозной, компоненты которой могут быть дифференцированы и представлены в виде следующей семантической системы: источник святости - Бог, Всевышний, Дух, Троица; проводники святости - Богородица, ангелы, апостолы, предтечи, пророки; воплощение святости - освященные предметы, признаки, ритуалы - церковь, жертвенник, трапеза, праздник, хлеб и пр.; свидетельства святости - священные предметы - Евангелие, книги, молитва и пр.; путь, ведущий к святости - крещение, путь и под.; святые Божии - святой муж, святой старец, святой человек. Приведенная семантическая система предполагает наличие соотносимых смыслов и представляет собой иерархию, которая может быть обозначена как «Бог -человек» или как «небесная (торжествующая) Церковь - земная (воинствующая) Церковь»; при этом единственной и абсолютной вершиной данной иерархии, ядерным смыслом является Бог. Отметим, что выявленная нами система подтверждает выводы В. В. Колесова о прилагательном святой, сделанные им на основании анализа текстов Кирилла Туровского [4].

Таким образом, в сознании средневекового человека лексема святой связывалась с «вечной и всеобъемлющей реальностью» - Богом. Подобная точка зрения представлена в библейских энциклопедиях и словарях, например: «Святой (евр. кадош) в самом глубоком смысле есть Бог, как абсолютно отделенный от всякого греха, как делающий только добро и ненавидящий зло» [1, с. 395]. Думается, что и семантический инвариант

религионима святой может быть определен как ‘Всесовершенный, Бог’. В сочетании же с именами существительными это значение конкретизируется: Святая Богородица (Дева) - ‘имеющая непосредственное отношение к Богу’; святой ангел, апостол, пророк - ‘служащий Богу’; святой монах, владыко - ‘посвященный Богу, отмеченный Богом’; святой муж, угодник, старец - ‘уподобившийся Богу’; святой свет - ‘исходящий от Бога’; святая гора, святая святых - ‘связанная с Богом’ и т.п.

Современные толковые словари, привлеченные к исследованию, представлены двумя группами1. Первую группу составляют словари советского периода, для которых характерна принадлежность к светскому дискурсу и адресованность массовому читателю с формирующимся атеистическим сознанием: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Словарь современного русского литературного языка» (БАС), «Словарь русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой (МАС); вторую группу - словари постсоветского периода, также обслуживающие светский дискурс, однако ориентированные на адресата с формирующимся свободным отношением к религии: «Толковый словарь

русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» Т. Ф. Ефремовой, «Большой толковый словарь» под редакцией С. А. Кузнецова. Особое место в этой классификации занимает «Словарь православной церковной культуры»

Н. Г. Скляревской, так как отвечает «в равной мере потребностям и светского, и религиозного дискурсов», но ориентирован «на адресата с формирующимся православным сознанием» [5, с. 7].

В современных лексикографических источниках, как и в исторических словарях, слово святой отмечено в качестве имени существительного и имени прилагательного; при этом Т.Ф. Ефремова и Н.Г. Скляревская святой-существительное и святой-прилагательное квалифицируют как омонимы.

Многозначное слово святой представлено разным количеством значений: 4 ЛСВ [6; 7], 5 ЛСВ [2], 7 ЛСВ [12], 8 ЛСВ [3; 9; 10]. Семантический анализ данных толковых словарей выявил следующее.

Во-первых, из 14 ЛСВ, ранее отмеченных в исторических лексикографических источниках, словари современного русского языка приводят только 6:

(1) ‘обладающий абсолютным (высшим) совершенством, чистотой и сверхъестественной силой, божественный; исполненный святости’: Святой Дух, Святая Троица, святое семейство (Дева Мария, ее муж Иосиф и

1 В работе используется классификация толковых словарей, отражающих семантическую сферу «религиозное», по типу дискурса и образу адресата, представленная в диссертационном исследовании Ю. Н. Михайловой [5].

73

младенец Христос), святая церковь, святые тайны, святая вода [2; 3; 7; 9; 10; 12];

1. (2) ‘праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу’: святой человек, святой монах [9, IV, с. 59; 12, III, с. 164]; как подзначение ‘человек, посвятивший свою жизнь служению Богу и после смерти признанный церковью покровителем верующих’ [10, XVII, с. 468];

(3) ‘в знач. сущ. человек, посвятивший свою жизнь служению Богу и после смерти признанный церковью покровителем верующих’: культ святых, святой апостол, святые праведники, святые угодники, святые праотцы [2; 3; 6; 9; 10; 12]; ‘наделенный божественной благодатью; являющийся источником божественной силы (обычно как эпитет)’ [7, с. 222].

(4) ‘свойственный, связанный с таким (святым) человеком’: святые мощи [12, III, с. 164]; как подзначение ‘проведший свою жизнь в служении Богу и признанный церковью после смерти покровителем верующих’ [10, XVII, с. 468];

(5) ‘связанный с религиозным поклонением и церковными обрядами’: святая икона, святое Писание, святая книга, святой крест, святой храм, святая церковь, святые слова и др. [2; 3; 12]; ‘освященный, священный; предназначенный для служения Богу’ [7, с. 222]; как подзначение ‘обладающий высшим совершенством и силой; божественный’ [9, IV, с. 59; 10, XVII, с. 468];

(6) ‘исходящий от Бога; связанный с Богом; близкий к Богу’: святое Евангелие, святое Воскресение, святой крест [7, с. 222].

Во-вторых, авторами словарей привлекаются к описанию и толкуются многие уже известные, сформировавшиеся ранее «составные наименования» - Святой Дух, Святая Троица, святая церковь, святые тайны, святая вода, святой монах, святой патриарх, святые мощи, святой храм, святые слова и др., а также новые именования - святое семейство (Дева Мария, ее муж Иосиф и младенец Христос), святое Воскресение, святой крест, святой человек и под.

В-третьих, для лексемы святой фиксируются новые значения, связанные с религиозно-церковной сферой и не отмеченные в исторических словарях:

(1) ‘иконы с изображением святых людей’: сидеть под святыми [12,

III, с. 164];

(2) ‘наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы’: святая вода, святые дары, святой источник, святые тайны [6, с. 705; 12, III, с. 164]; как подзначение ‘обладающий высшим совершенством и сверхъестественной силой’ [2, с. 1164];

(3) ‘относящийся к Пасхе, имеющий место в Пасху, происходящий на Пасхе(-у)’: святой кулич, святая Пасха, святая неделя [3, II, с. 570; 10, XVII, с. 468].

В-четвертых, ни один из указанных источников не регистрирует значения: ‘ведущий к святости, освящающий’, ‘относящийся к учению православной церкви’, ‘основанный на правилах веры’, ‘православный, крещеный’, ‘в названиях церквей, монастырей, икон’, ‘чистый, свободный’ (от какого-либо порока), а также обозначение церковного чина; значения ‘связанный с Богом, божественный’ и ‘освященный, священный’ указаны лишь Н. Г. Скляревской.

В-пятых, отмечается иная последовательность ЛСВ, например:

(1) ‘обладающий высшим совершенством и сверхъестественной силой’;

(2) ‘связанный с религиозным поклонением и церковными обрядами’;

(3) ‘проведший жизнь в служении Богу и церкви ...’ [2, с. 1164].

В-шестых, на основе значения ‘обладающий абсолютным (высшим) совершенством, чистотой и сверхъестественной силой, божественный’ объединяются не только составные наименования Святой Дух, Святая Троица, но и святое семейство (Дева Мария, ее муж Иосиф и младенец Христос), святая церковь, святые тайны, святая вода; на основе значения ‘человек, посвятивший свою жизнь служению Богу и после смерти признанный церковью покровителем верующих’ - святые угодники, а также святой апостол, святые праведники, святые праотцы, культ святых и т.д.

В-седьмых, значение ‘Всесовершенный, Бог’ не является основным (инвариантным) в двух современных словарях: в «Словаре современного русского литературного языка» и в Словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

В-восьмых, авторами современных словарей отмечаются «светские» («профанные») значения, соотносимые с эстетически освоенной действительностью:

2. (1) ‘не виновный в чем-либо, перед кем-либо; безгрешный’: Ковалев чист и свят [9, IV, с. 60]; как подзначение ‘высоконравственный, безупречный в своей жизни и т.д.’ [10, XVII, с. 470];

(2) ‘высоконравственный, безупречный; безгрешный, непорочный’: святая женщина, святая Татьяна, святая жизнь, святое терпение [2; 3; 10]; как подзначение ‘праведный, угодный богу’ [9, IV, с. 60];

3. (3) ‘проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный’: святая лира, святая чистота, святая любовь, святая женская душа [6, с. 706; 12, III, с. 164] как подзначение ‘высоконравственный, безупречный в своей жизни и т.д.’ [10, XVII, с. 471];

(4) ‘истинный, величественный и исключительный по важности; почетный’: святой долг, святая обязанность, святое дело [6; 9, IV, с. 60]; как подзначение ‘проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный’ [12, III, с. 164];

4. (5) ‘благородный, освященный высокой целью, возвышенный’: святой бой, святое чувство гуманизма [9, IV, с. 59; 10, XVII, с. 470]; как

подзначение ‘высоконравственный, безупречный в своей жизни и т.д.’ [3,

II, с. 570];

5. (6) ‘глубоко чтимый; дорогой, заветный, любимый’: святая родина, святая вера, святая партия [3, II, с. 570; 9, IV, с. 60; 10, XVII, с. 470]; как подзначение ‘проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный’ [12, III, с. 164];

(7) ‘незыблемый, нерушимый’: святой закон [3; 9; 10]; как подзначе-ние ‘проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный’ [12, III, с.165];

(8) ‘совершенно необходимый, очень важный, высокий, почетный’: святая задача, святое дело [3, II, с. 570; 10, XVII, с. 471]; как подзначение ‘проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный’ [12, III, с. 165];

(9) ‘безусловный, полный’: святая правда [9, IV, с. 60].

Следовательно, если в исторических словарях все ЛСВ соотносятся с

религиозными понятиями, то в современных лексикографических источниках только 9 из них относятся к названной сфере.

В толковых словарях советского периода большинство значений слова святой сопровождается соответствующими пометами, например, в Словаре Д. Н. Ушакова три ЛСВ даются с пометой «религ.» (религиозное), два -с пометой «церк.» (церковное). В словарях постсоветского периода названные пометы используются редко, однако лексическое значение уточняется за счет включения в толкование маркера, указывающего на конфессиональную принадлежность: «в религиозных представлениях», «в христианстве и некоторых других религиях» и т.д. Названные маркеры отмечаются и в «Большом толковом словаре русского языка» С.А. Кузнецова.

Ю. Н. Михайлова, сопоставляя толкования единиц религиозной сферы в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1953) и в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (1997), отмечает особую роль маркеров. Для словарей советского периода, по ее мнению, характерны сложные образования «религиозно-мистический», «религиозномифический», «с помощью которых авторы словаря реализовывали идеологическое предписание: бороться с религиозным мировоззрением как ненаучным, нематериалистическим. В новейших словарях подобные квазисинонимические ряды отсутствуют. Из толкований исключаются все идеологические маркеры, связанные со смыслом ‘вымышленный’, остаются только маркеры религиозный, в религии, в христианстве, выступающие в функции регулярных культурологических сопроводителей. Разрушение квазисинонимических рядов в новейших словарях способствует восстановлению в общественном сознании правильных парадигматических отношений» [5, с. 14].

В некоторых словарях постсоветского периода значение слова святой обогащается имплицитно: дополнительные семантические признаки извлекаются из нетолковательной части словарной статьи. Во-первых, включается иллюстративный материал и комментарии к нему, несущие дополнительную, культурную информацию, например: «Святая вода (освященная церковью и способная снимать сглаз и другие недуги). Святые дары (белый хлебец-просфора и вино, хранящиеся в даровнице и используемые во время причастия как символ тела и крови Иисуса Христа). Приобщиться, принять, причаститься Святых тайн (обряд причащения)» [2, с. 1164]. Думается, что сведения энциклопедического характера, включающиеся в словарную статью, позволяют, в какой-то мере, восстановить утраченный когнитивный фон. Попутно заметим, что в подобных комментариях, по мнению современных исследователей и богословов, не нуждались носители русского языка конца XIX века. Во-вторых, включаются устойчивые выражения со словом святой, употребляемые в светском разговорном дискурсе, например: «Хоть святых выноси (разг.) - о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг. ирон.) -всегда найдется тот, кто займет какое-нибудь освободившееся место, должность. Свят - свят - свят! (устар. разг.) - заклинание, ограждающее себя от чего-н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) - божба» [6, с. 706] и подобные.

Таким образом, в исторических и современных толковых словарях лексема святой описывается как многозначная; при этом она квалифицируется и как имя существительное и как имя прилагательное. Логический анализ материалов различных словарей выявил сложную семантическую структуру данного слова. Согласно лексикографическим источникам, до XVIII века слово святой всей совокупностью ЛСВ соотносилось только с религиозной сферой; структура данного слова может быть представлена в виде семантической системы: 1) источник святости; 2) проводники святости; 3) воплощение святости; 4) свидетельства святости; 5) путь, ведущий к святости; 6) святые Божии. Данная семантическая система может быть определена как иерархия «Бог - человек», единственной и абсолютной вершиной которой является Бог, Всевышний. ЛСВ указанного слова, выявленные в современных толковых словарях, отражают религиозные знания о мироустройстве и об эстетически освоенной действительности (см. «светские» значения) и не укладываются в представленную выше семантическую систему. Более того, идеалом воплощения святости является не только Бог, а и человек. Данные наблюдения, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что представление о «небесной (торжествующей) Церкви и земной (воинствующей) Церкви», которое сформировалось под влиянием древнейших традиций (в том числе языческих), христианства, теологического и философского осмысления феномена человека как «внешнего» (телесного) и «внутреннего» (духовного), в современных толковых словарях разрушается.

Список литературы

1. Библейский словарь / сост. Эрик Нюстрем. - СПб.: Логос; Лаге, 1995.

2. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2003.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный: в 2 т. - М.: Русский дом, 2000.

4. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. - СПб.: Филологический фак-т Санкт-Петербургского государственного ун-та, 2004. - Кн. 3. Бытие и быт.

5. Михайлова Ю. Н. Религиозная православная лексика и ее судьба (по данным толковых словарей русского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2004.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2002.

7. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. - СПб.: Наука,

2000.

8. Словарь русского языка XI - XVII веков / под ред. Г.А. Борисовой.- М.: Наука, 1998. - Вып. 23.

9. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: Русский язык,

1988.

10. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / под ред. А.М. Бабкина, С. Г. Бархударова, Ф. П. Филина и др. - М.-Л.: АН СССР, 1965.

11. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам: в 3 т. - М.: АН СССР, 1958.

12. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Вече: Мир книги, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.