Научная статья на тему 'СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ'

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / AGRICULTURAL PRODUCER / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА) / PEASANT (PRIVATE FARMS) / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / PRIVATE SUBSOIL FARM / КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД / CALENDAR YEAR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Ксения Евгеньевна

В данной статье рассматриваются современные подходы к определению содержания термина «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в российском гражданском праве. На основе проведенного исследования нормативных критериев необходимых для признания лица сельскохозяйственным товаропроизводителем, автор предлагает свое авторское определение данного термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural commodity producer as a participant civil turnover of grain and grain products

This article considers modern approaches to determining the content of the term "agricultural commodity producer" in Russian civil law. On the basis of the conducted research of the regulatory criteria necessary for the recognition of the person as an agricultural commodity producer, the author proposes his own authorial definition of this term.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

ПОПОВА Ксения Евгеньевна,

аспирант кафедры международного частного и предпринимательского права Кубанского государственного аграрного университета. E-mail: kseniyandkseniya1991@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются современные подходы к определению содержания термина «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в российском гражданском праве. На основе проведенного исследования нормативных критериев необходимых для признания лица сельскохозяйственным товаропроизводителем, автор предлагает свое авторское определение данного термина.

Abstract: This article considers modern approaches to determining the content of the term "agricultural commodity producer" in Russian civil law. On the basis of the conducted research of the regulatory criteria necessary for the recognition of the person as an agricultural commodity producer, the author proposes his own authorial definition of this term.

Ключевые слова: Сельское хозяйство, сельскохозяйственный производитель, крестьянские (фермерские хозяйства), индивидуальный предприниматель, личное подсобное хозяйство, календарный год.

Keywords: Agriculture, agricultural producer, peasant (private farms), individual entrepreneur, private subsoil farm, calendar year.

Центральное место среди субъектов гражданского оборота зерна и продуктов его переработки занимает сельскохозяйственный товаропроизводитель. Следует отметить, что российский законодатель оперирует термином «сельскохозяйственный товаропроизводитель» сразу в нескольких законодательных актах, причем в каждом из них содержание данного понятия раскрывается по-разному. Так, согласно ст. 1 Федерального закона №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г.[1], сельскохозяйственным товаропроизводителем признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.

Несколько иначе содержание данного понятия раскрывается в ст. 346.2 Налогового кодекса РФ[2], в которой под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются

организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, составляет не менее 70 процентов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г., сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством

Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Поскольку действие норм Закона о развитии сельского хозяйства направлено, прежде всего, на установление правового статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, то можно утверждать, что эти нормы являются специальными по отношению к другим законодательным актам. Подтверждением сказанному служит ст. 3 Федерального закона № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9 июля 2002 г.[3], в диспозиции которой сельскохозяйственные товаропроизводители определяются как организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, признанные таковыми в соответствии со статьей Федерального закона от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Как видим, в действующем российском гражданском законодательстве понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» не имеет однозначного определения, что без сомнения, порождает множество трудностей в правоприменительной деятельности.

Установление истинного содержание исследуемого понятия, на наш взгляд, невозможно без полноценного анализа тех нормативных признаков (критериев), которым должно отвечать то или иное лицо, претендующее на признание за ним правового статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства и подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели. Как справедливо подмечено в юридической литературе, под организацией в данном случае понимаются субъекты, наделенные правами юридического лица, поскольку ст. 48 ГК РФ определение юридического лица относится именно к организации[4]. Данный подход базируется на положениях ст. 177 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября

2002 г.[5], в которой под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки. Поскольку под сельскохозяйственными товаропроизводителями наряду с индивидуальными предпринимателями понимаются юридические лица в целом, то включение в п. 2 ст. 3 Закона «О развитии сельского хозяйства» устанавливающий перечень лиц, также признающихся сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственных потребительских кооперативов являющихся отдельными разновидностями организаций, видится нам явно излишним. Кроме того, вряд ли целесообразно, выделять отдельно в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на наш взгляд, достаточно перечислить их, наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в п. 1 ст. 3 Закона «О развитии сельского хозяйства».

Согласно п. 5 ст. 23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей по данному критерию могут признаваться юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Следующим нормативным признаком, для отнесения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство к сельскохозяйственным товаропроизводителем является осуществление ими производства сельскохозяйст-

венной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) и реализации этой продукции.

Следующим нормативным критерием отнесения лиц к сельскохозяйственным товаропроизводителям, является то, что производимая, перерабатываемая и реализуемая юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственная продукция должна быть включена в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Указанный перечень нашел свое законодательное закрепление в Распоряжении Правительства РФ №79-р «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители» от 25 января 2017 г.[6] Сельскохозяйственная продукция в данном распоряжении указана в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности[7] (ОКПД 2), входящим в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации и принятым с 1 января 2017 г. ОК 005-93[8].

Следующим нормативным условием отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей является наличие в их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, составляющей не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Как справедливо подмечено в юридической литературе, законодатель в Федеральном законе № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г., использовал в качестве количественного критерия для определения сельскохозяйственного товаропроизводителя показатель полученной доли дохода от реализации произведенной продукции, предусмотренный НК РФ[9]. Так, согласно п. 1. ст. 249 НК РФ, доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. В

соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Следовательно, если помимо продажи зерна или продуктов его переработки, будут реализовываться приобретенные ранее товары или имущество (сельскохозяйственные машины, агрегаты, здания, сооружения и т.д.), выручка от таких операций будет увеличивать доход хозяйства, тем самым, уменьшая долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в процентном отношении, что в конечном итоге может повлечь за собой утрату статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при снижении данного показателя ниже 70% по итогам календарного года.

В отдельных случаях, суды, в целях сохранения и развития производства сельскохозяйственной продукции, не включают в общий доход, выручку от реализации основных средств и других материалов, при условии, что такие поступления не носят систематического характера[10].

Совершенно иное процентное соотношение, доли сельскохозяйственной продукции, составляющей в стоимостном выражении более 50 процентов от общего объема производимой продукции, для признания лица сельскохозяйственным товаропроизводителем установлено в ст. 1 Федерального закона № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. По этому поводу в юридической литературе были высказаны различные точки зрения. Так, З.С. Беляева считает оправданным подход законодателя, согласно которому для признания лица сельскохозяйственным товаропроизводителем, необходимо руководствоваться объемом выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, поскольку он отражает существенные признаки этой организации: 1) производство сельскохозяйственной продукции как основной вид деятельности для данной организации; 2) сельскохозяйственная продукция производится в качестве товара, т.е. для реализации и получения прибыли[11]. При этом для признания производства сельскохозяйственной продукции основным видом деятельности организации достаточным,

по мнению З.С. Беляевой, необходимо, чтобы выручка от реализации такой продукции составляла более 50% от общей суммы выручки[12].

В литературе существует и противоположная точка зрения по рассматриваемому вопросу. Так, В.Е. Лукьяненко утверждает, что «один экономический критерий не может быть положен в основу экономико-юридического понятия любого предприятия... правовым критерием юридического лица, создаваемого для осуществления сельскохозяйственной деятельности, является факт его регистрации именно в качестве сельскохозяйственного предприятия в любой организационно-правовой форме... с отражением в учредительных документах основной хозяйственной цели - производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее 50% (в рыболовецких артелях - 70%). Фактическая реализация продукции в меньшем объеме автоматически не лишает указанных юридических лиц статуса сельскохозяйственной коммерческой организации»[13].

З.И. Носова признает, что «несогласованность в нормативных определениях близких и тем более одноименных терминов создает трудности в правоприменительной практике, свидетельствует о несовершенстве юридической техники. Неприемлемым следует считать также наличие в тексте нормативных актов определений, которые не соответствуют буквальному смыслу понятия, как это имеет место при определении термина «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в Законе о сельскохозяйственной кооперации. Следуя действительному значению слов, составляющих выражение «сельскохозяйственный товаропроизводитель», т.е. производитель товаров сельского хозяйства, в качестве такового необходимо признавать любое лицо, осуществляющее производство товаров - продуктов сельского хозяйства, предназначенных для продажи, независимо от объемов такого производства. Кроме этого организация или физическое лицо, избравшие в качестве основного вида деятельности сельскохозяйственное производство и прямо указавшие об этом в регистрационных документах, в соответствии с действующим законодательством могут в течение определенного времени вообще не производить ничего, занимаясь освоени-

ем земельного участка»[14].

Сказанное, по мнению З.И. Носовой, «свидетельствует о необходимости выработки иных подходов для определения того или иного субъекта правоотношений как «сельскохозяйственного». При этом существующие критерии объемов производства сельскохозяйственной продукции или выручки от ее реализации могут быть сохранены в соответствующем законодательстве в целях применения льгот или особых процедур, однако они не должны быть связаны (являться основой) определения понятия «сельскохозяйственная организация» или «сельскохозяйственный товаропроизводитель»»^ 5].

Аналогичной позиции видимо придерживался и законодатель, признавая в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями крестьянские (фермерские) хозяйства, не применяя к ним исследуемый нами критерий. Следует отметить, что по такому же пути пошла и российская судебная практика, признавая крестьянские (фермерские) хозяйства в силу специфики их деятельности по осуществлению производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции в соответствии с сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от того, какую долю в их общем доходе составляет доход от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции[16].

Такой подход правоприменителя представляется нам не совсем верным. Согласиться с ним можно лишь при одном условии, что крестьянское (фермерское) хозяйство в силу своей специфики будет осуществлять исключительно производственную и иную хозяйственную деятельность, связанную с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции и не заниматься иными виды деятельности.

Таким образом, мы склонны полагать, что в настоящее время отсутствуют объективные причины для безусловного признания крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей. С учетом этого, считаем необходимым, исключить крестьянские (фермерские) хозяйства из перечня лиц, признаваемых сельскохозяйственными товаро-

производителями в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона № 264-ФЗ. В тоже время, считаем целесообразным, включить данные хозяйства в круг лиц, которые могут быть признаны сельскохозяйственными товаропроизводителями, при соответствии их всем тем нормативным условиям, которые предусмотрены п. 1 ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

Также не видим достаточных оснований и для бесспорного признания сельскохозяйственными товаропроизводителями личных подсобных хозяйств, ввиду их подсобного и потребительского характера[17]. Думается, что именно по этим же причинам законодатель исключил граждан, ведущих личное подсобное хозяйства, из числа сельскохозяйственных товаропроизводителей в целом ряде нормативных правовых актов. Так, в соответствии с п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства[18], субсидии предоставляются на софинансирова-ние расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), осуществляющих техническую и технологическую модернизацию, оказываемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) на компенсацию части затрат на приобретение тракторов, сельскохозяйственных машин и компонентов к ним для проведения сезонных работ, имеющих рейтинг, присвоенный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми Министерством порядком, методикой и параметрами формирования рейтинга тракторов, сельскохозяйственных машин и компонентов к ним для проведения сезонных работ, а также на приобретение отдельных изделий автомобильной промышленности.

Аналогичный подход прослеживается и в п. 1. Правил предоставления и распределе-

ния субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта[19], которые устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта.

Исключает граждан, ведущих личное подсобное хозяйство из числа сельскохозяйственных товаропроизводителей законодатель и в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы[20], относя их к малым формам хозяйствования.

Все это видится нам далеко неслучайным, поскольку как справедливо было подмечено в научной литературе, система государственной поддержи в виде субсидирования и льготного налогообложения опираются именно на понятие сельскохозяйственного товаропро-изводителя[21]. Таким образом, законодатель, исключая граждан, ведущих личное подсобное хозяйство из числа тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставляется государственная поддержка в виде субсидий, тем самым показывает, что фактически не признает их в качестве таковых.

Продолжая дальнейшее исследование количественного критерия, необходимого для признания лица сельскохозяйственным товаропроизводителем, хотелось бы остановиться еще на одной проблеме, связанной с определением периода времени за который должна определяться доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, выраженная в процентном отношении к доходу от реализации товаров (работ, услуг). Установив период продолжительностью в один календарный год, законодатель не конкретизировал о каком именно временном от-

резке должна идти речь, о текущем, применяемом на момент обращения для признания лица сельскохозяйственным товаропроизводителем или же доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна определяться исходя из показателей предшествующего года. Подобная неопределенность законодателя отнюдь не способствует единству правоприменительной практики по данному вопросу[22].

Несомненно, что показатель доли от реализации сельхозпродукции в общем объеме реализованных товаров (работ, услуг) должен определяется по данным предшествующего календарного года, поскольку на момент обращения лица для признания его сельскохозяйственным товаропроизводителем, предусмотренный в качестве нормативного условия годичный календарный срок истечь еще ни как не может. Тем не менее, считаем необходимым внести

Библиография:

1. Федеральный закон №193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №50. - Ст. 4870.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.

3. Федеральный закон №83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9 июля 2002 г. (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №28. - Ст. 2787.

4. Анисимов А.П., Бакирова Р.Т., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 №264-Ф3 «О развитии сельского хозяйства» (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2009.

5. Федеральный закон №127-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (в ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №43. - Ст. 4190.

6. Распоряжение Правительства РФ №79-р «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители» от 25 января 2017 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.01.2017.

7. ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстан-дарта от 31.01.2014 №14-ст) (ред. от 07.10.2016) // СПС Консультант Плюс: Законодательство.

8. ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 №301). - М., ИПК Издательство стандартов, 1994.

9. Анисимов А.П., Бакирова Р.Т., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 №264-Ф3 «О развитии сельского хозяйства» (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2009.

10. Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А56-15052/2011 от 9 ноября 2011 г. // СПС Консультант Плюс: Судебная практика.

11. Беляева 3.С. Правовой статус сельскохозяйственных коммерческих организаций как субъектов предпринимательской деятельности // Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1998. - С. 9.

12. Беляева 3.С. Правовой статус сельскохозяйственных коммерческих организаций как субъектов предпринимательской деятельности // Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1998. С. 10.

13. Лукьяненко В.Е. Проблемы договоров в сельском хозяйстве России (теория и практика). - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2000. - С. 48.

14. Носова 3.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. - М.: Статут, 2004. - С. 62.

15. Носова 3.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. - М.: Статут, 2004. - С. 63.

16. Решение Аларского районного суда Иркутской области по делу №2-14/2015 от 3 февраля 2015 г. // СПС Консультант Плюс: Судебная практика; Апелляционное определение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан по делу № 11-125/2014 от 14 апреля 2014 г. // СПС Консультант Плюс: Судебная практика; Определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) № 331393 от 13 июня 2012 г. // СПС Консультант Плюс: Судебная практика.

17. Устюкова В.В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы. - М.: Ин-т государства и права РАН, 2000. - С. 67.

18. Постановление Правительства РФ №908 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства» от 11 октября 2013 г. // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №42. - Ст. 5368.

19. Постановление Правительства РФ №1431 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта» от 27 декабря 2012 г. (в ред. от 17.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №1. - Ст. 28.

20. Постановление Правительства РФ №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» от 14 июля 2012 г. (в ред. от 13.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №32. - Ст. 4549.

21. Сазонова Д.Д. К определению понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» // Никоновские чтения. - 2011. - №16. - С. 313.

22. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа №Ф09-8864/11 от 13 июня 2012 г. // СПС Консультант Плюс: Судебная практика.

соответствующие уточнения в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», указав, что при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции во внимание должен приниматься календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация, индивидуальный предприниматель или крестьянское фермерское хозяйство претендует на получение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Таким образом, исследовав все нормативные требования (критерии), предъявляемые законодателем для признания лица сельскохозяйственным товаропроизводителем, полагаем, что назрела необходимость внесения изменений в ст. 3 Федерального закона №264-Ф3 «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г., позволяющих в большей мере отразить сущность исследуемого нами правового явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.