4. Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012—2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р (в ред. от 28 августа 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 12, ст. 1425.
5. Волков, Г.А. Проблемы совершенствования земельного законодательства // Экологическое право. — 2012. — № 1. — С. 25—28.
6. Анисимов, А.П. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории / А.П. Анисимов, Г.Л. Земляков, Н.Н. Мельников // Современное право. — 2012. — № 8. — С. 87-93.
7. Об утверждении Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года : указ губернатора Красноярского края от 25 ноября 2013 г. № 225-уг // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. — 2013. — № 50.
со
I-
о
сч
сч
товаропроизводитель»
В.А. Власов, V.A. Vlasov,
доцент кафедры земельного права и associate Professor, Department of
экологических экспертиз Юридического land rights and environmental impact
института assessments Law Institute
Красноярского государственного Krasnoyarsk State Agricultural University
i аграрного университета [email protected]
* О противоречивости правового регулирования
< категории «сельскохозяйственный
о
а Аннотация: актуальность статьи обусловлена чрезвычайной важностью одной из центральных s правовых категорий аграрного права «сельскохозяйственный товаропроизводитель» для эффектив-<5 ного правового регулирования аграрных отношений. Цель статьи — комплексно проанализировать s указанное понятие, которое в различных нормативных правовых актах имеет неоднозначное зна-^ чение и разное правовое содержание. Реализация поставленной цели была достигнута посредством ^ использования как общенаучных (анализа, синтеза), так и частнонаучных (сравнительно-правового, а формально-юридического) методов. Автор делает вывод о противоречивости понятия «сельско-ск хозяйственный товаропроизводитель» в рассматриваемых федеральных законах. Исследуемая m проблема имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Следует всех § сельскохозяйственных товаропроизводителей по цели аграрной деятельности подразделять на две <С группы: первичных сельскохозяйственных товаропроизводителей (собственно сельскохозяйственных а предпринимателей), главная цель которых направлена на извлечение прибыли, и вторичных сель-
128
скохозяйственных товаропроизводителей, основная цель которых направлена на удовлетворение личных потребностей в сельскохозяйственной продукции. Поднимается вопрос закрепления единого понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель».
Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственный товаропроизводитель, аграрный товаропроизводитель, аграрный предприниматель, сельскохозяйственная организация, продовольствие, предпринимательская деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, аграрный сектор экономики.
The contradictory legal regulation categories «agricultural producers»
Abstract: relevance of articles due to extraordinary importance of one of the main legal categories of agrarian law «agricultural producers» for effective legal regulation of agrarian relations. The purpose of the article — the above comprehensively analyze a concept that in various normative legal acts have an ambiguous meaning and different legal content. Realization of this goal has been achieved through the use of a general scientific (analysis, synthesis) and chastnonauchnogo methods (comparative legal, formal-legal).
The author concludes the contradictory concept of «agricultural producers» in these federal laws. The study problem has not only theoretical but also practical importance. It is all for the purpose of agricultural producers of agricultural activities divided into two groups: primary agricultural producers (agricultural entrepreneurs itself), the main purpose of which is aimed at profit and secondary agricultural producers, the main purpose of which is aimed at meeting the personal needs in agricultural products. It raises the question of strengthening the single concept of «agricultural producers».
Keywords: agriculture, agricultural producers, agricultural producers, agricultural entrepreneur, agricultural organizations, food business activities of agricultural producers, the agricultural sector of the economy.
"O
т
s ш
Сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей национальной экономики Российской Федерации, обеспечивающей население продовольствием, а промышленность — сельскохозяйственным сырьем. Качественное и поступательное развитие указанной отрасли невозможно без эффективного правового регулирования.
Учитывая значение сельского хозяйства для социально-экономического развития страны, необходимо на законодательном уровне точно определить правовой статус субъектов, непосредственно являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями [1, с. 38—43].
Возможность свободного и беспрепятственного осуществления сельско- р хозяйственными товаропроизводителями предпринимательской деятель- е и ности — одно из основных направлений реализации современной аграрной С с политики Российского государства. Длительное невнимание к данной про- | 1 блеме привело к глубоким негативным последствиям, в первую очередь в 8 р сфере оборота продовольствия, т. к. во многих сегментах продовольственного Т § рынка отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители стали ® о проигрывать конкурентную борьбу зарубежным производителям продоволь- ы р ствия, даже в сегодняшних реалиях действия «продовольственных санкций». Т у Продовольствие — это важнейший элемент жизнеобеспечения человека. ш р Количество, качество, ассортимент, доступность пищевых продуктов опреде- Щ § ляют состояние здоровья населения государства [2, с. 9—16]. о |
Эффективное правовое регулирование предпринимательской деятель- § К ности вообще и предпринимательской деятельности сельскохозяйственных | е товаропроизводителей в частности является одной из важнейших задач Л> р Российской Федерации в современный период. Как верно указывали юристы- » 1 аграрники, «начавшийся в России в 90-е гг. переход к рыночной экономике обусловил необходимость создания в сельском хозяйстве условий для раз- 129
вития предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно, -
на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от ^ пользования землей, другими средствами производства, от продажи сель- ь скохозяйственной продукции» [3, с. 3]. со
Полагаем, следует разграничивать понятия «сельскохозяйственный то- $ варопроизводитель» и «сельскохозяйственный предприниматель». Первое § понятие по объему более широкое, нежели второе, поскольку любой сельскохозяйственный предприниматель априори является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Сложность вопроса заключается в том, что общее родовое понятие «предприниматель» также не закреплено в российском законодательстве [4, с. 18—24].
Что же касается понятий «аграрный товаропроизводитель» и «сельскохозяйственный товаропроизводитель», то их следует рассматривать как тождественные. Понятие «аграрный товаропроизводитель» появилось в научном правовом аграрном обороте не так давно, как, впрочем, и законодательное закрепление понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Вместе с тем сложность проблемы заключается еще и в том, что различные федеральные законы, оперирующие понятиями «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и «сельскохозяйственная организация», по-разному трактуют эти понятия. Речь идет о таких нормативных правовых актах высшей юридической силы, как Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [5], Налоговый кодекс РФ (ч. 2), Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [6], Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» [7], Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [8].
В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с Перечнем, х утвержденным Правительством РФ, и реализацию этой продукции при усло-^ вии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля ^ от реализации этой продукции составляет не менее 70 % в течение календарного года (п. 1 ст. 3). Сельскохозяйственными товаропроизводителями в п. 2 § ст. 3 данного Закона признаются также: граждане, ведущие личное подсобное □Е хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. №№ 193-ФЗ «О сельскохозяйственной ° кооперации»; крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным к законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». т Что же касается содержания правовых норм других вышеперечисленных т федеральных законов, то ситуация выглядит еще более запутанной. Так, в ст. 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» под сельскохозяйственным товаропроизводителем понимается физическое или юридиче-130 ское лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, - которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции. Это определение сельскохозяйственного товаропроизводителя противоречит содержанию п. 3 ст. 3 данного Закона, в котором закреплено, что для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Не требуется
с
с
(О
то
сч
сч
особых доказательств того, что в таком качестве каждый в отдельности член сельскохозяйственной и рыболовецкой артели (личным трудом в деятельности кооператива может участвовать только физическое лицо — гражданин) не является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Результат его личного труда, соединенного с трудом других членов, никак не может быть индивидуализирован в стоимости производимой продукции. Такая оценка дается только в отношении полученного результата производственно-хозяйственной деятельности кооператива в целом. Здесь ошибка законодателя более чем очевидна. Однако из определения сельскохозяйственного товаропроизводителя, данного в этом Законе, можно четко определить, что под сельскохозяйственной продукцией понимается полученная в результате исключительно аграрной или земледельческой деятельности (а в рыболовецких артелях вылова рыбы) продукция без последующей ее переработки [9].
Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в ст. 2 закрепляет отсылочную правовую норму. В с нем под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются ор- р ганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные пред- и приниматели, признанные таковыми в соответствии со ст. 3 Федерального о закона «О развитии сельского хозяйства». о ®
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель с о вообще не закрепил понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель». | и Применительно к процедурам несостоятельности (банкротства)
о понятии сельскохозяйственной организации как юридическом лице. В п. 1 § ст. 177 данного Закона установлено, что под «сельскохозяйственными организа- ° § циями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых Ы 3 являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной Ту продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьде- 0 и сят процентов общей суммы выручки», а в п. 1 ст. 177 указано: «особенности § о банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные настоящим § и Федеральным законом, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), 0 * выручка которых от реализации произведенной или произведенной и пере- § О работанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических т о ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки». » и
По Налоговому кодексу РФ (ч. 2) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога выступают организации и индивидуальные
предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизво- -
дителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную а продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышлен- | ную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реа- § лизующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет
п ь
не менее 70 %, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 %.
Применительно к уплате единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:
1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих членов в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абз. 3 и 4 подп. 2 п. 2 ст. 346.2;
сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболо-^ вецкие артели (колхозы), которые удовлетворяют условиям, установленным ^ абз. 3 и 4 подп. 2 п. 2 ст. 346.2;
к 2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели,
при соблюдении ими следующих условий: ш — если средняя численность работников, определяемая в порядке, усталь навливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномочен-^ ным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек; <5 — если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произве-^ денной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных ^ биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 %; к — если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, т принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании ш договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера). с Складывается парадоксальная ситуация: по одному закону организация является сельскохозяйственной, а по другому — нет. На серьезные недо-132 работки законодателя применительно к юридической аграрно-правовой
- конструкции «сельскохозяйственный товаропроизводитель» неоднократно
обращали внимание специалисты в области аграрного права [10, с. 43]. ?? К числу первичных сельскохозяйственных товаропроизводителей (соб-
° ственно сельскохозяйственных предпринимателей), главная цель которых N направлена на извлечение прибыли, следует отнести: сельскохозяйственные коммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, сельскохозяйственные предпринимательские объединения (агрохолдинги, аграрные финансово-промышленные группы и т. д.). К числу вторичных сельскохозяйственных товаропроизводителей, основная цель которых направлена на удовлетворение личных потребностей в сельскохозяйственной продукции,
следует отнести: личные подсобные хозяйства граждан, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения, религиозные организации, иные некоммерческие организации, общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и т. д.
Изложенное свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в исследуемой области и закрепления единого понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель».
Список литературы:
1. Ручкина, Г.Ф. О некоторых проблемах правового регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве Российской Федерации (опыт сопредельных государств) / Г.Ф. Ручкина, Н.А. Матвеева // Международное публичное и частное право. — 2013. — № 5. — С. 38-43.
2. Власов, В.А. Некоторые актуальные вопросы продовольственного обеспечения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в условиях действия «продовольственных санкций» // Аграрное и земельное право. — 2015. — № 3. — С. 9-16.
3. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы. — М.: Институт государства и права Российской академии наук, 1998. — 168 с.
4. Власов, В.А. Актуальные правовые вопросы предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей в контексте обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Внешнеторговое право. — 2011. — № 1. — С. 18-24.
5. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. g о № 264-ФЗ (в ред. от 12 февраля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.
— 2007. — № 1, ч. 1, ст. 27.
6. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей : ОС g федеральный закон РФ от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. ш О законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 28, ст. 2787. н °
7. О сельскохозяйственной кооперации : федеральный закон РФ от 8 декабря 1995 г. |< ш № 193-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. о Л
— № 50, ст. 4870.
8. О несостоятельности (банкротстве) : федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29 ян- | варя 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 43, ст. 4190. В а
9. Анисимов, А.П. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 № 264-ФЗ U ^ «О развитии сельского хозяйства» (постатейный) / А.П. Анисимов, Р.Т. Бакирова, ¡¡j ° А.Я. Рыженков, А.Е. Черноморец // СПС «КонсультантПлюс». » и
10. Палладина, М.И. О юридических критериях и категориях в аграрном праве // Государство и право. — 2000. — № 7. — С. 42-48.
х U
х s
з Р
я 15
Ш 5
SD р
"Я о
О В
а ь
I
с о а