7.6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТАТУСЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Круглецкий Виталий Валентинович, соискатель, Институт Государственного Управления РАН Место работы: директор по корпоративному управлению и контролю, ЗАО «Инвест-Трейд»
Контакты автора: kvv-09@bk.ru
Аннотация Статья посвящена основным направлениям развития законодательства о статусе сель-скохозяйственных товаропроизводителей. Ключевые слова: сельское хозяйство, законодательство, статус, развитие
THE BASIC DIRECTIONS OF THE LEGISLATION DEVELOPMENT ON THE STATUS OF AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS
Krugletsky Vitaly Valentinovich, applicant, Government Institute of the Russian Sciences Academy Place of employment: director for a corporate governance and the control, joint-Stock Company «Invest-Trade»
Annotation: This articie is dedicated to the basic spheres of the agricuiturai producers status in the iegisiation. Keywords: agriculture, legislation. Status,
development
Поскольку российское законодательство не содержит унифицированного статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, представляется необходимым исследовать дефиниции данного института действующего законодательства. Впервые данный термин приобрел правовое значение с вступлением в силу Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации» п. 7 ст. 1 данного Закона он определялся как «физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции, объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции».
Следует согласиться с мнением Анисимова А.П., Бакирова Р.Т., Рыженкова А.Я., Черноморец А.Е. о противоречии данного определения п. 3 ст. 3 Закона о сельскохозяйственной кооперации, где указывается, что для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, независимо от выполняемых ими функций .
1 "Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (постатейный) (Анисимов А.П., Бакирова Р.Т., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009).
П.2 ст.346.2 НК РФ относит (исключительно для целей налогового законодательства) к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- юридических лиц и предпринимателей, производящих сельхозпродукцию, осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующих ее при условии, если в общем доходе таких лиц от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%;
- градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населенного пункта, при условии что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%, и рыболовство осуществляется ими на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договоров фрахтования;
- иностранные рыбохозяйственные организации и российских индивидуальных предпринимателей с соблюдением тех же условий и если средняя численность их работников не превышает за налоговый период 300 человек.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", ст.2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку (в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители"2) и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
2 СЗРФ 23.06.2008, N 25, ст. 2981.
Круглецкий В.В.
О СТАТУСЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Также вне зависимости от соответствия указанным условиям сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
3) крестьянские (фермерские) хозяйства.
Е.А. Галиновская, Е.Л. Минина отмечают, что признание крестьянского хозяйства сельскохозяйственным товаропроизводителем имеет значение для распространения норм о таких товаропроизводителях на крестьянские хозяйства. При этом можно заметить, что в признании КФХ сельскохозяйственным товаропроизводителем в законодательстве нет однозначного подхода. В частности, чтобы на крестьянское хозяйство распространялись нормы о едином сельскохозяйственном налоге, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, хозяйство должно отвечать установленным требованиям о доходах. В то же время, чтобы быть субъектом отношений в области финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, исходя из представленного Законом о финансовом оздоровлении, для КФХ достаточно факта регистрации в качестве такового3.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве"4 на фермерские хозяйства наряду с другими субъектами малого предпринимательства в сельском хозяйстве распространяются все меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"5 ввел в законодательный оборот понятие «сельскохозяйственной организации», под которыми понимаются, во-первых, юридические лица, основным видом деятельности которых является производство (производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки, а во-вторых, рыболовецкие артели (колхозам), выручка которых от реализации произведенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции и улова водных биоресурсов составляет не менее чем 70% общей суммы выручки.
За годы аграрных преобразований в сельском хозяйстве сформировалась многоукладная экономика. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационноправовой формы хозяйствования, распоряжения произведенной продукцией и получаемыми доходами. Возросла их ответственность за результаты производственно-финансовой деятельности. В числе новых форм хозяйствования преобладают сельскохозяйственные производственные кооперативы. По данным Минсельхоза России, они составляют 48,7% от общего числа сельскохозяйственных организаций.
После принятия Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" и программы развития сельскохозяйственной кооперации кооперирование сель-
3 Галиновская Е.А., Минина Е.Л."Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (постатейный) //"Юстицинформ", 2004.
4 СЗРФ 11.12. 2000 г. N 50. Ст. 4906.
5 СЗРФ 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
скохозяйственных товаропроизводителей шло быстрыми темпами. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 22 тысяч сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов. В ряде регионов сельскохозяйственные кооперативы являются основной организационноправовой формой хозяйствования.
Так, в 55 субъектах Российской Федерации кооперативные формирования составляют от общего числа сельскохозяйственных предприятий более 40%, а в Брянской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Курской, Тверской, Тульской, Кировской, Липецкой, Ульяновской, Тамбовской, Тюменской, Оренбургской, Ярославской областях, республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртской и Чувашской республиках - свыше 60%.
Доля производственных кооперативов в валовом производстве сельскохозяйственной продукции постоянно увеличивается благодаря постоянному росту числа хозяйств и более эффективному использованию земли и скота. Удельный вес посевных площадей, занимаемых сельскохозяйственными производственными кооперативами, в общей площади посевов всех категорий хозяйств составляет 36,2%, в том числе зерновых культур — 35,6, подсолнечника на зерно — 26,5, сахарной свеклы — 31,7%. Доля сельскохозяйственных производственных кооперативов в объеме основных видов сельскохозяйственной продукции, произведенной хозяйствами всех категорий в 2003 году, составила: зерна — 34,4%, подсолнечника — 27,2, сахарной свеклы — 31, мяса скота и птицы (в живом весе) — 10,5, молока — 20,8%.
В последнее время наметились определенные сдвиги в развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В настоящее время насчитывается около 1500 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе перерабатывающих—430, об-служивающих—157, сбытовых — 413, кредитных — 480. Сельские кредитные кооперативы объединены в Союз сельских кредитных кооперативов.
Сегодня в России сельские кредитные кооперативы со смешанным членством (физические и юридические лица) действуют в рамках правового поля, определенного Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". Широкая практика применения Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" подтверждает его актуальность и жизненность.
Однако за годы его применения выявилась необходимость совершенствования ряда его норм путем внесения в него соответствующих изменений и дополнений. В частности, уточнены понятия "член кооператива", "ассоциированный член кооператива", "пай", "хозяйственная деятельность". Даны дополнительные понятия "неделимый фонд кооператива", "личное трудовое участие".
В законе дано четкое разграничение функций председателя кооператива и правления кооператива и порядка их избрания. Уточнены нормы, регулирующие порядок формирования и деятельности исполнительных органов кооператива, функции председателя кооператива и правления кооператива, порядок приостановления полномочий исполнительных органов кооператива наблюдательным советом кооператива. Уточнена компетенция общего собрания членов кооператива. Вводится понятие «сделка, в которой присутствует конфликт интересов». Это сделки, в которых второй стороной выступают руководители, члены
правления, члены наблюдательного совета и их ближайшие родственники. Все эти сделки должны утверждаться общим собранием.
Законом внесены дополнения в систему действий, осуществляемых аудиторскими союзами. Устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций сельскохозяйственными кооперативами, а также правильность действий должностных лиц, участвующих в их осуществлении.
В целях уточнения норм, регулирующих порядок создания и деятельности аудиторских союзов сельскохозяйственных кооперативов, а также с учетом норм Федерального закона «Об аудиторской деятельности» законом уточнены понятия: аудиторский союз, критерии деятельности кооперативов, подлежащих аудиторской проверке, порядок контроля за деятельностью аудиторского союза, имеющего статус российского. Закон расширяет направленные на повышение экономической устойчивости кооперативов функции аудиторских союзов. Одна из функций - координация деятельности входящих в его состав кооперативов, представление и защита их имущественных интересов, а также правовое, налоговое, экономическое и бухгалтерское консультирование.
Важным моментом явилось внесение в закон новой статьи "Особенности деятельности кредитных кооперативов", которая регламентирует создание и функционирование сельских потребительских кредитных кооперативов. Эта норма определяет порядок создания и использования фонда финансовой взаимопомощи кооператива, оформления договоров займа между кооперативом и его членами; права и обязанности кредитного кооператива; виды и порядок установления нормативов и ограничений, соотношений ряда показателей финансовой деятельности; ответственность кооператива перед членами и ассоциированными членами и вопросы государственного регулирования деятельности кредитных кооперативов и их союзов.
Однако законопроектная деятельность по созданию условий для развития системы сельскохозяйственной кооперации не исчерпана. Прежде всего, речь идет о Концепции реформирования законодательства о юридических лицах, являющейся ее составной частью.
С точки зрения ее авторов, неоправданно велико количество законов, регулирующих правовой статус некоммерческих организаций. По мнению автора данного исследования, индуктивный метод построения российского гражданского законодательства, придавший известной формуле lex specialis derogat lex generalis6 силу принципа гражданского законодательства в совокупности с не вполне определенным местом в иерархии источников гражданского права законов, принятых в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (п.2 ст. 3 ГК РФ) и закрепивших в ряде случаев принцип субсидиарного применения норм ГК РФ, обусловил увеличение количества применимых законов, пропорциональное специализации общественных отношений. Естественно, это в полной мере распространилось и на сельскохозяйственные акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы.
По мысли разработчиков Концепции развития законодательства о юридических лицах, основным вектором движения законодателя в области правового ре-
6 Специальный закон определяет общий.
гулирования статуса юридических лиц должны стать сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК о юридических лицах. Она обусловлена гражданско-правовой природой этой юридической конструкции, рассчитанной, прежде всего, на потребности имущественного (гражданско-правового) оборота. Это делает целесообразным наличие в ГК общего правила о том, что все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК о юридических лицах. Последние в силу этого подлежат применению при наличии противоречий между отдельными законами и ГК или между самими этими законами.
Список литературы:
1. "Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (постатейный) (Анисимов А.П., Бакирова Р.Т., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009).
2. СЗРФ 23.06.2008, N 25, ст. 2981.
3. СЗРФ 11.12. 2000 г. N 50. Ст. 4906.
4. СЗРФ 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
5. Галиновская Е.А., Минина Е.Л."Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйст-ве»(постатейный)// «Юстицинформ», 2004.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье рассматриваются факторы экономической эффективности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов и перспективы их развития. Автором проанализированы результаты аграрных преобразований в сельском хозяйстве за последние годы, когда стала формироваться многоукладная экономика и сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-правовой формы хозяйствования, распоряжения произведенной продукцией и получаемыми доходами. По мнению автора, сложившаяся ситуация представляют собой сложную и противоречивую картину.
Данная статья содержит анализ основных причин диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. В частности, сделан вывод о том, что работа в производственном кооперативе для его членов должна быть основной, а в сельскохозяйственном потребительском кооперативе его членами могут быть наряду с сельскохозяйственными товаропроизводителями граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, занимающиеся садоводством, огородничеством и т.д.
Ввиду того, что правовой статус сельскохозяйственных товаропроизводителей определяется в рамках гражданского законодательства, на передний план выходит исследование Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, разработка которой была предусмотрена Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ». «Таким образом, за годы применения Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» выявилась необходимость совершенствования ряда его норм путем внесения в него соответствующих изменений и дополнений», - подчеркивает автор статьи. Особо отмечается нецелесообразность принятия и действия федеральных законов общего характера, составляющих дополнительный уровень регулирования ГК, и законов об отдельных видах юридических лиц.
Рецензируемая статья оригинальна, основана на исследовании практических материалов. Статья рекомендуется к публикации в правовом издании, внесенном в список ВАК.
Ученый редакционный совет
МИИСП НОУЧУ НИИ
к.ю.н. Налетов К.И.