Закон и право. 2022. № 4. С. 87-90. Law and legislation. 2022;(4):87-90. Научная статья УДК 346.2
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-87-90
NIION: 1997-0063-4/22-200 MOSURED: 77/27-001-2022-4-400
Критерии понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в российском законодательстве
Елена Васильевна Ельникова
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина;
Международный юридический институт, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ российского законодательства в отношении установления содержания понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Выявлено несоответствие критериев определения этого понятия в различных законодательных актах Российской Федерации.
Установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы изначально создаются как специализированные субъекты для осуществления предпринимательской деятельности в аграрной сфере. Сделан вывод о том, что сельскохозяйственными товаропроизводителями без подтверждения дохода от реализации сельскохозяйственной продукции следует признавать все крестьянские (фермерские) хозяйства вне зависимости от их правовой модели, а также сельскохозяйственные производственные кооперативы. Предложено унифицировать понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в различных законодательных актах.
Ключевые слова: сельскохозяйственный товаропроизводитель, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельскохозяйственный производственный кооператив, сельскохозяйственный потребительский кооператив, сельскохозяйственная продукция, личное подсобное хозяйство.
Для цитирования: Ельникова Е.В. Критерии понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в российском законодательстве // Закон и право. 2022. № 4. С. 87—90. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-87-90.
Original article
Criteria for the concept of «agricultural commodity producer» in Russian legislation
Elena V. Elnikova
Kutafin Moscow State Law University; International Law Institute, Moscow,
Russia, [email protected]
Abstract. The article analyzes the Russian legislation regarding the establishment of the content of the concept of «agricultural commodity producer». The discrepancy between the criteria for defining this concept in various legislative acts of the Russian Federation has been revealed.
It is established that peasant (farmer) farms and agricultural production cooperatives are initially created as specialized entities for the implementation of entrepreneurial activities in the agricultural sector. It is concluded that all peasant (farmer) farms, regardless of their legal model, as well as agricultural production cooperatives, should be recognized as agricultural producers without confirmation of income from the sale of agricultural products. It is proposed to unify the concept of «agricultural commodity producer» in various legislative acts.
Keywords: agricultural commodity producer, peasant (farmer) economy, agricultural production cooperative, agricultural consumer cooperative, agricultural products, personal subsidiary farm.
For citation: Elnikova E.V. Criteria for the concept of «agricultural commodity producer» in Russian legislation // Law and legislation. 2022;(4):87—90. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-87-90.
© Ельникова Е.В. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 04-2022
Понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» не является новеллой для российского законодательства, поскольку активно используется в нем не одно десятилетие. Необходимость легального закрепления данного понятия обусловлена, прежде всего, в целях предоставления государственной поддержки этой категории хозяйствующих субъектов в рамках реализации государственной аграрной политики, воплощенной в принятии целого пула стратегических документов. Кроме того, указанное понятие получило закрепление в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 [1] (далее — Закон о СХК). Ещё одной сферой является налоговое законодательство, использующее рассматриваемое понятие в связи с определением круга налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога.
Таким образом, целесообразность закрепления в российском законодательстве понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» не вызывает сомнений, однако столь же важным является отсутствие двойных смыслов и наличие правовой определенности в его формулировке. В рамках данной статьи будет предпринята попытка проанализировать российское законодательство в отношении установления содержания понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и выявлении его соответствия в различных нормативных правовых актах.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» [2] (далее — Закон о РСХ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
Перечень сельскохозяйственной продукции утвержден распоряжением Правительства РФ от 25 января 2017 г. № 79-р, с последующими дополнениями [4].
Как видно из легального определения, круг сельскохозяйственных товаропроизводителей весьма широк и не ограничен какими-то отдель-
ными организационно-правовыми формами юридических лиц, поскольку законодатель использует для его определения достаточно широкую категорию «организация», охватывающую как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица. Вышеприведенное определение показывает, что законодатель не ограничивает круг сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — СХТП) исключительно юридическими лицами, воплощающими преимущественно коллективную форму предпринимательства, а включает в него также и субъектов индивидуального предпринимательства — индивидуальных предпринимателей.
Критерием отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к категории «сельскохозяйственный товаропроизводитель» является наличие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не менее 70% за календарный год.
Кроме того, в круг сельскохозяйственных товаропроизводителей включены субъекты, которым не требуется подтверждать наличие указанного дохода. К таким субъектам отнесены граждане, ведущие личное подсобное хозяйство; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), а также крестьянские (фермерские) хозяйства (п. 2 ст. 3 Закона о РСХ).
При обозначении этих категорий законодатель указывал законодательные акты, которыми регулировался их и правовой статус.
Так, в названный перечень вошли крестьянские (фермерские) хозяйства (далее — КФХ), созданные в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ (далее — Закон о КФХ).
Однако впоследствии ГК РФ закрепил еще одну правовую модель крестьянского (фермерского) хозяйства, являющуюся самостоятельной организационно-правовой формой коммерческого юридического лица, регулируемого ст. 86.1 ГК РФ [3].
Кроме того, правила этой статьи ГК РФ подлежат применению также к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон 1990 г.).
Несмотря на то что названный Закон утратил силу в связи с принятием Закона о КФХ,
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в соответствии с ним как юридические лица, вправе сохранить статус юридического лица (п. 3 ст. 23 Закона о КФХ).
Таким образом, исходя из буквального толкования Закона о РСХ крестьянские (фермерские) хозяйства оказываются в неравном положении, поскольку те из них, которые созданы по Закону о КФХ, не должны подтверждать наличие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не менее 70% за календарный год, другие же, созданные как юридические лица (по Закону 1990 г. или по ст. 86.1 ГК РФ), находясь в числе прочих организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, для отнесения к «сельскохозяйственным товаропроизводителям» должны подтверждать наличие указанного дохода.
Наличие такой дифференциации в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств как самостоятельного хозяйствующего субъекта не имеет правового обоснования и обусловлено лишь тем, что последующие изменения законодательства о статусе крестьянского (фермерского) хозяйства не получили отражения в Законе о РСХ.
В связи с этим положения Закона о РСХ требуют внесения изменений в целях уравнивания правового положения в этом аспекте всех существующих крестьянских (фермерских) хозяйств вне зависимости от способа из создания.
Представляется, что любые КФХ должны признаваться сельскохозяйственными товаропроизводителями без подтверждения дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, поскольку изначально они создаются как специализированные субъекты для осуществления предпринимательской деятельности в аграрной сфере.
В целях преодоления необоснованной дифференциации и достижения унификации правового положения КФХ вне зависимости от их правовой модели следует исключить из п. 2 ст. 3 Закона о РСХ, содержащего крестьянские (фермерские) хозяйства в перечне отнесенных к сельскохозяйственным товаропроизводителям дополнительных субъектов, конкретизирующего указания «в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», что позволит расширить круг КФХ, принадлежность которых к категории «сельскохозяйственный товаропроизводитель» не требует подтверждения дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, за счет включения в него всех созданных крестьянских (фермерских) хозяйств.
Кроме вышерассмотренных КФХ в круг сельскохозяйственных товаропроизводителей включены и иные субъекты, которым не требуется подтверждать наличие указанного дохода. К таким субъектам отнесены граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие , заготовительные).
Не вполне понятно, какими мотивами руководствовался законодатель, выделяя в этом перечне только лишь сельскохозяйственные потребительские кооперативы и оставляя за его пределами сельскохозяйственные производственные кооперативы, которые могут быть отнесены к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей лишь при условии соблюдения законодательно установленных количественных показателей подтверждения дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, т.е. по общим и для иных юридических лиц правилам.
Исходя из того, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о СХК сельскохозяйственный производственный кооператив изначально создается гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива, данный субъект в силу своей сущностной природы должен рассматриваться в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя без установления каких бы то ни было дополнительных критериев его отнесения к таковому. В ином случае утрачивается смысл выделения сельскохозяйственного производственного кооператива как самостоятельной разновидности производственного кооператива, существующего в рамках специального правового регулирования.
Остановимся подробнее на последнем из названных субъектов — сельскохозяйственном потребительском кооперативе, которым в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о СХК признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
Следует отметить, что понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя как участника сельскохозяйственного потребительского кооператива закреплено в ст. 1 этого же Закона, и оно существенно отличается от определения сельскохозяйственного товаропроизводителя в Законе о РСХ.
LAW & LEGISLATION • 04-2022
Так, согласно ст. 1 Закона о СХК сельскохозяйственным товаропроизводителем является физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% от общего объема производимой продукции.
Для рыболовецкой артели (колхоза) стоимостное выражение производства сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловов водных биологических ресурсов должно составлять более 70% от общего объема производимой продукции.
Таким образом, в трактовке Закона о СХК понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя основано на менее строгих критериях, чем аналогичное понятие Закона о РСХ, как по кругу субъектов (в Законе используется более широкая по сравнению с индивидуальными предпринимателями категория «физические лица»), так и по размеру стоимостного выражения производимой ими сельскохозяйственной продукции в общем объеме производимой продукции, составляющего 50, а не 70% (за исключением рыболовецкой артели).
Представляется, что наличие в законодательстве различных подходов к определению категории «сельскохозяйственный товаропроизводитель» приводит к отсутствию единообразного понимания рассматриваемой категории, что усложняет логику ее восприятия и правоприменения.
По нашему мнению, нет достаточных оснований для расширительного толкования этой категории в Законе о СХК, и дальнейшая корректировки законодательства должна исходить из критериев, предлагаемых в Законе о РСХ, в том числе также с учетом более позднего принятия этого Закона и отсутствия необходимой работы по приведению в соответствие с ним ранее принятых законодательных актов.
Список источников
1. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 06.12.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
2. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от
30.12.2020) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW
3. Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.12.2012 № 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // Рос. газ. 2013. № 3. 11 янв.
4. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2017 № 79-р (ред. от 31.08.2021) «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
References
1. Federal Law «On Agricultural Cooperation» dated 08.12.1995 № 193-FZ (as amended on
06.12.2021) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW
2. Federal Law «On the Development of Agriculture» dated 29.12.2006 № 264-FZ (ed. dated
30.12.2020) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW
3. Federal Law «On Amendments to Chapters 1, 2, 3 and 4 of Part One of the Civil Code of the Russian Federation» dated 30.12.2012 № 302-FZ (ed. dated 04.03.2013) // Rossiyskaya Gazeta. 2013. № 3. January 11.
4. Decree of the Government of the Russian Federation № 79-r dated 25.01.2017 (ed. dated
31.08.2021) «On approval of the list of agricultural products, the production, primary and subsequent (industrial) processing of which is carried out by agricultural producers, as well as scientific organizations, professional educational organizations, educational organizations of higher education in the process of their scientific, scientific, technical and (or) educational activities» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
Информация об авторе
Ельникова Е.В. — кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент
Information about the author
Elnikova Е^. — candidate of law, candidate of historical sciences, associate professor
Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.
The article was submitted 28.02.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022