DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10211
Н. Т. Кумпилов - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
N. T. Kumpilov - undergraduate, Kuban State Agrarian University;
К. А. Назаретян - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
K. A. Nazaretyan - undergraduate, Kuban State Agrarian University;
Л. К. Улыбина - профессор кафедры финансов, д. э. н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
L. K. Ulybina - Professor of the Department of Finance, Doctor of Economics, Kuban State Agrarian University.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ
ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА AGRICULTURAL INSURANCE AS AN EFFECTIVE TOOL FOR INCREASING THE FINANCIAL STABILITY
OF AGRICULTURAL COMPLEX
Аннотация. Фундаментальная основа успешного развития агропромышленного комплекса - это финансовая устойчивость и стабильность работы сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые, в свою очередь, зависят не только от внутренних, но и от внешних рисков, в частности от конъюнктуры рынка продовольствия, природно-климатических условий. В современных условиях формирование механизма эффективного управления рисками в сельском хозяйстве выступает в качестве одной из приоритетных задач развития агропромышленного комплекса. Наиболее действенным инструментом снижения неблагоприятного влияния внешних рисков является страхование. Агрострахование как способ стабилизации рисков в сельском хозяйстве позволяет не только компенсировать убытки, связанные с потерей сельскохозяйственной продукции, но и защитить производителей от возможного банкротства, повысить предсказуемость финансовых результатов деятельности. Авторами рассмотрена динамика сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в России, предложены мероприятия в целях улучшения условий агрострахования и привлечения сельскохозяйственных производителей.
Abstract. The fundamental basis for the successful development of the agro-industrial complex is the financial stability and stability of the work of agricultural producers, which, in turn, depend not only on internal, but also on external risks, in particular, on the food market and environmental and climatic conditions. In modern conditions, the formation of a mechanism for effective risk management in agriculture acts as one of the priority tasks for the development of the agro-industrial complex. The most effective tool to reduce the adverse effects of external risks is insurance. Agricultural insurance as a way to stabilize risks in agriculture allows not only to compensate for losses associated with the loss of agricultural products, but also to protect producers from possible bankruptcy and increase the predictability of financial performance. The authors examined the dynamics of agricultural insurance with state support in Russia, proposed measures to improve the conditions of agricultural insurance and attract agricultural producers.
Ключевые слова: страхование, сельское хозяйство, сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой, страховой рынок.
Keywords: insurance, agriculture, agricultural insurance with state support, insurance market.
Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей, которая представлена практически во всех странах и призвана обеспечивать население сырьем и продовольствием для ряда отраслей промышленности. В мировом сельском хозяйстве занятость экономически активного населения составляет порядка 1,1 млрд. чел. Очевидно, что развитие сельского хозяйства обеспечивает стимулирование роста экономики, продовольственную безопасность страны, а также снижение социальной напряженности.
Ключевую роль в сельскохозяйственной отрасли России занимает Краснодарский край. По итогам 2018 г. Краснодарский край занимает первое место по объему произведенной продукции сельского хозяйства (рисунок 1).
Ставропольский край; 3,7%
Воронежская
К. . Белгородская обл.; 4,Р%- , ' ' обл.; 4
% Татарстан; 4,2%
Ростовская
обл.; 4,8%
Краснодарский край; 7,2%
Рисунок 1 - Региональная структура производства продукции сельского хозяйства, 2018 г.
Конечно же, лидирующие позиции региона объясняются уникальным географическим положением, наличием плодородных земель, высокой плотностью населения.
Финансовые результаты деятельности производителей сельскохозяйственной продукции Краснодарского края представлены в таблице 1.
Анализ показателей прибыли и сальдированного финансового результата позволяет сделать следующий вывод: если до 2016 г. наблюдается четко выраженная тенденция роста, то с 2017 г. отмечается значительное снижение финансовых результатов в сельском хозяйстве. В большей степени отрицательная динамика была обусловлена растениеводческим направлением деятельности. В 2017 г. наблюдалось перенасыщение рынка зерновых культур ввиду высокого урожая, что привело к изменению конъюнктуры рынка, произошло снижение цен реализации на основные виды зерновых культур на фоне роста производственных затрат.
Таблица 1 - Финансовые результаты деятельности производителей
сельскохозяйственной продукции Краснодарского края
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % (разах)к
2014 г. 2017 г.
Количество сельскохозяйственных организаций, ед. 5 066 4 983 4 732 4 761 4419 87,2 92.8
Сумма прпбылп, млн руб. 25 547 47 932 44 281 27 681 33 735 132,1 121,9
Сумма убытка, млн руб. 5 781 5 306 1 653 2 229 3 531 61,1 158.4
Сальдированный финансовый результат, млн руб. 19 765 42 626 42 628 25 452 30 204 152,8 118,7
Просроченная дебиторская задолженность, млн руб. 523 623 776 367 1 588 303,6 432,7
Просроченная кредиторская задолженность, млн руб. 995 740 436 70 446 44,8 637.1
При этом несмотря на рост прибыли и сальдированного финансового результата в абсолютном выражении мы наблюдаем устойчивую тенденцию сокращения сельскохозяйственный организаций на протяжении всего анализируемого периода. Следует отметить, что 2018 г. показал наибольшую динамику снижения - 342 организации.
Ввиду неблагоприятных погодных условий вегетационного периода на территории Краснодарского края многие товаропроизводители в 2018 г. недополучили урожай, что привело в менее финансово устойчивых организациях к убыткам. Данные вывод подтверждается и динамикой показателя убытка, отраженной в таблице 1.
В целом, фундаментальная основа успешного развития агропромышленного комплекса - это финансовая устойчивость и стабильность работы сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые, в свою очередь, зависят не только от внутренних, но и от внешних рисков, в частности от конъюнктуры рынка продовольствия, природно-климатических условий.
Проблема устойчивости сельскохозяйственного производства обусловлена рядом объективных причин, характерных для отрасли.
Во-первых, сельское хозяйство является гарантом продовольственной безопасности страны, в связи с чем даже небольшие нарушения в его развитии способны привести к дестабилизации и дисбалансу производства и потребления.
Во-вторых, в сельском хозяйстве есть специфические причины появления рисков - это погодные риски. Неблагоприятные погодные условия оказывают непосредственное воздействие на урожайность культур. При реализации данного риска, то есть снижения урожайности, выручка сельскохозяйственных организаций на фоне неизменных или возрастающих издержек снизится, что приведет к отрицательной динамике прибыли, а, следовательно, и рентабельности. Данные процессы неизбежно приводят к проблеме сохранения, укрепления и повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных компаний.
В-третьих, ввиду длительного производственного процесса, объективно обусловленного временного разрыва между производством сельскохозяйственной продукции и ее реализацией наблюдается нехватка денежных средств для обеспечения операционной деятельности, в связи с чем сельскохозяйственные товаропроизводители привлекают заемные средства. Таким образом, растет зависимость организаций от внешнего финансирования, что обуславливает необходимость рационального управления финансовыми ресурсами в целях обеспечения финансовой устойчивости.
В современных условиях формирование механизма эффективного управления рисками в сельском хозяйстве выступает в качестве одной из приоритетных задач развития агропромышленного комплекса.
Наиболее действенным инструментом снижения неблагоприятного влияния внешних рисков является страхование, которое создает для предприятий сельского хозяйства возможность покрытия убытков, обусловленных потерей продукции, а также обеспечивает защиту от возможного банкротства, позволяет погасить обязательства, улучшить качества прогнозируемого финансового результата деятельности. В этой связи страхование, являющееся инструментом риск-менеджмента, должно быть частью общей программы развития аграрного сектора.
Можно выделить три типа систем агрострахования:
1) с преобладающей ролью государства (Канада, Греция, Индия);
2) с сочетанием участия государства и частных страховщиков (США, Испания, Италия, Франция, Турция);
3) с преобладающей ролью частных страховщиков (Германия, Швеция, Австралия).
Сравнение сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в России и за рубежом представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Сельскохозяйственное страхование в России и за рубежом:
сравнение законодательной базы
Критерий Россия США, Турция, Испания
Диверсификация страховых программ Три программы, которые определены законом: страхование с ельскохозяйств енных культур, посадок многолетних насаждений, с ельскохозяйств енных животных Число программ законом не ограничено. Гибкий порядок утверждения программы в рамках общих условий, установленных законом
Страховые риски и события, влияющие на их наступление Установленный законом закрытый перечень Перечень зависит от программы
Особые условия для отдельных объектов страхования Лишь в отношении двух групп: - для сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте и на мелиорируемых землях; - для животных, если условия их содержания включают обязательное применение электрической, тепловой энергии, а также воды В зависимости от особенностей объекта страхования
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 25.07.2011 № 260-ФЗ. Порядок предоставления субсидий по сельскохозяйственному страхованию представлен на рисунке 2.
Новшества в систему агрострахования привнес Федеральный закон от 27.12.2018 № 563-Ф3.
Изменения вступили в силу 1 марта 2019 г. Перечислим самые значимые.
1. Исключение порога гибели урожая. Ранее получение компенсации было возможно только в случае фактического снижения урожайности культур более чем на 20 % в сравнении с планируемым урожаем. А в случае с многолетними насаждениями компенсация могла быть получена при условии их гибели на площади более 30% земельных участков.
1. Сельхозтоваропроизводитель выбирает страховую организацию, с которой будет заключен договор страхования: изучает предлагаемые страховщиком правила страхования и условия договора страхования; заключает договор страхования; оплачивает 50% страховой премии
-► 2. После вступления в силу договора страхования сельхозтоваропроизводитель формирует комплект документов и подает заявление в орган управления АПК субъекта России на получение субсидии
-► 3. По итогам рассмотрения заявления и документов орган управления АПК субъекта Российской Федерации принимает решение о предоставлении государственной поддержки и перечисляет на счет страховой организации оставшиеся 50% страховой премии по договору страхования за счет средств регионального и федерального бюджетов
Рисунок 2 - Порядок предоставления субсидий по агрострахованию
2. Предельная сумма страхования снижена до 70 % - согласно прежней версии, страховую сумму можно было уменьшить до 80 % от страховой стоимости. От страховой суммы зависит размер страховой премии, следовательно, страхование стало дешевле.
3. Безусловная франшиза возросла до 50 %. Ранее безусловная франшиза не должна была превышать 30 % от страховой суммы. В соответствии с действующим законодательством франшиза должна быть не менее 10 % и не более 50 % от страховой суммы.
4. Экспертиза посевов может производиться «постфактум». Законодателем уточняется порядок экспертизы при наличии разногласий между страховщиком и страхователем. Так, проведение инспекции осуществляется независимым экспертом. В случае возможности выезда на поле и осмотра посевов исследование проводится на месте. В ином случае эксперт оцениваем размер ущерба на основе представленных документов - например, авиационных или космических снимков.
5. Расширен перечень событий страхования. В этот список были добавлены: сильный ливень, сильный и (или) продолжительный дождь, раннее появление или установление снежного покрова, промерзание верхнего слоя почвы. Для животноводов добавился также один страховой случай - возникновение на территории страхования очаговой заразной болезни, из-за которой пришлось уничтожить сельскохозяйственных животных.
Для реализации положений данного закона в 2019 г. из федерального бюджета в виде субсидий на агро-страхование было запланировано выделить 1,5 млрд руб.
В результате совершенствования механизма государственной поддержки агрострахования, основанного на положениях закона № 563-ФЗ, по прогнозу Министерства сельского хозяйства охват застрахованных посевных площадей должен увеличиться до 4,2% к 2020 г. и до 11,3 % к 2025 г., а доля застрахованных животных вырастет соответственно до 16,7 и 26,1 %.
Динамику страхового рынка отражает множество показателей, одним из которых является изменение численности заключенных между страховщиком и страхователем договоров (рисунок 3).
80 000
70 000
60 000
50 000
40 000
30 000
20 000
10 000
0
75 108
76 050 58 108 58 433
65 398 5
51 882
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Количество договоров, ед.
Рисунок 3 - Динамика заключенных договоров сельскохозяйственного страхования
В настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества заключенных договоров сельскохозяйственного страхования. В 2016 г. было резкое сокращение договоров страхования (на 22%), однако в последующие годы наблюдалось снижение темпов роста, в 2019 г. было заключено 51,9 тыс. договоров страхования.
Интенсивность деятельности страховщиков отражает динамика собранных страховых премий. Страховая премия - это денежная сумма, которую страхователь должен внести страховщику за предоставленные им услуги страхования по договору страхования. Рассмотрим динамику собранных страховых премий по сельскохозяйственному страхованию (рисунок 4).
За последние 5 лет, объем собранных страховых премий постепенно снижается. В 2019 г. по сравнению с 2014 г. было собрано на 61,6 % меньше страховых премий.
В 2017 г. в результате изменения системы субсидирования регионы распределили средства государственной поддержки агрострахования на другие цели. В связи с чем из 48 субъектов России, которые приняли на себя обязательства по государственной поддержке страхования рисков растениеводства в 2017 г., 31 субъект не смог их выполнить. А застрахованная площадь посевов сократилась с 4,1 млн. га до 1,9 млн. га в 2017 г. При этом стоит отметить, что по данным 2015-2016 гг. аграрии ежегодно страховали 4,9 млн. га пашни условиях государственной поддержки.
16 000
14 000
12 000
10 000
8 000
6 000
4 000
2 000
0
14 697
9 944 10 015
3 945
5 647
-3 731
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Объем собранных премий, млн руб.
Рисунок 4 - Динамика собранных страховых премий по сельскохозяйственному страхованию
Рассмотрим Топ-10 регионов России по объему страховых премий, в том числе по страхованию с господдержкой (таблица 3).
Оценка объема страховых премий по регионам России показала, что большая часть страховых премий была собрана в Москве, после которой с большим отрывом следует Воронежская область и Краснодарский край. В целом можно отметить, что больше половины страховых премий было собрано по страхованию с государственной поддержкой.
Краснодарский край на протяжении многих лет выступал одним из флагманов агрострахования - еще в 2016 г. здесь было застраховано почти 0,5 млн га посевов. Но в 2017 г. и начале 2018 г. край перестал субсидировать расходы аграриев на страховую защиту. В конце 2018 г. стало известно, что в Краснодарском крае возобновляется агрострахование с господдержкой. На 2019 г. были запланированы средства как в федеральном, так и в краевом бюджетах, 334,5 млн руб. - на растениеводство, 5 млн руб. - на животноводство. Кроме того, из краевого бюджета выделено 173 млн руб. на противоградовые мероприятия. В 2020 г. в Краснодарском крае на агрострахование направят более 330 млн руб. Таким образом, край не только восстанавливает поддержку страхования в растениеводстве, но и впервые подключится к субсидированию страхования сельскохозяйственных животных.
Таблица 3 - Топ-20 субъектов России по объему страховых премий
Объем страховых премий в 2018 г.. Изменение
Субъект РФ млн руб. объема рынка
Всего Господдержка (2018/2017 гг.), %
г. Москва 518,8 264,3 -0,4
Воронежская область 258,5 163,0 -52,6
Краснодарский край 237,5 4,4 -20,6
Республика Татарстан 213,8 122,0 18,4
Брянская область 200,3 156,1 24,6
Белгородская область 189,7 0,8 -1,4
Орловская область 175,0 172,6 -45,5
Ставропольский край 169,6 0,4 -32,6
Липецкая область 135,7 121,6 -40,3
Пермский край 105,7 93,2 -3,6
Одним из ключевых элементов страхования является страховая выплата. Страховая выплата - это денежная сумма, выплачиваемая страховщиком страхователю при наступлении страхового случая в качестве возмещения. Размер страховой выплаты и сроки оплаты устанавливаются в договоре страхования. Рассмотрим динамику страховых выплат по сельскохозяйственному страхованию (рисунок 5).
Резкое сокращение объема страховых выплат наблюдается в 2015 г. и в 2017 г. В 2019 г. объем выплат продолжил незначительно увеличивается, что является положительной тенденцией для страховщиков. Анализ данных рисунка 5 показывает, что примерно половина страховых выплат производится по страхованию с господдержкой. В 2017-2019 гг. выплаты по страхованию с господдержкой занимали больший удельный вес в совокупности страховых выплат, что отражает сокращение страхования, осуществляемого без государственной поддержки.
Рисунок 5 - Динамика страховых выплат по сельскохозяйственному страхованию, млрд руб.
Рассмотрим распределение объема страховых выплат по сельскохозяйственному страхованию по федеральным округам России в 2019 г. (рисунок 6).
25,70
■ Центральный ■ Северо-Западный ■ Южный
■ Приволжский ■ Уральский ■ Сибирский
■ Дальневосточный
Рисунок 6 - Объем страховых выплат по сельскохозяйственному страхования по федеральным округам
России, 2019 г.
Большая доля страховых выплат приходится на Дальневосточный федеральный округ (572 309,3 тыс. руб.), что связано с природными условиями, в которых находится данный федеральный округ, которые вызывают дополнительные финансовые риски. Значительную долю в объеме страховых выплат занимают также Приволжский (513 751,6 тыс. руб.) и Южный (371 882, 9тыс. руб.) федеральные округа. На данных территориях сосредоточено большое количество сельхозпроизводителей и преобладают также риски, связанные с климатическими условиями.
В последнее врем наблюдается сокращение численности страховщиков, действующих в сфере сельскохозяйственного страхования. Так, если в 2017 г. насчитывалось 33 страховщика, то в 2019 году их численность сократилась до 15. Из 27 компаний, занимающихся сельскохозяйственным страхованием, лишь 9 заключают договоры страхования с государственной поддержкой. В данной ситуации на рынке страхования от сельскохозяйственных рисков выделили Топ-10 страховых компаний, которые охватили 97,1 % рынка (таблица 4).
Таблица 4 - Показатели деятельности Топ-10 страховщиков, занимающихся сельскохозяйственным страхованием
Наименование Объем премий, млн руб. Объем выплат, млн руб. Количество договоров страхования, шт.
Всего Господдержка Всего Господдержка Всего Господдержка
АО СК «РСХБ-Страхование» 1 638 812 821 422 2 461 255
АО «АльфаСтрахование» 673 454 180 0 338 39
ПАО СК «Росгосстрах» 288 18 90 19 41 744 37
ООО СК «Согласие» 246 136 32 30 536 21S
АО «Страховая группа АВАНГАРД-ГАРАНТ»' 183 183 189 189 15 15
CAO «ВСК» 169 60 3 0 1 516 51
АО «СОГАЗ» 139 50 73 — 306 15
ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» 134 111 56 56 516 73
АО СО «Талисман» 114 108 23 23 45 35
СПАО «Ингосстрах» 39 - 4 - 206 -
Лидером на рынке сельскохозяйственного страхования является АО СК «РСХБ-Страхование», которое занимает 44 % рынка. В совокупности объем выплат составил 1,57 млрд руб., где максимальная выплата составила 371 млн руб., которая была произведена в сегменте страхования сельскохозяйственных животных в результате эпизоотии.
Из представленных страховых компаний можно выделить СПАО «Ингосстрах», которое не использует государственную поддержку в сельскохозяйственном страховании, однако вошел в Топ-10 страховых компаний,
действующих в данной сфере. Данный факт может свидетельствовать о том, что компания востребована на рынке страховых услуг даже без господдержки.
Большая часть договоров страхования была заключена в ПАО СК «Росгосстрах», которое по данному критерию является лидером, то есть доверие страхователей к данной организации выше, чем к другим, а также это может быть связано с выгодными условиями страхования.
По данным Национального союза агростраховщиков, объем рынка страхования сельскохозяйственных рисков РФ по состоянию на 31 декабря 2019 г. достиг 5,3 млрд руб. Данные учитывают объем премии по страхованию с господдержкой за год в размере 4,3 млрд руб., а также премию по сельхозстрахованию по договорам, заключенным в первые 9 месяцев без субсидирования - 983 млн руб.
Всего, по данным Национального союза агростраховщиков, за 12 месяцев 2019 г. в России были застрахованы только на условиях господдержки сельхозкультуры на 4,8 млн га посевных и посадочных площадей и поголовье сельхозживотных в размере более 6,7 млн условных голов. По сравнению с аналогичными показателями 2018 г. - 1,2 млн га и 4,5 млн условных голов - прирост составил соответственно 315 % и 49 %.
Этому способствовали, в первую очередь, вступившие в силу поправки в профильное законодательство, меры Минсельхоза России и страхового сообщества. В то же время развитие агрострахования в России пока находится на недостаточном уровне для полноценной защиты агропромышленного комплекса от рисков чрезвычайных бедствий В 2019 г. потери аграриев в 25 субъектах РФ, где был объявлен режим ЧС в связи с природными бедствиями, достигли 12,7 млрд руб. по официальным данным.
По данным Национального союза агростраховщиков, наиболее крупная выплата в страховании урожая за последние два года осуществлена «РСХБ-Страхование», она выплачена в январе 2020 г. по убыткам аграриев в Мордовии - 73,8 млн руб. Реализовался риск обширного выпревания озимых, в связи с чем в республике в минувшем сельскохозяйственном сезоне официально действовал режим ЧС.
Вопрос о повышении эффективности системы агрострахования и охвата ею до 40-45% посевных площадей был поставлен 23 ноября 2019 г. на рабочей встрече у президента РФ Владимира Путина вице-премьером российского правительства Алексеем Гордеевым.
Полагается, что для максимальной защиты аграриев от рисков ЧС необходимо дополнять систему агро-страхования новыми программами - в частности, страхования затрат аграриев на возделывание урожая на погибших полях. Возможно, имеет смысл ее диверсифицировать по «зимним» и «летним» рискам для более эффективной страховой защиты озимых. Такая программа была бы удобной и для аграриев, и страховщиков в регионах с повышенными рисками для агропромышленного комплекса и снизила бы расходы и хозяйств, и субсидирующего бюджета. Этот вопрос требует изменения нормативно-правовой базы агрострахования с господдержкой - как минимум, методики оценки страховой стоимости и оценки убытков, которые утверждаются приказами Министерства сельского хозяйства.
В 2020 г. сохранится форма господдержки сельскохозяйственным товаропроизводителям - это субсидии. А вот вид субсидии трансформировался и с 2020 г. вводятся: компенсирующая и стимулирующая субсидии.
Компенсирующая субсидия - субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования. На рисунке 7 отражены направления использования компенсирующей субсидии.
Компенсирующая субсидия может быть направлена на:
проведение комплекса агротехноло-гитескнх работ в растениеводстве — по ставке на 1 гектар посевной площади
поддержку племенного животноводства — по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного
развитие мясного животноводства — по ставке на 1 тонну II (плн) на 1 голову сельскохозяйственного
животного
поддержку сооственного производства молока — по ставке на 1 килограмм молока
поддержку ЗЛ1ГХНОГО семеноводства — по ставке на 1 гектар посевной площади
развитие традиционных подотраслей растениеводства п животноводства — по ставке на 1 гектар посевных площадей и (пли) на 1 голову сельскохозяйственного животного
уплату страховых премии, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой
Рисунок 7 - Возможные направления использования компенсирующей субсидии
Стимулирующая субсидия - субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования. На рисунке 8 отражены направления использования компенсирующей субсидии.
Стимулирующая субсидия предоставляется регионам России по тем направлениям, которые они выбрали в качестве приоритетных подотраслей сельского хозяйства в рамках процедуры регионализации.
На 2020 г. Министерством сельского хозяйства России будет направлено более 2 млрд руб. компенсирующей субсидии, что позволит увеличить объемы агрострахования по сравнению с результатами прошлого года.
Симулирующая субсидия может быть направлена на:
*■
стимулирование производства зерновых п зернобобовых, масличных культур
стимулирование производства овощей открытого грунта
*■
развитие виноградарства, стимулирование производства продукции плодово-ягодных насаждений
стимулирование производства
молока, развитие специализированного мясного скотоводства, овцеводства
*
*
развитие малых форм хозяйствования
развитие субъектов с низким уровнем социально-экономического развития
Рисунок 8 - Возможные направления использования стимулирующей субсидии
В рамках принятых мер в 2020 г. ожидается страхование не менее 7 % всех посевных площадей, что составляет порядка 5 млн га. При этом доля застрахованного поголовья должна возрасти до 24 %, то есть 7 млн условных голов.
В 2019 г. объем бюджетных ассигнований, направленных на сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой в рамках «единой субсидии», составил 1,5 млрд руб., что почти в 2 раза больше, чем в 2018 г.
По предварительным данным, за последний завершенный год было произведено страхование 4,3 млн га, или 5,5 % все посевной площади страны, что в 3 раза больше, чем в 2018 г. Страхование сельскохозяйственных животных возросло в 1,3 раза и по итогам 2019 г. составило 6,3 млн условных голов, то есть 22 % от
всего поголовья.
В развитии современной системы сельскохозяйственного страхования произошли значительные изменения, однако до сих пор остаются некоторые проблемы, которые требуют определенных действий и последующей реализации. В целях улучшения условий агрострахования и привлечения сельскохозяйственных производителей в данную сферу можно использовать следующие методы, отраженные на рисунке 9.
Рисунок 9 - Мероприятия, способствующие улучшению условий сельскохозяйственного страхования
Реализация предложенных мер позволит усовершенствовать механизм сельскохозяйственного страхования и повысить заинтересованность сельхозтоваропроизводителей и страховщиков. В результате этого ожидается появление новых страховых продуктов, ориентированных на потребности аграриев, что позволит расширить территории их применения в зонах рискового земледелия.
Источники:
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: федеральный закон от 27.12.2018 // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
2. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
3. Об утверждении Плана сельскохозяйственного страхования на 2020 год: Приказ Министерства сельского хозяйства России от 02.12.2019 № 667 // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.
4. Александрии Ю.Н. Агрострахование как эффективный инструмент повышения финансовой устойчивости предприятий АПК / Ю.Н. Александрия, В.А. Грибушенкова // Экономика устойчивого развития. - 2016. - № 1 (25). - С. 1524.
5. Власов В.А. Агрострахование как одно из основных эффективных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства / В.А. Власов, Ю.Ю. Жаворонок // Аграрное и земельное право. - 2019. - № 3 (171). - С. 42-46.
6. Малий В.А. Анализ системы страхования сельскохозяйственных рисков с государственным участием и предложения по ее совершенствованию / В.А. Малий // Известия КГТУ. - 2018. - № 50. - С. 183-196.
7. Окорокова О.А. Развитие сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в России / О.А. Окорокова, Ю.Б. Тураев, К.А. Назаретян, Н.Т. Кумпилов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - № 4. - С. 73-82.
8. Официальный сайт Национального союза агростраховщиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.naai.ru/.
9. Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный союз агростраховщиков» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.naai.ru/presstsentr/analitika/nsa_v_2017_g_agrostrakhovanie_postradalo_ot_izmeneniya_poryadka_subsidirovaniya/.
10. Сплетухов Ю.А. Сельскохозяйственное страхование в России и за рубежом: сравнительная характеристика / Ю.А. Сплетухов // Научно-исследовательский институт. Финансовый журнал. - 2018. - № 1 (41). - С. 87-99.
11. Улыбина Л.К. Актуальные проблемы сельскохозяйственного страхования в России / Л.К. Улыбина, Е.Р. Ку-тайнех // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 10 (22). - С. 77-83.
12. Улыбина Л.К. Анализ индикаторов сельскохозяйственного страхования в Краснодарском крае / Л.К. Улыбина, Ю.Б. Тураев // Актуальные аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эффективного хозяйственного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 275-281.
13. Улыбина Л.К. Состояние рынка сельскохозяйственного страхования в России / Л.К. Улыбина, Ю.Б. Тураев, Н.С. Григорян, С.С. Григорян // Вестник академии знаний. - 2019. - № 3 (32). - С. 360-366.
References:
1. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O gosudarstvennoj podderzhke v sfere sel'skohozyajstvennogo strahovaniya i o vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O razvitii sel'skogo hozyajstva»: federal'nyj zakon ot 27.12.2018 // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii pravo.gov.ru.
2. O gosudarstvennoj podderzhke v sfere sel'skohozyajstvennogo strahovaniya i o vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O razvitii sel'skogo hozyajstva»: federal'nyj zakon ot 25.07.2011 № 260-FZ (red. ot 01.05.2019) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii pravo.gov.ru.
3. Ob utverzhdenii Plana sel'skohozyajstvennogo strahovaniya na 2020 god: Prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva Rossii ot 02.12.2019 № 667 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii pravo.gov.ru.
4. Aleksandrin YU.N. Agrostrahovanie kak effektivnyj instrument povysheniya finansovoj ustojchivosti predpriyatij APK / YU.N. Aleksandrin, V.A. Gribushenkova // Ekonomika ustojchivogo razvitiya. - 2016. - № 1 (25). - S. 15-24.
5. Vlasov V.A. Agrostrahovanie kak odno iz osnovnyh effektivnyh napravlenij gosudarstvennoj podderzhki v sfere razvitiya sel'skogo hozyajstva / V.A. Vlasov, YU.YU. ZHavoronok // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2019. - № 3 (171). - S. 42-46.
6. Malij V.A. Analiz sistemy strahovaniya sel'skohozyajstvennyh riskov s gosudarstvennym uchastiem i predlozheniya po ee sovershenstvovaniyu / V.A. Malij // Izvestiya KGTU. - 2018. - № 50. - S. 183-196.
7. Okorokova O.A. Razvitie sel'skohozyajstvennogo strahovaniya s gosudarstvennoj podderzhkoj v Rossii / O.A. Okorokova, YU.B. Turaev, K.A. Nazaretyan, N.T. Kumpilov // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. - 2018. - № 4. - S. 7382.
8. Oficial'nyj sajt Nacional'nogo soyuza agrostrahovshchikov [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.naai.ru/.
9. Soyuz «Edinoe ob"edinenie strahovshchikov agropromyshlennogo kompleksa - Nacional'nyj soyuz agrostrahovshchikov» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.naai.ru/presstsentr/analitika/nsa_v_2017_g_agrostrakhovanie_postradalo_ot_izmeneniya_poryadka_subsidirovaniya/.
10. Spletuhov YU.A. Sel'skohozyajstvennoe strahovanie v Rossii i za rubezhom: sravnitel'naya harakteristika / YU.A. Spletuhov // Nauchno-issledovatel'skij institut. Finansovyj zhurnal. - 2018. - № 1 (41). - S. 87-99.
11. Ulybina L.K. Aktual'nye problemy sel'skohozyajstvennogo strahovaniya v Rossii / L.K. Ulybina, E.R. Kutajnekh // Voprosy nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 10 (22). - S. 77-83.
12. Ulybina L.K. Analiz indikatorov sel'skohozyajstvennogo strahovaniya v Krasnodarskom krae / L.K. Ulybina, YU.B. Turaev // Aktual'nye aspekty realizacii strategii modernizacii Rossii: poisk modeli effektivnogo hozyajstvennogo razvitiya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2019. - S. 275-281.
13. Ulybina L.K. Sostoyanie rynka sel'skohozyajstvennogo strahovaniya v Rossii / L.K. Ulybina, YU.B. Turaev, N.S. Grigoryan, S.S. Grigoryan // Vestnik akademii znanij. - 2019. - № 3 (32). - S. 360-366.