Экономика
УДК 65.271:65.32
о развитии сельскохозяйственного страхования в современной россии
Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Е. М. КОТ,
кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой, Е. В. МАТВЕЕВ,
кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42),
A. Г. МОКРОНОСОВ,
доктор экономических наук, профессор,
Российский государственный профессионально-педагогический университет
(620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11)
Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственное страхование, рынок агрострахования, правовое регулирование сельскохозяйственного страхования.
Страхование рисков в российском сельском хозяйстве в условиях современной аграрной реформы получило развитие с принятием Федерального закона от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». Специфика страхования рисков в сельском хозяйстве состоит в том, что процесс аграрного производства неразрывно связан с природно-климатическими явлениями и природными условиями (засуха, наводнения, пожары и др.), к этим природным катаклизмам следует добавить вредителей сельскохозяйственных растений (саранча и др.) и заболевания сельскохозяйственных животных и птиц, например эпидемии (африканской чумы свиней, гриппа птиц и др.). По этой причине страхование в определенной мере способствует устойчивому развитию сельскохозяйственной деятельности. Предметом настоящего исследования являются отношения, складывающиеся на российском рынке страхования в сфере аграрной экономики. Цель исследования заключается в анализе состояния и эффективности нормативного правового регулирования сельскохозяйственного страхования как одного из существенных факторов успешного развития аграрного предпринимательства. Примененные методы анализа и синтеза, исторический, сравнительного правоведения и другие общенаучные методы позволили наиболее объективно выявить имеющиеся проблемы в области сельскохозяйственного страхования в современной России и рассмотреть пути их решения. В статье показано, как в условиях финансовой нестабильности развивается сельхозстрахование, какие новации позволяют его модернизировать. Результаты настоящей работы могут быть применены в управленческой деятельности в области сельского хозяйства, организациями агрострахования, аграрными предпринимателями, а также в учебном процессе в учреждениях аграрного образования.
ON THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL INSURANCE IN MODERN RUSSIA
B. A. VORONIN,
doctor of legal sciences, professor, head of the chair, E. M. KOT,
candidate of economic sciences, professor, head of the chair, e. V. matveev,
candidate of economic sciences, associate professor, ural state Agrarian university
(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg),
A. G. MOKRONOsOV,
doctor of economic sciences, professor,
Russian state Vocational Pedagogical university
(11 Mashinostroiteley Str., 620012, Ekaterinburg)
Keywords: agriculture, agricultural insurance, agricultural insurance market, legal regulation of agricultural insurance. Risks insurance in Russian agriculture in the conditions of modern agrarian reform has developed since the adoption of the Federal law dated on July 14, 1997 № 100-FZ "On state regulation of agro-industrial production". The specificity of risk insurance in agriculture is that the agricultural production process is inextricably linked with climatic phenomena and natural conditions (drought, floods, fires, etc.), these natural disasters should be added with pests (locusts, etc.) and diseases of agricultural animals and birds, for example the epidemic (African swine fever, avian influenza, etc.). For this reason insurance to a certain extent contributes to the sustainable development of agricultural activities. The subjects of this research are the relations on the Russian insurance market in the field of agricultural economics. The purpose of the study is to analyze the status and effectiveness of legal regulation of agricultural insurance as one of the essential factors of successful development of agricultural entrepreneurship. Applied methods of analysis and synthesis, historical, comparative law and other scientific methods allowed the most objectively identify problems in the field of agricultural insurance in Russia to consider ways of their solution. The article shows how in conditions of financial instability agricultural insurance develops, what innovations allow to upgrade it. The results of this study can be applied to management activities in the field of agriculture, organization of agricultural insurance, agricultural entrepreneurs, as well as in the educational process in institutions of agricultural education.
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.
Аграрный вестник Урала № 06 (148), 2016 г. - . ¿588^
Экономика ^Ф/
Тема сельскохозяйственного страхования актуальна, поскольку сельскохозяйственное производство в России, как и во многих странах мира, функционирует в условиях рисков, вызванных природно-климатическими явлениями (засуха, наводнения, пожары и др.), к этим природным катаклизмам следует добавить вредителей сельскохозяйственных растений (саранча и др.) и заболевания сельскохозяйственных животных и птиц, например эпидемии (африканской чумы свиней, гриппа птиц и др.).
Эти факторы наносят серьезный ущерб сельскохозяйственным товаропроизводителям, исчисляемый в отдельные годы и в отдельных регионах миллиардами рублей. Поэтому эффективная организация сельскохозяйственного страхования в определенной мере способствует устойчивому развитию сельскохозяйственной деятельности.
Агрострахование впервые появилось в западных странах в начале 30-х гг. XX в. в связи с тем, что в это время, как и на территории России, нередко случались неурожаи, от которых фермеры не были застрахованы [2].
В советский период, когда в России существовала государственная собственность, страхование осуществляло государство. С переходом в 1990 г. на рыночные экономические отношения и появлением многообразия форм собственности и хозяйствования в аграрной сфере государство, как и в целом по экономике, отошло от активной финансовой поддержки российского аграрного сектора [3].
Лозунг «рынок все отрегулирует» привел к развалу российского сельского хозяйства и поэтому 14 июля 1997 г. был принят Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства», в котором ст. 16 называлась «Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства». Закон установил, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 % страховых взносов, остальные 50 % страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета.
Это было кардинальное решение в сфере сельскохозяйственного страхования в новых экономических условиях. В законе установлено, что Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам.
Государственная поддержка страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей возлагается на государственных агентов, определяемых Правительством РФ. Порядок и условия организации и
проведения страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченного государственной поддержкой, включая перечень страховых рисков, порядок определения страховой стоимости урожая принимаемых на страхование сельскохозяйственных культур, сроки действия договора страхования, условия формирования дополнительных страховых резервов, устанавливаются также Правительством РФ.
Суммы страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплаченных за счет собственных средств по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, относятся на себестоимость сельскохозяйственной продукции.
Уплата страховых взносов по сельскохозяйственному страхованию производится сельскохозяйственными товаропроизводителями после уплаты налогов и иных платежей в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв.
Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5 % от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Положение о федеральном сельскохозяйственном страховом резерве утверждается Правительством РФ.
Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правительством.
Стоит отметить, что этот законодательный акт рассматривал как объект страхования лишь урожай сельскохозяйственных культур и не рассматривал весь комплекс аграрного производства, также подвергавшийся рискам и ущербу. Кроме того, законодательно уставленный период, за который рассчитывается средняя урожайность (5 лет), был недостаточным ввиду большой неустойчивости урожайности.
Принятие Федерального закона от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон „О развитии сельского хозяйства"» стало важным шагом в развитии системы сельхозстрахования с государственной поддержкой в современной России. Законом предусмотрено значительное число новаций, которые позволяют модернизировать сельхозстрахование и построить
Экономика
эффективную, прозрачную, работоспособную систему в целях обеспечения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей.
Наблюдаются положительная динамика в области сельхозстрахования и планомерный рост представленных на субсидирование договоров страхования урожая.
В 2014 г. в федеральном бюджете было предусмотрено 5,947 млрд руб. на государственную поддержку сельхозстрахования, из них в растениеводстве -4,997 млрд руб., в животноводстве - 0,95 млрд руб.
В 2014 г. в программе страхования с государственной поддержкой в области растениеводства приняли участие 62 региона, осуществляли страхование 43 страховые организации.
В программе государственной поддержки страхования сельскохозяйственных животных приняли участие 443 сельскохозяйственных товаропроизводителя, заключено 634 договора, что выше, чем в 2013 г., на 73,6 %.
Застраховано свыше 2,4 млн условных голов, что в 2,8 раза выше уровня прошлого года (в 2013 г. на аналогичный период было застраховано 872,2 тыс. условных голов) на общую страховую сумму 40,6 млрд руб., начисленная страховая премия составила 673,4 млн руб. Средняя ставка страхового тарифа - 1,66 %.
В целях совершенствования действующего механизма агрострахования в 2014 г. подготовлены и приняты изменения в закон, предусматривающие, в том числе, снижение порога утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур до 25 % и более, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений до 30 % и более; уточнение перечня природных явлений - наводнение, подтопление, паводок, оползень, на которые распространяется действие федерального закона при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур.
В опубликованном Национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2015 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [5] отмечается, что из 85 субъектов Российской Федерации в программе страхования с государственной поддержкой в области растениеводства в 2015 г. приняли участие 56 регионов (90,3 % к 2014 г.), страхование осуществляли 43 страховые организации. На конец 2015 г. остались 24 страховые организации, имеющие право осуществлять агрострахование с государственной поддержкой, с действующими лицензиями. Договоры сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой заключило 2751 хозяйство, что вдвое меньше уровня 2014 г.
Посевная площадь сельскохозяйственных культур по договорам страхования с государственной поддержкой, принятым на субсидирование в 2015 г., составила 8,3 млн га, т. е. 10,9 % всех посевных площадей, что на 35,2 % меньше, чем в 2014 г. Аналогичный показатель был достигнут в 2010 г. Объем застрахованных площадей озимых культур в 2015 г. составил 2,9 млн га, яровых культур посева текущего года - 5,4 млн га, посадок многолетних насаждений - 12,5 тыс. га.
Основной причиной резкого снижения объемов рынка агрострахования в 2015 г. по сравнению с
2014 г. стали мероприятия Банка России по отзыву и приостановлению действия лицензий, направленные на оздоровление рынка.
В результате надзорных действий Банка России с ноября 2014 г. отозваны лицензии у 15 компаний: ООО СК «Исла» (приказ Банка России от 14 ноября 2014 г.), ООО СК «Ермак» (приказ Банка России от 30 декабря 2014 г.), ООО «Страховая компания „Северная казна"» (приказ от 22 апреля
2015 г.), ООО «Страховое общество „Купеческое"» (приказ от 14 мая 2015 г.), ОАО РСТК (приказ от 20 мая 2015 г.), ООО «Национальная противопожарная страховая компания» (приказ от 3 июня 2015 г.), ОАО Страховая компания «МРСК» (приказ от 3 июня 2015 г.), ОАО Страховая компания «СОЮЗ» (приказ от 2 июля 2015 г.), ООО «Страховая компания „Ев-рострахование"» (приказ от 13 августа 2015 г.), ООО «Национальный Страховой Дом» (приказ от 20 августа 2015 г.), ООО «Межрегиональная страховая компания „АСКО"» (приказ от 27 августа 2015 г.), ОАО КСК «Поддержка. Иркутск» (приказ от 30 сентября 2015 г.), ООО СК «Практика» (приказ от 28 октября 2015 г.), ООО СК «Полис» (приказ от 1 декабря 2015 г.), ООО СК «Проспект» (приказ от 1 декабря 2015 г.).
В связи с неисполнением надлежащим образом предписания Банка России приостановлено действие лицензий шести компаний: ЗАО СК «Авангард Полис» (приказ от 6 августа 2015 г.), ОАО Государственная страховая компания «Поддержка» (приказ от 7 октября 2015 г.), ООО «Страховая компания „Держава"» (приказ от 7 октября 2015 г.), ООО «Русское общество страхования „Родина"» (приказ от 15 октября 2015 г.), ООО «Специализированная страховая компания» (приказ от 16 ноября 2015 г.),
000 «Страховая компания „АгроС"» (приказ от
1 декабря 2015 г.).
Приостановление действия лицензии страховой компании означает запрет на заключение договоров страхования. При этом страховая организация обязана принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять обязательства по ранее заключенным договорам страхования.
Экономика ^Ш/
Таблица 1
Страхование урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой в 2010-2015 гг. (по данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации)
Table 1
Crop insurance of agricultural crops and planting of perennial plants with the state support in 2010-2015 (according to agribusiness management bodies of constituent entities of the Russian Federation)
Показатели Indicators Годы Years 2015 к 2014, % 2015 to 2014, %
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число организаций, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию, всего The number of companies that have entered into insurance contracts subject to subsidies, total 3919 4452 5145 4663 5827 2751 47,2
В том числе: сельхозорганизации Including: agricultural organizations 2365 2776 3158 2701 3442 1854 53,9
крестьянские (фермерские) хозяйства peasant (farmer's) economies 1554 1676 1987 1962 2385 897 37,6
Посевная площадь - всего, млн га Sown area - total, million hectares 71,7 73,2 72,8 74,7 75,0 75,9 101,1
В том числе застрахованных культур, млн га Including insured crops, million hectares 8,3 14,2 12,9 11,7 12,8 8,3 64, 8
Удельный вес посевной площади застрахованных культур, % The proportion of cultivated area of insured crops, % 12,4 20,1 18,5 16,3 17,7 10,9 61,6
Число субъектов Российской Федерации, принявших участие в страховании The number of subjects of the Russian Federation which took part in the insurance 61 62 60 60 62 56 90,3
Число страховых организаций, осуществлявших страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой The number of insurance organizations engaged in insurance of agricultural crops with state support 49 54 36 42 44 43 97,7
Страховая сумма, млн руб. The insured amount, million rub. 87983 136573 175473 183152 212584 155707 73,2
Сумма уплаченной страховой премии, млн руб. The amount of the paid insurance premium, million rub. 8805,8 13735,9 9699,9 10653 12265,2 8709,7 71,0
Субсидии, перечисленные получателям из федерального бюджета, млн руб. Grants listed to the recipients from the federal budget, million rub. 3518,5 4993,5 4106,7 4566,0 4892,0 3877,6 79,3
Субсидии, перечисленные получателям из бюджетов субъектов Российской Федерации, млн руб. Grants listed to the recipients from budgets of subjects of the Russian Federation, million rub. 792,7 1021,2 766,3 690,0 1141,1 401,1 35,2
Субсидии, перечисленные из консолидированного бюджета, млн руб. Grants listed from the consolidated budget, million rub. 4311,2 6014,7 4873,0 5256,0 6033,1 4278,7 70,9
Доля фактической компенсации уплаченной страховой премии из бюджетов всех уровней, % The share of the actual payment of the insurance premium paid from the budgets of all levels, % 48,8 42,4 49,8 49,3 49,2 49,1 99,8
Страховое возмещение, млн руб. Indemnity, million rub. 6392,4 3865,4 2181,5 1454,5 1561,1* 1072,9* 68,7
К страховой премии, % To the insurance premium, % 72,5 28 22,5 13,7 12,7 12,3 97,0
К заявленным убыткам, % To the claimed losses, % н. д. 73,6 57,6 40,9 68,7 70,3 102,3
Средний начисленный страховой тариф, % The average accrued insurance rate, % 5,89 5,72 -
Примечание: * с учетом удовлетворенных требований за счет средств Фонда компенсационных выплат (ФКВ). Note: * taking into account requirements satisfied at the expense of the Compensation Fund (CF).
Экономика
Всего по указанной 21 страховой организации в 2014 г. доля по показателю «застрахованная площадь» составляла 64,5 %.
В 2015 г. Минсельхоз России сообщал, что снизилась доля застрахованных посевов: страховой защитой обеспечено примерно 4 млн га - 5,4 % от общей посевной площади, что почти на 40 % меньше, чем в прошлом году. Сельхозпроизводители заключили около 1,5 тыс. договоров страхования с господдержкой урожая и многолетних насаждений на более чем 72,1 млрд руб. Общая сумма начисленной страховой премии составила 4,17 млрд руб.
Больше всего посевов (примерно 1,5 млн га) было застраховано в Приволжье, страховая сумма здесь составляет почти 15,7 млрд руб. В Южном федеральном округе застраховано почти в три раза меньше полей - 578 тыс. га, но на 19,3 млрд руб. Некоторые регионы, например Воронежская и Саратовская области, а также весь Крымский округ не заключили ни одного договора страхования с господдержкой. При этом Саратовская область пострадала от засухи - в июле там был введен режим ЧС. Также от аномальной жары и засухи этим летом страдали Волгоградская, Самарская, Оренбургская и Иркутская области, Забайкальский край, республики Тыва, Бурятия и Калмыкия. Ущерб от засухи в 2015 г. составил более 7 млрд руб. [6].
В соответствии с законом № 260-ФЗ выделяются следующие объекты сельскохозяйственного страхования в Российской Федерации.
1. При сельскохозяйственном страховании урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений объектами сельскохозяйственного страхования являются имущественные интересы страхователя, выгодоприобретателя, связанные с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей, виноградников, плодовых, ягодных, орехоплодных насаждений, плантаций хмеля, чая), утраты (гибели) посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая).
2. При сельскохозяйственном страховании сельскохозяйственных животных объектами сельскохозяйственного страхования являются имущественные интересы страхователя, выгодоприобретателя, связанные с риском утраты (гибели) следующих видов сельскохозяйственных животных:
1) крупный рогатый скот (буйволы, быки, волы, коровы, яки);
2) мелкий рогатый скот (козы, овцы);
3) свиньи;
4) лошади, лошаки, мулы, ослы;
5) верблюды;
6) олени (маралы, пятнистые олени, северные олени);
7) кролики, пушные звери;
8) птица яйценоских пород и птица мясных пород (гуси, индейки, куры, перепелки, утки, цесарки), цыплята-бройлеры;
9) семьи пчел.
22 декабря 2014 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства""»[7].
Закон направлен на повышение страховой защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также совершенствование механизмов сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.
Федеральный закон № 424-ФЗ внес изменения и дополнения в закон № 260-ФЗ. В ст. 8 этого закона определены риски, при страховании которых оказывается государственная поддержка.
1. Оказание государственной поддержки в соответствии с настоящим федеральным законом осуществляется при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, в том числе урожая многолетних насаждений, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений в результате воздействия следующих событий:
1) воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, наводнение, подтопление, паводок, оползень, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар);
2) проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифито-тический характер;
3) нарушение электро-, тепло-, водоснабжения в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.
2. Оказание государственной поддержки в соответствии с настоящим федеральным законом осуществляется при страховании рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных в результате воздействия следующих событий:
1) заразные болезни животных, включенные в перечень, утвержденный уполномоченным органом, массовые отравления;
2) стихийные бедствия (удар молнии, землетрясение, пыльная буря, ураганный ветер, сильная метель, буран, наводнение, обвал, лавина, сель, оползень);
- - Аграрный вестник Урала № 06 (148), 2016 г.-. ^^ _
Экономика ^Ф/
3) нарушение электро-, тепло-, водоснабжения в результате стихийных бедствий, если условия содержания сельскохозяйственных животных предусматривают обязательное использование электрической, тепловой энергии, воды;
4) пожар.
Под утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственной культуры понимается снижение фактического урожая по сравнению с запланированным на 25 % и более (с 2016 г. на 20 % и более). Государственная поддержка предоставляется путем перечисления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в адрес страховщика 50 % начисленной страховой премии. Применяется план сельскохозяйственного страхования, содержащий перечень подлежащих страхованию сельскохозяйственных культур и предельные размеры ставок для расчета размера субсидий.
С 1 января 2016 г. на рынке сельхозстрахования с господдержкой действует объединение агрострахов-щиков, статус которого приобрел Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный союз агростраховщиков». По состоянию на 4 апреля 2016 г. в его состав входят 20 страховых компаний, участвующих в осуществлении агрострахования с государственной поддержкой.
Единое общероссийское объединение страховщиков разрабатывает по согласованию с Минсельхозом России, Минфином России и Банком России правила сельскохозяйственного страхования.
Выводы. Общая страховая сумма (ответственность страховщиков) в 2015 г. составила 155,7 млрд руб. Ее уменьшение по сравнению с 2014 г. на 26,8 % обусловлено снижением величины застрахованных площадей.
Объем рынка страховых услуг (сумма взносов хозяйств и субсидий государства - страховая премия) также существенно сократился с 12 265,2 млн руб. в 2014 г. до 8709,7 млн руб. и составил 71 % к уровню 2014 г. Средняя стоимость урожая на 1 га застрахованной площади составила в 2014 г. 16,6 тыс. руб., а в 2015 г. - 18,8 тыс. руб. (прирост - 13,3 %). Средняя начисленная страховая премия на 1 га площади застрахованной сельскохозяйственной культуры в 2014 г. составила 976 руб., в 2015 г. - 1072 руб. (прирост - 9,8 %).
Несмотря на снижение объемов агрострахования в целом, в отдельных регионах оно функционирует более успешно, чем в среднем по стране. Лидерами среди регионов по размеру застрахованных площадей являются Республика Татарстан (907,1 тыс. га), Краснодарский край (589,7 тыс. га) и Ставропольский край (517,7 тыс. га). По удельному весу застрахованных площадей лидирует Северо-Кавказский федеральный округ (16,1%).
В то же время проблема агрострахования пока далека от успешного решения. Так, на совещании, которое проводил Д. А. Медведев, руководители субъектов РФ высказали следующие предложения.
Губернатор Волгоградской области А. Бочаров, выступая на совещании, сказал, что гибель посевов в регионе в последние годы достигает 90 % от общей площади. «С 2009 года никто не страхует. Естественно, 5-10 % урожая кто будет страховать?» - отметил он. По данным Минсельхоза, в Волгоградской области заключено 33 страховых договора, защищено примерно 5,5 % посевов (157,4 тыс. га). По мнению Бочарова, необходимо продумать систему страхования рисков сельхозпроизводителей, работающих в сложных климатических условиях.
Губернатор Краснодарского края В. Кондратьев попросил Правительство рассмотреть возможность внесения изменений в федеральный закон о господдержке в сфере сельхозстрахования и дифференцировать долю утраты урожая с учетом почвенно-кли-матических условий. Он предлагает снизить порог наступления страхового случая с нынешних 25 % до 10-15 %.
В Свердловской области в 2015 г. на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы федеральным бюджетом выделены финансовые средства в объеме 20 000,0 тыс. руб.
Освоение средств составило 16 933,06 тыс. руб. Застрахованные площади посевов (посадок) сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой составили 31,515 тыс. га при целевом показателе результативности предоставления субсидий в 2015 г. 125,0 тыс. га.
Основная причина невыполнения показателя связана с недостатком оборотных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей в период страховой кампании (15 дней с момента окончания посевной кампании) и высокой стоимостью страхования таких культур, как картофель и овощи.
Доведенный до субъекта контрольный показатель существенно превысил среднемноголетний показатель объема страхования сельскохозяйственных культур. В последние годы в среднем сельскохозяйственными товаропроизводителями Свердловской области страховалось 30-50 тыс. га из 900 тыс. га пашни, находящейся в аграрном производстве (зер-новодство, овощеводство, картофелеводство, кормовые культуры) [8].
Экономика
Минсельхоз РФ подготовил план мероприятий спечат объективность расчета и оперативность осу-
по решению проблем сельскохозяйственного страхо- ществления страховых выплат.
вания. Он предусматривает несколько мероприятий. Кроме того, предлагается совместно с Росгидро-
Первое - построение трехуровневой системы страхо- метом создать дополнительную систему метеонаблю-
вой защиты сельскохозяйственных товаропроизводи- дения для целей страхования и подтверждения факта
телей. «Система включает в себя три варианта агро- наступления страхового случая, а также разработать страхования: страхование „суперкатастрофических" специализированные критерии опасных природных
рисков (первый уровень), добровольное страхование явлений для целей агрострахования. с государственной поддержкой (второй уровень), Еще одна новелла - разработка методик для рас-„коммерческое" страхование (третий уровень)», - чета размера страхового возмещения в целях обяза-
указывается в документе. тельного их применения страховыми компаниями
Эта мера, по мнению Минсельхоза, позволит расши- для обеспечения прозрачности выплат. рить варианты агрострахования, в том числе даст воз- Реализация указанных мероприятий позволит со-
можность оказания дополнительной поддержки застра- вершенствовать систему агрострахования в целом
хованным аграриям за счет региональных программ. и расширить объемы страховой защиты сельскохо-
Другое предложение - создание института ава- зяйственного производства [9]. рийных комиссаров и андеррайтеров, которые обе-
Литература
1. СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3501.
2. Аминева А. Д. О развитии правового регулирования страхования в сельском хозяйстве // Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика : сб. науч. ст. М. : Право и государство, 2004. 320 с.
3. Воронин Б. А. Страхование в аграрной сфере Российской Федерации // Бизнес, менеджмент и право. 2005. № 1. С. 36-39.
4. СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4700.
5. ИПП «Гарант». URL : http://base.garant.ru/70826588/#ixzz4845nKYbv.
6. URL : http://specagro.ru/obzor_novostei_APK_Rossiya_i_mir/?apk_news_id=4169&pref=1407pid=977 19.08.15.
7. URL : http://specagro.ru/#news/one/1262810.
8. Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. URL : http:// mcxso.midural.ru.
9. Спеццентручет в АПК. 13 мая 2016 г.
10. Обобщение судебной практики Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам, рассмотренным в кассационном порядке во втором полугодии 2014 г. // ИПП «Гарант». URL : http//www.garant.ru.
11. Расходы, связанные с хранением сельскохозяйственной продукции, страхованием зерна, инспектированием грузов, включаются в состав косвенных расходов, связанных с производством и реализацией, и уменьшают доходы при исчислении налога на прибыль // ИПП «Гарант». URL : http//www.garant.ru.
12. Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации : определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № ВАС-1611/14 // ИПП «Гарант». URL : http// www.garant.ru.
References
1. Code of Laws of the Russian Federation. 1997. № 29. Art. 3501.
2. Amineva A. D. On the development of legal regulation of insurance in agriculture // Actual problems of agrarian law of Russia: theory and practice : collection of scientific works. M. : Right and state, 2004. 320 p.
3. Voronin B. A. Insurance in the agrarian sphere of the Russian Federation // Business, managment and right. 2005. № 1. P. 36-39.
4. Code of Laws of the Russian Federation. 2011. № 31. Art. 4700.
5. Legal information portal "Garant". URL : http://base.garant.ru/70826588/#ixzz4845nKYbv.
6. URL : http://specagro.ru/obzor_novostei_APK_Rossiya_i_mir/?apk_news_id=4169&pref=1407pid=977 19.08.15.
7. URL : http://specagro.ru/#news/one/1262810.
8. Ministry of agriculture and food of Sverdlovsk region. URL : http://mcxso.midural.ru.
9. Speccentruchet in AIC. 13 may 2016.
10. Generalization of court practice the Federal arbitration court of North Caucasus region in the cases reviewed in cassation in the second half of 2014 // Legal information portal "Garant". URL : http//www.garant.ru.
11. The costs associated with the storage of agricultural products, grain insurance, inspection of goods, are included in indirect costs related to production and sales, and reduce income when calculating income tax // Legal information portal "Garant". URL : http//www.garant.ru.
12. Refusal to transfer the case to the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation : definition of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of March 5, 2014. № VAS-1611/14 // Legal information portal "Garant". URL : http//www.garant.ru.
100 www.avu.usaca.ru