Научная статья на тему 'Проблемы развития агрострахования в Самарской области'

Проблемы развития агрострахования в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / АГРОСТРАХОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗАКОН / РИСК / РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / INSURANCE / AGRICULTURAL INSURANCE / AGRICULTURE / LAW / RISK / MARKET / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баймишева Татьяна Ахтамовна, Курмаева Ирина Сергеевна

В статье рассматривается состояние рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой в Самарской области в 2013 г., выявляются ключевые проблемы сдерживающие развитие сектора агрострахования, предложены направления развития сельскохозяйственного страхования осуществляемого с государственной поддержкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AGRICULTURAL INSURANCE DEVELOPMENTIN SAMARA REGION

The article examines the development of agricultural insurance market, carried out with state support in the Samara Region in 2013, identifies key problems of insurance in agriculture and areas of agricultural insurance system improvement in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития агрострахования в Самарской области»

УДК 368.5

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Баймишева Татьяна Ахтамовна

к.э.н., доцент кафедры Экономическая теория и экономика АПК Самарской государственной сельскохозяйственной академии Россия, п.г.т. Усть-Кинельский Курмаева Ирина Сергеевна к.э.н., доцент кафедры Экономическая теория и экономика АПК Самарской государственной сельскохозяйственной академии Россия, п.г.т. Усть-Кинельский

Аннотация: в статье рассматривается состояние рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой в Самарской области в 2013 г., выявляются ключевые проблемы сдерживающие развитие сектора агрострахования, предложены направления развития сельскохозяйственного страхования осуществляемого с государственной поддержкой.

Ключевые слова: страхование; агрострахование; сельское хозяйство; закон; риск; рынок; государственная поддержка.

PROBLEMS AGRICULTURAL INSURANCE DEVELOPMENT

IN SAMARA REGION

Tatiana A.

Cand.Econ.Sci, associate professor of the Department Economic theory and Economics Samara state agricultural academy Russia, settlement Ust-Kinelsky Irene S. Kurmaeva Cand.Econ.Sci, associate professor of the Department Economic theory and Economics Samara state agricultural academy Russia, settlement Ust-Kinelsky

Abstract: The article examines the development of agricultural insurance market, carried out with state support in the Samara Region in 2013, identifies key problems of insurance in agriculture and areas of agricultural insurance system improvement in Russia.

Keywords: insurance; agricultural insurance; agriculture; law; risk; market; state support.

Управление рисками в сельском хозяйстве - важнейшее направление эффективного развития отрасли, залог успешного ведения агробизнеса. В последнее время повышенное внимание

уделяется агрострахованию - одному из наиболее эффективных методов управления рисками. Страхование является одним из инструментов, использование которого не нарушает правил ВТО и потенциально может служить эффективным инструментом стабилизации доходов сельскохозяйственных производителей и сельского населения в целом. Рассмотрим как складывалась ситуация в сфере страхования сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений с государственной поддержкой в Самарской области в 2013 году (табл. 1).

Таблица 1

Статистические данные по страхованию сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой в Самарской области в 2013 году

Показатели 2013 г.

Количество хозяйств, заключивших договоры, ед. 37

Количество заключенных договоров страхования, ед. 65

Посевная (посадочная) площадь в 2013 году (без учета хозяйств населения), тыс. га 1 909,1

Посевная (посадочная) площадь по договорам страхования, тыс. га 292,0

Удельный вес застрахованных площадей, % 15,3

Страховая сумма, тыс. руб. 2 672 475

Сумма начисленной страховой премии, тыс. руб. 202 570

Фактически перечислено субсидий сельхозтоваропроизводителям - всего, тыс. руб. 101 284,9

в том числе: за счет средств федерального бюджета за счет средств бюджета субъекта РФ 67 962,2 33 322,7

Сумма страховых выплат, тыс. руб. 41 931

В Самарской области в 2013 году 37 хозяйств (без учета хозяйств населения) заключили 65 договоров страхования с государственной поддержкой по риску утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений.

В 2013 году общая застрахованная посевная (посадочная) площадь составила 292 тыс. га (что на 10,6% чем в 2012 году), в том числе площадь озимых культур - 109,3 тыс. га или 37,4% от общей застрахованной посевной (посадочной) площади; однолетних яровых культур - 182,3 тыс. га или 62,5%; урожая и посадок многолетних насаждений - 0,4 тыс. га или 0,1%. Таким образом, из всей застрахованной площади 99,9% занимают сельскохозяйственные культуры и лишь 0,1% - урожай и посадки многолетних насаждений. Удельный вес посевной площади застрахованных культур в общей посевной (посадочной) площади в Самарской области составил 15,3 %, в целом по Российской Федерации этот показатель составляет 16,3 %.

По доле застрахованной посевной (посадочной) площади с государственной поддержкой лидерами среди субъектов Российской Федерации в 2013 году являются Чеченская республика, Иркутская область и Чувашская Республика, где застраховано соответственно 86,4%, 71,3% и 56% от общей посевной (посадочной) площади.

Сумма уплаченных страховых взносов сельхозтоваропроизводителями в 2013 году составила 101285 тыс. руб., т. е. просубсидировано 50 % начисленной по договорам страховой премии, за счет средств федерального бюджета - 67,1 %, за счет средств регионального бюджета - 32,9%. Сумма выплаченного страхового возмещения по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой в Самарской области в 2013 году составила 41 931 тыс. руб., что составляет 21 % от общей суммы уплаченных страховых премий (взносов). Наибольшую сумму страхового возмещения получили хозяйства Республики Татарстан - 387,3 млн. руб. и Краснодарского края

- 106,8 млн. руб.

В сфере страхования животных система государственной поддержки действует второй год, она предусмотрена законом с 1 января 2013 года, ситуация здесь складывалась следующим образом (табл. 2).

В 2013 году застраховано с государственной поддержкой 579 усл. голов, что составляет 0,3 % от имеющегося в Самарской области. Лидером по доле застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных среди субъектов Российской Федерации является Брянская область, где застраховано 227,6 тыс. условных голов или 55,8% от общего поголовья региона, средний показатель по РФ составляет 7%. Наименьший охват страхованием сельскохозяйственных животных: Ивановская, Волгоградская, Самарская, Саратовская области, Алтайский край, а также Кабардино-Балкарская Республика - доля занимает менее 1 %. В 2013 году по договорам страхования просубсидировано 50 % начисленной страховой премии, за счет средств федерального бюджета - 67,1 %, за счет средств регионального бюджета - 32,9%.

Таблица 2

Статистические данные по страхованию сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой в Самарской области в 2013 году_

Показатели 2013 г.

Количество хозяйств, заключивших договоры, ед. 1

Количество заключенных договоров страхования, ед. 1

Поголовье застрахованных животных, усл. гол. 579

Удельный вес поголовья застрахованных животных в общем поголов вотных в субъекте РФ, % 0,3

Страховая сумма, тыс. руб. 13 281

Сумма начисленной страховой премии, тыс. руб. 494

Фактически перечислено субсидий сельхозтоваропроизводителям -го, тыс. руб. 247,221

в том числе: за счет средств федерального бюджета за счет средств бюджета субъекта РФ 165,885 81,336

Сумма страховых выплат, тыс. руб. 41 931

В 2013 г. по данным министерства сельского хозяйства на рынке сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, работали 8 страховых организаций, входящих в два объединения агростраховщиков - Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса «Национальный союз агростраховщиков» и Ассоциация агропромышленных страховщиков «Агропромстрах». Это: ЗАО Страховая Компания «РСХБ-Страхование» в г. Самара, ООО «НПСК», ООО «Страховая компания «Проспект», ООО «СК «Северная казна», Самарский филиал ОАО «Государственная страховая компания «Югория», ООО Страховая компания «Еврострахование», ОАО СК «Альянс», ООО «РОСГОССТРАХ».

Наибольшее количество договоров страхования было заключено страховой организацией ООО «РОСГОССТРАХ» - 75 договоров или 78,9% от общего количества заключенных договоров. По объемам страховых премий по заключенным договорам страхования лидирует также ООО «РОСГОССТРАХ» - 91, 71 млн. руб. или 90,3 % от общего объема страховых премий [4].

Анализ ситуации в сфере сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, показал, что существуют проблемы, факторы сдерживающие развитие сектора агрострахования.

Во-первых - это высокие тарифы, обусловленные тем, что бизнес сельхозстрахования

является сложным, рискованным и затратным по сравнению с другими видами. В случае стихийного бедствия потери могут понести не только отдельные страхователи, но и целые территории, размер страхового возмещения в этом случае может быть слишком большим и пагубно скажется на финансовом состоянии страховой компании. Угрозы мошенничества со стороны сельхозтоваропроизводителей наряду с высокими рисками вынудили некоторые крупные страховые компании практически уйти с этого рынка [1].

Во-вторых, возможность государственной поддержки в случае наступления убытков (пролонгации кредитов, списания задолженностей по кредиту, прямой материальной помощи и т.п.). Пострадавшим аграриям, не заключившим договор страхования, предоставляются безвозмездные субсидии, тогда как застрахованные сельхозпроизводители из-за проблем с урегулированием убытков могут и не получить страхового возмещения.

В-третьих, недостаток свободных оборотных средств для приобретения страховки и низкая рентабельность агробизнеса ограничивают возможности участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в страховании сельскохозяйственных рисков.

В-четвертых, действующий в стране закон о государственной поддержке сельхозстрахования фактически не дает стимулов для страхования урожая. Основное недовольство аграриев вызывала, в частности, формулировка страхового случая, которым по закону №260-ФЗ о господдержке сельхозстрахования, введенному с 2012 г., считается снижение фактического урожая на 30% и более по сравнению с запланированным и потеря многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 40% посадочных площадей [5].

В связи с этим, президент РФ 22 декабря подписал Закон № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Основным нововведением закона является снижение порога гибели урожая, при котором потеря считается страховым случаем, с 30% от запланированного уровня до 25% в 2015 г. В перечень рисков, подлежащих страхованию, добавлено четыре новых опасных явления: наводнение, подтопление, паводок, оползень. При этом в страховании урожая уровень максимальной безусловной франшизы (уровень риска, который аграрий может оставить на собственном удержании) снижен с 40% до 30% [6].

В-пятых, у сельхозтоваропроизводителей, как правило, отсутствует финансовая и юридическая культура, они слабо ориентируются во всех во всех тонкостях страхового права, алгоритмах страхования, особенностях и тонкостях страховых программ. Аграрии не доверяют сложившейся системе сельскохозяйственного страхования, так как при возмещении ущерба нередко возникают спорные ситуации [2].

В-шестых, не достаточно сформированная нормативно-правовая база. На практике система страхованию сельскохозяйственных животных, осуществляемого с государственной поддержкой вступила в действие с 15 сентября 2013 г. (предусмотрена законом с 1 января 2013 года), вследствие отсутствия ряда подзаконных актов (плана сельскохозяйственного страхования, приказа, утверждающего перечень заразных болезней животных, используемого для сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой и др.) и несвоевременного доведение средств до субъектов РФ [3].

В системе сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с господдержкой, на сегодняшний день, существует немало проблем, уровень развития рынка страхования не позволяет говорить об использовании этого инструмента в качестве системного института развития агропромышленной отрасли, с тем спектром возможностей, которые широко задействованы в международной практике. Для решения существующих проблем в сфере сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой необходимо: стимулировать развитие отраслей растениеводства и животноводства, стабилизировать доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей; создавать необходимые условия для их привлечения к участию в системе страхования; укреплять доверие

сельхозпроизводителей к системе страхования; снижать риски мошенничества за счет правильного подхода к андеррайтингу рисков и адекватного среднесрочного планирования; совершенствовать законодательство и учитывать интересы всех участников аграрного страхования; популяризировать страхование, как инструмент управления рисками.

Список литературы:

1. Агрострахование стало лидером по росту премий в I полугодии - 37,2%. 05 сентября 2014. Информационное агентство «Финмаркет». URL: http://www.finmarket.m/insurance/?nt=1&id=3806776 (дата обращения: 25.01.15).

2. Баймишева Т.А., Курмаева И.Н., Баймишева Р.Ш. Современное состояние сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 9. С. 31-33.

3. НСА обсудил страхование животных с господдержкой с животноводами юга России. URL: http: //pole-news.com/spetific-news/newsЛaw-news/(дата обращения: 25.01.15).

4. Статистические данные по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой в 2009-2013 г.г. и состоянию однолетних культур и многолетних насаждений в Российской Федерации в 2009-2012 г.г.: Информационно-практическая брошюра - М.: Минсельхоз России, ФГУ «ФАГПССАП», 2014 . - 173 с.

5. Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».Ц^: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172720/ (дата обращения: 25.01.15).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета. № 6568 от 26 декабря 2014 г. URL: http://www.rg.ru/2014/12/26/izmeneniya-dok.html (дата обращения: 25.01.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.