Научная статья на тему 'Современное состояние страхования рисков сельскохозяйственных организаций с государственной поддержкой в России'

Современное состояние страхования рисков сельскохозяйственных организаций с государственной поддержкой в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / РИСКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ / СТРАХОВАЯ СУММА / СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ / СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ / INSURANCE / RISKS OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS WITH THE STATE SUPPORT / AN INSURED AMOUNT / AN INSURANCE PREMIUM / AN INSURANCE REIMBURSEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наминова К.А.

Цель работы: проанализировать основные параметры развития системы страхования рисков сельскохозяйственных организаций с государственной поддержкой в России в современных условиях. Методы исследования: статистические, аналитические. Результаты работы: проведенный анализ показал, что система страхования рисков сельскохозяйственных предприятий в условиях государственной поддержки не в полной мере обеспечивала эффективную защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, их защиту от крупномасштабных природных рисков. Область применения результатов: положения и выводы автора могут явиться теоретической и эмпирикофактологической базой для решения задач эффективного управления процессом страхования сельскохозяйственных организаций на современном этапе. Выводы. В работе выявлены причины неэффективного финансирования системы страхования рисков сельскохозяйственных предприятий за счет средств федерального бюджета, концентрируется внимание на проблеме отказа в выплатах подавляющему числу товаропроизводителей, ущерб которых хотя и значителен, но не достиг критического порога. Автор приходит к выводу, что необходима качественно новая система сельскохозяйственного страхования с действенной государственной поддержкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN STATE OF INSURANCE RISKS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES WITH THE STATE SUPPORT IN RUSSIA

The goal of the study: t analyze the main parameters of development of the system of insurance of risks of agricultural organizations with state support in Russia in modern conditions. The methods of study: statistical, analytical. The results of the study: the analysis performed showed that the system of insurance of risks of agricultural enterprises in the conditions of state support has not fully provided for an effective protection of interests of agricultural producers, their protection from large scale natural risks The area of use of the results: the author s provisions and conclusions may be the theoretical and empirical-factual basis to solve the tasks of effective management of the process of insurance of agricultural organizations at the contemporary stage. Conclusions. The study has found the reasons for ineffective financing of the system of insurance of risks of agricultural enterprises from the funds of the federal budget, concentrates its attentions on the problem of refusal of payments to the majority of product producers whose damages, though significant, have not reached the critical mass. The author comes to the conclusion that a fundamentally new system of agricultural insurance is necessary, together with a coming with efficient state support.

Текст научной работы на тему «Современное состояние страхования рисков сельскохозяйственных организаций с государственной поддержкой в России»

НАМИНОВ А КЕРМЕН АНТОНОВНА

доцент кафедры мировой экономики и финансов ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

Россия, г. Астрахань e-mail: kermen.09@yandex.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОДДЕРЖКОЙ В РОССИИ

Аннотация. Цель работы: проанализировать основные параметры развития системы страхования рисков сельскохозяйственных организаций с государственной поддержкой в России в современных условиях. Методы исследования: статистические, аналитические. Результаты работы: проведенный анализ показал, что система страхования рисков сельскохозяйственных предприятий в условиях государственной поддержки не в полной мере обеспечивала эффективную защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, их защиту от крупномасштабных природных рисков. Область применения результатов: положения и выводы автора могут явиться теоретической и эмпирико-фактологической базой для решения задач эффективного управления процессом страхования сельскохозяйственных организаций на современном этапе. Выводы. В работе выявлены причины неэффективного финансирования системы страхования рисков сельскохозяйственных предприятий за счет средств федерального бюджета, концентрируется внимание на проблеме отказа в выплатах подавляющему числу товаропроизводителей, ущерб которых хотя и значителен, но не достиг критического порога. Автор приходит к выводу, что необходима качественно новая система сельскохозяйственного страхования с действенной государственной поддержкой.

Ключевые слова: страхование, риски сельскохозяйственных организаций с государственной поддержкой, страховая сумма, страховая премия, страховое возмещение.

NAMINOVA KERMЕN ANTONOVNA

Ph.D., assistant professor of "World Economy and Finance" FGBOU IN "Astrakhan State University", Astrakhan, e-mail: kermen.09@yandex.ru

THE MODERN STATE OF INSURANCE RISKS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES WITH THE STATE SUPPORT IN RUSSIA

Abstract. The goal of the study: t analyze the main parameters of development of the system of insurance of risks of agricultural organizations with state support in Russia in modern conditions. The methods of study: statistical, analytical. The results of the study: the analysis performed showed that the system of insurance of risks of agricultural enterprises in the conditions of state support has not fully provided for an effective protection of interests of agricultural producers, their protection from large scale natural risks The area of use of the results: the author s provisions and conclusions may be the theoretical and empirical-factual basis to solve the tasks of effective management of the process of insurance of agricultural organizations at the contemporary stage. Conclusions. The study has found the reasons for ineffective financing of the system of insurance of risks of agricultural enterprises from the funds of the federal budget, concentrates its attentions on the problem of refusal of payments to the majority of product producers whose damages, though significant, have not reached the critical mass. The author comes to the conclusion that a fundamentally new system of agricultural insurance is necessary, together with a coming with efficient state support.

Keywords: insurance, risks of agricultural organizations with the state support, an insured amount, an insurance premium, an insurance reimbursement.

В России проблема обеспечения населения продуктами питания и промышленности все еще стоит остро. В решении этой острейшей проблемы принимают участие все формы хозяйствования — сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения и другие организационно-правовые формы хозяйствования. Для решения данной проблемы в том числе необходимо сделать больший упор на развитие механизма страховой защиты сельскохозяйственного производства. Как показывает практика, страхование как эффективный инструмент передачи рисков имеет большое значение для повышения финансовой устойчивости и поддержания доходности сельскохозяйственных предприятий.

Государственной поддержке подлежит страхование урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей, виноградников, плодовых, ягодных, орехоплодных насаждений, плантаций хмеля, чая) и посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая). Конкретный перечень видов (групп) сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений на соответствующий год определяется ежегодным Планом сельскохозяйственного страхования, утверждаемым Минсельхозом России. При этом на страхование принимаются только культуры, в том числе многолетние насаждения, сорта которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений и которые допущены к использованию в регионе возделывания.

В настоящее время сельское хозяйство обеспечено страховой защитой в области растениеводства не более чем на 17,7 %, в области животноводства —16,6 %.

В таблице 1 представлена динамика страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой за 2009-2014 годы.

По данным таблицы 1 видно, что количество организаций, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию, то уменьшалось, то увеличивалось. Максимальное значение наблюдалось в 2009 году и 2014 году — 5 742 и 5 827 хозяйств соответственно, абсолютный прирост составил 85 хозяйств, или на 101,48 %. В 2010 году показатель составил 3 919 организаций, в 2011-м и 2012-м годах наблюдался рост хозяйств, принимающих участие в данном сегменте страхования. Но в 2013 году ситуация изменилась, и здесь мы наблюдаем снижение показателя с 51145 организаций до 4663 хозяйства. Причинами такой ситуации является кризисное финансовое состояние хозяйств (сельскохозяйственных и фермерских). Так, с 2003 года и по состоянию на 1 января 2015 года в программе финансового оздоровления приняли участие 13254 сельскохозяйственных товаропроизводителя.

Общая сумма реструктуризированной просроченной задолженности составила 87 млрд руб. Всего 1723 участника завершили программу с суммой реструктуризации просроченной задолженности, которая составила 2,3 млрд руб., в том числе досрочно 991 организация. В настоящее время в программах финансового оздоровления участвуют 3395 сельхозтоваропроизводителей, в том числе 104 фермерских хозяйства. Общая сумма реструктуризированной задолженности составляет 7,3 млрд рублей, из нее 3,3 млрд руб. — задолженность по налогам и сборам.

Ввиду подобного состояния можно констатировать, что страховые тарифы по сельхозстра-хованию многим хозяйствам являются неподъемными. Неэффективность системы страхования сельскохозяйственных рисков в силу определенных причин и обстоятельств отражается на тенденции отказа большинства сельхозпредприятий от агрострахования.

Посевная площадь на протяжении всего анализируемого периода имела тенденцию к увеличению, кроме 2012 года. В 2014 году посевная площадь составила 72,6 млн га, что на 7,9 млн га больше, чем в 2009 году. Но удельный вес посевной площади застрахованных культур в 2014 году составил 17,7 %, что на 0,5 % меньше, чем в 2009 году. Тогда посевная площадь сельскохозяйственных культур по договорам страхования с государственной поддержкой, принятым на субсидировании, составила 12,9 млн га в 2014 году против 11,8 млн га в 2009 году (таблица 2).

Таблица 1

Динамика страхования урожая сельскохозяйственных культур с 2009-2014 годы, млн руб.

Показатели Годы Изменение 2014/2009 года

(+;-), млн руб. %

2009 2010 2011 2012 2013 2014

1.Количество организаций, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию 5 742 3 919 4 452 51145 4663 5827 85 101,48

2. Посевная площадь, млн га 64,7 67 70,8 69,7 71,7 72,6 7,9 112,21

3. Количество субъектов РФ, принявших участие в страховании 62 61 62 60 60 62 0 100

4. Количество страховых организаций, осуществляющих страхование урожая сельхозкультур с государственной поддержкой 64 49 54 36 42 44 -20 68,75

5. Страховая сумма, млн руб. 119127 87983 136573 175473 183152 212584 93457 178,45

6. Сумма уплаченной страховой премии, млн руб. 9184,4 8805,8 13735,9 9699,9 10653 12265,2 3080,8 133,54

7. Субсидии, перечисленные из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, млн руб. 3597 4296,3 5889,5 5307,7 5256 6072,1 2475,6 168,83

8. Выплаченное страховое возмещение, млн руб. 4480,4 6392,4 3865,4 2181,5 1454,5 1544,7 -2935,7 34,48

Источник: рассчитано и составлено автором по [6]

Таблица 2

Соотношение посевной площади сельскохозяйственных культур по договорам страхования с государственной поддержкой и общей посевной площади*

Показатели Годы Изменение 2014 /2009 годах (+;-)

2009 2010 2011 2012 2013 2014

1.Посевная площадь, всего, млн га 64,7 67 70,8 69,7 71,7 72,6 7,9

2.Удельный вес посевной площади застрахованных культур, % 18,2 13 20,1 18,5 16,3 17,7 -0,5

3.Посевная площадь сельскохозяйственных культур по договорам страхования с государственной поддержкой, млн га (стр. 1*стр.2)/100 11,8 8,7 14,2 12,9 11,7 12,9 1,1

*Источник: рассчитано и составлено автором

Количество субъектов РФ, принявших участие в страховании, в 2014 году равнялось 62 ед., это самое максимальное значение. За все время количество субъектов РФ максимально уменьшалось не более чем на 2 ед., как это произошло в 2012-м и 2013-м годах.

На рынке сельскохозяйственного страхования в области растениеводства в России в 2014 году работали 44 страховые организации, входящие в два объединения агростраховщиков — союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса "Национальный союз агростраховщиков"» и Ассоциация агропромышленных страховщиков "Агропромстрах"».

Сопоставляя общую сумму уплаченной страховой премии с общей страховой суммой, можно отметить, что средний тариф по договорам сельхозстрахования с государственной под-

держкой составил: в 2009 году — 7,71 %, в 2010 году — 10,01 %, в 2011 году — 10,06 %, в 2012 году — 5,53 %, в 2013 году — 5,82 %, в 2014 году — 5,77 % от страховой суммы.

В 2014 году произведено выплат страхового возмещения по договорам сельхозстрахования с государственной поддержкой на сумму 1544,7 млн руб., средний уровень выплат составил 68 % заявленных убытков. Таким образом, несмотря на бюджетное субсидирование, действующая система сельхозстрахования с государственной поддержкой требует значительных затрат от самих сельхозпроизводителей.

19 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1421 [3] в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы были внесены изменения, касающиеся в том числе и объема финансирования по сельскохозяйственному страхованию в области растениеводства и животноводства (таблица 3).

Фактически в 2014 году субсидии, перечисленные из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на компенсацию части начисленной страховой премии по заключенным договорам, составили в целом 6072,1 млн руб., в том числе 4931 млн руб. из федерального бюджета и 1141,1 млн руб. из регионального бюджета.

Очевидно, что выделяемые субсидии из двух уровней бюджета в 2014 году были на порядок выше по сравнению с 2013 годом. Но Государственной программой развития сельского хозяйства на 2014 год был заложен объем субсидий в размере 6200 млн руб., в том числе из федерального бюджета —5000 млн руб. и регионального — 1200 млн руб. Таким образом, фактические показатели не совпадают с запланированными в размере 127,9 млн руб.

Таблица 3

Объемы финансирования по сельскохозяйственному страхованию в области растениеводства и животноводства за счет средств федерального бюджета, тыс. руб.

Наименование 2013 году 2014 году 2015 году 2016 году 2017 году

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 [4]

Основное мероприятие «Управление рисками в подотраслях растениеводства» 5000000 5260000 5260000 5517740 5782591,52

Основное мероприятие «Управление рисками в подотраслях животноводства» 1000000 1000000 1500000 354498,75 1419514,69

Уточненный объем средств, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1421 от 19 декабря 2014 года, в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [3]

Основное мероприятие «Управление рисками в подотраслях растениеводства» 5000000 4997000 4997000 6997000 7782591,5

Основное мероприятие «Управление рисками в подотраслях животноводства» 1000000 950000 1425000 1286773,9 1419514,7

На наш взгляд, это могло произойти по двум основным причинам:

1. Отсутствие системного подхода в части обоснованности предоставляемых субсидий Министерством сельского хозяйства России.

2. Неточный механизм расчета размера субсидии.

С 2013 года стало осуществляться оказание государственной поддержки по договорам

сельскохозяйственного страхования в отношении сельскохозяйственных животных в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» [1].

В соответствии с Планом сельскохозяйственного страхования на 2014 год, утвержденного приказом Минсельхоза России от 31.10.2013 года № 399 [5], государственная поддержка в 2014 году осуществлялась при страховании крупного рогатого скота (за исключением телят в возрасте до 2 месяцев), мелкого рогатого скота (за исключением козлят и ягнят в возрасте до 4 месяцев), свиней (за исключением поросят в возрасте до 4 недель), лошадей, лошаков, мулов, ослов (за исключением молодняка в возрасте до 4 месяцев), верблюдов (за исключением верблюжат в возрасте до 4 месяцев), оленей (за исключением молодняка в возрасте до 4 месяцев), кроликов, пушных зверей (за исключением молодняка в возрасте до 4 месяцев), птицы яйценоских пород и птицы мясных пород, цыплят-бройлеров, семей пчел. В таблице 4 представлена динамика страхования сельскохозяйственных животных.

Таблица 4

Динамика страхования сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой в 2013-2014 годах, млн руб.

Показатели Годы Изменение 2014/2013 году

(+;-), млн руб.

2013 2014 %

1.Количество заключенных и просубсидированных договоров страхования, всего, шт., в том числе по страхованию: 410 567 157 138,3

- КРС; 328 411 83 125,3

- МРС; 19 77 58 405,3

- свиней; 48 106 58 220,8

- лошадей; 0 129 129 0

- оленей; 0 1 1 0

- кроликов, пушных зверей; 0 1 1 0

- птицы; 15 48 33 320,0

- семей пчел. 0 13 13 0

2. Поголовье застрахованных животных, условные головы 1 728 688 4 311 696 2 583 008 249,4

3.Удельный вес застрахованных животных, % 7 16,9 9,9 241,4

3. Количество субъектов РФ, принявших участие в страховании 38 57 19 150,0

4. Количество страховых организаций, осуществляющих страхование сельхозживотных с государственной поддержкой 28 31 3 110,7

5. Страховая сумма, млн руб. 37567,5 70134 32566,5 186,7

6. Сумма уплаченной страховой премии, млн руб. 417,1 813,6 396,5 195,1

7. Субсидии, перечисленные из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, млн руб. 206,5 393,2 186,7 190,4

8. Выплаченное страховое возмещение, млн руб. 0 8,9 8,9 0

Источник: составлено и рассчитано автором по [6]

На рынке страхования сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой работала 31 страховая организация, входящая в два объединения агростраховщиков — Союз

«Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса "Национальный союз агростраховщиков"» (НСА) и Ассоциация агропромышленных страховщиков («Агропромстрах») в 57 субъектах Российской Федерации.

В сегменте сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в области животноводства в 2014 году заключенных и просубсидированных договоров страхования увеличилось на 157 шт., или на 138,30 % по сравнению с 2013 годом.

Наибольший прирост данного показателя обеспечило число заключенных договоров по страхованию малого рогатого скота, более чем в 4,5 раза, а также свиней в 2,2 раза, птицы более чем в 3 раза, крупного рогатого скота на 125,3 %.

В 2014 году из общего количества страховых организаций — 31: 17 страховых организаций являются членами НСА, ими было заключено 295 просубсидированных договоров страхования, что составляет 52,0 % от общего количества заключенных и просубсидированных договоров страхования сельскохозяйственных животных в 2014 году, и 14 — организации-члены Аг-ропромстраха, ими было заключено 272 просубсидированных договора страхования сельскохозяйственных животных, что составляет 48,0 % от общего количества заключенных и про-субсидированных договоров страхования.

В 2014 году наблюдается абсолютное увеличение поголовья застрахованных животных — на 2583008 усл. единиц по сравнению с предыдущим периодом и составило 4311696 усл. головы, при этом удельный вес застрахованных животных составил 16,9 % от общего количества.

Сумма уплаченной страховой премии по заключенным и просубсидированным договорам страхования сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой, с учетом бюджетных средств, перечисленных уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на расчетные счета страховщиков на основании заявлений сельскохозяйственных товаропроизводителей, за 2014 год составила 813,6 млн руб. напротив 417,1 млн руб. в 2013 году.

На возмещение части затрат по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой в области животноводства из бюджетов двух уровней было направлено 393,2 млн руб., в том числе:

- из федерального бюджета — 291,2 млн руб.;

- из регионального бюджета — 102 млн руб.

В 2013 году выплата страховых возмещений по страхованию сельскохозяйственных животных не производилась, в 2014 году она составила 8,9 млн руб.

Очевидно, что выплаты по возмещению ущерба являются достаточно низкими, основной причиной является, на наш взгляд, следующее: в основе расчета лежат катастрофические события, такие как, например, массовые эпидемии, но на деле происходящая гибель небольшого количества животных от болезней фактически не относится к списку особо опасных, из-за чего происходят отказы в выплате страхового возмещения. В определенном роде данный факт является тормозом для заключения договоров по страхованию сельскохозяйственных животных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что российская система страхования рисков сельскохозяйственных предприятий, осуществляемая с государственной поддержкой, не в полной мере обеспечивала эффективную защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, их защиту от крупномасштабных природных рисков. Очевидно, что для эффективного разрешения ситуации в данной сфере просто необходима качественно новая система сельскохозяйственного страхования с действенной государственной поддержкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: Закон РФ от 25 июля 2011 году № 260-ФЗ: [Электронный ресурс] // Гарант.

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1421 от 19 декабря 2014 года в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы //Гарант.

3. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 19.12.2014 № 1421 // Гарант.

4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяй-

ственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изм. и доп.): Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 году № 717 //Гарант.

5. Об утверждении Плана сельскохозяйственного страхования на 2014 год (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 № 30799): ПриказМинсельхоза России от 31.10.2013 № 399 //Гарант.

6. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2014 году [Текст]: Информационная брошюра. — М. Минсель-хоз России, ФГБУ «ФАГПССАП», 2015. — 40 с.: ил.

References:

1. On the state support in sphere of agricultural insurance and on introducing amendments to the Federal law «About agriculture development»: the Law of the Russian Federation from July 25, 2011 No. 260-FZ: [Electronic resource]//Garant

2. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1421 of 19 December 2014 the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020//Garant

3. On introducing amendments into the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020: RF Government Decree from 19.12.2014 No. 1421//Garant

4. On the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013 - 2020 (Rev. and EXT.): regulation of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 № 717//Garant

5. Approval of the agricultural insurance Plan for 2014 (Registered in Ministry of justice of Russia on 25.12.2013 No. 30799): the Order of the Ministry of agriculture of Russia dated 31.10.2013 No. 399//Garant

6. Report on the state of the market of agricultural insurance, carried out with the state support in the Russian Federation, in 2014. [Text]: Information brochure-M. agriculture of the Russian Federation, FGBU «FAGPSSAP», 2015.-40p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.